Музыкальное образование следует рассматривать как

woman 1784755 1920 Советы на день

Цель музыкального образования

В современной педагогике целью музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Понятие музыкальная культура учащихся чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Вот что в содержание этого понятия ставит на первое место Д. Б. Кабалевский: «…способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, – это “особое чувство” музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…».[61] Тем самым Д. Б. Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении является также развитие у детей исполнительского, творческого начала.

Такой подход к целевым установкам общего музыкального образования признается практически всеми отечественными педагогами-музыкантами. Однако каждый из авторов концепций общего музыкального образования по-своему раскрывает это понятие, выделяя в нем те или иные стороны.

Интерпретация цели музыкального образования – формирование музыкальной культуры личности учащегося – осуществляется Д. Б. Кабалевским в его концепции сквозь призму следующих целевых установок:

• ярко выраженная воспитательная направленность, способствующая развитию прежде всего заинтересованного, эмоционально-ценностного, художественно-эстетического отношения к музыке, музыкального мышления, музыкально-эстетического вкуса, музыкально-творческих способностей, умений и навыков;

• опора на мировое музыкальное наследие – «золотой фонд» музыкальных произведений разнообразных форм, жанров, стилей;

• вера в преобразующую силу музыки, в возможность с помощью искусного и мудрого педагогического руководства благотворного воздействия искусства прежде всего на эмоционально-ценностную сферу личности учащегося;

• развитие музыкального мышления детей, их творческого потенциала в процессе слушания музыки, ее исполнения и сочинения.

В. В. Медушевский в своей концепции «Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства» утверждает необходимость возрождения музыкального воспитания детей на религиозной основе и даже «изъяснение светской музыки» предлагает осуществлять «в духовных категориях».[62]

В концепции Л. В. Шаминой музыка также признается «действенным средством воспитания духа».[63] Но в отличие от В. В. Медушевского, автор выдвигает этнографическую парадигму школьного музыкального образования, предлагая идти по пути от постижения этнографической культуры своего народа к «музыке мира».

Согласно концепции Л. А. Венгрус, средством приобщения школьников к музыкальной культуре является пение. Автор призывает воплотить в жизнь реформу музыкального образования, введя музыкальный всеобуч, предполагающий осуществление «музыкального образования и воспитания на основе метода начального интенсивного хорового пения».[64]

Музыкальная культура ребенка проявляется в его музыкальной воспитанности и обученности.

Музыкальная воспитанность предполагает в первую очередь эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, сформированность круга музыкальных интересов и вкусов.

Обученность в музыкальном образовании проявляется главным образом в знаниях музыки и о музыке, в музыкальных умениях и навыках, в широте и глубине приобретенного учащимся опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, а также опыта музыкально-творческой деятельности.

Музыкальная воспитанность и обученность в практике музыкального образования существуют неразрывно, и основой их единства является специфика музыкального искусства, его интонационно-образная природа. Генетически заложенная в ребенке музыкальность и ее развитие в процессе целенаправленного воспитания и обучения являются основой успешного становления его музыкальной культуры.

Л. В. Школяр, характеризуя музыкальную культуру школьников, особо подчеркивает, что «становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать…».[65] Автор выделяет три компонента музыкальной культуры: музыкальный опыт школьников, их музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.

Литовский педагог-музыкант А. А. Пиличяускас, исследуя проблему музыкальной культуры школьников, предлагает рассматривать ее как потребность к музыкальной деятельности, возникающую на основе соответствующих знаний, умений, навыков. При этом ученый подчеркивает, что учащийся, усваивая ту или иную учебную программу, часто отворачивается от предлагаемых в ней ценностей и находит свои, о которых на занятиях практически не упоминается. Происходит противопоставление академической музыки, на которую ориентирует учитель, и «альтернативной музыки» (термин А. А. Пиличяускаса, означающий в педагогике несовпадение музыкальных предпочтений учителя и учащихся), которая, как правило, на уроке не звучит.[66] Устранение этого противоречия является необходимым условием формирования музыкальной культуры учащихся.

Существующая в нашей стране система музыкального образования обеспечивает следующие необходимые условия для развития музыкальной культуры учащихся:

обязательность уроков музыки в учреждениях общеобразовательного типа;

• создание развернутой системы дополнительного музыкального образования, реализуемого во внеклассной и внешкольной музыкальной работе, в которой могут принять участие все желающие;

подготовка педагогов-музыкантов в системе высшего и среднего специального образования;

• предоставление возможности педагогам-музыкантам повышать свой профессиональный уровень в системе поствузовского образования;

• создание учебно-методической базы.

Цель музыкального образования, заложенная в той или иной концепции, определяет направленность всех компонентов музыкального образования: задач, принципов, содержания, методов и форм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Сущность теории музыкального образования

Теория музыкального воспитания школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о законах детского музыкального развития, воспитании его эстетических чувств в процессе ознакомления с музыкой и формировании эстетического сознания. Теория музыкального образования является частью общей системы педагогических наук и занимает определенное место в ней. Теория музыкального воспитания школьников также является частью школьной педагогики. посвященный воспитанию ребенка от 6 до 15 лет. Эта область эстетического воспитания, законы которой распространяются на всю художественную и музыкальную деятельность человека.

В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников через музыкальное искусство трактуется неоднозначно. С одной стороны, подтверждается важность эстетического воспитания в формировании внутреннего мира каждого школьника, в формировании его личности. С другой стороны, некоторые авторы ставят под сомнение исторически сложившееся отношение к искусству как методу обучения. В настоящее время образовательная ценность искусства стала очень важной.

Уже развитый опыт музыкальной педагогики раскрывает две функции музыкального образования.

Первая функция классическая: формирование музыкальной культуры личности, достижение уровня духовных и моральных ценностей и универсальных гуманистических убеждений. Творческое развитие и образное мышление являются сопутствующими качествами, приобретенными в опыте общения с музыкальным искусством.

Важными факторами, активизирующими процесс творческой деятельности, являются развитие воображения, способность сравнивать гетерогенный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину в целом. Эти способности развиваются у человека прежде всего в эстетическом цикле.

Теория музыкального образования подразумевает взаимосвязь с педагогикой, психологией и физиологией детей школьного возраста, а также с эстетикой и специальными историческими и теоретическими дисциплинами (история и теория музыки, гармония, полифония, инструменты и т.д.). Точками связи с этими научными областями являются основные концептуальные положения об эстетической сущности музыкального искусства и его значимости в музыкальном и эстетическом развитии школьников.

Музыкальный опыт формировался не только путем обогащения сознания музыкально-слуховыми впечатлениями и представлениями, но и путем ассимиляции музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний, развития ассоциативно-художественных (связанных с другими искусствами) и ассоциативных жизненных концепций, вызванное восприятием музыки. Опыт прослушивания был сформирован на основе музыкальных и культурных знаний. В то же время музыка воспринималась как язык и средство общения.

Важный вклад в теорию и методологию восприятия музыки внесли академик, композитор Б. В. Асафьев. Многие аспекты его музыкальной и теоретической концепции составляют неотъемлемую часть теоретической основы современных методов музыкального образования в школе. Его методика интонации, интерпретация взаимосвязи между процессами восприятия и логической организации музыкального произведения и динамическое изучение музыкальной формы имеют методологическое значение для музыкального воспитания школьников. Очень важно утверждать центральное положение Асафьева восприятия в их социокультурных связях и отношениях. Ориентация на активное, когнитивное восприятие, связанное с социальным опытом личности, в теории музыкального образования актуальна и по сей день.

В течение многих лет музыкальное образование школьников изучалось композитором, педагогом, общественным деятелем Д.Б. Кабалевский. В своей популяризирующей деятельности, рассказывая детям о музыке, он придавал большое значение интегральной характеристике музыкальных произведений, основное внимание уделялось их эмоционально-образному содержанию, особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств. Для Кабалевского было важно показать, какова общая идея композитора, автора произведения. Какой музыкальный смысл он воплощает, в каких условиях была создана работа, то есть приближает его к реальной жизни.

Все это, очевидно, должно основываться на принципе: от обучения до овладения знаниями как личной ценности.

Для теории музыкального образования также важны социологические исследования в области музыкального искусства, связанные с идентификацией музыкальных вкусов слушателей в зависимости от их возраста, уровня образования, пола и региона. Зная социологические характеристики аудитории своих детей, учитель музыки сможет правильно организовать свою педагогическую деятельность.

Развитие музыкальной культуры школьников является главной целью музыкального образования и воспитания. Проблема личной культуры рассматривается представителями различных областей: философии, культуры, искусства, педагогики и музыковедения. Таким образом, важные аспекты феномена культуры раскрыты в работах Л.Н. Коган, Э.В. Соколова Г.А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многогранное явление, которое оказывает значительное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни и определяет важные критерии культуры личности:

1) его универсальные человеческие представления о ценности жизни, человека и общества;

2) отношение индивида к культурному опыту всех поколений человечества;

3) участие человека в творчестве, в создании новых материальных и духовных ценностей;

Основными принципами теории музыкального образования являются такие положения возрастной психологии, как признание ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ученика, или, например, преобладание сенсорного познания в начальной школе.

Основу теории музыкального образования составляют общие педагогические методы исследования как способ решения исследовательских задач: наблюдения, методы опроса, а также педагогический эксперимент.

2. Цели и задачи музыкального образования в школе

Высшей целью школьного музыкального образования является передача ценного духовного опыта поколений, сосредоточенного в музыкальном искусстве в его наиболее полной и всеобъемлющей форме и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Основным средством достижения этой цели являются постоянные и систематические встречи студентов с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких стандартах художественного творчества.

Задачами музыкального воспитания и воспитания на уроках музыки в современной школе являются:

• формирование музыкальной культуры школьников, которая включает в себя создание социального и художественного опыта, процесс его формирования, развитие широты и социально значимого направления личного музыкального и эстетического вкуса;

• приобретение детьми системы базовых знаний, навыков и методов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего независимого знакомства с музыкой, музыкальным самообразованием и самообразованием;

• развитие музыкальных способностей, пение голоса, знание и навыки в области музыки, в том числе музыкальные, грамотные;

• приобретение духовной автономии, развитие духа от безликих «мы» к формированию духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

• Улучшение эмоциональной сферы детей, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интерес и любовь к художественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

• Вовлечение детей в «золотой фонд» народных, классических и современных песен, формирование интереса и любви к пению, хоровое исполнение;

• развитие способности общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с классическим музыкальным наследием), чтобы испытать эту потребность;

• активизация социально полезной ориентации музыкальных уроков для использования репертуара, знаний и навыков, приобретенных в классах и уроках, в деятельности детского коллектива, по-своему, в свободное время;

Важнейшим направлением музыкального знания является формирование с их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых молодым гражданам и патриотам России.

Развивается принцип обсуждения, определенный «конфликт», диалог в проведении музыкальных уроков. Использование дискуссии в музыкальной работе, музыкальном направлении (романтизм, современность, поп-музыка или рок-музыка и т.д.) Заключается в самом процессе «поиска вслух», а не в поиске единственного истинного ответа, который подходит всем.

Задача обсуждения на уроке музыки состоит в том, чтобы определить ваше собственное личное мнение о предмете.

Предложенная концепция музыкального воспитания детей в значительной степени поглотила то, что накапливается в русской музыкальной педагогике (дореволюционные и последующие годы). Его основные моменты не представляют собой нечто совершенно неизвестное опытной музыке: здесь принципы образования, связь музыкальных исследований с жизнью, принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы.

Однако раскрытие этих принципов на практике в школе требует немного другого подхода, чем раньше:

• постоянное выполнение задач комплексного музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной группы детей к другой;

• понимание лидером музыки, учителем, который обогащает ученика даже самым элементарным пением, не говоря уже о главном репертуаре пения, слушании музыки и игре на инструментах;

У учителя-музыканта всегда нет времени на музыкальные уроки, и поэтому каждая минута урока драгоценна. Важно, чтобы занятия и уроки не были пустыми и формальными, чтобы они постоянно «попадали в цель».

Источник

Статья «Концепция и принципы музыкального образования»

Глава 1. Концепция музыкального образования………..5

Глава 2. Содержание музыкального образования………8

Глава 3. Цели и задачи школьного музыкального образования…….12

Глава 4. Принципы музыкального образования……..15

Глава 5. Методы музыкального образования………..16

Список использованных источников………………..20

Музыкальное образование — это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, что свидетельствует о соответствующем уровне овладения музыкальными явлениями в аналитически-теоретическом или практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Музыкальное образование регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют её содержание и основные принципы.

Закономерности музыкального образования — объективные причины, которые характеризуют существенную связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания. К ним относятся: соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;

зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;

ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальную музыкальную традицию.

Принципы музыкального образования

Под принципами музыкального образования понимают основные теоретические идеи или требования, на которых базируется музыкальный учебно-воспитательный процесс. К ним относятся: доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от его пола, национальности и вероисповедания;

равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;

гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

связь с национальной и мировой художественной культурой;

взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;

свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;

научность музыкального образования, его организация на основе передовых научно-методических достижений музыкально-теоретической мысли и практически-исполнительской деятельности;

ступенчатость и непрерывность — обеспечение условий для элементарно-начального, среднего и высшего музыкального образования;

креативность — создание всех необходимых условий для активного и максимально инициативного музыкального творчества.

Движущие силы музыкального образования

Движущие силы музыкального образования — это совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания.

Первая группа движущих сил — мотивации — это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определённой деятельности. Мотивы могут быть материальные, социальные и морально-психологические. К первым можно отнести стремление человека приобрести какие-то материальные блага, которые может дать ему

музыкальное образование. Ко вторым — стремление стать музыкально образованным человеком, иметь престижную профессию. К третьим — получение морального удовлетворения от музыкального обучения и профессиональной музыкально-эстетической деятельности.

Вторая группа движущих сил — диалектические противоречия — это, в первую очередь, противоречия между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания. В логике организации учебно-воспитательного процесса эти противоречия возникают между пониманием и непониманием, знаниями и незнаниями, умениями и неумениями и т. п. Постепенное овладение следующим уровнем знаний, умений и навыков содержания музыкального обучения и воспитания создаёт перспективу движущей силы улучшения и повышения эффективности музыкального образования в целом.

Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось

неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» связаны с тем, что в односторонне интеллектуализированной и вербализованной современной школе предметы, входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру

личности. Пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общую успеваемость.

В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей.

В условиях России, многообразия национальных культур ее народов, важнейшей задачей становится сохранение единого культурного и образовательного пространства, что необходимо учитывать при разработке содержания эстетического воспитания и художественного образования на федеральном и национально-региональном уровнях.

Музыкальное образование ориентирует преподавателя и учащихся на развитие ассоциативного мышления, столь важного для художественного осмысления мира, на умения пользоваться методами сравнения, сопоставления, обобщения.

Целью данной работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе.

Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач :

— раскрыть сущность концепции и содержание музыкального образования

— определить цели и задачи школьного музыкального образования

— рассказать о принципах и методах музыкального образования.

Концепция музыкального образования

Общее художественное образование школьников недостаточно полно включает в себя воспитательный и образовательный потенциалы литературы, театра, кино, музеев, средств массовой информации, и для многих детей остаются недоступны целые пласты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего.

Важнейшим принципом структурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта,

окружающей его действительности.

Результатами занятий должны стать:

возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, неутилитарного отношения к нему;

-постижение закономерностей искусства;

-развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусств; творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), пластического интонирования, музыкально-ритмического движения;

-становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

В начальной школе занятия осуществляются на уроках музыки и пластического движения.

Последовательное, систематическое постижение учащимися искусства осуществляется с опорой на живое его восприятие, имеющийся жизненно-музыкальный опыт школьников и обобщения, к которым они приходят совместно с учителем. На этой основе рождается и развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, богатое воображение, фантазия и интуиция учащихся.

Необходимо активизировать разнообразную, и особенно исполнительскую, музыкальную деятельность младших школьников. Чрезвычайно важно в этом возрасте (как и на последующих этапах) развитие навыков грамотного, выразительного и эмоционального хорового пения, содержащего в себе среди прочих многих достоинств возможность достижения гармонии в коллективном взаимодействии участников хора, во время которого дети обращаются к опыту голосового, инструментального, пластического интонирования.

Целесообразны активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение, с попытками вокальных и инструментальных импровизаций, с организацией оркестра детских музыкальных инструментов. Исполнительские музыкальные навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия, соединения.

Постижение лучших образцов классической, народной, духовной и современной музыки, знаний, раскрывающих прежде всего интонационную, жанровую, стилевую природу

музыкального искусства и музыкального творчества, способно сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в том случае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми.

Весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятий должен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее особой эмоциональной силой искусство. Важно стремиться к тому, чтобы кульминацией каждого урока становилось глубокое «проживание» детьми подлинно художественного музыкального произведения. Такой подход дает возможность ребенку искать свой путь в мир музыкального искусства.

В основной школе спектр обозначенных выше путей и методов становления музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры принципиально сохраняется. Однако в этот период на основе приобретенного учащимися опыта интонационно-образного мышления, восприятия жанровой основы искусства необходимо акцентировать внимание на постижении музыкального образа, нравственно-эстетическом потенциале музыки, развитии музыкально-познавательных способностей. Повышении у детей интереса к высшим достижениям мирового музыкального

искусства, познании особенностей современного музыкального языка, все более широких и глубоких связей музыки с историей, художественной литературой, изобразительным искусством. И на этой основе развивать культуру чувств и эстетический вкус (в том числе по отношению к популярной массовой музыке).

В основной школе важно организовать изучение музыкальной драматургии как процесса диалектического усвоения богатого жизненного материала (по формуле «Законы музыки — законы жизни»). Именно музыка, в силу ее особой способности воплощать в художественных образах сложные перипетии реальности, может наиболее эффективно психологически адаптировать подростков к ценностям и противоречиям большого мира.

Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества в подростковый период укрепляет социальные параметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональном уровне, дает ощущение ценности не только Я, но и Мы через опыт интонационно-образного взаимодействия.

Большое внимание следует уделить современным способам общения с музыкой, применяя компьютерную технику, электронно-музыкальные инструменты и т.д.

В старших классах музыка включается в исторический контекст. В этот период обучения вводятся представления об исторических стилях в музыке и других видах искусства. В старших классах используется весь накопленный на предыдущих ступенях музыкального образования опыт, рассказывается о синтезе различных искусств, осваиваются универсалии общехудожественного языка и эстетического отношения к миру в целом. Усиливается акцент на самостоятельную музыкально-образовательную деятельность подростков, на более углубленные занятия музыкой в тех формах, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес. Особое значение приобретает освоение ими современных способов синтезирования звуков, всех технических и электронных средств общения с музыкой в современных условиях.

Содержание музыкального образования

Перед современным художественным музыкальным образованием стоят следующие задачи:

-художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание);

-воспитание бескорыстного отношения к миру;

-формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие;

-усвоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего;

-формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Музыкально образование в школе имеет следующие задачи:

— увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

-развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;

-заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в

процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;

-развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами; побудить к музыкальному самообразованию.

С перечисленными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:

1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2) творческая позиция;

3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского)

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании.

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные критерии его отбора для всех программ тождественны. Это знакомство с:

-образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;

-различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

-выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;

-музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф.

Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).

В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как

воспитательно-ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности.

Элементами содержания музыкального образования являются:

1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

2) музыкальные знания (ключевые и частные);

3) музыкальные умения и навыки.

Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве

В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:

1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;

2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:

1) объяснение преподавателем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное» звучание гласных и т.д.),

музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки игры на детских инструментах и др.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

-различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная

(церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов — все это является основой становления музыкальной культуры школьников;

-познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;

-изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогают школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

-деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

В I классе программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни». Здесь происходит

знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениями на близкую детям тематику, которые музыкальными средствами рассказывают о явлениях окружающей жизни: о доме и школе, детских играх и танцах, о природе и сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных настроений, показывают, что музыка очень

нужна каждому человеку в жизни. Тезис о нужности является сегодня одним из главнейших в музыкальной педагогике.

Во II классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа III класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов».

Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, — «Музыкальная жизнь России». Ею открывается новая тематическая линия, которая в дальнейшем будет одной из ведущих.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные Умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания. Так, в V классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов М. И. Глинки, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.

В VI и последующих классах главной становится тема «О стилях в музыке». Учащиеся получают представление о классической русской национальной музыке, о венской классической школе, 0 творчестве композиторов-романтиков; об индивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; об особенностях исполнительских стилей; о музыке современных отечественных композиторов.

В VII—VIII классах вводятся обобщающие темы, такие, как «Музыка «серьезная» и «легкая» — две составляющие единого музыкального мира современности», «Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры», «Музыка в кино и театре».

Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных), сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчество поэтов-бардов.

Цели и задачи школьного музыкального образования

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств

личности каждого ребенка.

Основные средства достижения такой цели — постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки в современной школе являются:

-формирование музыкальной культуры учащихся, что включает создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;

-приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

-развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;

-обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

-совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;

-становление «национальной широты» музыкального вкуса — стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);

-приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

-развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;

-активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;

-приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.

Предлагаемая концепция музыкального воспитания детей впитала в себя многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике (дореволюционной и последующих лет). Ее основные положения не представляют для опытного учителя-музыканта чего-то совершенно неизвестного: здесь и принципы воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках требует несколько иного, чем прежде, подхода:

-постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;

-понимания преподавателем того, чем обогатит учащегося даже самая элементарная попевка, не говоря уже об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;

-существления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.

На музыкальных занятиях применяются разные виды деятельности — пение, движение, анализ, игру на инструменте, проверку, выставление оценок, чтение учебника, музыкальные викторины, выполнение проблемных заданий,. Педагог-музыкант призван видеть в них не только «заинтересовывающие» формы учебной работы, чтобы не было скуки, а прежде всего средство активизации деятельности чувств и мысли.

Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность

на реализацию основополагающих принципов детской музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.

Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях.

При этом рекомендуется опираться на специфические черты:

-национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в среде которых реализуется данная концепция;

-традиции конкретного региона России;

Принципы музыкального образования

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания учащихся следует понимать как научную дисциплину,

изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство нескольких значений — образования (овладение системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира).Обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и способов действий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся).

Как педагогическая наука методика музыкального воспитания определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:

-обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;

-соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

-связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

— комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

— взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;

-сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

-постоянство требований и систематическое повторение действий;

-обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.

Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами

педагогического процесса методика музыкального воспитания подразумевает также закономерности:

социологические — зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;

коммуникативные — зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;

физиологические — зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;

организационные — зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния

здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;

психологические — зависимость результатов от интереса от уроков, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.

Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров), выполнение музыкально-ритмических движений — проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.)- Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.

Методы музыкального образования

Критерии выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

Под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития

учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.

Из общепедагогических применяется следующая группа методов, которые классифицируются:

-по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);

-по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков);

-по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

-по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном образовании детей.

Главное — не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через

интонацию, постижение музыки музыкой, другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными выразительными средствами, вырванными из целого.

Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления школьников и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.

Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода — «режиссура» структуры урока,

определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко). Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.

Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения Ю.Б. Алиев рекомендует ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников.

Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места для движений в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт.

Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и, главное, соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку — «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную или спокойную музыку — тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку — изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.

Вначале преподавателю лучше самому показать ученикам различные «образцы движений» — так им легче импровизировать новые. Дети с удовольствием двигаются под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.

Игра в оркестр. Данный методический прием создает у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.

Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на

заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.

Рисоване картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Чтобы учащиеся лучше запомнили музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме — викторины, концерта-загадки, концерта по заявкам.

Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания. А.А. Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик воспринимает, сопереживая, находя им аналогии.

Музыкальное образование предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах).

Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, ка

слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Стремление к достижению основной цели — воспитанию эстетических чувств — придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.

В соответствии с выдвинутому принципами музыкального образования учащихся, основная задача занятий музыкой состоит в пробуждении у детей интереса к музыке. В том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.

Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастного становления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцов высокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно ее глубокое и тонкое освоение.

Асафьев Б. В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — М., 1973.

Серов А. Н., Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895

Ларош Г. A., Исторический метод преподавания теории музыки, в его кн.: Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913

Апраксина О. А., Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. — М.: Просвещение, 1983. — С.54-57.

Асафьев Б. В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — М., 1973.

Кабалевский Д. Б., Музыка и музыкальное воспитание / Д. Б. Кабалевский. — М., 1984

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.И. Концепция и проект программы общего

Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей— М., 1980.

Баренбойм Л. А., Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. — Л., 1974.

Авратинер В. И., Обучение и воспитание музыканта-педагога / В. И. Авратинер. — М., 1981.

Ражников В. Г., Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. — М., 1989.

Фейгин М. Э., Индивидуальность ученика и искусство педагога / — М., 1975.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector