Мораль как социальное явление

woman 1853939 1920 Советы на день

Мораль как социальное явление

Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно?

Всякая нравственность обусловлена социально-исторически. Развитие нравственности неотрывно от социального движения вперед. Вместе с тем мораль, как относительно самостоятельное явление в истории, характеризуется особыми зависимостями от социальных отношений:

— поскольку мораль выступает как способ ориентации в мире ценностей, она прямо зависит от того, какая система ценностей выдвигается обществом, как эта система реально изменяется;

— поскольку в морали выражаются интересы социальных общностей, она непосредственно зависит от направленности этих интересов, их столкновения и развития;

— поскольку мораль содержит определенные нормы, приспособленные к типичным житейским ситуациям, на нее прямо воздействует изменение этих ситуаций как объективных условий морального выбора;

— поскольку мораль невозможна без передачи накопленного нравственного опыта, она зависит от условий социального общения, от способов функционального общественного мнения;

— поскольку мораль выражает особую атмосферу взаимопонимания людей в деятельности и общении, особое самочувствие человека, осознающего ценность своего бытия, она непосредственно зависит от изменений состояния общественной психологии (революций, войн, стихийных бедствий);

— поскольку мораль выступает как своеобразный тип миросозерцания, она испытывает на себе воздействие всех других сфер духовной культуры (науки, искусства, философии).

Ну а если нравственность обуславливается характером социальных отношений, то соответственно разные типы этих отношений вырабатывают и типы морали.

Будучи социально обусловленной, мораль в то же время обладает и относительной самостоятельностью. Социальная обусловленность, в свою очередь, говорит об объективности ее содержания, но в то же время она же есть сфера субъективного, внутреннего побуждения человека к проведению в жизнь своих целей, идеалов. Суть диалектики объективного и субъективного в морали состоит в том, что здесь ценное в социальном смысле превращается в личную заинтересованность, осознаваемую как внутреннее веление.

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 1552 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Мораль как социальный феномен

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Общество — объект исследования ряда наук. Науки потому и называются общественными, что их представители в том или ином аспекте исследуют общество. Аспект, сторона исследования определяют предмет науки. Он формулируется конкретно в качестве совокупности сходных по происхождению и содержанию проблем, представляющих интерес для членов общества. В этом смысле предмет этикипроисхождение, содержание и развитие явлений морали.

История первобытного общества раскрывает ряд этапов становления человеческого общества, показывает различные формы общения людей. Всем им присуще наличие весьма жестких систем регуляции связей между индивидами.

Элементами таких систем выступали нормы (правила) поведения людей. Нормы формировались объективно, то есть, независимо от воли и сознания людей (хотя и проходили через их сознание). Ни один человек не мог бы своей волей отменить какую-либо из норм или не допустить её возникновения.

Моральные нормы были порождены тремя основными факторами:

1) потребностями или существенными желаниями людей;

2) условиями обитания людей, в первую очередь, природными;

3) индивидуальными или коллективными возможностями членов первобытного общества.

Многообразие сочетаний данных факторов порождает те или иные

нормы поведения. Моральные нормы первобытного общества не всегда будут понятны человеку наших дней, но, они были рационально обоснованы человеком, жившим тысячи лет назад. Всеобщие (в рамках первобытного рода или племени) правила поведения закреплялись в обычаях, ритуалах, традициях, стереотипах поведения, в фольклоре.

Мораль не сводится ни к религии, ни к праву, ни к какой-либо другой форме духовно-практической жизни человека, она имеет свою специфику. Мораль она объединяет людей, включенных в разные виды отношений и деятельности. Предназначение морали выражается в обеспечении целостности и гармоничности человеческих взаимоотношений, поступательности исторического развития общества, она выражает степень «человечности» общества и отдельного человека.

Роль, которую играет мораль в обществе, трудно переоценить. Достаточно сказать, что ни одна общность людей не может существовать без морали. Даже если отдельные индивиды отвергают нормы одной системы морали, они тут же создают свою систему норм. Поговорка «Ворон ворону глаз не выклюет» говорит о соблюдение норм морали членами одной и той же общности людей. Так воры, отвергнув нормы поведения большинства населения, соблюдают определенные правила отношений между собой.

Любой развитый индивид обладает мировоззрением, в котором определенное место занимает личное понимание норм отношений между людьми.

Источник

Мораль как социальное явление

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно?

Всякая нравственность обусловлена социально-исторически. Развитие нравственности неотрывно от социального движения вперед. Вместе с тем мораль, как относительно самостоятельное явление в истории, характеризуется особыми зависимостями от социальных отношений:

— поскольку мораль выступает как способ ориентации в мире ценностей, она прямо зависит от того, какая система ценностей выдвигается обществом, как эта система реально изменяется;

— поскольку в морали выражаются интересы социальных общностей, она непосредственно зависит от направленности этих интересов, их столкновения и развития;

— поскольку мораль содержит определенные нормы, приспособленные к типичным житейским ситуациям, на нее прямо воздействует изменение этих ситуаций как объективных условий морального выбора;

— поскольку мораль невозможна без передачи накопленного нравственного опыта, она зависит от условий социального общения, от способов функционального общественного мнения;

— поскольку мораль выражает особую атмосферу взаимопонимания людей в деятельности и общении, особое самочувствие человека, осознающего ценность своего бытия, она непосредственно зависит от изменений состояния общественной психологии (революций, войн, стихийных бедствий);

— поскольку мораль выступает как своеобразный тип миросозерцания, она испытывает на себе воздействие всех других сфер духовной культуры (науки, искусства, философии).

Ну а если нравственность обуславливается характером социальных отношений, то соответственно разные типы этих отношений вырабатывают и типы морали.

Будучи социально обусловленной, мораль в то же время обладает и относительной самостоятельностью. Социальная обусловленность, в свою очередь, говорит об объективности ее содержания, но в то же время она же есть сфера субъективного, внутреннего побуждения человека к проведению в жизнь своих целей, идеалов. Суть диалектики объективного и субъективного в морали состоит в том, что здесь ценное в социальном смысле превращается в личную заинтересованность, осознаваемую как внутреннее веление.

Источник

Мораль как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Мораль как способ освоения мира многофункциональна. Она многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человечества ей приходится решать различные по содержанию задачи.
Мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии, т. е. всеми признаками, которые позволяют говорить о ней как об особом качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни.

Содержание работы

Введение
1. Проблема происхождения морали.
2. Функции морали в обществе.
3. Моральная норма и ее специфика
4. Мораль и нравы, удвоение морали.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика.doc

Тема 2 Мораль как общественное явление

1. Проблема происхождения морали.

2. Функции морали в обществе.

3. Моральная норма и ее специфика

4. Мораль и нравы, удвоение морали.

Список использованной литературы

Термин «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер»

Этика, как наука о морали даёт описание морали, объясняет мораль и учит морали. Морали присущи следующие уникальные свойства:

– безличность нравственного закона;

– всеобщий характер и универсальность нравственного требования;

– не заинтересованность морального мотива, не прагматичность моральной цели;

– нравственное равенство и нравственное единство человеческого рода;

Содержание морали как общественного явления представляется в виде системы, состоящей из четырех компонентов:

1) нравственные отношения;

2) нравственные мотивы действия;

3) нравственные чувства;

4) моральное сознание.

Мораль представляет собой многоплановую область жизнедеятельности человека, в которой взаимосвязаны различные социально-исторические, общекультурные, психологические и другие аспекты.

В общественных отношениях действует ряд механизмов саморегуляции. Это экономические механизмы, социальные институты, государство, право, мораль. Ориентирами человеческого поведения выступают моральные ценности. Развитие нравственности связано с социальным движением.

Вместе с тем мораль характеризуется следующими особыми зависимостями от социально-экономического основания:

1. Мораль – особый способ ориентации в мире ценностей, следовательно, она прямо зависит от системы ценностей, выдвигаемой обществом, от ее изменения.

2. Мораль отражает интересы социальных общностей, поэтому она зависит от направленности интересов, от их столкновения и развития.

3. Мораль содержит определенные нормы, образцы, приспособленные к конкретным жизненным ситуациям, значит, изменение этих ситуаций как объективное условие морального выбора воздействует на мораль.

4. Мораль регулирует поведение людей, следовательно, она зависит от состояния способов социальной регуляции (правовых, государственно- административных и др).

5. Мораль передает накопленный нравственный опыт. Она зависит от условий социального общения, от способов функционирования общественного мнения, средств коммуникации.

6. Мораль создает особую атмосферу в обществе и выражает нравственное состояние личности. Отсюда ее зависимость от изменений состояния общественной психологии.

7. Мораль действует на миросозерцание личности, ее мировоззрение. Она связана с другими сферами воздействия: наукой, искусством, философией, религией и др.

Мораль как способ освоения мира многофункциональна. Она многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человечества ей приходится решать различные по содержанию задачи.

Мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии, т. е. всеми признаками, которые позволяют говорить о ней как об особом качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни.

1. Проблема происхождения морали.

Мораль прошла довольно длительный, сложный путь развития от самых примитивных норм и представлений до высших устремлений современных проповедников святости, непорочности.

При решении проблемы происхождения морали исследователи сталкиваются с большими трудностями. И это не случайно, ибо в данном случае неизбежен выход на проблему сущности, вернее Тайны, самого человека.

В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. Чаще же, точнее в подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека.

Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Нравственный закон нельзя считать следствием опыта, воспитания, привычки, ибо он не считается с тем, что происходит в земной жизни, а указывает лишь то, что должно происходить. Также и природа человека не является источником морали, ибо человеческие естественные влечения нередко противоречат влечениям нравственности, и благовоспитанные люди вынуждены их подавлять.

Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях: сам Бог предписал уважать старших, не воровать, не убивать и т.д.

С религиозными взглядами на природу, происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей объективного идеализма (Платона, Гегеля). Гегель рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа. Таким образом, представители данного философского направления, как и богословы, истоки морали выносят за пределы общества и явно недооценивают роль отдельной человеческой личности в становлении морального сознания.

Следующее направление поиска истоков морали мы условно назовем натуралистическим, ибо оно так или иначе выводит мораль из природы человека и из предшествующей эволюции животного мира.

Натуралистические подходы к морали имеют в своем распоряжении целый ряд серьезных аргументов. Однако все-таки следует признать, что в данном случае мы встречаемся с явным проявлением редукционизма (возвращение обратно), с низведением высшего к низшему.

Мораль представляет собой не набор простейших форм поведения, а включает в себя устремленность на высшие ценности, свободу, творчество.

Широкое распространение получили и различные направления, которые так или иначе подчеркивают социальную природу морали. Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности (софисты, Аристотель, др.). Особенно активно его отстаивали маркситсы. К этому же направлению необходимо отнести Э. Дюркгейма, М. Вебера и их последователей. Среди них нетрудно найти материалистов, идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей. Но все они отмечали социальную природу морали. Указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные – определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Они же пытались выявить и общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете, как правило, последнего. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей.

2. Функции морали в обществе.

Каковы основные функции морали? Большинство этиков (Е.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий и др.) главной функцией называют регулятивную. Она взаимосвязана с такими функциями, как воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная и др.

Л.М. Архангельский выделяет основные три функции: регулятивную, воспитательную и познавательную.

Последовательность работы психических механизмов, которая присуща нравственному сознанию, можно выразить формулой: «Повелевая, мораль оценивает, оценивая – познает». Доминанта функций морали может меняться. Так, познавательная функция нравственности может быть подчинена функции регуляции поведения.

Познавательная функция не просто дает знания, но еще и ориентирует в мире ценностей. Она же содержит и прогностический момент, то есть позволяет моделирование нравственных идеалов. Чистота, возвышенность мотивов – непременное условие и элемент нравственного поведения личности.

Мораль несет в себе функции нормативного целеполагания в повседневной поведенческой практике. И конечно же, мораль выступает особой формой общения людей, которое несет в себе ценностное отношение к социуму, к себе, к другой личности. В общении, разумеется, присутствует переживание, сопереживание, взаимопонимание, интуиция, оценки, воображение и др., т. е. пласт духовного мира человека.

Таким образом, мораль обеспечивает регуляцию поведения, моральное долженствование, оценку, ценностную ориентацию, мотивацию, гуманность в общении.

Будучи одной из форм общественного сознания, нравственность выступает и как аспект деятельности человека, в которой объективируются моральные цели, ориентации, нормы, поступки, действия.

В этической литературе в нравственности различают: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Нравственная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную сторону морали о поведении людей. Субъективную же сторону представляет моральное сознание.

В нравственной деятельности проявляется диалектическое единство объективного и субъективного, т. е. происходит реализация субъектно-объектных отношений. Нравственные отношения – это особые, объективные и субъективные отношения, потому что отражают интересы, побуждения, представления как самой личности, так и окружающих ее людей. Нравственные отношения характеризуются системой моральных ценностей. Другой характерной особенностью их выступает нравственная позиция личности или социальной группы в моральном выборе.

Нравственная позиция личности, с одной стороны, есть объективный фактор, в котором сочетаются интересы общественные и индивидуальные, с другой – субъективный фактор моральной регуляции, выражающий моральную ориентацию, нравственную активность и ответственность за выбор моральной позиции.

Система же нравственных отношений, существующая в обществе, обусловливает характер нравственного сознания. Обратимся к своеобразию функционирования нравственного сознания.

Нравственное сознание – это осознание личностью норм нравственности, взаимоотношений в обществе, идей, представлений, идеалов, функционирующих в обществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей.

Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, а также за счет функциональных механизмов, важнейшим из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности.

Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности. Она проявляется как в отдельных поступках, мотивах личности, так и во всей линии поведения.

Ценностные ориентации личности обеспечивают моральную надежность, которая, в свою очередь, зависит от моральной мотивации, оценки и самооценки. Моральная мотивация – это система взаимосвязанных мировоззренческих мотивов, означающих предпочтение или выбор тех или иных ценностей, целей в моральном выборе, определенной линии поведения. Моральная оценка определяет ценностное значение действия, поступка, поведения личности, их соответствия общественным нормам морали.

Самооценка – это определение личностью ценности своего поведения, поступков, мотивов. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, очевидным является следующий факт. Мораль выступает как сложное общественное явление, являясь одновременно формой общественного сознания и видом социальных отношений, выполняет основную функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются воспитанием, общественным мнением.

Итак, мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни. Обратимся к регулятивной функции морали в нравственных отношениях в труде. В трудовой сфере нравственные отношения определяют содержание морали труда.

Существуют как общие требования морали труда в обществе, так и требования для той или иной профессии. Эти специфические нравственные требования, нормы связаны с пониманием профессиональной чести, с чувством гордости за свой труд.

Источник

Тема 2. МОРАЛЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Кафедра философии и политологии

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

__________ Денисова Л.В.

Денисенко С. В.

Тема 2. МОРАЛЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Фондовая лекция по дисциплине «Профессиональная этика»

Специальности: 030501.65 Юриспруденция;

030505.65 Правоохранительная деятельность;

080105.65 Финансы и кредит

Щеглов А.В. – кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры

профессиональной этики и эстетической культуры Московского университе-

Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

Лекция по дисциплине «Профессиональная этика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 07.11.2011 г., протокол № 3.

План лекции:

Утвердить многоаспектность моральных проявлений в жизни личности и общества.

Сконцентрировать внимание на нравственном облике современности, в которой реализуется профессиональная деятельность сотрудника ОВД;

Активизировать моральные установки личности через сравнительный анализ в ходе лекции.

Вопрос 1. Сущность морали:

Мораль – многогранное явление, совершенно нематериальное по своей сущности. Мораль идеальна. Но при этом именно мораль составляет содержание наибольшего количества событий человеческой индивидуальной и общественной жизни. Она создает смысл любви и ненависти, дружбы и предательства, ответственности и безалаберности. Существует выражение «читать мораль», означающее попытку прояснения именно морального содержания человеческих поступков со стороны старших – младшим или руководителей – подчиненным. Существует представление о том, что читать мораль – занятие неблагодарное и даже напрасное. Именно сегодня нам предстоит выяснить основные черты морали как общественного явления, ибо там, где есть, даже один человек, уже присутствуют моральные нормы. В обществе двух людей выражение нормы становится доступным для наблюдения и анализа. А там, где профессиональная деятельность связана с общественными отношениями, она напрямую обращается к моральным отношениям людей и становится их результатом.

МОРАЛЬ – форма общественного сознания, совокупность правил, принципов и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Мораль регулирует поведение человека наряду с его жизненными и психологическими потребностями во всех без исключения сферах его общественной жизни: в труде, семье, быту, в политике и искусстве.

Нормы поведения существуют в любом обществе, они регулируют поведение участников каждого объединения, цели, пути их достижения и оценку, полученную от окружающих. Именно мораль – самое древнее выражение человеческого сознания, воли отдельного человека, его личного выбора и соотношения с волей человечества.

Мораль биологически не обусловлена ничем: ученые не нашли в нашем организме ни одного органа, предназначенного для выработки и выполнения моральных норм. Нельзя считать таким органом и мозг человека: при одинаковом его устройстве, моральные представления людей представляют собой огромную вариацию оттенков, а у наиболее продвинутых представителей человечества именно моральные аспекты поведения оценивались как негативные. Напротив, не совсем здоровые в физическом и душевном смысле люди проявляли и могут проявлять подлинные образчики милосердия и нравственности.( роман «Идиот», князь Мышкин )

640 1

Мораль оценивается как феномен общественной, культурной жизни индивида и общества. Формирование моральных представлений человека не произошло мгновенно. Мораль формировалась в ходе многолетнего, векового:

· выделения человека из мира животных,

· выживания людей в коллективном труде и совместном проживании

· развития общественных отношений.

Первым проявление морали, как формы общественного сознания, обозначенной в определении морали стала система табу (запретов) на определенные виды пищи, сексуальных отношений, общения в роду. Нарушение табу строго каралось общиной. С ходом времени на основе табу сложились обычаи и традиции. Они опирались на общественное мнение, распространялись на членов данной общины в регулировании наиболее важных процессов: рождения, брака, смерти, войны и т.д. Отдельный человек не имел своих личных моральных убеждений, он ориентировался на нравственные представления общины. Усвоение норм поведения велось на основе подражания, а восстановление нарушенных норм через нанесения аналогичных действий нарушителю. Именно оттуда донеслось через века представление «око за око, зуб за зуб». Позже оно получило название «правило Талиона», или «Принципа Воздания», означавшего нанесение равного ущерба. Данный вопрос был рассмотрен вами в курсе «Теория государства и права» в прошлом семестре.

Именно с осмысления появления морали начинается осмысление её сущности. Многообразие вариантов, объясняющих происхождение морали столь велико, что можно представить три основных варианта объяснения появления морали, а, значит, и смысла её существования.

Таким образом, источниками морали становятся: привычки, традиции, устоявшиеся в данном сообществе, высшие ценности, свойственные религиозным системам, и устойчивые общественные отношения.

Общечеловеческий характер морали: мораль носит общечеловеческий характер, что также являет сущность морали. Размышления о поведении людей в обществе не имеют границ в пространстве и времени. Каждая эпоха и народ породили легенды, сказы, образы наилучшего, желательного поведения своих представителей. Борьба человека со злом в самом себе, развитие в самом себе добра, умножение блага в обществе содействует развитию всего человечества. Мораль объединяет людей вне времени и пространства, не делая различий по профессии, возрасту, национальности. Этот великий потенциал человечества нашел выражение в основных принципах морали, являющихся критериями, измерителями человеческих отношений, поступков, намерений людей. Сущность морали, наряду с представлениями о её возникновении составляют вечные моральные ценности, общечеловеческие начала взаимоотношений людей. Это принципы гуманизма, справедливости, коллективизма.Находясь у всех на слуху, особенно в переломные национальные времена, соответствие этим принципам становится мерилом морали человека и общества.

Золотое правило «делай другому все то, что сам себе хотел бы от других» –гуманно, милосердно. Милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия и различные проявления одного и того же. Недостаток милосердия, пренебрежение к интересам отдельных людей или целых групп часто оценивается как антигуманность и несправедливость. Принцип гуманности является ведущим началом в таких важнейших для сотрудника ОВД текстах, как Присяга и Кодекс чести рядового и начальствующего состава сотрудников ОВД Российской Федерации

Для современного общества не менее важна справедливость правовая, закрепленная в нормах права, ставшая сегодня конкретным социальным рычагом в демократических обществах. Понимание справедливости как основного принципа человеческих отношений претерпело многочисленные перемены. Принцип справедливости заставляет людей искать механизмы его воплощения в различных эпохах и обществах. В современном обществе справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы, в т. ч. материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление). Справедливым признается наличие равенства, как важнейшего условия жизни человека и развития его личности, выраженного в существовании равных прав всех людей, закрепленных законом. Размышления о справедливости как основе морали и права встречаются достаточно широко.

Рекомендую обратить внимание на сборник материалов международной научной конференции «Онтология и аксиология права», Омск, 2003, 2005, 2007 и статьи: Денисовой Л.В «Справедливость как базовая ценность права», там же С.44; Денисенко С.В. Справедливость как социально-преобразующий проект личности, там же. С.219. К ценности принципа справедливости мы обращаемся постоянно, в т.ч.обратимся и на следующей лекции, при рассмотрении основных категорий этики.

Коллективизм– моральный принцип, сознательное стремление содействия всеобщему благу, противоположно индивидуализму. Первоначальное представление о том, что в одиночку тяжелее выжить, прочно существует в нашем сознании. Врожденная мечта человечества о счастье для всех, об отсутствии корыстных умыслов и дружное единение – таковы основы коллективизма- основы бескорыстной помощи одного человека другому. Мечта человека «Один за всех и все ха одного!» нашел свое воплощение не только в мушкетерских романах А.Дюма. Особенно важен коллективизм в тех видах деятельности, в которых требуется дать отпор врагу

Единство человеческого взаимодействия в достижении общей цели, взаимовыручка и взаимопомощь особенно важны служебных коллективах ОВД, не случайно являются их признанными достоинствами. Умение личности работать в коллективе, не теряя при этом себя – показатель моральной культуры личности. Коллективное начало в службе ОВД – одна из сильных сторон профессиональной морали была рассмотрена нами в теме №4 «Этика межличностного общения в служебном коллективе»

Таким образом, мораль носит общечеловеческий характер. Сущность морали, наряду с различными представлениями о её возникновении, составляют общечеловеческие начала взаимоотношений людей, ставшие вечными моральными ценностями. Это принципы гуманизма, справедливости, коллективизма.

· Субординированные отношения- отношения между начальниками и подчиненными.

· Отношения между коллегами.

· Отношения с гражданами.

В каждой правоохранительной структуре и в определенной степени в каждом служебном коллективе эти формы отношений приобретают свой характер и формируются опять- таки по принципу диалектического сочетания общего, особенного и отдельного. Общее и в значительной части особенное определяется служебными документами: уставами, приказами, служебными инструкциями и т.п.( в частности, в органах внутренних дел Кодексом чести, приказом МВД «О вежливом и внимательном обращении с гражданами» и пр.), а отдельное и некоторая часть особенного вырабатывается в процессе служебного опыта того или иного коллектива, причем значительную роль здесь играет командно- воспитательная деятельность и личный опыт руководителя коллектива и работников воспитательного аппарата. Именно служебный опыт- опыт взаимной деятельности в процессе решения служебных задач подсказывает формы нравственных отношений, которые невозможно предусмотреть никакими инструкциями.

3.Моральное сознание – включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести и раскаяние.

Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов, традиций и идеалов.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития- прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни и их взаимоотношений- и призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика.

Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер. Мы можем себе представить человека ( и не подвергаем его суровому осуждениям), который и не обладает знанием философии, далек от политики, не разбирается в искусстве, не интересуется религиозными проблемами, но дико и нелепо обнаружить, что человек не обладает моральным сознанием и не имеет ни каких знаний об этических нормах и принципах, не обладает своей системой ценностей, не испытывает моральных побуждений.

Следует отметить, что на практике все три компонента- моральная деятельность, моральные отношения и моральное сознание выступают как единая целостность, где они являются как бы гранями, разделение их делается лишь в теории и лишь для осмысления особенностей каждого из компонентов.

Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек осознает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании образцы поведения, образующие в своей совокупности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты, требования, принципы и т.д., и все они являются различными элементами структуры морали. Все они базируются на основном нравственном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золотом правиле нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной, прогностической и др.

1. Регулятивная. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет и неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер. Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствии с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используют такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как: морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обычаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции – каждая по-своему – в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь.

3. Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

4. Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

5. Ориентирующая.Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную форму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных(иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом», позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

6. Коммуникативная. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствующего запроса отвечает сигналом, условно называемом «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но, тем не менее, он играет в этом процессе одну из главных ролей.

7. Идеологическая.Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

8. Мировоззренческая.В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector