Мораль как предмет этики

woman 3377839 1920 Советы на день

Этика

cover

Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Этика и мораль как предмет этики

Что такое мораль (нравственность)?

Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.

Мораль, нравственность — гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль — это не просто то, что есть. Она, скорее всего, то, что должно быть.

Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.

Существуют некоторые самые общие характеристики морали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.

Эти определения в большей мере соответствуют общепризнанным взглядам на мораль.

Таким образом, общий анализ морали обычно сводят к двум категориям: моральное (нравственное) измерение личности и моральное измерение общества.

Моральное (нравственное) измерение личности

Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем того, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах виновности и ответственности.

Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве разума над страстями. Мораль, как показывает этимология слова, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если человека называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком—то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий. Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель.

Мораль можно рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность в отношении, эгоистических страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетельствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.

Царствовать над своими страстями и управлять ими — не значит подавлять. Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть связанными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотношение разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое соотношение.

Источник

Этика. 1. Мораль как форма общественого сознания

1.1. Мораль как предмет этики
Мораль (от лат. moralis — нравственный), особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, предмет этики. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от специфических требований каждой из этих сфер, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру взаимоотношений людей и формируется в процессе развития общества. Мораль имеет повелительно-предписывающий характер, есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа?

Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.
Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Социальные основы морали. К социальным основам нравственности надо отнести реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы. Нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества. На развитие и существование морали оказывают огромное влияние такие социальные институты, как семья, школа, право, государство, церковь, средства массовой информации, особенно телевидение.

К социальным основам нравственности следует отнести и объективные моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права, духовной сферы. Реально существующая нравственность существенно зависит от экономики, политики, религии и других социальных систем. В свою очередь, мораль оказывает на все сферы общества активное влияние, которое многообразно. Социальные основы есть и у субъективной нравственности, как то, что сформировалось в каждом отдельном индивиде в процессе его социализации. Это его нравственные идеи, нормы поведения, его добродетели. Актуальной остаётся проблема нравственного воспитания личности, однако, очевидно, что она не может быть решена вне общества. Для поддержания нравственности специальных органов нет. Эти функции берет на себя общественное мнение.

1.1.2. Сущность морали
Происхождение правил морали познается через противоречия. Первое противоречие связано с безличностью нравственного закона. Мы практически не знаем автора правил нравственности. Мы субъективно – избирательно руководствуемся представлениями о добре и зле. Безусловно многие из нас критически относятся к нравам, сложившимся в обществе и понимаем, что они далеки от идеала, Но тем не менее, обществом принимаются нравственные заповеди не зависящие от склонностей и предпочтений отдельных индивидов и даже социальных групп. И в конечном счете осознаем безличность нравственного закона. Моральный закон формулируется так словно он исходит каждого и ниоткуда, не опирается ни на чей авторитет. Но безличность нравственного закона не исключает его повелительность и предпочтительность исполнения.
Второе противоречие предполагает всеобщий характер и универсальность нравственного требования. Нравы разных народов и времен отражают различные исторические условия, образ жизни, менталитет, потребности и интересы. Каждая социальная группа имеет свои представления о добре и долге нередко противоположные по своему содержанию. Один и тот же поступок может быть допустимым для молодого и безнравственным для пожилого, нравственным для богатого и безнравственным для бедного и наоборот. Например, олигарх, «прихватизировав» миллиарды, может за миллионы купить футбольную команду и считать это нравственным, в то время как миллионы пенсионеров едва сводят концы с концами и считают поступок олигарха аморальным. Но нравственность может быть разнообразной и всеобщей одновременно. Это происходит за счет универсальности моральных требований.

Третье противоречие указывает на незаинтересованность морального мотива, кажущуюся бесполезность моральной цели. Совершенная добродетель далеко не всегда оборачивается пользой. Для того чтобы добиться успеха в делах нередко приходится нарушать установленные правила, в том числе и моральные. Более того, если человек ожидает получить какую-то выгоду за совершенный нравственный поступок, то такое действие по сути дела утрачивает моральную ценность. Поэтому подлинно нравственным поступком считается совершенный бескорыстно, без воздаяния за него.
Четвертое противоречие связано с установлением нравственного равенства и нравственного единства человеческого рода. Если человек сумеет вырваться из повседневных стереотипов поведения, то его поведение вызывает уважения. Работник автоинспекции или преподаватель не берущий взяток, студент принципиально не использующий шпаргалок, любовь между молодыми людьми разных национальностей или социального положения – все эти действия могут показаться вызовом определенному социальному окружению и в то же время свидетельством высоких моральных принципов.

Источник

Этика и мораль как предмет этики

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.

Различные философские школы и мыслители давали на него самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.

Мораль, нравственность – гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль – это не просто то, что есть. Она, ско–рее всего, то, что должно быть.

Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.

В результате некоторые исследователи сравнивают фило–софов-моралистов с архитекторами, профессиональное при–звание которых заключается в том, чтобы проектировать, соз–давать новые здания.

Существуют некоторые самые общие характеристики мо–рали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.

Эти определения в большей мере соответствуют общеприз–нанным взглядам на мораль.

Мораль же предстает в двух различных обликах:

1) как характеристика личности, сумма моральных качеств и добродетелей (правдивость, доброта);

2) как характеристика отношений в обществе между людь–ми, сумма моральных правил («не лги», «не кради», «не убий»).

Таким образом, обычно сводят общий анализ морали к двум категориям: моральное (нравственное) измерение лич–ности и моральное измерение общества.

Моральное (нравственное) измерение личности Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем то–го, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах ви–новности и ответственности. В «Жизнеописаниях» Плутарха есть пример, который подтверждает это.

Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве ра–зума над страстями. Мораль, как показывает этимология сло–ва, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если чело–века называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком-то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий Значение морали как качественной определенности человече–ской души обосновал Аристотель.

Разум дает возможность человеку верно, объективно, взве–шенно рассуждать о мире. Иррациональные процессы проте–кают иногда независимо от разума, а иногда зависят от него Они протекают на вегетативном уровне.

Они зависят от разума в своих аффективных, эмоциональ–ных проявлениях. В том, что связано с удовольствиями и стра–даниями. Аффекты (страсти, желания) могут возникать с уче–том приказов разума или вопреки им.

Таким образом, когда страсти в согласии с разумом, мы имеем добродетельный, совершенный строй души. В другом случае, когда страсти господствуют над человеком, мы имеем порочный строй души.

Мораль можно при этом рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противо–стоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность, главным обра–зом, конечно, сдержанность в отношении аффектов, эгоисти–ческих страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетель–ствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.

640 1

Но не следует думать, что аскетизм является главной мо–ральной добродетелью, а многообразие чувственной жизни – тяжелым моральным пороком. Царствовать над своими стра–стями и управлять ими – не значит подавлять. Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть свя–занными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотноше–ние разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое со–отношение.

Источник

Мораль как предмет этики, её характерные черты и структура

РАЗДЕЛ 1: Теоретические аспекты нравственной философии

Лекция 1: Основы этики. Мораль как предмет этического знания

(лекция рассчитана на два занятия)

Вопросы:

1. Происхождение понятий «этика» и «мораль».

2. Мораль как предмет этики, её характерные черты и структура.

3. Этика как философская наука.

5. Четыре основных мотива человеческих поступков по А. Шопенгауэру.

6. Классификация этических теорий.

Происхождение понятий «этика» и «мораль»

_ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Издревле существовали две цивилизации: Восточная и Западная. Если для первой свойственны: во-первых, неразрывная связь с природой; во-вторых, мистичность и религиозность взглядов на мир, то – для второй – тяга к познанию, философскому осмыслению бытия человека и общества, природы и Космоса. Само географическое месторасположение древневосточных государств (а именно между крупными реками, например, Тигром и Евфратом) задавало тон существующим там доктринам, наиболее известными из которых являются даосизм, буддизм и т.п. Восточная цивилизация породила мистику, магию, алхимию, Западная цивилизация же, представленная такими государствами, как Греция, Рим и др., считается родиной многих знаний, составивших в дальнейшем фундамент существующих ныне наук.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Изначально понятия «этика» и «мораль» были однопорядковыми и отличались лишь местом происхождения и соответственно языком. Греция и Рим – вот те две цитадели, которым своим происхождением обязаны эти слова. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова – «этос».

Eqox

Данным понятием обозначали место пребывания кого-либо и необязательно местожительство человека, это могло быть и звериное логово, и гнездо птицы. Далее древнегреческий натурфилософГераклит(VI в. до н.э.) этим термином обозначил нрав. Однако нрав имеет не только человек, но и животное, а также какое либо место, заведение (наверняка, Вам приходилось слышать выражения типа: «у этого коня крутой нрав», «в этом доме строгие нравы»). И только в V в до н.э. Аристотель стал понимать под нравом душевный склад человека или его характер. Это очень существенный момент. Предметом этики как науки является мораль, а её основу составляет дилемма: «Что хорошо, а что – плохо?» Новорожденный ребёнок имеет нрав («спокойный», «добродушный», «вредный» и т.д. – отзываемся мы о детях, наблюдая за их поведением), но он ещё не различает добро и зло, пользу и вред, следовательно, его душевный склад ещё только формируется. Психологи доказали, что темперамент (его часто называют «норовом») человека является врождённым, а характер (нрав) воспитывается, приобретается.

Если в Греции действовал греческий язык, то в Риме люди общались на латыни. Известный римский оратор Цицерон образовал от слова «нрав», обозначаемое латинским

mos(ед. число)/mores(мн. число)

слово «мораль»moralitas

Мораль– аналог этики (или этоса), в русском языке им соответствует слово «нравственность».

Появление этики как знания связано с именем Аристотеля, у которого имеются три фундаментальных работы: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Под этикой он понимал учение о нравственных добродетелях. Аристотель проводил чёткую грань между добродетелями характера (душевного склада) и аффектами (то, что заложено природой, например, страх, стыд), а также дианоэтическими добродетелями – добродетелями умственного склада. Порой их очень сложно отличить. Например, существует аффект стыд (проявлением которого является краснота на лице, если человеку перед кем-то за себя неловко) и моральное чувство стыда, когда никого вокруг нет, но человек совершил нечто осуждаемое обществом и ему становится стыдно перед самим собой. Многие сочтут, что между мудростью и благоразумием нет разницы. Первая – этическая добродетель, а второе – дианоэтическая. Выявляя критерии, по которым можно было бы выделять этические добродетели, Аристотель создаёт свою знаменитую доктрину «золотой середины», фундамент её составляют два определения этических добродетелей:

· «Этическая добродетель – это мера или золотая середина между двумя крайностями (пороками) – избытком и недостатком»,например, щедрость – золотая середина между скупостью и мотовством; стыд – между стыдливостью и бесстыдством;

· «Этическая добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий».

Умеренность – основополагающая добродетель античного общества. Она наряду с мудростью, справедливостью, мужеством считалась кардинальной добродетелью Древней Греции. Человеку свойственно влечение к пороку – к безмерности. Это отмечали многие мыслители во все времена человеческой истории, например Овидий говорил: «Благое вижу к дурному влекусь», а Эпикур, создавший доктрину «гедонизма» – учение о наслаждениях, разделил все удовольствия на два класса: динамически (активные), которые неминуемо влекут за собой страдания, и статические (спокойные) – без каких-либо последствий, призывал конечно же ко вторым.

Для социального бытия, а точнее «со-бытия» архи важной является добродетель справедливости.Справедливость – понятие многозначное, впервые его наиболее глубоко проанализировал Аристотель, который нашёл неустранимое противоречие между двумя типами справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей и справедливость как результат воздаяния за личный труд, успех. Эти два варианта были названы уравнительной и распределительной справедливостью.

Американский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь доступ ко всем свободам; принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идёт на пользу наиболее обездоленным.

Мораль как предмет этики, её характерные черты и структура

Мораль – система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

В моральном сознании выражен некий алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путём, по большей части стихийно. Всем Вам хорошо известны строки из знаменитого детского стишка: «Кроха сын к отцу пришёл и спросила кроха: «Что такое хорошо, что такое плохо?» Отвечая на вопрос сына, отец делает не что иное, как читает ему мораль. Таким образом, мораль – не институциональный регулятор общественного поведения.

Моральные нормы возникают из многолетней массовой житейской практики людей, выкристаллизовываясь в качестве определённых образцов только в том случае, если общество интуитивно осознаёт их несомненную пользу общему единству. Мораль можно в принципе считать проявлением коллективной воли. Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.), ценностные ориентации (обретение опыта, обучение мудрости и т.д.), а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, стыд, совесть).

Структура морали многоярусна и многопланова. Наиболее распространённым вариантом структуры морали, основа которого была намечена ещё в древности, является её членение на три уровня: 1) нравственное сознание; 2) нравственное поведение (деятельность, поступок); 3) нравственные отношения (социальные связи).

Характерные черты морали:

· императивность (лат. imperative – повеление) – свойство морали «требовать» определённого поведения от индивидов. Мораль как совокупность правил, норм, принципов указывает не на то, что есть, а на то, что должно быть;

· мораль обладает всеобъемлющим характером, что означает проникновение моральных требований и оценок во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая житейская ситуация необходимо имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действие её участников на «человечность»;

· предписания морали носят обобщённый, мировоззренческий характер, что отличает её от обычая, регламентирующего детали поведения;

· внутренняя природа морали противоречива, т.е. антиномична. Добро познаётся через зло, справедливость через несправедливость и т.д.;

· моральные требования к поведению людей безусловны (должны выполняться всеми членами общества, независимо от условий) и универсальны. Универсальность выражается в беспристрастности и надситуативности. Беспристрастность – равное отношение ко всем в определённой ситуации. Надситуативность – равное отношение к одному лицу в разных ситуациях.

Основные функции морали:

регулятивная – мораль выступает, прежде всего, как ориентир и контроль человеческого поведения в социуме, где имеются предписания, повеления «поступать так, а не иначе», соблюдение или несоблюдение которых санкционируется обществом;

оценочно-императивная – нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и даётся собственно оценка любому проявлению общественной жизни;

познавательная – функция, в известной степени производная от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человеком наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования, как всего общества, так и каждого индивида. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований. Мораль выполняет и множество других функций – воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную. Выделенные нами три основных функции морали все вместе определяют социальную роль морали – давать элементарные знание о том, какая жизнь является правильной или хорошей.

Мораль является главным предметом изучения такой науки, как этика.

Этика как философская наука

Изначально все науки зародились и существовали внутри философии (Пифагор был математиком и философом, Демокрит – физиком и философом, Парацельс – врачевателем и философом), на рубеже XVI-XVII вв. произошла научная революция и как её итог институциализация науки, которая стала отдельной от философии областью знаний. В недрах философии остались только три науки: логика, эстетика и этика, их называют «философскими науками».

Если фундамент логики составляет рациональность, т.е. индуктивные или дедуктивные суждения (например, ель – хвойное дерево), а в основе эстетических ценностей лежит совершенство формы (например, идеальная женская фигура, а, следовательно, прекрасная, – 90-60-90), то базис этических ценностей – совершенство воли. Совершенство формы – красота, целесообразность в мире и природе. Совершенство воли – добро, сознательное волевое устремление к абсолютной полноте бытия. Природа есть преимущественно бессознательное стремление к красоте; дух – сознательное стремление к добру, высшему благу.

Что же такое «совершенство воли»? В какой степени оно может быть присуще человеку? Если исходить из того, что воля – высшая способность желания, то совершенная воля предполагает: во-первых, желание собственного духовного блага, самосовершенствования, т.е. совершенный склад души (совершенную добродетель); во-вторых, желание блага другому, желание руководствоваться в своём поведении сверхиндивидуальными, неэгоистическими интересами, т.е. совершенный мотив поведения.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector