Мраморные статуи как живые

three 3075752 1920 Советы на день

Как итальянским мастерам удавалось создавать из мрамора тончайшие вуали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

219467233

219469427

«Мраморная вуаль» в 18 веке

Сама техника «эффекта вуали» в скульптуре известна еще со времен Древней Греции, но пик ее популярности пришелся на 1700-е годы. Первым скульптором, возродившим мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио Коррадини.

219468316

219468430

Скульптура представляет собой фигуру женщины, с головы до ног облаченную в тончайшую прозрачную ткань. Автору удалось невозможное – достоверно и точно отобразить в камне каждую складку прозрачной ткани, сквозь которую просвечивают очертания лица и тела женщины. Работа признана шедевром мировой скульптуры и считается венцом творчества самого родоначальника «эффекта вуали».

Авторству Коррадини принадлежит еще несколько работ, выполненных с использованием все той же техники «мраморной вуали».

219467938

219465951

Однако сам скульптор планировал довести свое мастерство до совершенства в своей работе «Христос под плащаницей» для капеллы Сан-Северо в Неаполе по заказу князя Раймондо. Но Приступив к выполнению заказа, он успел создать лишь глиняный макет скульптуры, в возрасте 64 лет его жизнь оборвалась.
Но эта трагическая ситуация открыла миру еще одного талантливого скульптора, тоже из Неаполя – молодого и доселе неизвестного Джузеппе Саммартино, которому было доверено воплотить в мраморе замысел великого Антонио Коррадини.

219469398

Даже великий мастер, Антонио Канова, увидев эту скульптуру, воскликнул: « Я отдал бы 10 лет жизни, лишь бы стать автором такого шедевра! ».
Скульптура «Христос под плащаницей» стала венцом творчества Джузеппе Саммартино, ничего более величественного он так и не смог создать.

«Мраморная вуаль» в 19 веке

После великого Антонио Коррадини и его последователя Джузеппе Саммартино практически целый век скульпторы не обращались к этой весьма эффектной и, вместе с тем, сложнейшей технике. Лишь в начале 19-го века вновь появились талантливые мастера, которым удалось ее освоить.
В середине 19 века скульптор Джованни Страцца изваял бюст Девы Марии с применением того же эффекта «вуали».

219467626

Также до наших дней дошла великолепная скульптура «Ребекка под вуалью», автором которой стал скульптор Джованни Мария Бенцони. Каждая складка одежды выполнена очень скрупулезно, создавая удивительный эффект ее многослойности.

219465947

К сожалению, других подобных работ этих мастеров не сохранилось.

Но самым знаменитым скульптором-«вуалистом» 19 века, который сумел достичь совершенства в своем мастерстве, по праву считается Рафаэль Монти (1818-1881гг.).

219461133

Тончайшие эмали Монти кажутся почти невесомыми, готовыми затрепетать от малейшего ветерка ветерка.

219467233

Его самая известная скульптурная работа изображает фигуры нескольких девушек, склонивших головы под тончайшей вуалью.

219466392

219465486

Скульптуры изображают покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня-хранительница священного огня.

219463914

Их тончайшая вуаль выполнена настолько искусно, что пропускает даже свет.

Кроме того, что Рафаэль Монти создал несколько уникальных скульптур под вуалью, он также приоткрыл секреты сложнейшей технологии их создания. В своей работе мастер использовал особенный тип мрамора, имеющий два слоя с разной плотностью. Верхний слой этого мрамора имеет меньшую плотность в сравнении с нижним. Тончайшая обработка верхнего слоя позволяла мастеру создавать эффект прозрачности вуали. Уникально то, что вся работа по обработке этого мрамора производилась мастером вручную, без применения автоматизированных технологий.
Более ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Эти скульптуры словно живые: волшебство из мрамора

Мрамор — удивительный камень. С его помощью скульпторы создали удивительные произведения искусства. Великие мастера поработали с ним так, что веет не столько холодом, сколько человеческим теплом… Будто они скоро оживут.

1. Мария Барберини Дульоли, Джулиано Финелли, 1626.

Чтобы полюбоваться, придется отправиться в Лувр. Обратите внимание на черты лица и воротник платья.

2. Похищение Прозерпины, Джованни Бернини, 1621-1622.

Чтобы увидеть эту мраморную скульптуру своими глазами, отправляйтесь в Рим. Она находится в галерее Боргезе.

Обратите внимание на руки, ноги, гибкость тела — словно скульптура сделана из воска.

3. Уголино и его сыновья, Жан-Батист Карпо, 1857-1860.

Ради нее надо ехать в Нью-Йорк. Далеко, но это того стоит.

4. Монументальное кладбище Стальено, Генуя, 1851.

Известно огромным числом высокохудожественных мраморных надгробий.

Всемирно известные скульпторы работали здесь в разные времена, включая Леонардо Бистольфи, Джулио Монтеверде и Эдуардо Альфьери.

5. Отчаяние, Жан-Жозеф Перро, 1868.

Если соберетесь полюбоваться Марией Барберини Дульоли в Лувре, не забудьте и об этой скульптуре.

Пальцы рук… Такое выполнение никого не оставит равнодушным.

6. Христос под плащаницей, Джузеппе Санмартино, Капелла Сансеверо, Неаполь, 1752.

Капелла содержит и другие известные скульптурные шедевры XVIII века.

Тончайшая работа. Вам не кажется, что ткань шевелится при малейшем дуновении?

7. Давид, Микеланджело, Флоренция, 1501-1504.

Пятиметровое изваяние уже давно стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одной из вершин искусства. Оригинал находится в Академии изящных искусств Флоренции.

Детали скульптуры просто поражают.

8. Экстаз Блаженной Людовики Альбертони, Джованни Бернини, Рим, 1671-1674.

Статуя расположена в капелле Палуцци-Альбертони в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа.

Умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа.

Источник

Застывшая красота.

Рафаэль Монти, «Весталки»

Техника каменной вуали появилась еще в середине XVIII века благодаря работе итальянского скульптора Антонио Коррадини. Накинуть мраморную «ткань» на лицо статуи, чтобы это выглядело естественно, оказалось делом настолько непростым, что уникальная техника почти на столетие оказалась забытой, пока в середине XIX века к ней не обратился соотечественник Коррадини Рафаэль Монти. Он первым и рассказал секрет «прозрачного» камня. Оказывается, великие скульпторы использовали особую двуслойную разновидность мрамора. Нижний слой такого материала выглядит как обыкновенный камень, а вот верхний — гораздо прозрачнее.

Но самое удивительное — то, как мастера обрабатывали этот мрамор. Создание каменной вуали до появления высоких технологий было чрезвычайно тонкой и трудоемкой работой. Прозрачный слой мрамора полировался до тех пор, пока не становился почти невесомым, потом из этого хрупкого материала скульпторы руками высекали вуаль с бесчисленным количеством складок. Яркий пример такой работы — «Весталки» Рафаэля Монти. Скульптор изобразил группу молодых, целомудренных и чрезвычайно почитаемых в Древнем Риме жриц богини Весты. На лицах, скрытых под той самой прозрачной каменной вуалью, застыло выражение скромности и покорности — тех добродетелей, которые весталки должны были хранить всю жизнь. Монти любил изображать юных жриц в своих работах. Среди наиболее известных скульптур мастера есть еще как минимум две весталки.

161190021218849415

Один из известнейших скульпторов мира, Огюст Роден не отличается излишней любовью к реализму — все-таки он символист, даже романтик, поэтому наряду с реалистичным образом для него важна и идея, которая далеко не всегда принимает привычные нам формы. Герои мастера зачастую буквально вырастают из необтесанного камня — именно поэтому о Родене говорят, что он превратил скульптуру в поэзию: его персонажи будто борются со своим небытием и побеждают его той экспрессивностью и эмоциональностью, которыми наделяет их автор. Пожалуй, только одну работу Родена при определенных обстоятельствах можно было бы спутать с живым человеком — лежащую на камне юную Данаиду. Великий француз, как и все его коллеги, не мог не восхищаться искусством Древней Греции, и в этой работе он отсылает зрителей к мифу о пятидесяти дочерях короля Даная, которые по приказу отца в первую брачную ночь убили своих мужей, и лишь одна из девушек спасла жизнь супругу. За это преступление боги прокляли Данаид: они будут вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве.

Роден расположил девушку спиной к зрителю — она ничком лежит на камне, показывая соблазнительно живые изгибы своего тела. Спина и руки при правильном освещении выглядят мягкими и упругими — кажется, что, прикоснувшись, почувствуешь под пальцами нежную кожу молодой девушки, а не холод камня. Данаида выбрала явно не самую удобную позу для сна, но вся ее фигура выглядит естественной и до боли знакомой, как будто на этом камне лежит не мраморная героиня древнегреческого мифа, а любимая девушка, которая вот-вот проснется. Лицо спящей не так живо и выразительно, как ее фигура, а волосы и вовсе проработаны весьма условно: спадая с руки девушки, они ложатся на камень и в нем же растворяются, обозначая связь героини с материалом, из которого она вышла.

161190027816334311

1753 год, Джузеппе Санмартино «Христос под плащеницей»

Скульптура находится в Неаполе. Обратите внимание, тело Иисуса покрывает тончайшая полупрозрачная мраморная вуаль. Даже с использованием современных технологий повторить такое так никто и не смог. Как утверждает официальная история это первая работа скульптора. Напоминаю, считается, что все это делалось из камня с помощью долота и зубила.

1611900419189892214

1611900823191819034

Мария Барберини Дульоли, Джулиано Финелли, 1626.

Чтобы полюбоваться, придется отправиться в Лувр. Обратите внимание на черты лица и воротник платья.

Изящная скульптура девушки в обрамлении невероятного кружевного воротника из мрамора. Соблюдены все мелкие детали: рисунок на ткани, пуговицы, украшения, завитки волос, кружевной узор.

Мария Дульиоли Барберини была племянницей 235-го Папы римского Урбана VIII, жила в XVII веке и умерла в возрасте 21 года.

Источник

Как делали тончайшую вуаль на мраморных скульптурах

Эта удивительная оптическая иллюзия поражает раз и навсегда. Можно часами любоваться мраморными девами под тончайшей, почти трепещущей на ветру, прозрачной, но всё-таки каменной вуалью.

Такой приём в искусстве называется тромплеем. Если совсем упрощённо говорить, это своеобразный 3D-эффект. Но если с холстом и двухмерными картинами всё понятно, то как такого невероятного эффекта добивались скульпторы, тем более в XVIII веке?

kak delali tonchajshuyu vual na mramornyh skulpturah

«Целомудрие» под вуалью

Технология создания невесомой мраморной «ткани» на самом деле была известна и применялась ещё во времена древнегреческих скульпторов. Однако по-настоящему популярной она стала в начале XVIII века благодаря итальянцу Антонио Коррадини. Эффект вуали он впервые применил в скульптуре «Целомудрие» — надгробном памятнике, заказанном мастеру князем Раймондо в честь собственной скончавшейся при родах матери. Каменная женская фигура окутана лёгкой струящейся мраморной тканью, сквозь её складки просвечивают черты лица и тела. Эта работа Коррадини навсегда вошла в историю скульптуры и по праву считается лучшей у мастера, которого зачастую называют родоначальником эффекта мраморной вуали.

Антонио Коррадини создал ещё несколько «завуалированных» скульптур и под конец жизни собирался подарить миру ещё более усовершенствованную версию эффекта — в работе «Христос под плащаницей» по заказу всё того же князя Раймондо для неапольской капеллы Сан-Северо. Однако почти в самом начале работы мастер скончался, и его дело продолжил другой талантливый скульптор, Джузеппе Саммартино. «Христос под плащаницей» так и осталась лучшей работой этого зодчего, превзойти самого себя позднее он не смог.

kak delali tonchajshuyu vual na mramornyh skulpturah 02Скульптура «Христос под плащаницей»

Шедевры Рафаэля Монти

После Коррадини и Саммартино сложнейшая технология создания каменной «ткани» была забыта почти на век. Только в начале XIX столетия зодчие снова вспомнили о поразительном приёме и попытались приблизиться к мастерам прошлого. Самые достойные из них — это бюст Девы Марии работы Джованни Страцца и «Ребекка под вуалью» авторства Джованни Мария Бенцони. Увы, но других таких работ этих итальянских скульпторов до наших дней не дошло.

Однако именно XIX век подарил миру самого талантливого «вуалиста», превзошедшего мастеров XVIII века и навсегда ставшего образцом для подражания, лучшим в своём жанре. Имя мастера — Рафаэль Монти, итальянец по рождению, он переехал жить и творить в Англии.

Именно ему принадлежит самая невозможная в своём изяществе скульптура жриц-весталок, девушек, головы которых покрыты тонкой материей. В древнеримской мифологии богиня Веста — покровительница семейных отношений и хранительница священного огня, по мнению римлян являвшегося центром вселенной, а весталками назывались девушки, прислуживающие в её храме. Мраморная вуаль, покрывающая слегка склонённые головы юных жриц, настолько легка и невесома, что пропускает свет. Это чудо в камне неизменно поражает всех и каждого.

Монти не только создал ещё несколько удивительных скульптур под вуалью, но и обнародовал секрет сложнейшей технологии. Для создания каменной ткани, пропускающей свет и внутреннюю «картинку», использовался необычный по своей структуре мрамор — двухслойный. Слои разной плотности и филигранная обработка верхнего, менее плотного, мраморного слоя и позволяли добиться такого уникального эффекта. Мастерство скульпторов XVIII–XIX веков было непревзойдённым, ведь всё делалось исключительно вручную, скрупулёзно, миллиметр за миллиметром. Сложность процесса, а также редко встречаемый в природе мрамор с двухслойной структурой и обуславливают небольшое количество этих удивительных скульптур.

kak delali tonchajshuyu vual na mramornyh skulpturah 04Весталки Рафаэля Монти

Источник

Мраморная вуаль: техника тромплей в скульптуре

Мраморная вуаль обволакивает скульптуры мастеров, творивших в разные исторические периоды. И если некоторые наши современники успешному результату обязаны инновационным материалам и оборудованию, то чем объяснить необыкновенно тонкую мраморную вуаль на статуях, созданных в далеком XVII веке?

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(1)%20%D0%9C%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(2)%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8.%20%C2%AB%D0%91%D1%8E%D1%81%D1%82%20%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8E%C2%BB

Эффект мраморной вуали основан на технике тромплей (создание эффекта оптической иллюзии), которая стала известна еще во времена Древней Греции. Легенда гласит, что древнегреческий живописец Зевксис научился делать картины-обманки: птицы садились на виноград, нарисованный на стенах и на полотне, принимая его за настоящие гроздья. А вот воспоминаний о скульптурных обманках античности не сохранилось, поэтому первым человеком, добившимся эффекта мраморной вуали, называют Антонио Коррадини (Antonio Corradini).

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(3)%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8.%20%C2%AB%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8E%C2%BB

Неаполитанский мастер родился в 1668 году и большую часть своей жизни посвятил созданию скульптур на заказ. Его работы можно увидеть на площадях, в парках, храмах и музеях. Самым известным произведением стал надгробный памятник женщине, скончавшейся сразу после рождения сына. Так князь Раймондо решил отдать дань уважения собственной матери. Название скульптуры — «Целомудрие». Женщина стоит на постаменте и смотрит в сторону, а ее голову и голое тело обволакивает струящаяся полупрозрачная ткань, сквозь которую отчетливо проступают черты лица, линии груди, рук и стройных ног.

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(4)%20%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%B9.%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8.%20%C2%AB%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B5%C2%BB

Как удалось художнику передать воздушную невесомость вуали, повторить мельчайшие изгибы, воссоздать тончайшие складки ткани, и при этом полностью сохранить и показать во всей красе внешность человека, характерные особенности лица и строение тела? Ученые, посвятившие разгадке тайны мраморной вуали долгие годы жизни, предполагают, что основную часть работы мастер производил на этапе создании гипсовой, восковой или глиняной формы для литья.

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(5)%20%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%B2%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8.%20%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE.%20%C2%AB%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B9%C2%BB

Частично эта версия оправдывается тем, что по глиняному макету скульптуры, которую начал и не закончил Коррадини, другой мастер, неаполитанец Джузеппе Санмартино (Giuseppe Sanmartino) создал настоящее произведение искусства. Антонио как раз получил заказ от князя Сан-Северо и даже успел сделать прототип, но скончался.

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(6)%20%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%B9.%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B9

Санмартино продолжил работу над скульптурой, причем он внес лишь незначительные изменения в первоначальный замысел Коррадини, оставив неизменным основную суть памятника. «Христос под плащаницей» прославил имя Джузеппе, но остался едва ли не единственной известной работой скульптора. Ничего лучшего он создать больше не смог.

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(7)%20%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%B2%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8.%20%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C%20%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8.%20%C2%AB%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%C2%BB

Еще одним непревзойденным мастером мраморной вуали называют Рафаэля Монти (Raffaelle Monti). Итальянец по происхождению, Рафаэль жил и творил в Англии. Именно он описал технологию тромплей для скульптур. Как оказалось, для работы мастер выбирал редкий мрамор с двухслойной структурой. Из верхнего тончайшего слоя получалась вуаль, а из более плотного нижнего — тело человека и предметы.

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(8)%20%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8%20%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F%20%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8

Многие современные скульпторы пытаются повторить технологический процесс, озвученный Рафаэлем, используя современные инструменты, однако разве можно поставить их творения в один ряд с шедеврами итальянских мастеров?

%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2018%20(9)%20%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%BD%D0%B8.%C2%AB%D0%A0%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8E%C2%BB

Стать счастливым обладателем скульптуры из мрамора может каждый участник торгов, организованных любым аукционным домом. А вот у посетителей сайта Very Important Lot есть возможность приобрести антиквариат или работу современного мастера прямо в онлайн-каталоге сервиса.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector