- Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России
- Понятия и определения ТКО и ТБО
- ТКО — актуальное понятие в 2020
- Что включает в себя ТКО
- Двухконтейнерная система сбора мусора
- Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
- Мусорная реформа продолжается
- Что такое ТКО
- Чем отличается ТБО и ТКО
- Особенности надзора на уровне государства
- Особенность деятельности регоператоров
- Как стать оператором твердых коммунальных отходов
- Основные обязанности регионального оператора
- Вывод
- Мусорная компания требует оплаты без договора: это незаконно! Полный перечень доводов для частных до
- Вывоз мусора для юридических лиц
- Обращение отходов: основные законодательные аспекты для юридических лиц
- Нормативная база в сфере обращения отходов для субъектов хозяйствования
- Изменения в нормативной базе, коснувшиеся юрлиц
- Участники программы обращения с отходами
- Актуальный регламент действий юридических лиц в сфере обращения отходов
- Нормы накопления мусора для юридических лиц
- Документооборот между участниками системы обращения отходов
- Взаимодействие с региональным оператором
- Отчетность юрлиц в Росприроднадзор
- Москва вступает в мусорную реформу: что изменится с Нового года
- Как с 1 января в Москве изменится вывоз мусора для коммерческого сектора
- Всеобщая повинность
- Операторы в округах и чужие контейнеры
- Типовые договоры
Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России
Для населения, т. е. простых потребителей, фактической разницы между ТКО и ТБО нет, однако есть так называемые юридические различия. Люди говоря первое, могут подразумевать второе, однако на бумаге, в том числе в правоустанавливающих документах, осталось лишь одна аббревиатура — ТКО.
Понятия и определения ТКО и ТБО
Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.
В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:
Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).
ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.
ТКО — актуальное понятие в 2020
В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 ФЗ №89, ТКО представляют собой:
В 2019 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.
Что включает в себя ТКО
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
Двухконтейнерная система сбора мусора
Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ. Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора. В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.
Предполагается, что данное нововведение за 2019 сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.
Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
Согласно статистике, 50% отходов может быть переработано. Остальной мусор подлежит утилизации или захоронению на свалках. Места размещения полигонов выбираются администрацией региона с обязательным согласованием с населением. Таким образом, в ближайшие годы ожидается снижение объема накоплений ТКО и уменьшение количества мусорных полигонов, разбросанных по всей территории РФ.
Мусорная реформа продолжается
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.
Что такое ТКО
С недавних пор законодательство Российской Федерации ввело новые правила утилизации бытового мусора. Теперь вместо вывоза ТБО появится также строка «за ТКО». Окончательно новообразование вступило в силу в 2019 году. Ранее это обязаны были выполнять управляющие организации, которые сами определяли цену на услугу. Но на сегодня задача по забору и транспортировке остатков возложена на региональных операторов. Что же такое ТКО и какое отличие с ТБО имеет — об этом вы узнаете, прочитав эту статью.
В твердые коммунальные отходы также включаются разнообразные типы отработок. К ним относится целлюлоза, биологические и продукты переработки нефти, а также синтетический мусор.
С недавнего времени в список ТКО стали относить также и отходы от функционирования различных юридических лиц, и частных предпринимателей, которые по своему внешнему виду схожи с бытовым мусором. Таким образом, офисный хлам также относится к списку ТКО. Главное условие — деятельность бизнесменов не может быть связана со сферой оказания услуг и изготовления товаров различного назначения. Тариф на твердые коммунальные отходы будет идентичен прежнему.
Полную информацию о том, какие именно виды мусора включены в название ТКО, вы можете узнать на главном сайте Росприроднадзора. Тут же можно получить бесплатную консультацию по вопросам происхождения отходов. Заявление экспертов гласит, что ТКО входят в общую классификацию ФККО. Далее мы рассмотрим некоторые пункты из него. Исходя из классификатора в список входит:
За него плата с граждан не снимается при условии своевременного составления договора на твердые коммунальные отходы с регоператором.
Чем отличается ТБО и ТКО
Важная информация! С того момента, когда было утверждено нововведение в законе, действителен только один термин, обозначающий правильное название мусора. На сегодняшний день аббревиатура ТБО не используется в официальной документации, а сохранилась лишь в памяти и устной речи.
Заключение: разницы между ТБО и ТКО нет для обычных граждан. Но компании, которые занимаются утилизацией отходов, обязаны помнить тот факт, что упоминание прежней аббревиатуры ТБО недопустимо в официальной документации. Весь мусор, который не относится в данный подраздел подлежит регулированию другим федеральным законом ФЗ «Об отходах производства и потребления«.
Особенности надзора на уровне государства
В стандартах СанПиН указываются очень важные моменты, которые касаются сбора ТКО. В соответствии с СанПиНом утилизировать отбросы можно следующим образом:
Упомянутые выше санитарные нормы и правила подлежат обязательному выполнению. В ином случае юридическое лицо, которое проигнорировало эту необходимость, будет облагаться большими денежными штрафами.
Особенность деятельности регоператоров
Согласно изменениям, в федеральном законодательстве каждая область Российской Федерации должна разработать собственную транспортную схему вывоза твердо коммунальных отходов. Делается выбор регоператора, который будет отвечать за какую-либо деятельность, связанную с отбросами.
Посредством таких организаций власть может регулировать экологические и экономические вопросы, которые относятся к утилизации ТКО. Выбор регионального оператора выполняется на специальном тендере.
Как стать оператором твердых коммунальных отходов
Чтобы поучаствовать в конкурсе на определение регоператора, компания обязана соблюсти следующие требования:
Заявка подается на специальную комиссию, которая состоит из пяти человек и оценивает организации по основным критериям, вроде качества оказываемых услуг и их стоимости. Все необходимые для участия в тендере документы должны быть предоставлены на заседание комиссии заранее.
Основные обязанности регионального оператора
Компания, которая победила на тендере, в своей дальнейшей деятельности должна соблюдать следующие условия:
Без документа такого типа осуществлять деятельность, которая связана с транспортировкой и утилизацией, невозможно. Он дает возможность:
Помимо фирм, которые занимаются обращением с твердыми коммунальными отходами, этот документ нужно оформить также и в следующих ситуациях:
Если руководитель предприятия не знает, понадобится ли ему этот документ, в таком случае перед началом своей работы лучше проконсультироваться с профессиональным специалистом. Поскольку за неимение паспорта отходов на момент проверки вышестоящими контролирующими органами, ему будут выписаны штрафы, и он понесет значительные убытки.
Вывод
Как мы выяснили, каких-либо отличий между вышеупомянутыми терминами нет. Важнейшая роль в осуществлении данной услуги вывоза твердых коммунальных отходов отводится именно региональным операторам. Именно они должны взять на себя максимальное обязательство за сохранность окружающей среды и комфорт каждого человека.
Мусорная компания требует оплаты без договора: это незаконно! Полный перечень доводов для частных до
«Мусорная реформа» шагает по стране семимильными шагами. А народ все никак в толк не возьмет как рассчитываются цены на услугу за вывоз мусора, почему у людей нет выбора мусоровывозящей компании, почему и с производителей товаров берется утилизационный сбор и с граждан и организаций взимается оплата за вывоз мусора одновременно (двойная оплата за одно и то же получается), почему владельцы частных домов должны платить за вывоз мусора в том же объеме как и все, тогда как подавляющий объем доходов они утилизируют самостоятельно, сжигая мусор в печи или зарывая в компостной яме на своем же участке, почему надо платить за вывоз мусора в жилище, в котором не проживаешь? Ответ мусорных компаний один: обязаны оплачивать, т.к. такая обязанность установлена Законом. В общем-то это справедливое утверждение, но механизмы реализации этой обязанности повсеместно трактуются мусорными компаниями (региональными операторами) исключительно в пользу получения наибольшей прибыли и деже без законных на то оснований. Об этом пойдет речь в публикации.
Итак, обязанность заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов установлена:
ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ:
4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Ст. 30 Жилищного кодекса РФ:
Ст. 30 Жилищного кодекса РФ:
5. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Дальше внимательно читаем пункт 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила оказания коммунальных услуг):
Переводим с юридического на русский: договор на оказание услуг должен быть заключен в письменной форме с указанием условий оказания услуги. Также договор считается заключенным, если Вы хотя бы раз оплатили услугу. Это называется совершением конклюдентных действий. Договор в этом случае считается заключенным со дня первой оплаты по предъявленной Вам квитанции.
Есть еще один интересный нормативно правовой акт, на который региональные операторы ссылаются при спорах с гражданами:
Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Согласно этому постановлению договор считается заключенным, если потребитель 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не подал заявку на заключение договора.
Контраргументом для владельцев частных домовладений является пункт 8.1 Постановления:
8.1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
Спрашивается: где здесь собственник и иные владельцы частных жилых домов? Нету их ни в пункте «а», ни в пункте «б», ни в пункте «в». Значит, на владельце частных жилых домов данное постановление не распространяется.
Итог: оплата за вывоз мусора начинает исчисляться на законных основаниях с момента подписания письменного договора или с момента первой оплаты по квитанции. Не раньше!
Если Вы не оплачивали ни одной квитанции и не подписывали письменный договор, то региональный оператор не имеет права начислять Вам задолженность. Максимум, местные органы власти могут Вам выписать штраф по ст. 8.2 КОАП РФ в размере от 1000 до 2000 рублей и потребовать в судебном порядке заключить договор с региональным оператором на основании ст. 445 Гражданского кодекса РФ. При отсутствии заключенного договора начисление задолженности незаконно.
Вывоз мусора для юридических лиц
В 1998 году Правительством РФ был принят Закон «Об отходах производства и потребления». На протяжении двадцати лет планомерно выстраивалась концепция, регламентирующая вывоз мусора для юридических лиц и населения, тестировались методы контроля и отчетности по обращению отходов, определялись и устанавливались нормы вывоза мусора для юридических лиц в соответствии с видом их деятельности, в различных регионах страны.
С 1 января 2019 года, завершен переход на новую систему обращения с ТКО – твердыми бытовыми отходами (ранее применялась аббревиатура ТБО – твердые бытовые отходы), и в рамках нацпроекта «Экология» стартовала «мусорная реформа», а основной закон, с внесенными в него за это время поправками, заработал в полную силу.
Цель мусорной реформы не нова – ликвидация незаконных свалок отходов и улучшение экологической обстановки в стране, особенно, в регионах с высокой плотностью населения. Новым можно назвать подход к решению данной задачи.
Теперь законодательно ответственность за обращение мусорных отходов разделена между региональным оператором, осуществляющим их вывоз, сортировку и последующую переработку для вторичного использования, и собственником отходов – юридическим лицом или ИП, в результате хозяйственной деятельности которого мусор образуется.
Обращение отходов: основные законодательные аспекты для юридических лиц
Нормативная база в сфере обращения отходов для субъектов хозяйствования
Обращение отходов для юридических лиц регламентирует несколько законных и подзаконных актов:
Изменения в нормативной базе, коснувшиеся юрлиц
Базовый закон «Об отходах производства и потребления», принятый в 1998 году претерпел ряд изменений, устанавливающих обязанности субъектов хозяйствования – юридических лиц в сфере обращения отходов.
Наиболее важные документальные поправки были внесены ФЗ № 503, они коснулись таких определяющих факторов, как:
Что по факту меняется для юридических лиц в их повседневной работе с отходами?
Участники программы обращения с отходами
Закон определяет трех основных участников системы обращения ТКО:
Актуальный регламент действий юридических лиц в сфере обращения отходов
Законодательные акты и отраслевые нормативные документы определяют порядок действий субъектов хозяйствования (собственников отходов) на получение лицензии Росприроднадзора на обращение отходов и организацию взаимодействия со вторым участником системы обращения ТКО – региональным оператором.
В соответствии с действующими нормами юридические лица должны:
Нормы накопления мусора для юридических лиц
Обобщая содержание этих нормативных документов, следует отметить, что для юридических лиц нет единого установленного норматива накопления мусора.
Этот показатель для субъектов хозяйствования разнится, и зависит от:
При определении норматива учитываются данные о массе и объеме ТКО. Выражается норматив в количественных показателях этих данных на одну расчетную единицу, причем РЕ устанавливается уполномоченным органом отдельно по каждой категории объекта образования мусора.
Детальные правила и формулы определения средних показателей массы и объема (по отношению к временному периоду), используемых для расчета нормативов накопления мусора, отражены в п.п. 15-22 Постановления № 269 от 04.04.2016 г.
Документооборот между участниками системы обращения отходов
Взаимодействие с региональным оператором
Взаимодействие собственника отходов и регионального оператора, регламентируются договором, который стороны обязаны заключить в соответствии с п.4 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».
П.5 данной статьи устанавливает, что для оформления взаимодействия участников используется типовая форма Договора на оказание услуг по вывозу ТКО, и оставляет за сторонами соглашения право дополнять его условия с учетом особенностей деятельности заказчика или иных факторов.
Так же это право у собственника отходов возникает в том случае, если объект размещения ТКО находится на территории участка, сопряженного с границами участка юридического лица. Однако в этом случае субъекту хозяйствования потребуется подтверждать передачу отходов документально.
В соответствии с нормами приведенных законов и подзаконных актов, заключение договора с региональным оператором на оказание услуг по вывозу ТКО стало обязанностью собственника мусора.
Ответственность собственника отходов конкретно за отказ от заключения договора об их вывозе в законодательных нормах отсутствует, и по общей практике, в случае незаключения такого договора, на субъект хозяйствования распространяется ответственность, установленная положениями ч.1 ст.8.2.1 КоАП РФ – наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 рублей. При повторном нарушении (ч.2 ст.8.2.1 КоАП РФ) – от 250 000 до 400 000 рублей, либо приостановление деятельности в административном порядке на срок до 3 месяцев.
Отчетность юрлиц в Росприроднадзор
Для результативности мусорной реформы Правительство сформировало максимально прозрачную и детализированную систему отчетности в сфере обращения отходов.
Москва вступает в мусорную реформу: что изменится с Нового года
Как с 1 января в Москве изменится вывоз мусора для коммерческого сектора
Всеобщая повинность
Основные изменения в связи с мусорной реформой затронут, прежде всего, коммерцию — кроме нового тарифа, глобально для жителей столицы ничего не изменится. С 1 января 2022 года москвичи будут платить за вывоз 1 кубометра мусора 839,23 руб., то есть 7,27 руб. за 1 кв. м общей площади. Единый тариф регионального оператора за обращение с ТКО утвердил Департамент экономической политики и развития Москвы.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ собственники ТКО (собственники частных жилых домов и частей жилых домов, собственники нежилых помещений в многоквартирных домах, управляющие компании/ТСЖ/жилищные кооперативы, юридические лица и предприниматели, в результате деятельности которых образуется ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, — говорит пресс-секретарь компании «ЭкоЛайн» Наталья Невмержицкая («ЭкоЛайн» стал оператором комплексной услуги по обращению с ТКО в ЦАО и САО, об этом речь пойдет ниже).
Другими словами — это все, кто производит ТКО: жители многоквартирных домов, собственники офисных, коммерческих и других помещений в столице (владельцы магазинов, складов, парикмахерских, больниц и т. п.). За обычных жителей это сделает Управляющая компания (правила утверждены постановлением правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354), а компании и предприниматели должны позаботиться об этом самостоятельно, если они владеют помещениями вне зоны ответственности УК.
Операторы в округах и чужие контейнеры
В разных округах Москвы работают представители регоператора, которые непосредственно занимаются вывозом отходов в разных округах — это операторы комплексной услуги (ОКУ).
«Они берут на себя весь цикл работы с пользователями от заключения договора до обслуживания контейнерной площадки. Таким образом, для удобства компаний им нужно будет заключить договор именно с ОКУ в конкретном округе (для многих организаций это будет означать просто переоформление отношений с контрагентом, который уже сейчас оказывает им свои услуги)», — говорит кандидат экономических наук, исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
Например, в ЦАО и САО вывозом отходов будет заниматься исключительно «ЭкоЛайн», а в ЗАО и ЮЗАО — «МКМ-Логистика».
При этом предприниматели и компании не смогут безнаказанно выбрасывать отходы в любой попавшийся контейнер.
«Каждый владелец недвижимости должен четко понимать, к какому баку он «прикреплен», кому данная контейнерная площадка принадлежит и какой ОКУ ее обслуживает. Если у организации нет своей площадки, ей необходимо согласовать использование чужой — оформить договор с владельцем удобного для нее контейнера», — добавляет Губайдуллин.
Типовые договоры
Оформить отношения с регоператором компании должны с помощью типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Они уже есть в открытом доступе — их можно скачать на сайте «Экотехпрома». При этом у предпринимателей и организаций, которые заключат договоры напрямую с ОКУ, будет возможность урегулировать с оператором график и периодичность вывоза отходов, а также вывоз отходов, которые не относятся к ТКО (и выходят за рамки типовых соглашений). С оператором комплексной услуги можно будет решить вопрос с контейнерами и площадкой (регоператор может предоставить баки в аренду, если у компании нет своих или они в ненадлежащем состоянии). Кроме того, при заключении договора можно будет согласовать и отдельные детали: адрес, по которому будет приходить корреспонденция от регоператора, и/или потребность в малогабаритной машине, которая будет вывозить отходы (например, если контейнерная площадка компании расположена в узком переулке).