- Мультипликация как вид искусства
- Как создают мультфильмы?
- Классическая рисованная мультипликация
- Читайте также :
- Волк и Заяц против Осла и Шрека: в чем разница между мультиком и анимацией
- Что значит Мультипликация
- Что значит Анимация
- Вопрос терминологии: в России — мультики, за рубежом — анимация
- Основные виды анимации
- Мультипликация & анимация: особенности
- Глоссарий аниматора: базовые понятия
- Детская академия анимации в «Синергии»
- Чем занимается аниматор
- Живопись в движении: как мультипликация стала искусством
- Статья «Мультфильмы руками детей»
Мультипликация как вид искусства
Искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства, таких как: форма, цвет, композиционная доминанта, сюжет, пространство, динамика, национальный колорит, исторические и др., активно воздействующих на эмоции, чувства, воображение и фантазию дошкольников [1].
Мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей [12].
Положительное воздействие анимации на дошкольников возможно при условии профессионального подбора мультфильмов, которые могут стать прекрасным пособием для развития мышления, творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами, развития умений общения и взаимодействия.
Первобытная культура.
Культура древнего Египта
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался «сыном солнца» с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от влады времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.
Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.
Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.
15.Культура Древний Греции.Основные черты развития культуры Древней Греции
Среди древних цивилизаций особое место занимает минойская цивилизация или крито-микенская. Она носит переходный характер между цивилизациями Древнего Востока и более близкой нам античной цивилизацией. Минойская цивилизация сочетала в себе, с одной стороны, заимствование из древневосточных цивилизаций (знания, открытия), с другой — содержала основы «античного способа производства» с его экономической, политической, религиозно-мифологической системами, письменностью, зодчеством, литературой и искусством.
В XIII—XII вв. до н.э. эгейские племена сталкиваются с египтянами.
О набегах греческих племен на Египет пишет Гомер, возможно речь идет о набегах племен ахейян. Около 1700 г. центр крито-микенской цивилизации перемещается на материковую часть Греции. Расцвет Микенской (ахейской) культуры относится к XIV—XIII вв. до н.э.
Крито-микенская культура достигла высокого уровня развития, что нашло отражение в огромных постройках, в богатой стенной живописи, домашней утвари, большом количестве золотых и серебряных вещей и украшений.
Период XI—IX вв. до н.э. принято называть гомеровским или «дорийским». Главным источником информации этого периода служат поэмы «Иллиада» и «Одиссея».
В VIII—VI вв. до н.э. Древняя Греция вступила в новый исторический период, получивший название архаического. Практически во многих сферах жизни происходят большие изменения: возрастает роль города, полис становится социально-политической организацией общества. Наиболее крупными из полисов были Афины, Коринф, Спарта, Фивы и др. Появляются различные формы государственного устройства и правления — от монархии, тирании и олигархии до аристократической и демократической республики.
Культура классического периода V—IV в. до н.э. связана с расцветом древнегреческой цивилизации. Она была ознаменована прежде всего бурнымразвитием духовной жизни. Одним из главных достижений стало развитие философии и философских школ, созданных выдающимися мыслителями (Демокрит, Пифагор, Платон, Аристотель). Бурное развитие получило искусство: архитектура (Акрополь), скульптура (Мирон, статуя «Дискобол», Фидий), поэзия и проза (Эсхил, Софокл, Еврипид); зарождается театр (афинский театр вмещал 17 тыс. зрителей).
Эллинистический период характеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие регионы или сохранить его после распада империи Александра Македонского. Одним из примеров
может служить город Александрия, построенный на северном побережье Африки. Правление города осуществляла греческая знать, наряду с ними в городе проживали египтяне, персы, иудеи, которые вместе и образовывали культурный синтез. В Александрии находились огромная библиотека, обсерватория, зоопарк. Развиваются литература, искусство и архитектура (примером может служить Александрийский маяк — одно из чудес света).
Культура Древнего Рима
Как создают мультфильмы?
Какие способы существуют для создания движущихся картинок, что за уникальными возможностями обладает каждый из них и почему мультики — это не только для детей.
Мультипликация — это создание на экране движущегося изображения. Вернее, иллюзии непрерывного движения. На деле это последовательность статичных кадров. А ещё — технически сложное и постоянно развивающееся искусство. Так что если кто-то скажет вам, что мультфильмы — это не серьёзно, бурно протестуйте и приводите аргументы. Вот краткий ликбез по основным видам движущихся картинок, из которого станет ясно, почему анимация не уступает игровому кино, а в чём-то даже его превосходит.
Классическая рисованная мультипликация
Читайте также :
Многие в детстве рисовали на полях тетрадных листов фигурки, меняющие позу с каждой страницей. Если быстро пролистать такую тетрадку, будет казаться, что персонаж бежит, а цветок — распускается. Схожим образом устроена классическая покадровая анимация.
Стандартный формат частоты, с которой меняются картинки — 24 кадра в секунду. И все эти кадры необходимо отрисовать! Раньше это делали вручную. Со временем на помощь пришли специальные программы монтажа, так что теперь от руки рисуются только опорные кадры. Тем не менее, создание покадрового мультипликационного фильма — до сих пор кропотливая и непростая работа.
Первым вариантом покадровой анимации иногда называют тауматроп, винтажную игрушку в виде диска с рисунками на обеих сторонах. Быстро вращая кружок на нитке, можно было добиться эффекта совмещения картинок. Например, птица и клетка превращались в изображение птицы в клетке, а цветы и ваза — в полноценный натюрморт. В начале ХХ века стали появляться первые анимационные фильмы. Стюард Блактон снял короткометражку «Забавные выражения весёлых лиц», а Эмиль Коль — «Фантасмагорию». В обоих фильмах авторы рисуют персонажей на доске, и потом те «оживают». Коль выяснил, что для каждой фазы движения нужен свой рисунок и использовал вертикально укреплённую камеру.
Потом случилось великое событие — в анимацию пришел Уолт Дисней. Он придумал, в частности, способ создания объёма за счёт совмещения разных планов, а также послойную технику, при которой друг на друга накладываются прозрачные целлулоидные плёнки с изображениями, так что кадр больше не нужно было рисовать с нуля. С помощью трёхцветной системы «Техниколор» (совмещение монохромных изображений, снятых через красный, синий и зелёный фильтры) Дисней создал первый цветной мультфильм — «Цветы и деревья». Он же снял первый в истории звуковой мультфильм («Пароходик Вилли» с насвистывающим Микки Маусом в главной роли) и первый полнометражный анимационный фильм — «Белоснежка и семь гномов», который произвёл настоящий фурор.
Актёр, даже обладающий мимическими навыками Джима Керри и самоотверженностью Кристиана Бейла, который сбрасывал для ролей до 30 килограммов, всё-таки не может выйти за пределы человеческих возможностей. А вот рисованные герои не обязаны строго подчиняться законам природы и физики. Поэтому художник может наградить их любыми пропорциями, внешними особенностями и пластикой — лишь бы всё это работало на раскрытие образа.
За это тоже нужно благодарить Диснея, создавшего целый пантеон культовых персонажей, характер которых отражается во внешности. Его методы взяли на вооружение другие режиссеры-мультипликаторы. Благодаря им сегодня существуют сотни запоминающихся анимационных героев и злодеев.
Стиль классической анимации может быть разным. Диснеевский или советский мультфильм, европейская авторская или даже абстрактная анимация, аниме — разные стили, которые вы ни за что не перепутаете. Однако технически всё это — покадровая анимация.
Волк и Заяц против Осла и Шрека: в чем разница между мультиком и анимацией
Что значит Мультипликация
Во многих словарях и энциклопедиях понятия анимация и мультик идут рука об руку, определяя оба понятия:
В основе термина латинское multiplicatio — умножение или multi — много. Это система приемов и действий, создающая иллюзию движения объекта. Базовая техника мультипликации — последовательная смена кадров или рисунков с частотой от 12 до 30 изображений в секунду.
Общая схема производства мультипликационной картины:
Чтобы сделать мультик со звуком, выбирают скорость в 24 кадра в секунду, если ролик немой — 16.
Самый яркий пример такого подхода — рисование в учебнике или тетради, которым если не занимался, то наблюдал похожие опыты, каждый школьник. Быстрое перелистывание страниц с рисунком создавало иллюзию движения персонажа — человечек плясал, рожица кривлялась.
Что значит Анимация
Своему происхождению понятие анимация обязано латинскому animatio — оживление или anima — душа. Другими словами, создавая анимацию, авторы одушевляют героев, наделяют их чертами личности.
В этом и есть главная разница между понятиями:
Анимация — профессиональный термин, латинский корень которого ясно обозначает суть этого искусства, а мультипликация — это лишь технический прием «размножения» объектов.
С позиции художника анимацию сделать проще:
Если мультипликационных волка и зайца из «Ну, погоди!» двигает бесконечная серия последовательных рисунков от руки, то для анимационных The Simpsons трудоемкое «размножение» персонажей и сцен не нужно — объекты оживают благодаря контрольным точкам, которые аниматор двигает при помощи специальных компьютерных программ.
Вопрос терминологии: в России — мультики, за рубежом — анимация
Весь мир говорит — «анимация», а в России и странах бывшего СССР процесс создания рисованных фильмов называли и местами продолжают называть «мультипликацией». С чем это связано?
Есть мнение, так считал известный режиссер-мультипликатор Федор Хитрук, что причина в технологии, которую использовали в СССР до появления рисованной мультипликации. Ее принцип — послойное наложение элементов фона и персонажей, был очень схож с техникой аппликации. Отсюда взяла название отрасль.
Анимация — термин западный, пришедший к нам из английского. Латынь, импортер громадного количества слов в этот язык, оставила в нем и anima — душу. А с учетом необыкновенной способности английской речи проникать во все сферы и миры на этой планете, нет ничего удивительного в том, что этот вид искусства мы называем анимацией.
Основные виды анимации
Можно рисовать мультик, создавать на компьютере, лепить и оживлять героев из пластилина или передавать настроение, пересыпая песок. В любом случае создание полноценного фильма с применением каждой из названых техник — это большой труд.
«Пластилиновая ворона» — шедевр пластилиновой анимации
Здесь стоит добавить, что независимо от того, какой принцип используется для создания фильма — мультипликация/анимация, они имеют немало общих деталей. К примеру:
Важный этап, характерный для профессионального подхода к съемкам — визуализация замысла картины по эпизодам — раскадровка. В зависимости от задачи, этот инструмент значительно облегчает коммуникацию между членами группы, позволяя согласовывать детали сценария заранее.
Университет «Синергия» совместно с киностудией «Союзмультфильм» запустили образовательные онлайн-программы для школьников в Детской академии анимации, а для студентов легендарная студия «Союзмультфильм» на базе университета «Синергия» открыла в 2020 году Факультет анимации, на котором преподают мастера «Союзмультфильма».
Мультипликация & анимация: особенности
Раскадровка — последний общий для процессов мультипликации и анимации процесс. После нее мастера действуют по-разному.
Что делают мультипликаторы:
Что делают аниматоры:
Отличие подходов — техника «оживления». Мультипликаторам, чтобы делать мультик, нужно вручную рисовать и сводить вместе 24 кадра — и это лишь одна секунда фильма. Аниматор тратит большую часть времени на подготовку/проработку персонажа, но делает это один раз. Фазы и сцены не нужно постоянно прорисовывать заново — двигает объект компьютер.
Глоссарий аниматора: базовые понятия
Читайте также «ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ» — 40 ЛЕТ МУЛЬТФИЛЬМУ! КАК СДЕЛАТЬ АНИМАЦИЮ, КОТОРУЮ ЗАПОМНЯТ МИЛЛИОНЫ
Детская академия анимации в «Синергии»
Университет «Синергия» и мультипликационная студия «Союзмультфильм» приглашают детей в возрасте от 8 до 12 лет стать студентами «Детской академии анимации» по одному из следующих направлений:
Вот, что говорит декан факультета дизайна и рекламы Т. Ашутова:
«Каждый ребенок попробует свои силы в различных видах деятельности, так как анимационное творчество — это синтетический вид искусства, включающий множество других. Поэтому новая программа обучения будет способствовать ранней профориентации. Занимаясь в Детской академии анимации, ребенок сможет понять профессию и определить, что ему интересно и близко, в каком направлении он дальше хотел бы развиваться, кто он — художник компьютерной графики, художник-мультипликатор, компоузер, звуковой дизайнер или, может быть, продюсер».
Теплая и профессиональная среда, индивидуальный подход и мастерство преподавателей станут серьезным стимулом как для личного роста, так и в обретении будущей профессии.
Чем занимается аниматор
Профессиональный аниматор — это не клоун, развлекающий туристов и детей на утренниках. Профессия художник-постановщик анимационных фильмов — это владение инструментами, навыками, технологиями, позволяющими одушевлять героев компьютерных игр и фильмов.
Сейчас уже можно однозначно заявлять, что визуальный контент — это ключевая тенденция в развитии онлайн-бизнеса, независимо от ниши. И аниматор мультиков, который умеет это делать хорошо, будет всегда востребован.
Преимущества, которые дает образовательный проект Университета «Синергия» сложно переоценить. Факультет анимации в «Синергии» — это исключительно актуальные инструменты, практикориентированность и глубокое погружение в практику профессии. Разработанные программы обучения позволяют учится интересной и перспективной профессии, создавать анимацию профессионально, с ориентацией на последующее трудоустройство в лучших мультипликационных студиях России и мира.
Обучение в академии происходит по разным формам обучения, в том числе при помощи уникальной дистанционной платформы Synergy. Online, которая позволяет студентам сохранять видеоуроки и возвращаться к ним по необходимости.
* В качестве иллюстраций использованы фрагменты из мультфильмов «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Пластилиновая ворона», «Тайна третьей планеты» и «Трое из Простоквашино» студии «Союзмультфильм» — партнера университета «Синергия».
Живопись в движении: как мультипликация стала искусством
В прошедшую субботу мир праздновал «Международный день анимации». Именно в этот день, 28 октября 1892 года, художник Эмиль Рейно представил публике первый немой мультипликационный фильм под названием «Кружка пива». К сожалению, ни одной копии этого мультфильма не осталось, однако день, когда люди впервые увидели на экране нарисованные движущиеся картинки, навсегда остался в истории.
Художники со всего мира, вдохновленные возможностями новинки «cinema», начали свои эксперименты, пытаясь создавать при помощи кистей и карандашей нечто до сих пор невиданное. Движение, а потом и звук, дали живописи совершенно новое пространство для творческого поиска. Теперь стало возможным с помощью нехитрых устройств создавать на экране динамичные сюжеты и образы, запечатлеть которые раньше могли лишь руки самых искушенных мастеров.
Признание к анимации, как к полноценному новому виду искусства, пришло далеко не сразу. В начале XXвека мультипликация становилась уделом авангардных художников, зачастую не понимаемых обществом, однако доступность анимационных технологий вскоре превратила мультфильмы в по-ярмарочному «детский», несерьезный аттракцион.
С того момента, как Эмиль Рейно впервые показал людям «движущихся человечков», анимации пришлось ждать еще 110 лет пока к ней, наконец, пришло признание, как к искусству. В 2002 году по инициативе группы французских художников официально был учрежден День анимации.
Россия присоединилась к празднованиям только в 2007 году. 28 октября наши соотечественники посвятили памяти Александра Михайловича Татарского, выдающегося советского и российского аниматора, авторству которого принадлежат такие нетленки, как «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» и «Следствие ведут колобки».
По инициативе «Союзмультфильма» сегодня по всей стране организованы интерактивные площадки, где можно ознакомиться с историей мультипликации. Традиционно, в День анимации проходят выставки, в прокат выходят немые мультфильмы и редчайшие ленты великих авторов.
На сегодняшний день искусство и коммерция слились в мультипликации причудливым образом, создав на экранах кавалькаду идей и сюжетов, помноженную на конвейерное производство. Практически каждый месяц родителям приходится отбиваться от надоедливых детишек, желающих посмотреть в кино на очередные приключения веселых зверушек. Так и разориться недолго.
Не стала ли современная анимация простым и бестолковым аттракционом, без какой бы то ни было смысловой нагрузки? Или же начался новый виток развития жанра? Об этом и не только мы решили поговорить с компетентным человеком. А кто может быть более сведущим в делах художников, нежели художник.
Знакомьтесь, Иван Стан, фрилансер и свободный художник из Йошкар-Олы.
Иван, можно сказать, что стадию «художника-новичка» вы давно прошли. Когда вообще начали рисовать?
Рисовать начал очень давно, с раннего возраста появилась тяга к порче различных поверхностей. В детстве любил смотреть телепередачи о животных и природе. Очень вдохновляло. Также был поклонником различных мультиков, фантастических фильмов. Почему-то всегда притягивали антагонисты, их темная сторона. Быть может из-за того, что их история была не до конца раскрыта.
Учились на художника?
Проучился в художественной школе 6 лет, и 5 лет в художественном училище. Конечно, больше всего работал и рисовал по учебной программе, но в свободное время творил для себя. Меня всегда привлекали какие-то фантастические сцены. Хотелось уйти от повседневности, и погрузиться в свои фантазии.
Есть любимые живописцы?
Нравятся художники, работающие в «реализме», но при этом являюсь ярым поклонником таких мастеров-сюрреалистов, как Гигер и Бексиньский.
В каких техниках работаете? Что нравится больше и почему?
Некорректно спрашивать художника о деньгах, поэтому спрошу о другом. Не убивает ли коммерция искусство?
Куда же без коммерции. Сегодня трудно создать что-то стоящее, а ещё труднее это продать. Многие художники теряют свое творческое начало, и начинают просто штамповать однотипные картинки, которые публика воспринимает на ура. Творчество превращается в некое финансовое ремесло. Пусть работа и дает доход, но не стоит забывать и о собственном Я.
Как относитесь к современной мультипликации? Смотрите что-то?
Современные мультфильмы от крупных компаний обхожу стороной. Меня куда больше привлекают работы малоизвестных студий и авторов. Просто стоит посмотреть некоторые короткометражки, и сразу ощущаешь, что эта картина создана с душой.
Компьютерная графика успешно вытеснила более традиционные виды создания анимации, стоит даже взглянуть на последние мультипликационные новинки. Но все равно есть энтузиасты, сохраняющие старые традиции, что, безусловно, радует.
Каким видите дальнейшее развитие жанра анимации?
Даже и не знаю что сказать. Многое в этой сфере идет по второму кругу, повторяется, но с другой стороны, создание мультфильмов стало более доступным. Любой человек может сделать сам свою анимационную работу, стоит лишь освоить нужные программы. В любом случае, если человек будет делать это без души, то появится очередной клон.
Что думаете о роли в обществе художника и искусства сегодня?
Сейчас у большинства сложилось не самое хорошее мнение о художниках. Многие ставят эпатаж на первое место, не придавая значения более глубокому смыслу. Художник должен быть свободным от политики, от религии, ибо это рамки, которые сдерживают его мысли и полет творчества.
Спасибо Ивану за беседу, а вам, дорогие читатели, мы пожелаем творческих сил. И, конечно же, смотрите только хорошие мультфильмы!
Статья «Мультфильмы руками детей»
Мультфильмы руками детей
Теоретические основы обучения мультипликации детей младшего школьного возраста в условиях изостудии
Мультипликация, как вид изобразительного искусства
Истоки мультипликации стоит искать в изобразительном искусстве, театре, скульптуре, пантомиме. Она представляет собой своеобразный синтез этих многих искусств, благодаря которым герои мультфильмов и сюжеты становятся реальными и захватывающими. Мультипликационный художественный образ многогранен и достаточно сложен, но в то же время прост и понятен.
Специфика мультипликации заключена в характере ее художественной условности, в неповторимом своеобразии впечатлений, которое рождает оживший рисунок на экране.
Как отмечает Е.М. Кузнецова, мультипликационный киноматограф является особым, одним из самых молодых видов киноматографа. превратившись из яркой технической игрушки в мощное и зрелое искусство. Как показывает анализ литературы, термин «искусство» используется в двух значениях:
мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела;
творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире – эстетически-выразительных форм.
Искусство является частью культуры, её носителем. Искусство различно, так как создаётся в разные эпохи и разные цивилизации и отражает ценности той эпохи, в которую создаётся. Искусство, в силу своей эмоциональности, многомерности и полифункциональности позволяет особенно действенно формировать первичные образы. При этом искусство является воплощением духовных ценностей людей и выражает отношение человека ко всему в мире».
Мультипликация как специфический вид искусства, является не только носителем культуры, оно отображает, как и все виды искусства, ценности человека, и тем самым формирует культуру подрастающего поколения. И совершенно очевидно, что мультфильм – отражение современной культуры.
Семён Сергеевич Гинзбург, советский историк кинематографа, в своём произведении «Рисовальный и кукольный фильм: очерки развития советской мультипликационной кинематографии» писал: «Этот поистине поразительный рост молодого киноискусства предопределён особенностями его художественной природы. При всём своеобразии кинематограф обладает качествами, сближающими его с другими искусствами. Он родственен литературе, ибо, подобно ей, изображает действительность в её развитии и изменении. Он близок изобразительным искусствам, ибо воссоздаёт действительность не в словестном описании, а в зрительных образах. Он имеет много общего с театром, ибо в большинстве своих произведений воплощает свои образы средствами актёрского творчества. И, наконец, его монтажно-ритмический строй, несомненно, роднит его с музыкой» [23]. Необходимо отметить, что близость мультипликационного искусства к другим видам искусства, не только не снижает его художественного своеобразия, она находится с ним в прямой зависимости, т.е. тот материал, из которого создаются произведения, и те средства, с помощью которых создаётся материал. В результате чего расширение и развитие этого материала и этих средств изменяется характер кинематографического синтеза.
Вместе с другими средствами развития технического прогресса, на наших глазах развивались художественные средства кинематографа и мультипликации в том числе. Сначала чёрно-белое кино, которое переросло в цветное, из немого становясь звуковым. Появление слова, а так же цвета, почти полностью изменило природу киноискусства, тем самым сблизив его с такими видами как театр и живопись.
В живописи, мы рассматриваем произведения живописи, стараемся поймать определённые моменты произведения, чтобы раскрыть его содержание, а точка зрения на события задана художником. И в мультипликационной кинематографии, кинообъектив – это как бы безгранично подвижный глаз. И на события, являющимися содержанием кинопроизведения, зритель смотрит при помощи этого глаза, он видит их такими, какими их оптически воспроизвели режиссёр и оператор. Репрезентируемая киноаппаратом точка зрения, конечно, в определённой мере принудительна. Но, как и в литературе, при чтении книги, перед нами раскрывается сюжет, персонажи, образы, и все происходящие события заданы нам автором. Эту же взаимосвязь мы можем наблюдать в театре, и в кино, и в других видах искусства. Камера есть продолжение глаза и, соответственно, взгляда художника. И этот кино-взгляд не столь объективен как кажется.
В этом специфика мультипликации как вида, отражающего то, что не может отразить художественный кинематограф. Таким образом, мультипликация в большей мере символическое искусство.
Способы индивидуализации, особенно те способы, которые используются в современном кино и театре отображают картину действительности с элементами фантастики, сказочности т.е. того, что не существует. С этой точки зрения, художественный образ и достигает своей индивидуализации с помощью этих самых фантастических элементов, которые не существуют. Одним из самых древнейших жанров художественной литературы является сказка. Сказка сопровождает нас на протяжении многих веков, особенно своими незабываемыми сказочными сюжетами. Можно сказать, что сказка вечно жива, она развивается, наполняется новым содержанием, меняет свою форму, она непрерывно изменяется, обрастает всё новыми и новыми сюжетами, поэтому можно утверждать, что сказка вечно современна!
Итак, на что же влияет мультипликация?
— на развитие нравственности. А также на начинающее формироваться мировоззрение. Дети делают определенные выводы после того, как мультфильм подошел к логическому завершению. Они понимают, как можно и нужно делать, а как лучше не поступать.
Важно нравственно-эстетическое пространство мультфильмов, через которые ребенок усваивает нормы поведения, может стать для него опасным.
С другой, мультипликационное кино как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Перед родителями и педагогами стоит важная задача не только отобрать положительные в плане формы и содержания мультфильмы, но и в полной мере использовать в работе с детьми их педагогический потенциал. Это возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования в условиях современного информационного общества.
Рисованная анимация возникла в конце XIX века. В 1900-1907 гг. американец Джэймс Стюарт Блэктон снял анимационные фильмы «Волшебные рисунки», «Комические выражения смешного лица», «Отель с привидениями». В России первые мультфильмы были созданы в 1911-1913 годах. В Белоруссии первый мультфильм «Октябрь и буржуазный мир» снят в 1927 году.
Прорисовка всех фаз движения (кадров) в первых мультфильмах требовала огромных трудозатрат. Так, для мультфильма продолжительностью 5 минут при частоте 24 кадра в секунду необходимо 7200 рисунков. При этом многие кадры содержат повторяющиеся фрагменты, которые приходилось многократно перерисовывать практически без изменений. Поэтому с 20-х годов XX века стали применять упрощенную технологию анимации: на статичный, неизменный рисунок накладывать прозрачные целлулоидные пленки с изменяющимися подвижными элементами. Это был первый шаг в механизации труда художника-аниматора, который получил развитие в компьютерных технологиях.
Современная образовательная система не может упустить из виду такой аспект человеческого познания как моделирование, и в частности, графическое моделирование и анимация, и именно поэтому, данная тема изучается как в основном, так и в дополнительном образовании.
Основные виды мультипликации, жанры мультипликации
По целям мультфильмы можно подразделить на:
— образовательные (направленные на углубление знаний – «Уроки для самых маленьких» Айка Саакянца);
— развивающие (направлены на развитие личности – «Даша-путешественница»);
— воспитательные (меняют поведение зрителя – «Про бегемота, который боялся прививок»);
— развлекательные (основная цель – развлечь зрителя – «Ну, погоди!»);
— проблемные (помогают задуматься над окружающими нас проблемными ситуациями – «ВАЛЛ-И»).
Работа над анимационным фильмом начинается с определения темы, задачи и изобразительного стиля. Во многом эта творческая работа созвучна работе над живописным полотном, над графическим оформлением книги, над созданием музыкального произведения.
По технологическому процессу
Современные мультфильмы выполняются в следующих техниках:
Мультфильмы, создаваемые на мониторе компьютера (компьютерная анимация) с помощью специальных программ, способны решать многочисленные задачи анимационного кино, но их авторы в силу специфики данной технологии не работают с бумагой, краской, куклами и пр.
В последнее время большим интересом пользуется техника анимации рисунка на песке. Она создается в режиме реального времени, отличаясь неповторимостью текущего момента и выразительностью данного материала.
Независимо от того, каким образом будет создаваться мультипликационный фильм, в нем необходимо присутствие художественного образа, прожитого изнутри. На него накладывает свой отпечаток творческая индивидуальность художника. Ю. Норштейн говорил, что: «Для художника все должно быть одушевленным. Если человек не обладает такой повышенной чувствительностью, он не сможет разглядеть, извлечь из материи тайну, которая в ней содержится. Изображение должно быть живым».[14,5].
Художественный образ подразумевает: [5,50]
наличие индивидуального, характерного (образ должен быть оригинален);
наличие общего, типического (образ должен быть узнаваем);
наличие эстетического отношения автора к отображаемому (автор творит образ в соответствии со своей концепцией прекрасного);
наличие вымысла и его «художественного понимания» (автор должен отчетливо осознавать свое понимание вымысла и вымышленного мира);
объективность и субъективность (автор должен осознать включенность образа в общий контекст, имея при этом свой взгляд на вещи);
Мультипликационный образ – это образ синтетический. Музыкальное оформление анимационного фильма может быть основано на развитии различных тем, на изменении психологического состояния героя, которое отражается в музыке, на смене ритма (бег, прыжки, различные приключения и т.д.), на передаче состояний природы, шумов воды и ветра, пения птиц и других шумовых эффектах.
Сюжеты анимационных фильмов различны. В основном преобладают такие жанры как анимационная сказка, фантастические мультфильмы. Удачные, хорошо принятые зрителями мультфильмы обычно имеют глубокую драматургию, то есть понятный, хорошо разработанный сюжет, замысел, его развитие и концовку; их отличает эмоциональность решения темы, соответствие стиля эпохе, в которой развивается действие, выразительное цветовое решение. Все это делает анимацию искусством многомерного синтеза.
Родиной кукольной мультипликации является Россия. Именно в нашей стране в 1912 году был создан кукольный фильм о жизни жуков биологом Владиславом Старевичем. Процесс создания одного кукольного мультфильма очень трудоёмкий и состоит из нескольких этапов.
На первом этапе пишется сценарий, затем придумываются образы персонажей. По нарисованным персонажам создаются куклы, шьётся одежда и обувь. Самым трудоёмким является этап создания кукол, ведь каждая из них должна иметь подвижные руки, ноги, голову, туловище, глаза и губы.
Снятие одного эпизода занимает от нескольких дней до нескольких недель. Одна минута мультфильма содержит в себе до 25 кадров, а за один день снимается всего 5 секунд мультфильма. Весь мультфильм – несколько лет. С приходом в мультипликацию компьютерных технологий, кукольные мультфильмы снимаются значительно быстрее.
Мультфильмы с объемными куклами тоже имеют свою специфику. Они требуют изготовления декораций в трехмерном пространстве. Куклы могут быть сделаны из различных материалов: выточенные на токарном станке из дерева, вырезанные из пушистых шерстяных ниток, из природных материалов (еловых и сосновых шишек, желудей, причудливых сучков и корней, украшенных мхом и лоскутками березовой коры), пластилина и пр. Интересны кукольные фильмы из «неодушевленных» предметов, наделенных определенными характерами (кисточки, карандаши, тюбики с красками и т.д.)
Как уже говорилось ранее, история рисованных мультфильмов берёт начало в 19 веке. Как же создаются рисованные мультфильмы, и кто их создаёт. Сначала сценарист пишет сценарий. Он содержит и сюжет, и диалоги, и описание внешнего вида героев, и даже пейзаж на заднем плане.
Затем режиссер делает раскадровку – рисунки в виде комиксов. Из них потом складывается целый мультфильм.
Затем записываются голоса героев, чтобы потом аниматор мог придумать движения, которые совпали бы с озвучкой и с характером героя.
Вслед за этим за работу принимается аниматор. Он оживляет персонажей. В его работу входят не только движения героев, но и повороты головы.
Затем заливают персонажей красками. Это делают при помощи компьютера. Затем накладывают героев на фон.
Чтобы сделать мультфильм, снимают каждый кадр отдельно. После чего всё монтируют при помощи компьютерных технологий.
Рисованная анимация также очень длительный и трудоёмкий процесс, занимающий несколько лет.
Рисованные мультфильмы создавать достаточно сложно. Здесь труд дифференцирован не только по профессиям: сценарист, режиссер, художник-постановщик, аниматор и т.п. (это имеет место во всех анимационных технологиях), но и по профилям единой профессии художников, которые совокупно и по-разному участвуют в создании каждого зрительного образа на экране. Каждый кадр, образующий фильм, проходит на разных стадиях через руки минимум пяти художников разных профилей, которые в меру своей квалификации и свойственных им функций доводят его до состояния, в котором зритель увидит его на экране. Сначала художник-график рисует тысячи рисунков фаз движения, чтобы его герои жили своей неповторимой жизнью на экране. Чтобы получился интересным фильм, художник-постановщик ищет самые характерные черты в рисованных персонажах, заостряет и выявляет их психологию. Ищет масштабное и композиционное видение внутри кадра. Сначала все действующие персонажи подробно рисуются на кальке или на графическом планшете компьютера, а затем раскрашиваются. Необходимо сделать прорисовку, фасовку, заливку, написать фоны, а затем воедино собрать все сцены в компьютере. Получается, что только одних законченных рисунков в анимационном фильме в триста метров, занимающем на экране десять минут, насчитывается около пятнадцати-двадцати тысяч. Если же подсчитать эскизы и рисунки, изготовляемые для проб и во всех промежуточных звеньях производств, из которых постепенно «кристаллизуются» кадры для съемки, то указанное количество увеличится пятикратно.
Обычный детский пластилин – это волшебный материал, при помощи которого можно сотворить чудо.
Существуют три техники, в которых снимают пластилиновые мультфильмы.
Персонажей делают плоскими и располагают на нескольких этажах мультстанка. Персонажей потихоньку передвигают и снимают кадры мультфильма, на несколько мм изменяя движения рук и ног.
Техника перекладки позволяет делать мультфильмы быстрее и проще. Им присущи такие особенности, как подробная детализация, некоторая условность движения персонажей и ограниченность одной плоскостью.
2. Объёмная пластилиновая анимация.
Персонажи располагаются в объёмной декорации. Оживить таких героев сложнее. Самое трудное – заставить героя заговорить. Для этого у него должен быть подвижным рот. После художники создают декорации тоже из пластилина.
Когда всё готово, на компьютере приступают к монтажу. На создание одного 15-ти минутного мультфильма требуется целый год.
3. Комбинированная мультипликация.
Персонажей снимают на отдельном фоне: то зелёном, то синем, а потом при помощи монтажа их вставляют в снятые отдельно пластилиновые миры.
Чтобы вырастить цветок, в пластилиновой анимации прибегают к приёму обратной съёмки. Сначала лепят весь цветок, а потом отрывают по лепестку, снимая кадр за кадром. После полученные кадры переворачивают и показывают в обратном порядке.
Рисовать песком могут все: и взрослые и дети. Сначала песок нужно просеять, что бы очистить от больших камешков. Его можно сделать цветным. Для этого песок раскрашивают гуашью. Главный инструмент в создании мультфильма – ладони и пальцы.
Рисуют песком на специальном столе. Поверхность должна быть стеклянной. Внизу под столом должна находиться лампа дневного света.
Рисовать нужно насыпью. Набирают песок в кулак и насыпают на поверхность, придавая форму предметам. Лишний песок убирают ладонью или пальцами. Всё фиксируют на фотоаппарат или камеру, обрабатывают при помощи компьютера, накладывают музыку. Мультфильм готов!
Франция – родина рисованной мультипликации, а Россия – объемной. Если раньше персонажи рисовались плоскими на бумаге, то теперь они приобретали реалистичный объем. Пластилиновая анимация тоже больше характерна для России, чем для других стран.
Так как мультипликация является частью киноискусства, то жанры кино и жанры мультипликации схожи.
КИНОКОМЕДИЯ — жанр киноискусства, главной особенностью которого является изображение характеров, конфликтов и ситуаций, вызывающих смех зрителей.
КИНОМЮЗИКЛ — жанр, соединяющий в себе признаки музыкального и драматического произведения (например, оперетта), иногда оперу или балет.
СКАЗКА – жанр, который очень распространён в мультипликации.
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ — мультфильм приключенческого жанра, для которого характерна острая, напряженная фабула, основанная на приключении, то есть происшествии неожиданном, нарушающем привычный ход событий, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию.
СТЕРЕОКИНО; 3- D — вид кинематографа, технические средства которого (очки и др.) позволяют создавать у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов.
Методические основы обучения мультипликации детей младшего школьного возраста в условиях изостудии
Особенности организации образовательного процесса в изостудии клуба по месту жительства «Фотон»
Особенности Учреждений Дополнительного Образования:
В качестве заказчиков образовательной услуги в системе дополнительного образования детей является ребёнок и его семья. Отношения заказчик – исполнитель создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу.
Вторая особенность УДО детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения. В словарном понимании слова “дополнительный” (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации. В первом случае – дополнительное это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь. Во втором варианте дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.
Следующая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие учреждений дополнительного образования состоит в том, что открытие того или иного профиля связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Вообще, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией.
у нас в клубе сложилась такая обстановка, что потребность детей и их родителей в каких-то новых увлечених и творческой реализации детей и возможность клуба предоставить в изучение и практическое применение новых компьютерных технологий, а так же возможности обеспечить образовательного процесса по компьютерной грамотности, в частности освоения компьютерных программ по создания мультипликационых фильмов, совпали.
У педагога появилась возможность реализовать свою собственную образовательную программу, которую он создавал на основе своих собственных представлений, а у детей удовлетворение их интересов, творческого потенциала и может быть восхождения к профессии. Что нашло подтверждение в К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей, в частности направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, поддержку общественных медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети «Интернет», телевидения, радио, мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков.
Клуб не большой по площади, имеет площадь всего 74 квадратных метра и оборудован, как домашнее уютное помещение, где можно и попеть и порисовать и заняться шитьём мягкой игрушка и бисероплетением, поснимать себя и друзей на камеру, и заняться созданием мультфильмов.
А так же в уютной обстановке попить чай и побеседовать с друзьями. Педагоги создают обстановку в клубе очень тёплой и уютной.
Группа детей, пожелала научиться создавать мультфильмы. Мы откликнулись и начали икать возможности реализации данного предложения. Прошли курсы «Создания анимационного кино». Принесли свои компьютеры из дома и фотоаппараты и начали процесс создания мультфильмов.
Так как мы с детьми уже занимались два года созданием иллюстраций к сказкам, написанными самими детьми с помощью поддержки педагога. Образовательная программа «Мир Земли, я тебя пропишу, прорисую» предполагает не только заниматься с детьми рисованием, но сочинением небольших рассказов, сказок, на заданную тему занятия.
Мы создавали маленькие литературные произведения, в которых рассказывали о своих размышлениях на некоторые философские темы, такие как добро и зло, гармония и хаос, они поразмышляют над вопросами о Чёрном и Белом, о Радости и Печали, что видит Глаз и слышит Ухо. Почему Небо и Земля так близко друг к другу, а на самом деле так далеко друг от друга, и встречаются только на горизонте. Зачем нам Сердце и Мозг, и как они взаимодействуют друг с другом.
Мы знакомились друг с другом, рисовали наши имена, наши дома и семьи, что мы умеем делать, в каком городе родились и живём сейчас, в какой стране, а так же на какой планете. А так же смотрели на Звёздное небо и изучали необычные явления в природе. Так возникала потребность рассказать об интересных явления в природе, и сочинить сказку. Героями сказок были явления природы, времена года, солнце, небо, снег, даже календарные праздники.
Следующим этапом возникла потребность в создании мультфильма по сказке, то есть оживление картинки. Так появились мультфильмы про Красавицу весну, Снежную метель и Лето красное.
Мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Мультипликация влияет на воображение, мышление, направленность личности. Несет в себе исключительно светлые эмоции, добрые идеи. С помощью мультиков ребенок непосредственно исследует, познает миры, о которых ему было неизвестно, и таким образом, на основе их учится делать логические умозаключения, что является неотъемлемой частью процесса становления личности, формирует ее направленность.
Мультфильм может и должен содержать в себе не только развлекательные моменты, но и очень важное для детей поучительное содержание.
Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа. Материал для мультфильмов в основном используется пластилин, т.к. это наиболее удобный для постановка материал.
Как мы создаём мультфильмы?
Этапы создания нашего мультфильма:
1. Все начинается с предложенного детям слова, от которого возникает идея и придуманная ситуации для будущей истории.
2. Далее набрасывается схема истории и ее героев.
3. Если набросок сюжета удался, пишется сценарий. История включает описание мест действия, проработку характеров героев и диалоги, если они необходимы.
4. Параллельно идет разработка персонажей. Для каждого персонажа придумывается внешний вид, всё, что позволяет выразить визуально индивидуальность данного действующего лица.
5. Далее идёт процесс раскадровки. Это процесс иллюстрирования в форме комикса каждой сцены будущего мультфильма.
6. Художники подробно планируют будущие сцены.
7. Постановка цвета для каждой сцены выбирается цветовое решение. Во многом именно цвет определяет настроение: счастье или оптимизм, грусть, страсть и страх, меланхолию и другое. В целом необходимо стремиться к творческому использованию цвета и максимальной эмоциональной насыщенности на всем протяжении фильма.
8. Далее идет подготовка пластилиновых рисунков для анимации в специальной программе.
9. Далее идёт процесс съёмки фотоаппаратом, как пластилиновая перекладка или объёмная пластилиновая пластика.
11. Не менее, чем анимация персонажей, важна и максимально достоверная анимация эффектов. В число анимационных эффектов входят анимация воды, дождя, снега, всплесков, освещения, огня, магических элементов и любых других изменений окружающей среды.
12. С помощью компьютерного программного обеспечения сцены организуются и собираются вместе.
15. Звуковое оформление.
16. Сохранение в архиве всего материала в готовом виде.
Современный компьютер – это не только объект для изучения, инструмент для получения информации. В опытных руках педагога он может быть помощником для самовыражения ребенка, формирования его внутреннего мира, развития фантазии и творческих способностей.
Педагог дополнительного образования в студии помогает детям развивать творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать свои лучшие способности.
Каждый ребенок, освоивший навыки работы с компьютерным моделированием и анимацией, начиная с самых первых этапов своего образовательного маршрута, научившийся воспринимать их как инструмент для творческой деятельности, будет уверенно чувствовать себя в современном мире, ведь с помощью моделирования и анимации можно создать детские мультфильмы, что способствует развитию творческого потенциала ребенка.
Методы и приёмы обучения мультипликации в изостудии «Волшебная кисточка»
Работа над мультипликацией позволяет решить ряд выделенных выше даже достаточно сложных задач без усилий, назиданий, наставлений. Так как сам процесс создания своего авторского мультфильма увлекает по настоящему.
Можно сделать вывод, что анимационная технология может быть современной эффективной технологией, которая способствует рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, применению личностно-ориентированного подхода, активному использованию технических средств обучения, интеллектуальному развитию ребёнка и раскрытию его творческих способностей.
П едагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.
Процесс создания мультфильма – это творчески интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками
Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества. Во время создания анимационного кино идёт работа и со словом, т. к рассказ нужно написать. И с изображением, героя нужно изобразить, отображая его характер, настроение и саму идею произведения через мысли и чувства творящего ребёнка. Трудоёмкая работа идёт и со звуком, озвучивание – это сложный процесс, надо проговорить текст так, что бы его можно было вставить в видеоряд и подобрать музыку. Возможности проявления детского творчества (сочинительство, изобразительная и анимационная деятельность, техника звуковой речи) при использовании современных коммуникативно-информационных технологий приобретают новую форму своего отражения. Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, потому как создание фильма — это сложный, многоструктурный процесс, результат которого зависит от слаженности в работе всего детско-взрослого творческого коллектива.
Сочинение самих произведений, в нашем случае сказок интересный внутренний процесс, в котором идею, смысл нужно облечь в содержание и передать через сюжет и образ. Образ должен передавать характер, настроение героя и нести идею, которую необходимо передать зрителю
Сначала педагог предлагает саму идею, она звучит как философское высказывание или столкновение двух противоположных понятий. Например: Что такое красота. Что такое мудрость. Что такое нежность.
Или Радость и Грусть. Доброе и Злое. Низкое и Высокое. Чистое и Грязное. Тихое и шумное. Гармония и Хаос.
Выбор темы может не соответствовать конечному результату, но заставляет ребёнка порассуждать и выйти на свои образы.
Начинается процесс выбора героя и сюжета, самый сложный процесс для педагога и ребёнка. Необходимо чтобы новый герой нёс информационную нагрузку идеи, которую необходимо передать, характером и поведением.
Здесь в помощь приходят уже существующие основные средства художественной выразительности живописи и графики. Это может быть информационная нагрузка цвета, цветовые гаммы: родственная, контрастная. и.др. и линия мягкая, жёсткая. Выбор формы.
Например: сказка «Злынька и Добрынька». Как они родились?
Мы начали с иллюстрирования своих собственных сказок, маленьких философских рассказов и рассуждений. По мере накопления материала родилась книга с философскими сказками «Будущее уже началось».
Но иллюстрация к книге это статическая картинка. Она передаёт только одну фразу. Нам захотелось оживить героев наших сказок, тем более, что компьютерные технологии, стремительно появляющиеся, позволили это сделать.
Силуэтная и перекладная анимация из бумаги. В силуэтной анимации вырезанные из картона или другого материала фигурки, причем для каждого следующего кадра их положение слегка меняется. В перекладной анимации используется тот же принцип, только изображение цветное.
Анимация объектов заставляет неживые предметы казаться одушевленными.
Первый этап работы – написание литературного сценария. Художник, основываясь на литературных образах сценария, создает персонажи, выбирает стиль и графику будущего ролика, а затем приступает к раскадровке.
Персонажи, имеющие в основе форму большой сферы, будут казаться мягкими и приятными, или просто толстыми.
Большие квадратные герои будут сразу производить впечатление сильных, Более угловатые, треугольные герои будут казаться активными.
В той же сказке Добрынька и Злынька, мы использовали приём- контраста. Добрынька большой и спокойны, а Злынька худой длинный и быстрый.
Два персонажа хорошо контрастирующих друг с другом более интересны, чем два персонажа абсолютно одинакового роста, строения и цвета.
Определенные цвета имеют определенное значения, это уже зависит от ассоциации или реакции на тот или иной цвет.
Голубой, яркий, высокий, небесный.
Оранжевый скорее яркий.
Злые герои могут быть решены в тёмных оттенках цветов, Добрые – в светлых.
Вы можете создать свои собственный цветовые ассоциации.
Работа в изостудии «Волшебная кисточка»
Освоение техники требует от ребёнка творческого и волевого усилия, полной включенности в созидательный процесс.
Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми, приучает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала. Чтобы дать представление о том, как делать раскадровку, показываю детям книгу комиксов или раскадровки, сделанные для других мультфильмов. Напоминаю о планах: дальний, общий, средний, крупный и целесообразности их использования.
2.Создаём персонажей, фоны и декорации
для будущего мультфильма. Перед созданием образов рассматриваем фотографии, иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения этих персонажей, отличающиеся манерой исполнения, техникой, использованием художественных материалов.
В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.
Озвучивая мультфильм, школьники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)
Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Беру на себя роль режиссёра и руковожу всем процессом. Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Передвигая персонажи — игрушки, наделяют их душевными качествами, перевоплощаются в них, становятся участником этого действа-игры, привносят элементы импровизации, спонтанно варьируют развитие событий. Показываю отснятый материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна.
Выполняется мною. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8-12 кадров в секунду. Получается, что в одноминутном мультфильме около 500 кадров.
И, наконец, фильм готов! Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями! А где подробное пошаговое описание процесса и вставки картинок «окон программы» как Вы делаете монтаж?
Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.
Частично-поисковый метод или эвристический. Основное содержание в постепенной подготовке учащихся к самостоятельной постановке и решении проблем. Педагог широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит вопросы, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладение приёмами анализа учебного материала.
Приёмы, как часть метода, используется как объяснение, так и показ, повторение за педагогом действия, так и самостоятельное нахождение способа решения задачи.
Используются различные средства обучения. Это то с помощью чего, посредством чего осуществляется деятельность и действие. Информационные средства – передают информацию. Мотивационные средства – современное электронное средство, которое улучшает качество работы, хочется к нему обратиться. И аудиовизуальные средства – зрительно-слуховые т.е. звуковое кино, телевидение, компьютер.
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать систему комплексного обучения, решить широкий круг образовательных и воспитательных задач.
1.Самсонова Н.М. «Компьютерное моделирование и анимация»
3. Майер Р.В. Компьютерное моделирование: Учебник для педвузов. Глазов: ГГПИ, 2014. 531c.
4. Асенин С.В. Мир мультфильма, М., Искусство, 1986.
6. Петрова Н. Компьютерная графика и анимация на персональном компьютере // CD-ROM «Энциклопедия персонального компьютера», R-Style, 1996.
8. Статья «Возрастные особенности при обучении Компьютерного моделирования и анимации»
9.Сушинских С.Г. «Подростковый возраст. Психологические особенности», 2010.
10.Урок-лекция «Виртуальные миры. Моделирование»
11.Интернет-сайт «Википедия. Моделирование и анимация».
12.Интернет- сайт «Википедия. Кукольная анимация. История кукольной анимации».
13.Пономарева Е.Ю. «В помощь педагогам дополнительного образования», 2012.
14.Интернет-сайт «ДДК. Мультстудия «Мечта» г.Глазова»
15.Анализ и рефлексия учебного занятия.
16.Гладышева Ю.А. Компьютерные технологии как средство формирования познавательного интереса в образовательном процессе Вуза. – с 842
17.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
20.Дулова Н.В. Информационные и коммуникативные технологии как средство повышения качества обучения в условиях общеобразовательной школы.
21.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
22.Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
23.[журнал «Научные ведомости»2013 №23(166) выпуск 26 статья Е.М. Кузнецова «О специфике мультпликации» Белгородский государственный институт искусств и культуры].