Молодежь как социальную группу отличает

girl 2189247 1920 Советы на день

Молодежь как социальная группа

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Молодежь как социальная группа« из раздела кодификатора (3.3 Молодёжь как социальная группа)

Содержание:

↑ Особенности молодежи как социальной группы

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами.

↑ Молодёжные субкультуры

Существует множество молодёжных субкультур: эмо, готы, хипстеры, реперы, альтернативщики, фанаты, граффитчики, панки и др. Каждая из субкультур характеризуется особенностями в визуальной (одежда, отличительные символы) и аудиальной презентации своих

членов (музыкальные предпочтения, особенности сленга). Молодёжные субкультуры пересекаются между собой, развиваются и видоизменяются, становятся более массовыми или, наоборот, теряют численность.

Для данной культуры характерны попытки сформулировать собственное мировоззрение, оппозиционное (хотя и не обязательно враждебное) мировоззрению старших поколений, своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга и т. д. Молодежная субкультура выступает как альтернативная существующему образу жизни. Это разные объединения и движения молодежи – спортивные, музыкальные, религиозные и т. п. Они тяготеют к нетрадиционным формам духовной жизни общества, отвергают традиционную культуру.

↑ Проблемы современной молодежи

Для современной молодежи характерны общие черты: она более образованна; владеет новыми профессиями; стремится к другому образу жизни; социально более динамична; активно проходит процесс переоценки ценностей, ценных ориентаций, потребностей и политических идеалов, нравственных норм.

Основные проблемы современной молодежи:

Источник

Молодежь – это будущие политики, ученые, известные личности, писатели, которые существенно повлияют на течение всех сфер будущего общества. Важно передать правильное воспитание, нормы, ценности, навыки, необходимые знания учащейся части этой социальной группы.

268073d0cb9b3f274b43ee7d6f59670c

В период молодости человек определяется с будущей профессией, вырабатывает свое мировоззрение, определяется со своим местом в жизни, формирует на основе недолгого пока опыта жизненные ценности.

В это же время встречает спутника жизни и заводит семью. Ему приходится становиться более ответственным в экономическом и социальном плане.

Молодежь как социальная группа

Школьный учебник обществознания дает следующее понятие термина «молодежь» — это группа общества, которая имеет возрастные границы от 15 до 24 лет.

cf54da914f62c6038a2dd2965aee807d

Главные признаки молодежи как социальной группы:

динамичность, имеет самую высокую мобильность в отличие от других социальных групп;

быстрая смена социального статуса и ролей (сначала студент, затем работник, муж или жена, отец или мать);

душевная противоречивость и неустойчивое психическое состояние;

стараются быть «не как все», объединяются в субкультурные группы по интересам.

2b9fb3b521279984267fb5cdee73ee6e

Достаточно типичным поведением для молодежной группы общества является то, что они подразделяют себя в определенные категории неформальных групп и движений. Каждая группа отличается от другой интересами, атрибутикой, ценностями.

Все виды субкультуры похожи тем, что создаются неожиданно — начинается от простого общения и обсуждения увлечений и взглядов на окружающие события. Они не подчиняются никаким организациям и правоохранительным структурам. Помогают молодежи самоутвердиться и защититься от принятого в обществе «правильного» мнения.

Основные проблемы молодежи в России

Российская молодежь согласно данным института молодежи РФ находится в выжидательном положении, хоть и демонстрирует себя как стремящаяся к миру и толерантности в стране.

b88c7ffd9033b6ca15c5b186a69850ee

В последние годы увеличивается тенденция к проявлению активной позиции, которая в ближайшем времени должна выявится еще сильнее.

Социальные проблемы

7e0030e47128f8984e54c60d097be3ff

Заметные ухудшения особенно коснулись социальной сферы:

Доля численности молодежи по отношению к другим возрастным группам страны сокращается, сокращение стало заметно в 1979 г. и достигло отметки в 15%.

Проблемы со здоровьем. Повысились случаи хронических заболеваний. Только 14% молодежи полностью здоровы.

Ухудшение образовательной системы России ведет к снижению умственных и интеллектуальных способностей молодых людей.

Проблемы с психическим состоянием молодых граждан. Государство не уделяет большое внимание психологии молодежи.

Молодежь отрывается от общества, повышается процент маргиналов.

Ухудшение экономической и социальной жизни страны приводит к повышению уровня преступлений среди молодых. Почти 60% всех преступлений страны совершены гражданами до 25 лет.

Экономические проблемы

baf38508692c76d1db7a5f4845336ae9

Тяжело обстоит дело с экономической ситуацией молодежи в России:

Невозможность устроиться на работу по специальности из-за некачественного образования. Работающая молодежь – всего лишь небольшой процент от всей социальной группы.

Увеличение безработицы среди молодого поколения. Неспособность материально обеспечивать свои нужды и потребности.

Жилищный вопрос. У молодого поколения практически нет возможности приобрести жилье.

Духовные проблемы

Социальные и экономические проблемы влияют на духовную составляющую молодого поколения страны. Родители меньше времени уделяют воспитанию детей и заложению в них фундамента нравственности и моральных качеств.

93943320d09245ec498ab1e65e440a84

Между молодым и старым поколением большая «пропасть», непонимание и конфликты.

Современные духовные и нравственные проблемы российской молодежи:

большая разница и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением;

поспешное освобождение из-под родительской опеки;

возвышение культа «удовольствия», отрицание общественных норм и ценностей;

саморазрушение, уничтожение личности;

сексуальная и нравственная распущенность.

Государство пытается решить проблемы молодого поколения, ведь юноши и девушки есть будущее нашей страны. Очевидно, что для разрешения трудностей нельзя использовать устаревшие методы, которые перестали быть актуальными в современном обществе.

ca895a52952877a793f39ee1ad3a4e1b

Страна на государственной основе взялась за развитие молодежной политики, в классификацию направлений которой входит:

создание общественных молодежных организаций;

международное молодежное сотрудничество;

молодежная волонтерская деятельность;

прививание молодому поколению активного образа жизни;

популяризация безопасной культуры;

поддержание в управленческой деятельности;

психологическая работа с теми, кто находится в опасном социальном положении;

помощь в определении своей профессиональной ориентации;

прививание традиций для формирования ценностей.

Власти уверены, что молодежная политика, предпринятая государством, должна со временем помочь ребятам и девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества.

Роль молодежи в современном обществе

Молодежь в нынешнем мире играет одну из главных ролей нежели остальные социальные группы. На ней лежит будущее состояние всех сфер государства и общества.

794ebe7d5ee582b800f6144564cc2da1

Поэтому воспитание и образование, закладка правильных ценностей очень важны. Синонимом слова «молодежь» в широком плане является определение будущего всего человечества.

Главные роли молодежи в современном мире:

Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.

Самая перспективная группа в профессиональной деятельности и социальной сфере. Быстрее всех «схватывает» новую информацию, адаптируется к изменениям в обществе и мире.

Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.

Источник

Молодёжь как социальный феномен. Характеристика молодёжи и особенности молодёжной политики

Молодость – это период жизни между детством и взрослостью, а термин «юность» относится к людям, находящимся в этом периоде. Молодёжь – это социально-демографическая группа населения в возрасте от 15 до 30 лет с характерными чертами и характеристиками, особыми интересами и потребностями, ценностными ориентациями и т. д., отличающими её от других возрастных групп. Термин «молодёжь» относится к социальной категории молодых людей в переходном состоянии между детством и взрослостью (зрелостью).

Определения здесь варьируются в зависимости от возрастного диапазона, от времени и культуры. Его начало и конец не могут быть связаны с конкретными видами деятельности, такими как получение оплачиваемой работы или вступление в сексуальные отношения.

Подходы к определению «молодёжь»

Молодежь можно рассматривать по-разному:

В зависимости от точки зрения, определённые возрастные характеристики могут использоваться для сужения фазы молодости или её расширения. Всё это основывается на качественных характеристиках. Физическая половая зрелость обычно выбирается как начало молодости, а достижение финансовой и эмоциональной автономии – как завершение. В зависимости от возраста существуют разные определения молодости.

Так, Генеральная Ассамблея ООН определяет человека старше 14 лет и моложе 25 лет, как молодёжь. Однако в этой категории следует различать подростков (от 13 до 19 лет) и молодых людей (от 20 до 24 лет), поскольку проблемы на социологическом, психологическом уровне и уровне здоровья сильно различаются. Это определение было сделано в 1985 году, в период Международного года молодёжи. Организация Объединённых Наций также называет людей в возрасте от 10 до 24 лет «молодыми людьми». Тем не менее, в Конвенции ООН по правам ребёнка возраст совершеннолетия наступает с 18 лет.

В большинстве мировых социологических научных исследованиях возраст молодёжи варьируется от 12 до 25 лет. Началом подросткового возраста считается наступление половой зрелости, а завершение –принятие на себя молодым человеком автономной профессиональной и социальной ответственности.

История возникновения концепции «молодёжь»

lazy placeholder

Термин «молодёжь» относительно молодой. В традиционном обществе молодёжи как особой социальной группы не существовало, потому что включение в сферу труда начиналось в раннем детстве, и дети автоматически становились взрослыми, как только они начинали зарабатывать на жизнь. С развитием технологического общества возникает потребность во всё более квалифицированной рабочей силе, что приводит к массовому школьному обучению, т.е. задержке вступления молодых людей в сферу труда.

Понятие «молодёжь» начало активно использоваться только с XIX в. Представление о молодости изначально было амбивалентным занятости («молодёжь – это пьянство без вина»), а также служило для дистанцирования от группы людей, которая определялась как группа риска.

В службе защиты молодёжи 1880-х, например, этот термин относился к подросткам из рабочего класса в возрасте от 13 до 18 лет, который, как предполагалось, имел склонность к пренебрежению, преступности и восприимчивости к социалистическим идеям.

Только в самом начале XX в. в ходе молодёжного движения негативный оттенок этого термина (молодёжь как опасность и незрелость) приобрёл положительное содержание. В контексте националистических течений после Первой мировой войны возник политический молодёжный миф: молодёжь как двигатель истории (у кого есть молодежь, у того есть и будущее).

Юность и детство – это термины, которые со временем эволюционировали и должны рассматриваться в связи с соответствующей формой общества. Даже в XVII в. во многих классах и сопоставимых группах за пределами младенчества не было ни ярко выраженного детства в нашем понимании, ни юности. Однако в дворянстве, а затем в буржуазии развился образец юноши или девушки.

Таким образом, молодёжь как отдельный этап жизни является продуктом модернизации. Только в последней трети XIX в. молодёжь стала независимой группой со специфическими общими характеристиками. Молодёжь вскоре стала полноценным субъектом действий в политике.

В доиндустриальных аграрных обществах с недостаточным уровнем разделения труда необходимые навыки и компетенции передавались поколениями родителей. Из-за растущей индустриализации и механизации этого уже было недостаточно. Навыки и умения следовало в то время приобретать в школе, а затем в процессе профессионально-технического обучения. Это способствовало увеличению свободного времени для молодых людей, которое они использовали для развития собственной молодёжной культуры.

Первоначально тон здесь задавали молодые люди из среднего класса, которые нашли отличия от взрослой жизни в занятиях своими хобби, в молодёжных объединениях, в поездках и походах на природу и т. п.

«Молодёжь» как код динамизма, новаторства и воли к преодолению инкрустированных или отчуждённых форм культуры использовалась старшим поколением на ранних этапах. Молодёжь стала самостоятельной ценностью. До Первой мировой войны молодые профессионалы в возрасте от двадцати лет пытались выглядеть как можно более взрослыми, спокойными и опытными в своём внешнем виде, одежде и причёске. После войны и отхода от традиционного уклада жизни начались разочарования в привычной иерархии и социальных ролях. Молодёжь стала делать всё возможное для изменения ситуации. Из-за выдающейся важности молодёжи XX век называют «веком молодёжи».

Начиная с 1960-х годов, молодёжь превратилась в относительно независимую фазу жизни в результате расширения образования, изменения целей и стандартов жизни, повышения культурной автономии молодых людей, ориентации индустрий потребления и развлечений на молодёжь и др. С 1970-х годов всё больше представителей старшего поколения пытались имитировать молодёжную моду и образ жизни (спонтанность).

Характеристики молодёжи

lazy placeholder

Наиболее важными характеристиками молодёжи являются:

Исходя из перечисленных выше характеристик можно сделать обобщённый вывод, что молодёжь является особой социально-демографической группой, которая отличается своими возрастными характеристиками, особенностями статуса, положением в обществе, особенным психоэмоциональным складом.

Молодёжь – это одновременно биологическая и социальная категория. Молодёжь становится предметом социологических исследований после осознания того факта, что биологический возраст приобрёл социальные коннотации и стал принципом социальной дифференциации. Социологи, специализирующиеся на изучении молодёжи, не согласны с определением термина «молодёжь». Также они не согласны с определением возрастного периода для определения молодёжи. Некоторые к молодёжи относят период от 15 до 25 лет, вторые – до 30 лет, а некоторые даже до 35 лет. Эти различия соответствуют тенденциям продления молодости в современном обществе.

В то же время, молодёжь – это неоднородная группа. Её установки, интересы и потребности зависят в первую очередь от принадлежности молодёжи к какой-либо социальной группе или культуре. В этот период молодые люди интегрируются в мир труда, усваивают социальные нормы и требования, формируют мировоззрение и создают семью.

Молодёжь очень разносторонняя и разноплановая. С одной стороны, она может быть вполне зрелой, самодостаточной, ответственной и даже серьёзной. А в каких-то условиях молодёжь оказывается наивной, инфантильной, беспринципной и ограниченной. Отсюда вытекают и все противоречия, проблемы, которые свойственны данному возрасту.

Фазы человеческого развития: подростковый период и юность

lazy placeholder

Взросление – это процесс усвоения молодыми людьми навыков и знаний от более старших поколений, а также применение этого опыта на практике.

Из-за своей продолжительности молодёжный период жизни часто делится на части. Первая фаза до достижения 18-летнего возраста называется подростковым возрастом. После 18 лет наступает вторая фаза – юности.

В психологии понятие молодости прежде всего относится к подростковому возрасту. Подростковый возраст – это период жизни между детством и взрослой жизнью, а термин «юность» обозначает людей, находящихся в этом периоде.

В возрастном периоде, куда входят подростки, происходит быстрое взросление и рост. Это период, когда человек развивает свои навыки, интересы, знания о мире (практические и теоретические). Молодые люди пользуются особыми правами и привилегиями согласно законам. Начало этого периода отмечено анатомическими и физиологическими изменениями, происходящими в организме. Они сигнализируют о начале фазы взросления. Эта фаза заканчивается достижением биологической зрелости: способностью давать новую жизнь. Первую фазу также называют подготовительной или пубертатной фазой.

Подростковый возраст включает в себя:

Вот почему молодость не воспринимается как лёгкий этап как для молодого человека, так и для его родителей. Этот период также стал предметом литературы: от народных и студенческих песен до собственной молодёжной литературы.

Вторая фаза отмечена изменениями в ментальной сфере, особенно в образе самого себя. Завершение этой фазы связано с достижением умственной зрелости, то есть способностью решать всё самостоятельно, самому заботиться о себе, открывать смысл своего существования и обретать собственную идентичность. Если оценивать молодёжь со стороны основных видов деятельности, то данный период совпадает с этапом завершения учебной деятельности и началом трудовой деятельности.

В современной культуре очень часто понятие «молодость» ассоциируется с понятием «субкультура». Связано это с тем, что окончание Второй мировой войны в США и странах Западной Европы привело к усилению молодёжи как социальной категории и к рождению ряда молодёжных движений и субкультур.

Основные проблемы молодёжи

lazy placeholder

Главные проблемы, которые сопровождают молодёжь, связаны прежде всего с социальным статусом, местом в структуре общества, нестабильностью и переходностью в социальной иерархии. Современные общественные процессы ещё больше усугубляют данную проблему.

На молодёжь огромное влияние имеют экономические факторы. Так, молодёжь в своём большинстве является малообеспеченной частью населения, находится на финансовом иждивении своих родителей, не имеет своего собственного жилья и постоянного дохода. Кроме того, молодые люди откладывают начало трудовой деятельности по причине необходимости получения образования. Вдобавок к этому, недостаток знаний и практического опыта лишает молодёжь возможности получения высокодоходных должностей на работе. Ещё у молодёжи уровень заработной платы значительно ниже средней зарплаты, а стипендия во время обучения тоже чрезвычайно мала.

Кроме того, эти экономические проблемы особенно сильно усугубляются в период кризисов. Феномен безработности также характерен и для молодёжной среды. В условиях кризиса молодым людям крайне сложно конкурировать с более старшими специалистами, добиваться финансовой самостоятельности.

Не менее серьёзными являются проблемы в духовно-культурной сфере. Сегодня ускоряется утрата нравственных ориентиров, отказ от традиционных ценностей и норм. В сознании молодёжи нивелируется значение свободы, труда, толерантности, а взамен «устаревшим» ценностям прибывает потребительское отношение к окружающему миру, непримиримость к чужому и др. При этом наблюдается быстрый рост криминализации молодёжи, социальных отклонений (алкоголизма, наркомании и др.).

Значительной проблемой в духовной сфере является проблема взаимоотношений «отцов и детей», конфликтов ценностей и моральных установок молодёжи и старшего поколения.

Если соблюдать те традиции и нормы, которые навязывает старшее поколение, то это будет способствовать устойчивости существующего порядка. Но необходимо учитывать, что традиционные ценности и нормы быстро устаревают и начинают играть дестабилизирующую роль. И наоборот, некоторые инновации могут приносить пользу обществу, а другие – разрушать его. По этой причине очень важно делать различие в том, какие ценности необходимо поддерживать, а от каких лучше всего отказаться.

Межпоколенческие отношения

lazy placeholder

Согласно классификации М. Мида, можно выделить 3 типа межпоколенческих отношений в системе культуры:

Исходя из этой классификации видно, что вопрос о выборе ценностных ориентаций (ценности старшего поколения или ценности молодёжи) связан прежде всего с историко-культурным контекстом. Если общество стабильно развивается, то в нём приоритет будет отдаваться ценностным ориентирам и установкам старшего поколения. А если в стране наблюдается глубокий социальный кризис, то начинается поиск новейших аксиологических установок. Тогда на первый план выходят ценностные установки молодёжи, потому что они быстрее всего и более гибко подстраиваются под быстро меняющиеся условия жизни.

Но даже при таких кардинальных социальных изменениях, от традиционных ценностей тоже нельзя отказываться окончательно, т. к. без поддержания историко-культурной преемственности разных поколений народ, нация, общество не смогут существовать. Нельзя радикально отказываться от традиций и традиционных ценностей, как и недопустимо запрещать всё новое.

Молодёжная политика

lazy placeholder

Молодёжная политика – это совокупность национально-государственных приоритетов и мер, которые направлены на формирование необходимых возможностей и условий для эффективной социализации, а также самореализации молодых людей.

Прямой целью общегосударственной молодёжной политики считается многостороннее улучшение молодёжного потенциала. В долгосрочной перспективе все меры по поддержке молодёжи принесут пользу государству, его социально-экономическому, культурному и политическому процветанию (а также национальной безопасности).

В структуре молодёжной политики можно выделить 3 важнейших компонента:

К важнейшим направлениям молодёжной политики относятся:

Молодёжная политика становится осуществимой и эффективной благодаря ряду государственных программ:

Таким образом, молодёжь является одновременно и не защищённой группой (которая в обществе чаще всего представляет собой дестабилизирующую силу) и прогрессивной, творческой социальной силой, от которой зависит будущее. Подобный статус у молодёжи ещё больше актуализирует адекватную и грамотную молодёжную политику в государстве, способную смягчать существующие проблемы и перенаправлять в творческое русло бесконечный творческий потенциал молодых людей.

Источник

Молодежь как социальную группу отличает

Раздел ЕГЭ: 3.3. Молодёжь как социальная группа

Молодёжь — социальная группа, характерными чертами которой выступают возраст её участников (от 16 до 30 лет), особенности их общественного положения и некоторые психологические качества.

Все выпускники школ, гимназий и лицеев являются молодёжью. Эта социальная группа по праву считается одной из самых активных, поскольку молодёжь находится на пути выбора профессии, становления мировоззрения.

Большинство людей именно в период молодости выбирают себе спутника жизни и создают семью, делают первые самостоятельные жизненные шаги, достигают экономической независимости и познают основы социально ответственного поведения. Молодость является определённой фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодёжи в общественной жизни.

ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ

Как и все демографические группы с возрастной характеристикой, молодёжь является биологически универсальной и неповторимой. Поэтому ей присущи некоторые отличительные черты:

Молодые люди сами по себе отличаются от других членов общества не только возрастом, но и другими характерными чертами:

ВИДЫ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУПП

Молодёжные группы имеют различную направленность. Выделяют следующие виды молодёжных групп:

Молодёжь преображает окружающее их общество, видоизменяя условия жизни, в соответствии с которыми изменяется сама.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ГРУППЫ

Неформальная группа — сообщество людей, объединившихся на основе своих внутренних побуждений. Неформальные молодёжные группы имеют ряд признаков:

Формальная группа — сообщество людей, которые объединены не своим внутренним побуждением, а по указу вышестоящих по социальному статусу людей.

Вы смотрели конспект «Молодёжь как социальная группа».

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector