Норвежские воины как назывались

ice skates 1082514 1920 Советы на день

Медиа-журнал о Древней Скандинавии

Полная иерархия армии древних скандинавов выглядела так: конунг > ярл > херсир > форинг > войско. Однако такая военная структура викингов отличалась в зависимости от её размеров и от того, было это формирование собрано для морского разбойничего похода, полномасштабного завоевания, или это было войско для защиты от нападений. Давайте разберёмся.

За длительный период развития скандинавского общества, почти 3 века, а также из-за географических и климатических различий Норвегии, Швеции и Дании накопилось большое количество терминов. В этой статье постараемся использовать как можно более общую систему обозначений, оставляя факультативный набор терминов в конце каждого раздела.

Каждый конунг или ярл имел свою дружину — хирд (hird). Она была нужна для защиты предводителя и для проведения военных операций. Именно со своими преданными дружинниками (хирдманнами, hirðmen), конунги и ярлы совершали походы. Хирд всегда был рядом в бою, в составе большей армии и прикрывал вождя.

viking hird Структура дружины/хирда викингов

В состав хирда входили только проверенные воины, фактически, боевые братья предводителя. Конунг требовал периодически поставлять ему новых бойцов от подвластных ярлов и херсиров (баронов), если он, конечно, не был в изгнании.

Хирд — важная базовая единица военного формирования эпохи викингов. Размер дружины соответствовал целям конунга или ярла. Например: дружина Олафа Харальдсона Святого — 60-100 человек, Олафа Тихого — 240. Размер варьировался от страны и от конунга: от 25 (размер команды драккара) до 400 человек. Исключением мог быть Кнут Великий, у которого в какой-то момент было 3000 дружинников.

hird zaschischayet hevdingaХирд защищает своего хёвдинга, предводителя

Сбор народного ополчения

Когда же необходимо было защищить страну от нападения или, позднее, собрать большую армию для завоевательского похода, высылали «ратную стрелу» — призыв о сборе народного ополчения, лейдунга (лейданг, ледунг). Фактически, это военная повинность; дополнительное значение — флот кораблей.

Однако, лейдунг не всегда означал полную военную зависимость. Иногда местные ярлы, бонды, вожди временно собирали свои дружины из ополчения, совершая набеги, завоёвывая земли, иногда соперничая с конунгами.

Три усадьбы (маннгёрд, manngörð) обязаны были предоставить 1-го человека. В редких случаях конунг мог призвать 2-х людей из 3-х хозяйств.

В Норвегии каждый прибрежный район, в Дании скипен (skipen), должен был предоставить 1 корабль (25-70 человек). В Швеции каждая область была поделена на сотни. Сотня должна была предоставить четыре корабля, 100 человек.

Из вождей (хёвдингов) округов, областей (херадов) выбирались главы ополчений — херсиры.

Конунг мог требовать предоставления людей в его личный хирд. Например, требования Харальда Прекрасноволосого:

У каждого ярла были в подчинении четыре херсира или больше, и каждый херсир должен был получать двадцать марок (вейцлы) на свое содержание. Каждый ярл должен был поставлять конунгу шестьдесят воинов, а каждый херсир – двадцать.

Снорри Стурлусон, XII век.

Когда хирд рос, люди, не являющиеся приближёнными к предводителю, назывались лид (lið, аналогия с нашим «люд»). Иначе лидом называли всю собранную армию, большое войско.

Иерархия армии

Пирамиду управления армией возглавлял конунг, который мог с помощью нескольких ярлов и выбранных херсиров управлять всем лидом или народным ополчением. Опять же, каждый конунг и ярл имел свой личный хирд для непосредственной охраны.

Форинги, наиболее доверенные дружинники, управляли своими подразделениями. Почётным было звание знаменосца, особое доверенное лицо. Он мог выступать советником вождя.

Среди войска также можно выделить «гостей» (gestir). Они занимались охраной порядка, служили в карауле, казнили, собирали подати и выполняли другие служебные функции. Похоже, их так называли, потому что никто не хотел увидеть их у себя в гостях.

Говоря о размерах армий, доступных для правителей эпохи викингов, тяжело назвать точные цифры. По данным вместительности крепостей того времени, количество человек средней армии могло варьироваться от 3000 до 9000 воинов. По данным делений скандинавских стран на области в 11-13-го веках можно получить такие числа:

Итоги

Основным военным формированием в эпоху викингов был хирд, размеры которого менялись в зависимости от могущества предводителя и его целей. Если же объявлялся сбор большой армии для защиты земель или для нападения, то викингам удавалось построить хорошо организованную иерархию войска, где количество ролей было прямо пропорционально размерам формирований: от хёвдинга до форингов.

Источники: Kim Hjardar and Vegard Vike: «Vikings at war», А. М. Стриннгольм: «Походы викингов», Эльсе Роэсдаль: «Мир викингов», Г. С. Лебедев: «Эпоха викингов в Северной Европе».

Источник

Медиа-журнал о Древней Скандинавии

Настало время разобраться с сословиями скандинавов раз и навсегда. Рассмотрим только гражданскую иерархию общества викингов.

Социальные слои не были статичны на протяжении эпохи викингов, они изменялись во времени. Главная причина подвижности слоёв населения — процесс перехода от родового строя к феодальному, который стал ярко заметен благодаря усилиям Харальда Харфагри (Прекрасновослосого). Закрепление феодальной власти окончательно оформилось со смертью последнего конунга-викинга Харальда Хардрада (Сурового). В итоге динамичность сословий определяется стремлением королевской власти выстроить строгую иерархию подчинения на базе отношений типа сюзерен-вассал и стремлением старой родовой власти сохранить свою свободу.

Мы же рассмотрим социальную структуру начала X-го века, времени правления Харальда I Прекрасноволосого. В этот период различия в иерархии между странами Норвегии, Швеции и Дании минимальны.

ierarhiya vikingov Иерархия скандинавов в эпоху викингов

Главные категории разделения общества: знать (tignarman — конунги и ярлы), свободные (карлы), зависимые люди (рабы, трели) и изгои. Также всех людей, кроме рабов и изгнанников, называли фралами (fralsman, frals, folkfrals) — просто свободные.

Тигнарман (Tignarman) — самые почётные и знатные люди. Ими были конунги и ярлы.

Вообще, в ранний период эпохи викингов конунгов могли призывать и прогонять. Всё зависело от предводительских качеств и удачи короля. Могущественные ярлы и бонды нередко были в состоянии влиять на то, кто будет властвовать в области или стране. Тем самым, на ранних этапах конунг — это королевская профессия, выполняющая определённые обязанности. В основном — это защита от внешней агрессии, установление мира и порядка.

Позже, опираясь на богатства и военное могущество, конунги становились сильнее и переставали зависеть от мнения остального народа. Независимость тогда уже теряли все остальные, власть имущие.

Ярл — самый знатный землевладелец. Предводитель больших территорий (области(тей), фюлька(ков)). Изначально ярлы имели мощное влияние, соперничали с конунгами. Затем же это понятие превратилось в звание. Ярлы становились помощниками, заместителями конунга. Звание ярла можно было получить, особо отличившись перед конунгом. У конунга мог быть один или несколько ярлов.

jarl borg Ярл Борг из сериала «Викинги»

Отингир (otingir) — богатые и знатные люди, но не тигнарманы. Обычно это сыновья конунгов и ярлов. Не входили в правящую элиту.

Лендрман (lenderman) — вассал конунга или ленник. Крупный землевладелец и человек, ответственный за сбор податей королю с прикреплённого к нему херада (округа). Должен был содержать местную дружину конунга (примерно 40 человек) и отвечал за организацию лейдунга (сбор народного ополчения по призыву короля) и его руководство в походе.

Хёвдинг — вождь, предводитель. Более конкретное определение — вождь херада (округа), иногда области (фюлька).

Годи — верховный жрец годорда (территориального религиозного деления на базе херада). В его функции также входило и судейство. Назначал себе в помощники 12 судей для местного тинга.

Дротт, дроттин — жрец.

Лагман (lagen — закон) — главный толкователь закона в стране или в области — объединения херадов. Главный на альтинге. Его функция — знать и растолковывать законы.

Тиунда-лагман — представитель дальнего округа на тинге.

Бонд — землевладелец. Важный базовый слой населения Древней Скандинавии. Бонд владел одалем (odal) — землёй, передававшейся по наследству. С концом эпохи викингов понятие наследственной земли исчезает. Бонд мог как обрабатывать землю сам (с помощью рабов или свободных работников, хускарлов), так и отдавать её в аренду за плату (обычно 10% стоимости земли в год).

Хускарл — изначально домашний работник, домочадец. Помогал бонду по хозяйству за жалование. Позже хускарл — дружинник конунга.

Ландбоар (landboar) — крестьяне, наниматели земли.

Стабкерл (stabkerl) — нищий, бедняк.

Отпущенники (fralsgifvi, fralsingi) — рабы, которые были отпущены хозяевами. Либо добровольно, либо фральсинги выкупили себя сами. Имел довольно шаткое положение и низкий статус. Мог снова стать рабом в качестве наказания на тинге. Отпущенники обычно становились либо ландбоарами либо хускарлами.

Доступно мало информации о социальном статусе ремесленников. Если не учитывать тот факт, что различные сословия карлов могли становиться ремесленниками по необходимости. Но известно, что скальды, кузнецы, кораблестроители и резчики рун пользовались большим почётом, поэтому не бедствовали.

Королевские придворные скальды, будучи в милости у конунга, имели достаточно высокий статус.

У рабов не было никакой недвижимости. Они носили плохую, неброскую одежду, были коротко выстрижены. Современник эпохи викингов мог одним взглядом в лицо определить раб этот человек или нет. Видимо, участь рабов оставляла неизгладимый отпечаток. Участь рабов — самая грязная работа: стройка, земляные работы, пас скота и т.д. Но нередко хозяева позволяли своим подневольным расслабляться на пирах вместе с ними, давая им хоть какую-то отдушину. Рынок рабов был очень развит в Древней Скандинавии. Походы викингов поставляли живую силу без перебоев. Среди пленников-рабов мог быть кто угодно, начиная от крестьянина и заканчивая знатным вельможей западного мира.

viking slaves Продажа рабов на рынке

Дети рабов становились также рабами. Но такие рабы, рождённые и выросшие в хозяйстве их собственника имели более высокий статус. Их называли фостре (fostre). Из их числа нередко становились бритами (bryti) — старшими из рабов, надзиратели — наивысший статус раба.

Часто рабами становились и карлы, которые были вынуждены временно присоединиться к этому слою из-за долгов.

Низшими из рабов считались гиафтлэрар (giafthlarar) — даровые, добровольные рабы. Он вступал в рабство (traldom) произвольно. Нередко причина этого — нежелание, чтобы родственники получили нажитое этого человека. Так как всё состояние становилось собственностью хозяина раба.

Источники: Андерс Стриннгольм («Походы викингов»), Эльсе Роэсдаль («Мир викингов»), Жаклин Симпсон («Викинги. Быт, религия, культура»), Глеб Лебедев («Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси»).

Источник

Скандинавская мифология

Персонажи

Поиск персонажей

Группы персонажей

Темный альв. Сватался к Труд, дочери Тора.

Великанша, родившая Локи троих детей — Хель, Ёрмунганда и Фенрира, также считается матерью Гарма. По мнению некоторых исследователей, жена Тюра.

Повар в Валхалле, кормил эйнхериев: готовил для них мясо вепря Сехримнира в котле Эльдхримнире.

Первый человек, сотворенный из ясеня Одином, Лодуром и Хёниром.

Божественная корова, появившаяся из таявшего льда в одно время с Имиром. Кормила Имира своим молоком, вылизала из камня Бури.

Бог весны и света, светлый ас. Сын Одина и Фригг, супруг Нанны, отец Форсети. В его смерти обвиняют Локи.

Великан, упоминавшийся в мифе о мёде поэзии. Брат Гуттунга, сын Гиллинга.

Инеистый великан, дед Одина.

Сын Бури, супруг Бестлы, отец Одина, Вили и Ве.

Единственный инеистый великан, который спасся после потопа вместе со своей женой.

Великанша из рода инеистых великанов, дочь Бёльторна. Вышла замуж за Бёрa. Известна тем, что является матерью Одина и его братьев.

Бог-скальд, прославленный мудростью и красноречием, хранитель Меда поэзии. Сын Одина, муж Идунн.

Первый бог. Отец Бёра и дед Одина. Его имя фигурировало только в истории сотворения мира. Возник, когда первородная корова Аудумла лизала покрытые инеем соленые глыбы.

Сын Фарбаути и Лаувейи, брат Локи.

Богиня истины, любовных клятв и брачных союзов. Считалось, что она записывает клятвы и обещания людей, а также мстит тем, кто их нарушает.

Великан, мудрейший и всезнающий. Состязался в мудрости с Одином, который сменил облик, чтобы его не узнали. Ставкой была жизнь, проиграл Одину.

Один из трех братьев-богов (Вили, Ве и Один), создавших Мидгард. В отсутствие Одина спал с его женой Фригг, после его возвращения больше не упоминается.

Правитель светлых альвов. Чудесный мастер-кузнец.

Богиня всеведения. Она очень мудра и ничто не может укрыться от её проницательности и интуиции.

Одна из норн, определяющих судьбу, олицетворяла настоящее. Жила у корней Иггдрасиль рядом с источником Урд. Сестра Скульд и Урд.

Один из трех братьев-богов (Вили, Ве и Один), создавших Мидгард. В отсутствие Одина спал с его женой Фригг, после его возвращения больше не упоминается.

Огромный пёс, охранявший мир мёртвых Хель. Во время Рагнарёка загрызёт Тюра, но и сам погибнет.

Богиня плодородия, покровительница земледелия, девственности и удачи. Девушки, которые умирали девственницами, становились ее свитой в загробной жизни. Получила в дар от конунга Швеции землю, которая впоследствии стала Данией.

Инеистый великан. Заставил Лаки привести к нему Тора без молота, чтобы было легче его одолеть.

Инеистая великанша, владычица всех рек, озёр и водопадов Ётунхейма. Возлюбленная и жена Фрейра.

Один из двух волков, которые сопровождают бога Одина. Его имя переводится как «жадный».

Великан, отец Гуттунга и Бауги. Принимал участие в мифе о меде поэзии.

Великан, сохранявший нейтралитет с асами. Вместе с Тором плавал ловить мирового змея Ёрмунганда. Дядя Тюра.

Великанша, которая помогла асам спустить на воду погребальный корабль Бальдра.

Богиня, защищающая людей от физической опасности. Спутница Фригг.

Богиня-вестница, богиня трансформации, поднимает осознание на головокружительные высоты. Спутница Фригг.

Великанша, помогла Тору справиться с Гейрредом. От Одина родила Видара.

Правитель Ётунхейма, считался сильнейшим из инеистых великанов своего времени. Сражался на поединке с Тором, проиграл.

Очень быстро передвигающийся вепрь с золотой щетиной. Принадлежит Фрейру, который ездит на нем верхом.

Волшебный конь, вначале принадлежавший великану Грунгниру, а потом подаренный Тором Магни. Его имя переводится как «золотая грива».

Великанша, дочь Гуттунга. Охраняла мед поэзии, за три глотка которого Один провел с ней три ночи.

Великан, сын Гиллинга. Участник мифа о мёде поэзии.

Цверг, возможно, брат Ивальди. Был одним из тех цвергов, что сковали Брисингамен.

Богиня-олицетворение земли. Дочь Нотт, родила Тора от Одина.

Морской змей, сын Локи и Ангрбоды, брат Хель и Фенрира, а также остальных детей Локи. В Рагнарёке он и Тор, будучи вечными противниками, убьют друг друга.

Цверг, отец Брока и Синдри.

Мировое дерево, ясень (или тис), представлявший вертикальную структуру мира.

Богиня вечной юности, хранительница яблок, от обладания которыми зависела вечная юность богов. Дочь цверга Ивальди, супруга Браги

Первое живое существо, инеистый великан, из которого создан был мир.

Олицетворял мудрость и дар поэзии. Возник из слюны асов и ванов, которые совершили обрядовое смешение слюны в чаше при заключении мира. Изначально персонифицировал хмельной напиток, получаемый в результате процесса квашения (брагу, пиво, квас и т. д.). В Круге Земном в Саге об Инглингах относится к ванам.

Источник

Скандинавская мифология. Справочник, часть 1.

С детства люблю и изучаю мифологию. Особенно нравится искать там архетипы для своих рассказов.
Тем не менее, как-то всё это время избегал скандинавской мифологии, информацию о которой черпал разве что из комиксов Marvel и разных других игр. Решил, что хватит это терпеть и попытался прочитать её основные тексты. Как оказалось, в ней всё очень грустно, по сравнению с другими мифологиями. Никакого чёткого связного канона нет, тексты противоречат друг-другу самым кардинальным образом.
В итоге решил запилить для себя небольшой справочник, в который смогу заглядывать когда мне понадобится информация, а то лезть в сеть за каждой мелочью крайне муторно. Получилось довольно обширно, так что решил поделится им здесь.
Немного информации:
1. В интернет-ресурсах в плане этой мифологии полный бардак, особенно в Википедии. Там статьи очень страдают от непонятно откуда взявшейся инфы без указания источника. Различные сайты пестрят пересказанными мифами, в которых действует принцип глухого телефона.
Указанная здесь информация собрана в большинстве своём из основных текстов по мифологии, то есть Поэтической и Прозаической Эдд, некоторые отдельных произведений научного характера, а также совсем немного из исландских саг, которые упоминают скандинавский пантеон. Плюсом к этому было куплено несколько других справочников, которые указывают в своих источниках авторитетные работы.
2. В мифологии, как и в любой другой, есть ну совсем малозначительные персонажи, кроме имени которых особо и сказать то нечего. Они в список не были включены.
3. Я допускаю, что определённые моменты были упущены. Это пока что самая разрозненная из крупных мифологий, которые я изучал, и собрать всё воедино очень тяжело. Тем не менее я перекопал всё, что мог.
4. Это чисто справочник с краткой информацией о мире и действующих лицах, созданная со вполне определённой целью. В эту цель не идёт подробный пересказ самих мифов.

5. Всего будет 2 части, из-за того, что полностью не влезает. Если это хоть кому-то здесь будет интересно в таком виде, то позже я выложу такой же справочник, рассматривающий крупнейшие героические саги, когда сделаю.

Состоит из 9 миров.

На вершине – Асгард – место, где живут боги рода асов.

Чуть ниже расположен небесный город Альвхейм или Льюсальвхейм.

На земле, в центре, расположен Мидгард.

На северо-западе – Нифльхейм.

На юго-западе – Ванхейм (Ванахейм).

На северо-востоке – Йотунхейм.

На северо-западе – Муспельхейм.

В земле – Свартальвхейм.

Под землёй – Хельхейм (Нифльхель).

1569315664139373563

Есть Живая Бездна, называется Гинунгагап. В ней с начала времён существовали Муспельхейм, мир вечного огня, и Нифльхейм, мир вечного холода.

В Нифльхейме расположен источник Кипящий Котёл (Хвергельмир), из которого потекло 12 рек Эливагара (Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид, Хрид, Сюлг, Ульг, Вид, Лейфт, Гёлль, Вимур). Ядовитые (буквально) воды столкнулись с огнём Муспельхейма, и из получившегося инея родился инеистый великан Имир (Бримир, Ауртельмир).

Он является первым живым существом. Из разных частей его тела во сне вышли инеистые великаны.

С ним появилась корова, кормившая великана молоком – Аудумла. Она лизала камни и слизывала с них соль. Через три дня из камня сформировался Бури – первое человеческое существо (но не человек нашего рода).

У него был сын Бор (Бёр).

Его жена – Бестла, дочь Бельтара (великана).

У Бора родились первые асы – Один, Вили и Ве.

Они убили Имира и создали из него Землю.

Плоть стала землёй, кровь – мировым океаном, кости – горами, зубы – валунами и камнями, череп – небесами, мозг – облаками, волосы – растениями, а брови его стали огромной стеною, защищающей Мидгард от чудовищ.

Солнцем и звёздами стали искры Муспельхейма.

Вероятно, они были помещены в Альвхейм. Солнце – Альврёдуль (Светило Альвов).

Радуга – мост между Асгардом и Мидгардом. Называется Биврёст, охвачен огнём, что пожирает всех, кроме асов.

1569316209128380395

1. Асгард. Мир богов рода асы, эйнхериев, валькирий, норн.

Предоставлено 12 богов-асов, тем не менее, их на деле больше, включая жён каждого из них. Делится на множество владений и чертогов, каждое из которых принадлежит определённому асу.

Асы – боги основного рода. Произошли от Бора. Выделяют 12 из них – членов Совета Асов. По некоторым данным, все асы могут менять облик по своему желанию, в некоторых же источниках указывается, что конкретный ас обладает способностью превращаться только в определённых существ. Не стареют из-за молодильных яблок, но вполне смертны от физического урона. Если погибнут в бою, тут же воскресятся в Асгарде (вероятно, в Вальхалле), если же их убьют скрытно или противник не оказывает сопротивления, бог-ас отправится в мир мёртвых Хельхейм. В некоторых источниках указывается их количество – 27 известных асов и 22 известных асиньи, но это очень неточная информация.

Дисы или Идизы – божественные девы, духи-хранители, духи судьбы, предсказательницы. К Дисам причисляют Норн, Валькирий, прочих мифических дев. Если завладеть одеждой предсказательниц, то ты берёшь над ними власть.

Валькирии – весьма неоднозначная раса (раса ли?). Девы-воительницы, летают на крылатых конях (или с помощью особых одеяний из перьев птиц) над полем боя и выбирают лучших из павших, чтобы они стали эйнхериями. Крайне сильны, владеют рунами мудрости. Возможно, их сила заключается в их девственности, во всяком случае так было у Брунгильды. Прислуживают Одину на пирах.

Эйнхерии – сильнейшие из павших воинов, избранные валькириями или самим Одином для сражения в будущем Рагнароке. Обитают в Асгарде после смерти, развлекаются пирами и битвами.

Дом богов – Гладсхейм, Чертог радости.

Дом богинь – Вингольв. Чертог блаженства.

Полностью состоят из золота и серебра.

1. Валаскьялв – чертог Одина, огромная башня. Хлидскьялв – его престол.

2. Трудвангар (Трудхейм) – владения Тора. Бильскирнир – его чертог, вмещает 540 лиц.

3. Глитнир – владения Форсети. Судилище богов.

4. Химинбьёрг – владения Хеймдалля, на краю Асгарда. Туда примыкает Биврёст.

5. Брейдаблик – владения Бальдра. Место, где нет порока. Украшен бело-золотыми колоннами.

6. Идаллир – владения Улля. Долина тисов.

7. Ландвиди – владения Видара. Представляет собою тихий лес-сад со множеством цветов.

8. Ноатун – вдадения Ньёрда.

10. Сёкквабекк – владения Фригг и Одина. Они там бухают. Возможно, часть Фенсалира.

11. Трюмхейм – владения Скади. Расположена высоко в горах. Самое холодное место в Асгарде.

12. Фолькванг – владения Фрейи, палаты – Сессрумнир. Туда попадает половина эйнхериев по решению Фрейи.

13. Вальгалла (Вальхалла) – обитель эйнхериев, войнов Одина, и валькирий. Закрыт воротами Вальгринд.

14. Гимле – обитель самых достойных умерших людей. Возможно, является аналогом «рая» после христианизации язычества.

15. Радсейярсунд – владения Хильдольва, человека, получившего своё место в Асгарде за свои заслуги.

16. Чертог Судьбы Урд – воды у корня Иггдрасиля, обитель трёх Норн.

1569316636141370700

2. Альвхейм, Льюсальвхейм. Мир светлых альвов.

Правитель – Вёлунд, альв-кузнец.

Единственный известный представитель.

Сама раса точно не определена. Альв является аналогом слова эльф.

Сама раса представляет собою скорее неких духовных сущностей, нежели типичных фэнтези-эльфов, хотя Вёлунд описывается как типичный ас.

Есть определённые источники, частично раскрывающих светлых альвов, но все они имеют меньший вес и созданы уже после появление Старшей (Поэтической) и Младшей (Прозаической) Эдд, которые сами по себе уже довольно поздние источники, так как эта мифология передавалась в основном устно.

156931682715587135

Правитель –тысячи их. В основном действо происходит на территориях Швеции, Дании, Норвегии, Зеландии, Исландии и т. д. В целом, подразумевается наш человеческий земной мир. Родина множества героев, как правило, полубогов (demi-god).

Мир Ледяных Великанов, потомков инеистых великанов.

Один из двух миров, существовавших в бездне до начала сотворения мира. Мир льдов, тумана, инея и мрака.

Инеистые великаны (хримтурсены) – первые живые существа. Крайне опасные твари, обладают очень высоким уровнем манипуляции льдом и холодом, могут вызывать зимы и т. д. Сама раса вымерла, однако остались отдельные представители.

Ледяные великаны – потомки инеистых великанов.
Несмотря на наличие упоминаний ледяных великанов, практически все великаны, связанные со льдом, упоминаются только как инеистые, что даёт право предполагать о тождественности этих рас.

Хвергельмир, Кипящий Котёл. Место вечного огня, в котором обитает чёрный дракон Нидхёгг и тысячи змей. Из него текут множество рек и одна из них, Гьёлль, соединяет Нифльхейм с Хельхейм.

1569317327114096856

Ваны – боги плодородия и всего, что связано с природой. Принципиально от асов не отличаются, хотя и являются отдельной расой. Могут иметь с ними потомство. Какое-то время воевали с ними, но затем заключили мир.

Правитель – вероятно, Утгард-Локи.

Имеет много зон. Есть леса, степи, равнины. Есть и города, среди которых известен только Утгард

Йотуны – великаны, потомки инеистых великанов, первопредок – Бергельмир (в некоторых источниках между Имиром и Бергельмиром имелся ещё один – Трудгельмир). Большей частью существа злые, аспектом льда не обладают. В целом, раса йотунов различна. В большинстве своём представляется чудовищной расой великанов, однако часто встречаются мудрые представители (Мимир), искусные маги (Утгард-Локи) и прекрасные видом йотуны (Мани и Соль). Могут вступать в брак с с асам и рожать с ними потомство, более того, иногда йотуны сами являются богами и воплощением какого-либо аспекта мира.

Частично отделен от Мидгарда Железным Лесом. Соединён с Нифльхеймом рекой Вимур.

Железный Лес – тёмный лес, в котором отсутствует свет. Населён оборотнями-волками и вёльвами. В нём обитают злые колдуньи и множество тёмных сил. Родина рода Фенрира.

Утгард – место демонических обитателей с огромной магической силой. Правит этим местом Утгард-Локи, мастер иллюзий и скрытности.

Родник Мимира – место, где обитает мудрейший йотун Мимир, у которого Один выменял мудрость на глаз.

Гора Люфьяберг – обитель йотуна-врачевательницы Менглёд. Любая девушка, добравшаяся до вершины, исцеляется от любой болезни. Сам чертог покрыт золотом и имеет золотые колонны. Её чертог защищают врата Трюмгьёлль и ограда Гастропнир, которые непосильны даже богам, а защищает его Фьёльсвинн, слуга Менглёд, и два волка – Гэри и Гифр.

Каменные горы – место, где обитают горные великаны. Предположительно расположено очень близко к Асгарду.

Вопреки большинству фикшн-произведений, Йотунхейм не является ледяными землями, а сами йотуны не имеют аспект льда. Эти существа гораздо ближе к аспекту земли, в то время как сами земли имеют самые разные зоны.

1569317872167553795

7. Муспельхейм. Мир огненных великанов (великанов Муспеля).

Правитель – Сурт (Суртур).

Мир, где не затухает огонь. Соединён с Нифльхеймом мировой осью, которая позже станет Иггдрасилем.

Огненные великаны – великаны, владеющие огненной природой. Способны манипулировать огнём. Крайне сильные создания, особенно Суртур.

Мюрквид – тёмный лес, отделяющий Муспельхейм от Мидагарда. Ничего примечательного не имеет.

1569318208150429990

8. Свартальвхейм – мир тёмных альвов, они же цверги, карлики, нибелунги, дверги. Позже дварфы и гномы. Правитель – Модсогнир, возможно, Хейдмар.

Раса тёмных альвов имеет много путаниц. Тем не менее, вероятнее всего, фэнтезийные тёмные эльфы не имеют с тёмными альвами мифологии никакой связи.

Цверги были червями в плоти Имира, ставшими карликами по воле асов.

Все являются первоклассными кузнецами, создали множество сокровищ из мифологии.

Фактически, не только «подземное царство», но и «внутриземное», т. е. цверги живут в земле, а не только под ней, как, собственно, черви. Под влиянием солнца превращаются в камень, поэтому могут выходить наружу только ночью.

Их особенности меняются от источника к источнику, например Нибелунги исландских саг не обращались в камень, не были кузнецами, но были очень сильными воинами, хранившими клад

Нидавеллир – место, внутри Свартальвхейма. Им правил Хейдмар, великий маг и воин.

Окольнир – также место внутри Свартальвхейма. Подробности об обеих локациях неизвестна.

9. Хельхейм (Нифльхель) – обитель мёртвых.

Правитель – богиня-великанша Хель.

Туда попадают все, кто умер от болезни или от старости, не попавшие в более высокие планы.

Окружён рекой Гьёлль, идущей от Нифльхельма. Попасть в Хель можно только если пересечь мост Гьялларбу, охраняемый великаншей Модгуд.

Гнипахеллир – пещера, в которой обитает чудовищный пёс Гарм, верный слуга Хель.

Мокрая Морось (Элвиднер) – палаты Хель.

15693233042672888

Несмотря на то, что многих ванов и йотунов приняли в асы, здесь указываются именно боги рода асов, то есть мать или отец указанного аса были связаны с родом Одина.

1569324271182759322

1. Один – правитель богов. Бог Богов, Бог Поэзии, Бог Мудрости, Бог Повешенных, Бог Воронов, список не полон.

Старик с длинной бородой и одним глазом.

Очень мудр и умён, внешне высок.

В бою надевает доспехи и шлем с орлиными крыльями, на людях скрывается в синем плаще, хлопчатых штанах, босым и в шляпе, надвинутой на лоб.

Может превращаться в зверей. Владеет магией рун, ради чего повесил себя на суку и пронзил сердце копьём.

Владеет восьминогим конём Слейпниром и копьём Гунгниром.

Сидя на троне Хлидскьялв может видеть всё, происходящее в мире.

Сопровождают два ворона, Хугин (мысль) и Мунин (память). Они летают по миру и рассказывают Одину всё, что видят.

Также держит двух волков, Гери и Фреки, которые пожирают всё, что на его тарелке с едой.

Не подвержен голоду, пьёт только вино.

Владеет 18-ю заклятиями:

1. Истребляет печаль и тревоги.

2. Залечивает любые раны.

4. Освобождает от любых оков.

5. Отражает стрелы взглядом.

6. Отрицает эффект вражеских рун.

7. Погашает пламя любой силы.

8. Усмиряет любые раздоры.

9. Смиряет ветра и волны.

10. Закрепляет изменение облика навсегда, так проклинает ведьм-оборотней.

11. Защищает соратников пением в свой щит.

12. Воскрешает повешенных.

13. Окропив водой человека, может сделать его неуязвимым.

14. Даёт знание о численности населения альвов и асов.

15. Усиляет свою армию.

16. Покоряет любую деву.

17. Соблазняет любую деву.

18. Заклятие неизвестно.

Имена: Хрофт, Игг, Гагнрад, Сафнир – самые известные.

Будет бороться с Фенриром и умрёт во время Рагнарока.

1569324446192313234

Бог Грома, Бури и Молний. Рыжебородый. Сын Одина.

Владеет Мьёлльниром, поясом, удваивающим силу, и железными рукавицами для использования молота.

Самый сильный ас. Постоянно воюет с йотунами, обычно убивает с одного удара.

Имеет бронзовую колесницу, запряжёнными двумя козлами – Тангниостром и Тангрисниром. Они бегают быстрее любых коней (вероятно, кроме особенных). Тор может их зажарить и съесть, после чего воскресить, если бросать кости на их шкуры.

Может тремя глотками уменьшить уровень моря. Способен сопротивляться абстракционным сущностям (буквально выдерживал натиск олицетворения старости). Достаточно силён физически, чтобы поднять Ёрмунгарда.

Вспыльчив, не очень умён, но и не глуп. Может быть призван любым асом, если тот назовёт его имя.

Бог Весны, Невинности и Света. Один из покровителей плодородия. Юноша невероятной красоты, его присутствие делает окружение более «светлым».

Его мать, Фригг, взяла клятву со всего материального на свете, что оно не причинит вред Бальдру, кроме ростка Омелы, в результате чего тот стал практически неуязвим.

Убит Хёдом под влиянием Локи, обитает в Хель. Будет возрождён после Рагнарока.

Сыновья Тора, которые унаследуют Мьёлльнир после Рагнарока.

Первый – Бог Ярости по некоторым источникам. Покровительствует берсеркерам.

Второй обладает огромной физической силой с рождения и «превзойдёт Тора в каждом аспекте». Будущий носитель молота.

Сын Бальдра и Нанны, Бог Правосудия, Закона и Справедливости. Разрешает споры богов в своём судилище.

Слепой бог, убивший Бальдра. Обладает огромной физической силой. Обитает в Хель, вернётся вместе с Бальдром после Рагнарока.

Сын Одина, Бог Войны и Права. Называется Одноруким Богом, так как одну руку ему откусил Фенрир в процессе заковывания оного в цепи.

Самый храбрый из асов, при этом очень умён. Искусен в тактике и стратегии.

Сын Одина, Бог Молчания и нерукотворной Природы, по некоторым источникам – ещё и Бог Мести.

Безмолвен и красив. Обладает огромным башмаком, который собирается из всех обрезков кожи, которые оставляют после себя кожевники (материалы для башмака несколько варьируются). Этим башмаком он наступит на пасть Фенрира и разорвёт его пополам.

Сын Одина. Фигурировал только как посланник Одина в Хельхейм.

Братья Одина, помогающие ему создавать мир. По Младшей Эдде – творцы первых людей, но это не точно.

Страж Богов, охраняет Биврёст. Видит всё происходящее в мире. Имеет золотые зубы. Рождён от 9 матерей, вероятно, воплощений морских волн.

Имеет рог Гьяллахорн, звук которого слышат все асы, а также сверкающий безымянный меч. Трубит в рог во время Рагнарока (и при прибытии важных гостей, по некоторым источникам (забавно, как каждый раз боги, наверное, накладывают в штаны, когда к ним гости заявляются)). Также имеет коня, по имени Гультоп, на котором он разъезжает по Биврёсту каждый день.

Также называется Ригом.

Пасынок Тора, Бог Стрельбы из Лука, всегда попадает в цель. По некоторым источникам, Бог Охоты и Бог Зимы. Прекрасен лицом.

Бог-скальд (поэзии), Бог Поэзии, Бог Таланта. Один из мудрейших и красноречивых асов. Его жена – хранительница молодильных яблок. Его символ – золотая арфа.

Бог-повар. Постоянно готовит для асов и эйнхериев из вепря Сехримнира.

Сияющий бог, отец дня Дага.

Персонофикация дня, облетает мир на своей колеснице каждые 24 часа.

Бог, живущий у Ванов, как добровольный заложник. Переживёт Рагнарок. По одной из версий, один из создателей человеческого рода.

1569324966149015179

Жена Одина, верховная богиня, Богиня Богинь, Богиня Семьи, Брака и Деторождения. Провидица, ей известно будущее, но она никогда его не раскрывает. Вероятно, одно из её имён – Сага.

Большая часть остальных богинь-асов являются её служанками, по некоторой версии – все они её аспекты, что имеет смысл, если ознакомиться с тем, что они олицетворяют:

Фулла – златовласая сестра Фригг, хранит её драгоценности и даёт советы. Она знает всё, что знает Фригг, но также как и она, ничего не говорит.

Хлин, Глин – Богиня Утешения, именно она слушает мольбы людей и докладывает о них Фригг. Защищает тех, кого Фригг хочет спасти от опасностей.

Гна, Хна – вестница Фригг. Владеет конём Ховварпниром, который может проводить её сквозь огонь, воду, и облака со скоростью ветра.

Лофн, Ловн – Богиня Похвалы, освящает браки и устраняет препятствия между влюблёнными.

Сьёвн, Сьёфн – Богиня Любви, вселяет любовь в сердца людей и разрешает конфликты.

• Сюн, Син – Богиня Охраны. Защищает дома людей от воров и является стражницей палат Фригг, имея право закрыть доступ к ним по своей воле.

• Гевьон – Богиня Девственности. Принимает к себе в служанки девушек, умерших в безбрачии. Когда один конунг пообещал её столько земли, сколько может вспахать 4 быка, она вспахала Зеландию.

Эйр – Богиня Медицины, самая великая врачевательница. Она способна исцелять любые болезни.

• Вар – Богиня Истины и Клятв. Её именем закрепляются клятвы и она наказывает тех, кто их нарушает.

• Вер – Богиня Всезнания. Знает обо всём, что происходит в мире и имеет невероятную интуицию.

• Снотра – Богиня Добродетели и Мудрости. Овладела всеми знаниями в мире

Богиня Вечной Юности, жена Браги, хранительница молодильных яблок, раздаёт их всем богам, что и даёт им бессмертие. По некоторым данным, дочь цверга Ивальди.

Богиня плодородия и цветения, мать Форсети. Жена Бальдра, погибшая от горя из-за его убийства. Обитает в Хельхейме.

Жена Тора, также богиня плодородия. Имеет волшебные волосы из чистого золота, тонкие, как паутина, скованные цвергами.

Дочь Тора и Сиф. Возможно, стала валькирией.

1569325123193066

1. Фрейя, Ванадис, Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя.

Богиня Плодородия, урожай и жатва – её аспект. Первая богиня в Асгарде после Фригг и самая красивая. Как королева валькирий, имеет право забрать половину эйнхериев в свой чертог. Когда плачет, проливает золотые (по некоторым источникам, янтарные) слёзы.

Владеет прекраснейшим ожерельем Брисингамен, выкованным 4-мя цвергами. Ездит в колеснице, запряжённой двумя котами. Может оборачиваться в сокола благодаря своему одеянию (по некоторым источникам, и без него).

Имеет ездового вепря Хильдисвнини, по некоторым источникам, это её замаскированный любовник Оттар.

Отец Ванов, как и все из его рода, бог плодородия. Также Бог Ветров, Бог Мореплавания и Рыболовства. Муж Скади.

Бог Плодородия, воплощает аспект лета. Добр и прекрасен. Обладает волшебными кораблём Скидбладниром и крайне быстрым ездовым вепрем Гуллинбурсти, созданным цвергами. Женат на собственной сестре, Фрейе, и прародитель многих людей.

Считается, что ему подвластен солнечный свет, которым он управляет своим сияющим мечом, который обещает ему вечную победу и способен иссушать тела врагов, однако он отдал его цвергу Скирниру, чтобы тот завоевал ему деву-йотуншу Герд.

Также имеет летающего коня Блодугхофи, который может проходить сквозь огонь. Умеет говорить на волчьем языке.

156932531815170146

Сын йотунов, ставший асом. Бог Хитрости и Обмана, а также Огня (можно найти свидетельства, что его аспект огня это ошибочное мнение, но некоторые рассказы, по моему скромному мнению, свидетельствуют об этом крайне открыто).

Трикстер, существо Хаоса. Может помочь, может навредить, мотивы никогда не определены точно, тем не менее, он осознаёт концепции праведности и неправедности.

Двуполый, может обращаться в животных. Породил множество чудовищ и мифических существ:

Слейпнира – от невероятно сильного коня Свадильфари.

Хель, Йормунганда и Фенрира – от великанши Ангрбоды.

• Всех вёльв, съев полусгоревшее сердце злой женщины, которое нашёл на костре.

Огонь не причиняет ему вреда, по очевидной причине.

Связан с Одином, так как они обменялись кровью и стали побратимами.

Выйдет против асов во время Рагнарока, либо с огненными великанами, либо на корабле Нагльфар.

Сразится с Хеймдаллем и убьёт его, но умрёт сам.

Мудрейший йотун, охраняющий источник мудрости. Один обменял свой правый глаз, чтобы испить из него и получить всю мудрость мира. По одной из версий, Мимир был обезглавлен и его голова, оставшись живой, подсказывает Одину, когда тот нуждается в совете.

Йотун-врачевательница. Обитает на горе Люфьяберг вместе с 9-ю девами (Хливтраса, Хлива, Тьодварта, Бьёрта, Блид, Блидра, Фрида, Эйр, Аурбода). Её лечение шаманского толка, но его сила равна силе боги-врачеватильнице Эйр, которая приходила к ней для обмена опытом. Судьбой ей предназначено быть супругой Свипдагу.

Дети-йотуны, столько прекрасны, что были названы Солнцем и Месяцем их отцом Мундильфари. За гордость их посадили на колесницы и они обязаны каждый день и каждую ночь летать по небу, управляя светом Солнца, Луны и Звёзд.

Будут съедены волками во время Рагнарока.

Жена бога-йотуна Локи. Породила от него Йормунганда, Хель и Фернира.

Правитель столицы Йотунхейма, Утгарда. Крайне могущественный йотун, владеет невероятно сильной магией иллюзий. Способен воплощать абстракции в материальный мир, такие как мысль или старость. Чтобы его не узнали, называется Скримиром.

По некоторым источникам, является воплощением Локи.

Отец Магни и Соль, чья гордость обрекла их на вечное управление светилами.

Йотун, стащивший у Тора молот и потребовавший, чтобы ему выдали в жёны Фрейю, из-за чего асам пришлось надевать на Тора женское платье и попытаться выдать его за неё. Был убит очень злым Тором.

Йотун, владевший «мёдом поэзии», который получил от цвергов в откуп за убийство его отца. Может превращаться в орла благодаря одеянию с орлиным оперением.

Брат Гуттунга. Один проработал у него на поле несколько месяцев, за что тот пробурил своим буром дыру в пещере, где Гуттунг прятал «мёд поэзии».

Дочь Гуттунга, охранявшая «мёд поэзии». По некоторым источникам, была для этого превращена в монстра и расколдована Одином.

12. Бюлейст и Хелблинди.

Братья Локи, в мифах не участвуют.

Вероятно, йотуны, проживающие в Ванахейме. Один склонил дочь Биллинга, Ринд, к любовным утехам с помощью магии и крепкой верёвки, когда Биллинг и его дружина были против такой затеи.

Мудрый йотун, вызвавший Одина на поединок в уме и мудрости. Проиграл ему, когда тот задал вопрос, на который только сам Один мог дать ответ. По разным источникам был либо убит в конце, либо спасся бегством, дав Одину нужную ему информацию.

Отец Гуттунга и Бауги. Был утоплен обманувшими его цвергами, чтобы тот не проболтался о наличии у них «мёда поэзии».

Йотунша, доброжелательна к асам. Родила Видара от Одина. Сильная волшебница, смогла дать силу трухлявому посоху, тёртой верёвке и драным рукавицам силу Мьёлльнира, пояса силы и стальных рукавиц Тора соответственно. Возможно, относится к Горным Великанам.

Две сестры йотунши, бывшие служанки шведского короля Фьёльнира и датского короля Фроде. Мололи волшебные жернова Гротте, которые могли вымолоть всё, что пожелает работник. Утонули, оставив жернова вечно молоть соль, из-за чего море и стало солёным.

Йотун, отец Нотты, олицетворения ночи.

Йотунша, богиня, олицетворение ночи, мать Дагра и Ёрд. Скачет на инеистом коне Хримфакси по небу вместе со своим сыном. Причисляется к асам, но её род известен лишь тем, что она дочь Нарфи, йотуна.

Йотун – соратник Хрунгнира, слепленный из глины ему на помощь. Очень труслив, погиб от руки Тьялви.

22. Фарбаути и Лаувейя.

Йотуны – родители Локи. После смерти Фарбаути его жена отнесла своего сына к асам, а сама погибла от горя.

1569325494180428065

Дочь Локи, правительница Хельхейма. К ней попадают все, кто умер не в бою и не был принят отдельными богами. Она огромного роста, одна её половина синяя, другая мертвенно-бледная и разлагающаяся. Тем не менее, внешность разниться от источника к источнику. Может вернуть мёртвого к жизни по своему желанию. Хозяйка Модгуд и Гарма.

Отправиться с Гармом и армией мёртвых атаковать асов во время Рагнарока.

Супруга Тора, родила ему Магни.

Йотун, поймавший Локи, когда тот был в обличие ястреба (или сокола). Потребовал от него привести Тора в его дом безоружным в обмен на свободу. Убит Тором, который швырнул в него раскалённый железный прут.

Дочери Гейррёда. Пытались заманить Тора в ловушку, но погибли от неё сами.

Ну и немного МегаТена вам в ленту:

1569326388110867184

P. S. Рагнарок меня устраивает больше, чем Рагнарёк. Такой вариант тоже верный.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector