Мусоргский как правильно ударение

woman 1784755 1920 Советы на день

Мусоргский как правильно ударение

OCug2XRcc 2B2zn2eahUMTUz9WruZ18bgpnjszg2q32dSJB9O9k8Orqvn UokrljohGm rA4

d7a14rPtDUcwQAYa yRLll H SM S

deactivated 50

С чего эт ты взял что он изначально Мусорский.

У меня аж уши вянут.

camera 50

deactivated 50

camera 50

camera 50

deactivated 50

camera 50

Кирилл «Mr.Sound» Куш, не понятно разве, что я пошутил? Даже сострил.
И Вы мне не тыкайте пожалуйста, что за фамильярность.

Ударение на первый слог, т.к. Му́соргские — дворянский род, происходящий от князей Смоленских, из рода Монастырёвых. Роман Васильевич Монастырёв, по прозвищу Мусорга, был родоначальником Мусоргских. Пётр Иванович Мусоргский был воеводой в Старице (1620). Из этого рода происходил великий композитор Модест Петрович Мусоргский. Род внесён в VI ч. род. кн. Псковской губернии. Ветвью рода Мусоргских является дворянская фамилия Сапоговых. © Wikipedia

deactivated 50

1.Прохор Владимирович Протасов,ну уж извините за обращение на «ТЫ», не думал что в социальных сетях, а в особенности «В контакте» такое обращение может вызвать негативные эмоции,обиду.

2.Википедия мне не требуется вследствие моего обучения музыке в музыкальной школе, а в последствии в музыкальном училище и продолжается до сих пор в ВУЗе.

Биографию данного композитора знаю очень хорошо.

deactivated 50

Прохор Владимирович Протасов, вы так сказали мне о:

«не понятно разве, что я пошутил? Даже сострил.
И Вы мне не тыкайте пожалуйста, что за фамильярность.

Ударение на первый слог, т.к. Му́соргские — дворянский род, происходящий от князей Смоленских, из рода Монастырёвых. Роман Васильевич Монастырёв, по прозвищу Мусорга, был родоначальником Мусоргских. Пётр Иванович Мусоргский был воеводой в Старице (1620). Из этого рода происходил великий композитор Модест Петрович Мусоргский. Род внесён в VI ч. род. кн. Псковской губернии. Ветвью рода Мусоргских является дворянская фамилия Сапоговых. © Wikipedia»

как будто я этого не знаю, не знал и не мог знать =)

И «Не суди человека по одёжке».

Вобщем,будучи уровновешенной личностью, я пропущу и забуду ваше высказывание о моём возрасте=)

Источник

Мусоргский

Смотреть что такое «Мусоргский» в других словарях:

Мусоргский — Мусоргский, Модест Петрович Запрос «Мусоргский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рожден … Википедия

МУСОРГСКИЙ — Модест Петрович (1839 81), композитор, член творческого объединения композиторов Могучая кучка (наряду с М. А. Балакиревым и др.). Эстетические воззрения Мусоргского связаны с подъёмом национального самосознания в 1860 х гг. Музыкальный язык… … Русская история

МУСОРГСКИЙ — «МУСОРГСКИЙ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1950, цв., 120 мин. Биографический фильм. Первый цветной фильм киностудии «Ленфильм» о великом русском композиторе Модесте Петровиче Мусоргском, его сотрудничестве с «Могучей кучкой» и первой постановке на сцене… … Энциклопедия кино

Мусоргский — (Модест Петрович, 1839 1881) талантливый русскийкомпозитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс вбывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенскомполку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Мусоргский М. — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия

Мусоргский М. П. — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия

Мусоргский М. П. — Модест Петрович (9 (21) III 1839, село Карево, ныне Куньинского р на Псковской обл. 16 (28) III 1881, Петербург) рус. композитор. В возрасте 6 лет начал заниматься игрой на фп. под рук. матери. К этому же времени относятся первые опыты… … Музыкальная энциклопедия

Мусоргский — Модест Петрович [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Торопецкого района Калининской области, 16(28).3.1881, Петербург], русский композитор, участник «Могучей кучки» (См. Могучая кучка). Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии М … Большая советская энциклопедия

Источник

Мусоргский куда падает ударение

Поиск ответа

Вопрос № 308324

Здравствуйте! В школе на уроке музыки преподаватель рассказывал, что фамилия Мусоргский образована от слова «мусорга». К сожалению, по прошествии лет забыл значение данного слова. В дебрях интернета нахожу лишь отсылки к Мусорге — потомку Рюрика и предку Мусоргских. Быть может, у Вас есть информация о значении слова «мусорга» либо это все-таки имя собственное? Заранее благодарю

Ответ справочной службы русского языка

Вероятно, Вам могли рассказывать о предположительной этимологии фамилии, описанной в словаре «Русские фамилии» Ю. А. Федосюка:

Как делать правильно ударение в фамилии композитора МУСОРГСКОГО? В «СЛОВАРЕ УДАРЕНИЙ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО» 1986 г. МӮСОРГСКИЙ однозначное указание на 1-й слог. Что-нибудь изменилось?

Ответ справочной службы русского языка

Нет, ничего не изменилось. «Словарь собственных имен русского языка» Ф. Л. Агеенко (М., 2010) фиксирует:

М У СОРГСКИЙ Мод е ст, М у соргского Мод е ста [дэ]

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Да, в фамилии _ Мусоргский _ произносится звук, передаваемый на письме буквой Г. Перед глухим согласным С происходит ассимиляция, поэтому произносится не Г, а К _Мусор[кск]ий_.

Словари

Родоначальником знаменитого композитора был Роман Васильевич, по прозвищу Мусорга. В фамилии ударение изменилось. «Мусургос» по-гречески — певец, музыкант. Не отсюда ли прозвище предка, как нельзя лучше оправдавшее себяв фамилии потомка? (Ф).

— Русский композитор XIX века, автор оперы «Женитьба».

— Русский композитор, член «Могучей кучки».

— Русский композитор XIX века, автор оперы «Борис Годунов».

— Русский композитор XIX века, автор оперы «Хованщина».

— Русский композитор XIX века, автор оперы «Сорочинская ярмарка».

— Этот композитор умер в военном госпитале после перенесенного приступа белой горячки.

— Единственный прижизненный портрет этого композитора создан в Николаевском военном госпитале, куда тот попал в приступе белой горячки.

— Единственный прижизненный портрет этого уроженца Псковщины был написан Репиным в петербургском госпитале, куда этот человек был помещён по причине белой горячки.

— Отец этого «скромного» композитора происходил из старинного дворянского рода, 30-е колено от Рюрика.

— Русский композитор XIX века, автор песен «Блоха», «Сиротка», «Калистрат», «Колыбельная Еремушке».

— Русский композитор XIX века, автор фортепианного цикла «Картинки с выставки».

— Русский композитор XIX века, автор вокальных циклов «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти».

— Русский композитор XIX века, автор музыкальной шутки «Раек».

МУ́СОРГСКИЙ Модест Петр. (1839-81) — композитор, один из членов «Могучей кучки». Окончил Школу гвардейских подпрапорщиков в 1856, вышел в отставку в 1858. Занимался музыкой под рук-вом пианиста А. А. Герке. Большую роль в решении посвятить себя композиции сыграло общение с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, М. А. Балакиревым. Нач. курс муз. композиции прошел под рук-вом Балакирева, в дальнейшем много времени посвятил самообразованию.

М. принадлежит к числу крупнейших реформаторов музыки 19 в. Одним из основных его требований, предъявляемых к создаваемым произведениям, была высокая содержательность, достоверность в изображении героев и событий. Его иск-во отличают поиски новых драматургич. приемов в решении традиционных жанров и форм. М. последовательно и настойчиво применял новые средства выразительности, создавая новую систему муз. интонирования, основанную на живой, реальной интонации человеч. речи.

Творч. наследие М. связано преимущественно с вокальной музыкой. Ему принадлежат оперы «Борис Годунов» на сюжет А. С. Пушкина (1-я ред. — 1869, 2-я ред. — 1872), «Хованщина» на собственное либретто (1872, не окончена), «Женитьба» на текст Н. В. Гоголя (1868, не окончена), «Саламбо» на сюжет Г. Флобера (1863-66, не окончена), опера-балет «Млада» (1872, коллективное произв., где М. написаны 3 сцены), «Сорочинская ярмарка» на сюжет Н. В. Гоголя (1874, не окончена). Каждая из опер открывает новые горизонты в развитии жанра. Два центр. произведения, «Борис Годунов» и «Хованщина» (М. вынашивал идею создания также оп. «Пугачевщина»), решенных в характере муз. народной драмы, продолжают традиции историч. оперы М. И. Глинки, закладывая принципы новой оперной драматургии. Сложность и многоплановость действия, точные психологич. характеристики действующих лиц, мастерство в обрисовке основных сюжетных конфликтов сделали обе оперы крупнейшими событиями в истории рус. и европ. оперы. Интересным и плодотворным опытом стало претворение в музыке прозаич. текста (первый акт «Женитьбы» по Н. В. Гоголю). «Сорочинская ярмарка», продолжая в рус. музыке серию «гоголевских» опер, открывала новые пути в решении жанра комич. оперы, столь ярко проявившейся затем в 20 в.

Песни и романсы раскрывают мастерство М. как художника-психолога, создавшего яркую галерею муз. портретов («Светик Саввишна», «Семинарист»), поражающих правдивостью жизненных картин («Калистрат»), лирико-трагич. образы («Листья шумели уныло»). Высочайшим достижением стали 3 вок. цикла. Написанный в 1872 на собственные слова цикл «Детская», раскрывающий бесхитростный и одновременно богатый мир ребенка; цикл «Без солнца» (на сл. А. А. Голенищева-Кутузова, 1874), носящий черты исповедальности, и цикл «Песни и пляски смерти» (на сл. А. А. Голенищева-Кутузова, 1877), потрясающий своей трагедийностью, рождают новую в рус. музыке трактовку вок. цикла не только как группы песен, объединенных сюжетно, тонально, интонационно, но как сложного драматич. «действа».

Инструмент. творчество М., менее значит. по объему, также раскрывает своеобразие программного мышления композитора, создавшего прекрасные муз. оркестровые картины «Иванова ночь на Лысой горе» (1867), «Рассвет на Москва-реке» (вступление к оп. «Хованщина») и проч. Одним из самых популярных фортепианных сочинений М. является его цикл «Картинки с выставки» (1874), муз. средствами воссоздающий образы рисунков В. А. Гартмана. Параллели с произведениями изобразит иск-ва отнюдь не низвели пьесы М. до уровня муз. иллюстраций, а напротив, позволили ему создать красочное звуковое полотно, объединяющее разножанровые и разнохарактерные пьесы.

Соч.: Литературное наследие: В 2 кн. / Сост. А. А. Орлова, М. С. Пекелис. М., 1971-72.

Лит.: Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского: Летопись жизни и творчества. М., 1963; Фрид Э. Л. М. П. Мусоргский: Проблемы творчества: Исслед. Л., 1981.

М. П. Мусоргский. Худ. И. Е. Репин. 1881

00919

Му́соргский Модест Петрович (1839-1881), российский композитор, член «Могучей кучки». Эстетические воззрения Мусоргского связаны с подъёмом национального самосознания 1860-х гг. Музыкальный язык Мусоргского, отличавшийся радикальной новизной, оказал воздействие на многие музыкальные явления XX в. Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» (1869, 2-я ред., 1872) и «Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883); психологические музыкальные портреты в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально заострённым темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка» и др.). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874; оркестрован М. Равелем, 1922), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877) и др.

01281

МУ́СОРГСКИЙ Модест Петрович [9 (21) марта 1839, c. Карево Псковской губернии — 16 (28) марта 1881, Санкт-Петербург], русский композитор.

Творческие метания и житейские перипетии

Родился в семье помещика, представителя рода Рюриковичей (см. РЮРИКОВИЧИ). Занимался игрой на фортепиано со своей матерью и в возрасте 9 лет исполнил концерт Дж. Филда (см. ФИЛД Джон)для аудитории, собравшейся в доме его родителей. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852 — в Школу гвардейских подпрапорщиков. Вскоре появилась его первая публикация — фортепианная полька «Подпрапорщик». Несколько лет брал уроки игры на фортепиано у видного петербургского педагога А. А. Герке. В 1856, несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения В. Гюго (см. ГЮГО Виктор). В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк. В 1857 познакомился с А. С. Даргомыжским (см. ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич)и Ц. Кюи (см. КЮИ Цезарь Антонович), а через них — с М. А. Балакиревым (см. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич)(которого уговорил преподавать ему основы композиции) и В. В. Стасовым (см. СТАСОВ Владимир Васильевич). Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА).

Лето 1867 Мусоргский провел в Минкино, имении своего старшего брата. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра — «Ночь на Лысой горе». Осенью того же года Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки». Стремлением углубить и развить находки Даргомыжского был продиктован следующий оперный замысел Мусоргского — «Женитьба» на полный прозаический текст комедии Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич)(написав первый акт, Мусоргский оставил работу над оперой). В начале 1869 он вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по А. С. Пушкину (см. ПУШКИН Александр Сергеевич)и Н. М. Карамзину (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович). После того как руководство Императорских театров отвергло оперу из-за отсутствия в ней значительной женской роли, композитор начал готовить ее новую редакцию. В 1872 опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Бесселя. Наконец, Мариинский театр принял оперу к постановке. Премьера «Бориса Годунова» состоялась в начале 1874 и прошла с большим успехом.

В последнее десятилетие

Тогда же Мусоргский увлекся идеей создания комической оперы (см. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА) «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю; этот замысел не был доведен до конца). В 1878 жизнь Мусоргского на некоторое время вошла в относительно нормальную колею. Руководство департамента, где он служил, предоставило ему отпуск для концертной поездки на юг России в качестве аккомпаниатора певицы (контральто) Дарьи Леоновой (1829?-1896). Во время этой поездки Мусоргский сочинил «Песню Мефистофеля о блохе». Когда в январе 1880 Мусоргский вынужденно покинул государственную службу, Леонова предоставила ему кров и работу в своей школе пения. Между тем у Мусоргского развивалась алкогольная эпилепсия; в феврале 1881 он был помещен в Николаевский солдатский госпиталь, где умер месяц спустя.

Непреходящее значение композитора

Мусоргский уподоблял свое творчество «живой беседе с людьми» и считал своим долгом говорить людям правду, которую он противопоставлял самодовлеющей красоте чистого искусства. Отсюда — характерный для музыки Мусоргского недостаток внешней отделки, отчасти обусловленный демонстративным нежеланием композитора освоить традиционные консерваторские дисциплины. После смерти Мусоргского его друг Н. А. Римский-Корсаков (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич) предпринял работу по завершению и оркестровке «Хованщины» и редактированию «Бориса Годунова», романсов, «Ночи на Лысой горе», «Картинок с выставки». При этом он активно вмешивался в авторские тексты, корректируя их гармонические и прочие «ошибки» и шероховатости; в обеих операх Римский-Корсаков сделал ряд больших и малых купюр и произвольно изменил порядок сцен. Редакции Римского-Корсакова способствовали популяризации музыки Мусоргского в России и за границей, однако заметно помешали более глубокому пониманию подлинного, «неотшлифованного» Мусоргского.

Обе большие оперы Мусоргского — не просто яркие, величественные и до известной степени «экзотические» произведения для музыкального театра (в редакциях Римского-Корсакова подчеркнут именно их декоративно-монументальный аспект), но и глубокие, многозначные историко-философские концепции. В них воссоздается неоднократно повторявшаяся в истории России ситуация всеобщей духовной смуты, когда главными носителями твердых нравственных ценностей оставались юродивые и религиозные фанатики. Жизнь самых разных слоев общества показана в операх Мусоргского как с внешней, парадной стороны, так и со стороны изнанки, часто весьма непривлекательной. Отталкиваясь от находок Даргомыжского, Мусоргский разработал новый для русской музыки тип вокального речитатива (см. РЕЧИТАТИВ), который он назвал «осмысленной/оправданной мелодией»; средствами этой «мелодии» Мусоргский психологически достоверно воплотил как нюансы повседневных взаимоотношений персонажей, так и их переживания перед лицом тяжелейших испытаний. В мелодическом и гармоническом языке Мусоргского возрождаются принципы модальности (архаический русский модальный колорит преобладает в больших народных сценах, которыми изобилуют обе оперы). В драматургии опер важную роль играет противопоставление русского и иностранного (чуждого) начал; для обрисовки последнего Мусоргский прибегает к западной романтической манере письма (поляки в «Борисе», немцы в «Хованщине») и к стилизации в восточном духе («персидки» в «Хованщине»).

Вокальные циклы, лучшие романсы и песни Мусоргского также одушевлены стремлением к достоверному воссозданию жизни во всем ее многообразии. Особое место в наследии Мусоргского занимают «Картинки с выставки» — его единственное законченное чисто инструментальное произведение крупной формы. Скромные рисунки Гартмана вдохновили Мусоргского на создание подлинной симфонической по своему размаху фрески, в рамках которой колоритные и разнохарактерные миниатюры объединены необычайно действенной сквозной драматургической идеей. Неслучайно «Картинки» часто обрабатывались для оркестра; непревзойденной остается оркестровка М. Равеля (см. РАВЕЛЬ Морис) (1922).

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-81) — российский композитор, член «Могучей кучки». Создал монументальные народные музыкальныые драмы «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка» и др.). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877) и др.

04485

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. Портрет работы И. Е. Репина.

(1839-1881), русский композитор. Родился 21 марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель — пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки»), и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858, исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859, исполнен в 1861). Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 — в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 — в Лесном департаменте и Государственном контроле). Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений — замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано; оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867; более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе); сцены из двух опер — «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863-1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал — народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868-1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875-1877. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой — Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). С 1876 (а по некоторым данным — раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным — кроме вокальных циклов — крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874; широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В.А.Гартмана. Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т. И. Филиппова, однако в 1880 он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы — Дарьи Леоновой. В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, И.Е. Репин и написал известный портрет композитора). Умер Мусоргский 28 марта 1881.

Критическая оценка. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия — Борис Годунов и несколько вокальных произведений; другие вещи остались неопубликованными, а две оперы — незаконченными. Давний друг Мусоргского Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все сочинения Мусоргского. Однако, завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Это коснулось также Бориса Годунова, в котором Римский-Корсаков сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова, и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Целью Римского-Корсакова было прежде всего придать профессионально безупречный облик остро самобытной и часто неуклюжей, с обычной точки зрения, манере Мусоргского. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Идеалом Мусоргского, как и многих других русских художников и писателей 1860-х годов, была не стройность формы, а правда жизни. Лучшие из песен композитора, лучшие страницы его опер представляют собой сцены, непосредственно подсмотренные в действительности и затем с поразительной оригинальностью и убедительностью воплощенные в музыке. Живой струей в произведения Мусоргского вливается лирика, идущая от народной песенности: в песне композитор видел важнейший элемент национального самосознания. Созданию шедевра — оперы Борис Годунов, где стиль Мусоргского достигает гармоничной уравновешенности, немало способствовали замечательное драматургическое чутье композитора. Еще большее значение народная песенность приобретает в сочинениях следующего периода, особенно в опере Хованщина. Мусоргский, самый яркий представитель русской «Пятерки» — «Могучей кучки», был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Он хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера. Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию «пустые» аккорды и унисоны; его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. Оперный оркестр Мусоргского, при большой выразительности, довольно аскетичен и полностью подчинен вокальным партиям. В своей редакции Бориса Римский-Корсаков принес в жертву блестящей инструментовке гибкость и многообразие соотношений голосов и оркестра, образующих в подлинной партитуре своего рода тембровые блоки. Клавир второй редакции оперы был опубликован в 1874, в 1928 стали доступными клавир и партитура, совмещавшие первую и вторую авторские редакции; в наши дни в составе Полного собрания сочинений композитора каждая редакция публикуется отдельно (в виде и клавира, и партитуры).

Хубов Г. Мусоргский. М., 1969 Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975 Рахманова М. Мусоргский и его время. — Советская музыка, 1980, №№ 9-10 М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989

Please wait.

We are checking your browser. gufo.me

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6b0354d00ad316db • Your IP : 85.95.178.142 • Performance & security by Cloudflare

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector