Мораль как социальный институт

woman 97088 1920 Советы на день

Является ли мораль социальным институтом? Ответ обоснуйте. Вопрос по профессиональной этике.

Анализ социальных институтов будет неполным, если мы не коснемся неформальных институтов. Неформальные институты организационно не структурированы, в них нет законодателей и исполнителей, начальников и подчиненных, они как бы растворены в общественном сознании общества. Одним из таких неформальных институтов является институт морали.

Мораль (от лат. – moralis, нрав, поведение) – это система нравственных ценностей норм, правил, оценок, предписаний и санкций, регулирующих взаимодействие людей. Один человек не может быть ни морален, ни аморален. Нет морали и у животных, ибо, как сказал Э. Дюркгейм, мораль – это функция социального целого.

Моральный способ регуляции жизни, как чисто социальное явление, задает рамки должного поведения в обществе. Институт морали отличается прочностью и долговечностью, сопровождает человечество на протяжении всей его истории, хотя конкретное содержание моральных норм и требований исторически обусловлено и динамично. Его действие распространяется на всех членов общества и вместе с тем не существует особой моральной сферы общества. Мораль проникает везде: и в экономику, и в политику, и в социальную сферу, регулируя отношения между людьми во всех без исключения областях жизни. Более того, неформальность этого института позволяет ему регулировать такие отношения как товарищество, дружба, любовь, недоступные для регуляции другими социальными институтами. В морали функционируют общечеловеческие ценности с их универсальной применимостью и действенностью, а также нравственные установки и правила различных структур общества – национальных, религиозных, поселенческих и т. п.

Источник

От других форм регулирования массовой и индивидуальной деятельности/поведения (право, государственные декреты, народные традиции и т.п.) мораль отличается способом обоснования и осуществления своих требований. В морали общественная необходимость, потребности, интересы, ценности общества, классов и иных социальных групп выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения.

Каждой социальной общности (нация, класс, религиозная община, политическая партия, трудовой коллектив, семья, криминалитет…) свойственна своя система моральных норм. Учитывая, что в современном обществе каждый человек выступает одновременно в разных ипостасях – гражданин страны, представитель класса, член трудового коллектива, семьи и т.д. – то он вынужден, в конечном счете, руководствоваться сложным комплексом зачастую конфликтующих друг с другом нравственных предписаний и вырабатывать собственные, в чем-то не совпадающие с общепринятыми, нравственные установки.

Общественная мораль, формирующаяся на общегосударственном уровне, является одной из форм общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, общественная мораль принципиально отличается от него следующими существенными моментами.

1. Общественная мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы — всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики (науки, изучающей моральные отношения и моральное сознание) являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

В классовом обществе особо значимую роль в нравственном выборе человека играет его классовая принадлежность. Мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов угнетенных. В связи с этим можно выделить исторические типы морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов, мораль феодалов и мораль крепостных крестьян, мораль буржуазии и мораль пролетариата.

Вместе с тем, при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково вредно и ошибочно как игнорирование классовых аспектов в содержании морали, так и их абсолютизация. Дело в том, что в морали заключено и общечеловеческое, цивилизационное по своему смыслу, ядро, обладающее кумулятивными свойствами: от этапа к этапу оно впитывает в себя и наследует общезначимые высокие нравственные идеалы и благородные моральные принципы.

Люди разных профессий трудятся в не совсем одинаковых практических, конкретно-социальных условиях. У одних профессий совершенно отсутствует живой объект труда, у других он есть и к. тому же различен (больные — у медицинских работников, обучаемые — у педагогов, зрители и слушатели — у деятелей искусств, правонарушители — у юристов). Не совсем одинаково складывается внутри определенных профессий и отношение к сотоварищам по труду. Таким образом, профессиональная сфера деятельности вызывает определенную модификацию нравственной психологии индивидов.

Как самостоятельный социальный феномен следует рассматривать и иные виды групповой морали: корпоративная этика трудовых коллективов, этика семейных отношений и т.д.

Согласно Священному Писанию Закон Божий был дан людям следующим образом. Когда народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на пути в обещанную им землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон через вождя израильтян пророка Моисея.

Будучи впоследствии написанными на двух скрижалях, или каменных досках, главные и всеобщие десять заповедей этого Закона, являя собой суть раскрытие глубинного смысла святой любви в ее двух видах, то есть любви к Богу и любви к ближнему, предписывают два соответствующих рода обязанностей.

О взаимном соотнесении этих двух видов любви (а соответственно, и обязанностей) говорил Господь Иисус Христос. На вопрос фарисея: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» — Он отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22,36-40).

Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе, « никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5,29). Что касается обязанностей (по отношению) к самим себе, то они заключаются в заповеди о должностях к ближним (об обязанностях по отношению к ближним), потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.

В любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть следующий порядок. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). А любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, — говорит Иисус Христос, — не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более Меня, не достоин Меня» (Мф. 10,37).

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди эти были даны народу израильскому, но ими руководствуются и христиане, потому что, в сущности, они есть тот же Закон, который, по словам Апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

1. Пионер любит свою Родину, Коммунистическую партию Советского Союза. Он готовит себя к вступлению в члены ВЛКСМ.

2. Пионер чтит память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за свободу и процветание Советской Родины.

3. Пионер дружит с детьми всех стран мира.

4. Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив.

5. Пионер любит трудиться и бережет народное добро.

7. Пионер растет смелым и не боится трудностей.

8. Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда.

9. Пионер закаляет себя, каждый день делает физкультурную зарядку.

В психологии, социальной психологии и общественных науках существуют различные подходы к анализу мотивации человеческой деятельности. И на сегодня еще не выработан какой-либо единый общепризнанный системный взгляд на все многообразие мотивов, побуждающих деятельность человека и действующих в современном обществе.

Категории потребности, интереса и ценности образуют некоторый ряд, некоторую последовательность отношений, в которой выражается мера удаленности побудительных сил действия от психофизиологической первоосновы активности человека.

Так, в частности, один и тот же предмет или явление может выступать как в качестве объекта, удовлетворяющего потребность так и вызывающего интерес. Отнесение его к той или иной категории определяется уровнем тяготения к нему человека. Интерес не довлеет на психику человека, вместе с тем заинтересованность в чем-либо или ком-либо выступает в качестве мотива человеческой деятельности. Появление же устойчивой психологической или психофизиологической зависимости от предмета, явления, несущего в себе необходимые потребительские качества порождает потребность в нем.

Интерес может перерасти в потребность и наоборот. Интерес и потребность могут как возникнуть, так и исчезнуть. Неотъемлемыми остаются только витальные (жизненные) потребности.

Ценности выражают в себе в целом жизненную позицию человека и общества, обобщают всю совокупность сформировавшихся потребностей и интересов посредством самых высоких смыслов, пронизывающих собой все сферы жизнедеятельности человека.

В целом потребности, интересы и ценности проявляются так или иначе в каждой из сфер общественной жизни. Экономические интересы, в частности, действуют не только в сфере материального, но и в сфере духовного производства, а на потребительское поведение, которое следует рассматривать как род экономической деятельности, существенное воздействие оказывает система ценностей, выражающаяся в привычках, модах, определенных стандартах потребления. Поэтому целостная картина общественной жизни может быть получена лишь в том случае, если принимаются во внимание все три рода мотивов человеческой деятельности.

Источник

Мораль как общественное явление: сущность, структура и функции

Мораль в обществе

lazy placeholder

Разумеется, в разные времена и в разных общинах существовала и существует собственная сущность прав и морали. Если сейчас человек зайдет в дом своих недоброжелателей с топором наперевес и вынесет оттуда все ценные вещи, попутно раскроив пару черепов, он сядет в тюрьму, а общество его как минимум возненавидит. Но сделай он то же самое во времена викингов, то прославился бы как смелый человек. Пример очень грубый, но весьма наглядный.

Такие нормы часто зависят от положения государства, и некоторые моральные устои усиливаются искусственно. То же государство викингов существовало за счет грабежей и налетов, а значит, и такое поведение поощрялось. Или более насущный пример: современное государство. Как только начинаются волнения или даже военные действия, то государственный аппарат искусственно усиливает чувство патриотизма, взывая к чувству долга, воспитанному с детства. Вот только особенность этого долга в том, что чем больше отдаешь — тем больше становишься должен. Это называется моральный долг.

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Или же возьмем институт семьи для полного понимания. Не секрет, что мужчины полигамны от природы, и основная их цель — максимально возможное продолжение потомства. Другими словами, инстинкт оплодотворить как можно больше особей женского пола. Моральные нормы большинства стран это порицают. Таким образом и обеспечивается функционирование института семьи. Зачем он нужен и для чего это делается — очень объемный вопрос, заслуживающий отдельного рассмотрения. Мы поговорим о нем в другой раз. Сейчас просто мысленно свяжем вместе понятие и сущность морали.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ

Мораль – понятие историческое.

Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человека и общества и останутся их важнейшим атрибутом, пока они существуют. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления, общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей. История возникновения и развития морали свидетельствует, что ее содержание во многом определялось социальными условиями жизнедеятельности людей и должно рассматриваться в связи с культурно-историческими, цивилизационными этапами, которые проходило в своей эволюции само общество. Как важный элемент духовной культуры мораль формировала гуманистические и ценностные представления о человеке и его отношениях с другими людьми и в ходе этого процесса сама приобретала новые характеристики, отражающие специфику исторической эпохи. Как необходимый атрибут общественного бытия мораль является общесоциологической категорией.

Возникновение и становление общества является длительным и противоречивым процессом. Потребовались миллионы лет для того, чтобы человек смог выйти из природной среды, приобрести элементарные правила и навыки социальной жизни, научиться выживать как социальное существо. В этом ему помогали и во многом определяли содержание формирующихся отношений моральные нормы и установки. Первобытный человек не мог выжить в одиночку, а необходимость коллективного существования в тот период времени требовала определенных правил общежития, которыми должен был владеть каждый член рода. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись (становились традициями) определенные требования и нормы в поведении людей. Совместный труд требовал согласованного поведения, следования каждого и всех определенным правилам. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразной и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые возникли в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время.

Мораль изначально в силу своего назначения была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения человек-человек, человек-коллектив, человек-общество. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила общежития, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение. Биологическое наследование уступало место реализации социальных программ, в содержание которых в качестве необходимого элемента включалась мораль как механизм социальной преемственности. Возникнув из потребности в регулировании отношения между людьми и управлении общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она с момента возникновения являлась важнейшим признаком духовного мира человека как социального существа.

Человечество в ранние эпохи смогло выжить и создать цивилизацию благодаря утверждению моральных норм, которые представляют собой самостоятельный социальный духовный феномен, определивший переход от инстинкта к разуму. Мораль возникает по мере осознания человеком себя как личности, когда он начинает отделять себя от других членов рода и регулирует отношения «человек–коллектив–общество». Она активна и формирует необходимые требования к поведению личности в интересах ее самой и всего общества. По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна и является важной составной частью цивилизационного развития общества.

По мере углубления разделения труда и развития самого общества мораль формировалась как система нормативных предписаний, распространялась на все сферы общественных отношений. Она начиналась с осознания человеком своей различности с другими людьми. Но один из трагических парадоксов человеческого существования состоит в том, что различность опосредована как индивидуальностью личности, так и обособленностью от других. Если нравственный идеал человек реализует в единении с другими, то путь к нравственному совершенствованию лежит только через самосовершенствование. Мораль обнаруживает себя как идея необходимости единства между людьми,

единения человечества. Но не всякое единение отвечает моральной идее, а только такое, которое основано на стремлении к совершенству, на идеале гуманизма и равенства и, в конечном счете, предполагает распространение ее норм и требований на все человечество.

Мораль создает механизм устойчивой системы связи между людьми, человеком и обществом, основу которых составляют взаимные обязательства, нахождение адекватных форм их реализации, необходимость нравственной оценки и свободы выбора. Выработка, формирование и развитие людьми норм морали, ее требований происходит в процессе их совместной трудовой деятельности. Если на ранних этапах развития общества этот процесс являлся стихийным, то затем становился все более осознанным и духовно богатым. В современном обществе, когда человек из соучастника общественного, в том числе и производственного, процесса все в большей степени превращается в решающий фактор его организации и стабильности, мораль становится важнейшим средством выживания всего человечества, одной из главных духовных ценностей, определяющих возможности его дальнейшего прогресса.

14. Моральная норма (от лат. norma

– руководящее начало, правило, образец), как элемент морального сознания – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются (иногда и на протяжении тысячелетий). Мы пользуемся ими легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается – обращаем внимание.

Моральные нормы неоднородны, их содержание определяется различными факторами. Можно выделить, по меньшей мере, три вида норм.

1) фундаментальные (первичные) нормы морали: х

арактерны наибольшей степенью абстрактности, поскольку определяются необходимостью сохранения человеческой общности. Они нередко входят в общественное моральное сознание в виде религиозных заповедей. Это известные нормы: не убий, не укради, не обмани и др.

К первичным нормам можно отнести так называемое «золотое правило этики»:

«(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, что бы они поступали по отношению к тебе». Оно формулировалось многими мыслителями разных народов в различные исторические эпохи, первые упоминания о нем относятся к І тысячелетию до н.э. Встречается «золотое правило» в индийских трактатах, в изречениях Будды, в ответах Конфуция, в античных философских текстах. Однако наиболее чётко «золотое правило этики» выражено в знаменитом
категорическом императиве
И. Канта: «Относись к другому человеку не только как к средству, но в то же время и как к цели».

Нарушение фундаментальных моральных норм ведёт к более или менее быстрой деградации человеческого общества. 2) нормы данной исторической эпохи: к

онкретизируют первичные нормы применительно к обстоятельствам места и времени, то есть к достигнутому уровню культуры и к географической среде. Эти нормы всегда нечто новое в сравнении с предыдущей эпохой, их появление иногда связано с формированием нового общественного идеала (например, идеала
гуманизма
в эпоху Возрождения). В разные исторические эпохи возникают нормы, предписывающие уважение к чужой частной собственности, к законам государства, мужчины к женщине и др. В настоящее время с трудом внедряется в общественное сознание терпимость к сексуальным меньшинствам и однополым бракам.

3) ситуационные (этикетные) моральные нормы:

Этикет — практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах, но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающими наибольшим авторитетом и влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают «моду» в нравственных отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Структура

lazy placeholder

Нравственная сторона морали очень разнородна и часто трактуется неоднозначно. Выделим те, которые наилучшим образом объясняют сущность морали и нравственности. Можно выбрать три основных элемента, трактовка которых различается незначительно:

Моральное сознание рассматривает субъективную сторону тех или иных поступков. Отражает быт и убеждения людей. Включает в себя ценности, нормы и идеалы. Это оценочное суждение, относящееся именно к конечному результату, а не к причинам. Иными словами, оценивается лишь нравственность поступка или явления с точки зрения моральных убеждений, а не его причинно-следственная связь. Оценка происходит с высоты понятий о «добре и зле» в рамках морали.

Будем же учиться хорошо мыслить — вот основной принцип морали.

Нравственная деятельность — любая деятельность человека, которая оценивается в рамках существующей морали. Правильность поступка рассматривается в совокупности с намерениями, процессом и влиянием на сторонние вещи. То есть, если моральное сознание определило нравственность убеждений и идеалов, то нравственная деятельность определяет моральный уровень процесса их «претворения в жизнь».

Нравственными отношениями называют любые взаимоотношения между людьми, которые оцениваются с точки зрения моральной «правильности». Иными словами, обозначается «должное» и «нежелательное» поведение одного человека во время общения с другим. Рассматривается именно факт влияния взаимодействия, а не только идеалы или процесс в целом.

Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Основные функции морали

Мораль занимается утверждением и закреплением лучших человеческих качеств, а также определяет общественное поведение.

Люди связаны друг с другом различными взаимоотношениями и имеют общественные обязанности. Каждый член социума имеет профессию, другие занятия, которые заключаются в приобретении навыков и добросовестном выполнении поставленных задач, а также в подчинении правилам и инструкциям, называющимся внешними.

Кроме внешних правил, существуют внутреннее отношение человека к своему труда в целом, которые характеризуют его нравственные стороны:

Помимо профессиональной деятельности, человек занимается и повседневными делами: растит и воспитывает детей, формирует бытовые отношения.

Таким образом, различают следующие функции морали:

В развивающихся условиях понятие морали призвано также заниматься сохранением всех основных общественных ценностей, к которым относят: миролюбие, равенство и заботу.

lazy placeholder

Классификация морали

Для более глубокого понимания необходимо взглянуть на мораль в разрезе. Она несет в себе некоторые близкие по смыслу понятия, которые, однако, иногда могут неверно пониматься. Рассмотрим самые близкие к сегодняшней теме:

Индивидуальная мораль — это заложенные в самом человеке понятия (что считаю правильным именно я, как меня воспитали, кого я осуждаю, а кем восхищаюсь). Это более или менее устойчивые убеждения отдельного индивидуума.

Общественная мораль — это правильные поступки и убеждения относительно мнения большинства. Как делают «приличные» люди, как принято делать и как другие должны жить.

Официальная мораль схожа с общественной в том, что принята большинством. Это то, что воспитывает в человеке школа, и то, что принято говорить официальным лицам. Другими словами, это то, что пытаются привить человеку любые официальные институты, с целью воспитания «правильного» поведения. В этом заключается сущность профессиональной морали.

Индивидуальная нравственность — это оценка человеком самого себя. Делать это можно, примеряя на себя общественную, индивидуальную или любую мораль и понятия. Однако выводы всегда останутся сугубо личными, сделанными конкретным человеком, а потому по-своему уникальными.

Сущность морали

Мораль состоит из особых правил, определяющих поведение людей, их отношение друг к другу, среде обитания и к самим себе. Здесь учитываются такие понятия как справедливость, несправедливость, добро и зло.

Понятие морали жизненно ориентирует и выражает человеческое стремление к сознательному самосовершенствованию своего поведения.

К основной роли, которую выполняет мораль, относится регулирование человеческого поведения во взаимодействии социума, путем установления определенных правил и норм. Соблюдение норм морали, а также ценностей формируют нравственность человека.

lazy placeholder

Ценностью является все то, что человек выделяет по определенному принципу. Нравственностью называют совокупность нравов, которые проявляются в делах человека, его практическом поведении и сфере обитания. Нрав – это общественный уклад, обычай, имеющий значение для социальной группы.

Моральные нормы существуют тысячелетиями и передаются из поколения в поколение, образовав общечеловеческие духовные ценности, которые заключаются в основных запрещающих правилах.

Высшими моральными ценностями являются:

lazy placeholder

Нравственные нормы поведения поддерживаются и закрепляются мнением общества. Особое внимание при взаимодействии друг с другом люди уделяют понятию доброты и злобности. В обществе ценится доброта, и осуждается злобность. Добро делает жизнь лучше, морально возвышает личность и совершенствует социум.

Человек считает добро лучшим моральным качеством. Добро – это справедливость, милосердие, любовь, бескорыстная помощь.

Функции

lazy placeholder

Мораль, как мы уже поняли из описания выше, — один из важнейших винтиков в системе общества. Функции ее всеобъемлющие и охватывают каждую сферу жизни, так что описывать их по отдельности — долгое занятие. Однако мы можем нарисовать примерную картину, если эти самые функции классифицируем. Говорить будем преимущественно на примере общественной морали. Выделим следующие функции:

Оценочная мораль рассматривает те или иные поступки с точки зрения понятий о нравственности. Оценка может исходить от общественной морали или же от личной. Например, вы видите, как кто-то крадет телевизор из магазина. Вы тут же думаете: «Ах, каков подлец! И не стыдно ему воровать. Жулик!» А потом вас посещает мысль: «Хотя, может, у него семья голодает, а от этих крохоборов-бизнесменов все равно не убудет». Здесь у вас сработала оценочная мораль, причем сначала общественная, а потом личная.

Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.

Регулятивная мораль устанавливает правила и нормы поведения, к которым и применяется оценочная. Вести поводья такой нравственности может как отдельная группа лиц, так и естественное развитие или деградация общества. Это случается попеременно, и часто потенциальное направление морали прослеживается заранее. Например, когда страна создает искусственных «врагов» вокруг себя, это в первую очередь указывает на внутренний общественный раскол, и такие действия служат для объединения людей. Определенные лица создают «врагов», а дальше общество естественным образом сплачивается перед лицом «общей беды».

Контролирующая мораль тем и занимается, что «следит» за исполнением норм ее регулятивным аналогом. Контроль, как правило, исходит из понятий нравственности, принятой общественным большинством. Например, вы видите, как человек вовсю следует своей полигамной природе, разбивая сердца милым дамам. Вы подумаете: «Ах, хорош парень, берет от жизни все!» Общественное мнение вас тут же хлопнет по плечу: «Эй, ты, видимо, что-то перепутал. Это ужасное поведение. Он бабник и подлец. Его действия достойны крайнего осуждения». И вы такие: «А, ну да…». Здесь и проявляется контролирующая функция морали.

Морализирование — это творчество бездарных людей.

Чтобы такое обособленное мнение у вас не появлялось, и большинству не приходилось лишний раз на вас плевать, существует воспитательная мораль. Она отвечает за формирование вашего мировоззрения. Если восьмиклассник Петя гоняет девок вместо учебы, то с его родителями проведут воспитательную беседу. «Ну, это же природа, от нее не убежать,» — скажет родитель. И здесь начнется воспитание родителей. Им объяснят, что если они не хотят, чтобы другие, абсолютно незнакомые вам люди, плохо о них подумали, то должны приструнить своего сорванца.

Что такое мораль?

Мораль бытует во все времена. Отличаются лишь нравы, которые считаются хорошими и плохими в те или иные времена, в том или ином месте. Таким образом, мораль в интернет-журнале psytheater.com – это обычаи и нравы, которые приняты в определенном обществе, группе или компании людей в конкретное время. Мораль, ее свод правил и норм, может меняться как со временем, так и внутри общества (группы, коллектива), в котором она сформирована.

Мораль – это социальная единица, которая является продуктом мыслительной деятельности людей или отдельного человека. Она не является абсолютной. Она не является результатом тех законов, по которым существует природа или Вселенная. Мораль – это выводы, сделанные людьми или человеком в определенное время или ситуации, которые показывают, что считается добром или злом. То есть мораль – это регулятор поведения человека, который должен вести себя правильно, хорошо и избегать поведения, которое считается неправильным, плохим.

Мораль не является врожденным качеством. Однако по мере своего взросления человек желает понимать, как для него лучше всего поступать, а какого поведения следует избегать. То же справедливо и для всего общества. Мораль формируется не за один день. Она создается на основе тех традиций, образов жизни, обычаев и взглядов на мир, которые бытуют в той или иной социальной среде. Мораль для каждого этноса своя. Более того, с годами она меняется, трансформируется, особенно если нация принимает в свои круги представителей других национальностей.

Мораль является сводом правил, которые придумывает общество, чтобы рассказать каждому отдельному ее человеку, как нужно себя вести, что считается приемлемым и правильным, как достигать уважения и поощрения. Соответственно, иное поведение является неприемлемым, наказывается, отвергается или побуждает общество отворачиваться от человека.

Поскольку мораль может быть индивидуальной, она формируется исключительно человеком, который лично для себя определяет, как нужно себя вести. Человек усваивает не только общественные нормы, но и сам для себя определяет, какое поведение для него приемлемое, а какое – нет.

Вспомните хоть одну ситуацию, когда вам было хорошо и вы вдруг говорили о морали и обязанностях. Ярким примером того, что люди вспоминают о справедливости только тогда, когда им плохо, являются ситуации, когда они упорно трудятся, но мало зарабатывают. Кто-то мало работает и может позволить себе купить все, что захочет, а они работают днями и ночами, но не могут позволить себе все радости жизни. «Где здесь справедливость?» — возмущаются они. Хотя если бы они мало работали и много зарабатывали, то ни о какой справедливости бы не думали, считая, что все и так справедливо.

Мораль и обязанности вспоминаются тогда, когда человеку плохо.

Выходит, что мораль, обязанности и справедливость, как и все прочие аспекты этики и правил, о которых не упоминалось, нужны лишь тогда, когда человеку плохо. Пока сам человек кого-то обворовывает, он не думает о законе, но когда грабят его, тогда закон ему становится нужным. Когда сам человек ведет себя неприлично, его не волнует мнение окружающих, но если его отдыху мешают другие неприличные люди, тогда он вспоминает о культуре и этике. Человека не волнует мораль и обязанности, пока его все устраивает. Но как только желаемое достается другим людям, тогда он вспоминает обо всем, чего сам не придерживался.

Происхождение и эволюция морали

lazy placeholder

Корни возникновения морали уходят в самые далекие времена существования человечества. Мы не можем их достоверно отследить, как и не способны утверждать, была ли мораль создана искусственно или заложена в сознании изначально. Однако у нас есть возможность рассмотреть происхождение и сущность морали, взглянув на эволюцию нравственности. Традиционно к вопросу о развитии морали применяются три подхода:

Мораль как общественное явление: сущность, структура и функции

Сущность, структура, источники и функции сознания | Следующая страница ==> Сущность религии

Мораль, или нравственность (от лат. moralitas – относящийся к нраву, характеру, складу души, традиции, обычаю), – форма общественного сознания и явление духовно-практической жизни общества. Она представляет собой необходимый атрибут общественной жизни, закономерно возникает и функционирует там, где существует отношение «природа – человек – общество», где возникает необходимость согласования личных и общественных интересов.

Основное предназначение морали состоит в том, чтобы через систему исторически складывающихся норм, оценок, принципов, идеалов, ценностей, убеждений, общественного мнения, правил поведения регулировать отношения, поступки и деятельность людей, исходя из интересов личности, тех или иных социальных общностей.

В истории философско-этической мысли сложились различные подходы к вопросу о происхождении и сущности морали.

1. Религиозно-теологические концепции

(в христианстве, например, А. Августин, Ф. Аквинский, К. Тертуллиан и др.). Сторонники религиозного обоснования морали в качестве основополагающих выдвигают следующие аргументы: а) исторически первые моральные нормы и предписания сформулированы в религии; б) нравственные требования имеют смысл лишь при условии признания их божественного происхождения. При всей относительности этих аргументов необходимо признать, что все мировые и национальные религии включают в свое содержание моральные заповеди, постулаты, своды норм и принципов поведения, которые имеют общечеловеческую ценность и выступают как простые нормы нравственности.

2. Теория изначального «присутствия» в человеке идей о добре и зле, их врожденности

(Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Е. Дюринг, К. Лоренц и др.). Согласно данной теории, понятия и представления морального сознания о добре, зле, чести, достоинстве, счастье и прочие априорны, доопытны, они изначально присущи природе человека, человеческому мышлению и не зависят от опыта.

3. Гедонистические теории

(Демокрит, Аристип, Эпикур, Лукреций Кар, П. Гассенди, Б. Спиноза, Дж. Сантаяна, М. Шлик и др.). Все содержание разнообразных моральных требований гедонизм сводит к одной общей цели к получению наслаждений и избавлению от страданий. Это основное движущее начало в человеке, и заложено оно в него природой.

4. Гуманистическое направление

(Л. Фейербах, Л.Н. Толстой, М. Ганди, Н.Г. Чернышевский, А. Швейцер, Э. Фромм и др.). Главное историческое предназначение морали, социальный «запрос» на ее возникновение – реализация принципа благоговения (преклонения) перед жизнью. Это универсальный принцип, который не должен проводить различий между жизнью высшей и низшей, более ценной или менее ценной. Все, что способствует сохранению жизни, ее развитию, представляется добром, а то, что уничтожает жизнь, причиняет ей вред, – злом.

(Т. Гоббс, М. Вебер и др.). Это направление в этике исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием требований морали является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. Авторитарная концепция происхождения и сущности морали своими корнями уходит в языческие религии и получает развитие в мировых и национальных религиях, хотя в философии Нового времени и философских концепциях второй половины XIX в. претерпевает известную метаморфозу.

6. Ригористическая концепция морали И. Канта.

В учении И. Канта мораль представляет собой особый способ регуляции человеческой деятельности. Следовательно, должны быть и определенные нравственные мотивы, которыми человек руководствуется в процессе жизнедеятельности. Определяющее влияние на поступки человека оказывает представление о долге, которое по И. Канту априорно присуще сознанию индивида. «Безусловное долженствование, – писал И. Кант, – чистое представление о долге и вообще нравственном законе, без всякой чуждой примеси …имеет на человеческом сердце …гораздо более сильное влияние, чем все другие мотивы»[1].

Историческая заслуга И. Канта состояла в том, что он сформулировал объективный нравственный закон в форме категорического императива (безусловное повеление), который гласит: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»[2]. Этот императив иногда называют «золотым правилом нравственности».

происхождение морали связывает с трудовой деятельностью человека, с конкретными общественно-историческими условиями. С развитием общества и социальной активности человека появляется необходимость нормировать и регулировать общественную жизнь, отношения между людьми. Возникает потребность в установлении каких-либо норм и правил, регулирующих отношения между людьми в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и культурно-духовных ценностей. Эти нормы и правила могут быть экономическими, политическими, правовыми, нравственными и др. Однако сами нормы и правила социального поведения, общения и деятельности зависят от времени, места, условий и исторически изменчивы.

Возникновение нравственности относится к периоду раннего родового общества. Тогда нравственное существовало в виде запретных норм и правил (табу, вето и др.). С системой табуации связано появление моральных оценок (с позиций добра или зла, дозволенного или недозволенного). Постепенно начинает формироваться индивидуальное и общественное моральное сознание, а вместе с ним и нравственное самосознание. С последним связывается появление чувства стыда, совести, долга и т.п.

Формирование теоретического морального сознания, его рационального уровня подкреплялось силой привычек, обычаев, традиций, которые постепенно превращались в нормы поведения, укореняясь в сознании многих поколений людей. С развитием нравственных отношений, с изменением бытия людей изменялся характер правил и оценок. Последние получали базу в виде моральных представлений о должном как идеале.

Таким образом, возникновение морали было обусловлено объективной необходимостью регулирования взаимоотношений и деятельности людей в процессе их совместной жизни. В этом смысле социально-историческая обусловленность морали состоит в том, что ее объективное содержание определяется в конечном счете материальными условиями бытия людей, а сама она выражает в специфической форме существующие человеческие отношения, взаимодействие различных социальных групп, их потребности и интересы.

Каковы же основные методологические принципы изучения морали как общественного явления? Рассмотрим наиболее важные из них.

Принцип логической определенности

позволяет правильно соотносить понятия морали и нравственности. Различение этих понятий можно найти прежде всего у Г. Гегеля в его работе «Философия права». Под моралью он понимает форму общественного сознания, а под нравственностью – реально существующие в обществе нравы, обычаи, правила, традиции и т.д.

Начиная с 20-х гг. XX в., в отечественной философско-этической литературе такого разграничения, как правило, не проводится, поскольку мораль (нравственность) рассматривается как способ духовно-практического освоения мира, социальной действительности. К тому же границы между теоретическим и практическим в сфере морали весьма условны, подвижны. Поэтому представляется, что разграничение в логическом плане морали и нравственности не имеет под собой достаточных оснований.

Принцип взаимосвязи свободы и необходимости в морали

. Реализация данного принципа зависит от решения сложнейшей проблемной ситуации, а именно: где искать источник развития морали, в социальных условиях бытия человека или в его моральном сознании? В истории философско-этической мысли проблема соотношения свободы и необходимости решалась с различных сторон. Однако суть трактовок этого вопроса сводилась к двум противоположным направлениям – детерминизму и индетерминизму.

Детерминизм в большинстве случаев принимал фаталистический характер и приводил в конечном счете к провиденциализму, признанию в качестве первопричин поступков людей фатальную неизбежность, рок, судьбу, волю. Каждый поступок с необходимостью вытекает из всей цепи предшествующих явлений. Поэтому человек, выступая слепым орудием действия внешних сил, сам лишен свободы выбора поступков и ответственности за свои действия.

Индетерминизм рассматривает человеческую волю как абсолютно самостоятельную сущность, видит в ней первопричину поступков людей. Отвергая прямо или косвенно всеобщий характер причинности, он абсолютизирует индивидуальную нравственность, волю человека, противопоставляет ее социальной и природной необходимости.

Научное решение проблемы соотношения необходимости и свободы в морали предполагает диалектический анализ их единства и противоположности. В этом смысле было бы ошибочным толковать принцип взаимосвязи этих явлений по упрощенной схеме «причина – следствие». Связь необходимости и моральной свободы гораздо сложнее.

Воздействие объективных социальных условий, необходимости на процесс функционирования и развития морали является определяющим, но не абсолютным, поскольку мораль зависит также от автономии человеческого духа. В любой объективной действительности заложена возможность выбора человеком своих поступков. Это обусловлено творческой активностью самой личности, ее мировоззрением, ценностями, мотивами, интересами, потребностями и желаниями. И по мере освоения социальной действительности, роста нравственно-интеллектуального уровня личности, создания достойных условий ее существования и развития степень нравственной свободы возрастает.

Принцип взаимосвязи морального и внеморального[3].

Мораль не существует в «чистом» виде, она пронизывает все сферы общественной жизни – политическую, экономическую, социальную, духовную, семейно-бытовую и другие. В этом смысле ее невозможно отчленить от других социальных регуляторов, таких как, например, право, политика, религия, наука.

На основании изложенного можно заключить, что существуют, по крайней мере, две группы закономерностей развития и функционирования морали: а) внешние, определяющие ее зависимость от экономики, политики, права, науки, уровня культуры общества и т.д.; б) внутренние, отражающие логику развития самой морали как относительно самостоятельного общественного явления. К последним, например, относятся такие закономерности, как историческая преемственность в развитии морали, опережающее развитие нравственно-этических идей по отношению к нравственно-психологическому уровню развития сознания и др.

Следует отметить, что свою роль в обществе мораль выполняет с помощью специфических средств – регулятивов. Условно их можно разделить на три основные группы.

Первая группа

общеобязательные, универсальные моральные регулятивы. К ним относятся такие формы выражения морального требования, как предписания, оценки, нормы, принципы, идеалы, моральные заповеди. В них выражены требования общества к массе индивидов, безотносительно к их национально-этнической, религиозно-конфессиональной и расовой принадлежности, и в этом смысле они имеют повседневное нормативно-ценностное значение, хотя различаются по степени сложности и мировоззренческому содержанию.

– моральные регулятивы различных видов профессиональной деятельности и отношений. Они существуют в виде нравственно-профессиональных норм, ценностей, традиций, различного рода кодексов, хартий, сводов правил делового поведения (например, врачей, юристов, военнослужащих и др.) – всего того, что принято называть профессиональной этикой.

– личностные моральные регулятивы. Это такие понятия индивидуального морального сознания (и одновременно категории этики), как долг, ответственность, совесть, честь, достоинство, смысл жизни, счастье и др. Данные регулятивы характерны не только для индивидуального, но и для общественного, или социально-группового, сознания. Вместе с тем в личностных формах моральные требования обращены именно к конкретному лицу, они воспринимаются и осознаются самой личностью, становятся ее самооценками, самопобуждениями, благодаря чему и возможен механизм саморегуляции.

Моральные регулятивы по сравнению с другими социальными регуляторами имеют рельефно выраженную специфику. К главным признакам, определяющим эту специфику, можно отнести: а) отсутствие специально создаваемых институтов (в отличие, например, от таких социальных институтов в науке, политике, праве, религии); б) всеобщий характер морального долженствования – отсутствие указания на конкретного социального адресата (перед моралью, ее требованиями все равны, независимо от социального положения и места в общественной системе); в) ярко выраженный обыденно-психологический источник формирования и функционирования нравственности (моральные нормы преимущественно порождаются силой массовых привычек, обычаев, традиций, оценок, общественного мнения, настроений, личного примера).

Специфика морали состоит также и в том, что она основана на свободном, сознательном и добровольном усвоении людьми нравственных норм и ценностей, выборе ими своей нравственной позиции, поступков и поведения (в отличие, например, от норм права, которые более категоричны, обязательны). Поэтому контрольные санкции морали не имеют жесткого императивно-повелительного характера, а осуществляются преимущественно духовно-идеальными средствами (одобрение, похвала, награда или осуждение мотивов, деяний, проступков человека и т.п.). И, наконец, в морали важнейшую роль играют внутренние регуляторы (понятия, категории) морального сознания и поведения человека, такие как совесть, честь, долг, достоинство, ответственность и другие.

Все вышесказанное позволяет дать определение морали и раскрыть ее сущность. Мораль


это форма общественного сознания и общественное явление, регулирующая социальные отношения людей через систему норм, принципов и оценок с позиций исторически складывающихся знаний о добре и зле на основе добровольного и сознательного усвоения и выполнения нравственных требований общества.
Изучение морали как явления духовно-практической жизни предполагает также выявление ее структуры – основных компонентов, составляющих ее содержание, и связи между ними. При этом важно иметь в виду, что мораль – целостное явление и ее структурное членение имеет весьма условный характер. Тем не менее в практическом плане эта процедура представляется целесообразной в том смысле, что она позволяет определить конкретные объекты и направления нравственно-воспитательных воздействий на личность и социальную группу.

В современной философско-этической литературе вопрос о структуре морали рассматривается далеко не однозначно. Одни авторы (Л.М. Архангельский, Л.Г. Гринберг, Н.В. Рыбакова) в структуре морали выделяют моральное сознание и нравственные отношения. Моральная практика (деятельность) при этом оказывается включенной в нравственные отношения. Другие (Р.С. Славнина) структуру морали ограничивают лишь моральным сознанием и поведением. При этом подчеркивают, что нравственные отношения представлены в названных выше компонентах. Третьи (А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян, К.А. Шварцман, А.И. Титаренко) считают, что структура морали представляет собой взаимодействие трех основных компонентов – морального сознания, нравственных отношений и моральной практики – деятельности.

Последняя точка зрения представляется наиболее приемлемой, поскольку она позволяет: а) рассматривать мораль как на индивидуальном, так и на социальном уровнях; б) изучать явления нравственной жизни общества с позиции единства (хотя и противоречивого) должного – представлений морального сознания о нравственном идеале, и сущего – реальных нравов, поступков и поведения; в) видеть главный источник нравственного развития в противоречии между духовно-идеальным и предметно-поведенческим, объективным и субъективным.

Каждый из компонентов морали-целого как общественного явления имеет свою качественную характеристику, свое содержание.

– форма общественного сознания, отражающая социально-природное и духовное бытие людей и представляющая собой совокупность нравственных знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, ценностных ориентаций, регулирующих их социальную активность в обществе. Оно отражает различные стороны общественной и индивидуальной жизни под углом зрения понятий добра и зла, счастья и несчастья, чести и бесчестья, ответственности и безответственности и др.

В содержание морального сознания включены как рационально-теоретические, так и эмоционально-психологические элементы, которые находятся в сложном диалектическом взаимодействии. В отдельные сложные периоды общественного развития в моральном сознании людей могут, например, доминировать психологические элементы и состояния. Качество морального сознания выражено в нравственном мировоззрении как совокупности переосмысленных и оцененных моральных знаний, нравственных идеалов, норм и принципов жизни, убеждений и интересов, верований.

Нравственная практика (деятельность)

– специфическая сторона (аспект) общественной практики, обусловленная нравственными мотивами совершения добра, осуществления общественно-полезных целей. Она выступает объективированным результатом деятельности морального сознания, нравственной мотивации личности и проявляется в форме различного рода деяний, поступков, поведения людей, их моральных качеств, жизненно-нравственных позиций.

Человеческие поступки, поведенческие акты не всегда имеют четко выраженный и видимый мотивированный характер. Сейчас можно наблюдать, например, небывалый рост преступности в российском обществе, многие факты девиантного (отклоняющегося) и так называемого немотивированного поведения, которые порой трудно поддаются элементарной логике, и прежде всего из-за отсутствия явно выраженных моральных мотивов.

– особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе деятельности и общения. Они служат своеобразным промежуточным звеном между моральным сознанием и моральной практикой и проявляются в форме различных отношений: дружбы и вражды, любви и ненависти, нравственно-психологической конфронтации, сотрудничества и взаимопомощи, взаимопонимания и нравственного компромисса и т.д.

компонентов морали может быть представлен следующим образом. Ценностно-нравственные представления морального сознания (знания, убеждения, позиции) находят преломление прежде всего в определенном виде профессиональной деятельности (нравственная цель через средство превращается в результат). Но когда достигнутый в ходе этой деятельности результат оценивается людьми как ценный или неценный, полезный или бесполезный, когда индивиды вступают в процесс непосредственного общения, тогда речь идет уже и о проявлении определенных нравственных отношений в какой-либо социальной группе, коллективе, жизнедеятельности личности.

Сущностное предназначение морали как общественного явления выражается в ее функциях. Каковы же эти функции?

Во-первых, это ценностно-мировоззренческая

функция морали. Нравственные знания, представления, убеждения, принципы, требования, нормы обладают не только чисто информативным свойством. Будучи осознанными и усвоенными людьми, они составляют духовно-мировоззренческую основу их ценностных ориентаций, своеобразную «стратегию» нравственного развития и поведения.

функция, приводящая в согласование должное и сущее, сознание и поведение, цели (мотивы) и результаты деятельности людей, личные и общественные интересы посредством существующих в обществе нравственных регулятивов – нравственных норм, традиций, обычаев, принципов и т.д. Эту функцию мораль, несмотря на относительную самостоятельность, выполняет во взаимодействии с другими социальными регулятивами – политикой, правом, религией, наукой и т.п.

функция (функция общения), которая сплачивает людей, объединяет их вокруг общих ценностей, идеалов, принципов, позиций. Особенность этой функции состоит в том, что она реализует свое содержание, опираясь преимущественно на простые (общечеловеческие) нормы нравственности – вежливость, учтивость, внимание, уважение, сопереживание, милосердие, сострадание и др.

Таким образом, мораль

как общественное явление – сложная ценностно-нормативная система, выполняющая в обществе функции регуляции нравственных отношений и деятельности людей с позиций исторически меняющихся представлений о добре (добродетелях) и зле (пороках), на основе добровольного и сознательного выбора личностью того или иного способа ориентации и поведения в обществе.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | 19 | | | | | | | | | | | | |

Религиозный подход

lazy placeholder

Религиозный подход ставит в основу морали законы, данные каким-либо Богом или богами. Такое представление является древнейшим из присутствующих. Действительно, жившие задолго до нас люди были склонны объяснять непонятные вещи божественным вмешательством. И раз люди преклоняют колени перед божествами, то появление догматов — лишь вопрос времени. Эти правила передавались не напрямую, а через пророка, который имел некий контакт с «высшим миром».

Так как впервые вводились эти догмы еще в примитивном обществе, то и указы не могли изобиловать сложностью. Они часто призывали к смирению и миролюбивости, дабы уменьшить страх, а значит, и агрессию угнетенных народов. Ведь, если мы посмотрим на историю, то большинство религий возникло именно от страдающих. У них горел в душе «огонь революции», который необходимо было контролировать, в то же время сплотив людей.

Для примера можно привести десять заповедей в христианстве. Многим они хорошо известны. Если мы на них взглянем, то не увидим никаких трудностей в понимании. Все гениальное — просто. Та же ситуация со многими религиями. Там нет правил в стиле: «Просто делай так, чтобы люди от тебя не плевались». Такое было бы непонятно, и каждый бы трактовал по-своему. Нет, это прямые указания в повелительном тоне. «Не убивай». «Не кради». «Не верь в других Богов». Все лаконично, и двойного смысла быть не может.

Натуралистический подход

lazy placeholder

Он ставит в основу морали законы природы и эволюции. Это значит, что мораль заложена в нас изначально (как инстинкт) и по ходу времени просто видоизменяется (эволюционирует). Один из доводов в пользу такого подхода — это мораль у животных. У них, как мы знаем, нет своей цивилизации, а значит, и в богов они вряд ли верят.

Повсеместны случаи проявления таких качеств, как: забота о слабых, сотрудничество, взаимопомощь. Чаще всего встречаются у стайных или стадных животных. Конечно же, мы не говорим о том, что волк из жалости не стал кушать олененка. Это из разряда фантастики. Но, если мы возьмем тех же волков, то у них необычайно развито чувство своего коллектива, своей стаи. Почему они помогают друг другу? Конечно, мы ответим, что те, которые не помогали друг другу, вымерли. Принцип выживания. Но не это ли главный закон эволюции? Все, что слабо, погибает, сильное — развивается.

Перенеся это на людей, мы видим теорию о том, что мораль — инструмент для выживания, данный природой изначально. Она лишь «просыпается», когда нужно. По большей части на стороне этой теории представители естественных наук или смежных с ними. Философы ставят в основу разум, а потому не могут принять такой подход к морали.

Социальный подход

lazy placeholder

Социальный подход показывает мораль со стороны общества. Она развивается и меняется, подстраиваясь под его нужды. То есть мораль появилась не от богов и не была заложена изначально, а лишь искусственно создана общественными институтами. Очевидно, нравственность была придумана как инструмент регулирования отношений.

Такой подход открывает пространство для споров. Ведь не будет же никто спорить со стариком Моисеем, который мог общаться с Богом с глазу на глаз, как никто не пойдет против многовековой мудрости природы. А значит, и мораль воспринимается как нечто данное и непреложное. А вот когда мы принимаем социальный подход, то становимся открыты к несогласию.

lazy placeholder

Мы рассмотрели сущность, структуру и функции морали настолько, насколько это возможно в рамках небольшой статьи. Тема эта на самом деле очень интересная и касается каждого из нас. Но, как следствие ее увлекательности, весьма обширная, и рассуждения о ней выдвинуты огромным множеством великих умов. Поэтому для более полного изучения придется продираться через множество сплетений чужих мыслей и доводов. Но оно того стоит.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector