Монастырь как проверить о

fashion 1031469 1920 Советы на день
Содержание
  1. Монастырь
  2. Монастырь
  3. I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
  4. 2. Проверка домашнего задания
  5. II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
  6. Значение слова монастырь
  7. Словарь Ушакова
  8. Этимологический Словарь Русского Языка
  9. Архитектурный словарь
  10. Фразеологический словарь русского языка
  11. Православие. Словарь-справочник
  12. Православный энциклопедический словарь
  13. Словарь церковных терминов
  14. Православная энциклопедия
  15. Вестминстерский словарь теологических терминов
  16. Словарь Ожегова
  17. Словарь Ефремовой
  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  19. Вопросы для размышления
  20. 1. Что такое монашество? Добровольный путь служения Богу.
  21. Основные термины и понятия:
  22. Ход урока
  23. Как появились монастыри?
  24. Монастыри присущи не только России, но и многим другим странам. История их возникновения началась с распространением христианства в III столетии нашей эры. Тогда отдельные люди, называемые отшельниками, начали уединяться вдали от городов и соблазнов и вели аскетичный образ жизни. Родиной монашества принято считать Египет, где в IV веке монах Пахомий Великий создал первую киновию.
  25. Разница между монастырем и храмом довольно существенна. Как правило, церковь – это отдельно стоящее сооружение, тогда как монастырь – это целый архитектурный комплекс, в котором храм является лишь одной из построек. В церковь могут заходить люди обоих полов, а монастыри делятся на мужские и женские, то есть вход в мужской доступен только мужчинам, в женский, соответственно, только женщинам.
  26. Кто такие монахи?
  27. Монахи – это люди, которые приняли решение отречься от мира и поселиться в обители. Появились они гораздо раньше монастырей. Первыми монастырскими служителями были буддисты, приветствовавшие аскетизм еще в середине I тысячелетия до нашей эры.
  28. В чем себя ограничивают монахи?

Монастырь

Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (мона­сти­рион) – уеди­нён­ное жилище) – 1) место житель­ства и подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти мона­ше­ству­ю­щих, объ­еди­нен­ных брат­скою любо­вью во Христе, под­чи­ня­ю­щихся тре­бо­ва­ниям еди­ного устава; 2) община мона­хов (мона­хинь) какой-либо мона­ше­ской оби­тели.

monastyr

Как община, мона­стырь имеет свое внут­рен­нее устрой­ство. К основ­ным долж­ност­ным лицам мона­стыря отно­сят насто­я­теля, каз­на­чея, духов­ника, бла­го­чин­ного, риз­ни­чего, эко­нома. Долж­ност­ными лицами мона­стыря также явля­ются регент, эккле­си­арх (стар­ший поно­марь), свеч­ник, лавоч­ник, поно­марь, зво­нарь, пись­мо­во­ди­тель, биб­лио­те­карь, рух­ляд­ный, просфор­ник, тра­пез­ник, гости­ник, боль­нич­ный.

Следуя 43 пра­вилу VI Все­лен­ского Собора ника­кой преж­ний мораль­ный образ жизни не пре­пят­ствует хри­сти­а­нину оста­вить мир и всту­пить в мона­ше­ство ради исправ­ле­ния и спа­се­ния души. Посту­пив­ший в мона­стырь ста­но­вится ново­на­чаль­ным и про­хо­дит испы­та­ние. Если после испы­та­ния он ока­зы­ва­ется достой­ным, то постри­га­ется в мона­ше­ский чин. Высший чин мона­ше­ской жизни – вели­кая схима.

Мона­стыри под­раз­де­ля­ются на муж­ские и жен­ские. Особо круп­ные мона­стыри при­нято назы­вать лав­рами. Первые мона­стыри появи­лись в IV в. в Египте и в Пале­стине. Киево-Печер­ский мона­стырь – первый мона­стырь на Руси (XI в).

Из Устава Свято-Тро­иц­кого Тюмен­ского муж­ского мона­стыря:

«Пра­во­слав­ный мона­стырь – это хри­сти­ан­ская община, строго живу­щая по запо­ве­дям Божиим, ищущая духов­ного совер­шен­ства в делах хри­сти­ан­ской жизни.

Осно­вой мона­ше­ского духа служат слова Самого Гос­пода Иисуса Христа: «Если хочешь быть совер­шен­ным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокро­вище на небе­сах, и при­ходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) поло­жен­ные в основу обета нес­тя­жа­ния.

Дающий обет послу­ша­ния и отре­че­ния от своей воли и от своего муд­ро­ва­ния должен осно­вы­вать оный на слове Гос­под­нем: «Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет цело­муд­рия должен вни­мать слову Хри­стову: «Кто может вме­стить, да вме­стит» ( Мф.19:21 ) и слову Апо­столь­скому: «Неже­на­тый забо­тится о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­поду» (1Kop.7:32).

К вер­ному и неослаб­ному испол­не­нию сих обетов должно побуж­дать себя словом Хри­сто­вым: «Никто, воз­ло­жив­ший руку свою на плуг и ози­ра­ю­щийся назад, не бла­го­на­де­жен для Цар­ствия Божия» ( Лк.9:62 ). О бла­го­твор­но­сти послу­ша­ния, о потреб­но­сти духов­ного руко­вод­ства, об опас­ном пополз­но­ве­нии жить по своей воле должно вра­зум­лять себя словом пре­муд­рого Соло­мона: «При недо­статке попе­че­ния падает народ, а при многих совет­ни­ках бла­го­ден­ствует» ( Притч.11:14 ).

Житие мона­ше­ское должно быть бла­го­устро­ено на незыб­ле­мом осно­ва­нии Слова Божия, при посо­бии настав­ле­ний и при­ме­ров Святых Отец. Святой Васи­лий Вели­кий в одной из своих бесед дает обсто­я­тель­ную харак­те­ри­стику мона­ше­ского жития: «Монаху, – гово­рит он, – должно, прежде всего, стя­жать жизнь нес­тя­жа­тель­ную, телес­ное уеди­не­ние, бла­го­при­лич­ную наруж­ность, иметь голос уме­рен­ный и слово скром­ное, пищу и питие не при­чи­ня­ю­щие мятежа, есть в без­мол­вии; перед стар­шими мол­чать, мудрых слу­шать, к равным иметь любовь, низшим пода­вать испол­нен­ный любви совет; уда­ляться людей негод­ных, плот­ских и сует­ных, больше думать, а меньше гово­рить, не быть дерз­ким в словах, не допус­кать изли­шеств в раз­го­воре, избе­гать смеха, укра­шаться стыд­ли­во­стью, взор потуп­лять долу, а душу воз­но­сить горе, на пре­ко­сло­вие не отве­чать пре­ко­сло­вием, быть бла­го­по­кор­ным; тру­диться своими руками, всегда пом­нить о смерти, с надеж­дой радо­ваться, скорби тер­петь, непре­станно молиться, за все бла­го­да­рить, перед всеми быть сми­рен­ным, нена­ви­деть высо­ко­ме­рие; быть трез­вен­ным и охра­нять сердце от лука­вых помыс­лов…, забо­титься о страж­ду­щих, пла­кать с ними…, вра­зум­лять бес­чин­ных, уте­шать мало­душ­ных, слу­жить недуж­ным…, забо­титься… о бра­то­лю­бии».

Монах более полно и совер­шенно должен стре­миться в своей жизни вопло­тить одну из глав­ней­ших запо­ве­дей Хри­сто­вых – запо­ведь о любви: «Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душою твоею и всем разу­ме­нием твоим; …и воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мф.22:37-39 ). Любовь к Богу инок творит чрез непре­стан­ные молитвы, бесе­дуя с Ним, испо­ве­дуя Ему свои немощи, грехи и про­слав­ляя Его бла­гость и мило­сер­дие во всем. Любовь к ближ­ним монах совер­шает в тер­пе­нии их недо­стат­ков, в посто­ян­ной молитве о них, в раз­лич­ной помощи и мило­сти к ним.

Истин­ные работ­ники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как вели­чай­шую свя­тыню, ею пита­ются, ею насла­жда­ются и в этом Имени имеют себе залог буду­щего бла­жен­ства. На имени Иисуса Христа содер­жится все: и вера наша Пра­во­слав­ная, и все цер­ков­ное Бого­слу­же­ние, всякий чин, его обряд и поря­док и все молит­вен­ное после­до­ва­ние, – и всякий хри­сти­а­нин, моляся, обязан все­не­пре­менно воз­но­сить свою молитву к Еди­ному Сыну Божию, иже Един есть Хода­тай пред Богом за чело­веки ( 1Тим.2:5 ), и только к Нему и через Него бывает дей­ственна наша молитва. Он Сам запо­ве­дал, говоря: «еже аще чесо про­сите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» ( Ин.16:23-24 ).

Гос­подь Иисус Хри­стос содер­жит и всю все­лен­ную, и всю тварь види­мую и неви­ди­мую, и всякое дыха­ние, а в осо­бен­но­сти обве­се­ляет тех, кои носят сие наид­ра­жай­шее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отда­лили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Пра­во­слав­ная, и Цер­ковь, и Бого­слу­же­ние, все Таин­ства и обряды, все духов­ное слу­же­ние и самое Еван­ге­лие. Так нужно разу­меть и о чело­веке: если не живет в нем Иисус Хри­стос Своею бла­го­дат­ною силою, то там нет ничего духов­наго, – тут дви­жется жизнь только душевно-телес­ная, по сти­хиям века сего, потому что корень и бес­пре­дель­ная пол­нота духов­ной жизни есть Иисус Хри­стос, Кото­рого и нужно воз­лю­бить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь ста­раться о том, чтобы и имя Его все­дра­жай­шее водру­зить в свое сердце и так, чтобы оно было там корен­ным, дей­ству­ю­щим нача­лом и зани­мало гос­под­ствен­ное поло­же­ние, чтобы по слову апо­стола, «не мы жили, а жил в нас Хри­стос» ( Гал.2:20 ). От пре­ис­крен­наго соеди­не­ния сердца с Гос­по­дом, когда Гос­подь Иисус Хри­стос творит в нас оби­тель Свою, ощу­ти­тельно и дей­ственно все­ля­ется в сердце, и слы­шится Его Боже­ствен­ное при­сут­ствие ясно и ося­за­тельно, что назы­ва­ется, по словам Святых Отцов, живое Бого­об­ще­ние. И тогда Хри­стос Бог, будучи Иску­пи­тель и Спа­си­тель наш, нис­хо­дит в чело­века Своими Боже­ствен­ными силами, иже к животу и бла­го­че­стию ( 2Петр.1:3 ) и как бы творит в нём для Себя посто­ян­ную оби­тель ( Ин.14:23 ), так что чело­век ста­но­вится храмом Духа Божия ( 1Кор.6:17 ), цер­ко­вью Бога Жива ( 2Кор.6:16 ). Един есть Дух с Гос­по­дом ( 1Кор.6:17 ). Бог Любы есть. Пре­бы­вая в Любве в Боге пре­бы­вает, и Бог в нем пре­бы­вает ( 1Ин.4:16 ); и еже живет – Богови живет ( Рим.6:10 ) и не тому себе живет, но живет в нем Бог ( Гал.2:20 ).

Хри­стос есть тогда в чело­веке, еже хотети и деяти ( Фил.2:13 ). В это духов­ное состо­я­ние чело­век входит, если разу­меть обык­но­вен­ный поря­док тече­ния дел, не вдруг, а уме в конце своих духов­ных подви­гов и трудов. Оно состав­ляет цель стрем­ле­ний вся­каго разумно живу­щаго монаха. Достигши сего, он: входит в сво­боду и поко­ится в Боге, носит в сердце своем источ­ник живота – Самаго Гос­пода Бога, – и сие есть несо­мнен­ная надежда веч­наго спа­се­ния. (Схи­мо­нах Ила­рион: «На горах Кав­каза»).

Пока монахи были лишь оди­ночки, так назы­ва­е­мые ана­хо­реты, они спа­са­лись каждый по пра­ви­лам, данным им отцами и их настав­ни­ками, но с появ­ле­нием мона­сты­рей и мно­го­чис­лен­ного брат­ства потре­бо­вался Устав, кото­рый мог бы регу­ли­ро­вать мона­ше­скую жизнь в них и спо­соб­ство­вать к луч­шему осво­е­нию мона­ше­ского духа. Пре­по­доб­ный Пахо­мий Вели­кий, подвиж­ник 4‑го века, такой обще­жи­тель­ный Устав полу­чил от Свя­того Ангела, и он лег в основу всех осталь­ных мона­ше­ских Уста­вов: пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого, Свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого, Саввы Освя­щен­ного и пре­по­доб­ного Фео­дора Сту­дита (его Устав был принят впо­след­ствии пре­по­доб­ным Фео­до­сием для Киево-Печер­ского мона­стыря и стал потом образ­цом для всех других рус­ских оби­те­лей)».

Источник

Монастырь

Класс: 4

Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры». 4-5 классы.

Цель: духовно-нравственное развитие детей.

Задачи:

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.

— Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!

2. Проверка домашнего задания

— Что было задано на дом? (подготовить небольшое сообщение о таинствах церкви)

(Дети зачитывают свои сообщения)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1. Работа со стихотворением

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

— Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети высказывают свое мнение.

– Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».

– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (о монастыре)

2. Рассказ учителя о монахах и монастырях.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.

– Попробуйте дать определение слову «монастырь».

Дети высказывают свое мнение.

– Хорошо, а сейчас послушайте меня внимательно. (рассказ учителя сопровождается просмотром иллюстраций с диска)

Обучающиеся слушают рассказ учителя.

Монастырь – это особый мир. Это слово обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи.

Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Монастыри бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию.

А возглавляет монастырь правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.

3. Монашеское облачение.

– Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация)

img1

— В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.

Кто из вас знает, что означают эти слова?

Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.

Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

4. Занятия монахов.

— Ребята, как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы учащихся).

Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре. Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?

(Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта).

В монастыре запрещается:

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…

— Ребята, ответьте на следующие вопросы:

– Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души)

Работа с притчей.

Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит:

— Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом?

— Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?

— Бесчестие – как похвала?

— Скажите, о чем притча?

— Какое послушание нес человек?

— С каким вопросом он пришел к старцу?

— Как старец решил проверить послушника?

— Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху?

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

6. Работа с учебником. Слово о святом Луке.

– А сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.

Дети работают с текстом учебником, читают по цепочке.

— Что вы узнали об этом святом?

— Как он стал монахом?

— Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?

Дети высказывают свое мнение.

7. Включение в систему знаний и повторение.

– Давайте подведём итоги нашего путешествия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Как вы думаете, легко ли быть монахом?

– Хотите поехать на экскурсию в монастырь?

Закончите предложение:

1. Люди уходят в монастырь, когда:

1) у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является:

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

8. Домашнее задание.

– На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание.

Источник

Значение слова монастырь

Словарь Ушакова

монаст ы рь, монастыря, муж. (греч. Monasterion).

1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь.

| собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем.

Этимологический Словарь Русского Языка

Греческое – monasterion (жилище, келья монаха).

Существительное «монастырь» является греческим по происхождению и используется с X в.

Монастырь – это «религиозная община монахов или монахинь, которая представляет собой отдельную организацию».

Архитектурный словарь

комплекс сооружений, включая храм или аббатство, где живут монахи или монахини.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Фразеологический словарь русского языка

Православие. Словарь-справочник

(греч. «жилище монахов»)

1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.

2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

1) Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.

2) Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

Православная энциклопедия

1) монашеская община, объединенная единым уставом. Административно монастырь подчинен либо архиерею, либо самому патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник в чине игумена или архимандрита. Крупные монастыри принято называть лаврами. На некотором отдалении от него располагается пустынное место, где селятся монахи, ищущие уединения. Первые монастыри стали появляться в Палестине и Египте в IV веке. Затем они получили широкое распространение во всем христианском мире. Первым монастырем на Руси был Киево-Печерский, который был организован в XI веке;

2) комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных строений, принадлежащих монашеской общине.

Вестминстерский словарь теологических терминов

1) ♦ ( ENG monastery)

здания, населенные людьми (монахами), давшими религиозные обеты и ведущими монашескую жизнь;

2) ♦ ( ENG convent)

община монахов, к-рые живут под присмотром настоятеля, или здание, в к-ром они живут. Обычно термин используется для обозначения места, где живут религиозные женщины, находящиеся под руководством настоятельницы.

Словарь Ожегова

МОНАСТЫРЬ, я, м.

1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.

2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят посл. о том, что в чужом месте не следует наводить свои порядки.

Подвести под монастырь кого (прост.) подвести под неприятность, наказание.

| прил. монастырский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(болгарск. Битоль или Бетель [обитель?] турецк. Толи-монастир, лат. Bitolia, Butelium) — гл. г. вилайета в Западной Македонии (европ. Турции), на высоком логе (550 м высоты, 20 км шириной и 70 км шириной), окруженном высокими горами и прорезанном р. Черной (Црена; турецк. Кара-су), главным притоком р. Вардара, на болотистой почве. М. имеет большое торговое значение, так как лежит на перекрестке дорог, ведущих из г. Солуня (Салоник) в Драч (Дураццо), так называемой Via Egnatia, и из Софии в Янину; большой базар. Население М., доходящее до 50 тысяч, состоит из болгар, сербов, турок, греков, евреев, куцовлахов и цыган и занимается преимущественно ремеслами. Консульства русское, австрийское, греческое и великобританское. В плодородных окрестностях М. население живет земледелием, возделывая пшеницу, кукурузу, табак и марену. М. — конечный пункт железнодорожной линии Солунь — М. На месте М. был древний г. Гераклея-Линкестида, служившая (под именем Битоль) столицей болгарского царя Гавриила или Радомира в 1014—1015 г. В 1806 г. город был взят и разорен Али-пашой Янинским.

Источник

Вопросы для размышления

1. Что такое монашество? Добровольный путь служения Богу.

2. Роль монастырей в государственном и культурном строительстве России.

Обучающая: познакомить учащихся с православными традициями монашеской жизни, с обетами, облачением.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, работать в группах, умение анализировать и делать выводы.

Основные термины и понятия:

Облачение – одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему значению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства;
б) богослужебное облачение клира; в монашеское облачение.

Ход урока

— Каждое поколение, оставляет следы в нашей культуре. Что-то мы замечаем, мимо чего-то проходим, а что-то надолго остается в памяти. Православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире. Памятники зодчества являются не только украшением любого города или села,- это ещё и национальное сокровище, и святыня.

1. Изучение нового материала . Лекция учителя

Как появились монастыри?

Монастыри присущи не только России, но и многим другим странам. История их возникновения началась с распространением христианства в III столетии нашей эры. Тогда отдельные люди, называемые отшельниками, начали уединяться вдали от городов и соблазнов и вели аскетичный образ жизни. Родиной монашества принято считать Египет, где в IV веке монах Пахомий Великий создал первую киновию.

Чем монастырь отличается от храма?

Разница между монастырем и храмом довольно существенна. Как правило, церковь – это отдельно стоящее сооружение, тогда как монастырь – это целый архитектурный комплекс, в котором храм является лишь одной из построек. В церковь могут заходить люди обоих полов, а монастыри делятся на мужские и женские, то есть вход в мужской доступен только мужчинам, в женский, соответственно, только женщинам.

В храме нельзя жить, а в монастыре для проживания предусмотрены комнаты, так называемые кельи. Еще одно отличие заключается в исполнении обязанностей при религиозных сооружениях. В храме служат простые люди, ведущие обычный образ жизни, в монастыре – монахи.

Кто такие монахи?

Монахи – это люди, которые приняли решение отречься от мира и поселиться в обители. Появились они гораздо раньше монастырей. Первыми монастырскими служителями были буддисты, приветствовавшие аскетизм еще в середине I тысячелетия до нашей эры.

Монахами могут быть не только мужчины, но и женщины, давшие обет целомудрия. Долгое время после распространения христианства мужчины и женщины проживали в общих монастырях, однако в 1504 году на Руси совместные обители были запрещены.

В чем себя ограничивают монахи?

Уставы монастырей предусматривают множество обрядовых действий и ограничений, которых должны придерживаться монахи. Так, все служителям, проживающим в обителях, в обязательном порядке предписывается послушание, то есть выполнение каких-то работ. Это может быть уборка помещений, ведение огородного или подсобного хозяйства, пение во время богослужений либо звонарство.

Монахи должны полностью отказаться от создания семьи, приветствовать ахимсу (ненанесение вреда другим людям) и принимать постриг. В христианских церквях под пострижением понимают символическое действо, в рамках которого у человека состригают с головы волосы в знак его принадлежности к религиозной общине.

2. Опережающее задание (сообщение учащегося)

Выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?

Татарское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. XIV век был временем особенно сильного развития монастырей на Руси. До половины XV века, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар. С другой стороны у людей было усилено религиозное чувство. Это произошло под влиянием недавних ужасов татарского нашествия. Особое значение получает Троицкий монастырь, основанный в середине XIV веке Сергием Радонежским. Из него расходились по северу России иноки, которые основывали новые монастыри. В Твери было основано одиннадцать монастырей, в Нижнем Новгороде четыре. Дионисий Суздальский в XIV веке основал на берегу Волги Печерский монастырь. Его ученик Евфимий основал Спасо-Евфимиев монастырь. Макарий Унженский, переходя с одного места на другое, основал в костромских пределах три монастыря.

Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но «духовно-историческими центрами», они составляли как бы камни в основании здания русского государства.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector