Нярн шинж как играть

woman 1853936 1920 Советы на день

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Региональный этап всероссийского конкурса «Моя малая родина:

Номинация «Традиционная культура»

«Калмыцкая игра-головоломка « Нярн шинҗ».

Обучение игре. Пошаговая инструкция»

Босхаева Диана Олеговна

ЧОУ «Современный гуманитарный лицей»

358014, г. Элиста, ул. Хрущева, 21 «а»

Даваева Галина Лиджиевна

Учитель калмыцкого языка

ЧОУ «Современный гуманитарный лицей»

358014, г. Элиста, ул. Хрущева, 21 «а»

телефон 8937 466 3368

Тема проекта «Калмыцкая игра-головоломка «Нярн шинҗ». Обучение игре. Пошаговая инструкция».

Вид проекта – практический

Актуальность проекта заключается в возрождении непрерывности процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение, так как в наше время утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учебе и живому родному слову.

Цель: сохранение и воспроизведение явлений нематериальной культуры, отражающие взаимоотношения этноса с природным окружением.

— привлечь внимание детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины;

— воспитывать интерес и любовь к устному творчеству калмыцкого народа;
— формировать восприятие мира прекрасного, стремление жить и трудиться по законам красоты;

— закладывать в них образные художественные представления, развивать творческое начало, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение;

-формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

— развивать реакцию и воображение, внимательность и наблюдательность, аналитическое мышление и логику, координацию движений и моторику рук.

Практическая значимость проекта заключается в её специфичности: проблему воспитательного значения народного творчества можно решать через простые и доступные, интересные и умные средства приобщения детей и взрослых к культуре своего народа – это национальные игры.

Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей влияния народного творчества на школьников посредством использования калмыцких национальных игр как одного из средств развития творческих способностей и патриотического воспитания.

Этапы работы над проектом:

Молодые люди, а порой и взрослые зачастую не знают свой родной язык, культуру, не владеют мастерством народных умельцев. Многие не знают, что им делать, чем заняться. В этом им поможет обращение к истокам народного творчества.

1.Теоретическое занятие №1. Калмыцкие национальные игры.

Жизнь наших предков, кочевников-скотоводов проходила в каждодневном общении с природой. Калмыцкий фольклор ярко отображает народное понимание гармонии между человеком и природой. Ведь все праздничные мероприятия, гуляния, всевозможные состязания проводились на лоне природы. И народные игры – не исключение, являясь составной частью национальной культуры калмыков, были средством, способствующим развитию смелости, силы, ловкости и выносливости. В этом им помогала природа. Дети в своих играх имитировали трудовые процессы взрослых, повадки домашних и диких животных. Широкая степь, свежий воздух сопровождали наших предков всю жизнь. Красота природы, целесообразность и гармоничность ее явлений наполняли людей добротой, гуманизмом, своеобразным лиризмом души. Взаимоотношения калмыцкого народа с окружающей природой в его традициях, обрядах, песнях, танцах и играх – является великим, мощным фактором народного воспитания. Жизнь наших предков была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса и степи были полны птицами и зверьми. Пастьба животных, охота и другие промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли род сыт, и жить в достатке, или людям придется голодать.

Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях, праздниках у народов, живших в те далекие времена.

Игра – компонент народной педагогики. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Народные игры формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа, создают эмоционально положительную основу для развития чувства любви к Родине. Возрождение национального самосознания невозможно без возвращения к национальным истокам. На наш взгляд, калмыцкие игры могут и должны стать базой для решения воспитательных, развивающих, оздоровительных задач. В народных калмыцких играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Каждая игра – это занятие, которое должно приносить пользу и радость самим играющим. Новая игра становится источником новых действий, новых познаний, что и доставляет детям удовольствие.

2.Теоретическое занятие №2. Калмыцкое народное творчество. История создания калмыцкой народной игры «Нярн шинҗ».

Народное творчество следует рассматривать как широкое явление, потому что оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохраняя многие изначальные черты, оно находится в постоянном развитии и обновлении, является как бы зеркалом своего времени.

Народное творчество, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. И одной из видов народного творчества является калмыцкая игра-головоломка «Нярн шинҗ», сделанная из природных материалов. Неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, наблюдая за природой, придумывали не только пословицы и поговорки, но и различные шутки и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, зимние вечера, избавиться от скуки. Велика роль природы в жизни человека, она вдохновляла талантливых людей на создание различных видов народного творчества. Пример тому, человек, который придумал игру-головоломку Нярн шинҗ». В году двенадцать месяцев, их количество надо использовать, решил он. Нужный материал из окружающей среды: в этом помогала сама природа и животные, с которыми наши предки были тесно связаны. Из коровьих рог вырезались кольца, для основы использовалось дерево – осина или береза. Теперь эти кольца необходимо укрепить на деревянном бруске. Сделал ровный гладкий брусок длиною около 40 сантиметров, шириною 3 сантиметра и толщиною 2 сантиметра. Просверлил 12 отверстий на одинаковом расстоянии друг от друга и соединил тесемками из кожи: не высохнут, не порвутся – заключил мастер.

Мастер изготовил деревянную планку длиною также примерно 40 сантиметров, с выемкой посередине. Эта планка должна двигаться между кольцами с таким расчетом, чтобы узлы, закрепляющие каждое кольцо, выходили в выем планки.

Суть головоломки заключалась в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий. Так простой калмык придумал сложную головоломку «Двенадцать роговых колец» и назвал ее «Мудрым решением» или «Тонким соображением».

3.Теоретическое занятие №3.

А). Демонстрация игры. Показательные выступления Босхаевой Дианы, ученицы 9 класса ЧОУ «Современный гуманитарный лицей».797068 1 797068 2

Демонстрация игры двух игроков «Кто быстрее?»

797068 3
Демонстрация игры в команде игроков на время – учащиеся 9 класса Мудаева Алина, Андрюшкеев Адьян и Эрдниев Темирлан, наблюдает за игрой Уланкиев Дмитрий.

Б). Объяснение правил игры.

Современная игра «Нярн шинҗ» сделана из легкого дерева, пластиковых колец, проволоки и кожаных лент.

Чтобы освободить от узла одно кольцо потребуется 144 оборота. Для того, чтобы вынуть планку («смычок»), в общей сложности надо провернуть 512 раз! Внимательность, наблюдательность помогут сделать первые шаги. Одна ошибка – все начинать снова. В старину в нее играли и взрослые и дети. На деревянной планке закрепляются восемь или двенадцать колец. Задача игрока продеть через них узел с двойной основой и освободить планку. Казалось бы, нехитрая задача, но для того, чтобы добиться конечного результата, нужна не только сноровка.

4.Практическое занятие №1. Пошаговая инструкция: Берем первое и второе кольца снизу двумя пальцами в вертикальном положении и ставим их горизонтально (пластом) на планку и продвигаем « смычок» (планку), два кольца вдеты на «смычок». Чтобы вдеть третье кольцо, нужно первое кольцо скинуть со «смычка», ребром снизу вдеть осторожно третье кольцо, продвинуть «смычок» вперед и вернуть первое кольцо на место. Здесь надо использовать четность и нечетность в теории чисел: снимается первое кольцо, вдевается третье кольцо.

5. Практическое занятие №2. Пошаговая инструкция: Продолжаем использовать четность и нечетность в теории чисел: снимаются первые два кольца, вдевается четвертое кольцо. Чтобы вдеть пятое кольцо, нужно снять первое кольцо, скинуть третье, снять первые два кольца, вдеть пятое. Чтобы вдеть шестое кольцо, нужно скинуть два первых кольца, скинуть четвертое, два первых кольца поставить на место, скинуть первое и третье кольца, вернуть на место первое кольцо, скинуть оба кольца вместе и вдеть шестое кольцо. Все предыдущие операции повторить заново и можете похвастаться вдетыми шестью кольцами. Постоянно используем четность и нечетность в теории чисел.

6. Практическое занятие №3: тренировочные упражнения. Повторяем практическое занятие №1.

7.Практическое занятие №4: тренировочные упражнения. Повторяем практическое занятие №2.

8.Практическое занятие №5: повторяя практические занятия №1, №2, вдеваем седьмое кольцо, затем восьмое кольцо, не забывая, что кольца снимаются и вдеваются на место, постоянно повторяя одни и те же операции много раз, то есть 144 раза! В общей сложности – 512 раз!

ІІІ. Заключение. Значение игры в жизни наших предков и в жизни наших современников.

Знатоки калмыцкого языка решили возродить древнюю национальную игру « нярн шинж». Единственная в своем роде, она давно уже считается символом степного народа. Не каждому под силу понять секрет замысловатых колец. Но, тем не менее, умельцы продолжают попытки популяризировать «нярн шинҗ».

Мудрая головоломка «Двенадцать роговых колец», которая бытовала у ойратов ещё с древности, помогала им в горе и радости, служила неизменным средством для развития сообразительности и наблюдательности, интеллектуальных способностей человека, со временем забылась. Ею почти перестали пользоваться, постепенно были утеряны секреты изготовления этой удивительной игры. И только благодаря инициативе энтузиастов, истинных ценителей и хранителей традиций калмыцкого народа, среди которых народный поэт Калмыкии Константин Эрендженов, эта остроумная головоломка была бережно сохранена и передана нам, потомкам. Сейчас, когда остро стоит проблема сохранения и приумножения наследия предков, когда молодежь забывает свои корни, увлечение этой игрой решило бы многие проблемы.

У калмыков очень много интересных, занимательных массовых и одиночных игр. Если бы лучшие из них удавалось восстановить и распространить среди современной молодежи – это явилось бы хорошим и полезным делом.

Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнала, что игра-головоломка «Двенадцать роговых колец» уникальна. Научные изыскания показали, что ни одна народность не может похвастать такой замечательной головоломкой, которая заставляет человека «ломать голову» в течение многих часов в поисках решения. Аналогов подобной головоломки нет у других монгольских или тюркских народов, схожих с нами по быту и образу жизни.

Источник

Нярн шинж — национальная калмыцкая головоломка. Описание. История. Полная сборка и разборка. Классическая и альтернативная начальные позиции

Нярн шинж (нәрн шинҗ) — традиционная головоломка народа Калмыкии (Элиста — столица республики, находится всего в 300 км к югу от Волгограда).

Название игры переводится как «тонкое соображение» или «мудрое решение»[1].

Другое распространённое название — 12 роговых колец.

Элементы головоломки — железный прут, а также дощечка, к которой прикреплены кольца, которые также особым образом скреплены между собой.

Число колец обычно составляет 8 или 12, хотя иногда встречаются другое исполнение.

На фото представлена классическая начальная позиция, которая чаще всего даётся для решения головоломки, здесь вариант из 8 колец.

1620152858169999792

А так выглядит освобождённая от прута планка с кольцами.

162015344113958929

Как утверждается, игра была известна ещё в древности, а во время праздников проводились состязания по её решению. Находятся свидетельства, что решить головоломку «предлагали сватам на сватовстве девушки», а несправившимся иногда отказывали, а ещё «в порядке выигрыша» могли «требовать оседлого коня»[2].

Утверждается также, что об истории нярн шинж писал народный поэт Калмыкии К.Э.Эрендженов (1912-1991 гг.) в своей книге «Золотой родник» (1980 г.)[2].

Тому же автору приписывается стихотворение про эту головоломку[3]:

Сказал мудрец
— Вся жизнь — головоломка.
И знаньями кичись иль не кичись,
Но ты, мой друг,
В «соображенье тонком»
Как следует сначала разберись.
В загадке всякой
Главное есть что-то.
Ты суть её открой, в конце концов,
Чтоб сто сорок четыре оборота
Не тратить вновь на каждое кольцо.
Чтоб не вертеться около и рядом,
Когда к решенью выбираешь путь —
Умом своим и взглядом
Любых вещей таинственную суть.

Не зря народ оставил нам в наследство
Так много игр, влекущих издали:
Играло человеческое детство —
И улетали к звездам корабли.

В некоторых источниках более обобщённо рассказывают о предрасположенности калмыков в целом к математике, некой склонности к созданию и решению головоломок и загадок, а также о распространённости шахмат[4]. Возможно, также неспроста Международную ассоциацию по шахматам с 1995 по 2018 гг. возглавлял К.Н.Илюмжимов, который также долгое время являлся главой Калмыкии.

В настоящее время, как кажется, игра вновь набирает некоторую национальную популярность, на неё обращают внимание в школах, она является предметом изучения[1, 2, 3, 4], головоломку разгадывают в качестве состязания[5], в том числе во время праздников / мероприятий, наряду с другим распространённым народным развлечением — игрой в альчики[6]. Но это уже другая тема. 🙂

Часть 2. Бонус: Кстати, вот так выглядит альтернативная стартовая позиция. В отличие от классической расстановки, приведённой выше, здесь остаётся только одно последнее неснятое кольцо.

Только вот чтобы решить головоломку, теперь понадобится почти в два раза больше действий!

И первый этап — надеть все кольца обратно, с первого до последнего (о ужас!). А уже только потом их снимать!

(Иногда ещё дополнительно надевают первое кольцо. Тогда путь решения станет официально самым длинным из возможных!)

1620164772155690446

Но нет. Хорошо бы ещё знать, как это разбирать и собрать. Правильно?

Если кратко, то, там несложно, особенно если знать (хе-хе):

— чтобы снять чётное кольцо (например, кольцо 12) нужно сначала снять 1 + 2 кольца, потом сразу снимается 4 кольцо, а потом можно идти за другими (будут сняты кольца 1-10, следующим шагом снимается кольцо 12!),

— а чтобы снять нечётное кольцо (например, кольцо 11) нужно сначала снять 1 кольцо, потом сразу снимается 3 кольцо, а потом можно идти за другими (будут сняты кольца 1-9, следующим шагом снимается кольцо 11!).

Вот ценный совет. А ещё в Интернете есть видео. Вот второй ценный совет. Но и на этом не закончим.

Выкладываю собственные полные пособия по сборке и разборке нярн жинж. 🙂

1. Текстовая инструкция. Полная разборка нярн шинж (12 колец) из классической стартовой позиции, а также его сборка обратно + там же описание разборки и сборки этой головоломки из альтернативной стартовой позиции:

— зеркало (.doc, когда перестанет грузиться),

— зеркало-2 (.txt, тот же текстовый вариант).

2. Иллюстрированная инструкция. Полная разборка нярн шижн (8 колец) из классической стартовой позиции. Для сборки — смотреть в обратном порядке (ну, разумеется):

— зеркало (.pdf, когда перестанет грузиться).

UPDATE: 2.1. Иллюстрированная инструкция в виде gif (141 кадр, 6,6мб) (по просьбам):

1620223555184526185

Текст (кроме цитирования), фотографии и все пособия мои, можете свободно использовать: CC0.

Если есть, чем поделиться из культурного и иного наследия, пишите!

Источник

Нярн шинж как играть

Сказал мудрец: Вся жизнь – головоломка.

И знаньями кичись иль не кичись,

Но ты, мой друг, в «соображенье тонком»

Как следует, сначала разберись.

В загадке всякой главное есть что – то.

Ты суть его открой, в конце концов,

Не тратить вновь на каждое кольцо.

Чтоб не вертеться около и рядом,

Когда к решенью выбираешь путь –

Учись пронзать умом своим и взглядом

Любых вещей таинственную суть.

Не зря народ оставил нам в наследство

Так много игр, влекущих издали:

Играло человеческое детство –

И улетели к звездам корабли.

Ум (интеллект) – это то, что отличает людей от животных. И конечно сам по себе ум важен, однако еще более важным является ответ на вопрос «Как развить ум?» Наш с Вами мозг – это уникальный и малоизученный орган, однако уже сейчас ученые выявили достаточно закономерностей, которые мы с Вами можем использовать для развития собственных возможностей. Именно это и стало темой моего исследования.

Актуальность. Сегодня, одной из основных проблем человечества является увлечение многих людей компьютерными играми. Особенно этому подвержены дети. Как-то раз, я вместе с мамой ехал в маршрутке. На одной из остановок в автобус вошла пожилая женщина с маленьким ребенком на руках. Когда маршрутка тронулась с места, мальчик стал хныкать и дергать ее за карман. Женщина улыбнулась, достала телефон и отдала малышу, который бойко стал нажимать на кнопки и уже вскоре, в салоне маршрутки, раздалась мелодия популярной игры. Окружающие стали говорить: «Такой маленький, а уже соображает». Женщина с гордостью ответила: «Всего 2,5 года».

Думаю, что такая ситуация сейчас не редкость. Почти в каждой семье есть компьютер, и вся семья играет в игры, или «висят» в социальных сетях.

Как и многие мои одноклассники, я частенько не выхожу на улицу и общаюсь с друзьями с помощью социальных сетей.

Подбирая материал к своей работе, я прочитал, что, по мнению британского терапевта Стива Поупа, два часа проведенные за компьютером сопоставимы с принятием дорожки кокаина. В качестве негативных примеров зависимости он приводит такие ситуации, когда игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учёбу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов.

И тогда я задумался, почему такое происходит?

Всегда ли люди проводили так свое время?

Как это влияет на интеллект?

В какие игры играли мои предки, когда не было компьютеров?

Мне захотелось разобраться в данных вопросах, и я начал искать ответ в книгах, и обнаружил, что в старину, мои предки играли в различные игры-головоломки. При этом калмыки были хорошими стратегами, охотниками, с отличным зрением, крепкими воинами и отличными наездниками, которые всегда были в авангарде русских войск.

И я выдвинул следующую гипотезу:

Игры – головоломки, в отличие компьютерных игр не вызывают зависимости, развивают пространственное мышление, логику и «тренируют» ум.

Объект исследования: калмыцкие игры-головоломки, во всех их проявлениях.

Предмет исследования: влияние калмыцких головоломок на развитие интеллекта.

Цель: изучить особенности калмыцких головоломок и их влияние на интеллект человека.

Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические (анализ, обобщение);

— эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент).

Практическая значимость данной работы заключается в ответе на вопрос «Как влияют на интеллект калмыцкие головоломки?» и доведение результатов по данному исследованию до ребят класса на уроке «Окружающий мир» по теме «Мир глазами историка».

Время выполнения: 1 месяц.

Экскурсия «Что такое калмыцкие головоломки?»

Для того, чтобы узнать, что из себя представляют калмыцкие головоломки я посетил Национальный музей РК им. Н.Н. Пальмова. Там экскурсовод рассказал, что с давних пор среди калмыков бытовали остроумные различные игры – головоломки. Кем и когда они были созданы, неизвестно. Они передавались на протяжении веков из поколения в поколение. Головоломками проверялись сообразительность и наблюдательность.

Затем, для подбора материала я посетил Национальную библиотеку им. А. Санана. Из книги «Золотой родник» К. Эрендженова, я узнал, что неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, придумывали различные шутки и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, избавиться от скуки.

Посетив художественный салон «СОНАМ», где я увидел головоломку Яснаа наадн сделанную из бараньей кости. Калмыки – прирожденные животноводы. Выращивая скот, калмыки прекрасно изучили анатомию животных, знали строение их скелетов.

Особенно хорошо калмыки знали как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы: 8 опорных, 2 лопаток, 26 спинных и 6 шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости. Особые приметы лопатки должны были знать все. Тому, кто не мог рассказать об особых приметах лопатки, давалось задание. Сначала на гребне (вершине) лопатки сверлят одно отверстие, а на краю ладони лопатки просверливают 3 отверстия. Через все отверстия продевают суровую нитку, один конец которой намертво завязывают в петлю, а за другой конец держат. Допустившему оплошность с приметами, предлагают освободить лопатку от суровой нитки. Решение этой нелегкой задачи, требующей смекалки и расчета, считается у калмыков большим искусством.

В процессе экскурсии, я узнал, что особенно распространенной среди простых людей была головоломка на разгадывание устройства «двенадцати роговых колец» Нярн шинж. Для того, чтобы узнать о ней поподробнее мы с мамой посетили библиотеку Центрального калмыцкого хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

О калмыцких головоломках из уст ученых

В библиотеке Центрального калмыцкого хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» мы встретились с к.ф.н., доцентом ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» С.Н. Артаевым.

Он рассказал, что Нярн шинж в основном состояло из 12 роговых колец, но был и менее сложный вариант этой игры «восемь роговых колец». Только тот, кто ее придумал, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Он, видимо, долго размышлял, делал различные расчеты, чтобы не всякий мог быстро разгадать заложенное в ней хитрое решение.

kaza1.1 opt

kaza1.2 opt

Рис.1 Встреча с ученым

Для создания головоломки он брал сложные различные калмыцкие узлы, петли и сплетения петель.

Калмыки разводят четыре вида животных. Если четыре увеличить вдвое, то получится восемь. В году 12 месяцев. Значит, надо соединить 12 колец. Если 12 колец 12 раз оплести узлами, то последнее кольцо будет иметь 144 оплетки. Чтобы освободить от узла одно кольцо, потребуется 144 оборота. И тогда самый остроумный будет несколько дней ломать голову, как освободить от узлов все 12 колец.

Суть головоломки заключалась именно в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий. Так простой калмык придумал сложную головоломку «12 роговых колец» и назвал ее «мудрым решением» или «тонким соображением». И вскоре игра обрела популярность среди народа. Во время праздников обязательно проводились конкурсы на решение этой головоломки. Так высоко ценили калмыки эту игру – головоломку, игру «тонкого соображения».

Сергей Николаевич рассказал также, что игр у калмыков было много и самых разных, но особое значение придавалось играм, помогавшим выработать умение завязать и развязать узел.

Узел – метод для соединения и защиты линейного материала, типа веревки при помощи связывания и переплетения. Он может включать один или более кусков веревки, струны, тесьмы, бечевки, ремня и других деталей, сплетенных в цепь так, что они соединены между собой. Узлы интересны их древними значениями, практическим применением и математическими включениями в теорию узла. Особенно популярной была игра «Утиный узел». По жребию определяли участника, которому продевали через рукава одежды сдвоенную веревку, петлю которой выводят на грудь. В эту петлю вдевали один из концов веревки и крепко завязывали. Другой конец веревки привязывали к колесу телеги или к решетке кибитки. Задача привязанного, таким образом, состояла в том, чтобы освободиться, не перерезая веревки и не обрывая ее. Не каждый это сумеет сделать: нужна смекалка и терпение.

Вывод: калмыки в промежутках между кочевками находили время для развлечения и коротания времени за разнообразными играми. Молодежь и дети играли в подвижные игры, в том числе и логические. Взрослые свой досуг проводили иначе: играли в шахматы и разгадывали калмыцкие головоломки.

Влияние головоломок на интеллект человека

Среди калмыков немало хороших математиков, «числовое сознание» и склонность к логическому мышлению заметны среди потомков ойратов. Видимо, здесь, в этом своеобразном «ойратском пифагорействе», следует искать причины популярности шахматной игры у калмыков.

Мой дедушка по маминой линии Сангаджиев Яшкул Хараевич, проработал много лет учителем физики и математики. Был директором вечерней школы Яшкульского района, затем директором Яшкульского краеведческого музея. Он – человек увлеченный, талантливый и многогранный. Любит играть в шахматы с детства. Был неоднократным чемпионом Яшкульского района по шахматам. Он занимается изготовлением шахмат из дерева, различных головоломок, курительных трубок, фигурок животных.

Шахматы, у дедушки, имеют свои названия: пешки – «волки», король – «лев», ферзь – «медведь», ладья – «верблюд», слон – «слон», конь – «конь».

kaza2.1 opt

kaza2.2 opt

Рис. 2 Мой дед Сангаджиев Я.Х.

Самые интересные головоломки – это «М?рн» и «Туула». Цель этих головоломок: разобрать, проявить смекалку и собрать. В этом случае, по словам дедушки, нужно решить математическую задачу: число перестановок из 6 предметов.

kaza3 opt

Рис. 3. 6 частей калмыцкой головоломки

Моя старшая сестра, еще с детства, с увлечением разбирала и собирала головоломки, сделанные дедушкой. Теперь она учится на 1 курсе аспирантуры факультета «Наук о материалах» МГУ им. М.В. Ломоносова. За время учебы в университете она имеет 6 статей, 20 докладов на конференциях, 24 тезиса докладов, 5 НИР, 1 патент, 1 стажировку. Количество цитирований статей в журналах по данным Web of Science: 6, Scopus: 6.

sestra opt

Буквально за секунды, она собирает и разбирает калмыцкую головоломку Нярн шинж из 12 колец.

Вывод: Проделав наблюдение за членами своей семьи, я могу утверждать, что выдвинутая гипотеза достоверна.

Для того, чтобы еще раз подтвердить, либо опровергнуть выдвинутую гипотезу, был проведен следующий эксперимент. В котором участвовали три члена моей семьи: папа, мама и я.

Цель: проверить есть ли зависимость между скоростью решения головоломки и интеллектом людей разного возраста и уровня образования.

Были взяты 2 головоломки «Туула».

Необходимо было разобрать их и собрать на время.

Результаты эксперимента мы внесли в таблицу.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector