Мониторинг как форма контроля

ice skates 1082514 1920 Советы на день

Мониторинг как способ контроля

Обеспечить безопасность финансово–хозяйственной деятельности, сохранность активов и законность хозяйственной деятельности в условиях экономической нестабильности достаточно сложно. Контроль, наряду с планированием, учетом и анализом хозяйственной деятельности, является составляющей управления любым хозяйствующим субъектом. Руководству организации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость получения качественной информации о функционировании ее различных подразделений и филиалов. Как правило, в поле действия функции контроля попадают отрицательные отклонения тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.

Органы государственного управления принимают участие в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей. При этом высокий государственный контроль снижает их деловую активность, способствует регрессу сферы услуг и предпринимательской деятельности. Дабы исключить такие инциденты, государство приняло курс сокращения количества проверок и уделяет больше внимания профилактической работе. Надзорные действия проводят посредством мониторинга. Само понятие «мониторинг» представляет собой процесс, предусматривающий непрерывный анализ и оценку соответствия нормам. Он осуществляется практически во всех областях деятельности.

Понятие мониторинга

В широком смысле мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно– следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем, а также руководителем самой организации. Непрерывный мониторинг также является частью обычной деятельности по управлению хозяйствующим субъектом в форме постоянного руководства. У многих организаций участие в мероприятиях по мониторингу принимают внутренние аудиторы или сотрудники, выполняющие аналогичные функции.

Порядок проведения мониторинга

Перед проведением мониторинга определяется область, участок, который впоследствии будут контролировать, а также цели и задачи. Стоит определиться, что полученная информация даст впоследствии и какие меры можно приять по улучшению деятельности. Помимо вышеперечисленного нужно определиться с источниками информации и способами их получения. Некоторые источники находятся на просторах интернета в общем доступе, средствах массовой информации, в то время, как к другим имеют доступ только ограниченный круг лиц и необходимо отправлять запросы для их получения. Нужно тщательно отбирать источники. Но чем больше их будет, тем полнее и достовернее станет мониторинг. Аналогично ситуация обстоит и с территорией, попадающей под мониторинг. Должностные лица контролирующих (надзорных) органов, аудиторы вправе входить на общедоступную территорию и объекты аудируемых лиц при проведении мониторинга. В другом случае – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети интернет, видео– и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Виды мониторинга

Независимо от преследуемых целей и поставленных задач, мониторинг может быть, как внутренним, так и внешним. Он может быть организован собственными силами организации или с привлечением независимых лиц: законодательная и исполнительная власть, аудиторские организации, представители общественных организаций.

Для обобщения информации целесообразно составлять таблицу, в которую впоследствии будут заносить данные, полученные в ходе проведения мониторинга. В таблице стоит указывать источник, из которого была получена информация, дату, результат. Процесс сбора информации должен быть оперативным, а полученная информация незамедлительно заноситься в таблицу. Чем более детально будет описан процесс проведения мониторинга, тем достовернее будет полученная информация. Сводный анализ будет более точным, своевременным, удобным для чтения и понимания при использовании данного метода. Мониторинг может быть, как долгосрочным, так и краткосрочным в зависимости от объекта. Его продолжительность может занять день или месяцы, а то и годы.

Оформление результатов мониторинга

По итогам проведения мониторинга, при обнаружении отклонений, не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, финансово–хозяйственной деятельности предписывают рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных по его результатам. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам, за исключением случаев повторного выявления нарушений. В случае не устранения нарушений и отклонения от предписания может быть назначена и организована внеплановая проверка. При выявлении отклонений или нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносится требование или предписание о приостановлении или запрете деятельности субъекта.

Стоит отметить, что в соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативно–правовыми документами, мониторинг не является одним из видов проверок, а значит не предусмотрено ограничений по количеству проведения мониторингов одного субъекта. Данное мероприятие является профилактическим, благодаря чему существенно экономит государственный бюджет и стимулирует развитие бизнеса во всех сферах.

Таким образом, использование и развитие мониторинга в Республике Беларусь будет способствовать стабилизации экономической ситуации и стимулированию деловой активности субъектов предпринимательской деятельности.

Источник

Мониторинг в системе финансового контроля

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль финансового контроля

Финансовый контроль – это комплекс действий, предпринимаемых органами надзора и специалистами для определения рациональности и законности накопления, распределения и применения финансовых средств субъектами хозяйствования.

Для проведения проверочных мероприятий используются различные методы и специфические формы. Надзор осуществляется государственными органами управления, заинтересованными в соблюдении законности, а также полноты исполнения финансовых обязательств субъектов. Экономические агенты используют инструменты финансового контроля для оптимизации собственной хозяйственной деятельности, поиска узких мест, выработки решений в области управления платежеспособностью и финансовой стабильностью.

Контроль финансов имеет два направления:

С помощью финансового контроля решаются задачи по соблюдению кассовой дисциплины, определяются пределы полномочий надзорных органов и лиц, выполняющих проверку. Так же отслеживается правомерность действий проверяющих субъектов, отсутствие корыстных целей. Основной задачей государственного надзора является контроль над соблюдением лимитов по статьям бюджета. Внимание уделяется как своевременности и полноте поступления средств в бюджет, так и соответствию расходов, заранее установленному плану. Контроль финансов со стороны государства направлен на управление поступлениями и использованием средств внебюджетных фондов. Государство может контролировать ту часть ценообразования, на которую оно оказывает влияние. Предприятия используют финансовый контроль для проверки правильности ведения управленческого, финансового и бухгалтерского учета, определения нарушителей и мер ответственности, применяемых к ним.

Готовые работы на аналогичную тему

Контроль финансов является обязательной частью управления хозяйственными системами. Он обеспечивает законность проводимых финансовых операций, предоставляет гарантии сохранности имущества участников экономических отношений.

Особенности мониторинга

Хозяйственная и финансовая активности тесно переплетены друг с другом. Движение продукции и услуг сопровождается встречным движением денежных средств и иных финансовых обязательств. Финансы и экономика воздействуют друг на друга, поэтому финансовый контроль регулирует не только денежные отношения, но и рациональность организации хозяйственной деятельности субъектов. Управление экономическими и финансовыми системами является основой успешной организации и достижения стратегических целей.

Управление любыми процессами предполагает соблюдение следующих этапов:

Мониторинг представляет собой систему постоянного наблюдения за процессами и явлениями, которые изучаются согласно установленному плану.

Он может проводиться в окружающей среде, обществе, различных экономических и финансовых структурах. Данные мониторинга используются для обоснования принимаемых решений, способствующих обеспечению безопасности различной природы, а именно: финансовой, экономической, безопасности жизни. Мониторинг позволяет сформировать массив данных, с помощью которых оценивается состояние объекта исследования. На основе этой информации вырабатываются управляющие действия с учетом факторов влияния.

Мониторинг может быть автоматизирован. В этом случае определяются данные, необходимые для дальнейшего анализа, а затем, разрабатываются методы сбора информации с помощью различных средств автоматизации. Автоматический мониторинг строится на информационном восприятии, принимающем такую форму, которая позволит обработать данные далее. Так же мониторинг помогает обнаруживать контролируемое событие и создавать соответствующий сигнал.

Мониторинг в системе финансового контроля

В России финансовый мониторинг используется относительно недавно. Он рассматривает общественные отношения, складывающиеся в стране с точки зрения финансово-правового поля. Сюда относят общественное взаимодействие, одним из участников которого выступает государственный орган надзора или иной субъект, имеющий полномочия осуществлять мониторинг. В России функции мониторинга выполняет Росфинмониторинг, который имеет полномочия:

Мониторинг финансов на государственном уровне опосредованно связан с работой налогово-бюджетной сферы. С его помощью выявляются финансовые операции незаконного характера. Кроме того, мониторинг финансов позволяет решать основные задачи финансового контроля. Его данные применяются для обеспечения финансовой и экономической безопасности страны в целом.

Финансовый мониторинг необходим потому, что финансовая система является динамическим объектом исследования. Для того, чтобы эффективно управлять ею, важно расширять границы финансового права. Стоит отметить, что мониторинг может применяться как обязательный элемент внешнего контроля, либо опционально в рамках внутреннего контроля. Если говорить о государственном мониторинге финансов, то Росфинмониторинг берет на себя функцию наблюдения тех организаций, которые действуют в сферах, где нет инструментов финансового контроля. Внутрикорпоративный мониторинг финансов необходим для поиска нелегальных доходов, утечки финансов и иных денежных потерь компании.

Таким образом, финансовый мониторинг является частью финансового контроля, занимающейся сбором и обработкой соответствующей информации.

Источник

Мониторинг как форма контроля

Статья 96. Мониторинг

1. Под мониторингом в целях настоящего Федерального закона понимается режим дистанционного государственного контроля (надзора), заключающийся в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации о деятельности граждан и организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, должностными лицами контрольного (надзорного) органа в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

2. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется в случаях, установленных положением о виде контроля, по заявлению контролируемого лица на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

3. Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, устанавливаются положением о виде контроля.

4. Порядок организации и осуществления мониторинга устанавливается положением о виде контроля, соглашением между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом.

5. Положение о виде контроля регулирует порядок подключения контролируемого лица (объекта) к автоматизированным информационным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора или фиксации информации, порядок доступа к указанным информационным системам и иным средствам сбора или фиксации информации, порядок обмена документами и иной информацией, а также характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, места их установки, их количество, требования к необходимому программному обеспечению и при необходимости иные условия.

6. Форма соглашения о мониторинге утверждается контрольным (надзорным) органом и не может предусматривать преимущества для отдельных контролируемых лиц или оказание предпочтения отдельным контролируемым лицам.

7. Техническое оснащение и сопровождение мониторинга на объектах контролируемого лица производятся за счет контролируемого лица, если иное не установлено положением о виде контроля или соглашением о мониторинге.

8. Мониторинг осуществляется на основании решения контрольного (надзорного) органа, выпускаемого по результатам проведения оценки соответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, технической готовности контролируемого лица и контрольного (надзорного) органа к информационному взаимодействию в рамках мониторинга и заключения соглашения о мониторинге.

9. Соглашением о мониторинге между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом может предусматриваться срок осуществления мониторинга, который не может быть менее одного года.

10. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из следующих случаев:

1) выявление несоответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, в том числе к технической оснащенности и сопровождению мониторинга;

2) неисполнение контролируемым лицом положений соглашения о мониторинге между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом;

3) подача контролируемым лицом заявления о прекращении осуществления мониторинга;

4) иные случаи, установленные положением о виде контроля.

11. Контрольный (надзорный) орган уведомляет контролируемое лицо о прекращении мониторинга в течение десяти дней со дня принятия решения о прекращении осуществления мониторинга.

12. Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено осуществление обязательного мониторинга в отношении контролируемых лиц, соответствующих критериям, установленным федеральным законом о виде контроля.

13. Порядок организации и осуществления обязательного мониторинга устанавливается положением о виде контроля.

14. Техническое оснащение и сопровождение обязательного мониторинга производятся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.

15. Обязательный мониторинг осуществляется без ограничения срока его проведения.

16. Контролируемые лица, в отношении которых осуществляется обязательный мониторинг, освобождаются от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.

17. В случае получения в ходе мониторинга, в том числе обязательного мониторинга, сведений о фактах нарушения обязательных требований контрольный (надзорный) орган принимает решения в соответствии с частью 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.

Источник

Мониторинг как форма контроля.

Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с проверяемыми субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:

— проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

— проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;

— информирования субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;

— проведения семинаров, круглых столов и другого.

Указом утверждено Положение о порядке проведения мониторинга. В соответствии с Положением мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем.

При обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах субъекта нарушений (недостатков), не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом, проводящим мониторинг, субъекту вручаются под роспись рекомендации либо данные рекомендации направляются в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга или принятия решения руководителем (его заместителем) контролирующего (надзорного) органа о направлении рекомендаций. Рекомендации направляются заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) субъекта. В указанном случае субъект считается ознакомленным надлежащим образом с рекомендациями, а рекомендации – полученными по истечении трех дней со дня такого направления.

Субъект, получивший рекомендации контролирующего (надзорного) органа по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган в установленный им срок. При добровольном устранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный контролирующим (надзорным) органом срок данным органом не применяются меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц, за исключением случаев повторного выявления нарушений (недостатков), выявленных этим контролирующим (надзорным) органом при проведении предыдущего мониторинга.

При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа выносится требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств.

По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

— учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;

— направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

— применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) может назначить внеплановую проверку, а руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа, являющегося территориальным органом, структурным подразделением, подчиненной организацией, вправе внести уполномоченному должностному лицу предложение о назначении внеплановой проверки.

Источник

Мониторинг как форма контроля

Мониторинг ‒ это один из трёх специальных режимов государственного контроля (надзора), предусмотренных гл. 18 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Согласно его ст. 96, мониторинг ‒ это режим дистанционного государственного контроля (надзора). Он заключается в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации:

При этом используют системы и методы дистанционного контроля. В том числе специальные технические средства, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения.

Основная цель мониторинга по Закону № 248-ФЗ ‒ предотвращение причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Мониторинг проводят должностные лица контрольного (надзорного) органа.

На практике рассматриваемый мониторинг возможен, например, в отношении опасных производственных объектов, оснащенных системами дистанционного контроля, а также по вопросам соблюдения правил гражданской обороны (ГО и ЧС), проведения лотерей и азартных игр, в строительной сфере.

Принцип участия

Мониторинг возможен только при добровольном участии контролируемых лиц. Кроме того, он возможен только в случаях, установленных положением о виде контроля.

Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для проведения мониторинга, устанавливает тоже положение о виде контроля.

Документальное оформление

Для проведения мониторинга от контролируемого лица нужно заявление.

Условия мониторинга определяет соглашение между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

В свою очередь, порядок организации и осуществления мониторинга устанавливают:

Технические вопросы

Положение о виде контроля также регулирует:

Учтите, что техническое оснащение и сопровождение мониторинга на объектах контролируемого лица происходят за счет контролируемого лица. Но иное правило может быть установлено положением о виде контроля или соглашением о мониторинге.

Основания для начала мониторинга

Срок проведения мониторинга

По общему правилу мониторинг проводится на постоянной основе (см. выше). В то же время, соглашение о мониторинге может предусматривать срок его осуществления, который не может быть менее 1 года.

Основания прекращения мониторинга

Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении мониторинга в одном из следующих случаев:

Контрольный (надзорный) орган уведомит о прекращении мониторинга в течение 10 дней со дня принятия такого решения.

Обязательный мониторинг

Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрен обязательный мониторинг в отношении лиц, соответствующих критериям, установленным ФЗ о виде контроля.

Порядок организации и осуществления обязательного мониторинга устанавливает положение о виде контроля.

В случае обязательного мониторинга его техническое оснащение и сопровождение оплачивает госбюджет. Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля.

Важно, что контролируемые лица во время обязательного мониторинга освобождены от плановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, если они ‒ предмет такого мониторинга.

Чем может закончиться мониторинг

В случае получения в ходе мониторинга, в том числе обязательного, сведений о фактах нарушения обязательных требований контрольный (надзорный) орган принимает решения, как по итогам проверки или иного контрольного/надзорного мероприятия согласно ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector