- Конспект НОД для детей 6–7 лет по теме «Объем. Сравнение по объему»
- Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Конспект занятия по математике «Объем. Сравнение по объему»
- Ход занятия:
- Конспект на тему: «Объем. Сравнение по объему»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Урок математики по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема». 3-й класс
- Ход урока
- 1. Организационное начало. (1 мин.) Эмоциональный настрой.
- 2. Устный счет. (5 мин.)
- 3. Актуализация знаний. (6 мин.)
- 4. Открытие нового. (10 мин.) Практическая работа в группах. Конструирование из кубиков «Лего».
- 5. Применение новых знаний. (13 мин.) Самостоятельная уровневая работа.
- 6. Выставление оценок (самооценка) (1 мин.)
- 7. Обобщение (1 мин.)
- 8. Рефлексия. (1 мин.)
- 9. Домашнее задание, инструктаж. (1 мин.)
- Объем как объяснить ребенку
- Больше, меньше и равно
- Стаканы
- Литры
- Миллилитры
Конспект НОД для детей 6–7 лет по теме «Объем. Сравнение по объему»
Копылова Наталья
Конспект НОД для детей 6–7 лет по теме «Объем. Сравнение по объему»
Цель: Формировать представление об объеме (вместимости).
1. Познакомить с понятием объем и способами сравнения сосудов по объему с помощью переливания.
2. Закрепить представления о составе числа 8.
3. Закрепить порядковый счет, развивать мелкую моторику.
4. Закреплять умение говорить полными предложениями, рассуждать.
5. Развивать внимание, память, логику.
6.Воспитывать волевые качества: выдержку, усидчивость. Доброжелательность, отзывчивость.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Сравнение по объему.
1) Игра «Происшествие в Дедморозовке».
На доске картинка с изображением заболевшего Деда Мороза. На столе у восп-ля подкрашенная вода и две кружки, равные по объему, но отличающиеся высотой и диаметром.
— В Дедморозовке случилась неприятность, Дед Мороз заболел, чтобы его вылечить снеговики и снеговички приготовили клюквенный морс. А чтобы дедушка быстрее выздоровел, решили напоить его из кружки, в которую войдет больше морса. И вот тут они стали спорить, в какую кружку налить морс. Давайте им поможем.
(Высказывания детей, какая кружка больше).
Воспитатель высказывает мнение, что больше по объему кружка меньшей высоты.
— У меня есть вода на столе. Может быть, она нам поможет решить спор?
Дети должны догадаться, что одну кружку надо наполнить водой до краев, а потом перелить воду в другую кружку.
Воспитатель на глазах у детей выполняет переливание, и все убеждаются, что обе кружки вмещается одинаковое количество жидкости.
В этом случае говорят, что кружки равны по объему.
2) Практическая работа.
Дети работают в группах по 4-5 человек. На столах в каждой группе по два предмета игрушечной посуды разного объема (например, кастрюльки и кружки) и по небольшому ведерку с водой.
— Попробуйте теперь сами сравнить по объему посуду, которая стоит у вас на столе.
Дети наполняют из ведерка один сосуд, переливают во второй и определяют, какой сосуд больше по объему, а какой меньше. Воспитатель обращает внимание на то, что вода в первый сосуд должна быть налита до краев.
Затем группы выслушивают друг друга,например:
-Мы сначала налили воду в кастрюльку до краев, потом эту воду перелили в кружку, в кружке осталось еще место. Поэтому кружка по объему больше, чем кастрюлька.
— Мы налили воду в кружку до краев, потом перелили в кастрюльку. Вода в кастрюльке не уместилась. Поэтому кастрюлька по объему меньше, чем кружка.
Так из какой кружки снеговики должны напоить Деда Мороза, чтобы он быстрее выздоровел? У меня на столе из любой, т. к. они равны по объему. А у вас из….
Молодцы! Вы справились со своей задачей и в знак благодарности снеговики и снеговички дарят вам снежинки и предлагают сыграть в игру «Найди пару».
2. Закрепление представлений о составе числа 8.
Каждый ребенок получает модель фишки с разным кол-вом снежинок. Воспитатель приглашает детейвстать в круг и объясняет правила: пока звучит музыка, дети двигаются в разном направлении, после остановки музыки дети должны найти к своей фишке пару так, чтобы в целом (сумме) получилось 8.
В завершении игры, дети еще раз проговаривают состав числа 8, пользуясь при необходимости моделью «числовой домик».
3. Закрепление порядкового счета, знание цифр в пределах 8, развитие мелкой моторики.
Снеговики и снеговички в знак благодарности прислали вам новогодние открытки, но не простые, чтобы узнать, что на них нарисовано надо соединить цифры одной линией, двигаясь по точкам.
Кто помнит, из-за чего поспорили снеговики и снеговички?
(им нужна была кружка большего объема)
Как сравнить кружки по объему?
(Наполнить одну кружку до краев и перелить в другую).
Выберите дома два каких-нибудь сосуда или емкости и сравните их по объему.
В конце занятия на доске появляется картинка здорового Деда Мороза.
«Родной Татарстан: культура, традиции, промыслы» Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: «Родной Татарстан: культура, традиции, промыслы.»(16-20 марта 2015 года) 28 неделя. 1-27 недели ПЛАНЫ Коммуникация. Чтение сказки.
Игровая проблемная ситуация по ФЭМП в подготовительной группе Игровая проблемная ситуация по ФЭМП Цель: формировать представление об объеме; сравнение сосудов по объему с помощью переливания. Оборудование:.
Конспект занятия по математике «Объем. Сравнение по объему»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Подготовила и провела воспитатель группы «Кувшинка» Еремина Т. Ю. 18.01.2018г.
Цель: Формировать представление об объеме (вместимости).
1. Познакомить с понятием объем и способами сравнения сосудов по объему с помощью переливания.
2. Закрепить представления о составе числа 7.
3. Закрепить умение отсчитывания и присчитывания на числовом отрезке (закрепление состава числа 8).
4. Закреплять умение говорить полными предложениями, рассуждать.
5. Развивать умение выполнять графический диктант.
6, Уметь работать в парах, группе.
Материалы:
Ход занятия:
1. Сравнение по объему.
Игра «Письмо Лесовичка».
Дети стоят около воспитателя. Воспитатель читает письмо от Лесовичка. На столе у воспитателя подкрашенная вода и две кружки, равные по объему, но отличающиеся высотой и диаметром.
-Дорогие, ребята! Очень скоро я собираюсь приехать к вам в детский сад. Обязательно приду в вашу группу, но вы должны выполнить ряд заданий. До встречи!
Нам с вами надо подготовиться к приезду гостя, угостить его чаем и выполнить приготовленные Лесовичком задания. Чтобы угостить гостя нам надо выбрать самую большую кружку. Ребята, помогите мне выбрать и определить, какая кружка больше.
(Высказывания детей, какая кружка больше).
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель высказывает мнение, что больше по объему кружка меньшей высоты.
— У меня есть вода на столе. Может быть, она нам поможет решить спор? Как это сделать?
Дети должны догадаться, что одну кружку надо наполнить водой до краев, а потом перелить воду в другую кружку. Воспитатель на глазах у детей выполняет переливание, и все убеждаются, что обе кружки вмещается одинаковое количество жидкости.
В этом случае говорят, что кружки равны по объему.
Итак, как мы определили, что кружки равны по объёму?
Что нам помогло в определении?
Значит, чтобы определить объём нам необходимо было узнать сколько вмещает воды каждая кружка.
2. Практическая работа.
Дети подходят к отдельно стоящим столам и работают в группах по 4 человека. На столах в каждой группе по два предмета игрушечной посуды разного объема (кастрюльки и кружки) и по небольшому ведерку с водой.
— Попробуйте теперь сами сравнить по объему посуду, которая стоит у вас на столе. Как и при помощи чего вы будете определять?
Дети наполняют из ведерка один сосуд, переливают во второй и определяют, какой сосуд больше по объему, а какой меньше. Воспитатель обращает внимание на то, что вода в первый сосуд должна быть налита до краев.
Теперь вам, дети, необходимо решить, кто будет рассказывать от группы. Затем группы выслушивают друг друга,например:
-Мы сначала налили воду в кастрюльку до краев, потом эту воду перелили в кружку, в кружке осталось еще место. Поэтому кружка по объему больше, чем кастрюлька.
— Мы налили воду в кружку до краев, потом перелили в кастрюльку. Вода в кастрюльке не уместилась. Поэтому кастрюлька по объему меньше, чем кружка и т. д.
Молодцы! Вы справились со своей задачей. А теперь пора выполнить задания Лесовичка.
3. Закрепление представлений о составе числа 7 (работа в парах). Дети садятся за столы для занятий. На столах домино (одна часть заполнена, вторая часть пустая).
-Лесовичок любит играть в домино, и мы с вами тоже поиграем.Прослушайте задание: добавьте в пустой квадрат столько фишек, чтобы получилось число 7. Дети выполняют задание, затем при проверке заполняется домик с составом числа 7 (один ребёнок рассказывает с места, второй пишет у доски по договорённости).
3. Закрепление умения отсчитывания и присчитывания на числовом отрезке (закрепление представления о составе числа 8).
А ещё Лесовичок любит путешествовать по числовому отрезку.
Даётся несколько примеров на состав числа 8. Дети выполняют задание с помощью линейки.
Итак, что вы заметили?
При сложении число увеличивается и мы шагаем вправо по числовому отрезку, а при вычитании число уменьшается, и мы шагаем влево по числовому отрезку.
5. Развивать умение выполнять графический диктант.
А сейчас последнее задание. Мы выполним графический диктант. Подвиньте к себе листочки в клетку, правильно возьмите карандаш, покажите. Начинаем от красной точки, карандаш смотрит другим концом в плечо. Будьте внимательны, аккуратно проводите линии, начинаем (воспитатель диктует)
— Молодцы, вы справились и с этим заданием. (Раздаётся стук в дверь).
— Ребята, к нам кто-то пришёл. (Появляется Лесовичок).
— Здравствуйте, дети. Вам понравились мои задания?
Ребята, давайте вспомним, как вы сравнивали кружки по объему?
(Наполняли одну кружку до краев и переливали в другую).
-Какие ещё задания вам понравились? Молодцы, вы со всеми заданиями справились! А теперь пойдёмте поиграем!
Конспект НОД по ФЭМП «Сравнение двух групп предметов. Сравнение двух предметов по величине» (средняя группа) Конспект непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа Цель: Формирование.
Конспект занятия по математике в средней группе по теме «Сравнение по длине, ширине и толщине» Тема: Сравнение по длине, ширине и толщине. Цель: закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме «Сравнение двузначных чисел» по программе «Перспективная начальная школа» Тема урока: Сравнение двузначных чисел Задачи урока: учить сравнивать двузначные числа; закреплять знание нумерации двузначных чисел;.
Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение двух множеств по количеству. Счёт до 3. Сравнение предметов по длине и ширине» Конспект занятия по ФЭМП на тему : «Сравнение двух множеств по колличеству. Счёт до трёх. Сравнение предметов по длине и ширине». Программные.
Занятие по математике «Порядковый счет до 5 и сравнение предметов по ширине и длине» Тема. Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине» Цель. Упражнять в счете до 5; познакомить с порядковым счетом.
Конспект урока по математике «Сравнение площадей геометрических фигур» Я рада приветствовать вас. Меня зовут., и я проведу у вас сегодня урок математики. Садитесь, пожалуйста. Пусть будет на этой площадке.
Конспект на тему: «Объем. Сравнение по объему»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Конспект занятия по математике по теме
«Объем. Сравнение по объему»
Подготовила и провела воспитатель группы «Кувшинка» Еремина Т.Ю. 18.01.2018г.
1. Познакомить с понятием объем и способами сравнения сосудов по объем у с помощью переливания.
2. Закрепить представления о составе числа 7.
3. Закрепить умение отсчитывания и присчитывания на числовом отрезке (закрепление состава числа 8).
4. Закреплять умение говорить полными предложениями, рассуждать.
5. Развивать умение выполнять графический диктант.
6, Уметь работать в парах, группе.
-Дорогие, ребята! Очень скоро я собираюсь приехать к вам в детский сад. Обязательно приду в вашу группу, но вы должны выполнить ряд заданий. До встречи!
Нам с вами надо подготовиться к приезду гостя, угостить его чаем и выполнить приготовленные Лесовичком задания. Чтобы угостить гостя нам надо выбрать самую большую кружку. Ребята, помогите мне выбрать и определить, какая кружка больше.
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель высказывает мнение, что больше по объему кружка меньшей высоты.
— У меня есть вода на столе. Может быть, она нам поможет решить спор? Как это сделать?
Дети должны догадаться, что одну кружку надо наполнить водой до краев, а потом перелить воду в другую кружку. Воспитатель на глазах у детей выполняет переливание, и все убеждаются, что обе кружки вмещается одинаковое количество жидкости.
Итак, как мы определили, что кружки равны по объёму?
Что нам помогло в определении?
Значит, чтобы определить объём нам необходимо было узнать сколько вмещает воды каждая кружка.
2. Практическая работа.
Дети подходят к отдельно стоящим столам и работают в группах по 4 человека. На столах в каждой группе по два предмета игрушечной посуды разного объема (кастрюльки и кружки) и по небольшому ведерку с водой.
Теперь вам, дети, необходимо решить, кто будет рассказывать от группы. Затем группы выслушивают друг друга, например :
Молодцы! Вы справились со своей задачей. А теперь пора выполнить задания Лесовичка.
3. Закрепление представлений о составе числа 7 (работа в парах). Дети садятся за столы для занятий. На столах домино (одна часть заполнена, вторая часть пустая).
-Лесовичок любит играть в домино, и мы с вами тоже поиграем. Прослушайте задание: добавьте в пустой квадрат столько фишек, чтобы получилось число 7. Дети выполняют задание, затем при проверке заполняется домик с составом числа 7 (один ребёнок рассказывает с места, второй пишет у доски по договорённости).
3. Закрепление умения отсчитывания и присчитывания на числовом отрезке (закрепление представления о составе числа 8).
А ещё Лесовичок любит путешествовать по числовому отрезку.
Даётся несколько примеров на состав числа 8. Дети выполняют задание с помощью линейки.
Итак, что вы заметили?
При сложении число увеличивается, и мы шагаем вправо по числовому отрезку, а при вычитании число уменьшается, и мы шагаем влево по числовому отрезку.
5.Развивать умение выполнять графический диктант.
А сейчас последнее задание. Мы выполним графический диктант. Подвиньте к себе листочки в клетку, правильно возьмите карандаш, покажите. Начинаем от красной точки, карандаш смотрит другим концом в плечо. Будьте внимательны, аккуратно проводите линии, начинаем (воспитатель диктует)
— Молодцы, вы справились и с этим заданием. (Раздаётся стук в дверь).
— Ребята, к нам кто-то пришёл. (Появляется Лесовичок).
— Здравствуйте, дети. Вам понравились мои задания?
-Какие ещё задания вам понравились? Молодцы, вы со всеми заданиями справились! А теперь пойдёмте поиграем!
Урок математики по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема». 3-й класс
Класс: 3
Межпредметные связи: геометрия.
Класс: 3 класс.
Форма проведения урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Цели урока: Способствовать организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности. Способствовать расширению словарного запаса, Умения сравнивать, анализировать, делать вывод. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность суждений, интерес к предмету.
Оборудование: Кубики «Лего», линейка, листы для ответов 4 цветов, оценочный лист, развертка прямоугольного параллелепипеда, клей, таблица ответов для вписывания букв, маркеры 4 цветов, игрушечные собачки, самовар, вертушка, названия величин, таблица величин, воздушные шары, формула объёма.
Ход урока
1. Организационное начало. (1 мин.) Эмоциональный настрой.
предстоит трудная задача. Когда мы вместе нам любое дело по плечу и
успех этого дела зависит от каждого из вас. Я желаю вам удачи.
2. Устный счет. (5 мин.)
Работа в группах
(Состав группы — дети с разным уровнем математической подготовки)
Расшифровка слов известного математика Галилея. Дети делают вычисления, вписывают в клетки буквы, соответствующие значению ответа примера. На доске в клеточках появляется высказывание.
Природа формулирует свой закон языком математики.
Задания даны для каждой группы отдельно на листах. Ученики устно решают и вписывают буквы в ячейку цвета, соответствующего цвету своей команды (красный, синий, зеленый и черный)
– Учитель: Верно. Сегодня вам предстоит вывести свой закон, точнее формулу, а это возможно, только если вы будите работать слаженно сообща. Не бойтесь спорить, ведь в споре рождается истина. У нас сегодня урок — практикум. Вы будите творцами-конструкторами.
3. Актуализация знаний. (6 мин.)
Учитель: Сегодня у нас много гостей, прямо, как в сказке Чуковского «Муха-Цокотуха»
– Вспомните, а по какому поводу собрались гости (Она купила самовар и решила отпраздновать именины)
– А чем принято встречать гостей? (чаем)
– Кто был в гостях у Мухи? Букашки, тараканы.
– Сколько они выпили чаю, если букашек было 6, а тараканов 4 и каждый выпил по 3 чашки? (6+4)×3-30 чашек
– Что мы измерили чашками? (Жидкие и сыпучие вещества занимают объем посуды)
– Мы можем измерить объем?
– Что такое объем?– Величина.
– Какие величины вы знаете?
(Дети заполняют таблицу)
– Что является единицей измерения объема? (литр)
– Что измеряют данной единицей? (Объем жидкости и вместимость посуды)
– Вчера на уроке мы пользовались еще одной меркой – это объем куба с длиной ребра в 1 см.
– Но невозможно носить с собой полные карманы кубиков. Как же быть?
– Сегодня нам необходимо найти другой более удобный – математический способ нахождения объема фигур.
4. Открытие нового. (10 мин.) Практическая работа в группах. Конструирование из кубиков «Лего».
Перед вами на партах лежат кубики «ЛЕГО»
Предположим, что каждый из них это 1 см кубический. Сконструируйте фигуру, используя эти кубики.
Сколько кубиков вы использовали?
– Как легче посчитать количество кубиков?
(Дети объясняют все возможные способы счёта)
Следующее задание сложнее.
– Перед вами на партах лежат геометрические фигуры, которые я соединила между собой.
– Что это за фигуры? (квадрат, прямоугольник)
– Какие величины у них имеются? (длина и ширина)
– Что мы можем найти у этих фигур? (Площадь)
– Как мы это можем сделать? Длину умножить на ширину
– А теперь сконструируйте путем сгибания другую объемную фигуру.
(Дети сгибают, склеивают и получают: прямоугольные параллелепипеды)
– Какие фигуры получились? (прямоугольный параллелепипед)
– Давайте их рассмотрим..
– Сколько имеется граней? 6
– Найдите на моделях равные грани. (нижняя – верхняя, передняя – задняя, правая – левая)
– Какой вывод можем сделать? (Противоположные грани равны)
– Есть ли равные ребра?
– Почему они равны? (они являются противоположными сторонами прямоугольных граней)
– Сколько неравных ребер может быть у параллелепипеда? (3– длина, ширина, высота)
– Чем отличается прямоугольник от параллелепипеда? (Прямоугольник плоский, имеет 2 измерения, параллелепипед – объемный – имеет 3 измерения)
– Какие это измерения? Длина, ширина, высота.
– Как можно найти объем ваших фигур математическим способом, имея 3 измерения?
– Как вы думаете? (дети выдвигают гипотезы)
Каждая группа совещается и предлагает свою формулу нахождения объема. Вывешиваются на доску формулы каждой группы и обсуждаются. После обсуждения дети записывают формулу в тетрадь:
V= а• Ь•с
Физминутка: (Надуть шарик за 30 секунд) 1.5 мин
– Почему размер шарика разный? Разный объем, разные мерки, т.е количество выдохов.
5. Применение новых знаний. (13 мин.) Самостоятельная уровневая работа.
1-й уровень. Найдите объем вашей фигуры.
(Для каждой группы дана объёмная фигура прямоугольного параллелепипеда). Дети выполняют вычисления и вывешивают на доску лист, после чего каждая группа объясняет, как находили объем. Коллективная проверка.
2-й уровень
3-й уровень
(для каждой группы, на партах у детей имеется игрушечная собачка)
6. Выставление оценок (самооценка) (1 мин.)
– Вы хорошо поработали. Теперь вам следует оценить работу своей группы и каждого в отдельности, т, е выставить оценки.
7. Обобщение (1 мин.)
– Что мы сегодня открыли?
– В чем важность открытия?
– Как это может пригодиться?
8. Рефлексия. (1 мин.)
9. Домашнее задание, инструктаж. (1 мин.)
– Назовите тип задач (на нахождение объема)
Объем как объяснить ребенку
Знакомство ребенка с единицами измерения объема начинается с цифр. Сколько стаканов в литре? Что такое миллилитр? Объяснить эти и другие темы невозможно без использования числовых выражений, поэтому прежде чем приступать к теме, убедитесь, что ребенок умеет считать десятками и сотнями.
Задания, которые мы приводим в статье, взяли из тетради «Kumon. Меры объёма». Вы можете использовать их в качестве идей, чтобы на живых примерах объяснить эту тему. А можно распечатать задания и выполнить их.
Больше, меньше и равно
Сначала объясните ребенку, что такое «больше», «меньше» и «равно». Потренируйтесь определять, какой объем жидкости в ряду наибольший и какой наименьший.
Пдф для скачивания
Здесь попросите определить, у какой из двух емкостей объем больше? Помогите ребенку увидеть емкость, которая вмещает больше стаканов жидкости.
Пдф для скачивания
На этом этапе повторите устный счет от 1 до 1000 (десятками и сотнями) и написание чисел до 10, после чего можно учиться измерять объем жидкости в стаканах, литрах и миллилитрах.
Стаканы
Покажите ребенку, что в каждой емкости помещается определенное количество стаканов жидкости. Попросите обвести в скобках число, обозначающее объем емкости, объясните, откуда взялись эти цифры (на рисунке показаны емкости, вмещающие то количество стаканов, которое изображено под ними).
Пдф для скачивания
Расскажите ребенку, что объем жидкости — это место, которое жидкость занимает в емкости. Покажите на живых примерах: налейте воду в бутылки, кастрюли и другую посуду.
Скачайте сборник заданий на пространственное мышление→
Литры
Измерение объема — важная часть повседневной жизни. Умение пользоваться мерной емкостью с делениями пригодится и в школе, и дома.
Для закрепления материала желательно приобрести мерную емкость с четкой шкалой в миллилитрах и литрах. Поощряйте ребенка измерять жидкости и сыпучие продукты на кухне. Предложите ему самостоятельно налить нужное количество воды, молока или сока. Такие задания помогут развить и поддержать интерес к измерениям, повысят мотивацию к освоению этого полезного навыка, а также подарят опыт, закрепляющий теоретические знания.
После того, как вы рассказали ребенку о мере измерения в стаканах, переходите к понятию «литр». Покажите, что в мерном кувшине помещается 4 стакана жидкости, или 1 литр. Попросите ребенка обвести в скобках числа, обозначающие объем жидкости.
Пдф для скачивания
Миллилитры
Наверняка малыш заинтересуется, что означают эти деления на мерном стакане? Ребенок уже знает, что объем мерного кувшина — 1 литр. Теперь пришло время рассказать, что в одном литре — 1000 миллилитров. Выполните следующее задание: предложите ребенку написать в скобках числа, обозначающие объем жидкости.
Пдф для скачивания
Тетрадь «Kumon. Меры объёма» познакомит ребенка с понятиями «единицы измерения» и «объем». Выполнив все упражнения, ребенок поймет, как соотносятся друг с другом три меры объема, и сможет определить объем жидкости или сыпучих продуктов с помощью стакана и мерного кувшина.