Пляж камней на острове Русский
Пляж камней — это 110 м каменистого берега на мысе Вятлина, расположенном в юго-восточной части острова Русский. На пляже, который местные называли Камушки, настоящий каменный городок появился в 2015 году, когда из камней, многим из которых больше ста лет, в рамках акции ко дню рождения Владивостока энтузиасты начали возводить каменные башенки. Всего было построено 155 каменных фигур. Через несколько лет часть из них нуждалась в восстановлении. Сегодня пляж камней — визитная карточка мыса Вятлина и острова Русский. Побережье регулярно пополняется новыми пирамидами, порой достигающими высоты человеческого роста.
Туристы и местные жители приезжают на пляж камней не только полюбоваться каменными изваяниями и искупаться в Японском море, но и выстроить свою башенку. Считается, что если во время строительства загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Отправляться в приморский стоунхендж лучше летом, в июле и августе. Начало лета не самое лучшее время для поездки: стоят туманы и довольно прохладно.
История появления
Пляж Камушки вплоть до 2015 года был одним из нескольких диких мест отдыха на острове Русском. Пока команда интернет-магазина Advance из Владивостока в лице владельца Дениса Горбунова в преддверии Дня города не инициировала конкурс «Каменные башни города у моря». По задумке организаторов, в рамках конкурса необходимо было определить победителей в четырех номинациях: самая высокая башня, самая красивая, самая необычная, а также лучшее фото с башней. Акция получилась резонансной. В 2019 году пирамидки были разрушены: по одной из версий, это произошло из-за сильного прилива, по другой, не обошлось без вандалов. Но довольно быстро башенки были построены заново. С этих пор каменные изваяния стали появляться на многочисленных городских сопках, на крышах домов, на фоне моста.
В строительстве первых 155 башен, сложенных в основном из плоских камней, было задействовано около 10 горожан-энтузиастов. На создание приморского стоунхенджа у них ушло около 7 часов.
Как отмечает Денис Горбунов, создание каменной пирамиды на диком пляже было его мечтой. Однажды, добравшись на пляж Камушки, он исполнил задумку. А на следующий день во время прилива друзья сфотографировали башню — получилось, как будто она вырастает из морской пены — завораживающее зрелище, натолкнувшее на создание масштабного арт-объекта.
Побережье
Мыс Вятлина, на котором находится пляж камней, представляет собой вытянутый участок суши. За счет того, что пляж расположен в бухте и закрыт скалами, побережье защищено от ветров со стороны Японского моря.
Мыс получил свое название в честь русского гидрографа, составившего карту залива Петра Великого, Алексея Петровича Вятлина. В окрестностях мыса находятся останки затонувшего старинного парохода, исследовать которые можно на глубине около 8 м. В этих же местах в 1981 году село на мель французское судно «Триумф».
Последние годы в этих местах много любителей дикого отдыха. Пляж галечный, с крупными камням. Несмотря на то, что около воды есть полоса мелкой гальки, босыми ногами ходить по ней неприятно. Лучше делать это в специальной обуви. Тем более что в Японском море много морских ежей, и можно запросто поранить ногу.
Ширина береговой линии небольшая. Вход в воду плавный, но из-за камней очень неравномерный: через пару метров можно зайти на глубину по грудь, а можно идти до 30 м по колено в воде. Поэтому пляж камней вряд ли подойдет для купания с детьми.
Это дикое место отдыха, без малейшего намека на цивилизацию. Кроме установленных по периметру баков для мусора. Несколько лет назад была попытка создания на мысе Вятлина зоны отдыха, были даже установлены спасательные вышки, но задумке так и не суждено было осуществиться.
Чем заняться на пляже камней
Самыми популярными занятиями на пляже камней, помимо фотосессий на фоне башенок, являются дайвинг, сноркелинг, а также ловля морских ежей и гребешков. Вообще, в этих местах морских гадов много, но многие из них занесены в Красную книгу, поэтому за их ловлю можно нарваться на штраф. Разве что поймать, посмотреть и отпустить.
Любители старинных военных построек могут пройти к основанию мыса, где находится взорванный капонир. Только входить в него запрещено.
Еще одно занятие на пляже — рыбалка. Кальмары, крабы, минтай, камбала — на уху точно хватит. Главное, спиннинг не сломать о камни в море.
Как добраться
Если ехать к пляжу на автомобиле, то часть пути пройдет по Университетскому проспекту, а затем по грунтовым дорогам. От моста нужно ехать до конца асфальтированной дороги, развернуться и проехать 500–800 м назад. Затем доехать до поворота направо у мусорных баков. Двигаясь по правой стороне, нужно подняться на смотровую площадку, от нее повернуть направо и ехать 300 м до развилки. Там повернуть налево, проехать еще 300–400 м до пляжа.
Из Владивостока от остановки «ТЦ «Изумруд» можно доехать на автобусе № 29, а также на маршрутном такси № 29к. Начало движения городского транспорта в 06:00, в 17:20 — последний рейс. Выйти необходимо на ост. «ТЭЦ Коммунальная», откуда до пляжа камней на мысе Вятлина остается пройти 2 км к югу — к самому концу мыса. По пути встречается несколько смотровых площадок.
До пляжа камней из Владивостока можно добраться и на такси. Для заказа машины можно обратиться в службы «Лидер», «Круиз», «Максим», «Восток». А также воспользоваться мобильными приложениями «Яндекс. Такси», Gett, Uber.
На видео пляж камней на острове Русском
К чистому морю без потери времени и колес: VL.ru испытал дороги до пляжей Русского острова (ФОТО; ВИДЕО)
Пляжная жизнь на Русском не заканчивается там, где заканчивается асфальтовая дорога. Владивостокцы об этом, конечно, знают, но далеко не все решаются осваивать красивейшие бухты по печально известным грунтовкам. Экипаж VL.ru совершил большой проезд по популярным местам острова и рассказывает: где найти уютный пляж с прозрачной водой, а где можно потерять время и нервы.
Ранее VL.ru выпустил карту острова с достопримечательностями, базами отдыха, спусками к морю, расположением остановок. Вот она. Для любителей гаджетов создано приложение «Карты ВЛ» для Android и iOS, работающее и офлайн, благодаря ему путь даже к отдаленным бухтам станет проще и быстрее.
Качество дороги: На 3+.
Лесная грунтовка от съезда с асфальта и до ближайших жилых домов пригодна для передвижения на любых авто. Миновав лес, можно лицезреть асфальтированный участок, который напоминает поверхность луны. Промчаться не удастся и дальше. Дорожное полотно вдоль моря, кажется, до сих пор не разровняли после того весеннего стояния талого снега. По обочинам временами встречаются грязевые канавы.
Связь и интернет устойчивые по всему маршруту.
Инфраструктура: На выезде из леса есть магазины, по пути несколько бань, продукция с подсобных хозяйств, имеется вывеска «кафе».
Как доехать: Через 500 метров после поселка Подножье поворачиваем направо, спускаемся по узкой дороге вдоль частных домов еще метров 300. Затем двигаемся по главной налево. Впереди еще около километра пути до бухты, которая находится с правой стороны от дороги.
Качество дороги: На 3 балла.
От предыдущей грунтовки отличается не сильно, но расслабляться не стоит. На участке вдоль леса постарайтесь не увязнуть в грязи. Дорога узкая и покрыта грязью – а это через неделю после дождя. Сразу после циклонов на низких автомобилях лучше не рисковать. Припарковаться непосредственно у моря будет проблематично – съезды больше похожи на грязевые траншеи.
Связь нормальная, интернет устойчивый до конечной точки пути.
Общее впечатление: Путь не долгий, но самый приличный заезд приведет на скудный кусочек прибрежной полосы, поросший травой. Если повезет здесь припарковаться, можно пройтись вправо по воде до более-менее приличных мест.
Инфраструктура: Ближайшие магазины в Подножье.
Как доехать: После Подножья едем по главной дороге около трех километров, никуда не сворачивая. В бухте дорога сама приведет в прибрежную зону.
Качество дороги: На 4 балла.
Если не считать пути до Подножья, то грунтовка нормальная и местами грейдированная. Две полосы для разъезда есть. Несколько размытых участков настроения не испортят.
Связь нормальная, интернет устойчивый.
Общее впечатление: Пожалуй, пыль столбом от интенсивного автомобильного потока – единственное неудобство. Преодолевать расстояние стоит ради достаточно ухоженного галечного пляжа. Правда, почти вся прибрежная зона занята базами отдыха с веревочками и шлагбаумами. Для желающих попасть к морю бесплатно доступна левая (дальняя) часть бухты.
Инфраструктура: На базах и в магазине населенного пункта можно найти необходимый продуктовый набор, по пути есть вывески «кафе» и «баня».
Советы от местных: На прозрачную воду и уединенный отдых надеяться не стоит. Островитяне отмечают, что вода в бухте давно не отличается чистотой, а отдыхающих с каждым годом становится больше. А еще последние годы в разгар сезона Рынду оккупируют тропические медузы. Для человека они безопасные, но купаться среди них приятно не всем.
Как доехать: От Рынды нужно свернуть на идущую вверх дорогу. Примерно через 700 метров повернуть направо. До следующей развилки примерно 500 метров – на ней двигаемся направо. Дальше едем прямо, через километр дорога выйдет к морю.
Качество дороги: 3-.
Рытвины, острые камни и крупные ветки на узком участке – все это ожидает рулевого по пути через лесную местность. А также несколько грязевых участков и луж. Но в сухую погоду проехать не проблемно. Критичных перепадов высот и резких спусков по пути нет, но иногда разъезжаться сложно. Непосредственно пятнадцатиметровый спуск к морю достаточно крутой и размытый.
Связь и интернет работают нормально, за исключением нескольких участков.
Общее впечатление: Практически весь путь можно преодолеть на легковушке. Понервничать рулевому придется на последних метрах маршрута. На низких автомобилях эти метры, конечно, преодолевают, но только на тех, днище которых не жалко.
Инфраструктура по пути не замечена.
Как доехать: На развилке в 700 метрах за Рындой едем по главной налево. Затем еще полтора километра вниз до Воеводы.
Качество дороги: на 3-.
Связь временами появляется, но не у всех операторов. Об устойчивом интернете приходится лишь мечтать.
Инфраструктура: В двух минутах ходьбы выше бухты расположены база отдыха с баней и продуктовым минимумом, а также столовая санатория.
Советы от местных: Не тратить время на дорогу, если вы не постоялец ближайших баз отдыха. Покупаться тут отважатся не все, а подышать воздухом в тишине можно в бухтах поближе.
До другой дороги поворот налево примерно через километр (в районе поворота на форт № 10). Почти сразу же будет спуск вправо к шлагбауму. Верный путь – налево по верху. Двигаемся по лесу примерно километр и сворачиваем налево. После этого до бухты примерно километр.
Качество дороги: На 2 балла (первая дорога).
На 3- (вторая дорога).
Вторая дорога до бухты тоже лесная, что уже должно насторожить обладателей низких автомобилей, но неспешно проехать можно практически до побережья. На финишном участке несколько резких спусков с камнями, грязью и лужами пощекочут нервы рулевого, но аккуратно спуститься можно… на внедорожнике. Спасибо военным, которые раскатали грунтовки крупногабаритной техникой.
Связь до побережья неустойчивая, интернет, соответственно, тоже.
Общее впечатление: Впервые за три обзора дорог до пляжей Приморья мы решили припарковать машину в лесу и идти до моря пешком (около 20 минут) по первому пути. К слову, были брошенные авто и по альтернативной дороге. На легковых автомобилях ехать не рекомендуем ни по одному из описанных направлений. Обладателям проходимых железных коней откроется довольно протяженная уютная бухта с чистой водой.
Инфраструктура: Отсутствует.
Советы от местных: Взять с собой запас провизии и не удивляться, что отдых могут нарушить военные, по словам островитян, эту территорию они называют своей. Перед поездкой обязательно убедиться в технической исправности авто. Даже при надлежащем состоянии не забыть тросы, инструменты и запаску. Если все это не поможет, на дереве вдоль первой дороги кто-то предусмотрительно оставил контакты специалистов техпомощи, готовых, видимо, прийти на помощь.
Качество дороги: На 3 балла.
Лесная грунтовка относительно ровная. Один размытый спуск с утрамбованной грязью и каменистые участки в сравнении с предыдущим маршрутом уже не кажутся серьезными испытаниями. Судя по двигающимся навстречу спортивным седанам, путь показался пригодным не только нам.
Связь по пути неустойчивая, интернет ловит с переменным успехом.
Общее впечатление: Доехать на сам остров нельзя. Припарковать машину, если повезет в разгар сезона, удастся на противоположном берегу у шлагбаума базы отдыха. Сразу предупреждаем, что поместится здесь от силы десяток автомобилей. Если с собой тяжелый груз, лучше не рисковать и остаться здесь. Дальше по косе придется двигаться по колено в воде – если отлив, по грудь – если прилив.
Инфраструктура: На базах отдыха в округе можно найти еду и баню.
Как доехать: Доезжаем до конца асфальта и разворачиваемся в обратном направлении. Двигаемся по правой полосе и примерно через километр сворачиваем на грунтовку (сейчас нужный съезд можно определить по стоящим мусорным бакам). Двигаемся вверх по грунтовке до «видовой площадки». Съехать с горы к морю можно через лес, держась левой стороны.
Качество дороги: На 3+.
Пожалуй, самый короткий путь к морской глади. Лужи и грязь здесь высыхают быстро за счет отсутствия веток над грунтовкой. Однако достаточно много поворотов, поэтому гнать не стоит. Запоминающихся ям и рытвин на пути нет, но хорошей дорогу все равно не назвать. Поэтому предусмотрительные владельцы бросают свои легковушки на «видовой площадке» горы Вятлина и спускаются к морю на своих двоих.
Связь и интернет отлично работают у воды, а на возвышенности не всегда.
Инфраструктура: Киоски с «сухпайком» и «банный дворик» можно найти вблизи воды.
Советы от местных: Пользуясь случаем изучить полуразрушенный капонир Владивостокской крепости 1912 года постройки. Объект заброшен, поэтому советуют лишний раз не проверять его на прочность и держаться подальше от обрыва. Рыбаки говорят, что здесь можно отлично порыбачить и понырять, а серфингисты хвалят место за стабильные волны.
Как доехать: Добираемся до «видовой площадки» на Вятлина и двигаемся направо в сторону леса. На развилке поворачиваем вправо на уходящую в низину дорогу. Двигаемся через лес примерно полтора километра по основной дороге.
Качество дороги: На 3 с двумя минусами.
Связь и интернет устойчивые, стабильные на побережье.
Инфраструктура: Установлены беседки и мангалы. Купить на месте нельзя ничего.
Советы от местных: Смотрители за территорией оправдывались, что от их присутствия Тобизина преобразился. Раньше проехать к воде было в принципе невозможно из-за вырытой военными траншеи. Назвавшиеся арендаторами территории признались, что засыпали ее ради комфорта прибывающих, чтобы отдыхали у воды рядом с авто. При этом раньше любоваться природой туристам мешали горы мусора. Благодаря «экологическому сбору», поясняли они, отходы вывозят и стало аккуратнее.
До этого экипаж VL.ru проверил дороги до популярных мест Хасанского района Приморья: Сидими, Славянки, Андреевки, Витязя и других.
А также рассказал и показал, на каких пляжах под Находкой открыть купальный сезон, не опасаясь за ходовку и собственную безопасность.
Найти все базы отдыха Приморского края можно в специальном разделе на VL.ru. Здесь можно посмотреть места отдыха, проезд к которым проверили наши корреспонденты.
Дмитрий Комаров (текст и видео), Сергей Орлов (фото)