Нелюбовь людей как называется

girl 2366438 1920 Советы на день
Содержание
  1. Человек, который не любит людей. Причины и особенности мизантропии
  2. Кто такие мизантропы
  3. Отличия мизантропа от социофоба и социопата
  4. Причины возникновения мизантропии
  5. Черты характера мизантропа
  6. Общение с мизантропом
  7. Как помочь мизантропу
  8. Кто такой мизантроп: 5 главных признаков
  9. Кто такой мизантроп?
  10. Как узнать мизантропа?
  11. Как появился термин?
  12. Причины мизантропии
  13. 1. Тяжелое детство
  14. 2. Предательство
  15. 3. Пробелы в воспитании
  16. 4. Высокий интеллект
  17. 5. «Тонкокожесть»
  18. Чем мизантроп отличается от социопата?
  19. Заключение
  20. История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего
  21. Мизантропия по Лукиану — созидательная сила
  22. Богач Тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. Разочарованный предательством вероломных товарищей, Тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.
  23. Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.
  24. Деструктивный потенциал мизантропии по Шекспиру
  25. Если протагонист Лукиана Самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой Шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги Алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли Афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.
  26. Ненависть мизантропа к самому себе
  27. Мизантроп как маргинал
  28. Профессор философии, преподаватель Берлинского университета имени Гумбольдта Михаэль Пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.
  29. Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.
  30. Читайте также:
  31. Платон: ненависть к людям — психологическая проблема
  32. Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство
  33. Мизантропия — дьявольское наваждение
  34. Мир создан милосердным Богом, а значит, и чада Его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. А все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. И должны гореть на костре.
  35. Циник Макиавелли: как уничтожать простых людишек
  36. Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «Государь» как сатиру.
  37. Любовь к человечеству: Кант и Гегель
  38. «Практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «Лекциях по этике» Иммануил Кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.
  39. Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку
  40. Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют
  41. В сказочной стране Гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.
  42. Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.
  43. Филипп Майнлендер: человек хорош, только если его нет
  44. «Освобождение», вынесенное в заглавие трактата Майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.
  45. Ненависть к человечеству — реальность XX века
  46. Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.
  47. Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?
  48. Может быть интересно:

Человек, который не любит людей. Причины и особенности мизантропии

2791685 thumb

Во все времена существовала категория людей, которые не любят общество во всех его проявлениях. Таких человеконенавистников назвали мизантропами, а болезнь — мизантропией. Подобные люди в последнее время стали популярны в культуре масс-медиа. Режиссеры и авторы книг выбирают людей с данной чертой характера в качестве главных героев фильмов и литературных произведений.

Кто такие мизантропы

Мизантроп — это синоним человеконенавистника в греческом языке, происходит соответственно от двух слов: «человек» и «ненависть». Мизантропы не проявляют обычного интереса к обществу, стараются при возможности избегать компании других людей, могут быть агрессивны в поведении.

Если рассматривать мизантропию в качестве болезни, то ее определение будет звучать как неприятие и чувство ненависти по отношению ко всему человечеству, моральным устоям, а также установленным в социуме правилам поведения. Данный термин достаточно емко выражает суть жизненной позиции человека, который не любит людей.

2791696

Отличия мизантропа от социофоба и социопата

Все личности с данными чертами характера находятся в разладе с обществом, однако приводят к этому совершенно разные причины. Социофобы боятся людей, в то время как при мизантропии человек, не любящий общество и людей, испытывает эти чувства в силу постоянной ненависти к ним, неприятия серой безликой массы, а не конкретных членов общества.

Кроме того, большая разница заключается в том, что социопатия — психическое отклонение, а мизантропией скорее можно назвать определенное душевное состояние и мировоззрение человека. Мизантропы не имеют клинических психиатрических признаков. В отличие от социопатов, которым неведомо чувство совести, мизантропы вполне способны к сопереживанию и сочувствию. Также они признают собственные ошибки, а социопаты обычно считают себя уникальными и безупречными во всем.

2791713

Причины возникновения мизантропии

Сформироваться подобное отношение к человечеству может еще в детском возрасте, когда сознание и мировосприятие находятся в зачаточном состоянии, а ребенок впитывает в себя все сведения об окружающей реальности. Разумеется, становление мизантропа допустимо и в зрелом возрасте. Для этого человеку достаточно найти ряд веских причин, которые нередко связаны с однократным или же многократным негативным опытом общения с людьми.

Человек, который не любит общество в целом, возможно, переносит на него увиденные в конкретных индивидах отрицательные черты. Часто к возникновению подобных чувств приводит лицезрение малоприятной деятельности людей, например, неадекватного поведения в общественном месте, политических войн, нанесения вреда окружающей среде или издевательства над животными.

2791687

Черты характера мизантропа

Как отличить человека, который не любит людей, от простого обывателя с единовременно дурным настроением, вызванным пробками на дороге или ссорой с любимой? Мизантропам присущи некоторые черты, на которые следует обратить внимание при общении:

Заведению новых знакомств мизантропы предпочитают общение со старыми друзьями. Неприятие человеческих слабостей и недостатков не позволяет мизантропам полноценно общаться и производить благоприятное впечатление на малознакомых людей.

2791700

Общение с мизантропом

Ничего удивительного в том, что человек, который не любит людей, вызывает в основном аналогичные чувства со стороны других. Порой даже близким людям тяжело выдерживать негативные суждения о себе и всем человечестве. Завести дружбу с мизантропом легче всего тому, кто придерживается точно таких же взглядов на жизнь и разделяет негодование собеседника.

Близкие и друзья мизантропа, как правило, хорошо знают его привычки и манеру поведения, потому им легче общаться с таким человеком. Кроме того, сам мизантроп может быть с давно знакомыми людьми вполне приветливым и дружелюбным. В любом случае стоит проявлять признаки приветливости и дружелюбия в ответ, не надоедать и не лезть во внутренний мир мизантропа, а по возможности помочь ему в достижении каких-то личных целей.

2791704

Как помочь мизантропу

Психологи предполагают, что в корне изменить отношение к человечеству такие личности могут только с появлением в их жизни настоящей любви или собственного ребенка. Несмотря на никуда не ушедшую ненависть и презрение ко всем людям, инстинктивные отцовские или материнские чувства обязательно рано или поздно вырвутся наружу и, возможно, несколько смягчат отношение человека, не любящего общество и противопоставляющего себя ему.

Проживая совместно с такой личностью, многие пытаются как-то повлиять на мировоззрение мизантропа и исправить его характер. В некоторых случаях это действительно удается. Достаточно показать мизантропу то, что он не так уж сильно отличается от других людей, тоже имеет свои достоинства и недостатки, потребности и слабости.

Тем не менее некоторые черты характера, появившиеся еще в процессе формирования и становления личности, останутся с мизантропом, по всей вероятности, до конца его жизни. Примером таких черт являются гордыня, тщеславие, чванство и высокомерие. Важно помнить, что даже человек, который не любит людей, имеет право на счастье и умиротворение.

Источник

Кто такой мизантроп: 5 главных признаков

lazy placeholder

Приветствую Вас, друзья!

Мизантропом называют человека, презирающего большинство людей за слабости и пороки. Такая личность обычно противопоставляет себя обществу, держится в стороне и стремится окружить себя людьми, сильно выделяющимися на фоне социума необычным поведением и взглядами на жизнь. Несмотря на довольно простое определение, далеко не все правильно понимают, кто такой мизантроп. Большинство людей считает, что это принципиальный человеконенавистник, искренне желающий всем зла. В действительности дело обстоит несколько иначе. Давайте во всем разберемся.

Кто такой мизантроп?

lazy placeholder

Мизантроп – это нелюдимый человек, избегающий общества и презирающий большинство людей за их добровольный отказ от собственной индивидуальности. Он очень жестко относится к человеческим слабостям, ошибкам, порокам и глупости, поэтому тщательно отбирает людей, с которыми готов дружить. К узкому кругу друзей он относится позитивно и уважительно, спокойно прощая им незначительные ошибки.

В повседневной жизни мизантропия проявляется как циничное и неуважительное отношение к отдельным социальным группам и человечеству в целом. Мизантропу не свойственно следить за политкорректностью высказываний. Следует учитывать, что человеконенавистничество мизантропа обычно заключается в презрении, но не подразумевает ненависти и стремления причинять всем боль.

Мизантроп не склонен помогать людям, поскольку считает, что каждый человек должен заботиться о себе сам. Ему обычно противопоставляют филантропа – человека, который ко всем относится благодушно и с удовольствием помогает нуждающимся.

Существует убеждение, что мизантроп – это холодный и черствый субъект, которому чужды человеческие чувства. В действительности же он, как и любой другой человек, нуждается в дружбе и романтических отношениях, мечтает построить крепкую семью и быть успешным в личной жизни. При этом он предъявляет завышенные требования к людям, тщательно выбирая, с кем дружить.

Как узнать мизантропа?

Мизантропические личности обычно ведут себя достаточно сдержанно и адекватно, поэтому узнать их не так просто. Чтобы определить мизантропа в своем знакомом, придётся понаблюдать за ним некоторое время. В первую очередь необходимо обращать внимание на следующие характерные особенности поведения:

Мизантроп предпочитает общаться в письменной форме, отправляя электронные сообщения. Он всячески избегает людных мест, не любит оказываться в закрытом пространстве с группой посторонних людей (в лифте или общественном транспорте).

Демонстрируя подобное поведение, мизантроп всё же находит нескольких близких друзей. Обычно они проходят тщательный отбор на отсутствие недостатков, которые особенно сильно раздражают конкретного носителя мизантропических взглядов. С ними он ведёт себя уважительно и дружелюбно, однако, может высказывается презрительно о других людях. Поток негатива, направленный вовне, позволяет его друзьям чувствовать себя «избранными». Поэтому они обычно ценят мизантропа за то, что пустил их в свой «клуб».

Мизантропия – очень важное явление в литературе. Самым известным мизантропом для русского читателя является Евгений Онегин, оправдывающий данный образ на 100%. Он презрительно высказывается о высшем обществе, к которому принадлежит и сам, но искренне ценит двух дорогих ему людей – Татьяну Ларину и Ленского. Лермонтов изобразил мизантропом Григория Печорина, а в мировой литературе самый известный мизантроп – это, безусловно, Шерлок Холмс.

Как появился термин?

Термин имеет древнегреческие корни и образован от слов «мизос» (ненависть) и «антропос» (человек). Таким образом, слово «мизантропия» буквально переводится как «человеконенавистничество». Изначально данное явление исследовали философы, которые в силу своего образования были склонны к самоизоляции и прочим проявлениям мизантропии.

Гераклит описывал мизантропа как человека, для которого невыносимо пребывание в обществе других людей, поскольку те не разделяют его взглядов на окружающий мир. Сократ считал мизантропию следствием многократного обмана со стороны дорогих людей. Платон говорил, что мизантроп находится на границе между добром и злом.

Популяризации термина послужила известная картина «Мизантроп», написанная голландским художником Питером Брейгелем в 1568 году. На ней изображен старик в траурной тунике, которую он носит из-за коварства и несовершенства мира. Также на картине присутствует карманник, ворующий у главного героя кошелёк. А в 1666 году Мольер опубликовал пьесу «Мизантроп», красочно описав данный типаж на примере главного героя Альцеста.

Причины мизантропии

lazy placeholder

Чтобы окончательно разобраться, кто такой мизантроп, рассмотрим основные причины формирования у людей мизантропических взглядов. Важно понимать, что мизантропия – это результат накопленного жизненного опыта, а не врожденная особенность. Она формируется под влиянием определенных жизненных обстоятельств. Рассмотрим наиболее типичные факторы.

1. Тяжелое детство

В каждой семье свои взгляды на воспитание детей. Иногда ребенок подвергается жестоким наказаниям за каждый проступок, за плохую оценку, принесенную из школы, за разбитое окно или вазу. Он вполне может вырасти дисциплинированной личностью и получить хорошее образование. Однако у него формируется твёрдое убеждение, что человек не имеет права быть неидеальным. Повзрослев же, он видит, насколько несовершенен мир. Практически все люди в его понимании глупы и безответственны, за что заслуживают глубочайшего презрения.

2. Предательство

Часто мизантропом становится человек, столкнувшийся с предательством, особенно если это произошло неоднократно. У него формируется убеждение в стиле «все женщины одинаковые», «все мужики одинаковые», «никому нельзя верить». Он убеждается, что единственный человек, заслуживающий доверия – он сам.

3. Пробелы в воспитании

Воспитание – процесс индивидуальный. Стремясь вырастить ребенка идеальным, родители учат его порядочности и ответственности, объясняют, что ему придется сильно стараться ради достижения успеха. При этом они забывают предупредить его, что все люди разные. В результате он вырастает максималистом, ожидающим от людей, что те всегда будут полностью соответствовать его представлениям о прекрасном. А убедившись, что это не так, он превращается в убежденного мизантропа.

4. Высокий интеллект

«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей». Это, пожалуй, самое известное высказывание Евгения Онегина (вероятно, отражающее собственные взгляды Александра Пушкина). Нередко мизантропами становятся интеллектуалы, постепенно осознающие, что умных людей в мире мало. Они редко демонстрируют презрение к обществу, чаще относятся к нему снисходительно.

5. «Тонкокожесть»

Многое зависит и от личной чувствительности человека. «Толстокожие» люди спокойно относятся к ошибкам окружающих. Но чувствительные «тонкокожие» натуры очень впечатлительны и неустойчивы. Они всегда ждут от людей большего. Но постоянно сталкиваясь с несовершенством человеческого общества, отстраняются от него и неохотно пускают в свою жизнь посторонних людей.

Чем мизантроп отличается от социопата?

Люди, плохо понимающие, кто такой мизантроп, часто путают его с социопатом. Отождествлять данные понятия, конечно же, нельзя. Социопатия – это серьезное психическое расстройство. Мизантропия – просто форма восприятия человеком окружающего мира, характеризующая его личное отношение к обществу и людям. Да, мизантропы часто избегают общения, замыкаются в себе, сторонятся людей, но это всё равно не психический диагноз.

Мизантроп – это обычный человек, просто очень требовательный. У него есть близкие, дорогие и любимые люди, хорошие друзья. Он совестлив и ответственен по отношению к ним, всегда поступает справедливо с другими людьми, учитывая их интересы.

Социопат не имеет способности сопереживать. Главная его особенность заключается в том, что он вообще не умеет сочувствовать другим людям. Поэтому он может совершить плохой поступок, не задумываясь, что причиняет кому-то зло. Принимая решения, он руководствуется лишь собственными желаниями и игнорирует чужие интересы.

Единственная черта, которой мизантропы похожи на социопатов – уверенность в собственной исключительности. В их понимании подавляющее большинство людей – серая безликая масса. При этом они не считают себя безупречными и критично относятся к собственным ошибкам.

Друзья, как Вы уже заметили, различия во взглядах на жизнь создают определенные трудности в общении и взаимодействии между людьми. Но эта проблема решаема, ведь общение — это навык, который можно и нужно развивать. Если Вы хотите значительно улучшить свои навыки общения за короткий срок, научиться понимать скрытые эмоции окружающих, записывайтесь на онлайн-интенсив «Эффективное общение» от Викиум. Этот курс научит Вас:

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер PaulEkmanInternational. Управляющий директор PaulEkmanInternational в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

Обучение состоит из 4 блоков:

Как проходит обучение:

Стоимость самостоятельного прохождения – 990 руб., с куратором – 2 490 руб. Если в течение 7 дней решите, что курс вам не подходит, Вам вернут деньги.

Заключение

Многим людям кажется, что мизантроп – это сугубо отрицательный типаж, ненавидящий всё живое. В действительности мизантропия не делает человека злодеем, хоть и излишней доброты от него ожидать тоже не приходится. Обычно это довольно холодные и расчетливые люди с особой душевной организацией. У них есть друзья и любимые, к которым они относятся с уважением и трепетом. Поэтому, если вы узнали мизантропа в себе или своём знакомом, не следует излишне беспокоиться из-за этого.

Источник

История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего

Человеконенавистничество кажется свежим решением в эпоху постправды и селф-хелпа. На самом деле это уютное мировоззрение существует с древних времен. Из нашего материала вы узнаете, как складывались отношения мизантропов с обществом и христианским Богом, могут ли они сделать мир лучше и какие политики опаснее: ненавидящие людей или желающие им только добра.

— человеконенавистник,
— нелюдим,
— тот, кто страдает мизантропией.

В первом из них внимание акцентируется на эмоциональной составляющей этого понятия — нужно искренне ненавидеть отдельных представителей вида Homo sapiens и всё человечество. Во втором подчеркивается маргинальное положение мизантропа — на периферии общества, вдали от людей. А в третьем содержится намек на то, что это состояние, сходное с болезнью, которой можно «страдать».

Мизантропия кажется очень современным типом мышления, особенно если вы еще продолжаете читать новости, но все три трактовки, зафиксированные в толковом словаре, сложились уже в античные времена.

Mizantropiya 1

Мизантропия по Лукиану — созидательная сила

Первого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.

Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.

Богач Тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. Разочарованный предательством вероломных товарищей, Тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.

В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:

«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».

Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:

«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. Это он получил бы по заслугам».

Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.

Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.

Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.

О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:

«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».

Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.

Деструктивный потенциал мизантропии по Шекспиру

Разрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:

Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.

Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.

Если протагонист Лукиана Самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой Шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги Алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли Афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.

Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.

Mizantropiya 2

Ненависть мизантропа к самому себе

Восприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:

«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».

Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:

Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.

Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!

Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».

Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:

Ты сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.

Мизантроп как маргинал

Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.

Профессор философии, преподаватель Берлинского университета имени Гумбольдта Михаэль Пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.

Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.

С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.

Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.

В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.

Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.

С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.

Читайте также:

Платон: ненависть к людям — психологическая проблема

Тенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:

Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:

«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».

Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.

Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство

Точку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:

«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».

Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.

С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.

Мизантропия — дьявольское наваждение

Христианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.

Мир создан милосердным Богом, а значит, и чада Его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. А все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. И должны гореть на костре.

Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.

Mizantropiya 3

Циник Макиавелли: как уничтожать простых людишек

Интерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.

Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:

«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».

Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «Государь» как сатиру.

Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.

Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».

Любовь к человечеству: Кант и Гегель

Уже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.

«Практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «Лекциях по этике» Иммануил Кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.

Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.

По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.

Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку

Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший: «Все мы братья меж собой», — в письме к другу писал: «Я с воодушевлением принял мир в распростертые объятия, в конце же я ощутил лишь холодную глыбу льда на своей груди».

Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.

Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют

«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.

Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.

В сказочной стране Гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.

В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:

«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».

Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.

Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.

Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.

Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.

Mizantropiya 4

Филипп Майнлендер: человек хорош, только если его нет

В одном ряду с Джонатаном Свифтом и прочими врагами рода человеческого оказался и немецкий мыслитель XIX века Филипп Майнлендер, один из представителей пессимистического направления. В своей «Философии освобождения», датированной примерно 1870 годом, он пишет: «Я бы хотел разрушить все мимолетные побуждения, способные отвлечь человека от поиска тихой ночи смерти».

«Освобождение», вынесенное в заглавие трактата Майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.

Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:

«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».

Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.

Ненависть к человечеству — реальность XX века

Перформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?

Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой. А значит, тот, кто относится к такому коллективному квазисубъекту скептически или враждебно, не причиняет ему никакой боли.

При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.

Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.

«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.

Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.

Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?

Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.

Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.

Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2015 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.

Может быть интересно:

Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.

Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector