Объект социологии как науки

girl 1848472 1920 Советы на день

Учебные курсы

Лекция 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

О.Конт, с легкой руки Сен-Симона ( автора термина «социология») дал жизнь новой науке, назвав ее «социология», определив ее содержание – «изучение общества» или « наука об обществе». Объектом социологии еще со времен О.Конта является общество, но особенностью современной социологии является то, что в каждом конкретном случае проведения социального исследования в качестве объекта могут выступать частные явления и социальные противоречия. Общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии как и любой другой науки лежит в идентификации ее объекта и предмета познания.

Объект познания – это все то, с чего исследователь получает эмпирическую информацию, которую в последствии предполагается анализировать для получения конкретных выводов. В любом случае все науки и социология в том числе использует объективную реальность. Любое явление, процесс или отношения объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии, биологии, социологии и т.д.).

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

1. Свою особую сторону или среду объективной реальности

2. Специфические только для данной науки законы и закономерности развития этой реальности

3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей

Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождествлялись их объект и предмет познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще присущ.

Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

. междучеловеческие взаимодействия, т.е. дает их границы. ”.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне законов и закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.

Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предварительных вопросов:

* достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает?

* представляет ли он явление sui generis, свойства которого не имеются в других классах явлений?

* Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социологии, и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней?

Попытаемся ответить на эти вопросы:

Практическая и теоретическая важность социологии. Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в этом изучении мы кровно и эгоистически заинтересованы. Теоретическая важность социологии становится очевидной в том случае, если мы способны доказать, что свойства изучаемых социологией явлений не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.

Рассмотрим их следующим образом:

а) Социология и физико-химические науки

Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.

Хоть это и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.

Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление? То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.

Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.

б) Социология и биология

Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическими дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями, данными в пределах или внутри человеческого организма.

в) Социология и психология

Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания, законы самоуправления организме задачу не входит изучение социального взаимодействия, а, следовательно, она не может отождествляться с социологией.

Социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соединенных “, которые изучает социология. Кроме того, специфика социальной психологии остается сродни индивидуальной психологии, т.е. мотивы поведения человека, рассматриваются как сформировонные исключительно на внутриличностных ( физиологических) факторах.

г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей

Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специфической точки зрения.

Таким образом, все социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия между людьми и законы развития этих взаимодействий. Какое же положение занимает социология в системе общественных и гуманитарных наук? Оно обосновывается следующим.

* социология является наукой о законах развития социальной материи, т.е. обществе с момента его зарождения и до сегодняшнего дня, его явлениях и процессах. Специфика ее состоит в том, что главным для социологии является изучение проблем сегодняшнего дня;

* она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук;

* все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей, которые изучаются социологией;

* техника и методика изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке социологии и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. )

Поэтому можно сделать вывод, что социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованное понимание общества и его структур, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных систем.

Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.

д) Социология и история

В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история, которая имеет объектом и предметом своих исследований общество в их конкретных проявлениях, фиксируя свое внимание на составлении хронологии событий, имевших место в прошлом и имещих материальное подтверждение своего бытия. История воспроизводит социальную действительность, имевшую место в прошлом.

е) Социология и социальная философия

Социальная философия изучает законы развития социальной материи, но в отличие от социологии является предельно абстрактой наукой и не имеет своих методов получения эмпирической информации, полностью используя данные и выводы других наук, в частности, социологии.

Социология тоже изучает объективные законы развития социальной материи, т.е человеческого общества с момента его зарождения до сегодняшнего дня, но она имеет свои собственные, присущие только ей методы изучения человеческого взаимодействия, проявляющегося в поведении людей.

Источник

Социология

cover

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Социология», разработанного на кафедре. К каждой теме предлагаются контрольные вопросы, усвоение ответов на которые позволяет успешно пройти аттестацию. Усвоение материала по конкретно-социологическим исследованиям позволит студентам успешно работать над дипломной. Вопросы плана каждой темы являются также вопросами для зачета. Пособие адресовано студентам очной и заочной формы обучения

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии.

2. Социология и философия, социология в системе социальных наук.

3. Уровни социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Краткая история развития социологической мысли.

Термин «социология» впервые был употреблен О.Контом в 40 гг. ХIХ века. В буквальном смысле «социология» (от фр. Sociologie) означает «наука об обществе, о социальной жизни».

Люди давно пытались понять механизмы социальных процессов, роль и место человека в жизни социума. Но только к ХIХ веку сложились условия для формирования науки об обществе, новому типу социального знания. Именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы социологии.

Как известно, в ХVIII-ХIХ вв. происходит разрушение феодального общества, для которого была характерна тотальная регламентация экономической, политической и духовной жизни общества. Старые механизмы регулирования, основанные на традициях и обычаях, разрушаются. Новое общество провозглашает свободы и права человека, его духовную и экономическую независимость, политическую автономность.

Для того, чтобы реализовать эти идеи, надо было знание социальных процессов жизнедеятельности социальных групп, общностей и организаций. И эти знания должны быть реальными, должны помочь сформировать новые механизмы социального управления.

Особо обострилась потребность в научных знаниях в связи с бурным развитием новых политических (классовая борьба и т.д.) и экономических процессов. Свободная конкуренция поставила в зависимость результаты деятельности от знания настроений и ожиданий людей. В результате появляется социология — наука, помогающая понять обществу основы социального взаимодействия людей.

Таким образом, с самого начала объектом социологии как науки является общество. Напоминаем, что под объектом познания имеются в виду те явления действительности, на которые направлена познавательная деятельность. Но, как известно, общество изучается многими науками (философией, историей, этнографией и т.п.), а это значит, что объект исследования у них один и тот же. Следовательно, чтобы отличить социологию от других социальных наук, надо вычленить ее предмет исследования. Именно он позволяет отделить одну науку от другой. Под предметом познания имеют в виду специфический фрагмент, срез, сторону объекта, который вызывает познавательный интерес со стороны той или иной науки.

Предмет социологии, в этом смысле, определяется социологами по — разному. Здесь нет единого мнения, поскольку изучаются многообразные социальные процессы. У нас длительное время определение социологии сводилось к следующему: социология — это наука о законах функционирования и развития общества как социальной системы.

Что касается зарубежных социологов, то они, как правило, не ставят целью строго и однозначно определить предмет социологии, что, вероятно, сделать и невозможно. Так, известный социолог П. Сорокин в своей работе «Человек, цивилизация, общество» (М., 1992. С.534) предмет социологии характеризует как «поведение людей, живущих в среде себе подобных». Многие социологи-эмпирики склоняются в последнее время к тому, что главное не определить предмет (он может меняться от одного этапа развития социологии к другому), а усвоить методологические и методические методы и техники социальных процессов. Однако, мы с вами выберем одно из двух предложенных определений.

Как наука социологическое знание формируется на основе философского, точнее, социально-философского знания. Известно, что основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки. При этом философия стремится выявить сущность и конечные причины и духовные основания взаимодействия людей в социуме. То есть философию интересуют смысложизненные вопросы, всеобщность и целостность постижения социальной жизни.

Естественно, что социология не может не опираться на достижения философской мысли, поскольку социологу необходимо целостное видение проблемы, умение в единичном увидеть общее, существенное. Вместе с тем, социологу требуется знание реальных социальных процессов, а их невозможно постичь умозрительно, не опираясь на чувственный опыт и не используя эмпирические методы (например, наблюдение, эксперимент и т.д.). Социология должна уметь, в отличие от философии, давать ответы на конкретные вопросы. Для этого она вырабатывает свой понятийный аппарат, с помощью которого возможно изучать не общество «вообще», а реальное общество с реальными процессами. Для этого понятия социологии должны подчиняться однозначной интерпретации.

Таким образом, социология изучает реальное общество, общество как целостность, как систему, опираясь при этом на эмпирические методы.

Социология отличается и от других социальных наук (истории, этнографии, политэкономии и др.).

1. Во-первых, социология изучает общество, что мы уже отмечали, как единую целостную систему, как особый и единый организм. В то время как другие социальные науки обращаются к частным социальным явлениям (экономическим, политическим, демографическим и т.д.).

Социология тоже может познавать частные социальные явления, но в этом случае ее интересуют связи их с функционированием общества как целого.

2. Исследуя конкретные сферы жизни общества, социолог пытается постичь, какие конкретные механизмы позволяют общесоциальным свойствам реализоваться в разных сферах.

3. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей и ожиданий.

Анализируя социологию как систему научного знания, мы должны отметить, что она включает в себя теоретический и эмпирический элементы, теорию и эмпирию.

До начала ХХ в. теоретические и эмпирические исследования протекали как бы параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. И лишь французский социолог Э. Дюркгейм попытался их соединить. Но до сих пор не утихают споры между эмпириками и теоретиками со взаимными обвинениями в абсолютизации роли одного из этих элементов социологического знания.

Как представляется роль теории и эмпирии в общей системе социологического знания.

1. Теория дает смысловое объяснение фактам. Факты — только статистика, их еще надо интерпретировать.

Эмпирия дает знание частностей (факты), а как частности связаны друг с другом — на это может ответить только теория.

2. Теория дает ориентиры для эмпирических исследований. Эмпирические знания (факты) для социологии не цель, а лишь средство.

3. Без фактов ни одно теоретическое построение не может считаться обоснованным, и не может быть построено научное понимание.

Итак, социология органично включает в себя теорию и эмпирию, теоретические и эмпирические методы. Но в зависимости от конкретных задач исследования пропорции теории и эмпирии могут быть различны.

Это является основанием для выделения различных уровней социологического знания. Принято выделять следующие уровни:

1. Уровень общесоциологических теорий. Здесь рассматривается общество как целостная система, состоящая из подсистем. Подобного рода теоретические конструкции определяют общий подход социолога к осмыслению социальных явлений, задают направленность научных поисков и интерпретацию эмпирических фактов. Общесоциологические теории позволяют создать теоретическую модель общественной жизни как некоторой целостности.

2. Теории среднего уровня. В социологический обиход этот уровень введен Р. Мертоном.

Социологические теории этого уровня изучают подсистемы общества, их внутренние связи и взаимодействия. Для всех их характерно: опора на эмпирическую базу, описание фактов и их обобщение на основе той или иной теории. Словом, здесь эффективно взаимодействуют теория и эмпирия.

Поскольку можно выделять многообразные подсистемы общества, то в соответствии с этим говорят о социологии труда, образования, семьи, права, физической культуры и спорта и т.д.

3. Уровень конкретно-социологических исследований (эмпирическая социология), или КСИ. Научная цель — получение конкретных знаний, которые называют социальными фактами.

Особенность социальных фактов — констатация тех или иных процессов. Социолог, получив факты, может их описывать, систематизировать и классифицировать. Теоретические идеи здесь появляются в постановке цели эмпирических исследований, их гипотез.

Чтобы объяснить факты, интерпретировать их, социолог-эмпирик вынужден обращаться к теоретическим уровням. Именно здесь он выбирает теорию, которая, по его мнению, может объяснить факты. А это свидетельствует о том, что эмпирия не может обойтись без теории, ценность их в единстве, и она наиболее очевидно проявляется в функциях.

По поводу того, сколько функций можно выделить, нет единого мнения. Каждый социолог проявляет здесь со всей смелостью свой уровень знаний и понимания.

Мы предлагаем выделять следующие функции:

1. Познавательная. Социология дает нам знание законов функционирования общества как системы и ее подсистем, знание методов и техники социального познания.

2. Прикладная, или практическая. Она свидетельствует о том, что социальное знание получает свой смысл только тогда, когда используется в социальной практике.

3. Методологическая. Понятие, категории и методы социологии используются частными социальными науками в качестве методов познания тех социальных явлений, на познание которых они нацелены.

4. Прогностическая функция. Она направлена на построение моделей общества, ее подсистем и выявления логики и направления их развития в будущем. Прогнозирование возможного будущего обеспечивает целевое развитие социальных систем.

Как мы уже отмечали, история социологической мысли насчитывает в своем развитом виде менее двух веков. Однако, даже эта короткая история показывает путь общества от незнания к знанию своей собственной природы. Причем этот путь вбирает в себя плюрализм развития социологической мысли.

Историю развития социологической науки в ее кратком изложении можно представить в виде двух этапов: 1 — социология ХIХ в. и 2 — социология ХХ в.

Не касаясь предистории, можно отметить, что в ХIХ веке социология развивается в трех направлениях: классическом, неклассическом и смешанном.

Классическая социология развивалась в работах ее классиков: О. Конта (1798-1857), Г. Спенсера (1820-1903) и Э. Дюркгейма (1858-1917).

Не вдаваясь в подробный анализ их работ, отметим основные идеи классической социологии.

О. Конт и его последователи считали, что общество подчиняется тем же законам, что и природа, никаких особых закономерностей в обществе не существует.

Более того, общество развивается эволюционно и прогрессивно. Всякая революция есть аномалия. Задача социологии — установить солидарность и согласие в обществе.

Обобщая высказанные Контом и Спенсером идеи, Э. Дюркгейм сформулировал основные принципы социологии.

1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.

2. Социология должна строиться по образу позитивных (естественных) наук.

3. Методы социального исследования должны быть такими же точными и строгими.

4. Важнейшим критерием научности является объективность знаний без каких-либо элементов субъективности, что достигается за счет опоры на факты. Всякое социальное явление, социальное действие может рассматриваться как объективное, а, следовательно, может быть исследовано с помощью объективных методов естественных наук.

Другой тип социологии — неклассический разрабатывался Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе их методологии лежит представление о противоположности законов природы и общества. На этой основе выделяется два типа научного знания: науки о природе (естествознание) и науки о культуре (гуманитарные). Каждому типу знания соответствуют свои методы. Для гуманитарных наук характерен метод понимания и отношения к ценностям.

Наблюдая за поведением людей, социолог должен объяснить его на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Из этого делается вывод, что есть различие между социальной теорией и самой действительностью. Поэтому научная теория не может претендовать на большее, чем выяснение причин совершившихся событий. И здесь большое значение имеет знание общечеловеческих ценностей, поскольку они задают направленность человеческому мышлению. Человеческие ценности, считает М. Вебер, объективны, поэтому социолог на их базе может создать некоторые социальные схемы объяснения бытия, с которыми можно сравнивать историческую реальность.

Кроме классической и неклассической социологии в истории социологии встречается их синтез. Он был реализован в социальной теории К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Они сформулировали принципы материалистического учения об обществе. Они, как и позитивисты, рассматривали социальные явления как факты и стремились объяснить социальные процессы по образцу естественных наук. Предметом социологии они считали изучение основных закономерностей развития общества.

Их принципы сводятся к следующему:

1. Признание закономерности общественного развития.

2. Развитие общества связывается с принципом детерминизма.

3. Признание поступательного и прогрессивного развития общества.

4. Признание своеобразия законов развития общества, которые определяются диалектикой объективных законов и сознательной деятельности людей.

Стремление соединить объективность законов с сознательной деятельностью людей и делает эту социологию своеобразной. Поэтому некоторые социологи называют этот тип социологии смешанным.

Развитие социологии ХХ века во многом опирается на принципы, разработанные Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Здесь присутствует множество школ и направлений, причем многие теории рассматриваются как равноценные, имеющие право на существование.

Большинство социологических теорий можно разделить на два типа: макросоциологические и микросоциологические.

Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, механизмы и факторы его функционирования, можно понять и личность. Среди ведущих макросоциологических доктрин можно отметить функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) и теорию конфликтов (Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер).

Микросоциологические теории исходят из анализа межличностных взаимодействий и от них идут к объяснению жизни общества. Широкое распространение получили здесь теории обмена, символического интеракционизма и др. Они отстаивают положение о том, что основой социальной жизни является повседневная интеракция (взаимодействие) (Г. Мид и др.).

Основные идеи этих теорий мы будем рассматривать в последующих лекциях.

Пытаясь дать целостное описание социальной жизни, эти теории стремятся осмыслить роль различных факторов и получить эмпирические данные для обоснования своих идей. Так возникают теории малых групп, социальных ролей, социальной стратификации и социальной мобильности. И особенно широкое развитие получила индустриальная социология.

1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. — Ростов-на-Дону. 1996.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994.

3. Радугин А.А. Социология. — М., 1966.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. — Екатеринбург. 1998.

5. Волков Ю.Г. и др. Социология. — Ростов-на-Дону. 1999.

1. Объект и предмет социологии.

2. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

3. Научно-теоретические предпосылки появления социологии как науки.

4. Что общего между социологией и философией.

5. Отличие социологии от философии.

6. Отличие социологии от других социальных наук.

7. Назовите уровни социологического знания.

8. Какую роль играет теория в системе социологического знания.

9. Роль эмпирии в социологическом знании.

10. Какие функции выполняет уровень общесоциологических теорий.

11. Что познают теории среднего уровня.

12. Что собой представляет уровень конкретно-социологических исследований.

13. Можно ли утверждать, что социологические теории формируются на основе социальных фактов.

14. Что такое социальный факт. Кто ввел в социологию это понятие и с какой целью.

15. Назовите основные функции социологии.

16. Суть классической социологии.

17. Отличие классической социологии от неклассической.

18. Основные черты «смешанной» социологии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

cover 167

Как собрать данные в полевом качественном исследовании. Учебное пособие

cover 167

Социология международных отношений

Немирова Наталья, 2017

cover 167

Основы социологии и политологии

Николай Демидов, 2015

cover 167

Социология труда: Методические указания к курсовым работам

Андрей Алексеевич Булков, 2018

cover 167

Трехсекторальное социальное партнерство

Н. Г. Хорошкевич, 2018

cover 167

Социология. Краткий курc

Коллектив авторов, 2014

cover 167

Корпоративная социальная ответственность и социальное развитие предприятий

cover 167

Переговоры в социальной работе

Ольга Аллахвердова, 2017

cover 167

Общество как объект социологического анализа

Николай Вахнин, 2019

cover 167

Группа авторов, 2013

cover 167

Социальная имитация: опыт анализа символической социальной реальности

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector