Морально расти это как

woman 600225 1920 Советы на день
Содержание
  1. 13 правил морально сильного человека
  2. 1. Они не тратят напрасно время, жалея себя
  3. 2. Они не думают, что весь мир им должен
  4. 3. Они не теряют власть над собой
  5. 4. Они не бегут от перемен
  6. 5. Они не тратят энергию на то, чем не могут управлять
  7. 6. Они не пытаются понравиться всем
  8. 7. Они не боятся идти на осознанный риск
  9. 8. Они не зацикливаются на прошлом
  10. 9. Они не совершают одни и те же ошибки несколько раз
  11. 10. Они не завидуют успехам других людей
  12. 11. Они не сдаются после первой неудачи
  13. 12. Они не боятся одиночества
  14. 13. Они не ждут мгновенных результатов
  15. Суровая реальность, которая поможет тебе морально вырасти
  16. 1. Первый шаг никогда не бывает легким
  17. 2. Хорошие вещи редко приходят быстро и легко
  18. 3. Ты никогда не сможешь все контролировать
  19. 4. Риска избежать невозможно
  20. 5. Твоя проблема чаще всего находится у тебя в голове
  21. 6. Долгосрочное счастье нельзя купить — его можно только заслужить
  22. 7. Тебя не будут поддерживать
  23. 8. Тебе будет лучше без некоторых людей, о которых ты заботишься
  24. 9. Счастья без некоторой грусти не бывает
  25. О моральном росте
  26. Лига психотерапии
  27. Правила сообщества
  28. Книги для любителей психологии (не КПТ, но близко)
  29. Ответ на пост «Думать это больно»
  30. Орел или решка?
  31. Мой первый пост. Мать, алкоголь, и разбитая квартира
  32. Свободы всегда мало.
  33. Книги о мозге, сознании и эволюции человека. Часть 2
  34. Ведьмачий кодекс и гномьи ценности
  35. Неприлично, зато полезно)
  36. Проблема вагонетки
  37. Профессор биоэтики Питер Сингер: «Послеродовой аборт»
  38. Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо
  39. Этика (2 часть)

13 правил морально сильного человека

brodude.ru 2.03.2018 mqsyEEmmhQGmZ

Никто не хочет быть слабым, ни физически, ни морально. Быть сильным вообще круче по всем пунктам. И только морально сильный человек может рассчитывать на большой успех. Вот 13 правил, к которым стоит прислушаться и которым нужно начать следовать.

1. Они не тратят напрасно время, жалея себя

Сильный морально человек не станет сидеть сложа руки в своей берлоге и жаловаться на то, что жизнь к нему не справедлива. Сильный морально человек возьмёт свои яйца (если они, конечно, есть) в руки и пойдет работать дальше. Нет времени себя жалеть! Надо ещё поддать себе пару звездюлин, чтобы работалось лучше!
А на неприятную ситуацию он может отреагировать простой ёмкой фразой: «И хрен с ним!»

2. Они не думают, что весь мир им должен

«Я такой классный! Я, чёрт возьми, умнее всех этих идиотов, которые только и умеют, что выкладывать очередное селфи в Instagram! Но почему они счастливы и зарабатывают приличные деньги, а я живу с мамкой и стреляю у неё?! Вообще, почему мне никто не предлагает работу и помощь?!» Потому, чувак, что сильный морально человек не ждёт подачек, а зарабатывает авторитет. Денно и нощно.

3. Они не теряют власть над собой

Пора бы уже самому распоряжаться своей жизнью, а не надеяться на то, что кто-то тебя будет вести. А ещё лучше не отдавать себя во власть эмоциям.

4. Они не бегут от перемен

Это китайцы говорят: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен.» А нормальным людям нужны перемены. Без перемен нет прогресса. Так и останешься на одном месте, унылый сыч. Хуже регресса – только застой. Уж лучше деградируй: хоть какое-то движение. Ты же хочешь в дальнейшем развиваться? Нет? Тогда перестань это читать!

5. Они не тратят энергию на то, чем не могут управлять

Ты когда-нибудь слышал, чтобы морально сильный человек жаловался на то, что не может что-то держать под контролем? Слышал? Это тебе показалось.
Умные люди не тратят время на то, что не приносит им удовлетворение. Если ты упёртый и не можешь остановиться не достигнув цели, то, пожалуйста, добивайся, пусть даже это тебе совсем не близко. Удачи тебе! Только вот что-то нам подсказывает, что счастья тебе это не принесёт.

6. Они не пытаются понравиться всем

Начнём с того, что это в принципе невозможно. Если ты морально силён, то не будешь, что называется, стелиться под каждого. У тебя хватит ума и мужества сказать «нет», когда это нужно. Старайся быть справедливым, но и умей отклонить просьбу, если понимаешь, что не можешь, не хочешь и не должен её выполнять. Отказывайся ввязываться в глупые авантюры, лишь бы не обидеть человека.

7. Они не боятся идти на осознанный риск

Кто не рискует – тот не пьёт шампанского. Но помни: риск должен быть всегда оправданным. Тщательно взвешивай риск и выгоду, прежде чем принять важное решение и тщательно собирай информацию о потенциальных потерях, прежде чем начать действовать. А ещё лучше вспомни киношных злодеев, которые на волне успеха ввязывались в рискованные авантюры, из которых всегда выходили проигравшими. Зря что ли мораль в фильмах существует?

8. Они не зацикливаются на прошлом

Не-не-не, если умный – отпусти. Не возвращайся в свой 2007-й, или куда ты там собрался. Не трать напрасно время, думая о прошлом и о том, что всё могло бы быть по-другому. Уже поздно: всё сделано, ничего не изменишь. Единственное, что ты можешь – это вынести из него уроки. А ещё ни в коем случае не живи былыми успехами. Нормальные люди живут настоящим днём и строят планы на будущее. В прошлом живут только неудачники и те, кто сдался. Это живые трупы – им больше ничего не надо.

9. Они не совершают одни и те же ошибки несколько раз

Умные люди учатся на своих ошибках, гениальные – на чужих. Если до гения пока далеко, учись хотя-бы на своих. Польза будет.

10. Они не завидуют успехам других людей

Это самое гнусное, что может быть. Если тебе повезло не иметь товарища, который постоянно жалуется на то, что у других всё есть, они всего добились, а он нет, я завидую тебе. Сильный морально человек, когда видит чужой успех, не чувствует себя обманутым. Он не будет роптать, что другие добились чего-то нечестным путём. Он будет работать, как вол, чтобы превзойти успехи товарищей. А особо умные возьмут себе на заметку те способы достижения успеха, которые использовали товарищи. Каждый сам кузнец своего счастья. Роптанием ничего не исправишь. И запомни: каждому воздаётся по заслугам. Не всем везёт иметь всё сразу – кому-то для этого надо работать. Если ты из таких, гордись этим: будет, чем хвастаться.

11. Они не сдаются после первой неудачи

В цивилизованных странах считается, что если твой первый бизнес прогорел, значит, у тебя – колоссальный опыт, и тебе срочно нужно открывать второй. Если бы в своё время кое-кто опустил руки, то ты бы никогда не услышал Beatles, не прочёл «Гарри Поттера», не посмотрел «Назад в будущее» и не читал бы эту статью со своего Ipad. Работай, совершенствуйся, не опускай руки! Певец Шура тоже был настойчив, когда штурмовал шоу-бизнес. А у тебя, наверняка, побольше талантов.

12. Они не боятся одиночества

Я не буду расписывать плюсы одиночества. Иногда помогает собраться, поставить голову на место, что-то распланировать, хорошенько подумать. Думать, вообще, как ни странно, очень полезно. Сильный морально человек не зависит от чужого мнения, других людей и настроений. Он зависит только от себя самого.

13. Они не ждут мгновенных результатов

Да, работать не всегда легко и не всегда хочется. Но погоди, наберись терпения: чем больше работаешь, тем лучше и сочнее плоды – качественные изменения всегда требуют времени. А чтобы не перегореть, вкладывай свою энергию дозированно.

Источник

Суровая реальность, которая поможет тебе морально вырасти

1366030628 bpfull

Реальность — штука не суровая. Она обычная, она реальная! Такие вещи нужно признавать, иначе ты останешься не кем иным, как человеком, живущим в собственном мире, который лучше или хуже того, где сейчас находится твое тленное тело. Успех растет на почве прошлых неудач, поэтому не стоит расстраиваться, когда что-то идет не так. Стоит расстраиваться, когда ты не делаешь никакого вывода из этой ситуации.

На свете есть много вещей, в которые мы верим. Они навязаны нам обществом и окружением. Мы верим этим правилам, как дети, но нам хочется чего-то иного; мы видим, что все на самом деле иначе. Наше критическое мышление разрушается чуть ли не в раннем детстве. Сегодня мы расскажем тебе про несколько вещей, которые нужно осознать, чтобы морально вырасти. Мы не советуем тебе их принимать, мы советуем тебе их прочитать, обдумать, согласиться или не согласиться, а потом вывести свое мнение о этому поводу.

1. Первый шаг никогда не бывает легким

Начать всегда трудно, но все великие вещи когда-то кто-то начинал. И самые маленькие тоже. Вообще, самый большой успех на свете — это не закончить что-то, а начать и довести до конца то, что принесет тебе существенные плоды. Пусть дрожат колени, пусть сводит дыхание, но всегда имеет смысл найти в себе силы и мужество, взять себя в руки и сделать шаг вперед, чтобы колени перестали дрожать, а дыхание снова стало ровным.

2. Хорошие вещи редко приходят быстро и легко

3. Ты никогда не сможешь все контролировать

Единственное, что ты точно можешь контролировать в своей жизни — это отношение к тем вещам, которые лежат за пределами твоего контроля. Чем лучше ты адаптируешься к реальности, при этом не отказываясь от своего мнения и своей личности, тем меньше ты будешь переживать о том, чего не можешь изменить. Чтобы жить полноценной жизнью, тебе достаточно лишь смириться: все, что происходит вокруг тебя, действительно происходит здесь и сейчас. И происходило до тебя, и будет происходить после тебя. Даже если думать, что в будущем все будет куда лучше, все равно природа вещей такова, что их сложно изменить, и контролировать их тоже сложно. Иногда достаточно просто расслабиться и почувствовать, как течение несет тебя. Изредка, конечно, нужно поправлять направление веслом, но не стоит думать, что течение можно повернуть вспять.

4. Риска избежать невозможно

Риск наш неизменный спутник. Мы так или иначе постоянно рискуем, а чтобы чего-то добиться, нужно рисковать крупнее! Если тебе никогда не было искренне и долго страшно, ты что-то делаешь неправильно! Жить без риска — это то же самое, что долго лежать без движения: у тебя образуются пролежни, и ты умираешь, превращаясь в кусок мяса. Сам ты этого не понимаешь, потому что вроде бы все функционирует, но так жить нельзя! Разреши себе быть одним из тех, кто делает что-то неправильно, кто совершает ошибки, но при этом осознает это и является личностью.

5. Твоя проблема чаще всего находится у тебя в голове

Основная причина несчастья и поражения в текущей ситуации — это твои мысли по этому поводу. Счастье и успех сводятся к двум элементам: как ты думаешь и как ты действуешь, основываясь на своих мыслях. Человек действительно преображается, когда начинает верить, что он может сделать что-то грандиозное. Конечно, только тогда, когда он начинает пытаться или когда у него действительно есть то, что поможет ему этого достигнуть. Первый секрет успеха — не дрейфить. Это красиво называется верой в себя, но на деле верить в себя глуповато, поскольку большинство людей по ошибке уверено, будто это то же самое, что считать себя невероятно значимым и способным достичь всего сразу. Не путай!

6. Долгосрочное счастье нельзя купить — его можно только заслужить

Долгосрочное счастье — это гармония и истинное удовольствие, потому что на деле такой материи, как «счастье», на свете не существует. Не нужно зацикливаться на вещах вокруг тебя и на том, что касается тебя лишь изредка — нужно просто сложить к этому свое отношение. Заботиться надо о том, что является частью тебя самого и твоего постоянного окружения. Все, что ты можешь сделать — это полностью сосредоточиться на своей жизни и жизни своего окружения, но никогда, слышишь, никогда не нужно растворяться в ком-то еще: в деле, коллективе, семье. Иначе ты не сможешь быть счастливым, поскольку твоя жизнь превратится в служение, которого никто, уверяю тебя, искренне не хочет.

7. Тебя не будут поддерживать

Это не обязательно «вредные друзья». Это могут быть те, кто был с тобой всегда, не нужно отказываться от них, если они считают, что твои идеи и дела не имеют смысла. Это вполне может быть их собственное мнение, которое основано на их знании тебя. Другое дело, если эти люди на полном серьезе начнут на тебя давить и вынуждать всячески сделать то, что им кажется наиболее правильным. Они хотят решить за тебя, они хотят снова взять над тобой контроль или попытаться это сделать, очевидно, что именно таких людей можно назвать «вредными». Независимо от того, что они говорят о тебе и о твоем выбранном пути, помни, что единственное, что тебе в конце концов нужно, свой ​​собственный путь. Не сделать куда хуже, чем сделать и сожалеть.

8. Тебе будет лучше без некоторых людей, о которых ты заботишься

В самые трудные периоды жизни мы убеждаемся, действительно ли некоторые люди так дороги нам, как казалось ранее. Ты можешь увидеть их истинное лицо, а можешь понять, что люди вокруг тебя изменились и отношения с тобой для них больше не являются приоритетом. Не стоит винить их за то, что они смылись, когда ты попал в непростую ситуацию. Во-первых, у них могут быть на то очевидные причины. Во-вторых, как бы ты поступил на их месте? Всегда помни об этом. Эти люди ушли? Прекрасно, у тебя есть больше места для маневра.

9. Счастья без некоторой грусти не бывает

Некоторая грусть необходима. Все в жизни имеет двойное дно. Испытывать удовольствие невозможно без ощущения боли, потому что иначе ты не будешь знать, как тебе повезло. Радость никогда не может существовать без печали, а уверенность никогда не проявится без страха. И так далее. Монеты с одной стороной не существует! Если это, конечно, не брак.

Источник

О моральном росте

1597251900112066658

У каждого есть свой рост. Да-да, я сейчас про физический рост. Мой рост 168 см. А давайте представим, что у каждого человека есть ещё рост его осознанности; ну, или назовём это моральным ростом. У каждого он свой и не имеет никакого отношения к росту физическому: то есть физически высокий человек может быть моральным карликом, и, наоборот, человек низкого физического роста может быть моральным гигантом.

А ещё давайте представим, что большинство объектов наших желаний можно просто приобрести в магазинах. Выбор продукции в них огроменный – бери не хочу. Их особенностью является лишь то, что низкокачественный продукт расположен на самых нижних полках, а высококачественный, соответственно, – на самых верхних. И вот настолько человек морально высокий, насколько качественней продукт он может достать.

Понятно, что продукцию с нижних полок может взять практически каждый, а вот до самых верхних полок могут достать лишь те самые моральные гиганты.

Попробую привести пример на всегда актуальную тему – мужчины и женщины, лямур-тужур. Приходит девушка в магазин, к примеру, за высококачественным мужчиной для длительного «пользования», как говорится, (мужчины, простите), а ей попадаются лишь средненькие, по её мнению, экземпляры. Конечно же, девушка материт этот галимый магазин и идёт в другой, где получает другого мужчину. Точнее, производитель другой, но по качеству мужчина такой же, как и в предыдущем магазине. Неудовлетворенная предоставленным выбором девушка бегает по магазинам в поисках лучшего качества – без толку, конечно же. В итоге измотанная прибегает домой и вздыхает:

– В нашем городе нет нормальных магазинов! Оля, ну где ты взяла такого мужика?

– Та вот, в магазине за углом.

– Оля, я была там 28 раз на этой неделе, там НЕТ нормальных мужиков.

По-разному, конечно, бывает: кто-то остаётся один, утверждая, что «мне шо попало не надо», а кто-то покупает «шо смог достать с полки». В общем, все всегда хотят высококачественную продукцию – и это нормально. Проблема в том, что не все готовы морально расти, чтоб дотянуться до верхних полок. А многие и просто не осознают, что проблема совсем не в плохих магазинах. Забавно, но иногда достаточно просто сместить фокус и поработать над своим моральным ростом, начать соответствовать своей мечте.

И тогда пропадёт какая-либо необходимость бегать по магазинам, потому как однажды вам позвонят в дверь, вы откроете – а на пороге будет ваша мечта с огромным красным бантом… – всего лишь по той причине, что вы доросли.

Журнал “А”, рубрика “Пошушукаемся”, 12 августа 2020 года

P. S. Дорогие читатели, вы можете присылать информацию для написания следующих статей.

P. P. S. Не забудьте подписаться на наши новые публикации, чтобы не пропустить все самое интересное, что мы приготовили для Вас!

1521149888261922372

Лига психотерапии

4.2K поста 22.6K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Ваш пример описывает не моральный (?) рост, а высоту самооценки барышни в поиске. Там в принципе каша из отказа от ответственности и завышенной самооценки, никакого психологизма.

чо та какой та бред сивой кобылы

какой критерий оценки высоты моральности для «расстановки по полкам»?

какой критерий оценки моральности у каждой личности?

где оговорка что у каждого своя мораль и для кого то один и тот же мужчина будет «и за даром не нужон», а для кого то предел мечтаний?

рили, психологизм не ваше, ТС. особенно с желанием подогнать все под какие то странные несуществующие якобы общепринятые рамки.

Ах этот прекрасный мир где розовые пони пукают бабочками и каждый получает заслуженное.

По факту все сводится к среде обитания, кругу общения и ЧСВ. Ну и идеал полностью недостижим ибо идеал моралиста это альтруист, а жить с бессребреником в нашем мире невозможно. Но так приятно помечтать об утопии.

Бред какой-то!Получаеться что при моём росте 1.5м мне достанеться бомж?А моральный рост у меня под 2 метра.Вообще не корректная статья и сравнение не важное.

А у меня 194см рост. Иногда проблемно, но уже привык.

1524505101246531122

Книги для любителей психологии (не КПТ, но близко)

Добрый вечер. Большинство моих постов посвящено так или иначе когнитивно-поведенческой терапии и работе нервной системы. Но сегодня будет немного философии.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о нескольких книгах, которые я прочитал за этот год и которые показались мне особо интересными.

В основе когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) многое позаимствовано из античной философии стоицизма. И стоицизм и КПТ учат разделять вещи на те, что в нашей власти, и те, которые мы не можем контролировать. И стоицизм и КПТ предлагают нам ориентироваться на сам процесс нашей деятельности, а не результат (который зачастую не полностью в нашей власти). И КПТ и стоицизм учат нас, что для настроения первичны наши мысли и именно они, а не реальные события нас приводят в огорчение.

Из более современного могу упомянуть книги Массимо Пильюччи:

— Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь (2017г.)

— Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека. 53 кратких урока ныне живущим. (2020г.)

Помимо стоицизма и литературы на тему КПТ, я решил еще раз перечитать Виктора Франкла. Его самый популярный труд «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» и «Человек в поисках смысла».

В первой книге описывается его нахождение в нацистских лагерях с жестокими подробностями жизни узников, а так же идеи, которые помогали ему не только выживать, но и помогать другим.

«Человек в поисках смысла» представляет собой более философский труд, сборник лекций и интервью Виктора Франкла. В ней поднимаются вопросы об отношениях детерминизма и человеческой свободы, редукционизм современных наук о человеке, проблемы религии, совести, любви. Здесь Франкл рассуждает о чисто человеческих феноменах, обращаясь к своему опыту и психиатра и узника концентрационных лагерей. Одним вечером не ограничитесь, если её читать, нужно запастись терпением.

Спасибо за внимание!

m820034 706088196

Ответ на пост «Думать это больно»

Мне больше всего нравится философия воспринимать все невзгоды, которые на нас обрушиваются как жизненные уроки. Что бы не случилось, всегда можно достать из этого что-то полезное. Что можно было сделать иначе? Какие ошибки не совершать? Каких действий со стороны других не допускать? К чему просто нужно быть готовым как к возможной неизбежности?

m3653113 1333259461

15803784441780995

Орел или решка?

Говорят, в момент падения монетки мы четко знаем какую сторону хотим увидеть в ответ. А значит понимаем, что хотим на самом деле

163454762418792184

Мой первый пост. Мать, алкоголь, и разбитая квартира

Пишу сюда в надежде найти какую-то помощь или совет. Ну или просто анонимно пообщаться с людьми на эту тему. Это будет очень длинный рассказ о том, что мне стыдно обсудить даже с близкими товарищами. Даже не знаю с чего начать, ведь к этому ведут множество предисторий тесно связанных между собой.

В данный момент мать в соседней комнате пьяная и воет во всё горло. Она не умеет плакать, и не привыкла показывать слабость. Вместо этого слышен вой, и песни Земфиры на полной громкости. По всей квартире стоит запах коньяка. Её уносит с двух маленьких бутылок по цене где-то в 320 тенге, в рублях это будет примерно 60.

Началось всё где-то 2 или 4 года назад. Точно не могу сказать, но я догадывался что она скрытно выпивает. Ухудшилась ситуация в начале короновирусной пандемии. Она стала пить открыто и становится агрессивной. Человек которого я знал будто исчез, и вместо него явился кто-то другой.

По пьяни она кидалась на мою бабушку, её родную мать. Однажды когда меня не было дома, она накидалась так сильно что ударила бабушку и сбила её с ног. А ей между прочим 84 года. После чего начала выкидывать её вещи с балкона. Сумку, документы, телефон, деньги, бижутерию. в общем всё что было не прибито к полу. Соседи наблюдали картину.

На следующий день она смиренно просила прощения и зарекалась так не делать. Было это 1.5 года назад.

Был случай, когда напившись так же сильно и ещё на голодный желудок она разбила рукой стеклянное окно. Залила весь пол на кухне кровью, и через какое-то время уснула.

Это лишь те, что едко врезались мне в память. Я уже перестал считать количество разбитой посуды, дверей, бытовой техники. как-то раз даже унитаза. Её бешенство и сила в пьяном угаре соизмеримы со взрослым мужиком. В обязательном порядке как только она напьётся, слышится стук посуды, грохот дверей, да и вообще квартира начинает ходить ходуном. Для того чтобы она могла чувствовать себя хорошо, по пьяни она выкидывает вещи. Швырнёт полесос о стену в дребезги, вынесет его на свалку. Термосы, вазы, посуду. В прочем я уже повторяюсь. Нашей семье трудно проходить через это, мы не успеваем чинить и исправлять причинённый ущерб. Но тут я скорее лукавлю, мы просто бедные и каждая разбитая тарелка бьёт по кошельку.

Раньше после пьянок, на следующий день она становилась белой и пушистой стыдясь своих поступков. Тех о которых могла вспомнить. Сейчас же сожаления исчезают. Будто алкоголь выместил собой совесть.

Она читает книги, вернее раньше читала, очень много. Ей к слову 50 стукнуло весной этого года. Ещё в молодости она перечитала очень много классической литературы. Достоевский, Толстов, Тургенев, Гоголь, Тютчев, Лермонтов и многих других. Я слишком необразован чтобы озвучить полный список. Из современных произведений она много увлекалась психологическими и филосовскими, иногда разбавляя их приключениями и романами. Из того что я могу вспомнить, ей очень понравились «Шантарам», Пелевин и книги Карлоса Кастанеды. Я и сам под её влиянием прочитал всего Кастанеду.

Но что самое интересное, при всём этом у неё нет образования. Она бросила строительный ПТУ и пошла работать штукатур-маляром. Так до сих пор и работает, причём неофициально.

Вообще в моей, если её так можно назвать, истории, будет очень много парадоксов.

Мне будет приятно если ты, читатель, дойдёшь так далеко. Любая помощь, даже ваше внимание станут некой отдушиной.

Мы не всегда жили втроём. Бабушка, мать и я. С нами жил её мой родной дядя. О нём я расскажу чуть позже.

По рассказам бабушки и матери, в юности дядя был человеком впечатлительным и ранимым. В какой-то момент он попал под влияние Кашперовского и его выступлений. После одного из них, увиденных вживую дядя начал слышать голоса. Как ему казалось, эти голоса заставляли его сделать плохие вещи. В то время бабушка и мать не знали что с этим делать, они паниковали и по воле бабушки дядю положили в психушку. Лечили, пичкали таблетками что в свою очередь по рассказам повлияло на его состояние, но не в лучшую сторону так и не дав надежды на нормальную жизнь.

Как я узнал совсем недавно, это является одной из причин ненависти моей матери к бабушке. То, что она сдала её родного брата в психушку.

Кажется мать перестала буянить и легла спать. Я тоже устал и пожалуй закончу на сегодня. За два часа печати было вложено очень много боли и любви в этот текст.

Если моя история найдёт хоть каплю некой. поддержки что-ли, завтра я могу продолжить. Но в то же время я знаю что люди на пикабу бывают резки, и вполне ожидаю критику, троллинг и буллинг в мой адрес. В какой-то степени это даже может быть заслужено. Не знаю.

А пока пойду разбирать куски битой посуды и осыпавшуюся штукатурку от разбитых дверей.

m2416281 106646568

Свободы всегда мало.

1631379319117346453

На самом деле, мы просто её не используем. Но понимаем это только тогда, когда нас её лишают.

Как-то я ехал на электричке Москва-Владимир до Орехово-Зуево. Была суббота, обеденное время, поэтому народу было немного. Время пути 1:40 до моей станции. В одном вагоне со мной сидел парень, который где-то через полчаса начал страдать от того, что ехать ему очень долго. Причём, проявлял он это явно: смотрел на часы; громко восклицал: «Блин, ещё целый час ехать!»; ходил курить в тамбур каждые десять минут; снимал обувь; ложился на сиденье в разных позах; снова вскакивал, смотрел на часы и повторял цикл опять. Парень являл пример нетерпеливости человека, для которого конечный пункт важнее самого путешествия. Не удивлюсь, что когда он приехал, ему пришлось ждать автобуса около получаса и он также стонал о невыносимости ожидания. Я же наслаждался летними пейзажами и ленивым потоком мыслей о том, что видел из окна поезда. И вот почему.

В 1992 году меня призвали служить в только сформировавшуюся армию РФ. Армия была в плачевном состоянии и разваливалась у меня на глазах. Помимо проблем с питанием, которые появились на втором году службы, были проблемы и с формой и, конечно, с дедовщиной из-за наплевательского отношения к своим обязанностям со стороны офицерского состава. После призыва я прошёл через все стадии горя по Кюблер-Росс (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие), правда, они назывались у нас несколько иначе: запах, дух, череп, дед, дембель. Но больше всего меня грела мысль, что выйдя когда-нибудь за стены с колючей проволокой я смогу стать свободным человеком, не буду слушать никаких приказов и буду делать что захочу.

Когда я освободился, то через некоторое время понял, что невозможно быть бесконечно свободным в системе стереотипов моей головы. Мне нужно было возвращаться домой вовремя, чтобы не волновать родителей, хорошо учиться, чтобы потом хорошо устроиться на работу, хорошо работать, чтобы получать нормальную зарплату, жениться вовремя, родить и воспитать ребёнка и многое другое.

Тогда я сделал ошибочный вывод, что невозможно быть безгранично свободным (если ты не бомж-сирота). Но можно быть частично свободным. Например, когда ты один едешь два часа в электричке. Ты можешь полностью посвятить себя своим мыслям и не волноваться, что нужно куда-то бежать или что-то делать. Неизбежность прибытия в пункт назначения дают тебе успокоение.

Это многие годы поддерживало меня, но сейчас я понимаю, что это не так. Свобода, как и счастье, находится внутри нас. И мы добровольно меняем их на чужие цели. А потом говорим, что мы несчастны и живём не своей жизнью. Посмотрите, сколько стресса приносят вам стереотипы общества. Девушка должна выйти замуж до 30-ти. Семья обязательно должна родить ребёнка. Чтобы получать деньги нужно обязательно каждый день ходить на работу. И т.п. Это не наши мысли. Они навязаны извне. Как и мысль, что в поездке на электричке прибытие в пункт назначения важнее, чем виды из окна.

16248890632111559

Книги о мозге, сознании и эволюции человека. Часть 2

В сегодняшнем посте я продолжу рассказывать о своих любимых книгах о работе мозга и соответственно нашей психики.

1630759297153924171

Человеческий мозг представляет собой сложнейшее из известных «устройство». Для того, чтобы наша психика функционировала хорошо, требуется слаженная работа целой кучи нейронных сетей. Эрик Кандель, американский психиатр и нейробиолог, показывает нам, как «поломки» в определенных частях мозга или нервных путях приводят к депрессии, необъяснимым тревогам, шизофрении, биполярному расстройству и ПТСР, и почему эти знания важны для понимания здорового мозга. В книге рассказывается история про развитие психиатрии и неврологии, а так же про то, как в нашем мозге взаимодействуют сознательные и бессознательные процессы.

Книга о жизни людей с неврологическими проблемами. Как они выживают в непривычном мире, который создает поврежденный мозг? Это не совсем научно-популярная книга, в ней чувствуется желание автора поднять и философские вопросы, вопросы о том, что такое личность, и как следует относится к своей болезни.

m557538 195657156

Ведьмачий кодекс и гномьи ценности

15907532391610330

1590753248126840533

1590753261178831276

1590753270180343735

1590753276156280302

1590753291195180557

1590753297182937869

1590753301186460051

1590753316175471275

1590753331152054529

m2670202 1686902544

1521149888261922372

Неприлично, зато полезно)

Иногда пациенты приходят к мысли, что цель терапии состоит в том, чтобы помочь им “очиститься” от подобных («непристойных») чувств, а не принять их как часть обстоятельств человеческой жизни. Когда одна из моих дочерей была дошкольницей, воспитательница провозгласила, что добродетель заключается в “думании хороших мыслей и делании хороших дел”. Это заявление обеспокоило мою дочь.

Она получила большое облегчение, когда, прокомментировав данное утверждение, я сказала, что не согласна с ее воспитательницей. Думать плохие мысли – даже забавно, особенно если делать хорошие дела, несмотря на эти мысли.

После этого моя дочь в течение четырех месяцев (особенно когда она пыталась не обидеть свою маленькую сестричку) делала озорное лицо и объявляла: “Я делаю хорошие дела и думаю очень плохие мысли!” Девочка училась намного быстрее, чем люди, всю жизнь путающие фантазии и реальность. Но то, чему я пыталась научить ее, оказалось тем же посланием, которое исцеляет параноидных клиентов.©

1552419731159871798

Бывают такие ситуации, когда ты не можешь человеку прямо сказать то, что ты о нем думаешь. По разным причинам. И в такие моменты очень полезным оказывается умение говорить это про себя, глядя на человека открытым взглядом. Это не прилично, но иногда просто бесценно! А Вы часто так делаете?)

m1052869 1914076838

1524505101246531122

Проблема вагонетки

В этике есть известный мысленный эксперимент об убийстве человека, который называется «проблемой вагонетки». Он затрагивает проблемы морали. Интересно, что у этой проблемы есть несколько вариаций, на каждую из которых люди реагируют по-разному. Попробуйте и вы порассуждать над задачей.

154851712015130411

Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?

Похожая проблема была предложена философом Д. Томсоном.

Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам, к которым привязаны пять человек. Вы находитесь на мосту, который проходит над рельсами. У вас есть возможность остановить вагонетку, бросив на пути что-нибудь тяжёлое. Рядом с вами находится толстый человек, и единственная возможность остановить вагонетку — столкнуть его с моста на пути. Каковы ваши действия?

Дальнейшее развитие этого примера включает в себя ситуацию, когда толстый человек оказывается злодеем, который и поставил пятерых людей в опасную ситуацию (привязал их к рельсам). В этом случае выталкивание толстого человека на рельсы выглядит не только выигрышным с моральной точки зрения, но и обязательным для выполнения.

Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам, к которым привязаны пять человек. Как и в первом случае, вы можете перевести её на запасной путь. К рельсам запасного пути привязан один толстый человек. Однако, после человека запасной путь делает петлю и снова возвращается на главный путь, перед тем местом, где привязаны пятеро. Таким образом, если бы на запасном пути не было бы толстого человека, который может остановить вагонетку, переключение стрелки не спасло бы пятерых. Каковы ваши действия?

У высококлассного хирурга есть 5 пациентов, каждому из которых необходима пересадка органа (разного для всех пятерых). Каждый пациент умрёт, если не получит этот орган. К сожалению, в больнице и окрестностях нет необходимых органов. В больницу для обычного рутинного осмотра приходит молодой здоровый посетитель. Осматривая его, хирург обнаруживает, что органы молодого человека полностью совместимы с организмами 5 его пациентов. Предположим, что в случае бесследного исчезновения посетителя никто не будет его искать и не заподозрит доктора в убийстве. Что должен сделать доктор?

Профессор биоэтики Питер Сингер: «Послеродовой аборт»

m1534782 1203040151

16248890632111559

Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо

О морали и нравственности мы привыкли чаще слышать от философов, священников или политиков, чем от психологов. Однако в последние десятилетия было проведено множество научных экспериментов, показывающих, как люди совершают нравственный выбор. О самых интересных них рассказывает «Кот Шрёдингера».

1493108046184456261

…210 вольт: Ой! Выпустите меня! С меня хватит! Я больше не хочу участвовать в вашем эксперименте!

270 вольт: (Крики агонизирующего человека) Выпустите меня отсюда! Выпустите! Вы что, не слышите?! Выпустите меня!

300 вольт: (Крики агонизирующего человека) Я категорически отказываюсь отвечать! Выпустите меня отсюда! Выпустите! Выпустите меня отсюда!

330 вольт: Выпустите меня отсюда! Выпустите! У меня сердечный приступ! Выпустите меня! Прошу вас! (Истерически)

330 вольт: (Громкие и несмолкающие крики агонизирующего человека) Выпустите меня отсюда! Выпустите! Прошу вас! (Истерически) Выпустите! Выпустите меня.

Это фрагмент протокола знаменитого эксперимента американского психолога Стенли Милгрэма, проведенного в 1963 году. Участников эксперимента разделили на пары «учитель» — «ученик». Экспериментатор требовал от «учителя» давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимать на кнопку, наказывая его ударом тока. Одни люди наносили другим удары током просто потому, что этого требовал экспериментатор в белом халате. Конечно, удары током были не настоящими, роль подопытного играл актер. Но испытуемые об этом не знали и, тем не менее, большинство увеличивали разряд и доходили до последнего рубильника, несмотря на крики и мольбы «ученика».

1493108120159852562

Чуть позже другой американский психолог, Филипп Зимбардо, провел не менее знаменитый эксперимент. Он поместил студентов-добровольцев в «тюрьму», оборудованную в подвале Стэнфордского университета. За пять дней участники настолько вошли в роль надзирателей и заключенных, что эксперимент пришлось срочно прекратить.

Обе эти истории показали человечеству, что границы морали и нравственности являются очень зыбкими. «Если бы мне нужно было набрать персонал для фашистского концлагеря, я мог бы сделать это в любом американском городке», — заявил Милгрэм. Некоторые ставят эти исследования в один ряд с библейскими притчами и трагедиями Шекспира.

Исследования Зимбардо и Милгрэма вызвали бурную дискуссию. В первую очередь вызывала сомнение этичность экспериментов: ни в чем не повинным испытуемым показывали, что они способны на ужасные поступки. Но был и чисто научный вопрос: да, мы узнали, что человек в определенных ситуациях может делать гадости, ну и что? Это из всей мировой истории было ясно и без дополнительных экспериментов. А вот от чего именно и в какой степени зависит отказ от высоких моральных идеалов? Этого знаменитые эксперименты внятно объяснить не могли.

Пережив первоначальный шок, психологи продолжили исследования. На сегодня проведены тысячи экспериментов, проверяющих, как работает человеческая мораль. Вечный выбор между хорошим и плохим анатомировали, разложили по полочкам. Мы приводим результаты наиболее интересных исследований, проведенных в последние годы.

Существует ли моральный баланс?

Как проверяли. Группа ученых из нескольких американских университетов предложила испытуемым-добровольцам описать себя с помощью заданного набора слов. Причем одной группе были даны по большей части слова негативные (злой, эгоистичный и т.д.), другой — позитивные (добрый, щедрый и т.д.), а третьей — нейтральные. После этого уже якобы за рамками эксперимента всем им предложили внести пожертвования в благотворительный фонд.

Что выяснили. Оказалось, что люди, описывавшие себя ранее негативными словами, вносили в среднем в пять раз больше денег, чем недавно похвалившие себя. Так, по словам ученых, людям удавалось соблюсти моральный баланс: если я плохой, то надо сделать что-то хорошее в виде компенсации.

Кстати, подтверждение этого закона было получено в наблюдениях за любителями компьютерных игр. Как ни странно, люди, совершившие в игре какой-то аморальный поступок (например, обман), потом стремятся сделать что-то хорошее в жизни.

149310815818261181

Лучше решать вместе или поодиночке?

Как проверяли. Это исследование провел российский психолог Виктор Заикин (на его основе он подготовил и защитил кандидатскую диссертацию в МГУ им. М. В. Ломоносова). Испытуемым предлагалось разрешить моральную дилемму «Жадный аптекарь». Участники делали это сначала индивидуально, а потом в группе.

Что выяснили. Вопреки ожиданиям, размышляя над дилеммой самостоятельно, люди глубже погружались в проблему и выносили более продуманные моральные суждения. В группе же они решали, скорее, задачи взаимодействия, например старались соглашаться с лидером.

Велика ли роль награды и наказания?

Как проверяли. Испытуемых случайным образом разбили на пары. Одному из них предстояло принимать решение об ударах током. (Очевидно, автора эксперимента, Молли Крокет из Оксфордского университета, вдохновил эксперимент Стенли Милгрэма).

Разряды предназначались или ему самому, или сидящему в соседней комнате второму участнику, которого он никогда не видел. Выбор партнера не зависел от испытуемого, но он мог решить, какое количество разрядов нанести. При этом за каждый разряд предлагалась оплата по специальному прайсу, то есть можно было заработать, нанося удары током себе или другому человеку.

Что выяснили. Ученые расценили результаты своего эксперимента как подтверждение человеческого альтруизма, поскольку оказалось, что люди предпочитают зарабатывать именно на собственной боли. Если приходилось бить током другого, они старались выбирать минимальный разряд, мало того, часто пользовались дополнительной опцией в отношении этого незнакомого человека: покупали уменьшение количества разрядов за ранее заработанные деньги.

При этом эксперимент подтвердил принцип, согласно которому мораль действует только непосредственно: те же самые альтруисты после эксперимента отказывались перечислять деньги на благотворительность, хотя охотно тратили их, чтобы помочь человеку в соседней комнате.

1493108223111116695

Религия делает нас более нравственными?

Как проверяли. Участники рассказывали через специальное мобильное приложение обо всех ситуациях в их жизни, как-то связанных с моральным выбором, о собственных поступках или поступках окружающих. Результаты обрабатывала группа ученых из США и Германии во главе с Вильгельмом Хофманом.

Что выяснили. Особой разницы в нравственности между верующими и неверующими не обнаружилось. Религиозные люди ничуть не реже совершали поступки, которые сами же считали нехорошими или безнравственными, однако они при этом намного чаще говорили потом о чувстве вины, стыда и смущения.

С помощью этого же исследования ученые доказали еще несколько закономерностей. В частности, «эффект бумеранга добра». Оказалось, что люди, которым кто-то сделал что-то хорошее, в ближайшее время тоже старались совершить правильный со своей точки зрения поступок.

Кто добрее — бедные или богатые?

Как проверяли. Ученые из Калифорнийского университета в Беркли предлагали участникам эксперимента конфеты, оговорив, что они предназначены для бедных детей.

Что выяснили. Люди с высокими доходами не задумываясь брали горсть конфет, а более бедные участники исследования ограничивались одной-двумя конфетами либо вовсе отказывались от угощения. Ученые в комментариях к статье признают: непонятно, богатство ли делает человека менее чувствительным к моральным нормам или, наоборот, именно такие нравственные убеждения помогают добиваться богатства.

Когда мы лучше — утром или вечером?

Как проверяли. Участникам эксперимента предстояло выбрать, сказать правду и лишиться награды либо солгать, зато получить небольшое вознаграждение.

Что выяснили. В целом солгать решила примерно половина участников. Однако в вечерних экспериментах люди делали это в полтора раза чаще, чем в утренних. Авторы работы, Мариам Коучаки из Гарварда и Исаак Смит из Университета Юты, призывают всех принимать важные в моральном плане решения по утрам.

149310828615615942

Как недосып влияет на нравственность?

Как проверяли. Участники эксперимента оценивали с точки зрения морали различные ситуации — хорошенько выспавшись или после 53 часов постоянного бодрствования. Столь экстремальный опыт удалось провести благодаря тому, что ученые относились к военному ведомству: эксперимент организовали на базе Военно-медицинского исследовательского института имени Уолтера Рида (США).

Что выяснили. Во втором случае задача оказалась для участников очень сложной, они испытывали много сомнений, принимая решения, и не во всех случаях смогли определиться, что хорошо и что плохо. В общем, современному городскому жителю, кажется, довольно трудно придерживаться высоких моральных принципов.

Может ли профессия заставлять врать?

Как проверяли. Хотя эксперимент проводили ученые из Университета Цюриха, он выдержан в типично американском духе. Участникам нужно было несколько раз подряд подбрасывать монетку и сообщать, орлом или решкой она упала. При этом заранее сообщалось, за какой из вариантов полагается выигрыш в 20 долларов, а как реально упала монетка, никто не проверял.

Что выяснили. Банковские служащие обманывали гораздо чаще, чем люди, не связанные с финансами. Однако нужно учесть одну деталь. Перед началом эксперимента некоторым сотрудникам банка напоминали об их профессии. И тогда эффект был очень заметен. Если этого не делали, то отчеты об упавшей монетке оказывались примерно такими же, как и в контрольной группе. То есть на склонность к обману влияло именно актуальное переживание своей принадлежности к сотрудникам банка.

1493108334130914237

Насколько устойчивы наши принципы?

Как проверяли. Участникам нужно было по 5-балльной шкале оценить с точки зрения морали поступок некоего персонажа. Листки с проставленными на них галочками испытуемые сдавали ученым, а дальше — ловкость рук и испытуемый получает обратно свои оценки, вот только они изменены на прямо противоположные. Следующая задача: привести аргументы в пользу своего выбора.

Что выяснили. Большинство испытуемых просто не заметили подмены. Они с жаром начинали доказывать «свою» точку зрения и приводили убедительные аргументы в защиту той оценки, которую видели перед собой, хотя сами-то совсем недавно выбирали другую. Ученые из шведского Университета Лунда, которые проводили этот эксперимент, делают вывод, что наши моральные установки по многим вопросам не так уж устойчивы, как может казаться, а наш разум услужливо подбирает аргументы, чтобы успокоить совесть.

Источник: научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера».

Автор: Евгения Береснева
Иллюстрации: Георгий Мурышкин

m1412313 347490214

1521149888261922372

Этика (2 часть)

1493082036279288640

Если умный полезет на доброго, кто кого заборет?

Что круче,- интеллектуальные компетенции или высокие моральные качества? Что дает большие бонусы и преференции в жизни человека, что полезней для само-оценки, у чего в глазах социума значимость выше, какая когнитивно-поведенческая стратегия выгоднее? Если умный полезет на доброго, кто кого заборет?

Для субъективной самооценки человека очень важен статус группы, к которой он принадлежит. Когда имеются две конкурирующие группы с разными статусами, в случае прозрачности границ человек стремится перейти в высокоранговую. Если же границы непроницаемы, то члены низко-ранговой группы имеют тенденцию выискивать дополнительные объяснения своего превосходства, вне обычного рейтинга. Яркий пример первого случая,- из века в век повторяющийся сюжет «новых денег» и «старых денег», купцов и дворяне, нувориши и аристократы. Пример второй ситуации,- Российское государство, ставшее цивилизацией низкого ранга, предпринимает множество усилий для проговаривания и самоубеждения о превосходстве в иных сферах, не имеющих отношения к военно-экономическому статусу. Но это все справедливо для ситуаций, когда исходный групповой ранг неизменен и раз навсегда задан.

Что же происходит, когда возможно изменения рейтинга и группового, и индивидуального? Перед человеком встает выбор между двумя принципиальными стратегиями. Можно сделать выбор в пользу индивидуализма, и повышать персональный статус, покинув таким образом группу. Можно сделать выбор в пользу коллективизма, и действовать в рамках кооперативного поведения ради повышения общегруппового ранга. Расти самому или подниматься всем миром.

Оценка навыков и моральная оценка

Кроме того, можно выделить две большие группы поведенческих норм, необходимых для повышения социального статуса (как индивидуального, так и группового). Это оценка компетенции и моральная оценка. Хотя они и не противопоставляются одна другой, между тем это 2 конкурирующие группы поведенческих нормативов. Так, высокая компетентность может с этических позиций оцениваться положительно, отрицательно или нейтрально. То есть компетенции могут быть оценены в рамках моральных суждений, но сами по себе они внеэтичны. Это навыки, умения и способности, позволяющие достигать высокого социального ранга, будь то трудолюбие, талант, целеустремленность и ум, либо же эгоизм, цинизм, вероломство и злоупотребление доверием. И наоборот,- высокоморальный поступок с точки зрения личной эффективности и успешности может оцениваться как «умный», так и «глупый». Например, порядочность и верность данному слову – умный поступок, потому что повышает степень доверия и репутацию в глазах окружающих, чем приносит дополнительные социальные бонусы, а бескорыстность и самопожертвование – глупый, потому что снижает благосостояние и качество жизни. При этом в любом варианте такое поведение оценивается как высоко этичное.

А теперь эксперимент, кто победит, стремление придерживаться моральных принципов или стремление приобрести навыки?

Что же происходит, когда 2 эти парадигмы вступают в прямой конфликт?

На эту тему проводилась серия экспериментов.

Изучалось поведение людей в группах с низким статусом. В 2х вариантах эти группы образовались искусственно,- испытуемых собирали в 2 изолированные группы (они не общались, но знали о существовании друг друга) и предлагалось выполнить ряд заданий, якобы на уровень интеллекта, память, внимание и мыслительные способности. Затем им сообщали, что группа показало результат худший, чем у в конкурирующей группе, и ниже медианы за всю историю тестирования. 3й вариант был интереснее, т.к. группа была «естественно»-низкостатусная. Эксперимент проводился в Южной Италии, участвовало в общей сложности 3000 человек. Как известно, юг Италии значительно уступает северу в уровне доходов, экономическом развитии и качестве рабочей силы, что давно служит источником социального напряжения. Южане проходили серию тестов, при этом им сообщали, что одновременно с ними эти же задания выполняет такая же группа в одном из северных городов Италии. После чего группу фрустрировали,- им сообщали, что их результаты сильно уступают конкурентам в профессиональных навыках, мыслительных способностях, объеме памяти и концентрации внимания.

В принципе, ситуация понятная, я думаю, каждый с легкостью может представить себе аналогичный эксперимент среди жителей депрессивных регионов РФ, северокавказских республик либо переселенцев из Средней Азии.

Сам эксперимент, где долго и нудно объясняется про то что моральные нормы сильнее чем стремление к получению интеллектуальных знаний

Всем участникам предлагали внести свой голос в «общественное мнение», оценить варианты решений «покинуть коллектив и делать задания индивидуально» либо «проходить тестирование всей группой, повышая общий рейтинг». Оценка давалась от 1 до 7 по шкале «глупое решение/умное решение» и «аморально/этично». На деле конечный результат голосования определяли экспериментаторы, 2,4 по одной шкале и 6,9 по другой. Таким образом, можно было установить групповую норму поведения как «ориентированную на компетентность», так и «ориентированную на этичность».

Таким образом, при прочих равных групповое поведение для человека важнее индивидуального, а этичность важнее компетентности. В статистическом большинстве случаев добро побеждает ум, причем с большим отрывом. Даже в западной культуре, где традиционно сильны соображения индивидуализма и рациональности.

1493082172228054169

Темная сторона силы

Эмпатия как способность понимать чувства окружающих и сопереживать их как свои,- один из ключевых эволюционных бонусов человека. Я не буду рассказывать про зеркальные нейроны, предполагается, что все читатели в курсе, хочу только сказать, что эта концепция (как оно часто бывает с гипотезами, пошедшими «в народ») очень сильно ангажирована и очень сильно перегрета.

[Мое] про зеркальные нейроны: — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим животным. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, подтверждено их наличие у людей и некоторых птиц. Гипотетически механизм зеркальных нейронов создан эволюционно для ускоренной адаптации детёныша. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеркальные_нейроны

Здесь объясняется работа эмпатии на примере

Но так или иначе, у людей в 3-4 года формируется «theory of mind», как общая концепция о том, что у других тоже есть психика. Из ToM напрямую следует способность к ментализации,- то есть понимание психических процессов. Из ментализации следует эмпатия,- важнейшая способность, на которой основана наша социальность и групповое поведение, благодаря которой мы способны испытывать устойчивые, длительно сохраняющиеся чувства в отношении окружающих, вступать в прочные эмоционально насыщенные взаимодействия.

Например. Мы видим ребенка, увлеченно играющего в опасной близости к проезжей части. Одновременно мы видим его мать, которая заболталась с подружкой и не смотрит на ребенка. Любой обычный человек не пройдет мимо, предпримет какие-либо действия, или, как минимум, обратит внимание матери на потенциально опасную ситуацию. То, что нам кажется само собой разумеющимся поступком, не требующим каких-то особых моральных качеств, на деле совсем не простое и не очевидное поведение. Оно требует понимания, что проезжая часть опасна, что дети невнимательны и безответственны, поэтому требуют присмотра и контроля; также мы оцениваем контекст ситуации, мы видим, что ребенок вне поля зрения матери, что она в этот момент увлечена беседой, поэтому ребенок выпал из фокуса внимания, и женщина не осведомлена о сложившейся ситуации. При этом нам это все не безразлично, а не безразлично нам, потому что мы легко может представить себя или близких в такой же ситуации. Нам не наплевать. Так работает эмпатия.

Этичность это не только эмпатия.

Но и с эмпатией не все просто. Легко прельстится мыслью, что эмпатия и есть этичность. Это не совсем так.

Есть несколько очень недавних работ. Один молодой человек, который находился на принудительном лечении в психиатрических клиниках по поводу неконтролируемой агрессии, неоднократно задерживался полицией по поводу грабежей, драк, насилия. Ему был поставлен диагноз, который нам сейчас не очень важен, потому что с точки зрения обывателя это никакой не психбольной, а гнусная, жестокая, садистичная и аморальная мразь.

Эксперимент с мягко говоря аморальным человеком.

Если вдуматься, то это очень логичная находка, но также и очень неожиданная. Это прямо противоречит традиционном психиатрическим взглядам на природу асоциальных патологий. Всегда считалось, и сейчас считается, и сам я был полностью в этом уверен, что все нарушения, которые можно условно отнести к «патологии морального чувства»,- социопатии, садистические перверсии, неспособность контролировать агрессивное поведение и тому подобное,- обязательно сопровождается патологическим снижением способности к эмпатии и сопереживанию. Это аксиома.

Но оказывается нет. Все они прекрасно понимают. Просто им это нравится.

И видимо, конечная наша эмпатия,- это двухкомпонентный процесс. Отдельно базой идет эмпатическое реагирование как способность понимать и переживать состояние других, а сверху уже прикручены морально-этические схемы и суждения.

Действительно, ни одно животное не способно радоваться несчастьям других (равно как и печалиться). Кошка может играть с обреченной мышью, хорек может увлечься и передавить больше кур, чем способен съесть, но они это не делают потому, что им нравится причинять боль и страдания. И уж тем более, никто кроме человека не способен проделывать это с особью одного с ними вида.

Святые подвижники и пыточных дел мастера,- это все чисто человеческое. И у тех и у других все очень замечательно с эмпатией. Это две стороны одной монеты. У них с моралью все по-разному.

А настоящее, первичное снижение эмпатии,- это скорее при патологиях ментализации, то есть при расстройствах шизоидного спектра. Аутисты, шизофреники, шизоидные расстройства личности. Этим людям очень не свойственно антисоциальное поведение. Асоциальное да, анти-социальное нет. Даже если брать относительно функциональных и адаптированных,- аспергеров и краевых шизоидов,- низкая эмпатия, низкий эмоциональный интеллект, алекситимия, аспонтанность- среди них обычны люди черствые, бесчувственные, холодные, избыточно рациональные. Среди них не бывает садистов. Чтобы получать удовольствие от чужого горя, нужно понимать чужое горе.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector