- НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА
- Научные общества
- Полезное
- Смотреть что такое «Научные общества» в других словарях:
- Научное сообщество
- Содержание
- Научные организации
- ЮНЕСКО
- Международные научные организации
- ИЮПАК
- Международное Общество общей теории относительности и гравитации
- Международный астрономический союз
- Международные научные институты
- Европейская молекулярно-биологическая лаборатория
- Международный институт исследований и образования
- Научные общества
- Лондонское королевское общество
- Московское общество испытателей природы
- Национальное географическое общество
- Общество Макса Планка
- Объединение ученых как называется
- НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА
- Смотреть что такое «НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА» в других словарях:
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения специалистов, ведущих науч. исследования, и лиц, интересующихся к.-л. отраслью науки безотносительно к роду своей осн. работы. Древним прообразом H. о. была Академия Платона (осн. в 387 до н. э., см. Академия платоновская). Позже, в 3 в. до н. э.- первых вв. н. э., H. о. в форме небольших кружков возникали в разных странах, часто под назв. академий. H. о. как профессиональные объединения учёных образовывались в 15-16 вв. Таким учреждением была, напр., платоновская академия во Флоренции (осн. в 1459), занимавшаяся историко-филос. вопросами. В 17 в. организовались H. о. (традиционно носившие название академий), к-рые концентрировали внимание и на естест-веннонауч. проблемах: Национальная академия деи Линчей (1603), Академия дель Чименто (1657) в Италии, «Леоиоль-дина» (1652) в Германии. Впоследствии из H. о.-академий возникали отраслевые АН, деятельность к-рых, в свою очередь, привела к созданию общенац. науч. центров (напр., Институт Франции). В ряде случаев к.-л. одна из таких академий, получив поддержку гос-ва, становилась нац. АН, как, напр., Нац. академия деи Линчей.
В 17-19 вв. осн. целями H. о. стало объединение учёных и координация исследований, обмен информацией, издание трудов, присуждение премий и т. п. Организационно H. о. строились на основе принципа выборности. В ряде стран, напр, в России, H. о. создавались при ун-тах (Московское общество испытателей природы, осн. в 1805; Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, осн. в 1863).
С углублением дифференциации и интеграции науки H. о. становились всё более специализированными (см., напр., Географические общества, Медицинские общества). Вместе с тем усилилась роль и универсальных H. о. Форму H. о. принимали вновь организуемые нац. науч. центры, напр. Национальная академия наук США (1863). Однако, становясь нац. АН, H. о. 18-19 вв. теряли свой неформальный характер и демократизм. В ряде стран H. о. становились важным инструментом гос. науч. политики. H. о. обычно не имели собственной исследовательской базы, но через своих членов, работавших в науч. учреждениях и уч. заведениях, оказывали значит, влияние на организацию науч. деятельности. Такое положение H. о. развитых капиталистич. стран сохранили в 20 в., когда наряду с выполнением традиц. функцим H. о. перешли к решению и др. вопросов организации науч. деятельности. Универсальные и отраслевые H. о. консультируют пр-ва и правительств, орг-ции, участвуют в разработке науч. программ и т. п. В капиталистич. странах H. о. являются частными или неправительственными организациями и имеют различные источники финансирования: членские взносы, доходы от продажи науч. изданий, пожертвования и субсидии частных лиц и фондов и т. п.
В СССР и др. социалистич. странах при развитой системе гос. науч. учреждений H. о. играют важную роль в распространении науч. знаний (наряду с об-вами пропагандистов науки, как, напр., «Знание» в СССР), проводят вневедомственную экспертизу решений научно-технич. задач, участвуют в организации экспедиций и т. п. H. о. работают при АН СССР, АН союзных республик, при отраслевых АН, при МГУ. Учёных и специалистов, работающих на производстве, объединяют научно-технические общества СССР. Название H. о. носят также создаваемые при вузах и др. уч. заведениях объединения молодёжи, интересующейся наукой: студенческие H. о., школьные И.о. и т. п.
В СССР имеется ряд всесоюзных H. о., в их числе минералогическое (осн. в 1817), географическое (1845), энтомологическое (1859), Российское палестинское (1882), астрономо-геодезическое (1932), ботаническое (1915), гидробиологическое (1947), химическое им. Д. И. Менделеева (1932), физиологическое им. И. П. Павлова (1916), почвоведов (1958), гельминтологов (1940), биохимическое (1958), генетиков и селекционеров (1965), философское (1972). Работают также Ассоциация сов. экономия, науч. учреждений (1956), Сов. ассоциация междунар. права (1957), Сов социологич. ассоциация (1958) и др.
H. о. вносят весомый вклад в развитие междунар. научно-технич. сотрудничества в рамках междунар. науч. союзов и ассоциаций. H. о. активно обмениваются науч. публикациями, проводят науч. конференции, симпозиумы, конгрессы.
Лит.: Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, M., 1972 (лит.): В a t e s R. S., Scientific societies in the United States, 3 ed., Camb. (Mass ), 1965. Ю. M. Шейнин.
Научные общества
Полезное
Смотреть что такое «Научные общества» в других словарях:
Научные общества — Научные общества. Эмблема Лондонского королевского общества. НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникли в древности. В 15 – 16 вв. существовали как профессиональные объединения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникли в древности. В 15 16 вв. существовали как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже как более широкие по… … Современная энциклопедия
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникали еще в древности, с 15 16 вв. как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже более широкие по составу. В 17 в. появились… … Большой Энциклопедический словарь
Научные общества — добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникали еще в древности, с 15 16 вв. как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже более широкие по составу. В 17 в. появились… … Политология. Словарь.
научные общества — добровольные объединения учёных и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникали ещё в древности, с XV XVI вв. как профессиональные объединения учёных (часто под названием академий), позже более широкие по составу. В XVII в. появились… … Энциклопедический словарь
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — добровольные объединения учёных и др. лиц, ведущих исследоват. работу. Возникали ещё в древности, с 15 16 вв. как проф. объединения учёных (часто под назв. академий), позже более широкие по составу. В 17 в. появились специализир. Н. о. (геогр.,… … Естествознание. Энциклопедический словарь
Научные Общества — добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих научную деятельность. Цель Н.О. обмен информацией, издание трудов, координация исследований. Возникли еще в древности, с XV XVIBB. как профессиональные объединения ученых, позже более широкие… … Исследовательская деятельность. Словарь
ВОЕННО-НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — добровольные организации офицеров, а также слушателей (курсантов) военно учебных заведений … Большой Энциклопедический словарь
военно-научные общества — добровольные организации генералов, адмиралов и офицеров запаса и в отставке, а также слушателей (курсантов) военно учебных заведений. * * * ВОЕННО НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА ВОЕННО НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные организации офицеров, а также слушателей… … Энциклопедический словарь
Студенческие научные общества — в СССР, добровольные студенческие объединения, организуемые в вузах в целях привлечения студентов к научно исследовательской работе, распространения и обобщения опыта этой работы, повышения качества подготовки и воспитания будущих… … Большая советская энциклопедия
Научное сообщество
Как атрибуты общества или сообщества можно указать существование специфических этики, юмора, мифов и языка, используемых в научных сообществах.
Научное сообщество не является организованным обществом, у него нет законных представителей. Состоит из научных организаций и обществ. Объединяется стремлением к истине, особой научной этикой. Одним из важнейших требований, предъявляемых к учёным со стороны научного сообщества является готовность делиться информацией. В научном сообществе, как и в любом обществе, существует определённая иерархия, но она имеет специфический характер. Важную роль в координации научной деятельности имеют ссылки на источники и научные конференции.
Содержание
Научные организации
ЮНЕСКО
ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основная цель ЮНЕСКО — содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.
Международные научные организации
ИЮПАК
Междунаро́дный сою́з чи́стой и прикладно́й хи́мии (ИЮПАК, англ. International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC) — международная неправительственная организация, способствующая прогрессу в области химии. Состоит из национальных организаций-участниц. Это авторитетная международная структура, занимающаяся разработкой и распространением стандартов в области наименований химических соединений через межрегиональную комиссию по номенклатуре и обозначениям. Является членом Международного совета по науке (англ. International Council for Science, ICSU).
Международное Общество общей теории относительности и гравитации
Международное общество Общей теории относительности и гравитации (англ. International Society of General relativity and Gravitation) — научное общество, объединяющее специалистов в области теории гравитации и общей теории относительности со всего мира. Наиболее компетентное общество в этой области. Руководящие органы расположены в Англии.
Международный астрономический союз
Междунаро́дный астрономи́ческий сою́з (МАС, IAU) — основан в июле 1919 года в Брюсселе (Бельгия). Он состоит из государств-членов (представленных национальными академиями или другими неправительственными учреждениями) и около 8000 индивидуальных членов. Вместе с подобными организациями в других отраслях науки, IAU принадлежит к Международному совету научных союзов, штаб которого размещается в Париже. Генеральные ассамблеи (съезды) проходят раз в три-четыре года в одной из стран участниц.
Международные научные институты
ЦЕРН (CERN) — Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий.
ЦЕРН находится на границе Швейцарии и Франции, вблизи Женевы. Территория ЦЕРНа состоит из двух основных площадок и нескольких более мелких. Большой комплекс зданий включает в себя рабочие кабинеты, лаборатории, производственные помещения, склады, залы для конференций, жилые помещения, столовые. Ускорительный комплекс расположен, как на поверхности (старые ускорители Linac, PS), так и под землёй на большой глубине до 100 метров (более современные SPS, LHC).
Основной площадкой является территория близ коммуны Женевы Мейрин (Meyrin), т. н. site Meyrin. Другой основной площадкой является территория возле французского городка Превесан-Моэн (Prévessin-Moëns) — site Prévessin. Более мелкие площадки разбросаны в ближайших окрестностях вдоль подземного кольца, построенного для ускорителей LEP и LHC.
Соглашение по образованию ЦЕРНа было подписано в Париже 29 июня − 1 июля 1953 года представителями 12 европейских стран. Организация была образована 29 сентября 1954 года. В настоящее время число стран-членов возросло до 20. Кроме того, некоторые страны и международные организации имеют статус наблюдателя. В ЦЕРНе постоянно работают около 2500 человек, ещё около 8000 физиков и инженеров из 580 университетов и институтов из 85 стран участвуют в международных экспериментах ЦЕРНа и работают там временно.
Годовые взносы стран-участников ЦЕРНа в 2008 году составляют 1075,863 миллионов швейцарских франков (около 990 миллионов американских долларов).
Европейская молекулярно-биологическая лаборатория
Международный институт исследований и образования
Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ) — международная межправительственная научно-исследовательская организация в наукограде Дубна Московской области. Учредителями являются 18 государств-членов ОИЯИ. Основные направления исследований — физика ядра, физика элементарных частиц и нейтронные исследования конденсированного состояния вещества. В ОИЯИ были синтезированы все трансурановые элементы, открытые в СССР и России, и повторен синтез большинства трансурановых элементов, открытых в других странах. 105-й элемент таблицы Менделеева носит имя «Дубний».
Научные общества
Лондонское королевское общество
Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе (англ. The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge ), ведущее научное общество Великобритании, одно из старейших в мире; создано в 1660 году и утверждено Королевской хартией в 1662. Лондонское королевское общество, будучи частной организацией, не зависящей от правительственных научных учреждений, играет важную роль в организации и развитии научных исследований в Великобритании и действует как совещательный орган при решении основных вопросов научной политики, выступая в качестве национальной академии наук. Входит в британский Совет по науке.
Московское общество испытателей природы
Библиотека МОИП — одна из крупнейших в стране (около полумиллиона книг). Коллекции МОИП служили основой для Зоологического музея МГУ, Музея антропологии, Гербария биологического факультета МГУ, Лаборатории И. П. Павлова, Никитского ботанического сада в Крыму, ботанического сада Ботанического института РАН (Санкт-Петербург), минералогической коллекции Геологического института РАН.
Национальное географическое общество
Национальное географическое общество (англ. National Geographic Society ) — одна из крупнейших некоммерческих научных и образовательных организаций. Было основано 27 января 1888 года в Вашингтоне, США.
Общество Макса Планка
Объединение ученых как называется
Научное сообщество – понятие, обозначающее одну из структурных единиц науки. Научное сообщество объединяет ученых, принадлежащих, как правило, к одной научной дисциплине, работающих в одном научном направлении, придерживающихся общих теоретических оснований, принципов и методов решения исследовательских задач. Научное сообщество состоит из исследователей определенной научной специальности, которые получили сходное образование и профессиональные навыки, в процессе обучения усвоили одну и ту же учебную литературу и извлекли из нее одни и те же уроки. Члены научного сообщества считают себя и рассматриваются другими в качестве единственных людей, ответственных за разработку той или иной системы разделяемых ими целей, включая и обучение учеников и последователей. В таких группах коммуникация бывает относительно полной, а профессиональные суждения относительно единодушными. Коммуникации же между обособленными научными сообществами иногда затруднительны, между отдельными сообществами может существовать соперничество и конкуренция.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности идет от античных философско-научных школ (пифагорейцы, школы Платона, Аристотеля и др.). Особенностью этих школ было то, что знание в них разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому знанию не придавался сакральный характер. Различные учения обсуждались в критических дискуссиях, им обучали способных к науке молодых людей. Благодаря этому за короткий по историческим меркам период в рамках этих школ были созданы основы целого ряда наук (математики, физики, биологии, социологии, психологии и т.п.). Эти науки, особенно в школе Аристотеля, стали приобретать вид научных дисциплин, в рамках которых велись систематические исследования, накапливался корпус текстов, обучалась научная смена.
В период раннего средневековья центрами хранения знания стали монастыри и школы при церквях. В них складывается система религиозного образования, ставящего цель искоренения языческих представлений и насаждения христианских ценностей. Хотя о науке как таковой здесь говорить нельзя, во многих монастырских школах были библиотеки и скриптории, где занимались перепиской книг. В них также сложилась дисциплинарная структура знания, передаваемая в ходе обучения. В эпоху расцвета средневековой культуры, 12-13 вв., возникли университеты, которые объединили в себе две функции: получение высшего образования и обеспечение научной работы. Университеты были созданы практически во всех европейских столицах, а также во многих крупных городах (к 1500 г. их насчитывалось около 80). Университетская среда сформировала в Европе наднациональную корпорацию интеллектуалов, чему способствовала латынь как интернациональный язык людей, причастных к знанию. Вместе с тем средневековый университет был сообществом людей учения, но не ученых в современном смысле слова, поскольку главной целью их занятий было не получение нового знания, но сохранение и упорядочение имеющегося знания и передача его посредством обучения молодым людям, выбравшим карьеру священников, юристов или врачей.
Можно выделить следующие основные стадии развития институтов науки: любительскую науку, академическую науку, университетскую науку и науку, связанную с промышленностью, государственными программами и военными исследованиями. Новый тип науки возник вне или на периферии основных социальных институтов европейского общества конца 16 – начала 17 вв. Ни государство, ни церковь, ни университетская среда, сохранявшая каноны схоластики, не оказывали поддержки научным исследованиям. В этот период научная деятельность осуществлялась в основном как любительское занятие людей, которые были достаточно состоятельны или же зарабатывали на жизнь в других сферах социальной деятельности. Типичной также была форма патронажа, когда неформальная группа ученых получала покровительство от крупного вельможи или магната. Такие небольшие сообщества интеллектуалов существовали с эпохи Возрождения и с оглядкой на античные философские школы нередко именовали себя «академиями».
Постепенный рост массива знания, обеспечиваемый этими институтами, в начале 19 в. привел к проблемам, без решения которых дальнейшее развитие науки уже не могло продолжаться. Освоение необходимого для исследований объема знания требовало длительной профессиональной подготовки. Решение этих проблем привело к институциональной революции в науке, в результате которой научное сообщество заняло новое место в институциональной структуре общества, обеспечившее ученым условия и средства для специализированной научной деятельности, которая еще оставалась малопродуктивной с экономической точки зрения. Этим институтом стал университет нового типа, основными принципами которого стали академические свободы и единство исследования и преподавания. Новый тип университета противостоял как средневековой университетской корпорации, так и университету эпохи Просвещения, готовящего специалистов и чиновников для государственных нужд. В наиболее четком виде этот институт был реализован в Берлинском университете, основанном в 1808 г. по концепции В. фон Гумбольдта. Модель университета, в котором ведутся научные исследования, организуются лаборатории, с теми или иными модификациями была реализована в ведущих европейских странах и США.
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА
Смотреть что такое «НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА» в других словарях:
Научные общества — Научные общества. Эмблема Лондонского королевского общества. НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникли в древности. В 15 – 16 вв. существовали как профессиональные объединения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникли в древности. В 15 16 вв. существовали как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже как более широкие по… … Современная энциклопедия
Научные общества — добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникали еще в древности, с 15 16 вв. как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже более широкие по составу. В 17 в. появились… … Политология. Словарь.
научные общества — добровольные объединения учёных и других лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникали ещё в древности, с XV XVI вв. как профессиональные объединения учёных (часто под названием академий), позже более широкие по составу. В XVII в. появились… … Энциклопедический словарь
Научные общества — добровольные объединения специалистов, ведущих научные исследования, и лиц, интересующихся какой либо отраслью науки безотносительно к роду своей основной работы. Древним прообразом Н. о. была Академия Платона (основана в 387 до н. э., см … Большая советская энциклопедия
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — добровольные объединения учёных и др. лиц, ведущих исследоват. работу. Возникали ещё в древности, с 15 16 вв. как проф. объединения учёных (часто под назв. академий), позже более широкие по составу. В 17 в. появились специализир. Н. о. (геогр.,… … Естествознание. Энциклопедический словарь
Научные Общества — добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих научную деятельность. Цель Н.О. обмен информацией, издание трудов, координация исследований. Возникли еще в древности, с XV XVIBB. как профессиональные объединения ученых, позже более широкие… … Исследовательская деятельность. Словарь
ВОЕННО-НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА — добровольные организации офицеров, а также слушателей (курсантов) военно учебных заведений … Большой Энциклопедический словарь
военно-научные общества — добровольные организации генералов, адмиралов и офицеров запаса и в отставке, а также слушателей (курсантов) военно учебных заведений. * * * ВОЕННО НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА ВОЕННО НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные организации офицеров, а также слушателей… … Энциклопедический словарь
Студенческие научные общества — в СССР, добровольные студенческие объединения, организуемые в вузах в целях привлечения студентов к научно исследовательской работе, распространения и обобщения опыта этой работы, повышения качества подготовки и воспитания будущих… … Большая советская энциклопедия