- Морской пейзаж — самый романтичный жанр изобразительного искусства: история, художники и картины
- Маринистика: история, художники и картины
- Море на картинах художников XIX века
- Безудержная сила, бесконечность и неповторимость моря в картинах художников-маринистов
- Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 1
- Морские пейзажи с аукционов Сотбис и Кристи
- Морской пейзаж в мировой живописи.
Морской пейзаж — самый романтичный жанр изобразительного искусства: история, художники и картины
Морской пейзаж, или марина — это особый жанр изобразительного искусства, где основным элементом картины выступает море. Термин произошел от слова marinus (лат. «морской») и введен в употребление итальянцами. Морской пейзаж как самостоятельный вид живописи сформировался в Нидерландах в семнадцатом веке с появлением картин, где все внимание художника уделялось стихии, а корабли и люди выступали второстепенными персонажами.
Маринистика: история, художники и картины
Морской пейзаж вдохновлял еще художников античности, но на эллинских фресках природа была всего лишь фоном, на котором разворачивалось действие. В христианских сюжетах раннего Средневековья элементы морской тематики выполняли декоративную задачу, а техника была слишком примитивна. Первым образцом классической марины считается картина Корнелиса Антониса (Cornelis Anthonisz) «Португальский флот», написанная в 1520 году.
Морской пейзаж стал одной из главных тем творчества голландских художников во второй половине XVI века. Больших высот в пейзажной живописи достиг Питер Брейгель (Pieter Bruegel). В его реалистичных творениях природа выступает полноправным участником действия и придает эмоциональную окраску сюжету.
Подлинный расцвет жанра пришелся на Золотой век голландской живописи. В XVII веке Нидерланды располагали самым мощным военным и торговым флотом, поэтому сцены сражений на воде пользовались большой популярностью. Основоположник жанра Корнелис Вром (Cornelisz Vroom) большую часть своих полотен посвятил морским сражениям. Его манеру отличает тщательная прорисовка деталей парусников и виртуозная работа с цветом.
Со временем мода на голландскую живопись распространилась по всей Европе, и морская тематика заняла прочное место в творчестве европейских художников. Французский мастер Клод Лоррен (Claude Lorrain) жил и работал в Италии, где создавал совершенные пейзажи, пронизанные светом и покоем. В работах на античные и исторические темы он предпочитал изображать современные корабли.
Почитателем творчества Клода Лоррена и его последователем был маринист-классик Клод Жозеф Верне (Claude Joseph Vernet). После возвращения в Париж он написал серию из пятнадцати картин «Порты Франции», которые принесли ему известность. Верне акцентировал внимание на световоздушной среде, а сюжетами его работ становились морские виды, бури и кораблекрушения.
Морские сражения между Англией и Францией в XVIII веке были источником вдохновения для маринистов обеих стран. Появились опытные мастера жанра, которые стремились как можно точнее изобразить боевые корабли, а к остальному подходили довольно формально. Английский мастер Николас Покок (Nicholas Pocock) родился в семье моряка и сам был капитаном торгового судна, поэтому в процессе работы над батальными сценами тщательно изучал планы сражений, состояние и внешний вид кораблей.
Море на картинах художников XIX века
Марины достигли пика своей популярности в начале девятнадцатого столетия. Тема оказалась востребована художниками романтического жанра. Сюжеты, где люди противостоят бушующей стихии, идеально подходили для того, чтобы передать накал страстей и вызвать у зрителя эмоциональный отклик.
Прославленный британский маринист Уильям Тернер (William Turner) увлекся морскими пейзажами после своего путешествия по Италии. Живописец досконально изучил природу движения воды и воздуха, постоянно совершенствовал технику и оставил после себя серию выразительных работ, проложивших дорогу импрессионистам.
Море стало основной темой творчества русского романтика Ивана Айвазовского — за свою жизнь он создал порядка шести тысяч марин. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.
Иван Айвазовский стал наставником целой плеяды выдающихся русских живописцев, куда входили:
Новаторские живописные техники импрессионистов подняли маринистику на новый уровень. Чистые и яркие краски, раздельное наложение мазков, отказ от лессировки — эти приемы позволили передать на холсте изменчивость водной стихии. Начало импрессионизму положил Клод Моне (Claude Monet), когда показал на Парижской выставке свои работы с видами Гаврского порта. Побережье, гавани и пляжи стали излюбленными сюжетами живописца, его шедевры поражают свежестью цвета и мастерски переданным ощущением вибрации воздуха над водой.
Современные маринисты черпают вдохновение в работах старых мастеров и продолжают создавать выдающиеся произведения искусства. В каталогах онлайн-аукционов сайта Very Important Lot найдется немало интересных картин, которые можно приобрести у авторов напрямую.
Безудержная сила, бесконечность и неповторимость моря в картинах художников-маринистов
Обожаю Айвазовского. Наверное, потому что талантливый и единственный, кто в 19 веке так по-особенному писал море. Его потрясающие картины, где море дышит и колышет, где оно хочет выплеснуться за край рамы, вызывают у меня восторг, трепет и удивление — ну как вполне материальными красками можно нарисовать эту колышушуюся и живую стихию? Ну как нарисованная волна может быть прозрачной и светиться от солнца?
А недавно задалась мыслью — неужели только Айвазовский писал море? И отправилась искать других художников-маринистов. Открыла для себя много нового. Хочу представить результаты своих поисков.
Первой мариной принято считать картину Корнелиса Антониса с изображением португальского флота (ок. 1520, Лондон, Морской музей).
Первая «Буря» написана кем бы вы думали? — Питером Брейгелем Старшим. Она стала последней картиной Брейгеля — необычайно смелая работа для живописи того времени.
Художники-маринисты голландской школы живописи сделали марину отдельным жанром пейзажа. Лидером в изображении морских пейзажей стал Ян Порселлис и перед вами его картина «Море в пасмурный день».
Всю свою жизнь Ян Порселлис писал морские пейзажи. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана.
Крупнейшими маринистами 18-19 веков ситаются К.Ж. Берне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония), У. Тёрнер (Англия), Х.В. Месдаг (Голландия).
Начну с Хокусая — он мне ближе. Эта гравюра давно стала визитной карточкой японского искусства и самого художника. В цикле «36 видов Фудзи» можно увидеть и спокойное и бурное море. Эти работы интересно рассматривать и размышлять — а почему только 36 видов?
«Большая волна в Канагаве»
Тридцать шесть видов показалось этому художнику маловато и он создает еще один цикл «100 видов Фудзи», где тоже изображает море. Вот одна из ста: «Фудзи. Морская волна».
Море Уильяма Тернера — одна из его первых картин, выполненная маслом, так как в начале своей карьеры художник предпочитал акварель. Чем-то напомнило ночные картины Архипа Куинджи.
В русской живописи марины появились в 19 веке. Море стало образом свободы. «Свободной стихией», неподвластной никому и ничему, называл море А. С. Пушкин. Выдающимися маринистами были И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов.
Марины художников этого периода меркнут перед гением Ивана Айвазовского. Обладая великолепной зрительной памятью, ярким воображением, твердой рукой он работал, изумляя современников легкостью исполнения. Скорость написания картин была поистине удивительной — за день он мог начать и закончить картину. Есть легенда, что им написано более 6000 картин.
Уильям Тернер, увидев картины Айвазовского, выставленные в Риме, был поражен и написал такие стихи
«Великий художник! Прости меня за ошибку мою,
когда я принял за действительность картину твою,
но настолько очаровательна работа твоя,
что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.
Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,
что тебя вдохновляет гений».
Русский художник Алексей Боголюбов является мастером батальной марины. Его море по большей части спокойное и нежное.
«Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года»
Импрессионисты просто не могли пройти мимо моря. Позволю себе напомнить, что даже название этой группы художников произошло от морского пейзажа.
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»
Изменчивый и безграничный водный простор, находящийся в постоянном движении, не мог не привлечь Моне. Ни один другой живописец не стремился так детально писать один и тот же пейзаж, наблюдая как меняется его лик с движением солнца по небосклону. Море давало мастеру большой простор для творчества — неспокойные набегающие волны, в которых отображается небо, солнечные блики, гуляющие по водной глади, живописный пейзаж, постоянное волнение и движение. Уловить такие моменты задача не из лёгких, но гению Моне она была под силу.
Из современных художников большое впечатление произвели Сергей Григораш и Владимир Кикель.
Давайте просто полюбуемся.
Картины Владимира Кикеля.
«Море близ Дивноморска»
Не менее яркие и запоминающиеся картины у Сергея Григораша.
Наверное море всегда будет привлекать художников и поэтов своей безудержной силой, бесконечностью, неповторимостью. И каждый из них будет изображать его по-своему талантливо.
Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 1
Морские пейзажи с аукционов Сотбис и Кристи
Морской пейзаж в мировой живописи.
Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.
Морской порт, или Гавань.
Роспись из Стабий Конец I века до н. э. Фрагмент
Национальный музей, Неаполь
Одиссей на земле Лестригонов —»
Цикл Пейзажи Гомера из Эскилина. Фрагмент
Библиотека Ватикана
Начало настоящего пейзажного искусства в Европе исследователи относят к эпохе Ренессанса. Морская тематика наряду с другими элементами ландшафтной живописи проникла в произведения художников, трактующих сюжеты Священного Писания, еще во времена позднего Средневековья, но по-прежнему присутствовала только на задних планах в знак того, что действие картины происходит на море или побережье.
Якопо Торрити
Сотворение мира. Около 1290. Фреска. Фрагмент
Главный неф, Верхний храм церкви Сан Франческо, Ассизи
Андреа ди Бонайути
«Навичелла». 1366-1367. Фреска. Фрагмент
Свод Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла, Флоренци
Выполненная им фреска Сотворение мира воссоздавала события, описываемые в первой главе Книги Бытия: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую пернатую птицу по роду ее». Самым крупным и выдающимся произведением флорентийского мастера Андреа ди Бонаиути (около 1325-1379) является цикл фресок Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла.
Мазо ди Банко
Нахождение потерявшегося ребенка и Воскрешение жены правителя благодаря молитвам Марии Магдалины.
Около 1365. Фреска Южная стена капеллы Ринуччини, церковь Санта Кроче, Флоренция
Джентиле да Фабриано
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
В этой картине Лоренцетти демонстрирует редкое для периода Треченто (XIV век) мастерство пространственного построения и уделяет большое внимание детальному изображению внешнего облика и оснастки византийских кораблей.
Сюжетная основа картины передает фрагмент из Жития почитаемого всеми христианами чудотворца Николая, архиепископа средиземноморского города Миры, ставшего небесным покровителем мореплавателей, рыбаков и путешественников: «Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты.
Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа». Ангелы со снопами, парящие на картине над мачтами кораблей, символизируют воздаяние за добрые дела.
Похожее построение пейзажа можно увидеть на фреске падуанского мастера Джусто ди Джованни де Менабоуи (также Джусто да Падова; около 1320-1393) Призвание Симона, называемого Петром, и Андрея, где запечатлена евангельская сцена первой встречи будущих апостолов с Иисусом Христом. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».
Джентиле да Фабриано
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
Живописец представляет ее в виде огромного таинственного мира, населенного рыбами, русалками и прочими необыкновенными существами, где попавшему в беду слабому человеку остается только уповать на помощь высших сил. Для усиления эмоционального воздействия мастер развертывает композицию под разными углами зрения, и очарованный зритель одновременно смотрит сверху сквозь толщу вод на морские звезды, снизу глядит на корму корабля, терпящего крушение по дороге из Египта в Ли-кию, видит спускающегося с неба святителя Николая, готового встать к рулю, и замечает вздыбившиеся над линией горизонта гигантские волны.
В знаменитейшей картине Рождение Венеры, сюжет которой вдохновлен строками из поэмы Полициано Станцы к турниру, флорентийский художник Сандро Боттичелли (1445-1510) не стремился воссоздать тот или иной ландшафт, он только обозначил природу, наметив, как отмечает И.Е. Данилова, ее основные, вечно повторяющиеся элементы: небо, море, деревья, землю. Поэтому на холсте возникла прекрасная «природа вообще», существующая вне времени и пространства. Но вся картина пронизана движением и «осязательной ценностью» (Бернард Бернсон), и мы почти явственно ощущаем порывы ветра и слышим плеск волн.
Джентиле да Фабриано
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
Витторе Карпаччо
Отплытие Каика. 1502-1507. Дерево, масло. 74,9 х 88,9 см
Национальная галерея, Лондон
Микеланджело
Всемирный потоп. 1508-1512
Фреска. Около 280 х 570 см. Фрагмент Плафон Сикстинской капеллы, Ватикан
В сцене всемирного потопа, выполненной великим Микеланджело (1475-1564) на плафоне Сикстинской капеллы, океану, поглотившему почти всю сушу и смывающему погрязшее в грехах человечество, отводится место весьма скромной декорации, в то время как горстка чудом уцелевших людей являет собой монументальное зрелище и приковывает все внимание зрителя. И в написанной в готическом стиле мифологической композиции флорентийца Пьеро ди Козимо (1462-1521),ив религиозной картине уроженца Феррары Бенвенуто Тизи, прозванного Гарофало (около 1481-1559), морской ландшафт традиционно «оживляет» задник воображаемого сценического пространства и не отвлекает взор от основного действия, происходящего с героями на первом плане. В буквальном смысле иную точку зрения на пейзаж демонстрирует нам итальянский живописец Никколо дель Аббате (1509-1571), работавший в Модене и Болонье, а затем переехавший во Францию, где при королевском дворе он стал одним из основателей стиля «школы Фонтебло».
Никколо дель Аббате
Смерть Эвридики 1555-1560
Холст, масло 189,2 х 237,5 см Фрагмент Национальная галерея, Лондон
Человек в его картинах не затмевает великолепия природы, а существует в гармоничном единении с ней. Поэтический реализм пейзажей Аббате на мифологические темы оказал большое влияние на творчество французских художников XVII века.
Робер Кампен
Рождество. Около 1420-1425
Дерево, масло. 87 х 73 см. Фрагмент Музей изящных искусств, Дижон
Картины нидерландских художников очень интересно изучать в альбомах по искусству с помощью лупы, иначе можно упустить множество любопытных подробностей. В небольшой по размеру евангельской композиции Робера Кампена (около 1375-1444) Рождество пейзажное пространство с видом на морской залив занимает не очень много места, но наполнено массой натурных деталей, в нем точно угадывается время года. Отдельные части картины, по словам Н.Н. Никулина, подвергались в прошлом реставрации, например, плывущий по заливу кораблик был переписан в XIX веке.
Ханс Мемлинг
Иоанн Богослов на острове Патмос.
Правая створка Алтаря святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. 1474-1 479
Дерево, масло. 194 х 97 см. Фрагмент Музей Ханса Мемлинга, Брюгге
Ослепительно сияет звонкими, чистыми красками морская гладь в пейзаже с радугой, который изобразил Ханс Мемлинг (1433/1440-1494) на створке алтаря за фигурой Иоанна Богослова, записывающего на острове Патмос ниспосланное ему Откровение. Перед нашим взором оживают поэтичные и яркие как сказочный сон апокалиптические видения святого. Этот же сюжет вдохновил неизвестного нидерландского художника первой половины XVI века, работавшего в Париже и получившего прозвище Мастер женских полуфигур (на многих его картинах изображены молодые женщины вполоборота). Рядом с Иоанном мы видим держащего в клюве чернильницу орла (он является символом высокого парения богословской мысли) и похожего на мелкого зверя дьявола, возможно не имеющего сил помешать апостолу в работе над книгой Апокалипсиса.
Иоахим Патинир
Скалистый пейзаж со святым Иеронимом.
Около 1530 Дерево, масло. 74 х 91 см Прадо, Мадрид
Альбрехт Альтдорфер
Битва Александра Македонского с Дарием. 1529
Дерево, масло. 158,5 х 1 20 см. Фрагмент Старая пинакотека, Мюнхен
Питер Брейгель Старший (Мужицкий)
Вид Неаполя. Около 1558. Хопст, масло. 40 х 69,5 см
Галерея Дориа Памфили, Рим
Написанная в Антверпене приблизительно в те же годы марина Вид Неаполя передает впечатления от итальянской поездки, совершенной Питером Брейгелем Старшим в 1552-1554 годах.
Ян Брейгель Старший (Бархатный)
Обломки кораблей в штормовом море. Около 1595-1596
Медь, масло. 25,5 х 34,5 см Частное собрание
Спустя сорок лет во время путешествия по Италии в Неаполе останавливался его сын, знаменитый пейзажист и натюрмортист Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным (около 1568-1625). Существует мнение, что пленительный ландшафт Неаполитанского залива вдохновил его на создание картины Большой рыбный рынок, так как скалистый остров, изображенный художником в этом вымышленном «вселенском пейзаже», напоминает замок Кастель дель Ово. Морская тема волновала живописца, он обращался к ней неоднократно, придавая своим композициям одновременно реальные и фантастические черты. «Мир желаемого окутывает своими чарами мир повседневного и становится тем истинным портом назначения, куда устремляются уходящие из гавани корабли» (Вольф).
Адам Эльсхеймер
Святой Павел на Мальте. Около 1600
Медь, масло. 16,8 х 21,3 см Национальная Галерея, Лондон
«Чудесная гармония» маленьких картин рано ушедшего из жизни франкфуртского живописца, рисовальщика и гравера Адама Эльсхеймера (1578-1610) восхищала Рубенса, Рембрандта, Лоррена и Пуссена. В возрасте двадцати лет художник покинул родину и поселился в Италии. Славу ему принесли виртуозно выполненные на меди библейские или мифологические сцены на фоне поэтических пейзажей. Миниатюрная композиция Святой Павел на Мальте с бушующим морем и потерпевшими кораблекрушение героями завораживает зрителя сложными эффектами ночного освещения.
Якопо Тинторетто
Христос на море в Галилее 1575-1580
Холст, масло. 117 х 168,5 см Национальная голеоея искусства, Вашингтон
Доменико Тинторегго
Битва при Салворе. 1580-е
Холст, масло Палаццо Дукале, Зал Большого совета, Венеция
Джордже Вазари с помощниками
Битва при Лепанто. 1572-1573
Королевский зал, Ватикан