Нормальная физиология как предмет

young woman 731142 1920 Советы на день

A 01 Нормальная физиология как предмет, ее задачи и значение для медицины. Связь физиологии с другими науками. Роль физиологии в деятельности человека

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Физиология (от греч. physis — природа и logos — уче­ние) — наука о природе, о существе жизненных процессов. Физи­ология изучает жизнедеятельность организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов, систем. Предметом изучения физиологии являются функции живого организма, их связь между собой, регу­ляция и приспособление к внешней среде, происхождение и ста­новление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.

Физиологическая функция (functio — деятель­ность) — проявления жизнедеятельности организма и его частей, име­ющие приспособительное значение и направленные на достижение по­лезного результата. В основе функции лежит обмен веществ, энергии и информации.

Достижения последних лет в области биохимии, молекулярной биологии, биофизики клеточных мембран позволили исследователям приоткрыть занавес неизвестности над рядом ранее недоступных для познания частных механизмов жизнедеятельности, что не может не вызывать восхищения и стремления к дальнейшему углубленному анализу жизненных процессов. Нисколько не умаляя роль такого направления в развитии научной мысли, нельзя не констатировать некоторого забвения целостного, синтетического подхода к позна­нию организма — подхода уверенно декларированного к мировой науке классиками отечественной физиологии — И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Очевидно, что если предметом познания биохимии является про­текание химических процессов в живом организме, биофизики — физических процессов, то физиология изучает новое качество живого — его функцию. При этом для удобства преподавания функция отдельных органов и систем рассматривается иногда самостоятельно. Стержневым моментом синтетического подхода служит представле­ние о том, что функция каждого органа находится в тесной связи с функциями других органов и систем, а весь комплекс регуляторных механизмов обеспечивает не только тонкое взаимодействие внутри организма, но и приспособление организма как целого к постоянно меняющимся физико-химическим и социальным условиям среды.

Успешно изучать физиологию можно, лишь зная макро- и мик­роструктуру органов (т. е. анатомию и гистологию) и основы протекания физических и химических процессов в живых тканях (т. е. биофизику и биохимию). С другой стороны, изучение физиологии должно предшествовать познанию клинических дисциплин. Идея о преподавании физиологии как предмета, завершающего и интегрирующего общебиологическую подготовку будущего врача и предваряющего начало его клинической подготовки, не нова. Принято изображать систему медицинского образования в форме дерева, корнями которого являются морфологические (анатомия и гистология), стволом — функциональные (физиология) науки. От ствола отходят две основные ветви — хирургический и терапевтический циклы, а от каждой из них — более мелкие ветви — частные медицинские специальности (дерматовенерология, офтальмология, оториноларингология, фтизиатрия, стоматология и т.д.).

В качестве первой задачи нормальной физиологии как учебной дисциплины в системе высшего медицинского образования следует, видимо, рассматривать обучение будущих врачей пониманию механизма функционирования каждого органа. При этом особое внимание следует уделить взаимодействию каждого органа и систем в зависимости от меняющейся ситуации в организме и вне него. Познание будущими врачами функции органов является непременным условием, основой понимания патогенеза нарушений и путей их коррекции. Вылечить — это, в конечном счете, восстановить нарушенную функцию.

Иными словами, у будущего врача должны быть заложены основы функционального мышления, являющегося фундаментом врачебного мышления, базой его профессионального творчества.

В связи с новым уровнем развития медицины, ее оснащенности диагностической аппаратурой особое значение приобретает знание принципов получения достоверной информации о деятельности органов и систем и грамотной ее интерпретации. Следовательно, второй задачей нормальной физиологии как учебной дисциплины является всегда имевшая место, но обретающая новые формы методическая подготовка будущего врача. Изучая физиологию, он обретает первые навыки не только манипулирования на живом организме, но и оценки состояния, как отдельных систем, так и организма в целом на базе по лученной информации. Это закладывает фундамент для формирования у будущих врачей навыков функциональной диагностики.

640 1

Стремительно меняющиеся условия жизни ставят человека перед необходимостью постоянно адаптироваться к ним, а также выявили неготовность врача оценить возможности адаптации и рационально скорригировать деятельность здорового человека. В самом деле, человек самых земных профессий (не говоря уже о космонавтах, подводниках и т. п.) в считанные часы на самолете преодолевает тысячекилометровые расстояния, испытывая воздействие не только факторов полета, но и оказывается неадаптированным к новой географической зоне. Физиология должна готовить будущего врача к пониманию, оценке и рациональной подготовке здорового человека к различным видам труда, разработке принципов профессионального отбора. Это составляет третью задачу физиологии как учебной дисциплины. В этой связи встает вопрос об оценке и грамотной интерпретации уровня здоровья, а также путей и спо­собов его укрепления у каждого человека. Физиология должна под­готовить врача к оценке здоровья и путей его адаптации, как к меняющейся экологической ситуации, так и характеру деятельности.

Источник

Нормальная физиология как предмет

В настоящее время наиболее общепринятая точка зрения состоит в том, что клиническая физиология должна заниматься, прежде всего, больным человеком, осуществляя его комплексное функциональное обследование с целью выявления функциональных расстройств органов и систем человеческого организма и определения их выраженности. При этом к числу клинико-физиологических задач относится определение характера функционирования здоровых органов и систем этого же больного, их роль в обеспечении компенсаторных реакций и резервных возможностей всего организма больного в целом [1].

Для диагностики функциональных расстройств у человека применяются методы, исходно разработанные для физиологических исследований (спирография, электрокардиография, манометрия и др.). Первоначально в рамках клинического направления в физиологии их внедряли в лечебную практику клиницисты

В связи с усложнением инструментальных методов исследования, появлением аппаратуры, с которой клиницисты уже не в состоянии были справиться, возникла необходимость подготовки самостоятельных специалистов, владеющих одновременно многими видами исследований и способных осуществлять комплексное функциональное обследование больных.

Когда в клинике возникает необходимость не только выявить функциональные расстройства отдельных органов, но и оценить степень их компенсации другими органами и системами, охарактеризовать резервные возможности организма больного в целом, т.е. установить наряду с диагнозом заболевания и диагноз состояния больного, то это уже выходит за границы возможностей функциональной диагностики и входит в компетенцию клинической физиологии, требует анализа и научного обобщения обширной информации о больном.

Логика диспозиции клинической физиологии и функциональной диагностики в системе медицинских знаний нашла свое отражение, например, в том, что в системе АМН РФ по отделению медико-биологических наук выделена специальность «клиническая физиология», академиками и чл.-корреспондентами которой избраны ряд руководителей кафедр клинической физиологии и функциональной диагностики ведущих медицинских университетов России.

В этой связи в современной литературе [2] дискутируется вопрос, что, возможно диагностику заболевания, или, тем более, состояния больного логичнее называть не «функциональной», а «клинико-физио-логической» диагностикой, а методы исследования именовать «клинико-физио-логическими методами исследования»?

В этом же ключе обсуждается целесообразность возведения методов исследования в ранг врачебной специальности (врач лабораторной диагностики, врач-эндоскопист, врач функциональной диагностики и т.д.). Предлагается даже отказаться от названия врачебной специальности «функциональная диагностика» и ввести название «клиническая физиология», что должно наполнить ее новым содержанием и стимулировать специалистов по функциональной диагностике переходить от описания кривых функциональных исследований отдельных органов к полноценному осмыслению результатов комплексного клинико-функционального исследования состояния больных, то есть становиться клиническими физиологами.

Источник

Физиология как наука. Предмет, задачи, методы, история физиологии

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Исходя из этого, в целом предметом физиологии является здоровый организм. Задачи физиологии включены в ее определение. Основным методом физиологии является эксперимент на животных.

Выделено 2 основных разновидности экспериментов или опытов:

1. Острый опыт или вивисекция (живосечение). В процесс него производится хирургическое вмешательство, исследуются функции открытого или изолированного органа. После этого не добиваются выживания животного. Продолжительность острого эксперимента от нескольких десятков минут до нескольких часов (пример).

2. Хронический опыт. В процессе хронических опытов производят оперативное вмешательство для получения доступности к органу. Затем добиваются заживления операционных ран и лишь после этого приступают к исследованиям. Продолжительность хронических экспериментов может составлять многие годы (пример).

Иногда выделяют подострый эксперимент (пример).

Её задачи:

1. Исследование механизмов функционирования клеток, тканей, органов, систем организма человека в целом

2. Изучение механизмов регуляции функций органов и систем организма.

3. Выяв­ление реакций человеческого организма и его систем на изменение внешней и внутренней среды.

Так как физиология в целом экспериментальная наука, основным методом физиологии человека также является эксперимент. Однако эксперименты на человеке коренным образом отличаются от опытов на животных. Во-первых, подавляющее большинство исследований на человеке производится с помощью неинвазивных методов, т.е. без вмешательства в органы и ткани (пример ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, анализы крови и т.д.). Во-вторых, эксперименты на человеке проводят только тогда, когда они не наносят вреда здоровью и с согласия испытуемого. Иногда острые опыты проводятся на человеке в клинике, когда этого требуют задачи диагностики (пример). Однако следует отметить, что без данных классической физиологии возникновение и развитие физиологии человека было бы невозможно (памятники лягушке и собаке).

Еще И.П. Павлов, оценивая роль физиоло­гии для медицины, писал: «Понимаемые в грубом смысле слова физиоло­гия и медицина не отделимы, знание физиологии необходимо врачу любой специальности». А также, что «Медицина лишь обогащаясь постоянно изо дня в день, новыми физиологическими фактами, станет, наконец тем, чем она должна быть в идеале, т.е. умением чинить испортившийся механизм человека и быть прикладным знанием физио­логии» (примеры из клиники). Другой известнейший русский физио­лог проф. В.Я. Данилевский отмечал: «Чем точнее и полнее будут определены признаки нормы для телесной и душевной жизни человека, тем правильнее будет диагноз врача для ее патологических отклонений”.

Физиология, являясь основополагающей биологической наукой, тесно связана с другими фундаментальными и биологическими науками. В частности, без знания законов физики невозможно объяснение биоэлектрических явлений, механизмов свето- и звуковосприятия. Без применения данных химии невозможно описание процессов обмена веществ, пище­варения, дыхания и т.д., Поэтому на границах этих наук с физиологией выделились дочерние науки биофизика и биохимия.

Так как структура и функция неразделимы, причем именно функция определяет формирование структуры, физиология тесно связана с морфологическими науками: цитологией, гистологией, анатомией. В результате исследования действия различных химических веществ на организм из физиологии выделилась в самостоятельные науки фармакология и токсикология. Накопление данных о нарушениях механизмов функционирования организма при различных заболеваниях послужило основой возникновения патологической физиологии.

640 1

Выделяют общую и частную физиологию. Общая физиология изучает основные закономерности жизнедеятельности организма, механизмы таких базисных процессов как обмен веществ и энергии, размножение, процессы возбуждения и т.д. Частная физиология исследует функции конкретных клеток, тканей, органов и физиологических систем. Поэтому в ней выделяются такие разделы, как физиология мышечной ткани, сердца, почек, пищеварения, дыхания и т.д. Кроме того, в физиологии выделяют разделы имеющие специфический предмет исследования или особые подходы в исследовании функций. К ним относятся эволюционная физиология (объяснение), сравнительная физиология, возрастная физиология.

В физиологии имеется целый ряд прикладных разделов. Это, например, физиология сельскохозяйственных животных.

В физиологии человека выделяют следующие прикладные разделы:

1. Возрастня физиология. Изучает возрастные особенности функций организма.

2. Физиология труда.

3. Клиническая физиология. Это наука, использующая физиологические методики и подходы для диагностики и анализа патологических отклонений.

4. Авиационная и космическая физиология.

5. Физиология спорта.

Физиология человека теснейшим образом связана с такими клиническими дисциплинами, как терапия, хирургия, акушерство, эндокринология, психиатрия, офтальмология и т.д. Например, эти науки используют для диагностики многочисленные методики разработанные физиологами. Отклонения нормальных параметров организма являются основой выявления патологии.

Некоторые разделы физиологии человека являются базой для психологии. Это физиология центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, сенсорных систем, психофизиология.

История физиологии подробно описана в учебнике под ред. Ткаченко

Источник

Введение в физиологию

Предмет и задачи физиологии как науки. Основные разделы курса «Нормальной физиологии». Сущность, структура и свойства функциональных систем организма. Виды и принципы регуляции физиологических функций. Вопросы к экзамену по нормальной физиологии.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.04.2015
Размер файла 696,8 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Предмет физиологии

2. Основные понятия физиологии

3. Принципы регуляции физиологических функций

Основная литература по нормальной физиологии

Вопросы к экзамену по нормальной физиологии

1. Предмет физиологии

Задачей физиологии является не только установление факта, свидетельствующего о том, что происходит с той или иной функцией во время жизнедеятельности человека или животного, но, главное, выяснение с помощью каких механизмов реализуется функция, с какой целью обеспечивается данная функция в той или иной системе, органе, ткани или клетке. Речь идет, другими словами, об определении физиологического смысла функций или процессов и выяснении механизмов их регуляции. При этом уровни изучения физиологических процессов могут быть различными: организменный, системный, органный, тканевой, клеточный и субклеточный. В этих случаях соответственно изучаются функции целостного организма (поведение человека), функции отдельных систем (пищеварение, выделение), органов (печень, почки), тканей (мышечной, нервной, клеток (нейронов, лейкоцитов), а также ионные и молекулярные основы физиологических механизмов их функционирования.

Совокупность физиологических знаний подразделяют на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений.

В курсе «Нормальной физиологии», согласно единому государственному стандарту специальности «Лечебное дело», изучаются следующие разделы:

1. Физиология возбудимых тканей

2. Физиология нервной системы

3. Гуморальная регуляция физиологических функций

4. Физиология крови

5. Физиология кровообращения

6. Физиология дыхания

7. Физиология пищеварения

8. Физиология обмена веществ и энергии

9. Физиология выделения

10. Физиология репродуктивной системы

11. Физиология сенсорных систем

12. Физиология высшей нервной деятельности

13. Физиология адаптации

2. Основные понятия физиологии

Между управляющей системой и объектом управления имеются каналы связи, которые бывают прямыми и обратными.

По каналу прямой связи передаются управляющие воздействия от управляющей системы к объекту управления для изменения состояния объекта управления таким образом, чтобы обеспечить приспособление системы к конкретной ситуации.

По каналу обратной связи передается информация к управляющей системе о состоянии объекта управления и о результате управляющего воздействия.

Обратная связь может быть отрицательной и положительной.

* Отрицательная обратная связь. Большинство контролирующих систем организма действует, используя принцип отрицательной обратной связи. Другими словами, результат действия отрицательно влияет на причину и способы, его вызвавшие. В этом случае один объект усиливает действие второго, а второй ослабляет деятельность первого и наоборот. В живых системах это имеет место при регуляции внутренней среды организма и таких жизненно важных параметров, как температура тела, артериальное давление и т.д. Например, под влиянием глюкагона (гормона поджелудочной железы) в крови возрастает содержание сахара (глюкозы). Повышенный уровень сахара усиливает выброс инсулина (гормона поджелудочной железы), под влиянием которого уровень глюкозы снижается.

Отрицательные обратные связи способствуют сохранению стабильности физиологических параметров внутренней среды при возмущающих воздействиях внешней среды, т.е. поддерживают гомеостаз. Обратная связь является основным механизмом саморегуляции гомеостаза функций организма, его энергетического и вещественного баланса.

Вместе с тем действие отрицательной обратной связи может иметь и неблагоприятный для организма в целом эффект. Например, удерживая систему в стационарном состоянии, отрицательная обратная связь препятствует ее развитию.

Положительная обратная связь усиливает рассогласование в системе. Под рассогласованием понимается отклонение параметра управления от первоначально заданного значения. То есть положительная обратная связь уводит систему все дальше от исходного состояния. Рассогласование возникает, когда необходимо создать новый режим функционирования, например, в процессах роста, развития, стрессорной реакции и т.д.

Регуляция осуществляется множеством механизмов управления, которые принято делить на нервные и гуморальные.

Нервная регуляция использует для передачи и переработки информации структуры нервной системы (нейроны). Информация передается в виде импульсов электрических потенциалов. Она обеспечивает быструю и направленную передачу сигналов, без затухания и потери энергии обусловлена свойствами проводящих возбуждения структур, преимущественно состоянием их мембран.

Гуморальная регуляция представляет собой способ передачи регулирующей информации к эффекторам через жидкую внутреннюю среду организма (кровь, лимфу, цереброспинальную, тканевую и клеточную жидкость) с помощью молекул химических веществ, выделяемых клетками или специализированными тканями и органами. Этот вид регуляции жизнедеятельности может обеспечивать как относительно автономный местный обмен информацией об особенностях метаболизма и функций клеток и тканей, так и системный эфферентный канал информационной связи, находящейся в большей или меньшей зависимости от нервных процессов восприятия и переработки информации о состоянии внешней и внутренней среды.

При всем многообразии механизмов нервной и гуморальной регуляции в реальных живых системах они, как правило, не представлены в чистом виде, а являются частями единой нейро-гуморальной системы регуляции физиологических функций, деление которой на нервный и гуморальный компоненты весьма условно. Вместе с тем организм является сложнейшей иерархически упорядоченной системой, и регуляция его деятельности носит системный характер, т.е. не определяется простой арифметической суммой составляющих его элементов, а проявляется перестройкой всей совокупности взаимоотношений и взаимосвязей внутри системы. Очевидно, что механизмы реализации системного принципа регуляции весьма сложны и разнообразны, особенно принимая во внимание динамичность, то есть постоянную изменчивость организации и функций живой системы.

Так, регуляция жизнедеятельности высших животных в условиях низкой температуры окружающей среды не может быть сведена только к нейрогуморальным реакциям поддержания температуры тела. Динамическая перестройка метаболизма и функций затрагивает все без исключения органы и физиологические системы организма, меняется и характер питания, и образ жизни, и поведение. Изменения затрагивают не только биологическую, но и социальную сущность живой системы. Сенсорные, двигательные и ассоциативные системы мозга в совокупности с центральными аппаратами регуляции висцеральных функций и эндокринной системой обеспечивают системность регуляции жизнедеятельности с целью оптимального ее приспособления к условиям среды.

Наиболее полно отразить регуляторные процессы в организме позволяет теория функциональных систем П.К.Анохина.

Функциональная система включает:

1) нервные центры, позволяющие не только оценивать состояние внешней и внутренней среды организма, но и формировать, реализовывать и контролировать программу процессов регуляции;

2) полезный для организма приспособительный результат. Специальные рецепторы постоянно оценивают этот результат, направляя информацию в нервные центры по каналам обратной связи;

Свойства функциональных систем:

3) наличие обратной связи, которая обеспечивает регуляцию системы.

Таким образом, все, и нервные и гуморальные, механизмы управления жизнедеятельностью организма являются звеньями сложного целостного реагирования, конечной целью которого является приспособление живой системы к среде обитания, т.е. адаптация.

Гомеостаз, согласно автору этого термина Уолтеру Кэннону, не предполагает чего-то установленного и неподвижного, застывшего. Оно означает состояние, которое может меняться, но которое относительно постоянно. В связи с этим иногда понятие «гомеостаз» заменяют термином «гомеокинез».

физиология наука функциональный система

3. Принципы регуляции физиологических функций

* Множественность регуляторных контуров. Одиночных регулирующих контуров в живых структурах не существует, практически всегда имеются комплексы взаимодействующих между собой механизмов внутри одиночной клетки, внутри органа или системы органов и на уровне организма. Например, инсулин понижает уровень глюкозы крови, в то время как адреналин и кортизол оказывают противоположный эффект.

* Избыточность гомеостатического регулирования зависит от важности жизненного параметра. Чем более важен жизненный показатель, тем больше систем в организме используется для его регуляции. Конечным результатом деятельности многих гомеостатических систем, контролирующих жизненные показатели, является постоянство параметров внутренней среды организма. Например, стенка сонной артерии человека выдерживает давление до 20 атм, но даже при злокачественной гипертонии давление не бывает выше 0,4 атм.

* Иерархия. Среди различных регуляторных контуров наблюдается иерархичность. Например, гипоталамус контролирует эндокринные функции клеток передней доли гипофиза, тропный гормон которой (АКТГ) в свою очередь контролирует функцию коры надпочечников, а выделяемый последней кортизол, принимает участие в поддержании (в дополнение к инсулину) уровня глюкозы в крови.

Основная литература по нормальной физиологии

1. Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского. 2003.

2. Орлов А.Д., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология.2007

3. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. 2007.

4. Физиология. Под ред. К.В.Судакова. 2000.

5. Начала физиологии. Под. Ред. А.Д.Ноздрачева. М., 2002.

6. Основы физиологии человека. В 3 кн. Под ред. Б.И.Ткаченко.С-Пб, 1994.

Вопросы к экзамену по нормальной физиологии

1. Физиология как наука. Основные разделы современной физиологии.

2. Методы исследования в современной физиологии: морфологические методы, эксперимент, аналитические, поведенческие и кибернетические методы.

3. Основные понятия физиологии: регуляция функций, прямые и обратные связи.

4. Механизмы регуляции физиологических функций. Функциональная система. Гомеостаз и гомеокинез, виды гомеостаза и примеры показателей. Адаптация. Физиологическая норма.

5. Принципы регуляции физиологических функций

6. Раздражимость и возбудимость живых систем. Раздражение и раздражители.

7. Структура мембраны возбудимых клеток. Различия состава внутриклеточной и интерстициальной жидкостей. Механизмы мембранного транспорта. Электрохимический градиент.

8. «Животное электричество». Опыты Гальвани и Матеучи.

9. Мембранный потенциал. Метод регистрации, возможные изменения.

10. Теория происхождения мембранного потенциала покоя.

11. Потенциал действия. Электрографические и электрохимические проявления.

12. Потенциал действия. Электрографические и функциональные проявления.

13. Законы раздражения: закон «все или ничего», полярный закон.

14. Законы раздражения: закон силы-длительности, закон крутизны раздражения.

15. Парабиоз. Оптимум и пессимум раздражения.

16. Понятие и классификация нервных волокон, их свойства.

17. Проведение возбуждения по нервным волокнам. Особенности проведения возбуждения по целому нерву.

18. Синапс, классификация синапсов.

19. Этапы и механизмы передачи информации в химических синапсах.

20. Свойства химических синапсов.

21. Виды и свойства рецепторов. Кодирование свойств раздражителей. Понятие о рецептивном поле и рефлексогенных зонах.

22. Железа. Виды желез. Секреторный цикл. Биоэлектрические особенности секреторной клетки.

23. Виды и основные функции мышц. Скелетные мышцы: иннервация, классификация двигательных единиц.

24. Строение и механизм сокращения мышечного волокна. Механика мышцы.

25. Физические свойства скелетной мышцы и режимы мышечных сокращений. Тетанус.

26. Энергетика скелетной мышцы: системы восстановления АТФ, коэффициент полезного действия, тепловой эффект.

27. Физиология гладкой мышечной ткани.

28. Функции нервной системы. Особенности нервной регуляции. Структурно-функциональные элементы НС.

29. Особенности распространения возбуждения в ЦНС.

30. Процессы торможения в ЦНС. Сеченовское, реципроктное, возвратное и латеральное торможение.

31. Центры нервной системы: определение, классификация и свойства.

32. Рефлекс и рефлекторная дуга. Виды рефлекса.

33. Функции спинного мозга.

34. Функции продолговатого мозга.

35. Функции среднего мозга и моста.

36. Сложные рефлексы ствола мозга.

37. Ретикулярная формация.

38. Гипоталамус. Гипоталамо-гипофизарная система.

39. Лимбическая система и таламус.

40. Физиология мозжечка и базальных ядер.

41. Физиология коры большого мозга.

42. Физиология автономной нервной системы: основные отличия от соматической нервной системы, отделы.

43. Дуга автономного рефлекса, взаимодействие между отделами.

44. Понятие гуморальной регуляции, типы воздействия БАВ.

45. Местная гуморальная саморегуляция физиологических функций.

46. Общие свойства и функции гормонов, их источники.

47. Гипофиззависимые железы внутренней секреции и их гормоны.

48. Гипофизнезависимые железы внутренней секреции и их гормоны.

49. Одиночные гормонпродуцирующие и хромаффинные клетки.

50. Скорость и ритмы секреции гормонов. Формы переноса гормонов кровью. Продолжительность жизни гормонов.

51. Механизмы действия гормонов на клетку.

52. Регуляция секреции гормонов.

53. Понятие о системе крови и ее функциях.

54. Основные физиологические константы крови.

55. Белки плазмы крови.

56. Эритроциты. Группы крови и резус-фактор.

57. Лейкоциты и тромбоциты.

58. Гемостаз. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Факторы свертывания.

59. Регуляция гемостаза. Противосвертывающая система.

60. Гемопоэз. Эритропоэз. Виды гемолиза.

61. Гемопоэз. Лейкпоэз и тромбоцитопоэз. Регуляция гемопоэза.

62. Физиологические свойства и особенности сердечной мышцы. Субстрат, природа и градиент автоматии сердца. Теории автоматиии.

63. Возбудимость сердца.

64. Сократимость сердца.

65. Сердечный цикл и его фазовая структура. Гемодинамические показатели.

66. Механизмы регуляции работы сердца. Внутриклеточные механизмы регуляции сердечной деятельности.

67. Механизмы регуляции работы сердца. Межклеточные и рефлекторные внутрисердечные механизмы регуляции сердечной деятельности.

68. Механизмы регуляции работы сердца. Нервная регуляция сердечной деятельности.

69. Механизмы регуляции работы сердца. Гуморальная регуляция сердечной деятельности.

70. Особенности артериального кровообращения.

71. Капиллярный кровоток и кровообращение в венах.

72. Местные механизмы регуляции кровообращения.

73. Нервная регуляция кровообращения.

74. Гуморальная регуляция кровообращения.

75. Особенности регионарного кровообращения в сердце и мозге.

76. Особенности регионарного кровообращения в легких, печени, почках и селезенке.

77. Общая характеристика дыхания. Механизмы вдоха и выдоха. Значение отрицательного давления в плевральной полости.

78. Паттерны дыхания. Характеристики легочной вентиляции.

79. Газообмен в легких.

80. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью и в тканях. Кривая диссоциации оксигемоглобина.

81. Дыхательный центр. Современные представления о его структуре и локализации. Легочно-вагусная регуляция дыхания.

82. Особенности дыхания в различных условиях (роль температуры, проприоцептивной импульсации, эмоциональных влияний, болевые реакции, недостаток кислорода, компрессионные явления).

83. Процесс пищеварения, его виды. Функции желудочно-кишечного тракта.

84. Общие принципы регуляции процессов пищеварения.

85. Пищевое поведение. Теории голода. Аппетит. Насыщение. Жажда.

86. Пищеварение в ротовой полости. Состав, свойства и функции слюны. Регуляция слюноотделения.

87. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции.

88. Пищеварение в тонкой кишке. Состав и свойства кишечного и панкреатического сока. Регуляция секреции.

89. Пищеварение в толстой кишке. Роль микрофлоры.

90. Моторика пищеварительного тракта.

91. Функция всасывания в пищеварительной системе. Механизмы всасывания. Особенности всасывания различных веществ.

92. Пищеварительные функции печени. Регуляция желчевыделения и желчеотделения.

93. Непищеварительные функции печени.

94. Обмен веществ и энергии. Процессы анаболизма и катаболизма, их равновесие.

95. Энергетический обмен. Основной обмен. Правило поверхности. Суточный расход энергии.

96. Обмен веществ. Обмен белков, липидов, углеводов.

97. Обмен воды, минеральных веществ, микроэлементов и витаминов в организме.

98. Регуляция обмена веществ и энергии.

99. Процесс терморегуляции. Температура тела и тепловой баланс.

100. Химическая и физическая терморегуляция.

101. Рефлекторные и гуморальные механизмы терморегуляции. Нарушения терморегуляции.

102. Выделительные функции организма.

104. Особенности кровоснабжения почек. Механизмы ауторегуляции.

105. Механизмы мочеобразования. Клубочковая фильтрация.

106. Механизмы мочеобразования. Канальцевая реабсорбция.

107. Механизмы мочеобразования. Канальцевая секреция.

108. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования.

109. Общая характеристика и функции репродуктивной системы, половая дифференцировка организмов.

110. Физиология мужской половой системы.

111. Физиология женской половой системы.

112. Овариально-менструальный цикл.

113. Физиология беременности.

114. Физиология плода.

115. Физиология женского организма во время родов и послеродовой период.

116. Физиология новорожденного.

117. Понятие о сенсорных системах и органах чувств. Принципы строения сенсорных систем.

118. Функции сенсорных систем.

119. Общая характеристика зрительного анализатора. Орган зрения.

120. Особенности функционирования рецепторного аппарата зрительного анализатора.

121. Проводниковый отдел зрительного анализатора. Особенности перекреста зрительных путей. Корковый отдел зрительного анализатора.

122. Особенности функционирования зрительного анализатора (поле зрения, проекция изображения в зрительной коре, движения глаз, реакции зрачка, аккомодация и адаптация, бинокулярное зрение).

123. Слуховой анализатор. Общая характеристика. Функции наружнего и среднего уха.

124. Рецепторы, проводящие пути и корковый отдел слухового анализатора.

125. Особенности функционирования слухового анализатора (восприятие звуков различной частоты и силы, адаптация, бинауральный слух, костная проводимость).

126. Общая характеристика и рецепторы вестибулярного аппарата.

127. Особенности функционирования вестибулярного анализатора (статические и статокинетические рефлексы, нистагм, вегетативные функции, адаптация).

128. Обонятельный анализатор. Вомероназальный орган.

129. Физиологическая характеристика вкусового анализатора.

130. Отделы и особенности функционирования соматосенсорной системы.

131. Боль как сенсорная модальность. Ноцицепторы. Алгогены. Теории боли.

132. Особенности восприятия и передачи ноцицептивной информации. Компоненты реакции организма на боль.

133. Антиноцицептивная система: структурно-функциональная характеристика, роль опиоидов. Физиологическое обоснование методов обезболивания.

134. Мозг человека как уникальная биологическая структура. Основная психофизиологическая проблема и варианты ее решения.

135. История развития рефлекторной теории. Рефлекс и его виды. Принципы теории высшей нервной деятельности.

136. Отличия условных и безусловных рефлексов. Классификация условных и безусловных рефлексов.

137. Нейрофизиологический механизма образования условного рефлекса. Правила и стадии образования.

138. Концепция функциональных систем. Структура поведенческого акта по П. К. Анохину.

139. Потребности. Их детерминация, классификация и значение в поведении человека.

140. Мотивация и теории ее возникновения. Механизмы формирования мотиваций.

141. Свойства мотиваций. Мотивация как доминанта. Патологические мотивации.

142. Физиология внимания.

143. Виды памяти в биологических системах. Временная организация памяти.

144. Структурная организация памяти и ее механизмы.

145. Эмоции, их виды, нейроанатомия и нейрохимия.

146. Эмоции, их функции и эволюция. Информационная теория эмоций.

147. Эмоциональный стресс. Факторы, стадии и свойства. Профилактика последствий эмоциональных стрессов.

148. Первая и вторая сигнальные системы. Речь и ее функции. Мозговая система речеобеспечения.

149. Функциональная асимметрия больших полушарий мозга человека. Специализация полушарий.

150. Современные представления о роли и физиологических механизмах сна.

151. Общие закономерности адаптации организма человека. Адаптация и акклиматизация. Адаптогенные факторы, их взаимодействие.

152. Количественная характеристика адаптогенного фактора. Адаптационные ресурсы. Экстремальные воздействия.

153. Виды и механизмы адаптации. Этапы общего адаптационного синдрома по Г.Селье.

154. Физиологические аспекты заболеваний. Эффективность адаптации и методы ее повышения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Этапы развития физиологии. Гуморальная, нервная и метаболическая регуляция функций организма. Электрические явления в возбудимых тканях. Распространение возбуждения по нервным волокнам. Современные представления о мышечном сокращении и расслаблении.

презентация [3,0 M], добавлен 16.10.2012

Предмет и роль физиологии в системе медицинского образования, краткая история, современные тенденции и задачи физиологии. Организм и внешняя среда, исследование физиологии целостного организма. Метод графической регистрации и биоэлектрических явлений.

курсовая работа [63,3 K], добавлен 02.01.2013

Предмет и содержание анатомии и физиологии. Анатомическое строение клетки. Ткани, их виды и свойства. Понятие о внутренней среде организма. Наследственность и среда, их влияние на развитие организма. Понятие генотипа и фенотипа, онтогенеза и филогенеза.

шпаргалка [135,3 K], добавлен 09.11.2010

Общее понятие и особенности функций высшей нервной деятельности человека. История открытия механизмов условных рефлексов и изучение их физиологии И.П. Павловым. Исследование высших функций мозга в трудах философов античности Гиппократа и Декарта.

реферат [20,1 K], добавлен 17.04.2011

Физиология как наука о функциях и процессах, протекающих в организме, ее разновидности и предметы изучения. Возбудимые ткани, общие свойства и электрические явления. Этапы исследования физиологии возбуждения. Происхождение и роль мембранного потенциала.

контрольная работа [533,3 K], добавлен 12.09.2009

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector