Молодежная политика как отрасль

woman 1754895 1920 Советы на день

Государственная молодежная политика

Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. [1] Основным средством развития потенциала молодежи является ее вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

Развитие молодёжной политики в России за 15 лет

На исходе Советского Союза тогдашние руководители озаботились проблемами молодёжи. Комсомол был в глубочайшем кризисе и необходимо было решать проблемы молодого поколения вне общественной структуры. Так в 1990 году появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодёжи, которую тогда предложили занять Андрею Шаронову. Летом 1991 года после выборов Президента России в новом российском Правительстве был создан госкомитет РСФСР по делам молодежи, который возглавил тот же Андрей Шаронов. В конце 1991 года он стал полномочным представителем правительства по делам молодежи. 16 сентября 1992 года появился комитет по делам молодежи при правительстве РФ, который вновь возглавил Андрей Шаронов. 23 декабря 1996 года после ухода Шаронова в Минэкономики России госкомитет возглавила Татьяна Новикова. 24 июня 1998 года вместо Госкомитета возник Департамент по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития.

Но 22 сентября 1998 года госкомитет по делам молодежи был вновь возрождён, его возглавил Виктор Иванович Деникин. С 25 мая 1999 года по 17 мая 2000 года он носил название Госкомитета РФ по молодежной политике. [2] 2000 по 2004 год он снова был упразднён и его функции были переданы департаменту по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, который возглавила Галина Куприянова. Курировал Департамент заместитель Министра Юрий Васильевич Коврижных.

С 1 июня 2004 года, в результате административной реформы, в рамках вновь образованного Министерства образования и науки возник Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей (с 2005 года в названии было убрано слово «государственной»), его возглавил Сергей Николаевич Апатенко. с ноября 2006 года — Алина Афакоевна Левитская. В Федеральном агенстве по образованию в 2004 году было создано Управление по делам молодёжи.

Молодёжная политика в России сегодня

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи, руководителем которого распоряжением Правительства Российской Федерации назначен Василий Якеменко.

Источник

Молодежная политика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Молодежная политика – это самостоятельное направление государственной политики, ориентированное на создание социальных условий развития государства в инновационном плане, реализуемых на базе активного взаимодействия с общественными объединениями, институтами гражданского общества и молодежными организациями.

Необходимость осуществления молодежной политики, ее цели и задачи

Молодежная политика направлена на реализацию следующей цели: формирование условий, обеспечивающих успешную социализацию и эффективную самореализацию молодежи, развитие ее потенциала, а также использование этого потенциала для обеспечения инновационного развития государства.

По мнению специалистов, тенденции развития общества в современном мире свидетельствуют о наличии стратегических преимуществ этих государств, которые способны обеспечивать эффективное развитие и продуктивное использование инновационного потенциала, в качестве основного носителя которого выступает молодежь.

Достижение цели молодежной политики обеспечивается посредством решения следующего комплекса задач:

Меры, обеспечивающие решение задач молодежной политики

Задача вовлеченности молодежи в социальную политику и оказания ей поддержки решается за счет реализации следующих мер:

Готовые работы на аналогичную тему

Решение задачи поддержки молодых людей, имеющих определенные таланты, инициативы и лидерские качества, реализуется посредством следующих мер:

Решению задачи обеспечения гражданского образования и патриотического воспитания молодых людей, формирования различных ценностей среди молодежи способствует реализация следующих мер:

Источник

Понятие, сущность и значение молодежной политики

chto takoe molodezhnaya politika

Значение молодежной политики

В настоящее время социальное развитие молодежи предполагает активную деятельность не только государственных органов власти, но и органов муниципального управления, как наиболее осведомленных лиц текущей ситуацией на своей территории. Однако не всегда отдача органов муниципальной власти соответствует требуемому уровню. В связи с этим органы по делам молодежи должны более рационально подходить к сложившейся ситуации и возникающим проблемам «на местах».

В целом, значение молодежной политики в регионах и на муниципальном уровне, имеет высокий приоритет. Прежде всего, это обусловлено необходимостью формирования наиболее оптимального курса социального развития молодежи с целью приспособления ее к изменениям в социально-экономической, политической и информационной среде. Молодежная политика строится не только на выработке и принятии различных законов и государственных программ, но и на территориальном участии органов муниципального управления в сфере разработки планов, прогнозов, политик развития этого социального института. Именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодежи с учетом особенностей территории, традиций и менталитета населения.

Эффективная молодежная политика должна затрагивать и способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодежи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сокращением социально-экономического неравенства.

Только в этих условиях удастся вырастить высоконравственное и социально-устойчивое будущее поколение. Кроме того, стоит отметить, что молодежная политика, разрабатываемая и реализуемая, как на государственном, так и на муниципальном уровне, является одним из элементов государственной безопасности нашей страны. При этом в настоящее время, до сих пор не выработаны единая система построения, а также механизмы осуществления и методология оценки эффективности реализации молодежной политики на муниципальном уровне.

Неэффективная молодежная политика ведет к низкой активности молодежи, возникновению проблем защиты прав и свобод молодых людей и снижению качественного состава населения территории.

Что представляет из себя молодежь сегодня?

Молодежь представляет собой особую социально-демографическую часть населения нашей страны, в связи, с чем будет правильно сказать, что перспективы развития, как Российской Федерации, так и любой другой страны мира, связаны с положением и развитием молодежи. Молодежь обладает значительным потенциалом, а именно мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям и новым технологиям, развитию научно-технического прогресса, способность противодействовать негативным вызовам, однако, этот потенциал не всегда используется в полной мере.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органичную часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге — за выживание народов как культурно-исторических общностей.

Молодежь, как категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке, является наиболее незащищенной. В силу социальных и экономических проблем, сложности адаптации к рыночным условиям именно среди молодежи наибольший процент составляет безработица, и, как следствие, в последние годы постоянно растет уровень девиантных проявлений в молодежной среде. Стоит отметить то, что молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе.

В настоящее время молодежь делят на 4 возрастные группы: подростки – 14-15 лет (в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находятся в основном на иждивении родителей или государства); юношество – 16-19 лет (как правило, более активно начинается процесс политической социализации, повышение ответственности); собственно молодежь – 20-25 лет (молодой человек продолжает процесс политической социализации); «старшая молодежь» – 26-30 лет (участие молодежи в политических отношениях, завершение процесса формирования зрелой личности).

Понятие и сущность молодежной политики

В наиболее общем виде молодежную политику можно охарактеризовать систему государственных мер, направленных на создание возможностей и условий социализации и самореализации молодежи.

Выделим две важные составляющие характеристики молодежной политики. Первое, это формирование и развитие субъектной позиции самой молодежи, то есть ее вовлечение в формирование повестки реализации молодежной политики. Второе, это сетивизация процесса разработки и реализации молодежной политики. То есть, процесс разворачивается в интегрированном с интернет-средой публичном пространстве, направлен на поиск ресурсов в решении публичных проблем с помощью сетевой самоорганизации и производит инновационные способы решения публичных проблем.

Молодежную политику в потенциале можно рассматривать как самостоятельную концепцию политико-управленческой науки, входящую в научную отрасль публичной политики.

Под публичной политикой «можно понимать организованную деятельность публичных акторов (партий, гражданский ассоциаций, правительства и т.д.) для решения общественных проблем определенными способами.

Публичная политика связана с публичной сферой жизни, которая эмпирически предстает в качестве пространства принятия политических решений об общественных благах, объема государственного и муниципального секторов экономики и социального благосостояния, сферы деятельности политического и гражданского общества».

В свою очередь, под публичной молодежной политикой можно понимать интеграцию всевозможных субъектов молодежной политики (государство, институты гражданского общества, бизнес-структуры) для систематизации имеющихся и прогнозируемых проблем молодежи, разработки мер по их решению в виде конкретных проектов, созданию проектных команд/групп посредством которых проекты будут реализовываться.

Как показали исследования, на сегодняшний день нет нормативно закрепленного определения понятию молодежная политика. В общем виде под данным термином понимается политика в отношении молодежи. Именно так данный термин раскрывает Юлаева М. Н. Однако, такое определение является достаточно узким и не раскрывает самого смысла данного вида политики. В связи с чем, считаем важным дополнить это определение следующим образом: молодежная политика – это политика, проводимая государственными, региональными и муниципальными органами власти, а также политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами правовых отношений, направленная на социальное развитие молодежи.

На региональном уровне место молодежной политики можно представить следующим видом (рисунок 1).

Таким образом, молодежная политика является частью государственной политики, направленной на реализацию потенциала молодежи, вовлечение ее в социально-экономическую и политическую жизнь страны и общества.

Социальная политика как часть культуры направлена на формирование культурного кластера современной молодежи, воспитания ее духовных и нравственных начал. Здравоохранение в молодежной политики основывается на поддержании и пропаганде здорового образа жизни молодежи, физическая культура и спорт, направляют молодежь к занятию спортом, активному отдыху и образу жизни. Социальная защита в качестве элемента молодежной политики, направлена на обеспечение соблюдения прав молодежи, ее снижение социального неравенства, помощи в трудных социально-экономических ситуациях. Наука и образование помогают молодежи развивать свою личность, профессиональные качества, формировать социальный образ.

Цель государственной молодежной политики

Цель государственной молодежной политики обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и обозначена как «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны».

Можно выделить следующие цели государственной молодежной политики применительно к нашей стране:

— всестороннее воспитание и содействие к духовному, культурному, образовательному, профессиональному становлению, нравственному и физическому развитию молодежи;

— создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии современного общества;

— социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодых людей;

— расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

Как можно заметить, в отличии от долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, цели определенные выше, имеют более широкую направленности, т.е. описаны и сформированы более подробно.

Принципы государственной молодежной политики

Национальная молодежная политика основана на следующих принципах:

– государственные, общественные и индивидуальные интересы в разработке и реализации национальной политики для молодежи должны сочетаться;

– приоритет программ и мероприятий, направленных на реализацию общественных молодежных инициатив;

– участие молодежи в общественной жизни, в разработке и реализации общественных инициатив в отношении молодежной политики, государственной молодежной политики;

– государство должно обеспечивать правовую и социальную защиту молодежи;

– принятие различных подходов и методов для охраны и защиты молодежи на разных уровнях без ограничения прав и свобод несовершеннолетних;

– признание молодых людей определенной социальной группой, имеющей специальный статус и специфические интересы и потребности;

– обеспечение гарантированного минимального количества социальных услуг для молодых граждан, включая образование, профессиональную подготовку, физическое и умственное развитие, здравоохранение, профессиональную занятость, масштаб, качество и количество которых должны дать необходимую подготовку к их самостоятельной жизни;

– признание и поддержка не только государственных, но и общественных, частных и самодеятельных форм обучения, получения профессионального образования, работы, социальной защиты, рекреации и досуга молодежи.

Таким образом, молодежная политика является одной из приоритетных во внутренней политике государства. Проблема социального самочувствия молодежи обязана находиться в центре внимания органов власти. В нашей стране реализуются соответствующие региональные программы, но вместе с тем во многих регионах сохраняется высокий уровень подростковой и молодежной преступности, не решены проблемы социального сиротства, молодежной безработицы и т.д.

Источник

Сфера молодежной политики как экономическая отрасль. Понятие, структура, тенденции

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

рост социальной активности молодежи эффективное исследование ее потенциала

воспроизводство товаров и услуг в соотвеьствии с ее потребностями

воспроизводство благоприятных условий жизнидеятельности отдельных индивидов

социальное партнерство и соц. Экономическая среда

Принципы и экономика деятельности организаций, реализующих государственную молодежную политику. Экономические особенности функционирования организаций в сфере молодежной политики.

Механизмы государственной поддержки и развития молодежной политики и молодежных общественных организаций. Обеспечение стабильных источников финансирования организаций и учреждений в сфере молодежной политики.

Государственная молодежная политика в РФ финансируется за счет:

· средств федерального, регионального и местных бюджетов;

· добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц;

· иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

В федеральном, региональном и местных бюджетах ежегодно предусматриваются средства для реализации государственной молодежной политики, но бюджеты достаточно разные разброс в некоторых субъектах Федерации от 12 рублей на одного человека в год до 6 тысяч, что говорит о неравномерном распределении средств и возможностей при реализации.

К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организации, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии

Размер дотации в Саратовской области на 2013 год : 6 636746600.

К важнейших источников финансирования, которыми пользуются общественные организации, относятся: бюджетные средства (центральный и местный бюджеты), партийные средства, неправительственные средства (частные, общественные, зако ордонни), спонсорские средства (индивидуальные, предприятия), собст

венные средства организации (членские взносы, хозяйственная деятельность.

Государственная поддержка общероссийских, международных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;

в объединении насчитывается не менее 3000 членов.

Соответствие обращающегося за государственной поддержкой молодежного или детского объединения установленным настоящим Федеральным законом требованиям определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.

3. Объединение молодежного или детского объединения в ассоциацию (союз) с другими молодежными или детскими общественными объединениями при сохранении им организационной самостоятельности не может служить основанием для исключения его из числа объектов государственной поддержки.

640 1

Финансирование федеральных целевых программ. Дотации из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Виды целевых молодежных программ. Социальные гарантии, льготы и выплаты для молодежи.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организации, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии

Размер дотации в Саратовской области на 2013 год : 6 636746600.

Государственные целевые программы классифицируются по масштабам разработки и реализации, своей направленности и срокам реализации

По масштабам разработки и реализации государственных целевых программах делятся:

— на общегосударственные программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов;

— программы для решения отдельных проблем развития экономики, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц

По своей направленности государственные целевые программы есть таких видов:

— экономические, целью которых является решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств

— программы регионального развития, имеющих государственное значение;

— научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук;

— научно-технические, разрабатываемых для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентосп проможнои продукции

— национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, сохранения национально-культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека;

— экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий;

— оборонительные, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства;

— правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности

По срокам реализации государственных целевых программах классифицируются:

— на долгосрочные, срок реализации которых от 10 до 20 лет;

— среднесрочные, срок реализации которых от 1 до 10 лет;

— краткосрочные, срок реализации которых до 1 года

Источник

Особенности реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации

f0566634d9aee7323b1af7ed272a1233

Дата публикации: 19.05.2020 2020-05-19

Статья просмотрена: 1023 раза

Библиографическое описание:

Ченских, А. А. Особенности реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации / А. А. Ченских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 634-638. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70278/ (дата обращения: 18.12.2021).

В статье рассматривается понятие и сущность государственной молодёжной политики как отрасли государственного управления. Представлен обзор основных методов государственной молодёжной политики. Приводится анализ особенностей реализации молодежной политики на территории Российской Федерации. Рассмотрены ключевые проблемы в данной сфере, аргументирована необходимость их решения, предложены пути оптимизации существующей системы и способы её совершенствования.

Ключевые слова: государственная молодёжная политика, молодёжная политика, молодёжь.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся специфичными социальными, политическими и культурными интересами, ценностными ориентациями, статусом в обществе, а также возрастными рамками. Согласно сложившейся практике, молодёжью считаются лица в возрасте от 14 до 30 лет [1, 2, 3]. При этом современные исследователи всё чаще относят к категории молодёжи лиц в возрасте до 35 лет включительно [4]. Так, авторы законопроекта «О государственной молодёжной политике», подготовленного при Совете федерации совместно с молодёжными и общественными организациями, определяют в качестве молодёжи россиян в возрасте от 14 до 35, а в отдельных случаях — до 45 лет.

Итак, молодёжь — это специфичная общественная группа, характеризуемая социальными и психологическими свойствами, определяемыми как возрастными, так и социальными особенностями. Молодёжь, являясь неотъемлемой составляющей общества, обеспечивает его динамическое развитие. Она выступает в роли связующего звена при приспособлении социума к меняющимся обстоятельствам [5, 6]. Перспективы развития любой страны тесно связаны с положением и развитием молодёжи [7]. Молодёжь максимально инициативна и мобильна, обладает значительным творческим потенциалом, восприимчивостью к инновационным изменениям и к новым технологиям, а также способна наиболее активно, по сравнению с другими социально-демографическими группами, противодействовать негативным вызовам времени. К сожалению, этот потенциал не всегда используется государством эффективно и в полной мере.

Необходимость особой государственной политики в отношении молодёжи определяется спецификой её положения в обществе. Молодёжь недостаточно понимать в традиционном смысле, исключительно в качестве будущего социума. Необходимо учитывать, что молодёжь имеет особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые [8]. Главная роль, которая отводится молодёжи со стороны государства — это сохранение и развитие культуры, ответственность за преемственность её истории, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.

Государственная молодёжная политика в нашей стране — это особое направление деятельности государства, политических партий, общественных организаций и объединений, а также других субъектов общественных отношений, целью которого является воздействие на социализацию молодёжи, а через него — на будущее состояние общества в целом [9, 10, 11]. Молодёжная политика складывается из множества элементов, таких как социальная защита молодого поколения, образование молодёжи, воспитание патриотического духа, обеспечение жильём молодых семей, организация молодёжных мероприятий, здравоохранение. Цель государственной молодёжной политики обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года следующим образом: «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны» [12].

Изучению ключевых проблем молодёжной политики — таких как нормативно-правовое обеспечение, создание инфраструктуры, кадровые решения, анализ существующей модели молодёжной политики в стране — посвящены работы таких отечественных авторов как В. В. Ткаченко, Т. К. Ростовская, Ю. А. Зубок, Н. Л. Смакотина, О. В. Степанищенко, Б. Л. Рудник, В. В. Романова, С. Г. Кара-Мурза, П. А. Меркулова, А. А. Зеленина, М. С. Яницкий, О. А. Васильева. Исследованию современных проблем государственной молодёжной политики и поиску их решения посвящены работы Т. А. Ромма, П. П. Ловковой, Т. М. Гуриной, А. Я. Кибанова, Е. В. Богдановой, М. В. Ловчевой, Т. В. Лукьяновой, Т. А. Нигматуллиной.

Анализ современной литературы по теме молодёжной политики позволил нам выделить два стратегически важных направления молодёжной политики. Первое — это развитие субъектной позиции молодёжи, её вовлечение в формирование повестки дня в сфере политики. Вторая — сетивизация процесса разработки и реализации молодёжной политики. Сетивизация предполагает, что процесс развития данного направления нацелен на отыскание инновационных ресурсов для решения различных проблем с помощью стимулирования самоорганизации молодёжи. Данный процесс разворачивается в интегрированном с интернет-средой публичном пространстве [13].

Таким образом, успешная молодёжная политика должна, прежде всего, отвечать критерию публичности и обеспечивать интеграцию всевозможных субъектов молодёжной политики (государство, бизнес-структуры, институты гражданского общества) с целью решения актуальных проблем современной молодёжи. Эффективная молодёжная политика должна способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодёжи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сглаживанием социально-экономического неравенства.

Важность стратегических задач, которые призвана решать молодёжная политика, позволяет определить её в качестве одного из наиболее приоритетных направлений во внутренней политике государства. Кроме того, молодёжная политика, разрабатываемая и реализуемая как на государственном, так и на муниципальном уровнях, является одним из элементов государственной безопасности страны. Проблемой в данной области выступает отсутствие единой системы построения молодёжной политики, а также отсутствие универсальной методологии оценки эффективности реализации молодёжной политики на муниципальном уровне. Результаты проделанной работы не оцениваются и не придаются огласке. Таким образом, в современной российской молодёжной политике отсутствует фундаментальная научная обоснованность и универсальные методические разработки для регионов, которые учитывали бы местные особенности. Отсутствуют системность во взаимодействии молодёжной политики с другими сферами государственной политики.

В конце 2014 года Правительство России утвердило «Основы государственной молодёжной политики до 2025 года» — ключевой документ, в котором были зафиксированы ключевые понятия, цели и задачи государства в сфере работы с молодыми людьми [14, 15]. Практически во всех регионах Российской Федерации на данный момент действует законы о государственной молодёжной политике, в части из них действуют законы о государственной поддержке молодёжных организаций. Практически все кодексы Российской Федерации имеют определенные положения относительно молодёжной политики. Таким образом, с одной стороны –молодёжная политика в субъектах Российской Федерации в настоящее время имеет вполне полноценную нормативную базу, с другой — она зачастую ограничивается лишь разработкой и принятием различных законов и государственных программ. Молодёжная политика должна предполагать участие органов муниципального управления в разработке планов, прогнозов и проектов в отношении вопросов молодёжи, поскольку именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодёжи с учётом особенностей территории и традиций населения.

Молодёжь, как особая категория населения в современной социально-экономической обстановке, оказывается наиболее незащищенной. Социальные и экономические проблемы порождают сложности адаптации молодёжи к рыночным условиям, что в свою очередь приводит к росту уровня безработицы и девиантных проявлений.

Поскольку в настоящее время в нашей стране практически отсутствуют механизмы встраивания молодого человека в систему социально-экономических и общественно-политических отношений, особенно актуальным является вопрос формирования и развития молодёжной политики как отрасли. Большинство представителей молодёжи не проявляют активности и инициативы, а предпочитают оставаться в позиции наблюдателей. Среди причин такого положения дел — несовершенство воспитательных и профилактических процессов на ранних стадиях воспитания человека, недостаточность трудового воспитания молодёжи, односторонняя политика социальной поддержки.

Итак, современные исследователи связывают недостаточную эффективность российской молодёжной политики, прежде всего, c отсутствием в ней системного подхода, а также с тем, что финансирование данной сферы производится по остаточному принципу. Кроме того, специалисты отмечают, что сегодня молодёжная политика так и не стала приоритетным направлением государственной политики страны [16]. Ещё одной проблемой современной российской молодёжной политики является то, что большинство постановлений и целевых программ в данной сфере носит лишь рекомендательный характер. Обозначенные проблемы требуют проведения комплекса мер, включающих совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы, кадрового обеспечения, повышение эффективности социальной работы с молодёжью и выстраивание гибкой системы взаимодействия между организациями, участвующими в проведении молодёжной политики.

Таким образом, молодёжная политика является частью государственной политики, направленной на реализацию потенциала молодёжи, вовлечение её в социально-экономическую и политическую жизнь общества. Социальное развитие молодёжи предполагает активную деятельность не только государственных органов власти, но и органов муниципального управления как наиболее осведомленных текущей ситуацией на территориях. Однако не всегда отдача органов муниципальной власти соответствует должному уровню. Значимость оптимизации молодёжной политики как на общегосударственном, так и на региональном уровне определяется тем, что существует необходимость формирования более чёткого курса социального развития молодёжи с целью приспособления её к изменениям в современной социально-экономической, политической и информационной среде. Молодёжная политика должна базироваться не только на выработке и принятии различных законов и государственных программ, но и на участии органов муниципального управления в разработке планов, прогнозов и проектов развития данного социального института, поскольку именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодёжи с учётом особенностей территории, традиций и менталитета населения. Эффективная молодёжная политика должна способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодёжи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сокращением социально-экономического неравенства.

В заключение представим ключевые рекомендации для оптимизации государственной молодёжной политики. Во-первых, необходим учёт современного комплекса подходов к пониманию молодёжи, а также детальный анализ результатов практической реализации различных молодёжных проектов, непрерывное изучение практик работы с молодёжью в различных сферах. Во-вторых, нужно учитывать возрастные и социальные характеристики, присущие современной молодёжи, исследовать роль межпоколенных отношений, использовать актуальные социологические данные о состоянии молодёжи в регионах. В-третьих, важно определить место и роль отдельных подструктур в общей системе координат — как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, оптимизировать управленческие стратегии учреждений и отделов в сфере работы с молодёжью. В-четвертых, в сфере молодёжной политики необходимо формировать специалистов, которые были бы ориентированы на достижение целей и инновационные подходы. И, наконец, важно понимать, что ни одно из перечисленных направлений не может быть локализовано в сфере ведения какого-либо одного органа власти, поэтому работа по преодолению проблем должна предусматривать совместную скоординированную работу различных ведомств и учреждений сферы молодёжной политики, администраций муниципальных образований, института образования, общественных объединений и других структур.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector