- Как проверить е в слове существительное
- Как проверить правописание И и Е в окончаниях существительных
- Исключения из общих правил
- Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
- Проверяемые гласные в корне слова
- Непроверяемые гласные
- Когда проверка бесполезна
- Полногласие/неполногласие
- Слова с чередованием е и и
- Слова с чередованием о и а
- Полезное видео
- Подведем итоги
- Как проверить слова с безударными гласными в корне?
- 1) Проверяемые безударные гласные
- 2) Непроверяемые безударные гласные
- 3) Чередующиеся безударные гласные
- Поиск ответа
- Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё
- Содержимое разработки
Как проверить е в слове существительное
Как проверить правописание И и Е в окончаниях существительных
Чтобы сформулировать законы изменения по падежам и облегчить применение этих правил, языковеды делят имена существительные на 3 основные группы. В зависимости от рода и окончания начальной формы большинство существительных распределяются по таким склонениям:
При изменении по падежам имен существительных в окончаниях встречаются безударные -Е и -И. Какую букву писать, подскажет правило, основанное на принадлежности сомнительного слова к тому или иному склонению.
Последняя буква будет -Е, если это:
Окончание существительного -И по правилу следует писать при следующих условиях:
Чтобы выяснить принадлежность существительного к склонению, нужно воссоздать его начальную форму, поставив в единственное число, Именительный падеж.
Исключения из общих правил
Флексию -и, вопреки стандартному правилу, пишут в существительных:
Закономерности и особые случаи написания окончаний -И и -Е можно свести в таблицу:
Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
В словах часто встречается безударный гласный. Всегда ли удается проверить эту букву, поставив ее под ударение? В одних случаях это удается сделать, но бывает и так, что от проверочных слов толку нет, и «работает» иное правило. В таких случаях правописание безударных гласных в корне слова окажется серьезной проблемой для начинающих школьников.
Проверяемые гласные в корне слова
Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:
Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.
Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно
Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.
Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.
Это интересно! Повышаем грамотность: что такое слова архаизмы
Непроверяемые гласные
Нередки случаи, когда безударные гласные проверяемые ударением, требуют двойной проверки. Наглядный пример – слова, где есть полногласные сочетания оро, оло, ере:
Во всех этих случаях нужна двойная проверка. Вот как проверяются сомнительные гласные:
Однако зачастую невозможно проверить безударную гласную. Это слова с безударной гласной в корне типа экватор, единичный, картошка, морковка. Есть лишь один способ избежать ошибки – запомнить такие проблемные слова.
Интересно! Среди гласных есть безопасная – у. Почему же безопасная? Все просто: у неё нет пары, тогда как а, о, я, е, и, э образуют пары типа а – о, я – е, я – и, э – и, е – и. Благодаря непарности у всегда в сильной позиции – хоть под ударением, хоть без него. А потому, например, для слова уголок подходящая проверка – треугольник.
Когда проверка бесполезна
Кроме корней, подчиняющихся так называемому «главному правилу», связанному с ударением, есть «коллеги», «играющие по другим правилам».
Эти правила нужно хорошенько запомнить, чтобы узнавать их «в лицо» и избежать ошибки.
В этих правилах правописание безударных гласных в корне слова связано с сочетаниями букв или чередованием звуков:
Если в случае с полногласными и неполногласными сочетаниями проверка зачастую возможна, то во втором случае проверка лишь «добавляет тумана».
Достаточно вспомнить такой пример, как озарился. Неопытный школьник, только передшедший во 2 класс, невольно задумается о том, что писать, о или а. Проверка вместо ответа на вопрос лишь усилит сомнения – то ли писать о, как в зорька, то ли а, как в зарево. Тут и до ошибки недалеко.
Чтобы избежать ошибки, нужно помнить правило: гор-, клон-, твор- пишутся через о, а зар-, плав- – через а, а также исключения из этого правила.
Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры
Полногласие/неполногласие
Хотя в этих случаях возможна проверка безударных, намного важнее помнить отличительную особенность пар с полногласием и неполногласием. Примеры таких пар:
Запомнить принцип подобного правописания несложно. Помня об этой тонкости, школьник вряд ли попытается проверить сомнительную гласную, изменив молодость на младость (а ведь такая ошибка типична для тех, кто незнаком с правописанием полногласных/неполногласных слов).
Важно запомнить! О полногласии или неполногласии говорят только тогда, когда у слова есть пара. Если это городской, то здесь можно уверенно сказать о полногласии, потому что есть «родственник» – градостроительство. Наглядный пример неполногласия – небрежный, потому что у него есть «родственник» – бережный.
А как же страховка? Здесь нельзя говорить о неполногласии, так как нет пары вроде «стороховка». Пример, когда невозможно говорить о полногласии – полоса, потому что нет «родственника» вроде «пласа».
Слова с чередованием е и и
Это интересно! Что такое подчинительная связь в сложном виде предложений
Слова с чередованием о и а
Это чередование безударных встречается в нескольких разных правилах:
В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с. Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки).
Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.
Полезное видео
Подведем итоги
Как быть с безударной гласной в корне слова? Все зависит от нескольких нюансов: подчиняется ли корень главному правилу или нет. Если «главное правило» работает, то нужно попытаться поставить сомнительную гласную под ударение (если попытка неудачна, нужно посмотреть в орфографический словарь и запомнить проблемное слово). Если работают иные правила, нужно запомнить их нюансы.
Как проверить слова с безударными гласными в корне?
В русском языке при произношении слов голосом выделяется один гласный звук (он называется ударным), а остальные гласные звуки оказываются в слабой фонетической позиции (такие звуки называются безударными).
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
1) Проверяемые безударные гласные
Для безударных гласных в корне действует правило:
В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.
Способы проверки проверяемых безударных гласных в корне рассмотрим ниже.
2) Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: в и н е грет, инж е нер, с о бака.
Чаще всего такие слова являются иноязычными.
3) Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения.
Примечание. Правописание чередующихся гласных в корне в начальной школе не изучают. Более подробную информацию по этой теме см. в книге «Курс русского языка» на странице: Правописание гласных в корне (п. 2.3.2).
Рассмотрим способы проверки проверяемых безударных гласных.
Правило
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Формы слова — это различные изменения одного и того же слова в речи. Например, существительные и прилагательные могут изменяться по числам и/или падежам, при этом основа слова остается одной и той же, меняются только окончания:
яблоки, яблоком, яблока — формы слова существительного яблоко,
белые, белого, белым — формы слова прилагательного белый.
Как изменить форму слова для проверки безударной гласной в корне?
Как подобрать однокоренное (родственное) слово?
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, близкие по смыслу. Однокоренные слова могут относиться к различным частям речи.
При проверке безударной гласной в корне можно воспользоваться следующими способами подбора однокоренного слова.
Памятка «Способы проверки безударных гласных в корне слова»
Чтобы скачать памятку, кликните на картинке правой кнопкой мыши и выберите пункт меню «Сохранить изображение как. ».
Поиск ответа
Вопрос № 264721 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как склоняется фамилия Йованович, если речь о французе мужского пола.
Интересует творительный падеж: Йовановичом или Йовановичем.
Ответ справочной службы русского языка
Если ударение не падает на окончание, то в окончании нужно писать букву Е.
как проверить букву Е в слове стучавшЕй?
Ответ справочной службы русского языка
Это безударное падежное окончание прилагательного проверяется по достаточно сложному правилу. Если под ударением в другом прилагательном, стоящем в такой же падежной форме, мы пишем О, значит, в безударной позиции в нужном нам прилагательном будет Е.
Ответ справочной службы русского языка
Если фамилия произносится с Ё, то букву Ё и нужно написать.
Здравствуйте! В ответе на вопрос № 192090 очень уважаемый мною г-н Лопатин приводит, как мне кажется, спорное объяснение написания буквы Е после И в слове «риелтор»: «существует тендеция писать после И не Э, а Е, сравните: диета, диез, коэффициент, абитуриент, сиеста». Но ведь во всех этих словах, кроме слова «коэффициент», буква Е после гласной обозначает 2 звука: [jэ]. В слове же «риэлтор» слышится только гласный звук [э]. Почему же мы уважаем, по выражению г-на Лопатина, написание слова в языке-первоисточнике, поэтому пишем «риелтОр» (с чем я согласна), но не уважаем собственную фонетику и пишем «ри[jэ]лтор? Ведь тенденция писать в заимствованных словах букву Е там, где не требуется обозначить два звука или мягкость предыдущего согласного, то есть там, где с точки зрения русской фонетики должна быть буква Э, лишена логики, не правда ли?
Ответ справочной службы русского языка
В периодичнском издании правильно писать «е» или «е» с точечками?
Ответ справочной службы русского языка
На Ваш вопрос трудно ответить корректно. Дело в том, что букву Ё следует использовать правильно, т. е. в соответствии с правилами-рекомендациями орфографистов.
Здравствуйте! Как можно доказать учительнице младших классов, что слово «пишем» пишется не через И, а через Е?
Ответ справочной службы русского языка
Это личное окончание глагола первого спряжения, поэтому пишем букву Е.
Благодарю вас за ответ, который вместе с моим вопрос я привожу ниже. К сожалению, я не могу вот так же формально ответить детям. Если в русском алфавите 33 буквы, то почему не используется буква «ё». Кто создавал пресловутые «правила»? Чем он руководствовался, и когда были эти «правила» созданы? Верны ли они? Печально сознавать, что и здесь, на грамота.ру, люди сталкиваются с совершенно необдуманными вещами, которые уже приобрели вид разрушительных для русского языка стереотипов. Внедрение же их в письменную речь Служба русского языка (и это следует признать) объяснить не может. Пагубное воздействие на восприятие грамотности людьми ещё с младых лет этой службой никак не объясняется. Может, пора пересмотреть эти «правила» в лучшую сторону. Стоит только указать, что написание буквы «ё» является обязательным. Вот и вся доработка этих правил. Как вы на это смотрите?
Я повторяю, к сожалению, вопрос, который постоянно игнорируется вашим бюро. Почему здесь, на грамота.ру, не используется буква «ё». Я не знаю, как это объяснить, детям, которые читают ваш сайт и задают мне этот вопрос. По-моему, это существенная недоработка сайта, заставляющая сомневаться в его качестве, а это плохо.
Столбняк
Ответ справочной службы русского языка
Употребление буквы Ё в современном русском письме, в соответствии с «Правилами русской орфографии и пунктуации», факультативно (необязательно). Мы следуем правилам.
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, следует признать, что вокруг буквы Ё в последнее время сложилась нездоровая (если называть вещи своими именами – истеричная) атмосфера. Ее пытаются «спасать», организуют разного рода движения в ее защиту, ставят ей памятники и т. п. Написание Е вместо Ё многими воспринимается как тягчайшее преступление против языка. Примером такого восприятия служит и Ваш вопрос, в котором встречаются слова «пагубное», «разрушительных», «необдуманное» и т. п.
В этой обстановке практически не слышны голоса лингвистов, не устающих повторять, что факультативность употребления буквы Ё находится в точном соответствии с правилами русского правописания, конкретно – с «Правилами русской орфографии и пунктуации». Этот свод был официально утвержден Академией наук, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г. и официально действует до сих пор. Согласно правилам, буква ё пишется в следующих случаях: 1) когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем ; всё в отличие от все ; 2) когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма и 3) в cпециальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языкa и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения. К этому следует добавить, что в последнее время букву Ё рекомендуется употреблять в именах собственных (личных именах и географических названиях). В остальных случаях употребление буквы Ё факультативно.
Вы пишете: «Стоит только указать, что написание буквы «ё» является обязательным. Вот и вся доработка этих правил». Действительно, на первый взгляд, еще составители свода 1956 года могли бы указать, что букву Ё следует писать всегда и везде – это бы сняло все вопросы. Но полвека назад лингвисты так не сделали, и на это у них были все основания. Во-первых, сама буква Ё в сознании носителей языка воспринимается как необязательная – это «медицинский факт». Вот красноречивое доказательство: однажды была сделана попытка закрепить обязательность употребления буквы Ё, причем сделана она была Сталиным в 1942 году. Рассказывают, что это случилось после того, как Сталину принесли на подпись постановление, где рядом стояли две фамилии военачальников: Огнёв (написанная без буквы Ё) и Огнев. Возникла путаница – результат не заставил себя долго ждать. 24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения В. П. Потёмкина было введено обязательное употребление буквы «ё». Все советские газеты начали выходить с буквой Ё, были напечатаны орфографические словари с Ё. И даже несмотря на это, уже через несколько лет, еще при жизни Сталина приказ фактически перестал действовать: букву Ё снова перестали печатать.
Во-вторых, введение обязательного написания Ё приведет к искажению смысла русских текстов XVIII–XIX веков – искажению произведений Державина, Пушкина, Лермонтова. Известно, что академик В. В. Виноградов при обсуждении правила об обязательном написании буквы Ё очень осторожно подходил к введению этого правила, обращаясь к поэзии XIX века. Он говорил: «Мы не знаем, как поэты прошлого слышали свои стихи, имели ли они в виду формы с Ё или с Е». Н. А. Еськова пишет: «Введя «обязательное» ё как общее правило, мы не убережем тексты наших классиков от варварской модернизации». Подробнее об этой проблеме Вы можете прочитать в статье Н. А. Еськовой «И ещё раз о букве Ё».
Обязательно ли написание Ё в нормативной и технической долументайии
Ответ справочной службы русского языка
Букву Ё следует писать в любом тексте (в соответствии с действующими правилами правописания) в собственных именах и наименованиях, а также в тех случаях, когда слово без точек над Ё может быть неоднозначно понято читателем.
почему в газетных текстах буква ё заменена на букву е
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Имя, отчество и фамилия в разных документах должны быть написаны единообразно. Желательно исправить ошибку в дипломе.
Ответ справочной службы русского языка
Как проверить первую букву е в слове ремень
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемая «ГРАМОТА»!
Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: нужно ли употреблять букву «ё» в нормативных документах, деловой переписке? Ведь почему-то вместо буквы «ё» в печатных изданиях используют букву «е», включая литературу по кадровому делопроизводству.
Ответ справочной службы русского языка
Букву Ё нужно писать только в тех словах, которые, будучи написаны через Е, могут быть неправильно (неоднозначно) поняты читателем. Например, использование буквы Ё уместно в собственных именах, фамилиях, географических названиях.
Заранее спасибо,
с уважением,
Кира Телкова
Ответ справочной службы русского языка
Букву Ё в слове емкостной вполне можно заменить на Е.
В каких случаях, по правилам дореформенной орфографии, в конце слов после согласных следовало писать букву Ер? Перечислите все согласные звуки, после которых она использовалась.
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё
Дети познакомятся с особенностями проверки слов с буквой е в корне.Также предусмотрена работа в парах,работа с тренажером.
Содержимое разработки
Тема: «Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё». Цель: Актуализировать знания о способах проверки написания безударной гласной е в корне, проверяемой буквой ё.
1. Познакомить с особенностями проверки слов с буквой Е в корне; повторить способы проверки безударных гласных.
2. Развивать и корректировать мыслительные процессы при изучении материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при закреплении материала.
3. Воспитывать интерес к предмету через практическое применение в закреплении изученного материала. Воспитывать личностные качества обучающихся при выполнении практической деятельности в парах: взаимопомощь, сотрудничество.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
— Что гостям сказать нам надо?
— Видеть Вас мы очень рады.
Тихо сели. Открыли тетради. Приготовились к работе.
Проверка домашнего задания.
Проверяю домашнее задание. Стр. 132, упр. 218.
Нужно было подобрать однокоренные слова, поставить ударение, обозначить корень и подчеркнуть орфограмму.
Спрашиваю двух учеников.
Записываем число, классная работа.
Первое задание у нас чистописание.
Лесник, лесной, лесок.
-Прочтите слова. Что вы можете о них сказать? Проверочное слово? Какое правило применили? (Правило о написании безударной гласной в корне)
-Какая буква встречается во всех словах?
-Букву е мы смогли отыскать,
Надо букву красиво написать. (на доске прописать строчку строчной е)
С какой последовательностью прописана буква на строке? Продолжите до конца строки.
1.А теперь отгадайте загадку.
Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зелёная в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь,
Эту всем полезную и вкусную.
Итак, угадали первое слово кроссворда.
Целью нашего урока будет знаний в написании безударной гласной е в корне, проверяемой буквой ё.
Чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно определить задачи:
Узнаем…..(о словах с буквой е, которая проверяется ё)
Повторим…..(правило о написании безударных гласных в корне)
Научимся…..( проверять безударный гласный в корне с помощью проверочного слова с буквой ё)
На доске записано предложение:
Св..тлячок проб..жал в т..мноте.
– Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. запишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы.
– Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов предложения? (Мы использовали правило о написании безударных гласных.)
– В какой части слова находится безударная гласная? (Безударная гласная находится в корне.)
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (Надо найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы ударной.)
-Что значит проверочное и проверяемое слово?
– Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении.
– Сравните гласные в корне проверяемых и проверочных слов. Что заметили? (В двух первых парах одинаковые гласные в проверяемых и проверочных словах, а в третьей паре – разные.)
– Назовите гласные в корне проверяемого и проверочного слова третьей пары. (В корне слова темноте – безударная гласная е, в корне проверочного слова тёмный пишется ё.)
– Сделайте вывод о том, какую гласную нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква ё. (Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать безударную гласную е.)
— Сегодня мы познакомимся с особенностями проверки слов с буквой е в корне.
-Прочитаем правило с.133
Летом — сладкий и зеленый.
В зиму — желтый и соленый.
Включение в систему знаний.
Стр.133, упр. 220 – разбираем вместе с детьми
3.А теперь слушайте загадку.
В этом ящике волшебном
Кнопки есть и есть экран.
В нём мелькают очень часто
Президенты разных стран.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Во дворе у нас живет
Громко с самого утра:
Работа с тренажёром.
— Это мы сейчас проверим, работая с тренажёром.