Объектом логопсихологии как науки является

woman 6670772 1920 Советы на день

Теоретические основы логопсихологии вопрос № 1

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.

Объект логопсихологии – закономерности и механизмы развития и функционирования психики лиц с нарушениями речи.

Задачи логопсихологии:

Изучение особенностей психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;

Изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевыми нарушениями;

Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и обучения;

Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям;

Разработка методов психологической коррекции и профилактика речевых нарушений в детском возрасте.

Возникновение логопсихологии как отдельной отрасли специальной психологии можно отнести к 50-60 гг. 20 века. До этого времени логопсихология являлась частью дефектологии.

Связь с логопедией носит взаимодополняющий характер, так как знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций.

По отношению к логопедии логопсихология является вспомогательной дисциплиной, направленной на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс.

Прикладные науки, к которым относится и логопсихология, как правило, пользуются системой объяснительных принципов, созданной в рамках фундаментальных дисциплин.

К общеметодологическим принципам относят:

1. Принцип отражательности. Все психические явления представляют собой высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

2. Принцип детерминизма. Психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой.

3. Генетический принцип. Все психические процессы необходимо рассматривать лишь в динамическом плане, т.е. в процессе развития и становления.

4. Принцип единства психики и деятельности. Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.

К принципам изучения лиц с речевыми нарушениями относят:

1. Принцип комплексного изучения ребенка, который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, мотивационно-потребностной сферы.

2. Принцип целостного системного изучения ребенка предполагает обнаружение в процессе обследования не отдельных проявления нарушений психического развития, а установлений связей между ними, определение причин.

3. Принцип динамического изучения ребенка, согласного которому при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Т.е. обследование строится в форме обучающего эксперимента.

Основные методы логопсихологии: наблюдение, эксперимент, тесты и метод опроса.

Наблюдение – метод, применяющийся для изучения естественного поведения. Наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями.

С помощью наблюдения можно оценить:

• наличие навязчивых или стереотипных действий;

• наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций;

• степень развития навыков самообслуживания;

640 1

• отношение к поручениям;

• особенности двигательного развития.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития.

Психолог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение). Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Существенными недостатками метода наблюдения являются его длительность; субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; невозможность статистической обработки результатов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализа полученных фактов.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Выдвинутое Л.С. Выготским положение, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить задания. При затруднении ему оказывается обучающая помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.

Тесты – стандартизированные, часто ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий в определенном психологическом свойстве.

Опросные методы делятся на анкетирование и интервьюирование.

Также среди методов логопсихологии выделяют: беседу, социометрический метод, который используется для изучения межличностных отношений в группе; анализ процессов и продуктов деятельности – изучение продуктов детского творчества (рисование, конструирование, лепка).

Концептуальные основы логопсихологии.

Научно-теоретическими основами логопсихологии являются: учения И.П. Павлова о двух сигнальных системах, П.К. Анохина о функциональных системах организма, учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта.

Первая сигнальная система – механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ, при котором свойства среды воспринимаются мозгом как сенсорные сигналы, представленные в виде ощущений. Вторая сигнальная система – механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют два типа компенсации: внутрисистемная: осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;

межсистемная: осуществляет путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.

Источник

Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии

Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии

Логопсихология(Калягин В.А.) — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.

Логопсихология (Волковская Т.Н.) — это отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями речи ведущего характера, а также возможность использования психологических технологий в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Объект логопсихологии – система психологической помощи лицам с нарушениями речи ведущего характера.

Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.

Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.

1) изучение закономерностей формирования познавательной деятельности при речевых нарушениях различной тяжести и этиологии (при сохранном слухе и интеллекте);

2) изучение особенностей личностного и социального развития лиц данной категории;

3) психологическое обоснование эффективности методов коррекционно-педагогического и психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными видами нарушений речи ведущего характера;

4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое нарушение среди сходных по внешним проявлениям состояний;

5) разработка методов логопсиходиагностики;

6) изучение условий и механизмов профессионального взаимодействия логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.

1) диагностика познавательной сферы детей с нарушениями речи ведущего характера с позиции целостного подхода;

2) диагностика особенностей личностного и социального развития лиц с нарушениями речи ведущего характера;

3) психологическая коррекция нарушений познавательной сферы, отклонений личностного и социального развития лиц данной категории;

4) профилактика вторичных нарушений психического развития у детей и взрослых с нарушениями речи через систему мероприятий различного характера с микро- и макроокружением.

Классификации нарушений речи, ее значение для логопсихологии. Логопсихологическая типология лиц с нарушениями речи

В данной классификации речевые нарушения подразделяются на:

1. Нарушение средств общения:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

2. Нарушение в применении средств общения:

Нарушения устной речи
Нарушения внешнего (фонационного) оформления высказывания
Нарушения звукопроизношения
Нарушения интонационно-мелодической и темпо-ритмической стороны речи
Дисфония (афония)
Алалия Афазия Неосложненный вариант ОНР
Дислексия (алексия) Дисграфия (аграфия) Дизорфография
Заикание Брадилалия Тахилалия
Дислалия Дизартрия Ринолалия
Нарушения голосообразования
Нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления высказывания
Нарушения письменной речи

Классификации нарушений речи, ее значение для логопсихологии. Логопсихологическая типология лиц с нарушениями речи.

Клинические формы нарушений речи. Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции.

ПЕРВИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

1. Нарушения речи периферического характера.

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia — речь) — расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков.

Дисфония (или афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи.

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.

2. Нарушения речи центрального характера.

Дизартрия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, arthron — сочленение) — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодик, голоса), обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалия (от греч. а — отрицат. частица и lalia — говорю) — отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.

Афазия (от греч. а — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей).

Дислексия (от греч dis — приставка, означающая расстройство, и lego — читаю) — нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения.

Дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв (рука — «лука»), напоминающая собой «косноязычие в письме», пропуски и перестановки букв и слогов, слияние слов.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Брадилалия — патологическое замедление темпа речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса.

Тахилалия — патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Вторичные нарушения речи связанны с сенсорными нарушениями (при глухоте и слепоте), и умственной отсталостью.

Психолого-педагогическая классификациясоздавалась с учетом практических потребностей работы логопеда. В этой классификации характеристики расстройств речи сгруппированы от частного к общему, поскольку она ориентирована прежде всего на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптоматический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние проявления недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Недостатки мелодико-интонационной (ринофония, дисфония, афония) и темпо-ритмической стороны речи (заикание, итерация, полтерн, тахилалия, брадилалия) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Психологическая типология лиц с нарушениями речи.

Одной из главных задач логопсихологии является оказание эффективной психологической помощи лицам с нарушениями речи. В связи с разработкой проблемы содержания психологической помощи лицам с нарушениями речи остро стоит вопрос о типологии таких лиц с позиции оказания им психологической помощи. Отсутствие на этапе становления логопсихологии собственной классификационной системы привело к доминированию в ней классификаций, решающих задачи коррекции речевых нарушений. Тенденции развития науки показали непродуктивность такого классификационного подхода в связи со смещением смыслового акцента в содержании предмета логопсихологии.

Необходимыми показателями, учёт которых наиболее значим при построении логопсихологической классификационной системы, выступают: особенности современного логопедического контингента; выбор базовой классификации; выбор основного классификационного критерия.

Достаточно информативно профессиональное поле современной логопедии характеризует вариант типологии речевого недоразвития, представленный О.Е. Грибовой. В основу этой типологии положена характеристика системного недоразвития речи, которое может наблюдаться как изолированное нарушение и в сочетании с другими формами расстройства.

Таким образом, основу речевого контингента современной логопедии преимущественно составляют три группы лиц:

− с речевыми нарушениями, обусловленными органической и функциональной недостаточностью центральной и периферической нервной системы;

− с несформированностью языковой компетенции, вследствие отсутствия полноценной языковой среды;

− с коммуникативными нарушениями, обусловленными особенностями личности.

Принимая во внимание тот факт, что логопсихология направлена на усиление эффективности практических задач логопедической коррекции, в основу логопсихологической типологии должна быть положена логопедическая классификация, которая не только учитывает соотношение нарушений речи с другими сторонами психики, тесно связанными с речью, но и имеет психологическую составляющую. С учетом этих условий в качестве базовой можно рассматривать психолого-педагогическую классификацию Р.Е. Левиной, в которой выделяются две группы нарушений речи: 1) нарушение языковых средств общения; 2) нарушение в применении языковых средств общения. Психологической составляющей в данной классификации выступает категория общения. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.

В соответствии с тем, какой из компонентов (операциональный или мотивационный) выступает в качестве первопричины коммуникативных затруднений, можно выделить четыре группы (психологических типа) лиц с нарушениями речи:

− с коммуникативными нарушениями на основе несформированности средств коммуникации (ОНР: дизартрия, алалия, ринолалия; ФФНР: дизартрия, ринолалия);

− с коммуникативной недостаточностью в связи с нарушением средств коммуникации(афазия);

− с непосредственно коммуникативными нарушениями (первичнокоммуникативными) (заикание; нарушение голоса);

− с комбинированным типом коммуникативных нарушений (ОНР, заикание; ФФН, заикание; нарушение темпа речи и пр.).

Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии

Логопсихология(Калягин В.А.) — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.

Логопсихология (Волковская Т.Н.) — это отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями речи ведущего характера, а также возможность использования психологических технологий в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Объект логопсихологии – система психологической помощи лицам с нарушениями речи ведущего характера.

Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.

Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.

1) изучение закономерностей формирования познавательной деятельности при речевых нарушениях различной тяжести и этиологии (при сохранном слухе и интеллекте);

2) изучение особенностей личностного и социального развития лиц данной категории;

3) психологическое обоснование эффективности методов коррекционно-педагогического и психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными видами нарушений речи ведущего характера;

4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое нарушение среди сходных по внешним проявлениям состояний;

5) разработка методов логопсиходиагностики;

6) изучение условий и механизмов профессионального взаимодействия логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.

1) диагностика познавательной сферы детей с нарушениями речи ведущего характера с позиции целостного подхода;

2) диагностика особенностей личностного и социального развития лиц с нарушениями речи ведущего характера;

3) психологическая коррекция нарушений познавательной сферы, отклонений личностного и социального развития лиц данной категории;

4) профилактика вторичных нарушений психического развития у детей и взрослых с нарушениями речи через систему мероприятий различного характера с микро- и макроокружением.

image062

image066

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

image003

image084

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Логопсихология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей лиц с различными расстройствами речи, а также разрабатывает варианты использования психологических технологий в процессе комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

Объект логопсихологии и ее связь с другими науками

Логопсихология занимается изучением причин, механизмов, симптомов, структуры нарушений в познавательной, волевой и эмоциональной сфере, а также межличностных отношений ребенка с нарушенным речевым развитием.

Объект изучения этого направления можно определить тем, что при соответствующих речевых нарушениях наблюдаются и разные особенности психического процесса, состояния и свойств. Их важно учитывать в коррекционной, психологической и педагогической работе.

Цель логопсихологии состоит в предоставлении помощи в успешной социализации детям с различными формами речевых нарушений. Логопсихология представляет собой прикладную дисциплину, ее развитие проходило в рамках логопедии.

Логопсихология связана и с другими науками. Например, для того чтобы заниматься коррекцией и профилактикой нарушений речи и для всестороннего воздействия на личность, необходимы знания в области симптоматики речевых нарушений, их этиологии, механизмов, соотношения речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Цель и задачи логопсихологии

Объектом логопсихологии является система психологической помощи людям, которые имеют нарушения речи. Предметом логопсихологии являются особенности психического развития людей, обладающих различными формами речевых нарушений.

Цель науки состоит в оказании психологической помощи лицам с нарушениями речи. В соответствии с этой целью необходимо определить круг задач, которые делятся на теоретические и практические.

Готовые работы на аналогичную тему

В состав теоретических задач входят:

В состав практических задач логопсихологии можно включить:

Становление логопсихологии как науки

Исследование речевых нарушений происходило в несколько этапов. Начало изучения индивидов (детей) с нарушениями речи можно отнести к клиническому этапу (конец XIX — начало XX века).

Терминологически их оформление считается неоднозначным. В нашей стране в литературе в 1920 году для обозначения тяжелого речевого недоразвития по причине органического поражения соответствующих участков головного мозга в период до момента появления у ребенка речи использовалось понятие «алалия» (Фельдбергер).

За рубежом такое же нарушение обозначали в качестве «афазии развития», «конституциональной задержки речи», «врожденной афазии» (Бентон, Кохер, Жияр и др.).

Одна из первых классификаций нарушений речи была предложена в виде типологии в 1877 год (А. Куссмауль). Автор подверг критическому анализу представления о видах речевых нарушений, сложившихся ранее. Он провел их систематизацию, упорядочение терминологии.

Примерно до 80-х гг. XX века психологическая литература содержала лишь разрозненные упоминания психологических проблем индивидов с речевыми нарушениями. Только после данного периода стали появляться специальные труды, которые были посвящены отдельным вопросам психологической диагностики и коррекции (Виноградова, Цветкова, Глозман и др.).

На втором, педагогическом этапе ученые (Хватцев, Pay, Правдина, Ляпидевский и др.) вносят коррективы в клиническую классификацию. В этом процессе существенно поменялись представления о некоторых видах нарушений, которые ранее относились к одной форме. В это же время значительно пополняется содержательная характеристика речевого расстройства. Это позволяет преодолеть фрагментарность описаний, характерных для начала века.

Внесенные коррективы не смогли привести к значительным изменениям терминологического аппарата клинической классификации, хотя смысловой объем терминов и соответствующие понятия перестают являться однозначными.

В процессе дальнейшего становления логопедии, развития ее теоретической базы и подхода к речевым нарушениям с точки зрения развития и системного представления о речевой деятельности ученые все больше стали осознавать неприемлемость прямого переноса клинических построений, в основу которых легли симптоматические трактовки речевых нарушений.

Сегодня логопедический подход к исследованию речевых нарушений сменился на логопсихологический. В российской логопсихологии стали использовать традиционную классификацию речевых нарушений (клинико-педагогическую и психолого-педагогическую по Левиной) и современную классификацию (в частности, МКБ-10).

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector