Монархия как социальный институт

woman 3287956 1920 Советы на день

Институт монархии в современном мире

Принципы организации и деятельности государственной власти. Отличительные черты монархии, порядок наследования. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии. Различие президента республики и монарха в уровне ответственности перед народом.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.06.2013
Размер файла 27,5 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие, сущность, признаки монархии

3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии

4. Институт монархии в современном мире

Будучи любителем истории своего государства, я не задумываясь взял данную тему, так как монархия, как форма правления, в истории нашей страны занимает далеко не последнее место. С древних времён и до 1917 года, Россия была монархическим государством во главе с царями, императорами, государями, «отцами-батюшками». Хорошо ли было? И вообще, что есть монархия? Какова её сущность?

1. Понятие, сущность, признаки монархии

Согласно учебнику теории государства и права В.Д. Перевалова:

Эта власть, как правило, передается по наследству, деятельность монарха не ограничена и монарх не несет абсолютно никакой ответственности ни перед населением страны, ни перед судебными органами.

В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Монархия зародилась сама собой. Подчинение общества кому-то конкретному, кому-то одному, более сильному, более харизматичному, тому, кто просто на просто сможет управлять. Также можно утверждать, что общество, изначально уподобленное животным, позаимствовало у них и подчинение вожаку (например, в общине волков или иных хищников, живущих общинно, как правило, есть лидер, наиболее сильная особь, которая доминирует над всеми остальными.) Чем это не монархия?

Исходя из определения, можно выделить несколько признаков, которые присущи монархии, а именно:

2) наследственный порядок преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа. Он осуществляет единоличное правление. Следовательно, это означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Собственно управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам.

Монархии бывают трех видов.

Абсолютная (или неограниченная) т.е. власть монарха «ничем» и никем не ограничена. Монарх самостоятельно издаёт законы, выступает в роли высшего судьи, является верховным главнокомандующим, назначает и освобождает от должности чиновников и т.д. То есть, монарх как таковой «отец» государства.

К абсолютным монархиям можно отнести Францию до 1789 г., конечно же Россию времен императоров до 1917 года, а в настоящее время Саудовскую Аравию.

Разновидностями представительной монархии служат: сословно представительная, конституционная парламентская и конституционная дуалистическая монархии.

В сословно-представительной монархии власть монарха ограничена деятельностью представительного органа, который состоит из людей разных социальных слоёв (сословий) населения: дворянства, духовенства, купцов, ремесленников. Эти полномочия носят, как правило, совещательный характер. То есть, монарх, при принятии какого-либо решения принимает во внимание мнения этих слоёв населения. Примерами здесь служат Франция и Россия времён перехода от феодальной раздробленности к унитарным государствам.

· Право отлагательного вето;

· Право роспуска парламента;

· Право помилования преступников;

· Награждение наградами и др.

К современным конституционным монархиям можно отнести: Великобританию, Нидерланды, Швецию, Норвегию, Люксембург, Бельгию, Данию и др. Стоит заметить, что данные европейские страны являются наиболее развитыми экономически, политически, военно, да и вообще во всех сферах жизни общества.

3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии

Еще Платон пытался свести различие форм правления к различию добродетелей мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве.

Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью, в процессе классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии. В частности, он широко применял такие, как общая польза, благо и интерес.

При республиканской форме правления, пояснял автор, все лица, «участвующие в распоряжении властью», ответственны перед народом «от последнего избирателя до президента», стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени.

Однако выборные монархии, составляют не столько само правило, сколько исключение из него. А, кроме того, избирательная монархия везде, где бы она ни существовала, оказалась учреждением весьма неустойчивым и нецелесообразным. Она или приводила к разложению государственного строя, или превращалась в наследственную монархию.

Во-вторых, различное юридическое положение носителей власти как общий критерий классификации форм правления может выражаться, в ответственности их перед народом, нацией, парламентом и т.д. в условиях республики и «полной безответственности» в условиях существования монархии. Самостоятельность власти монарха и его безответственность, оказывают значительное влияние «на все формы правления государственного властвования». Монархический принцип требует, чтобы «в государстве ничего не совершалось «против» и даже «помимо» воли монарха.

От его имени отправляется правосудие. Он назначает всех высших должностных лиц суда и управления. В отношении к законам ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению. Разумеется, все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница при этом состоит в том, осуществляются ли они безответственным монархом или же ответственным перед народом должностным лицом.

4. Институт монархии в современном мире

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного, или резолютивного, вето, т. е. без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 г.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, главным образом имущей. В рамках этого компромисса преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная монархия как форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Соединенное Королевство, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и «скрепляются» его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Соединенном Королевстве это выражается принципом «Король не может быть неправ»).

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах и некоторых других странах. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Соединенное Королевство, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако в последнем, учитывая реальное влияние монарха, приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. Не нужно забывать и прошлое нашей страны. Кто знает, может быть именно тогда, при монархии, Российское государство переживало эпоху процветания, рассвета? И может быть, сейчас современная Россия нуждается в монархии? Только проанализировав все плюсы и минусы этой формы правления, можно говорить о будущем любого государства.

Поэтому изучение развития формы государства в различные эпохи имеет не только историко-правовой интерес, оно актуально и с позиций сегодняшнего дня.

1. Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М„ 1912.

2. Гукепшоков М. Х «Проблемы классификации форм государства» Саратов, 2000г. (§ 1.).

4. Перевалов В.Д Теория государства и права: Учебник / Перевалов. М., Юрайт 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные достоинства и недостатки монархии как формы правления. Развитие демократии в европейских странах. Монарх как единственный источник власти и носитель государственного суверенитета. Системы социального обеспечения в монархических государствах.

курсовая работа [27,4 K], добавлен 13.11.2014

Исследование понятий и признаков монархии как формы правления. Характеристика ее исторической классификации, анализ специфики организации в прогрессивных странах. Исторические формы становления монархии, роль в современном мире, достоинства и недостатки.

курсовая работа [56,6 K], добавлен 22.12.2014

Появление и развитие консервативной мысли в России. Сравнение теоретических представлений консерваторов XIX-XX века о государстве и власти, а также отличительные черты самодержавной монархии на примере концепций Данилевского, Победоносцева, Тихомирова.

курсовая работа [46,3 K], добавлен 17.02.2009

Определение понятия политической власти и уяснение специфики властных отношений. Характеристика общего порядка функционирования институтов политической власти. Исследование основных особенностей ограниченной, дуалистической и парламентской форм монархии.

реферат [32,1 K], добавлен 26.02.2012

План государственных преобразований. Концепция конституционной монархии. Политическая и гражданская свобода по М.М. Сперанскому. Проект М.М. Сперанского как попытка реализации идей конституционализма в условиях России. Организация местной власти.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 01.09.2015

Источник

Право : Институт монархии

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Конституционное право Зарубежных стран

Тема: Институт монархии

Преподаватель: Кикоть В.А.

1. Понятие монархии ______________________стр.3

2. Исторические разновидности монархии ____стр.7

3. Современная конституционная монархия __стр.13

4. Особенности монархии в некоторых странах

5. (Япония, Великобритания, Испания) ________стр.18

1. “Теория государства и права”. Учебник для ВУЗов. М. 1999.

2. В. О. Ключевский. “Курс русской истории”. М. 1921.

3. “История государства и права России”. Под. ред. пр. Ю. П. Титова.

4. Б.А.Страшун “Конституционное право зарубежных стран”

5. “Конституции зарубежных государств” Издательство БЕК. М.1996

6. Л.А.Окуньков ”Конституции государств Европейского Союза”

7. “Иностранное конституционное право”. Под. ред. В. В. Маклакова. М.

8. Современные зарубежные конституции. М. МЮИ.1992

9. “Конституции зарубежных государств” Под.ред. М.В. Боглая,

Монархия – В переводе с греческого означает единовластие. Она

является одной самых древних форм правления, при которой верховная

государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность

означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко

обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное

происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что

феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в

результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть

вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих

конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что

вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех

государственно-организованных народов. Даже в современном мире, несмотря на

то, что республика является исторически более прогрессивной формой

правления спор между ней и монархией продолжается.

Что касается России, то наша страна прошла первую стадию развития

монархии, прерванную социалистической революцией, в отличие от большинства

европейских стран, где абсолютная монархия была заменена на

конституционную. Путь развития монархии в России проследить нетрудно: от

раннефеодальной, существовавшей в период феодальной раздробленности Руси и

сословно-представительской, имевшей место во времена становления

Российского государства; до абсолютной, просуществовавшей вплоть до начала

двадцатого века. Становление стабильного монархического строя во многом

позволило России совершить рывок в экономическом, политическом и культурном

развитии, что способствовало увеличению авторитета страны во всем мире.

Однако уже к середине девятнадцатого века политическая система становится

своеобразным заложником непростой экономической ситуации, которая возникла

благодаря ряду крайне некомпетентных шагов. Неразрешенная ситуация с

крепостным правом, в то время как большинство европейских стран уже встало

на более демократичный путь развития, еще более усугубляла кризис,

затронувший практически все области государственной сферы. Трудно сказать,

был ли это скорее экономический кризис, или политический – цель моей

курсовой работы не в этом, но над монархическим строем в России, правда,

далеко не первый раз, навис домоклав меч. К сожалению, сложная

международная обстановка только усиливала тенденции к ухудшению ситуации:

бесполезная Крымская Война, Война с Японией, а затем, и Первая Мировая

окончательно пошатнули российскую политическую систему. Агония продлилась

вплоть до осени 1917 года, положившей начало новой истории России, как

первого в мире социалистического государства.

Из всего выше сказанного видно, что институт монархии в России не

прошел своей заключительной стадии развития парламентской монархии. И хотя

в феврале 1917 года в нашей стране произошла буржуазная революция, она

закончилась свержением монархического строя.

Понятие формы правления монархии

Под формой правления мы понимаем систему формирования и

взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и

исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе

борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего

государства. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения

конституционно-правового регулирования организации и функционирования

государства. Она является тем ключом, с помощью которого мы только и можем

разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти,

установленной конституцией соответствующего государства.

Тема “Монархия как форма правления” интересна тем, что с течением

времени она не теряет своей актуальности. На протяжении нескольких столетий

многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Первым из

них был Аристотель. Он описал многие разновидности форм власти. Особое

внимание из этих форм вызывает монархия – власть одного ( что верно лишь

отчасти – в истории мировых монархий не редкость – соправительство, когда

правят вдвоем, а в Риме, правда, кратковременно, правили одновременно даже

пять императоров). Монархия отличается от аристократии, и от демократии

тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы

создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально

осуществлять власть. При монархии же такое обсуждение и принятие решений

возможно в любое время и в любом месте. В чем заключается форма правления

монархии? Монархия – форма правления, где высшая государственная власть

принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, императору,

шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет

ответственности перед населением. Во всех монархических странах монарх

является неприкосновенной особой. С большими оговорками можно выстроить

следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до

наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней

следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в

монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций

абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной

(также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь,

прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской.

Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого

Понятие и сущность монархии.

Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления,

известных теории государства и права. Власть монарха, как правило,

является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя

царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В

настоящее время существуют три основные системы престолонаследия.

Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только

по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются

полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди

престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает

старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин,

но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех

степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении

всего мужского потомства и всех мужских линий.

В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая»

форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

Другой важной формой правления является регентство – временное

коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в

монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного

В зависимости от принципа наследования власти, монархия может быть

династической, родовой и выборной.

В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с

которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это

Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип

принадлежности к династии. Претендент на престол должен был быть выходцем

из царского рода. Правда, это вовсе не означало, что он автоматически

Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы

монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является

редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает

племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает

или не подтверждает полномочия избранного правителя. В настоящее время

выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является

монарх, избираемый на пять лет особым совещанием представителей

монархических штатов, входящих в федерацию.

Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять

неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого

монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная

монархия может быть символом единства многонационального государства, в том

декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании),

В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно

критериев в отношениях между людьми.

Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия

оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

Еще одним важным достоинством монархии является способность

эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В

монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в

республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный)

будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а

следовательно, всячески придерживать его. Монарх социально выведен из

конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для

династии и, скорее всего, личная гибель монарха.

случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не

родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические

наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например,

царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала

сосредоточив вокруг себя все величие.К. Валишевский пишет в романе о

Екатерине II – “Победоносная за границами империи, Екатерина внушала и

внутри ее сперва уважение, за тем и любовь к себе”. Павел был полной

противоположностью своей матери. “Павел принес с собой на престол не

обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас

горьких чувств”. Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным

воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла

“запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности”.

Еще одним широко распространенным недостатком монархии является

фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине

XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Оба эти недостатка можно устранить составными политическими

сочетании с другими формами – аристократией или демократией.

2.Исторические разновидности монархий.

Монархия как форма правления весьма неоднородна, и показала на

протяжении веков свою гибкость и изменчивость, качества, благодаря которым

ей и удается существовать в современных высокоразвитых демократических

государствах. Рассмотрим разновидности монархий.

Патриархальная монархия (традиционная).

Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из

развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец

Патриархальная монархия, так же, как и сакральная, имеет один древний

обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву

во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода

изложено в классическом труде Р. Грейвса «Греческая мифология». Он пишет,

что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской

цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические

Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании

людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва,

монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из

библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи

был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными

обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта,

где основной функцией фараона была жреческая.

Многовековая история сакральных монархий привела к относительной

сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности

особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов

королевская кровь считалась настолько священной, что даже

незаконнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. Можно

также вспомнить одну из причин принятия Русью христианства – обожествление

По-гречески, слово «деспот» означает «владыка», «повелитель».

Деспотическая монархия складывается в милитаризированных обществах. Если

деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в

сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных.

Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь,

армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или

монгольской орды (выборный деспотический правитель). Впоследствии такая

форма монархии выродилась в военную диктатуру, свойственную странам, где

государственный переворот был совершен военными.

Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления

форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация,

в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм,

в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в

виде государства, права и идеологии обретая с их помощью плоть и кровь.

Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством

представляет одну из известных феодализму форм государства,

сложившуюся в условиях политической централизации. Политическая эволюция

государства на этом этапе обнаруживает такие своеобразные социальные

структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не

только классовых, но и сословных различий.

Такая форма монархии в истории встречается чаще всего. Сословно-

представительная монархия действует в сословных обществах, представляет

собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые

депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии

появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия

просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место

Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие,

В западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно

даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее

монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

Точно так же в традиции Руси до монгольского нашествия князья

Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна,

потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать

надсословным, а следовательно, сделать его судьей в случае межсословных

В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать монархию

сословную. С созданием единой России, был осуществлен переход к сословно-

представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической

Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем

самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за

объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко

встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли

боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и

горожан (бюргеров). В истории России тоже можно проследить такие

тенденции. Становление сословно-представительской монархии в нашей истории

пришлось как раз на становление Руси, как единого государства, что только

способствовало укреплению. Она уже не существует, однако в отдельных

странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным

правом. Сословное представительство представляет собой принцип организации

представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных

учреждений представляют не все население страны или ее отдельные

эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное

представительство было исторически первой системой представительства (в

Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в

ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ

в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В

настоящее время рудиментом сословного представительства является, например,

Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и

личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и

дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за

Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в

(1211 г.), то есть наш парламент на 54 года старше английского, созванного

впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной

Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с

середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-

Современная абсолютная монархия.

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической

формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим

сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,

исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках

монарха (по формуле Петровского Воинского устава — “самовластный монарх,

который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).

Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными

историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и

Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо

монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с

бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером

Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического

Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи

Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации

западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный

абсолютизм», который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит

абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из

В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в

варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах

дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются

государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип

был реализован в абсолютизме.

В настоящее время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий: Бахрейн,

Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние

десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока

не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная

при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой

монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная

власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на

правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя

Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему

принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра

исполняет государственный секретарь. Административное управление

территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший

Практическое руководство религиозной, политической и экономической

совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие

Охрану резиденции несет швейцарская папская гвардия.

государственных учреждений и персонал музеев (1999 г.).

Ватиканское гражданство имеют около 400 чел.

Ватикан владеет огромными капиталами. Его вклады в итальянские банки

составляют около 32 000 млрд. лир. Ватикан владеет акциями многих компаний

в электронной, химической, текстильной, пищевой отраслей промышленности по

крупный земельный собственник. Значительная часть доходов поступает в

Ватикан в виде налогов на церковь, доходов от иностранного туризма, продажи

До 1870 г. под управлением Пап находилась область в центральной

Италии, включая Рим (папская область). В 1870 г. войска Итальянского

королевства вторглись на территорию папской области и присоединили ее к

Ватикан. В 1929 г. между Италией и Ватиканом были подписаны Лактеранские

соглашения. В них были урегулированы государственные и финансовые отношения

между сторонами. Соглашения действуют и поныне.

3. Современная Конституционная монархия.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой

разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха

и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются

т.н. контрассигнатура и цивильный лист.

Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью

главы правительства или министра, означающее, что юридическую и

политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр.

Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства

неответственен за свои действия. Контрассигнатура была введена в Англии в

начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля.

Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной

победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается

законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен,

В зависимости от степени ограничения власти монарха конституцией

различают дуалистическую и парламентарную монархии.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде

дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Это

первоначальная форма ограниченной (или конституционной) монархии. Здесь мы

наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во

всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие

дуалистических монархий от парламентских состоит в сосредоточении в руках

монарха бульших полномочий в сфере государственной власти. Дуалистическая

монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к

парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который

избирается подданными или определенной частью их (если избирательное право

цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который может

осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.

Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее

Однако разделение властей при данной форме правления обычно

урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом

абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не позволяет закону

вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным

правом на издание указов, т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие

силу закона. А главное, может распускать парламент, заменяя фактически

дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска

парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет

ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.

Последний может воздействовать на правительство, только используя свое

правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно

мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того,

не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен

авторитарный политический режим. Государственный же режим может

характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия

есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества

и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом

Одним из представителей современной дуалистической монархии является

Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского

королевства в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый

тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом

кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на

кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий.

Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома

Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал,

впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и

вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица

перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX (Bhumibol Adulyadej,

является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и

получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как

В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не

по закону, а «согласно уважаемой традиции» и не подвергается любого рода

наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после

преждевременной смерти своего брата, который правил всего год.

В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX.

По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев

воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и

национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные

отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по

закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи

— 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется

отзываться либо уважительно, либо никак.

В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не

буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при

звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати

сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и

музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика

должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.

ней во время своего пребывания в Париже

. Рама IX правит страной больше всего лет, чем любой другой монарх в

мире среди живущих, кроме того его правление (1946+) самое длительное

. Система наследования престола в Таиланде позволяет женщинам править;

если единственный сын нынешнего короля после смерти последнего

откажется от престола, то править страной будет его сестра. (Сейчас

кстати к этому и идет)

. Наибольшую военнуюю мощь тайское государство имело в правление

Ramkhamhaeng’а, в XIII веке

В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно

распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах

мира (Великобритания, Испания, Япония и др.). Парламентарная монархия

характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по

управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный

характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного

нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой

правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или

иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя

из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и

юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно

нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью

премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава

правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт

монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх

скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в

отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем

полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков.

Он варьируется от практически полного отстранения монарха от участия в

государственной деятельности и сведения его полномочий к функциям внешнего

представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями

(Испания, где король согласно конституции 1978 г. является

главнокомандующим испанской армией). Верховенство парламента выражается в

том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно

пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх,

следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии,

имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции

партий, таким большинством располагающей.

Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые «резервные», так

называемые спящие прерогативы на случай возможных политических кризисов

(Великобритания, Бельгия, Нидерланды).

Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его

семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта

строка именуется «цивильным листом».

5. Особенности монархии в некоторых странах

Для начала определим признаки, характерные абсолютно для всех

1. Власть монарха наследственна и передается в установленном законом

2. Власть монарха не ограничена сроками полномочий.

3. Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на

мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что

монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде

материального предмета бывает различной. Титул, в Свазиленде, напр., монарх

начинается с титула.

4. Монарх не несет ответственности перед народом.

Рассмотрим статус монарха, способ осуществления полномочий,

ограничение королевской власти на примере 3-х стран: Великобритании,

это Король (Королева), в Японии – Император.

В Великобритании и Испании действует кастильская система

если сына нет – к старшей дочери. Принадлежит ему по праву рождения, т.е.

он наследует и занимает её пожизненно. Английский монарх должен быть

протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

Испания – ст.57 1. Испанская Корона наследуется преемниками Его Величества

Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии.

Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и

представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед

степени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему перед

2. Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым

будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и

все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской

3. В случае, если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование

Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее

подходящей для интересов Испании форме.

ст.2 “Императорский трон является династическим и наследуется в

соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом».

Конституция Великобритании запрещает брак с католиком, Конституция

Испании ограничивает обладателя права на наследование Короны в свободе

выбора, при заключении брака ст.57 п.4. «Тот, кто обладая правом на

наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или

Генеральных Кортесов, лишается, равно как и его потомки, права на

Во всех трех странах монарх является символом единства нации

(государства) и осуществляет функции, предоставленные ему Конституцией и

законами. Лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности.

Наиболее «бесправен», на мой взгляд Император Японии. Он не наделен

полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не

занимается государственной политикой и ни при каких обстоятельствах не

может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким

образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в

чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями

внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах,

национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер-

Действующий император и его супруга ведут демократический образ жизни:

помогают обслуживающему персоналу раскладывать стулья при поездках на

пикник и за город, как обычные граждане соблюдают правила дорожного

движения, не пользуясь какими-то преимуществами.

В Великобритании, в отличии от Японии и Испании монарх является

составной частью Парламента. Но на деле также как и монарх Японии в

законодательстве не участвует и исполнительной властью не обладает (страной

руководит “правительство его (ее) Величества” – кабинет министров во главе

Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции

1978 года: “…Король – осуществляет представительство испанского государства

в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с

которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции,

которые предоставлены ему Конституцией и законами”. Подобная

характеристика не встречается ни в Конституции Великобритании ни в

В Великобритании, за редким исключением, все входящие в компетенцию

королевы действия осуществляются правительством, кабинетом,

премьер–министром и министрами, Японская монархия отдает большинство

властных полномочий парламенту.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в

каждой стране имеются свои особенности. Условно их можно разделить на

1. В области государственного управления – право главы государства

участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и

военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование

вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на

фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на

выборах большинство мест в палате общин.

Испания – Король обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов

кандидатуру председателя Правительства, назначать его на должность и

смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению

председателя правительства Король назначает и смещает с должности членов

испанского Правительства. Король может председательствовать на заседаниях

Правительства, когда сочтет это необходимым.

Япония – правительство может формироваться обеими палатами Парламента,

но официально назначается указом Императора. Избранный премьер-министр

рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему

различными фракциями Парламента. Все члены кабинета утверждаются указом

Таким образом в Испании и Великобритании монарх назначает, а в Японии

подтверждает назначение на должность членов Правительства.

В отличие от Японии, Король Великобритании и Испании является

(юридически) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

2. В законодательной области – право созывать парламент на очередные

сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право

роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов,

право законодательной инициативы (в виде посланий президента и тронной

речи монарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон,

которое может быть преодолено парламентом).

Великобритания – Король открывает ежегодную сессию парламента, выступая с

ежегодной программой действий на предстоящий год. По указанию правительства

может распустить палату общин (нижнюю палату парламента) с назначением даты

Испания – Король назначает выборы в Генеральные кортесы, созывает их на

сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать.

Япония – Император созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату,

назначает дату выборов в парламент.

Роль монарха в отношениях с Парламентом во всех трех странах равнозначна.

Королева Великобритании подписывает законы и теоретически обладает

правом абсолютного вето, которое состоит в том, что отказ главы государства

утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и

безусловным и преодолеть его нельзя. Однако оно не применяется в настоящее

время и рассматривается как резервное средство на случай серьезных

Конституция Японии и Испании права законодательной инициативы и права вето

в отношении законов парламента монарху не предоставляет.

3. Во внешнеполитической области – право назначать послов и иных

дипломатических агентов, принимать дипломатических представителей

иностранных государств, право подписания международных договоров и

соглашений, право объявления войны и заключения мира, хотя для этого

требуется санкция парламента.

промульгирует конституции стран, входящих в британское Содружество.

Согласно королевской прерогативе, заключает договоры с иностранными

державами, управляет зависимыми колониями, решает вопросы расширения

физических границ суверенитета Короны.

Испанией на себя международных обязательств, посредством договоров в

соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия

кортесов Король может объявлять войну и заключать мир. Король назначает

послов и других дипломатических представителей Испании. Иностранные

представители в Испании также аккредитованы при нем. В отличие от Японии,

где руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета

министров, и, следовательно, Император не является главой государства,

представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, в Испании,

согласно ст.56 Конституции, Король «… осуществляет высшее

представительство испанского государства в международных отношениях…».

На него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и

посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических

документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7).

4. Иные полномочия и прерогативы – право помилования, смягчения или

замены наказания, изменения приговора, право награждения орденами, медалями

и иными знаками отличия, право присвоения почетных званий и титулов.

Как Великобритании, так в Испании и Японии монарх обладает правом на

награждение орденами. В Великобритании и Испании – правом на присвоение

Монарх Испании и Великобритании – осуществляет право помилования,

Император Японии – подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и

отсрочки наказаний, восстановления в правах.

Таким образом, хотелось бы отметить, что монархия производит сегодня

впечатление института исключительно церемониального, практически без

обязанностей и без прав. Хотя крайне редкое использование королевской

прерогативы вовсе не означает ее властного бессилия. Да и что мы понимаем

под термином «власть»? В трех представленных монархических странах,

монархи имеют возможность влиять на политику. В конституциях этих

монархических государств имеется статья, в соответствии с которой монарх

утверждает премьер-министра или подписывает законы. А ведь может и не

утвердить, наложить вето (Великобритиания)! Тот факт, что современные

монархи этим своим правом не пользуются, еще не говорит о том, что его у

них нет. Просто они уже привыкли жить в согласии с парламентом и народом и

стремятся избегать конституционных кризисов.

Из трех рассмотренных стран, наиболее отдаленной (на мой взгляд)

от монархии, в том ее значении, которое исторически заложено в само понятие

«Монархия», является Япония, а страной, где монарх обладает реальной

В последние годы процесс “республиканизации” заметно замедлился.

Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями

и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились

республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди

связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти,

которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких

стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и России. В некоторых

странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят

как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью

впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г.

Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в

изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию

предпринимаются и дикторами-авантюристами (классический пример –

провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические

движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

Разговоры о том, что в России сейчас просто необходимо

восстанавливать институт монархии имеют под собой достаточно веские

основания, но не лишены некоторой доли откровенного авантюризма. За время

существования СССР я лишний раз убедилась, что стабильность политических

систем в России напрямую зависит от чисто экономических факторов. Советская

система, несмотря на кажущуюся разветвленную систему делегирования

полномочий, от монархической отличалась не сильно. Чем Сталин отличался от,

скажем, Ивана Грозного и Петра I? Не трудно заметить, что именно жесткое

единоличное правление в большинстве случаев позволяло нашему государству

добиваться успехов, пусть и ценой гражданских свобод. В настоящее время не

имеет смысла говорить непосредственно о монархии; я считаю, во-первых,

нужно наделить президента большими полномочиями, а, во-вторых, дать

возможность народу влиять на коньюктуру власти, в области которой у нас

наметилась крайне неприятная тенденция.

Кроме этого, необходимо предпринять ряд существенных шагов в

преобразовании экономической системы страны. Возвращаясь к идее

восстановления монархического строя в России, могу привести цитату из

Макиавелли, которой говорил, что “за любой политической идеей нужно искать

заурядный интерес к вещам”. Кому это нужно – вопрос открытый, но, к

счастью, моей курсовой работы не касается. А монархия, как это не печально,

является лишь достоянием нашей истории, будущего для этого строя в России

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector