- О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-католической церквей
- Папа, Патриарх и… объединение Церквей
- Объединение православных и католических государств: что такое церковная уния
- Что такое уния
- Происхождение слова
- Значение понятия
- Разновидности
- Церковные
- Личные
- Реальные
- История церковной унии
- Предпосылки и причины объединения
- Согласование и подписание акта
- Результаты
- Важнейшие в истории унии
- Брестская
- Люблинская
- Флорентийская
- Кревская
- Лионская
- Литовская
- Городельская
- Видео
О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-католической церквей
Папизм, учитывающий не только решения семи Вселенских Соборов единой Церкви до схизмы, но, прежде всего, связанный постановлениями четырнадцати собственных «вселенских» Соборов, не может искать другого пути к объединению с православными, кроме их «возвращения». Так, в решениях II Ватиканского Собора, несмотря на некоторые незначительные шаги Ватикана в сторону православных, догматы о первенстве и непогрешимости папы нисколько не ограничиваются и не замалчиваются, но, напротив, им придается еще большая значимость по сравнению с решениями I Ватиканского Собора.
Для реализации римоцентричного плана объединения уже предприняты следующие шаги.
1. Снятие анафем 1054 года, но не отказ от спорных догматических позиций.
2. Обмен визитами церковной иерархии и принесение в дар Ватиканом святых мощей и икон. Таким образом создается впечатление, что Ватикан дружески расположен к Православию.
3. Начало богословского диалога. Его цель – взаимное признание таинств, священства и апостольского преемства, в конечном итоге признание Церквей как «сестер».
4. Несмотря на прекращение межцерковного диалога в связи с униатской проблемой (Балтимор, 2000 г.), он был возобновлен без решения проблемы унии. (Более того, униаты участвовали в диалоге с православными как полноценные участники переговорного процесса.) Очевидно, что, хотя уния как метод объединения на словах и осуждается, на деле она навязывается католиками как единственный путь к единству (в соответствии с решениями II Ватиканского Собора).
То обстоятельство, что папизм основал униатские «церкви» на канонической территории всех древних Церквей Востока, свидетельствует о сохранении курса на унию как на способ и эталон «объединения» и возвращения православных и других христиан Востока в лоно Рима.
6. Проведение совместных православно-католических богословских конференций, пропагандирующих якобы православную духовность и насаждающих идею стремления к единству, несмотря на все догматические расхождения.
До сих пор большинство православных богословов исходило из того, что между Православием и Католицизмом лежат определенные догматические противоречия, без решения которых никакого объединения быть не может. Теперь же и некоторые православные заговорили о том, что у нас единая вера, единая традиция и существуют определенные предпосылки, при которых мы сможем признать первенство папы.
Здесь хотелось бы, прежде всего, подчеркнуть: Православная Церковь никогда не признавала, что после схизмы у православных и католиков осталась единая вера и единая традиция. Свидетельствуют об этом великие иерархи и богоносные отцы, такие как святой Григорий Палама, святой Марк Ефесский, святой Мелетий Пигас, преподобный Никодим Святогорец, святой Нектарий Эгинский, Досифей Иерусалимский и многие-многие другие. Свидетельствуют об этом соборные решения православных патриархов в 1848, 1868, 1895 годах. Да и простые православные люди, несмотря на трудности турецкого владычества и систематическую латинскую пропаганду, а также давление, время от времени оказываемое унией, не изменили своей вере, а остались верны догматам своей Церкви.
Готовящееся объединение, которое вот уже несколько десятилетий тщательно прорабатывается Ватиканом, не будет принято большинством православных, но лишь приведет к расколу, так как в основу этого объединения предполагается положить не разрешение догматических расхождений, не отказ католиков от еретических догматов (Filioque, первенство папы, тварная благодать и т.д.), а их новую трактовку.
Конечно, наше общество, одурманенное идеями глобализации и «нового мирового порядка», не имеет, к сожалению, духовной чуткости тех православных, которые не приняли некогда Флорентийской унии. Но и сегодня достаточно сознательных православных, которые будут противостоять любой попытке объединения, совершающегося не на основе истины, хранимой в Православии. Беспокойство, которое у многих православных вызывают события последних лет, доказывает, что православное самосознание по-прежнему живо.
Так что тем, кто сегодня стремится к объединению, стоит задуматься: не добьются ли они, вместо преодоления разногласий, раскола единой православной паствы.
Перевод с греческого Афанасия Зоитакиса специально для «Православия.Ру»
[1] Καρμίρη Ι. Ορθοδοξία και Ρωμαιοκαθολικισμός. Αθήναι, 1964. Τ. Ι. Σ. 25.
[2] Καρμίρη Ι. Указ. соч. Τ. ΙΙ. Σ. 170.
[4] Παναγόπουλου Ι. Το Βατικανό και η Ένωση των Χριστιανικών Εκκλησιών. Εφημ. Καθημερινη. 30/7/1995.
[5] Καρμίρη Ι. Указ. соч. Τ. ΙΙ. Σ. 170.
[6] Χρυσοστόμου-Γεράσιμου (Ζαφείρη), μητροπολιτου Περιστερίου. Ορθοδοξία και Ρωμαιοκαθολικισμός. Ο αρξάμενος Θεολογικός Διάλογος. Γεγονότα και σκέψεις // Θεολογία. Τ. 53 (1982). Σ. 77.
[7] Καθολική. Φ. 3046/ 18-4-2006.
[8] Ορθόδοξος Τύπος. 8/12/2006.
[9] См.: Γεωργίου (Καψάνη), αρχιμ. Καινοφανείς θεολογικές απόψεις εν όψει των διαλόγων // Παρακαταθίκη. Τ. 43/2005; Δημητρίου (Γρηγοριάτου), ιερομ. Η Ρωμαιοκαθολική Clarification (Διασάφησις) επαναβεβαιώνει το Filioque // Παρακαταθίκη. Τ. 52/2007.
Папа, Патриарх и… объединение Церквей
Он муж премудрый! А пример мудрости таковых состоит в том, что они научаются, умножая мудрость, даже от юнцов и червей земных.
Что касается меня, то я поступаю по известному принципу: «Платон мне друг, но истина дороже». Я дерзаю говорить, когда другие молчат; говорю, когда другие льстят; говорю откровенно, когда других и след простыл. Если бы был жив приснопамятный архиепископ Христодул (предстоятель Элладской Православной Церкви; † 2008), он бы подтвердил это. Как часто я причинял ему боль своими словами, поступая так ради любви и истины. Христодул, которого Мать-Церковь отлучила от общения, разыграв на Фанаре мрачный сценарий![1] Кто поистине может забыть ту страшную церемонию, деятелем которой, к сожалению, стал сам патриарх?
Святейший патриарх Варфоломей снова оказался в центре внимания общественности в связи с богословским диалогом между Востоком и Западом, между Православием и Католицизмом. В результате своего недавнего, четвертого по счету визита в Ватикан в октябре 2008 года и присутствия на конференции католических епископов, он спровоцировал атмосферу страха в нашей среде. Многие отметили его высказывание о том, что его присутствие на той конференции – «это проявление действия Духа Божия».
Складывается впечатление, что патриарх торопится, бежит, спешит объединить Церкви. Так, по крайней мере, некоторые из нас понимают его шаги. Мы не можем игнорировать протесты благочестивых чад Церкви, не можем одним росчерком пера вычеркнуть их всех, сказав другим: «Да оставьте их! Это твердолобые фанатики», учитывая тот факт, что среди них есть и архиереи, и священники, и ученые, и монахи, и преподаватели богословских факультетов, и многие иные достойные члены Церкви Христовой.
Участие нашего уважаемого патриарха в католической службе и его совместная молитва с папой у многих вызывает не только обеспокоенность, но и огромную скорбь. Это не позволяется священными канонами! Его уже осуждали несколько лет назад за его слишком смелые шаги на литургии в Равенне. Да и сейчас тоже осуждают. Патриарх переходит допустимые границы в общении между Востоком и Западом: ведь совместное произнесение Символа веры является богослужебным действием. Конечно, он не доходит до участия в общей чаше, то есть в совместном принесении Бескровной жертвы, но исповедание веры не прекращает от этого быть таковым. Если у нас такая разница в вероучении, если богословский диалог на последней его стадии (Равенна-2007) породил столько потрясений среди православных, то наши шаги должны быть весьма и весьма осторожными.
Я понимаю, что контакты между предстоятелями необходимы. И чтобы увенчались успехом усилия нижестоящих церковных деятелей, предстоятелям необходимо открывать пути для этого. Но я не могу понять, зачем нужно переходить пределы, положенные отцами. Я могу присутствовать на католической литургии как обычный посетитель или турист, но как архиерей не могу благословлять, говоря: «Мир всем». Не могу я также вместе с католиками произнести «Верую», пусть это и общепринятый текст Никео-Цареградского Символа веры. Иначе это получается некое соучастие, совместная молитва, на что Его Святейшество не получал санкции Православных Церквей, действуя по собственной инициативе.
Против шагов подобного рода, да и вообще против нарушения положенных пределов, наблюдаемых при проведении богословского диалога, с особой силой протестовал архиепископ Австралийский Стилиан, архиерей Вселенского престола, замечательный друг нашего патриарха, преподаватель университета и многолетний модератор или сопредседатель Смешанной комиссии по богословскому диалогу. Но не протестовали афонские отцы, как мы того ожидали. Меня удивляет и одновременно вводит в недоумение их молчание! Обычно в других случаях они разговорчивее всех, но в данном случае молчат как рыбы. Что же это за двойной подход? Такое поведение не достойно подражания! Единственным и приятным исключением стало слово настоятеля монастыря Ксиропотам отца Иосифа во время посещения этой обители Святейшим Варфоломеем. Я привожу здесь его мудрые и достопамятные слова из приветствия, обращенного нашему патриарху.
«Пусть же святыми молитвами Вашего Святейшества не калечится и не искажается из-за наших слабостей монашеское свидетельство нашей веры, потому что «все, что приходит не от веры, есть грех», как пишет апостол (Рим. 14: 23). Здесь, Ваше Святейшество, позвольте нам, вашим чадам, как стяжавшим сыновнее дерзновение, обратиться к двум темам, которые теснят наше сердце и соблазняют монашескую совесть, а также совесть многочисленных благочестивых православных христиан, которые приходят к нам.
Во-первых, это продолжающиеся признание Вашим Святейшеством в официальных речах и совместных молитвах в храме и на телевидении представителей уже полностью обмирщенного и неисправимого современного папства.
Во-вторых, сведение на «нет» богословского и экклесиологического свидетельства Православия полным участием представителей нашей Церкви во Всемирном Совете Церквей и таким образом молчаливым принятием протестантской экклесиологии, которая определяет структуру и функционирование этой всепротестантской органзации.
Ваше Святейшество, вместе со святителем Иоанном Златоустом, просим Вас, смиренные и недостойные: “Никакого искаженного учения под предлогом любви не принимайте”.
Мы, наименьшие монахи обители Ксиропотам, вместе с благочестивым народом разделяя обеспокоенность, пребываем в вере святых апостолов и святых отцов из любви и к инославным, которые получат существенную помощь, если православные, благодаря своей последовательной православной позиции укажут им масштаб их духовной болезни и способ их исцеления. С болью в сердце благоговейно просим, чтобы в дальнейшем богословский диалог никоим образом не сопровождался совместными молитвами и участием в литургических и богослужебных собраниях друг друга, равно как и прочих действиях, которые могут создать впечатление, что наша Православная Церковь принимает католиков, как настоящую Церковь, а папу, как канонического епископа Рима. Подобные действия вводят в заблуждение и православную полноту, и католиков, создавая у них ложное впечатление относительно того, что думает о них Православие.
“Ныне же пребывают вера, надежда, любовь, три сия: больше же сих любовь” (1 Кор. 13: 13). Вашей отеческой любовью простите нам это уклонение в конфессиональные вопросы и воззрите на смиренные лица нашей братии, которая взирает на Вас с большим уважением».
Я привел все вышесказанное в качестве введения, чтобы обратиться к другой стороне вопроса об отношениях православных и католиков.
1. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не прекратят заниматься прозелитизмом среди православных в России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Чехии, Словакии и в других странах бывшего восточного блока.
2. Никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не упразднят унию в Греции и других местах.
3. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не смоют с себя вину, которая легла на их плечи в эти последние годы, когда они проливали невинную кровь православных в Боснии, Хорватии и других местах. И все это – якобы во имя веры и Христа.
4. Никакая, абсолютно никакая попытка сближения не сможет принести результатов, если католики не смоют вину, легшую на них за финансирование Ватиканом мусульман во время войны в Боснии против православных. Это преступление было совершено несколько лет назад.
Чуть позже, такую же информацию на полностью конфиденциальных условиях мне сообщил один официальный политик, который в то время работал в министерстве обороны Греции.
Пусть продолжаются официальные визиты между Константинополем и Ватиканом, пусть продолжаются совместные молитвы и уступки, пусть предпринимаются шаги доброй воли со стороны православных, объединения двух Церквей не будет, если предварительно не будет заглажена вина за все преступления, которые неизбежно наводят нас на мысль о подобных случаях и преступлениях периода крестовых походов. С тех пор, кажется, ничего не изменилось.
Мы обнаружили важный документ, относящийся к нашей теме. В нем идет речь о давних событиях Второй мировой войны в Сербии, связанных с именем архиепископа Алоизио Степинаца. Они имеют огромное значение, потому что доказывают: Рим в основе своей придал институту папства и Церкви светский характер, Рим превратился в светское государство Ватикан. На протяжении веков не изменились ни его методы, ни поведение. Цель оправдывает средства, вплоть до убийства… неверных православных. Господи, помилуй!
Пусть продолжатся официальные визиты предстоятелей в Рим или Константинополь, но объединение Церквей останется неосуществимой, а, следовательно, обманчивой мечтой. Пусть не беспокоятся «зилоты» и «супер-супер православные»! Стражи знают обо всем! Если потребуется, то мы все выйдем на защиту нашей веры. Не отречемся от тебя, о любезное Православие.
Перевод с греческого Анатолия Чурякова
Объединение православных и католических государств: что такое церковная уния
Уния — это соединение государств, при котором один монарх является правителем этих стран. Поэтому возникновение подобного союза возможно только в монархических государствах. Наиболее часто он устанавливается между католической и православной церквями. Православные священнослужители относятся к такому объединению, как правило, резко отрицательно. А римско-католическое священноначалие считает такое соединение не только приемлемым, но и эффективным средством восстановления единства с поместными православными церквями.
Что такое уния
Это объединение самостоятельных государств и церквей в единое политическое и духовное целое. Участники союза не теряют государственный суверенитет. Единый правитель приумножает свою власть. После подписания акта об объединении он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз.
Происхождение слова
Это слово произошло от латинского «unio», что в переводе обозначает «объединение», «единство», «союз».
Значение понятия
Это понятие обозначает союз, объединение, общность государств, территорий, международное сообщество.
В словаре экономических терминов дается следующее определение :
«Это постоянные международные организации технического, информационного, административного характера».
Старообрядцы этим термином обозначают единоверие. С одной стороны, они сохраняют древнерусское богослужение и двоеперстие, а с другой — признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Разновидности
Объединения государств и церквей бывают трех видов: церковные, личные и реальные.
Церковные
Церковная уния — объединение двух или более религиозных конфессий. Чаще всего имеется в виду союз Западной римско-католической и Восточной православной церквей. В результате объединения православная церковь признавала власть папы Римского и католическую экклезиологию, то есть раздел богословия, изучающий природу и свойства церкви. Но при этом она сохраняла возможность совершать литургические обряды, богослужения на родном языке и некоторые другие обычаи.
Церкви, которые образовывались в результате слияния, назывались униатскими. Как правило, жизнь униатских общин не менялась — сохранялся традиционный религиозный культ и местный язык для богословского диалога.
Личные
Личная уния — это союз двух или более государств, при котором главой каждого государства становится один и тот же правитель. В старину надобность в подобном союзе часто возникала, когда прекращалось существование царской династии, и на престол вступал государь другой страны. Также бывали случаи, когда правитель вступал в брак с наследницей престола другого государства и таким образом объединял оба престола — свой и жены. Власть монарха в союзе может прекратиться, если законы о престолонаследовании отличаются друг от друга в объединенных государствах.
Реальные
Реальной унией называют соединение государств, при котором единство правителя устанавливается с помощью общих законов — о наследовании престола и о правилах избрания государя в случае прекращения существования правящей династии. Такой союз предполагает наличие учреждений, министерств, общих для обоих государств.
В качестве примера можно привести соединение Австрии и Венгрии, произошедшее в 1703 году и существующее по сей день. Эти страны имеют одинаковые конституционные законы и три общих министерства: военное, финансовое, министерство двора и иностранных дел.
История церковной унии
В 1054 году произошел раскол христианской церкви. В результате на Западе появилась римско-католическая церковь с центром в Риме, а на Востоке — православная с центром в Константинополе. После раскола между ними постоянно возникали противоречия. Тогда и начались первые попытки объединения церквей.
Предпосылки и причины объединения
Изначально инициатива по объединению церквей всегда исходила от католиков. Таким образом римские первосвященники надеялись подчинить своей власти православную церковь. Однако греческие и русские епископы долгое время отказывались признать власть папы Римского и принять католические догматы.
Также попытки объединить церкви предпринимались Византийскими императорами. Они надеялись с помощью Рима и католиков защитить свои земли от многочисленных завоевателей.
Согласование и подписание акта
Для объединения церквей разных вероисповеданий обязательно созывался Церковный Собор, на котором присутствовали представители православного и католического духовенства. Часто в подписании акта принимали участие монархи и императоры стран-участниц. Еще не было ни одного случая, чтобы при обсуждении вопроса о соединении разных церковных конфессий не возникали серьезные споры и разногласия между сторонниками и противниками союза.
Во время проведения Собора каждая сторона должна была принять определенные условия другой стороны, которые они обязаны были выполнять. После этого стороны подписывали акт, в котором четко указывалось, кто становится правителем созданного союза и какие обязательства должна отныне выполнять каждая из стран-участниц.
Результаты
Практически у всех церковных союзов, принятых в разные годы и в разных странах, было огромное количество противников. Объединение церквей разных вероисповеданий подрывало основы веры, заставляло прихожан принимать новые догматы. Поэтому большая их часть просуществовала недолго и вскоре распалась. Все это сопровождалось многочисленными жертвами среди священнослужителей и простого народа.
Важнейшие в истории унии
В мировой истории известно много церковных течений, основанных на соединении различных христианских церковных организаций с католической церковью при условии признания главенства папы Римского и католической догматики. Организовывались союзы с церквями греческого, армянского, коптского, маронитского и других обрядов.
Наиболее важными в истории считаются следующие унии:
Брестская
В 1590 году несколько православных епископов Украины и Белоруссии обратились с тайным посланием к польскому королю Сигизмунду III, изъявив желание присоединиться к католической церкви. Они были недовольны вмешательством в свои церковные дела восточных патриархов Московской митрополии. Также они хотели сохранить свое высокое положение в государстве и достигнуть равенства с католическими епископами, которые заседали в правительстве и подчинялись только власти Папы и монарха.
В результате в 1596 году в городе Бресте произошло объединение православной конфессии Украины и Белоруссии с римско-католической церковью. Брестская уния была подписана пятью из семи епископов Киевской православной митрополии. По условиям этого документа православная церковь подчинилась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив при этом православную обрядность. В результате этого объединения на Украине появилась греко-католическая церковь.
Установление Брестского союза привело к долгой междоусобной войне между последователями разных конфессий на западнорусских землях. Католическое духовенство и польские паны пытались лишить украинский и белорусский народ своих национальных корней, «ополячить» их. Однако казаки, мещане и крестьяне постоянно боролись с навязываемым их странам католичеством и униатством.
Ликвидация этого объединения началась в конце XVIII века после присоединения правобережной Украины и Белоруссии к России. Этот процесс продолжался до 1946 года, когда на Львовском церковном Соборе Украинской греко-католической церкви она была упразднена.
Люблинская
Люблинское объединение было заключено между королевством Польским и Великим княжеством Литовским.
Причины, толкнувшие Литву на объединение с Польшей:
Польша же хотела союза, чтобы усилить свое политическое влияние и получить обширные территории Великого княжества Литовского.
В 1569 году в Люблине начался сейм, на котором и был принят акт о соединении Литвы и Польши. Таким образом появилось новое единое государство Речь Посполитая. Также были распределены полномочия, создан общий сейм из двух палат. В результате объединения литовцы смогли сохранить язык и некоторые символы государственности — армию, герб и печать. На территории Литвы насильно был распространен католицизм, православие же было запрещено.
Однако в этом объединении были и положительные моменты. В обоих государствах были проведены политические, законодательные и экономические реформы, что положительно сказалось на дальнейшем развитии этих стран.
Флорентийская
В 1439 году во Флоренции между Константинополем и Римом был подписан документ о подчинении Византийской империи Римскому престолу. Нововведения Римской церкви признавались правомочными. Они касались добавлений в Символ Веры — систему основополагающих догматов вероучения. Отдельно оговаривалось, что восточные церкви должны принять вероучение Римского католичества и не имеют права вводить у себя латинские литургические и церковные обычаи.
Флорентийское объединение было той соломинкой, за которую пыталась ухватиться Византийская империя, когда ее захлестнуло турецкое нашествие. Исторически этот акт и принес Византии не больше пользы, чем соломинка утопающему. Империя все равно пала. Очень скоро Константинополь расторг союз.
Последствия союза для Византии:
Кревская
Кревский союз — это договор о династическом объединении между Великим княжеством Литовским и Польским королевством. Единовластным правителем Польши и Литвы был провозглашен литовский князь Ягайло, женившийся на польской королеве Ядвиге. Акт был подписан 14 августа 1385 года в замке Крево (на территории современной Беларуси). Одна из главных причин, побудивших правителей Польши и Литвы к союзу, — необходимость объединить силы для отражения постоянной угрозы со стороны Тевтонского и Ливонского орденов.
Став королем, Ягайло обязался выполнить ряд требований:
После этого Русь, фактически, раскололась на Московскую (православную) и Литовскую (католическую). Также в результате объединения Литва и Польша перестали бороться за юго-западные русские земли. А католические феодалы получили дополнительные права и свободы.
Лионская
Император Византии Михаил VIII Палеолог еще в XIII веке пытался заключить союз с Римом, подчинив ему Византийскую церковь в обмен на политическую и военную поддержку против турок. В 1274 году в Лионе представители императора подписали документ о союзе с Римом. Посланцы Михаила Палеолога поклялись нерушимо сохранять исповедание веры и признавать первенство Римской церкви.
Однако против императора выступили его подданные и церковь. Михаил был отлучен от церкви и лишен церковного погребения. В католичество обратилось лишь небольшое число приверженцев западной культуры. Лионское объединение закончилось в 1282 году после смерти императора. Его сын и преемник Андроник II стал на сторону православных.
Литовская
Великое княжество Литовское не раз пыталось объединить свое государство с польским королевством. В 1401 году на сейме в Вильне князь литовский Витовт подписал акт о Виленско-Радомском союзе, в котором присягал на верность королю Ягайло — верховному правителю Польши и Литвы. Король передавал Витовту право пожизненного владения государством и признавал его титул великого князя литовского.
В 1432 году была заключена Гродненское объединение, в котором сторонами выступали польский король Ягайло и литовский князь Сигизмунд Кейстутович.
Согласно условиям объединения:
В 1499 году был подписан акт Краковско-Виленского объединения между польской шляхтой и литовским боярством. Основной целью этого союза оставалась взаимопомощь Польши и Литвы при ведении оборонительных и наступательных войн с турками и татарами.
Городельская
Городельский союз был заключен в 1413 году между литовским князем Витовтом и польским королем Ягайло в поселении Городло на реке Буг.
В соответствии с этим документом:
Городельский союз имел неоднозначные последствия. С одной стороны, Литва стала более независимой от Польши и нашла союзника для отражения военных нападений соседних стран. С другой стороны, ведущие позиции в стране занимали католики. Православные же никак не могли повлиять на политическую власть и обстановку в стране, что, естественно, вызывало у них недовольство.
Видео
Из этого видео вы более подробно узнаете о причинах и последствиях заключения Брестского союза.