Некрасов как народный защитник

woman 1754895 1920 Советы на день

В поэме Н.А.Некрасова странники ищут счастливых. За поиском их скрывается сложная тема народного счастья.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены несколькими персонажами. Каждого из них автор представляет по-своему, но все они близки и понятны поэту. На них он надеется, им доверяет русскую землю.

Яким Нагой

Некрасов удивительно талантлив: он завершает рассказ о Якиме песней о вольности. Великая река Волга – это символ широты и мощи народа, сила мужиков неисчерпаема, ее невозможно спрятать, остановить. Она как речной поток вырвется наружу.

Ермил Гирин

Некрасов показывает, что среди народа появляются лидеры, вожаки, которым доверяют. Если они поднимут народ, за ними пойдут. Ермил молод, но мужики доверяют ему. Они доказывают свою безграничную преданность, когда отдают ему последний грош. Поэт одним эпизодом раскрывает всю суть русского человека. Нет у него стремления к достатку любыми способами, он стремится получить все честно, заслуженно. Мужик открыт для общения, он делится своей бедой, не боится быть высмеянным. Сила русского народа – в единении. Как стал умным молодой парень? Автор подсказывает: он служил писарем. Сникал в каждую историю, ценил копейку. Ермил помогал безвозмездно, понимая, что нет лишних денег у нищих и обездоленных крестьян. Судьба дарит мужику власть. Не выдерживает он проверки, совершает грех и раскаивается. Дальше он не может пользоваться подарками судьбы. Гирин берет в аренду мельницу. Но и здесь характер его не меняется. Для мельника все равны: нищий и богатый. Жизнь того времени не дает Ермилу возможности стать счастливым в одиночку, когда все вокруг бедствуют. Он не идет против бунтующих и оказывается на каторге. Так завершается судьба многих народных заступников.

Старик Савелий

Григорий Добросклонов

Источник

«Народные заступники» в поэме Некрасова

Поэма Некрасова знакомит с множеством людей, готовых встать на путь защиты простого народа. Борьба опасна, путь революционеров тяжел. «Народные заступники» в поэме Некрасова – это люди из прошлого поколения, зарождающиеся характеры и те, кто еще не знает, куда приложить свои силы, как помочь обездоленным.

Богатырь из народа

За землю и «за вотчину» стоял Савелий. В нем скрыта богатырская сила русского народа. Савелия не пугают плети, каторги, поселения. Старик до конца дней остается свободолюбивым человеком: «…клейменный, да не раб». Мужик перенес все тяготы, уготованные ему судьбой. Он пытается защищать своих земляков, великодушно прощает жадных родственников, помогает добрым людям, поддерживает советом и словом. Савелий объясняет, в чем мужицкое богатырство, почему вся жизнь крестьянина – это бой. Некрасов удивительно описывает сильного духом старика: руки в цепях, ноги в железе, спина как дремучий лес. Богатыря ломали, пытались поставить на колени, но он не свалился, его согнули только годы. Душа стала еще крепче, уверенность в своей правоте тверже.

Русское слово удивительно звучит в устах простого мужика. Автор нашел словечки, которые вели в бой, вызывали улыбку, поддерживали. Таким словом в речи Савелия является глагол «наддай». Крестьяне не выдержали издевательств немца, наддали и скинули его в яму, молча, закопали живьем. Поэт показывает, что терпение народа на пределе, опасно дразнить его, надеяться на терпение и привычку жить в порабощении.

Деревенский праведник

Верить в будущее русского народа призывает автор, предлагая образ Ермила Гирина. Сила внутреннего душевного состояния не позволила Ермилу стать грешником, пользующимся правами власть имущих. Совершив поступок против совести, он признается в нем, исправляет. Автор верит в силу совести, правды.

Если Савелий боролся, протестовал, то Ермил трудился. Оба меняли судьбу народа. Герои заслужили уважение. Доказательством является сцена покупки мельницы. Народ поверил Гирину, собрал нужную ему сумму. В простой ситуации раскрывается народное единство, сила поддержки и мощь доброты.

Душа народа

Еще один персонаж, которого можно отнести к народным заступникам, – Яким Нагой. Он защитник русской души, чистой и благородной. Мужик спасает во время пожара не деньги, а картины. Автор уверен, русский народ ценит красоту. Для него не все заменяется материальным достатком. Измученный тяжелой работой, потерявший здоровье, Яким умеет видеть красивое. Только человек с особыми душевными качествами способен на это. Простой мужик именно такой. Крестьяне ценили природу, умели создавать уникальные предметы, автор верит в их будущее.

Светлое будущее

На вопрос о счастье Некрасов отвечает, показывая новых людей. Один из них – Григорий Добросклонов. Юноша сознательно готовит себя к роли народного заступника. Он там, где трудно. Его судьба не завидна для большинства: «путь славный, имя громкое, чахотка и Сибирь». Поэт надеется, что таких людей будет все больше, они поведут за собой народ и освободят от рабства и унижения. Автор чувствует, что поднимается рать, обладающая несокрушимой силой. Счастье человека – в служении народу, в умении объяснить неграмотным, как изменить свое существование, встать с колен и обрести новую веру.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Сочинение на тему «Народные заступники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Н. А. Некрасов создал множество произведений, однако же знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо» считают его самым главным трудом.

Поэт считал, что народу нужны вдохновители, которые помогут крестьянам справиться с житейскими проблемами. В своей поэме он создал образы Григория Добросклонова, Савелия Корчагина, Ярмилы Гирина и Якима Нагого.

Гриша Добросклонов выделяется на общем фоне своих сотоварищей. Он представлен в виде сознательного человека, посвящающего всю свою жизнь борьбе за крестьянские идеалы. Он, сын полунищего дьячка и простой работницы-батрачки, живет сам в народе. Крестьяне помогают парню не умереть с голода, помогая ему. Он уже с пятнадцати лет знал,

Что будет жить для счастия
Убого и темного
Родного уголка.

Савелия Корчагина Некрасов представил в образе богатыря святорусского. У читателя сразу же возникает образ защитника, ибо богатыри и выполняли данную функцию в старину. Савелий наделен невероятной физической силой, но в то же время он обладает огромной волей, терпением, упорством и прочими положительными сторонами характера.

Данный персонаж по натуре своей – бунтарь, он идет напролом, чтобы освободить крестьян от поборов, но вместе с тем Савелий очень религиозен. Его главной молитвой являются слова о русском крестьянстве.

За все страдное, русское
Крестьянство я молюсь.

Некрасов показал, что Корчагина не смогла сломить даже отправка на каторгу. Такой человек во время крестьянских восстаний точно не будет стоять в стороне.

Народного заступника Ярмилу Гирина народ выбрал бурмистором, отмечая его справедливость. Гирин – простой мужик из народа, к которому тянутся обделенные тяжелой судьбой крестьяне.

Он посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы, выручит,
Не спросит благодарности.
И дашь, так не возьмет!

Выгородив от армии брата, Ярмила решил, что очернил себя в лице крестьянского народа. Он терзается совестью и решает покинуть предоставленный народом для него пост, наняв мельницу. Однако, несмотря на инцидент с братом, народ продолжал любить и уважать Ярмилу за его доброту и хорошее отношение к бедным людям.

Яким Нагой является четвертым народным защитником. Этот человек живет в абсолютной нищете, так же как и многие окружающие его крестьяне, однако от всех крестьян его отличает непокорный нрав.

Яким готов биться за свои личные права.

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям.

Народные заступники представлены в поэме в виде людей, имеющих каждый свою судьбу. Они готовы отстаивать права крестьянства, так как сами являются выходцами из народа и знают все проблемы изнутри.

Источник

Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо». Не один раз многие авторы обращались к читателю с вопросом «что же делать» и «к чему стремиться», но если к читателю этот вопрос был обращен риторически, то для автора поиск ответа на него стоял крайне ответственной задачей.

Писатель был убежден в том, что для создания счастливой обстановки в стране необходимы люди, которые будут готовы отстаивать свои убеждения, проходя через борьбу как с самим собой, так и с другими идеями и трудностями. Такие люди должны проявлять лидерские навыки и уметь вести за собой людей. Эти образы были показаны в данном рассказе, например, таким героем был Яким Нагой, Ермила Гирина, Гриша Добросклонов и Савелий Корчагин.

Яким постоянно пытался найти народную справедливость, жаждая получить правду в том виде, в каком она есть. Он крайне беден, как и все крестьяне, которые жили рядом с ним, однако он не смирился со своей участью, он непокорен и старается всяким образом изменить свое положение и положение окружающих его людей, которым также тяжело, как и ему самому. Он пытается возбудить в людях чувства бунта и жажды перемен, говоря о том, что каждый вправе бороться за свою идею. Показывает автор и Ермилу Гирина – человек, который удосужился роли народного бурмистра за свое видение справедливости. У народа он пользуется уважением и авторитетом за то, что он помогает всем – бескорыстно и отчаянно, пытаясь добиться справедливости и правды. Поп высказывается о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, который стремится облегчить и улучшить жизнь простых крестьян. Однако революционным настроениям он не подвержен, его удовлетворяет тот факт, что он оказывает материальную и моральную поддержку простым людям.

Богатырь Савелий в произведении является воплощением могучей силы и стойкости в одном лице. Несмотря на то, что его постоянно бьют розгами, он не отступает и не сдается. Он очень предан своей родной земле, не любит тех людей, которые стараются угнетать других и имеет честь, которую привык беречь и отстаивать.

Наиболее подходящим под определение «заступника за народ» является Добросклонов Гриша, который имеет образование и решает посвятить свою жизнь борьбе за интересы народа. Он знает то, в каких условиях живет простой народ, понимает все его нужды и знает, как можно ему помочь. Персонаж надеется на светлое будущее как простого народа, так и страны в целом. Остается позитивным и целеустремленным в своих задачах и убеждениях.

Другие темы: ← Образ Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовЕрмил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →

Популярные сочинения

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии. Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.Другой образ — Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:…он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет!Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние. Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб». Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей. Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России. Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства. Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!
более месяца назад

lazy placeholder

Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов поставил перед собой огромную задачу — показать, как именно повиляла отмена крепостного права на жизнь обычных людей. Для этого он создаёт семерых крестьян, которые ходят по всей Руси и спрашивают у людей, хорошо ли им живётся. Одним из опрашиваемых становится дед Савелий.

Внешне Савелий похож на огромного медведя, у него большая седая «грива», широкие плечи и большой рост, он — русский богатырь. Из рассказа Савелия читатель понимает, что он не только внешне богатырь, он богатырь и внутренне, по характеру. Он очень стойкий, выносливый и наполненный жизненной мудростью человек. Человек, который пережил многие печали и многие радости.

В молодости Савелий жил далеко в лесу, куда не добралась ещё рука злых помещиков. Но однажды в поселение был назначен управляющий немец. Изначально управляющий не требовал даже денег с крестьян, положенной по закону дани, но заставлял их рубить лес за это. Недалёкие крестьяне не сразу поняли, что происходит, но когда они вырубили все деревья, была построена дорога в их лесную глушь. Тогда-то управляющий немец и приехал со всей своей семьёй жить в глуши. Только простой жизнью теперь крестьяне похвастаться не могли: немец обдирал их. Русский богатырь способен многое терпеть и долго, так рассуждает Савелий в этот отрезок жизни, но необходимо что-то менять. И он решается на бунт против управляющего, которого все крестьяне закапывают в землю. Здесь проявляется огромная воля нашего героя, которая даже сильнее, чем его безграничное русское терпение.

За такую дерзость его отправляют на 20 лет на каторгу, а после этого ещё 20 лет он работает в поселениях, копя деньги. Не каждый человек способен 40 лет пахать ради одной цели — вернуться домой и помочь своей семье с деньгами. Это достойно уважения.

По возвращении домой труженика встречают очень радушно, он строит избу для семьи и все его любят. Но как только заканчиваются деньги, над ним начинают смеяться, что очень оскорбляет Савелия, он не понимает, чем заслужил такого отношения.

Конец жизни дедушки заканчивается в монастыре, где он замаливает грехи, которые совершил: по его вине умер его внук. Савелий — это образ истинного русского богатыря, способного многое вытерпеть, но готового ринуться в борьбу за свободу ближних. Автор называет его «счастливцем» с иронией, и это верно: он несчастен до конца своей жизни.

Сочинение на тему: «Образ народного заступника Гриши Добросклонова

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл. Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа — это крестьяне, рабочие. К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей — простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить. Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них. Вторая группа — э то бояре, князья — правящий класс. Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам. Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша — сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме. Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян. С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов: «И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей величине Слилась — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет». В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли. так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо. В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский. Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ. На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг. Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал. Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье. Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова — главный образ во всей поэме. Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное — это бороться за счастье. На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет. Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов — мужественный, сильный и храбрый герой.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина».

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

Источник

Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

396590

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова с особой теплотой и любовью нарисованы автором произведения. В центре повествования находится история семерых странников, которые встретились на «столбовой дороге» и заспорили, кого же можно назвать по-настоящему счастливым на Руси. В поисках ответа на этот вопрос они, забыв о своих делах и семьях, отправились «по городам и весям». С разными людьми и разными сословиями им пришлось встретиться, многим странники задавали этот вопрос, однако не нашли ни одного счастливого. Перед читателями предстают, как живые, и крестьяне-правдоискатели, и крестьяне-рабы, и крестьяне-борцы за народное дело, но особая роль автором отводится народным заступникам.

Среди народных заступников выделяется могучая фигура Савелия, которого поэт называет богатырем святорусским. Это крепкий для своих ста лет старик, с волосами, не стриженными лет двадцать и походившими на гриву, с густой бородой. Весь его образ напоминал большого и сильного медведя. Годы согнули героя дугой так, что никакой силе не разогнуть его уже, однако никакие тяготы не смогли сломить могучий дух человека, прошедшего путь от крепостного крестьянина до народного заступника. Савелий родился далеко от столицы, среди дремучих лесов и топких болот, куда не могли пробраться ни пешие, ни конные, поэтому народ в тех местах не платил оброка или платил самую малость, жил вольготно и богато. Это были благодатные времена для народа. Однако отвернулось от них счастье: умер помещик Шалашников, а после его смерти добрался до Корежина управляющий, немец Христиан Христианович Фогель. До последней нитки разорил он корежских крестьян, пил из них кровь, словно присосавшийся клещ. Восемнадцать лет терпели мужики бесчинства немца. Построил он фабрику, водил дружбу с начальством, жил припеваючи. Но однажды не выдержали мужики и закопали кровопийцу живьем в глубокой яме, которую копали под колодец. Это был своеобразный мужицкий бунт, резкий, как взмах меча. Итогом этого бунта стали двадцать лет каторги и еще двадцать лет поселения. Не испугала каторга богатыря святорусского, заступившегося за счастье крестьян. Не сломали могучий дух ни угрозы, не избиения. За это время набрался мудрости Савелий, он всегда говорил, что лучше быть клейменным, чем оставаться рабом. Его образ символизирует скрытую до нужного времени силу, мощь русского народа, его мудрость и ум.

К народным заступникам можно отнести и образ Ермила Гирина. Странники узнали о нем от мужиков. Крестьяне рассказали, что Ермил держал «сиротскую мельницу», но ее решили продать по суду. Претендовал на нее купец Алтынников. Пришлось вступить на торгах с ним «в бой» Ермилу Гирину. По копеечке добавлял Аминников, а Гирин по рублю. Не выдержал купец, сдался, а с Ермила стали требовать третью часть задатков, а у него не было таких денег. Тогда попросил он у судьи полчаса отсрочки и за это время на базарной площади собрал у мужиков всю необходимую сумму. Не задумываясь, отдавали ему мужики последние гроши, так как знали: не для личной наживы собирает их бывший староста, а для всеобщего блага. Когда-то герой действительно служил старостой, однако ни на минуту не забывал он о своем происхождении, о своей кровной связи с простым мужиком, поэтому служил честно, всегда старался отстаивать интересы простого народа, считался с мнением людей, был готов их выслушать, помочь, посоветовать. За свою помощь он никогда не брал от простого крестьянина ни копейки денег, даже если те и предлагали. За это мужики отзываются о нем, как о человеке бескорыстном и отзывчивом. Лишь однажды оступился Ермил, когда вместо своего брата отправил в солдаты сына крестьянки Власьевны. Этот несправедливый поступок чуть не довел героя до самоубийства. Покаялся он перед народом, вернул крестьянина домой, отправив рекрутом, как и положено было, брата Митрия, а сам оставил должность старосты и ушел на мельницу, где служил по совести. Странники узнают, что Ермил Гирин сидит в тюрьме за то, что поддержал народное восстание в вотчине помещика Обрубкова, встал на сторону взбунтовавшихся крестьян. Он и тогда не побоялся выступить за правду, заступиться за народ. Все его поступки, действия говорят о том, что герой живет ради счастья простого народа, готов пожертвовать своим личным счастьем, своей свободой и даже жизнью ради справедливости и народного счастья.

Особую роль отводит Н.А. Некрасов образу Гриши Добросклонова. Герой молод, но не по годам мудр. Он родился и вырос в семье сельского дьячка, с детских лет познал, что такое голод, холод, несправедливость. Его отец был беднее самого последнего крестьянина: дом – две коморки, нет ни коровы, ни лошади. Батрачка-мать всю жизнь думала о соли. Еще мальчиком он остался без материнской заботы и ласки, а отец не очень заботился о своих сыновьях, поэтому всей вахлачине приходилось подкармливать братьев. Гриша с детства был смышленым мальчиком, он учился в духовной семинарии, где тоже пришлось испытать немало трудностей: темно было в чужих стенах, холодно, угрюмо, сурово, голодно. Видел Гриша, что не только ему живется тяжело, но и всему крестьянству, и сердце его наполнялось жалостью к нему и состраданием. Юноша мечтал о таких временах, когда простой народ будет жить свободно и счастливо. Часто уходил юноша в поля и леса, бродил и по проторенным широким дорогам, и по узеньким тропинкам и размышлял о том, как вырвать народ из рабства, как вывести из беспросветной нищеты, как спасти тех, кто не дал ему умереть с голоду. На лоне природы в его голову складывались удивительные правдивые песни. Автор говорит, что судьба готовила Григорию Добросклонову славный путь народного заступника, ему грозила чахотка, каторга, но ничего не пугало молодого человека. Он даже готов был пожертвовать своей жизнью за счастье своего народа. Сложенные песни он поет своему народу. Через них герой передает свои мысли о любви к обездоленным, угнетенным, «ко всей вахлачине», поднимает дух крестьян, разъясняет народные проблемы и пути их решения. Автор верит, что найдутся такие люди, которые будут подпевать песням Гриши и вместе с ним идти к освобождению народа.

Автору удалось показать все многообразие народных характеров. Каждого из защитников можно назвать счастливым человеком, так как они вставали на сторону слабых, бесправных, угнетенных. Каждый из народных заступников верит, что справедливость однажды восторжествует, оковы рабства падут и народ обретет долгожданную свободу и будет счастлив.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector