Мораль как явление культуры

woman 1754895 1920 Советы на день

Мораль как феномен культуры.

Мораль появляется еще в архаике, как только рождается разум на земле. Первые моральные нормы – табу – на инцест, кровосмешение. Человек начинает духовно приподниматься. Мораль эволюционирует, развивается.

Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Такие ценности, как красота, прекрасное, гармоничное человек находит в природе и обществе. Каждому человеку присущи эстетический вкус, эстетическое восприятие и эстетическое переживание, хотя степень развитости и совершенства эстетической культуры у разных людей различна. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы образуют своего рода каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном знании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Мораль как форма регуляции поведения является конституирующим элементом человеческой культуры. В момент своего появления она была тесно связана с религиозными верованиями. Первые запреты и нормы общения с предками и соплеменниками сделали возможным существование общества как системы именно культурно задаваемых взаимоотношений. Иными словами, мораль создает духовное пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.

Регулирующая функция морали воплощается в создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

Моральные принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

Моральные идеалы создают образ нравственно совершенной личности ивыражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа – учителя справедливости и великомученика. Этот идеал связан с самоограничением, покорностью, терпением, состраданием и любовью к ближнему. Нужно иметь в виду, что моральный идеал есть только бесконечно отодвигающийся горизонт, линия поведения, процесс достижения, а потому воплощен в действительность он быть не может.

Высшие моральные ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

Нравственная культура реализует себя в сфере сознания, чувствах и поступках. Моральное сознание функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения. Мораль предполагает также наличие нравственных чувств (стыд, вина, совесть). Моральная практика выступает как сфера нравственных отношений, реализующихся в поступках. Человек, не действующий практически, не может считаться моральным.

Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем приятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). Индивидуальные поступки жестко подчиняются более существенным надиндивидным процессам. Здесь центр бытия человека, критерии его воли и суждений, высшие ценности находятся вне человека – в некотором Целом, которому он принадлежит вместе с другими. В новоевропейской культуре поведение человека покоится на сознании заключенной в нем силы, порожденной его волей, постоянной рефлексии и саморефлексии. Поэтому моральные ценности выглядят в его глазах как сотворенные им самим без сопричастности к этому других, т.е. имеют характер индивидуального выбора.

Мораль возникает как исторически первая форма общественного сознания задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания. Своим происхождением и ролью моральное сознание обязано тому обстоятельству, что в условиях общественного бытия, в любой системе экономических отношений функционируют два уровня интересов:

интересы различных социальных общностей (рода, класса, нации и т. д.);

интересы отдельных индивидов, входящих в состав этих общностей.

Моральное (нравственное) сознание включает два основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали.

Вместе с моралью взаимоотношения между людьми в обществе регулирует и право. Оно так же, как и мораль, включает в свои структуры нормативы и принципы. Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь, проявляющиеся в том, что:

— мораль и право имеют сходные структуры для осуществления процесса нормотворчества;

— мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;

— мораль и право не должны противоречить друг другу.

Однако между правом и моралью существует и ряд отличий:

— нормы права содержат в себе сумму предписаний гражданам, санкционированные государством: моральные нормы формируются в процессе непосредственного поведения и общения людей в обществе;

— нормы и принципы права всегда конкретны, однозначны в толковании; понимание моральных истин может зависеть от различного их восприятия и толкования.

Моральная культура представляет собой исторически сложившуюся систему традиционных, устоявшихся, фиксированных, нормативных отношений между людьми. Элементами моральной культуры являются: обычаи, правила поведения, нравы данной культуры.

Основными нравственными понятиями являются:

Принцип гуманизма получает свое наиболее яркое выражение в т. н. «золотом правиле нравственности», которое предполагает отношение к другому как к самому себе. Другими словами сформулировать «золотое правило» можно так: «возлюби ближнего, как самого себя».

Мораль является основой любви, брака и семьи. В свою очередь, семья вырастает из любви как нравственно-этического начала. Взаимная любовь задает семье необходимый нравственный заряд, который впоследствии гармонизирует и защищает семейные отношения. Помимо любви, опорой семейной жизни является чувство долга. Если его утратить, то будут потеряны и любовь и семья. Отсюда смыслом семейной жизни является сохранение и поддержание той атмосферы, которая способствовала созданию семьи.

Источник

Мораль как феномен культуры

В реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Категория морали. Функции морали. Именно в целостности функционирования и проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.10.2008
Размер файла 18,5 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и культурологии

по дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

на тему: Мораль как феномен культуры

Чащегорова Н.А. Хайбулин А.Н.

Категория морали ……. 4

Мораль как феномен культуры …………………….6

Само слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер». В этом плане слово «нравственность» является своеобразной калькой слова мораль. И не случайно в повседневном общении, и в научной литературе слова «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.

В реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали. Знание о морали формируется в результате деятельности этиков, психологов, педагогов, богословов, социологов, историков, литературоведов и представителей некоторых других наук, которые непосредственно выходят на человека. Но все-таки именно на долю этики выпадает задача, во-первых, выявить сущность морали и отсюда, во-вторых, координировать исследование морали различными науками.

Культурология, сводя воедино существующее многообразие представлений о культуре и морали и классифицируя бесчисленные дефиниции своего главного понятия, также опирается на определенную традицию. Для культурологии основные этапы исторического развития представлений о культуре и морали и их понимание составляют античность, средние века и новое время.

Мораль представляет собой довольно сложное явление.

Мораль как феномен культуры

Все стороны морали, нравственной культуры реализуются в поведении людей, в тех поступках, которые они совершают. И здесь стоит отличать воспитания, привычку соблюдать нормы отношений в обществе, этикет и т. п. от нравственной установки человека, связанной с самым глубинным смыслом каждой категории.

Одновременно с этим человечество выработало и некоторые универсальные принципы должного отношения между людьми, как, например, известное с древности «золотое правило» морали: не делай другому человеку того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы существуют. С развитием и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни, складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов, так и в манере поведения, в этикете. Этикет же выступает как своеобразная оболочка морали.

Поскольку под моралью чаще всего понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, здесь будет уместным сказать также об основных функциях морали.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом.

Выделяют следующие функции морали:

Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек.

Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека.

Мораль регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.

Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль регулирует поведение как отдельного лица, так и общества.

2. Мировоззренческая функция.

Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные» вопросы. Но для решения очень важно выявить место человека в Мире. А последнее невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о Мире в целом.

3. Оценочно-императивная функция отличает нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, Ї познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него у представления о ценности жизни и ее смысле.

Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Наряду с указанными основными функциями, нередко выделяют и другие, в частности, коммуникативную, мотивационную, прогностическую, оценочно-императивную и другие. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимно

перекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная Ї ориентирующую и прогностическую и т.д.

Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

Рассматривая мораль как феномен культуры, мы смогли определить, что данные категории очень тесно связанны, и они не могут существовать раздельно. Но при этом можно сделать вывод, что мораль является составной и неотъемлемой частью культуры. Мораль в большей степени существует как часть культуры, или лучше сказать как ее вид. Без развития этих дисциплин невозможно не только развитие и улучшение жизни, но и продолжение как таковой, в рамках закона и порядка.

Так как нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество при совместной деятельности людей. В результате некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции и т.д.), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно.

Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от

природы, то человек Ї существо историческое Ї составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.

Список используемой литературы:

1. Быстрова А.Н., Мир культуры. Основы культурологии. Изд-во. ЮКЭА, Москва, 2002.

2. Гусейнов А. А. Этика: Учебник, М.: Гардарики, 2004.

3. Гуревич П.С. Культурология. Курс лекций. Москва, 2003.

4. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Учебное пособие, Минск, 1995.

5. Скрипник А. П. Этика: Учебник. Ї М.: Проект, 2004.

Подобные документы

Историческое развитие представлений о культуре. Зарождение представлений о культуре в античности. Своеобразие понятия культуры в Средние века. Культура в новое время. Мораль как вид культуры. Важнейшие категории морали.

реферат [16,5 K], добавлен 29.03.2003

Характеристика культуры — важного фактора регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики. Анализ ее функций, содержания морали и нравственности. Особенности соотношения понятий культура и цивилизация. «Золотой век» русской культуры.

контрольная работа [24,3 K], добавлен 23.02.2010

Мораль и нравственность, происхождение идеалов. Исторические типы морали. «Золотое правило» нравственности. Особенности нравственного сознания и поведения. Структура нравственного сознания.

реферат [26,6 K], добавлен 14.04.2003

Культурологические проблемы социализации личности. Образ жизни и смысл жизни индивида. Понятие нравственной культуры человека и общества. Мораль и красота как системообразующие признаки культуры. Смысл истории как основа духовной жизни личности общества.

контрольная работа [71,2 K], добавлен 19.01.2011

Трехмерная модель культуры. Сфера и особенности житейских знаний. Особенности рационального и иррационального мышления. Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры. Соотношение социальной культуры с духовной, типы и формы морали.

реферат [164,3 K], добавлен 24.03.2011

Сущность понятия «культура»: узкое и широкое понимание. Функции и элементы духовной культуры. Основные жанры фольклора. Молодежная субкультура и контркультура. Современное искусство: постмодернизм. Этапы эволюции религии. Мораль: понятие, специфика.

презентация [373,5 K], добавлен 17.05.2014

Применение термина «культура». Основные структурные элементы культуры. Религия в системе культуры. Недвижимые объекты наследия, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей. Наука и техника, искусство и мораль в системе культуры.

презентация [574,3 K], добавлен 21.02.2014

Источник

Мораль как явление культуры

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль(лат. moralis “относящийся к нраву, характеру, привычкам”, от mos, mores “обычаи, нравы, поведение”). Исследования этнографов и антропологов показали, что совместная деятельность людей на заре человеческой истории потребовала не только создания орудий труда, но и выработки определенных норм взаимоотношений и некоторых запретов, которые диктовались необходимостью. Поскольку первые орудия труда являлись одновременно и орудиями убийства, одним из первых запретов — табу — был запрет на убийство соплеменника. Считалось, что за нарушение табу, имеющего священный смысл, могла последовать кара сверхъестественных сил.

Усложнение отношений между людьми привело к появлению новых запретов, регулировавших жизнь и деятельность каждого человека и общины в целом. Кроме запретов, в процессе жизнедеятельности складываются нормы взаимодействия между людьми, которые закрепляются в обычаях[13],превращаясь в традиции[14].С появлением государства часть норм перешла на уровень правовых и закрепилась законодательным путем, другая же часть сохранялась в моральных нормах и правилах поведения в обществе.

Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире людей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, господствующей религии, форм организации общества (при демократической форме складываются одни нормы поведения, при монархической — другие), и иных конкретно-исторических реалий. Весь способ существования общества, формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы как неотъемлемые, составляющие самую суть общественной жизни. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном или целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов. Моральные нормы — это требования должного, безусловного, или, строго говоря, императивы (лат. imperativus “повелительный” — повеление, настоятельное требование, приказ, закон), лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм другого рода, не связаны с какими-либо учреждениями или общественными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком.

В любом обществе и в любой социальной сфере мораль имеет характерные черты. Во-первых, это выработанные ходом исторического развития представления о добре и зле, долге, совести, справедливости. Они реализуются и поддерживаются общественными оценками, одобрением или порицанием, воплощаются в неписаные нормы и правила, существующие на обыденном уровне. Во-вторых, нравственность — реальные нравы и поступки людей, которые могут как совпадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. Не напрасно в смутные годы римского общества Цицерон восклицал: «О tempora, о mores!» (“О времена, о нравы!”). И в этот период существовали представления о добром, должном и иных позитивных основах морали. Но реальные поступки людей, мягко говоря, не совсем с ними совпадали. В-третьих, этикет — манеры поведения людей. Кроме того, в обществе существует философское осмысление поведения человека через категории этики учения о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни.

Все стороны морали, нравственной культуры реализуются в поведении людей, в тех поступках, которые они совершают. И здесь стоит отличать воспитание, привычку соблюдать нормы отношений в обществе, этикет и т. п. от нравственной установки человека, связанной с самым глубинным смыслом каждой категории. Кант говорил: “Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,— это звездное небо надо мной и моральный закон во мне” [130, т. 4, ч. 1, с. 499].

640 1

Моральные отношения никогда не были неизменными, раз и навсегда данными. Они возникали по мере необходимости, вбирали в себя эту необходимость и на протяжении тысячелетий пополнялись все новыми и новыми правилами. Каждое новое поколение, приходя в этот мир, уже застает определенный уровень развития морали. Вся система отношений между людьми приобщает его к этому уровню, прежде всего передавая существующие в обществе представления о добре и зле, должном и неприемлемом, чести и бесчестье. Эта система отражена в повседневной жизни и поведении людей. Меняется образ жизни — меняются и представления о моральных нормативах и способах их реализации. Система морали очень динамична. Моральные нормы постоянно укрепляются, расшатываются, видоизменяются, отмирают.

Русский князь Игорь долгое время был другом и союзником хана Кончака и даже однажды после поражения в битве со своими братьями-князьями спасался с Кончаком сам-друг на лодочке. Это ему не помешало при изменившихся обстоятельствах созвать братьев и выступить в поход против Кончака. И здесь он нарушил договор: вместо того, чтобы дожидаться своих братьев с дружинами, как было условлено, он выступил против хана в одиночку. Обстоятельства этого похода воспеты в бессмертном “Слове о полку Игореве”.

Эти и иные примеры дают нам представление о том, что обязательства, которые брали на себя наши пращуры, при необходимости ими нарушались, и в этом никто не углядывал аморальности. Рассуждали просто: нужно было объединяться — дал клятву, изменились обстоятельства — нарушил. Но возникновение государства постепенно меняло эти взгляды. Рыцарь или подданный давал клятву верности властелину, и любое нарушение влекло за собой трагические последствия. В этой связи появляются новые понятия: долг, верность, благородство, честь; рождаются новые присловья: “Не давши слова — крепись, а давши— держись”; “Береги платье снову, а честь — смолоду”. Одновременно со становлением новых моральных принципов появились и способы имитировать желательные для общества или только одного сословия формы отношений. С развитием морали возникает этикет (фр. etiquette “ярлык, этикетка”) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, формы обращения, одежда, манеры). Как правило, это сложная система детально проработанных правил учтивости с четкой классификацией обхождения с представителями различных классов и сословий, должностными лицами в зависимости от их ранга и положения, а также в различных кругах (дипломатический этикет, придворный этикет). В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Он часто является узаконенной формой лицемерия в отношениях между людьми. Наиболее отвратительным как раз является противоречие между хорошими манерами и недоброжелательностью человека по отношению к другим людям в обществе. Кант писал: “Труднее всего согласовать хитрость, притворство и обман с намерением отстоять правое дело” [130, т. 3, с. 624]. Так появляется двойственность морали в обществе и культуре.

Одновременно с этим человечество выработало и некоторые универсальные принципы должного отношения между людьми, как, например, известное с древности “золотое правило” морали: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Это правило так или иначе высказывается древними восточными мудрецами, греческими философами, присутствует во многих религиозных системах. У Канта оно выступает как понятие категорического императива (всеобщего обязательного нравственного закона): “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” [130, т. 4, с. 270].

Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы осуществляются. С развитием и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни, складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов, гак и в манере поведения, в этикете. Этикет же выступает как своеобразная одёжка морали. Недаром Вольтер говорил: “Этикет — это разум для тех, у кого его нет”. В морали вырабатывается множество различных кодексов (лат. codex “книга” — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению), вбирающих в себя и внутренние моральные установки, и формы их реализации. Появляются сословные кодексы: рыцарские, монашеские, дворянские, офицерские и так далее. Научные же теории рефлектируют над внешними сторонами морали и внутренними ее установками, разрабатывая этические учения, тоже входящие в систему культуры.

Мораль не существует в обществе сама по себе — она взаимосвязана с другими культурными феноменами, являясь всепроникающей формой духовной культуры, поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет саморазрушительной. Особенно глубоко мораль связана с искусством и религией, столь же древними видами культуры.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector