Недоросль простакова как помещица

woman 3116587 1920 Советы на день

Госпожа Простакова

История создания героя, прототипы

%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Кадр из ф/с «Недоросль». Простакова — актриса Элла Далматова

«Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности» — так Белинский писал о «Недоросле». Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная «Салтычиха».

Описание героя

Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.

Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.

87

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что «девушки грамоте умеют». Свою безграмотность Простакова объясняет приличным «воспитанием»: «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с «легкостью» решает задачи для сына и заключает: «Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…». Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: «Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань». Наконец, после показа уровня «образованности» сына довольная мать делает главное заключение: «Без наук люди живут и жили».

Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.

У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.

%D0%BD %D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2

Простакова. Иллюстрация Н. Муратова

Роль героя в произведении

Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.

К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.

Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного «недоросля» – Митрофанушки.

Развитие героя по мере сюжета

Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: «Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: «И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!». Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.

Отношение автора к герою

Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: «презлая фурия» с «адским нравом»; «от таких-то животных пришел я освободить [Софью]»; «бесчеловечие злой помещицы»; «нарушительница гражданского спокойствия»; «мастерица толковать указы!»; «госпожа бесчеловечная». Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.

Itwr B36Ris

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Прототипы

Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову («Салтычиху»). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело «Салтычихи» долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.

Экранизации

В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль «Недоросль». Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна «облагородила» образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.

Наше краткое информативное видео — обязательно посмотрите для закрепления материала:

Источник

Cемья Простаковых в комедии «Недоросль»: характеристика, описание в цитатах

kasterina illjustracija nedorosl fonvizin

Ниже представлена характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль», описание членов семейства.

Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»

Члены семьи Простаковых

Характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль»: описание в цитатах

Главой этой нехорошей семьи является злая и жестокая помещица, госпожа Простакова:

«. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю. «

«. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. «

«. положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. «

«. От таких-то животных пришел я свободить. » (Стародум приехал освободить Софью)

«. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть мое чувство. «

«. то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. «

«. Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. «

«. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры. «

«. Что за бесовщина! С самого утра толку не добьешься. Здесь каждое утро процветет и погибнет. «

«. таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками. «

«. невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям. «

«. Живучи со здешними господами, казалось мне, что все с лошадками. » («. Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками. «)

Описание членов семьи Простаковых

Это была характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль» Фонвизина: краткое описание членов семьи.

Источник

Госпожа Простакова — образ и характеристика героини комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Роль в комедии

Фамилия помещицы намекает на примитивность её нрава. Действительно, жизненный принцип героини предельно прост и сводится к правилу: «Хорошо то, что хорошо для меня». Это посыл для всех её поступков. Надо отметить, что госпожа Простакова — самый деятельный герой пьесы. Она является движущей силой сюжета, выступает инициатором всех событий. По её решению

Каждый поворот сюжета вызван решением хозяйки поместья или толкает её на какие-то действия. Остальные персонажи, большинство которых — мужчины, выглядят рядом с ней слабовольными и безынициативными.

Роль в семействе

С обязанностями хозяйки дома Простакова справляется, на первый взгляд, успешно. В доме все сыты, здоровы. Однако кажущаяся практичность оборачивается нерасчётливостью в перспективе. Да, можно заставить крепостного шить кафтан, сэкономив на плате настоящему портному. Но можно получить в итоге не обновку для сына, а испорченный материал и плохо сшитую вещь. Можно нанять самых дешёвых учителей, но, исполняя свой долг только формально, родители выпустят в жизнь необразованного, не способного ни к чему сына. Затыкая всем рты, женщина в трудной ситуации не может ни с кем посоветоваться.

Как помещица Простакова выглядит ещё хуже. Отнимая у крепостных практически всё, чем они владеют, она лишается возможности пользоваться плодами их труда в будущем. Крестьянин не вспашет без лошади, не засеет поле без семян. Простаковы не понимают, что нищие мужики не принесут дохода. В общем, мыслить на перспективу героиня не умеет. Она сильна в решении сиюминутных проблем.

Простакова и Софья

Система образов в пьесе Фонвизина выстроена по антитезе: у каждого персонажа есть свой антипод. У госпожи Простаковой это юная дворянка Софья, волей судьбы ставшая членом их семьи. По этой причине Простакова считает себя вправе полностью распоряжаться её судьбой. Два главных женских персонажа противоположны во всём: Софья воспитана и образованна, Простакова груба, несдержанна, не умеет даже читать. Софья понимает, что долг дворянства, как самого передового и развитого общественного слоя, быть образцом ответственного и высоконравственного поведения. Простакова признаёт за дворянством только права: право жить за счёт крепостных, не подчиняясь ни нравственным, ни государственным законам. Поэтому она так легко решается на преступление — похищение Софьи и принудительное венчание. Ей и в голову не приходит, что это подсудное дело. Женщина уверена, что дворянам закон не писан.

Характер

Нельзя однозначно сказать, что героиня — злой человек. Она много кричит и ругается от несдержанности и горячности. Её эмоции часто кажутся преувеличенными, поскольку ругань не выражает непосредственные чувства, а должна производить впечатление на окружающих. Простакова обманывает Скотинина, плохо поступает с Софьей и её дядей. Но для недалёкой женщины её интересы стоят неизмеримо выше желаний и чувств других людей. Не злость толкает её на плохие поступки, а корысть и любовь к сыну.

Мать и сын

Героиня Фонвизина нежная и чувствительная мать. Всё, что имеет отношение к Митрофану, для неё имеет первоочередное значение. Как всякая горячо любящая мать, она слепо верит сыну, и тот уже умеет манипулировать матушкой. В финале фигура Простаковой становится почти трагической, когда сын грубо отталкивает её в тяжёлую минуту. Подлинность материнского горя невольно вызывает сочувствие зрителя к неприятному персонажу.

Вывод

Образ Простаковой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — отражение своего времени. Человек, обладающий деньгами и властью над другими людьми, но не получивший развития, не понимающий настоящей цели в жизни, утрачивает человеческие качества и живёт примитивными инстинктами, превращаясь в подобие Простаковых и Скотининых.

Характеристика образа госпожи Простаковой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Отношение госпожи простаковой к крепостным и людям низшего звания

Характеристика личности

Госпожа Простакова походит из старинного дворянского рода. Судя по всему, ее семья не была ни достаточно богатой, ни достаточно почитаемой среди других аристократов – Простакова не была образованной женщиной, а жажда власти повлекла у нее множество комплексов. Вполне вероятно, что Простакова даже не умеет читать – она просит Софью выполнять роль ее чтеца. Факт ее необразованности также подтверждается возмущенным комментарием женщины о том, что родители ни ее, ни брата (Тараса Скотинина) ничему никогда не учили, в то время как теперь необходимо Митрофанушку учить совершенно бесполезным наукам.

В целом можно сказать, что родители госпожи Простаковой были не самыми лучшими – их невнимательность к детям и халатность стали причиной смерти некоторых из них – «Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а остальные сами не стояли».

Семья Простаковой живет фактически в коммуникативной изоляции – кроме как с дядей Скотининым не происходит общение ни с одним из дворян.

Сама же госпожа Простакова обладает сложным характером. Она очень требовательна к окружающим, но эта требовательность ее избирательна.

Она готова придираться к крестьянам из-за мелочей, но при этом не принимать во внимание даже самые существенные промахи в поведении и развитии своего сына Митрофана. Параллельно с этим качеством проявляется еще одно – отсутствие чувства меры.

У Простаковой по сути нет ни одного положительного качества – она жестока и безжалостна. Простакова не умеет и даже не пытается смотреть на мир и окружающих позитивно. В любой ситуации Простакова старается увидеть только негатив.

Речь Простаковой обличает ее невоспитанность и необразованность. Она часто коверкает слова. В ее лексическом запасе отсутствует слово «первый», вместо него она употребляет «первоёт», «ища» — в роли ещё, деушки — вместо девушки и «еоргафия» — вместо география.

Наряду с напористым характером Простакова наделена трусливостью. Осознавая, что Стародуб не будет молча наблюдать за ее действиями, а намерен противостоять ей, к тому же, что это противодействие не будет всего лишь видимостью, Простакова бросается Стародубу в ноги с прощениями.

Простаковой руководит чувство личной выгоды, ради которого она готова пойти на любой поступок, даже преступный. Так, например, она пытается силой видать Софью замуж за Митрофана, ради получения денег девушки.

Отношение к окружающим

Умение находить общий язык с окружающими и быть с ними в хороших отношениях – это великий талант, которым госпожа Простакова, к сожалению не обладает. Ее негативное восприятие действительности не позволяет ей наладить коммуникативный процесс с кем-либо.

Отношение к крестьянам помещиков всегда было сложным – несмотря на отсутствие официального разделения на социальные касты, формальное распределение на сословия в России того времени было обычным явлением и, естественно, крепостные, не находились в этой системе иерархии на почетном месте.

Многие дворяне относились к своим крепостным хуже, чем к животным – госпожа Простакова была одной из таких помещиц.

Предлагаем вашему вниманию анализ произведения “Недоросль”, которое написал Денис Фонвизин.

Она уже давно отобрала у крестьян все, что только можно было отобрать, и постоянно держала крепостных в страхе – по словам самой Простаковой, она не привыкла потакать крестьянам, а потому жестоко наказывает их даже за самые мелкие провинности.

Особенно достается Еремеевне – няне Митрофанушки. Помещица часто обзывает ее и ругает за все подряд, в том числе за то, что она расплакалась, не выдержав упреков. Простакова в упор не замечает попытки Еремеевны угодить и щедро вознаграждает женщину за качественную работу ругательствами типа «старая ведьма» и «собачья дочка».

Анализируя конфликтные ситуации, возникшие между Простаковой и ее крепостными, можно сделать вывод, что по отношению к слугам Простакова выступает тираном – ей все время кажется, что крепостные ведут себя непозволительно. Единственным действенным рычагом ведения хозяйства помещица считает пререкания и ругань. Она с гордостью рассказывает своему мужу о том, как усердно она бранилась со слугами весь день: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка».

По отношению к Соне женщина ведет себя не намного лучше. До тех пор пока Простакова думает, что Соня бедная девушка – помещица ведет себя грубо, она даже редко когда соблюдает правила приличия по отношению к девушке. Однако после того, как Стародум сделал девушку богатой наследницей, ситуация кардинально меняется – в Простаковой просыпается любезность. Теперь Соня в ее глазах не бедная родственница, требующая крыши над головой, а перспективная невеста и поэтому она обращается к ней уже не саркастично («сударыня», «матушка»), а проявляет воспитанность и нежность («Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»)

С мужем отношения у Простаковой также не идеальны – помещица не воспринимает своего супруга за человека достойного ее внимания и нежности – она постоянно оскорбляет его, в том числе в присутствии других людей. Простакова никогда не считается с мнением мужа и всегда оперирует исключительно личным мнением.

Так как Простакова низкого мнения о роли образования и не видит в нем смысла, то, соответственно, она не ценит и труд учителей Митрофана. Около года она не платит им жалования и считает это приемлемым.

Проблема воспитания

С образом госпожи Простаковой неотъемлемо связана проблема воспитания. Митрофан был единственным и долгожданным ребенком в семье. И поэтому избалованным. Простакова готова простить Митрофану любой проступок. Она его постоянно балует и не выдвигает ему никаких требований.

Простакова нанимает учителей Митрофанушке, потому, что указом Петра І все дворяне обязаны быть образованы, в противном случае они будут не допущены к службе. Простакова не понимает роли образования и принимает науку как бессмысленное мучение. Эту же мысль она волей-неволей прививает своему сыну – Митфоран не осознает важность образования и поэтому даже не пытается ничему научиться.

Кроме этого, Митрофан перенимает у матери и манеру общения – он ведет себя также грубо по отношению к окружающим. Для матери любимый сын исключение также не делает, но отпора со стороны Простаковой не следует – ее любовь к сыну безгранична.

Символизм фамилии

Произведение Д.Фонвизина написано в рамках классицизма. Одним из требований произведений такой стилистической направленности является символистическое наполнение личных имен героев. Другими словами имена и фамилии героев способны подчеркнуть некоторые черты характера персонажей. Такая же тенденция срабатывает по отношению к госпоже Простаковой.

Дорогие читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Митрофанушки в пьесе Дениса Фонвизина “Недоросль”.

В девичестве женщина носила фамилию Скотитина, что как ни есть лучше обличает ее сущность. Невежество, необразованность и необузданность Простаковой составляют суть ее «скотского» характера.

Фамилия по мужу помещицы в своей основе содержит слово «простак», то есть человек недалекого ума, что, в случае Простаковой, также соответствует действительности.

Подведем итог: большинство литературных критиков утверждали тот факт, что произведение Фонвизина выглядит откровенной сатирой на жизнь русского дворянства, и оно бы была бы очень обидным, если бы не было столь правдивым. Особенный трагизм этой ситуации в том, что такие Простаковы воспитывают будущее поколение, чем провоцируют деградацию общества.

Речевая характеристика Госпожи Простаковой

Речевая характеристика Госпожи Простаковой

Госпожа Простакова относится к группе отрицательных персонажей, чью речь Фонвизин постарался сделать живой и непринужденной.

Одной содержательной линии в ее высказываниях нет, поскольку Простакова считает себя экспертом во всех вещах: и в образовании («Без науки люди живут и жили»), и в ведении домашнего хозяйства («Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем», «Разве я не властна в своих людях»), и в воспитании Митрофана («готовит его в люди») и Софьи. Фонвизин показывает нам эпизоды, в которых высмеивает все невежество Простаковой, например, сцены с учителями, когда она, ничего не понимая в науках, вмешивается в уроки, глупо мешает учителям делать свое дело и потакает Митрофану, который ленится («друг мой, ты хоть для виду поучись…»). Последние уже не возражают тиранше, а делают так, как она просит, понимая ее невежество: например, географию Простакова называет «еоргафией»:

Именно из-за своего нрава и желания всех поучать все персонажи отзываются о Простаковой нелестно: «Злая фурия с адским нравом…» и др.

Мы видим, что Госпожа Простакова невежественна, в ее речи встречаются слова просторечные, простонародные (Он, де, ба, к статью ли, достальные, куды, никуды, ища, Я чаю, потакать, авось-либо, застращать, нынче, пока, пота, смотри-тка, кабы, нещечко). Данная лексика лишена эмоциональной нагрузки и призвана подчеркнуть «простонародный» фон. Кроме того, национальный колорит персонажу придает использование пословиц, поговорок, фразеологизмов: «Всех прибить велю до смерти!», «Дам я зорю канальям своим людям…», «Повинную голову меч не сечёт».

Встречается в речи Простаковой и бранная лексика (мошенник, рыло, вор, воровская харя, болван, скот, бестия, урод, каналья, рохля, рожа, дура бессчётная ведьма), они не просто показывают «народность» героини, но и передают ее жестокость, грубость.

Кроме этого, мы можем сказать, что, иронизируя над персонажем, Фонвизин включает в ее речь клише и книжные выражения («изрядный вымысел», «амурное письмо»). Однако это вовсе не говорит о том, что Простакова любит читать, данные выражения просто, как нам кажется, были приняты в обществе, как речевые штампы, заимствования из любовной литературы.

Мы видим, что Простакова с легкостью распознает речевые ситуации, она двулична: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Поэтому Тришка у нее «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевна — «бестия», «каналья», «собачья дочь», а вот Стародум — «благодетель»», Простакова с радостью обращается к присутствующим: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим», «Все сама управляюсь, батюшка», – говорит она Правдину. Мы видим, что ради выгоды Простакова становится ласковой и милой: «Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости…», — говорит Софья о Простаковой.

Единственный персонаж, к которому Простакова относится с любовью – ее сын: «…Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит…». Простакова «нежит», балует сына: «..пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…», за него она готова драться в прямом смысле этого слова: «…Ради сына готова драться хоть с отцом родным…», «…За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному…». Так как Митрофан – ее надежда в будущем, то она учит его быть эгоистичным и жадным человеком: «…Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка…». Возможно, поэтому речь Митрофана также содержит бранную лексику, он пренебрежительно относится к слугам, учителям и отцу, подражая матери во всем. Но Фонвизин показывает трагический финал, когда сын прогоняет мать.

Подводя итог, можем отметить, что Фонвизин мастерски Фонвизин создаёт речь Простаковой, не просто употребляя в ней простонародные, бранные лексемы, но органически включая их в диалектную, книжную и разговорную лексику, показывая реально существующую речевую практику провинциального дворянства. «Содом неприбранных инстинктов» — так называет В. О. Ключевский тот способ жизни, который воспроизводит Простакова, думаю, Фонфизин сумел это показать, в том числе, используя разнообразные речевые приемы, что сделало характеристику героини полнее и образней.

Характеристика героя Простакова

В пьесе показана безграничная и тупая любовь Простаковой к сыну, который является её единственной отрадой. Будучи сама безграмотной, она пытается дать ему достойное образование, чтобы не выглядеть хуже других помещиц. Для этого она нанимает учителя-немца. Однако это делается не ради того, чтобы сын был научен, а ради столичной моды. Также, в попытках устранить своего брата с пути Митрофанушки, она просто вцепляется ему в горло. Автор отчетливо показывает причины такого поведения Простаковой. В первую очередь, это связано с её внутренним невежеством и отсутствием воспитания. Вторая причина имеет социальный подтекст и кроется в указе Екатерины II «О вольности дворян». Благодаря этому указу, дворяне того времени получили полную власть над крепостными и были вольны делать все, что им пожелается. Показав крах Простаковой и её планов в конце пьесы, автор подчеркивает и крах всей системы.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector