Музыка как предмет воспитания

pink hair 1450045 1920 Советы на день

Музыка как средство воспитания. Как слушать музыку

9ae0d76dd0511a486ae123a96f06e5fd Наталья Антипова
Музыка как средство воспитания. Как слушать музыку

«Учимся слушать и понимать музыку»

Музыка, как средство воспитания.

«Человек, слушающий музыку, не может не ощущать своей связи с целым миром» говорил Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Музыка во всех своих формах, начиная от песни и марша и кончая оперой и симфонией, является очень действенным средством воспитания.

Всем ли доступно наслаждение музыкой? Не требуется ли для этого каких-то особых музыкальных способностей?

Понимание музыки и наслаждение ею, доступно, разумеется, каждому.

Но один человек хорошо запоминает мелодию и даже может её повторить голосом или «подобрать» на каком-нибудь музыкальном инструменте, а другой не обладает такими способностями. Однако и на него музыка может

действовать положительно: воодушевить, взволновать или успокоить.

Так как же уметь слушать музыку?

Никакого особого способа слушания музыки не существует! И всё же это не исключает того, что музыку надо действительно УМЕТЬ СЛУШАТЬ.

Чтобы услышать все богатства, заключённые в музыкальном произведении, чтобы понять содержание услышанного и суметь оценить его форму, надо обладать навыками слушания музыки.

Многие считают музыку (особенно инструментальную, не связанную с текстом) недостаточно понятным искусством. Она как будто не располагает такими возможностями конкретного отражения эпохи, как, например, литература или художественное полотно.

Рассматривая произведение художника, мы можем определить и эпоху, когда оно возникло, и национальную школу, к которой принадлежит художник. Разобравшись в идее произведения, мы можем составить представление о мировоззрении художника.

В литературном произведении приметы исторической эпохи, национальной школы и мировоззрения автора выступают ещё более откровенно.

А музыка? Обладает ли она исторической и национальной конкретностью?

Конечно, да! Даже неискушённый в музыке человек легко отличит русскую песню от песни негритянской или испанской.

Литература и живопись обладают исторической и национальной определённостью, а также вещественной, предметной конкретностью.

Связь этих искусств с жизнью не требует особых доказательств.

Музыка же, в большинстве случаев не имеет подобной вещественной конкретности. Это вызывает у многих представление о музыке как о «зашифрованном» искусстве, которое по самой своей природе неопределённо, даже абстрактно.

Действительно, в музыке труднее, чем в литературе и живописи, проследить связь между каким-либо явлением и жизнью.

Выражая по-своему мысли и чувства людей, музыка, как бы обладает своей конкретностью.

Для того чтобы в этом убедиться необходимо ответить на некоторые вопросы:

Какими «преимуществами» обладает музыка по сравнению с другими видами искусства?

Имеет ли музыка подобно им «живую» натуру?

У каждого искусства есть свои «преимущества».

Живопись обладает непостижимой для других видов искусства НАГЛЯДНОСТЬЮ.

Литература имеет преимущество ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО

показа любых фактов и явлений жизни.

Музыка не в состоянии изобразить предмет или событие так, как это могут литература или живопись.

Музыка существует как особый вид искусства в силу того, что и у неё есть свои «преимущества».

В чём же они заключаются?

Неисчерпаемый мир человеческих переживаний, так называемая сфера человеческой жизни, тончайшие оттенки настроений, столкновение и борьба противоречивых чувств могут быть в музыке выражены более непосредственно, чем в литературной прозе. При восприятии музыки нет необходимости опираться на словесно выраженные понятия и представления.

Например, послушаем несколько мелодий грустного характера. Любую из них можно кратко определить словом «грустная». Но каждая из них по-своему неповторима. Можно составить огромную концертную программу из одних только грустных песен. И мелодия каждой из них будет иметь свой особенный музыкальный облик, отличающий её от других грустных мелодий. Наш слух легко определит и запомнит эти различные выражения грусти. Если мы попробуем словами охарактеризовать оттенки настроения

этих мелодий, то убедимся, что это чрезвычайно трудно.

Не случайно про музыку говорят, что она начинается там, где кончаются слова.

Вот мы и сделали первый шаг для понимания музыки, если подумать, это оказывается не очень сложно.

Между тем, следует подчеркнуть, что содержание музыкального искусства

ни в коей мере не исчерпывается сферой только так называемых эмоциональных переживаний человека. В человеческой деятельности чувства и мысли составляют неразрывное единство. Поэтому взгляд на музыку, как на «язык настроения» является односторонним.

Именно музыка обладает удивительными возможностями для выражения всех тонкостей, так называемых, душевных процессов и процессов духовной жизни, надо только внимательно прислушаться не только к музыке, но и к себе.

Не только в вокальной текстовой музыке (песня, романс, опера, но и в инструментальной, мы встречаем весьма конкретные образы и идеи,относящиеся к самым различным сторонам жизни человека: картины природы, образы жизни и смерти, героическую борьбу, грёзы, мечтания, тревожные предчувствия, сцены народного веселья, сражения, радость, гнев, ласку, грацию и т. д.

И всё же, многое станет более убедительным, если знать, что же в окружающей нас жизни играет для музыки роль «живой натуры».

Каждое искусство имеет так называемую «живую натуру».

Живописец делает зарисовки пейзажей, человеческих лиц. В арсенале выразительных средств художника – линии, цвета, сочетания красок, перспектива, игра света и тени, отражения предметов в воде и т. д.

Великие писатели «списывали» биографию, внешность и отдельные черты характера своего героя с кого-нибудь из своих знакомых.

Особый язык жестов, мимики, движений, которыми пользуется танцевальное искусство, тоже имеет свою основу в повседневной жизни человека.

Наблюдается ли аналогичное явление в музыке или она составляет исключение среди других искусств?

Для музыки искать «живую натуру» будет естественным среди звучащих явлений жизни. Известны многие примеры изображения в музыке морского прибоя, пения птиц, горного эха, бегущего поезда. Однако музыка не воспроизводит их подлинного звучания, а только вызывает ассоциации, подсказывающие нашему воображению то или иное явление.

Например, в музыкальном произведении, передающем движение поезда, самого поезда нет. О нём напоминает нам в первую очередь характерный ритм. Таким образом, слушая музыку, можно услышать сочетание звуков разных по высоте, продолжительности, ритму, тембру, регистру и т. д.

Может быть, достаточно зафиксировать эти элементы, дать им математически точное выражение и возникнет музыка? Нет! Для этого набора не хватает самого главного – мелодии, без которой музыка не живёт!

А теперь, немного прислушиваясь к себе, повнимательнее прислушаемся к звучащей вокруг нас музыке и постараемся понять, о чём она нам рассказывает. Удачи!

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Человек стал.

detsad 16340 1551689341«Учим ребёнка — слушать музыку». Консультация для родителей Музыка начинается с тишины. Музыку можно услышать везде! (Шум дождя, шелест листьев, звон весенней капели, шорох тёплого ветерка). С.

detsad 322115 1536916322Консультация музыкального руководителя «Учим малышей слушать музыку» Раннее музыкальное развитие вносит залог для успешного художественно-эстетического воспитания дошкольника. Дети второго года жизни могут.

detsad 144038 1496837748Кукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

detsad 493274 1557757037Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Источник

Музыка и воспитание детей: как ребенок развивается через музыку?

Сегодня мы рассмотрим, как связаны музыка и воспитание детей, а также разберем влияние музыки на умственное развитие ребенка!

Обучение музыке и ее слушание оказывают колоссальный положительный эффект на развитие мозга детей и подростков. Также совместное прослушивание музыки, танцы и пение песен положительно влияют на отношения между родителями и детьми.

Это два момента делают музыку крайне важным фактором для полноценного развития подрастающего поколения. О них мы и поговорим в этой статье!

Влияние музыки на развитие мозга

Обучение музыке в раннем возрасте (до семи лет) вызывает реальные физические изменения в структуре и функциях мозга. Известно, что при этом увеличивается белое вещество в мозолистом теле, что приводит к увеличению связности мозга.

Также раннее музыкальное обучение способствует увеличению серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсорно-моторной области.

Музыка и воспитание детей

“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”.

Музыка улучшает эмоциональную регуляцию и способность быстро реагировать на события. Это повышает способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать чрезмерных стрессов.

Одним из последних открытий нейровизуализации является то, что даже краткая музыкальная тренировка приводит к увеличению кровотока в левой части мозга. Это, например, приводит к улучшению языковых способностей, когнитивных функций, включая внимание, и зрительно-пространственного восприятия.

lazy placeholder

Читайте также:

Из-за возросшего интереса к взаимосвязи между музыкой и мозгом была создана целая область исследований – нейромузыкология.

Все исследования, проведенные за последние несколько лет, сходятся в одном – музыка активирует каждую известную область мозга и способствует ее развитию.

Известно, что мозг музыкантов больше, чем у среднестатистических людей. Они обладают превосходной рабочей памятью, слуховыми навыками и когнитивной гибкостью. С течением времени музыка «перестраивает» мозг, либо укрепляя существующие связи, либо формируя новые нейронные цепочки.

Влияние музыки на обучение

Развитие ребенка через музыки идет по многим направлениям, например:

Также не стоит забывать, что игра на музыкальных инструментах всегда приводит к повышению самооценки.

Музыка как средство развития ребенка в раннем возрасте

Слушать или заниматься музыкой в любом возрасте полезно. Тем не менее, эксперты считают, что максимальные преимущества достигаются, когда музыкальное обучение начинается в возрасте до семи лет.

Сейчас даже доступны наушники для живота, поэтому мамы могут позволить своему ребенку начать слушать музыку еще до его рождения.

Роль музыки в воспитании ребенка

Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, связанные с сочувствием и позитивным мышлением. Нейронаучные исследования показали, что при этом высвобождается гормон дофамин – нейротрансмиттер, который активирует центр удовольствия в мозгу.

Совместная “музыкальная деятельность” создает доверие между ее участниками и делает их ближе. Эта синхронизация выходит за рамки повседневного опыта.

Есть много способов, которыми родители и дети могут общаться посредством музыки. Вот несколько из них:

Пение

Пение в отношениях родителей и детей начинается с колыбельных. Родителям рекомендуется как можно чаще петь их своим маленьким детям.

Пение малышам не только развивает связь с ними, оно также жизненно важно для развития языковых способностей детей.

С детьми постарше можно уже петь вместе. Совместное пение увеличивает синхронизацию друг с другом. Это отличное занятие для поездок, посиделок у костра и семейных вечеров.

lazy placeholder

Вот несколько песен, которые вы и ваши дети могли бы спеть прямо сейчас:

Песенка бременских музыкантов

Голубой вагон бежит-качается

Просыпается заря

Я верю

Танцы

Танцы с детьми начинаются с того, что вы поднимаете малыша, поете и кружите его по комнате.

Ищите песни, которые нравятся вашим детям, пойте и танцуйте под них вместе. Пусть дети школьного возраста научат вас танцевать под песни, которые нравятся им. И, конечно, не забывайте о старых произведениях – хитах всех возрастов.

Танцы – это отличная замена прожиганию времени у телевизора.

Совместное прослушивание музыки

Слушать музыку вместе очень полезно. Познакомьте своих детей с прослушиванием классической музыки. На YouTube есть несколько фантастических видеороликов, которые знакомят детей всех возрастов с классикой.

Походы на концерты

Ходить на концерт вместе – это прекрасный способ по-особому провести время со своими детьми. Если в вашем городе проходят выступления симфонического оркестра, сходите туда с детьми.

Многие оркестры предлагают специальные программы для детей, чтобы познакомить их с классикой. Эти программы забавны и, как правило, предназначены для сближения детей и родителей.

lazy placeholder

Также ищите концерты и других видов музыки (например, рок или кантри) для посещения со старшими детьми. Музыкой можно влиять на воспитание детей всех возрастов!

Игра на музыкальных инструментах

Участие родителей в обучении служит стимулом для детей. И, как мы уже писали ранее, обучение музыке способствует улучшению когнитивных функций и развитию социальных навыков, причем это касается как детей, так и их родителей!

Будет прекрасно, если музыка станет вашим общим хобби.

Заключение

Значение музыки в воспитании детей сложно переоценить. Музыка создаёт в семье чувство общности, а общность – это безопасность и защищенность.

Основы музыкального воспитания – это участие в веселых играх, моменты близкого личного общения, развитие семейных традиций и уважение. Музыкальный взаимообмен с детьми прекрасно сочетается как с играми, так и с повседневными семейными делами.

Музыка и воспитание детей – мнение эксперта

Источник

Музыка как средство воспитания ребенка

Роль музыкального искусства в обществе, влияние музыки на развитие личности. Способы музыкального воспитания, главный принцип метода доктора Сузуки, лучшее время для занятий в музыкальной школе. Занятия музыкой дома, развитие уважения к прекрасному.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.10.2014
Размер файла 26,6 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Роль музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным средством коммуникации между людьми. Она передает мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения. Обобщая многовековой социокультурный опыт человечества, сосредотачиваясь на самом человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром, музыкальное искусство сегодня прочно вошло в целостную систему человековедения.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

музыкальный метод воспитание

Таким образом, музыкальное воспитание способствует:

— развитию речи, слухового и зрительного восприятия;

— улучшению математических, аналитических способностей;

— обогащению самостоятельной игры и творческой деятельности детей;

— формированию гармоничной личности.

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Каким образом прививать детям любовь к музыке? На этот вопрос в одном из интервью ответил Михаил Казинник: «Просто сядьте вечером вместе с ребенком на диван, обнимите его, приглушите свет и включите минут на десять произведение Моцарта. Каждый день по десять минут и больше ничего не нужно».

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точной классификации их не существует. В теории российской педагогики основными методами являются: а) убеждение, б) приучение, упражнения.

Рассмотрим теперь упражнения как метод организации детской музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми

Таким образом, методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.

Важная роль в музыкальном воспитании отводится родителям. Они на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке, вызвать интерес к ней:

* Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом, начните его осваивать вместе со своим ребенком;

* Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов, изучайте музыкальные термины, историю музыки и создания музыкальных инструментов;

* Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;

* И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки.

У всех ли есть музыкальные способности?

ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ ДОМА?

Да. Это может показаться странным, особенно тем родителям, которые сами не имеют музыкального образования. Но именно родители способны передать детям любовь и уважение к музыке, а музыкальное воспитание начинается прежде всего в семье. Все без исключения педагоги-новаторы, о которых я рассказывала выше, предавали огромное значение семейному образованию. Ведь именно в семье зарождаются традиции, воспитывается любовь и уважение к прекрасному, развивается вкус.

Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше, душевнее, честнее, а главное, счастливее.

44. Медушевский В.В. Музыкальный жанр // Там же.

Размещено на Аllbest.ru

Подобные документы

Проявления музыкальности в раннем детстве. Музыка, как средство всестороннего развития ребенка. Значение музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада. Задачи музыкального воспитания для гармоничного формирования личности ребенка.

курсовая работа [29,9 K], добавлен 20.09.2010

Теоретический анализ проблемы восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности. Сущность и особенности восприятия музыкального произведения.

дипломная работа [60,2 K], добавлен 21.04.2005

Общая характеристика и особенности музыки как вида искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой. Роль музыки как фактор развития личности. Звук как материал, физическая основа построения музыкального образа. Мера громкости музыкального звука.

реферат [15,8 K], добавлен 15.03.2009

Задачи и содержание программы музыкального воспитания. Разработка Н.А. Ветлугиной системы музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, применяемой в детских садах. Виды и формы организации музыкальной деятельности детей. Музыкальный букварь.

реферат [19,6 K], добавлен 20.06.2009

Развитие восприятия музыки при обучении игре на фортепиано. Понятие музыкальной семантики. Инструментальный театр Гайдна: пространство метаморфоз. Гайдн в музыкальной школе. Работа над грамотным прочтением текста. Интерпретация музыкального произведения.

реферат [101,8 K], добавлен 10.04.2014

Источник

Лекция по теме: Введение в курс. Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей.

Введение в курс. Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей.

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой. Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды, искусства, изобразить, или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержание? Что мы называем содержанием музыки? Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.— М.;Л., 1947.— С. 7.) Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состоянии. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Т. Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности — шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц — путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т.е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн — умиротворенным или грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния. Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения. Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспроизведения. Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор. В целом выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Так, например, траурная музыка воспринимается всеми людьми как траурная, а нежная — как нежная. Но слушание музыки — это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности? К ним относятся: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер — спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее можно изобразить так: А В А.

Выразительное значение повтора темы увеличивается, если она после появления нового образа (В) сама изменяется. Условно ее второе появление обозначается как А. В этом случае трехчастная форма может быть представлена схемой А В А.

Повтор связан с другим принципом — к о н т р а с т о м, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, может звучать как противопоставление. Так, например, если первая часть была полна беззаботности, веселья, средняя часть вносит контрастный образ (тревога, зло и т.д.). В третьей части в зависимости от того, будет повтор точным или измененным, можно проследить за развитием образа, за музыкальной драматургией.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с помощью этих же принципов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки — музыкальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Её разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка. Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки. Само слово «жанр» произошло от латинского genus— род и от французского gehre—род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр — это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом. На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, месса, кантата, оратория), камерной— нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической — написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, март) не исчезают в профессиональной музыке. Эту особенность использовал Д.Б. Кабалевский при построении своей программы по музыке для общеобразовательной школы. Начиная с простых первичных жанров, Д.Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкальных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, созвучных времени. Музыка И.С. Баха, во многом связанная с культовыми обычаями, по языку значительно отличается от романтической, взволнованной музыки Ф. Шопена и от заостренной, конфликтной современной классической музыки.

Б.В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным словарем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее большом познавательном значении. Так, например, музыка французских клавесинистов конца XVII — начала XVIII в. (эпоха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, некоторой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность музыки, способствовавшая возникновению произведений малых жанров — миниатюр, требовала и определенной манеры исполнения. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен в своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он рекомендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «избавиться от гримас на лице. с помощью зеркала, поставленного на пюпитре спинета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, «взгляд не должен быть ни пристально сосредоточенным на каком-либо предмете, ни рассеянным; словом, надо смотреть на общество так, как будто ничем не занят». Можно ли представить себе такой стиль исполнения музыки в наше время?

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музылькално-образовательная деятельность), необходимо развить в детях вес лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться этого, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Ученики начальной школы имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,— пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:

— развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

— сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

2. Назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонаций.

3. Каковы возможности музыки в воспитании человека?

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector