Объект культурологии как науки

model 2614569 1920 Советы на день

Предмет, объект и метод культурологии

Все статьи сайта → Культурология → Теория культурыПредмет и объект культурологии

%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82 %D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Культурология как наука изучает закономерности куль­турного процесса, памятники и явления материальной и ду­ховной культуры, а также культурные интересы и потребности людей, их участие в сохранении, приумножении и пере­даче культурных ценностей.

Культурология как учебная дисциплина родилась в мно­гостепенном переплетении с философией, археологией, ис­торией, психологией, этнографией, религиоведением, соци­ологией, искусствознанием и поэтому с полным основанием может быть названа интегративной сферой знания. Это социогуманитарная наука, которая ориентируется на бытие и деятельность человека и общества. Этимологически слово «культурология» переводится на русский язык как наука о культуре.

Предмет и объект культурологии

Предмет культурологии (в зависимости от подхода) пони­мался на разных этапах становления этой науки по-разному. Основные определения предмета культурологии сводятся к следующим:

1. Культурология изучает содержание, структуру и дина­мику культуры, ее происхождение, отбор и передачу культур­ных ценностей (А. Я.Флиер).

2. Культурология изучает семиотические системы: знаки, символы, язык искусства и всей области творчества челове­ка (Ю. Лотман, А. Кармин).

3. Культурология изучает культуру как универсальный способ творческой самореализации через утверждение смыс­ла человеческой жизни.

Существует множество определений культуры. Это свя­зано с разнообразием самой культуры, с ее пониманием. Можно говорить об антропологическом понимании культуры. В таком понимании любая культура — это образ жизни отдельного человека или общества. Она уникальна и непов­торима. Вот некоторые определения данного подхода:

— культура — это способ существования человечества;
— культура — все, что создано человечеством;
— культура — это общий образ жизни, способ приспособления человека к его естественному окружению и эконо­мическим потребностям.

При социологическом понимании культуры акцент делается на культурные ценности, которые определяют развитие общества:

— культура — это язык, эстетические вкусы, знания, ве­рования и обычаи;
— культура — это наследуемые изобретения, вещи, тех­нические процессы, идеи и обычаи;
— культура — это общепринятый способ мышления.

Философский подход к культуре выделяет в жизни обще­ства некоторые закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Это не внешнее описа­ние или перечисление явлений культуры, а проникновение в сущность происходящих в обществе процессов. В таком по­нимании:

— культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей челове­ка, выраженный в типах и формах организации жизни;
— культура — это относительно постоянное нематериаль­ное содержание, передаваемое в обществе при помощи про­цесса социализации.

Объектом культурологии являются те же культуры, которые интересуют социологов и историков, но предметом культурологии является не простое описание достижений той или иной культуры, а особенности ее рождения, становления, дальнейшего развития и судьбы культуры.

Культурология развивалась и под воздействием переломных событий XX века в Европе. Первая мировая война, революция в России и ряде других стран Европы, фашистские режимы, рост власти человека над природой и гибельные последствия этого ро­ста, появление тоталитарных режимов — все это вызвало новый взгляд на характер европейской культуры, на ее роль в жизни об­щества.

Поводя итоги, можно следующим образом определить предмет «культурологии»: это сущность и особенности тако­го многозначного понятия, как культура, ее происхождение и смысл.

Термин «культура» в современной науке трактуется мно­гозначно. Наиболее устоявшиеся определения:

1. культура — это вид человеческого бытия, специфика которого проявляется в том, что он создается человеком;

2. культура — это совокупность материальных и духов­ных ценностей, которые отражают активную творческую де­ятельность людей в освоении мира;

3. культура — это способ жизнедеятельности человека, процесс и результат поиска человеком самого себя и своего места в этом мире;

4. культура — это совокупность идей, материальных объектов, технологий.

Метод культурологии

Разработка общих проблем теории и истории культуры требует привлечения понятийного и методологического аппарата, создаваемого философией, социологией, психологией, этикой, эстетикой, информатикой. Тем самым достигается объединение эмпирического и теоретического уровней изучения культуры. При этом используются общенаучные, философские и специальные методы познания. Например, наблюдение, описание фактов культуры и измерение, по возможности, их параметров, является необходимым исходным пунктом их познания. Непременным условием этого процесса является использование процедур анализа и синтеза, логической дедукции и индукции. До сих пор популярен в культурологии древний метод познания по аналогии. В последние десятилетия широко применяются методы моделирования культурных процессов, в частности компьютерного.

Следует отметить, однако, что использование общенаучных методов в культурологии оспаривается представителями некоторых философских направлений. Так, в учениях неокантианцев XIX ст. (Риккерт, Кассирер и др. ) было предпринято резкое противопоставление методов наук о природе методам наук о культуре. Первые, так называемые генерализующие методы направлены на изучение повторяющихся признаков, сходных моментов в многообразных явлениях природы с целью установления их общего закона.

Методы наук о культуре принципиально отличны: они призваны исследовать уникальные, неповторимые культурные феномены. В результате, эти методы оказываются исключительно описательными (индивидуализирующими, идеографическими).

Практика последующих культурологических исследований показала, что различение методов двух групп наук не стоит абсолютизировать, так же как и преувеличивать уникальность культурных объектов. Здесь оправдано сочетание различных методов и методологических установок. Например, среди философских методов особое значение имеют диалектические (восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического подходов), феноменологические, а также структурно-функциональные методы (выявление элементов системы, установление взаимосвязей).

К специальным методам культурологии можно отнести:

Следовательно, культурология не ограничивается узким кругом методов и приемов. Методологическая широта имеет свои достоинства при изучении всего многообразия аспектов культуры.

Источник

Предмет, структура и основные задачи культурологии

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Объектом изучения культурологии является общество, жизнедеятельность различных его субъектов, историческое взаимодействие общества с природой, людей между собой. Объект культурологии совпадает с объектом многих других наук, изучающих общество. Но каждая из наук избирает в объекте особый аспект, находит свои проблемы для исследования, намечает конкретные цели и задачи. Так определяется предмет науки. Он формируется достаточно длительное время, часто внутри какой-либо уже существующей науки.

В процессе определения предмета науки осуществляется не только поиск того, что должна изучать новая наука, но также разграничивается проблематика с уже существующими науками во избежание дублирования и накладок. Культурология как наука во многом обосновывает свою проблематику, «отделяясь» от философии и истории, некоторых других наук, а также самостоятельно формирует предмет.

Культурология специально изучает культуру общества и его субъектов. Предметом ее выступает исследование культуры как целостного системного явления; признаков, закономерностей, форм и способов возникновения и функционирования культуры в историческом процессе.

Предмет культурологии определяет направленность и содержание данной науки, ее методологию и логику, цели и задачи. По предмету исследования дается, как правило, и определение самой науки. Таких определений может быть несколько. Они зависят от меры понимания предмета науки, ее актуальности, а также от позиции исследователя. Но все определения с различной степенью адекватности проблематике отражают объем и содержание науки, ее предмет.

Культурология — это наука, которая исследует сущность и структуру культуры; процессы ее возникновения и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира и отдельных регионов; ценности и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности самореализации; механизмы и средства трансляции от поколения к поколению; сохранение культурного наследия как памяти человечества.

Как явление духовной жизни общества, культурология включает в себя теоретическое культурологическое знание, социальные институты и систему научных отношений по поводу изучения культуры.

Культурологическое теоретическое знание обладает спецификой, отличающей его от других областей научного знания. В нем используются такие понятия, как «культура», «цивилизация», «генезис культуры», «тип культуры», «вид культуры», «язык культуры», «субъекты культуры» и др.

Содержание культурологического научного знания включает следующие основные элементы:

-методологию изучения культуры и развития знания о ней;

-теорию материальной и духовной культуры;

-историю культурологической мысли (историю теории культуры);

-теорию культуры видов деятельности субъектов общества;

-теорию культуры субъектов общества;

Элементы содержания культурологического знания образуют структуру культурологии как науки. Сегодня культурология еще не завершила формирование своего содержания и структуры. Идет разграничение проблематики, прежде всего с философией.

Философия изучает культуру многопланово. Предметом ее выступают наиболее общие законы бытия и его основных видов (форм): бытия природы, бытия человека и бытия общества, а также материального и идеального (духовного

бытия. Культура изучается философией в связи с бытием общества и человека. Отсюда достаточно высокая степень абстрагирования философско-культурного знания, его универсальность, а также «сквозная» историческая и фактологическая конкретность. Философия культуры выступает методологической и общетеоретической основой культурологии, хотя продолжает исследовать и некоторые собственно культурологические проблемы.

Основными задачами культурологии являются:

-наиболее полное и глубокое, целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков, функций;

-изучение генезиса культуры, эпох и этапов культурологического процесса;

-определение места и роли человека, других субъектов в культурологическом процессе;

-разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

640 1

-осуществление взаимодействия с другими науками, изучающими культуру;

-исследование перспектив развития конкретных культур и планетарной цивилизации и др.

Имея свои задачи и проблемы, культурология является специальной теорией культуры. Теоретическую основу культурологии составляют накопленные знания о культуре, которые содержатся в различных письменных источниках исследователей культуры; интеллектуальный уровень сознания субъектов общества, отражающего процессы и явления культуры.

Методологические основы культурологических исследований складываются из философской методологии, методологических положений других наук и собственно культурологии. Так, методология культурологического исследования включает в себя принципы связи и развития, объективности, детерминизма, структурности и функциональности, принципы цикличности существования культур, деятельностный, аксиологический, гносеологический, субъект-объектный и субъект-субъектный принципы, семиотический, регулятивный и другие принципы.

Важным логико-методологическим положением выступает содержательно-смысловое объяснение основных понятий культурологии, с помощью которых изучается реальная культура, ее признаки, процессы, место и роль в истории. В культурологии широко применяются следующие методы: описание, наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование, изучение текстов, аналогия, абстрагирование и др. Используются и более конкретные методы в зависимости от области и специфики культурологического исследования — материальной или духовной культуры, видов искусства, народной культуры, нравственности, религии, воспитания и т. п.

К основным проблемам культурологии в современных условиях можно отнести:

-сравнение различных определений культуры и выявление в них типичного в целях более точного понимания культуры,

-сопоставление ее с цивилизацией, общественно-экономической формацией и другими глобальными проявлениями общественной жизни;

-изучение истории культуры конкретных народов, обществ, регионов и континентов;

исследование культуры в единстве деятельностного, техногенного и аксиологического подходов;

-выявление специфики и взаимодействия культуры и цивилизации;

-исследование культуры как системы;

-анализ взаимодействия с культурой экономики, политики, права, морали, науки, религии и других общественных явлений;

-актуализация антропокультурологической проблематики, уяснение основ, содержания и результатов взаимодействия культуры социальных общностей и личности, роли и места человека в мире культуры;

-исследование принципов, механизма, тенденций и возможностей культурно-творческого процесса, участия в нем различных субъектов;

-определение перспектив существования конкретных культур и планетарной цивилизации;

-совершенствование методологии культурологического познания и др.

Решая эти и другие проблемы познания, культурология утверждает высокий социальный смысл культуры общества, его субъектов; показывает реальную и должную гуманистическую направленность жизнедеятельности людей, целесообразность смысла практического существования.

Условно содержание культурологического знания можно разделить на фундаментальное и прикладное знание. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, можно отнести к фундаментальному знанию, имеющему значение для целостного и сущностного понимания культуры. Изучение видовых проявлений культуры, культуры общения и поведения, этикета, специфики проявления культуры, ее форм и способов является более конкретным и близким к практике жизни, поэтому тяготеют к характеру прикладного знания. Прикладной характер имеют также культурологические знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре личности, нравственно-поведенческой культуре, религиозно-культовой культуре и др.

Последовательно выраженными тенденциями развития культурологического знания является также историческая, лингвистическая, этнологическая, искусствоведческая и духовная ориентации. Они раскрываются в конкретных темах и разделах культурологии и в осуществлении ее функций.

Основные функции культурологии: гносеологическая, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, образовательная, воспитательная. Несмотря на то, что обозначенные функции являются типичными для многих наук, их содержание, методы и особенности проявления для каждой науки свои. Например, познавательная функция культурологии состоит в том, что она формирует систематизированное, теоретико-концептуальное знание обо всей культуре, ее процессах и явлениях, эпохах и этапах, значении для жизнедеятельности людей. Политология же изучает явления политической культуры общества и его субъектов в общей системе политологического знания. Филологические науки разрабатывают проблему языка культуры, знаковых способов ее ретрансляции и т. п. Социология анализирует в основном коммуникативную культуру. Иными словами, содержание, способы и формы реализации гносеологической функции у каждой науки свои. Содержание других функций культурологии рекомендуется изучить самостоятельно. Таким образом, культурология — это молодая гуманитарная наука, проходящая стадию становления. Она изучает культуру как целостное системное явление, обобщает знания других наук о культуре.

Источник

Культурология

cover

Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров Пензенской ГСХА по дисциплине «культурология». В нем содержатся разделы, посвященные теории, истории мировой и отечественной культуры. В данном издании содержатся необходимые методические и учебные материалы, облегчающие подготовку студента ко всем формам итогового и промежуточного контроля по данной дисциплине.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1 Культурология как научная дисциплина

1. Предмет и задачи культурологии.

2. Основные этапы становления культурологии и основные культурологические школы.

3. Сущность культуры.

4. Функции культуры.

Аксиология, антропология, архетипы, гносеология, гуманизм, искусствоведение, история, классы, культура, культурологические школы, метод, норма, общество, обычаи, семиотика, символы, социализация, социальные группы, социальный институт, социология, типология, традиции, филология, философия, ценности, ценности, человек, этнография, этнология, этнос.

Гегель Г.В.Ф., Данилевский Н.Я, Кант И., Кассирер Э., Леви-Стросс К., Малиновский Б.К., Парсонс Т., Сорокин П.А., Тойнби А., Уайт Л.А., Фрейд З., Цицерон, Шпенглер О., Элиот Т., Юнг К.

Культурология — это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура — общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика и многими другими.

Однако от других гуманитарных наук она отличается тем, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Несмотря на то, что в культурологических исследованиях используются кроме гуманитарных приемы и методы некоторых естественных и точных наук, культурология в основе своей — наука гуманитарная.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта (1900-1975). В западной науке это название не прижилось, т.к. в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле (в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» в том числе с просветительской и творческой деятельностью). Основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология, структурная антропология, новая культурная история. В России за последние десятилетия название «культурология» прочно закрепилось.

Предметом культурологии является изучение наиболее общих закономерностей развития культуры, ее базовых характеристик, памятников, явлений и событий материальной и духовной жизни людей. Цель дисциплины — дать целостное представление о феномене культуры, ее сущности и функциях, типах и формах культурной жизни.

1. Знакомство с различными взглядами на место культуры в социуме, типологиями и классификациями культур.

2. Изучение исторических типов культур.

Культурология применяет различные методы изучения культуры: сравнительно-исторический, структурно-функциональный, семиотический, типологический, диахронический, синхронический, психологический, биографический, метод моделирования и др.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять общее и особенное в исторических явлениях, познавать различные исторические ступени развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений и т.д.

Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними.

Семиотический метод рассматривает культуру как знаковую систему.

Типологический метод позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для их полного изучения и сравнения.

Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания.

Синхронистический метод — исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

Психологический метод позволяет через уяснение характера той или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий.

Биографический метод представляет собой анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей своего времени.

Метод моделирования предполагает создание модели определенного типа культуры, с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Два важнейших из них:

1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко-культурных процессов.

2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.

В рамках культурологии существует большое количество разнообразных школ, течений и концепций. Крупными культурологическими школами являются: общественно-историческая, натуралистическая, социологическая, символическая.

Корни культурологической концепции общественно-исторической школы можно найти в работах Канта и Гегеля. Наиболее яркие представители этого направления — О. Шпенглер, А. Тойнби и Н.Я. Данилевский (авторские концепции данных ученых рассматриваются в теме 3).

Главной чертой натуралистической школы в культурологии является стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Эта школа объединяет, прежде всего, психологов, медиков и биологов, пытающихся объяснить культуру, основываясь на психобиологической природе человека. Наиболее видными представителями этой школы являются: З. Фрейд, К. Юнг.

Являясь основоположником психоанализа, З. Фрейд говорил о том, что культура, особенно искусство, есть результат превращения («сублимации») психобиологической (особенно сексуальной) энергии человека («либидо») в духовные и материальные культурные ценности. При этом природные начала в человеке, его звериные инстинкты подавляются самим человеком или обществом, что неблагоприятно сказывается на физическом здоровье личности и общества в целом.

К. Юнг, основатель «аналитической психологии», развил теорию «коллективного бессознательного». Оно является, с точки зрения автора, отражением опыта прежних поколений, который был запечатлен в структурах мозга. Его содержание составляют архетипы — прообразы. Их динамика лежит в основе народного творчества, сновидений, мифов и т.д.

К натуралистической школе примыкает т.н. функциональная теория культуры, создателем которой является Б.К. Малиновский.

Основными постулатами функционализма являются следующие:

— каждая культура — целостность (как следствие функционального единства общества);

— каждое общество, тип цивилизации, обычай, обряд выполняют определенную функцию, жизненно важную для культуры;

— каждый элемент культуры является незаменимым для сохранения ее целостности.

Современная цивилизация является, по Малиновскому, сложным сочетанием социальных институтов, т.е. исторически сложившихся форм регулирования общественной жизни, каждая из которых удовлетворяет различные потребности людей. Одна из основных задач культуры заключается в развитии и передачи потомкам вторичных потребностей людей (собственно духовных).

Третьей крупной культурологической школой является социологическая, наиболее яркими представителями которой были Т. Элиот, П.А. Сорокин (особенности авторской концепции раскрыты в теме 3), Т. Парсонс. Представители социологической школы ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

Т. Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая из них способна на культурное созидание. Творческая элита не принадлежит к какому-либо классу, она должна постоянно пополняться, наиболее талантливые представители разных слоев должны вливать в творческий слой новую энергию, двигая, таким образом, культурный процесс.

Теория культуры американского социолога Т. Парсонса заключается в следующем: все духовные и материальные достижения людей, объединяемые понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем — социальной и культурной. В основе первой лежат действия людей, движимых целями своего биологического сохранения в определенной общественной среде. Для культурной системы, более высокой, являющейся направляющей, характерны: символичность (язык, система символов), нормативность (зависимость человека от общепринятых норм), волюнтаристичность (иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды). Таким образом, культура является сложной системой символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.

Одной из самых влиятельных культурологических школ является символическая. Развитие этой школы связано с быстрым ростом средств массовой информации и расширением научно-технической базы, возможностей передачи и изучения символического материала. Среди наиболее ярких представителей этой школы, работающих в различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить Э. Кассирера и К. Леви-Стросса.

Э. Кассирер в основу своей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой, систематической символизации, т.е. подходит к изучению культуры с позиций семиотики. Истоки культуры он видит в способности людей творить некий искусственный окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Цивилизованный человек не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов.

К. Леви-Стросс является создателем структурной антропологии (структурализма). Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений. Культура воспринимается как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых — язык.

Кроме него в структуру входят наука, искусство, мода, религия и т.д. Именно с помощью этих объектов обнаруживаются скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры.

Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в I в. до н. э. знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

«Cultura» стала противостоять другому латинскому понятию — «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры: «Культура — это созданная человеком вторая природа».

В культурологии принято выделять следующие аспекты культуры как общественного явления: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.

Культура — это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. В этом и заключается суть аксиологического (ценностного) аспекта культуры.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.

Таким образом, культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека.

Субъектами культуры могут быть:

1) личность (культура личности);

2) социальная группа (молодежная культура и т. п.);

3) социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);

4) социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая культура, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);

5) классы (пролетарская культура, буржуазная культура);

6) этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);

7) региональные сообщества (культура Запада и Востока);

8) человечество в целом (общечеловеческая культура).

Компоненты культуры: средства и орудия труда; язык; религия; этика, нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта.

Термином «функция» в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

Адаптационная функция культуры обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной: он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду.

Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом.

Преобразующая функция культуры. Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия (вторжение) во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку внутренне присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая защита и т. п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других.

Коммуникативная функция культуры (коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек, как существо социальное, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура формирует условия и средства человеческого общения.

Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, таки практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная функция культуры — накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

Нормативная функция культуры. Любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп.

Гуманистическая функция культуры — формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития, человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).

Ценностная функция культуры выражается в формировании ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, т. к. они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости.

Семиотическая, или знаковая (греч. sеmеiоn — знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

Интегративная функция — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов характерных для данной культуры.

Функция социализации — культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции.

1. Что является предметом культурологии?

2. Каковы основные этапы становления культурологии?

3. Каковы основные аспекты функциональной теории культуры?

4. Каковы особенности натуралистической школы культурологии?

5. Каковы функции культуры?

1. Кто ввел термин «культурология»?

2. В какой период европейской цивилизации культура понималась как «возделывание, обработка почвы»?

г) в эпоху Просвещения

3. Кто дал определение: «Культураэто созданная человеком «вторая природа»?

4. В каком аспекте культура раскрывается как развитие духовных, творческих способностей человека?

5. В каком аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе?

6. Социальные группы выступают как

а) символы культуры

в) ценности культуры

г) субъекты культуры

7. Как называется метод изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания?

8. Какая функция культуры обеспечивает приспособление человека к окружающей среде?

9. З. Фрейд и К. Юнг являются представителями

а) общественно-исторической школы

б) натуралистической школы

в) социологической школы

г) символической школы

10. Принципы изучения культуры

а) историзм и социализация

б) историзм и эволюционизм

в) историзм и инкультурация

г) историзм и целостность

1. Место и функции культуры в обществе.

2. Культура как сложная система.

3. Методы и принципы культурологических исследований.

4. Основные этапы становления культурологии.

5. Функции культуры.

Составьте «Кластер» на вопрос «Сущность и функции культуры», используя ключевое слово «культура».

В центре большого листа бумаги пишется ключевое слово или название темы из 1-2-х слов. Сбоку от него в кружках меньшего размера приписывают «спутники» — слова или предложения, которые связаны с данной темой. Соединяют их линиями с «главным» словом. У этих «спутников» могут быть «малые спутники» и т.д. Запись идет до истечения отведенного времени или пока не будут исчерпаны идеи.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector