Архитектурные обломы
Вычерчивание контуров деталей
Последовательность вычерчивания контуров деталей в основном зависит от их формы. Поэтому можно указать только на некоторые общие положения, справедливые для всех случаев.
Перед вычерчиванием любого контура необходимо установить, из каких линий и их сочетаний он состоит, а также решить, какие геометрические построения следует выполнить при вычерчивании контура. Только после подобного анализа можно приступать к построению контура.
Последовательность вычерчивания контура проследим на примере контура скобы (рисунок 54, а). Вычерчивание начинают с проведения осей симметрии (вертикальная ось на рисунке 54, б), осевой (горизонтальная ось на рисунке 54, б) и центровых линий контура. Затем проводят линии, связанные с горизонтальной осью (рисунок 54, в), и строят остальные основные линии контура (рисунок 54, г). Далее выполняют скругления углов (рисунок 54, д) и вычерчивают внутренние очертания, не связанные с другими линиями (прорезь, рисунок 54, е). Последними вычерчивают контуры, не содержащие элементов сопряжения. Заканчивают построение проведением выносных и размерных линий с простановкой размеров (рисунок 54, а).
Многие здания снаружи и внутри имеют различные архитектурные украшения. Профиль архитектурных украшений складывается из элементов, называемых архитектурными обломами. Архитектурные обломы украшают не только здания. Их можно увидеть в контуре постаментов, декоративных ваз, мебели и т. п.
По форме архитектурные обломы могут быть прямолинейные (рису-нок 55) и криволинейные (рисунки 56, 57). Криволинейные обломы, такие как полувал, шейка, прямой и обратный четвертной вал, прямая и обратная выкружка (рисунок 56), очерчены при помощи одной дуги, и способ их построения понятен из чертежа. Более сложные криволинейные обломы состоят из двух дуг. К ним относятся: гусёк прямой и обратный, каблучок прямой и обратный, скоция, сложный торус (рисунок 57).
Рисунок 55 Рисунок 56
Для построения скоции также задают радиус R (рисунок 57, е) и строят шесть квадратов со сторонами, равными заданному радиусу. Наметив точки O1 и O2, описывают две дуги радиусами R и 2R.
Архитектурные обломы (профили)
Архитектурные обломы – пластические формы деталей ордера, которые иногда называют мулюрами или профилями (рис. 9). Элементы профилей подразделяются на прямолинейные и криволинейные.
Рис. 9. архитектурные обломы (профили):
1 – полочка; 2 – полка; 3 – плинт; 4 – слезник; 5 – вал; 6 – прямой четвертной вал; 7 – обратный четвертной вал; 8 – выкружка; 9 – прямая четвертная выкружка; 10 – обратная четвертная выкружка; 11 – прямой сложный вал; 12 – обратный сложный вал; 13 – прямая скоция; 14 – обратная скоция; 15 – прямой каблучок; 16 – обратный каблучок; 17 – прямой гусек; 18 – обратный гусек
Прямолинейные профили – полка, полочка и плинт. Криволинейные профили делятся на простые и сложные.
Простые профили выстраиваются из одного центра. К ним относятся: вал, валик, четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).
Сложные профили имеют две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны: гусек (прямой и обратный), каблучок или каблук (прямой и обратный) и скоция.
Сочетание двух элементов, нераздельно соединенных друг с другом (например, валик и полочка), называют астрагалом.
Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными, широкие – с узкими, криволинейные – с прямолинейными. Это основное правило профилирования.
ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ
Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), а в сложных – на 18 парт.
Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости. Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.
Все основные размеры ордеров по Виньоле в партах даны в таблице 1.
На рис. 10–11 представлена составная часть курсовой работы – «Ордера в массах». Один из этих вариантов («с одинаковым размером модуля» или «с одинаковой высотой ордера») выносится на планшет.
Рис. 10. Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)
Рис. 11. Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)
Тосканский ордер
Этот ордер наиболее простой по своим деталям и формам, но в то же время наиболее тяжелый по пропорциям. Поэтому в некоторых литературных источниках он ассоциируется с образом старика (рис. 12).
Рис. 12. Статуя Юпитера-Фульгуратора (а); деталь тосканского ордера по Н.И. Брунову (б)
На рис. 13–18 приведены основные детали тосканского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал.
В таблице 2 приведены основные размеры профилей тосканского ордера в партах. Размеры выступов даны от оси колонны. Для удобства образного восприятия они записаны сверху вниз – от верха карниза антаблемента к базе пьедестала.
Рис. 13. Антаблемент и капитель тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIII)
Рис. 14. Тосканский ордер: антаблемент, капитель
Рис. 15. Тосканский ордер: антаблемент, капитель
Рис. 16. База колонны и пьедестал тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)
Рис. 17. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал
Рис. 18. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал
Профили | Высота в партах | Выступ от оси в партах |
1. Антаблемент | – | |
1.1. Карниз антаблемента | – | |
Четвертной вал | 27,5-23,5 | |
Валик | ||
Полочка | 0,5 | 23,5 |
Выкружка | 23,5-22,5 | |
Слезник | 22,5 | |
Полочка | 0,5 | |
Каблук | 13,75–9,75 | |
1.2. Фриз | 9,5 | |
1.3. Архитрав | – | |
Полочка | 11,5 | |
Выкружка | 11,5–9,5 | |
Пояс | 9,5 | |
2. Колонна | – | |
2.1. Капитель | – | |
Полочка | 14,5 | |
Выкружка | 14,5–13,5 | |
Абака (слезник) | 13,5 | |
Четвертной вал (эхин) | 13,25–10,5 | |
Полочка | 10,5 | |
Шейка | 9,5 | |
2.2. Стержень (фуст) | – | |
Валик | ||
Полочка | 0,5 | 10,5 |
Выкружка | 10,5–9,5 | |
Стержень | 9,5–12 | |
Выкружка | 1,5 | 12-13,5 |
2.3. База колонны | – | |
Полочка | 13,5 | |
Вал | 16,5 | |
Плинт | 16,5 | |
3. Пьедестал | – | |
3.1. Карниз пьедестала | – | |
Полочка | 20,5 | |
Каблук | 20–17 | |
3.2. Стул | – | |
Стул | 16,5 | |
Выкружка | 16,5–18,5 | |
3.3. База пьедестала | – | |
Полочка | 18,5 | |
Плинт (цоколь) | 20,5 |
Неполный ордер 210 –
Рис. 19. Реконструкция этрусского храма-ареостиля (по Витрувию)
– классический пример этрусского ордера
Дорический ордер
Вторая разновидность простого ордера. О его происхождении Витрувий пишет следующее: «Прежде всего они (греки) построили храм Аполлону Панионийскому…. Когда они хотели расставлять в этом храме колонны и, не зная их соразмерности, искали способов, как добиться того, чтобы колонны и для несения тяжести были приспособлены и на вид сохраняли безупречную изящность, они вымерили след мужской ноги и стали откладывать эту меру в высоту человека. Найдя, что размер ноги составляет шестую часть высоты человека, они перенесли эту пропорцию на колонну и размер толщины стержня у его основания шесть раз отложили в высоту, включив сюда и капитель. Так дорическая колонна стала представлять в зданиях пропорцию, крепость и красоту мужского тела…» [3, с. 100–101] (рис. 20).
Рис. 20. Уподобление дорической колонны мужскому телу: а – Критиев эфеб (Музей Акрополя, Афины); б – дорическая колонна Пропилей (Афинский акрополь)
Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее – высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера – зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали – каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Подробнее о них прочитайте в «Словаре».
В таблицах 3 и 4 приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз – от карниза антаблемента до базы пьедестала.
Архитектурные обломы (профили)
Архитектурные обломы – пластические формы деталей ордера, которые иногда называют мулюрами или профилями (рис. 9). Элементы профилей подразделяются на прямолинейные и криволинейные.
Рис. 9. архитектурные обломы (профили):
1 – полочка; 2 – полка; 3 – плинт; 4 – слезник; 5 – вал; 6 – прямой четвертной вал; 7 – обратный четвертной вал; 8 – выкружка; 9 – прямая четвертная выкружка; 10 – обратная четвертная выкружка; 11 – прямой сложный вал; 12 – обратный сложный вал; 13 – прямая скоция; 14 – обратная скоция; 15 – прямой каблучок; 16 – обратный каблучок; 17 – прямой гусек; 18 – обратный гусек
Прямолинейные профили – полка, полочка и плинт. Криволинейные профили делятся на простые и сложные.
Простые профили выстраиваются из одного центра. К ним относятся: вал, валик, четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).
Сложные профили имеют две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны: гусек (прямой и обратный), каблучок или каблук (прямой и обратный) и скоция.
Сочетание двух элементов, нераздельно соединенных друг с другом (например, валик и полочка), называют астрагалом.
Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными, широкие – с узкими, криволинейные – с прямолинейными. Это основное правило профилирования.
ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ
Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), а в сложных – на 18 парт.
Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости. Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.
Все основные размеры ордеров по Виньоле в партах даны в таблице 1.
На рис. 10–11 представлена составная часть курсовой работы – «Ордера в массах». Один из этих вариантов («с одинаковым размером модуля» или «с одинаковой высотой ордера») выносится на планшет.
Рис. 10. Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)
Рис. 11. Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)
Тосканский ордер
Этот ордер наиболее простой по своим деталям и формам, но в то же время наиболее тяжелый по пропорциям. Поэтому в некоторых литературных источниках он ассоциируется с образом старика (рис. 12).
Рис. 12. Статуя Юпитера-Фульгуратора (а); деталь тосканского ордера по Н.И. Брунову (б)
На рис. 13–18 приведены основные детали тосканского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал.
В таблице 2 приведены основные размеры профилей тосканского ордера в партах. Размеры выступов даны от оси колонны. Для удобства образного восприятия они записаны сверху вниз – от верха карниза антаблемента к базе пьедестала.
Рис. 13. Антаблемент и капитель тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIII)
Рис. 14. Тосканский ордер: антаблемент, капитель
Рис. 15. Тосканский ордер: антаблемент, капитель
Рис. 16. База колонны и пьедестал тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)
Рис. 17. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал
Рис. 18. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал
Профили | Высота в партах | Выступ от оси в партах |
1. Антаблемент | – | |
1.1. Карниз антаблемента | – | |
Четвертной вал | 27,5-23,5 | |
Валик | ||
Полочка | 0,5 | 23,5 |
Выкружка | 23,5-22,5 | |
Слезник | 22,5 | |
Полочка | 0,5 | |
Каблук | 13,75–9,75 | |
1.2. Фриз | 9,5 | |
1.3. Архитрав | – | |
Полочка | 11,5 | |
Выкружка | 11,5–9,5 | |
Пояс | 9,5 | |
2. Колонна | – | |
2.1. Капитель | – | |
Полочка | 14,5 | |
Выкружка | 14,5–13,5 | |
Абака (слезник) | 13,5 | |
Четвертной вал (эхин) | 13,25–10,5 | |
Полочка | 10,5 | |
Шейка | 9,5 | |
2.2. Стержень (фуст) | – | |
Валик | ||
Полочка | 0,5 | 10,5 |
Выкружка | 10,5–9,5 | |
Стержень | 9,5–12 | |
Выкружка | 1,5 | 12-13,5 |
2.3. База колонны | – | |
Полочка | 13,5 | |
Вал | 16,5 | |
Плинт | 16,5 | |
3. Пьедестал | – | |
3.1. Карниз пьедестала | – | |
Полочка | 20,5 | |
Каблук | 20–17 | |
3.2. Стул | – | |
Стул | 16,5 | |
Выкружка | 16,5–18,5 | |
3.3. База пьедестала | – | |
Полочка | 18,5 | |
Плинт (цоколь) | 20,5 |
Неполный ордер 210 –
Рис. 19. Реконструкция этрусского храма-ареостиля (по Витрувию)
– классический пример этрусского ордера
Дорический ордер
Вторая разновидность простого ордера. О его происхождении Витрувий пишет следующее: «Прежде всего они (греки) построили храм Аполлону Панионийскому…. Когда они хотели расставлять в этом храме колонны и, не зная их соразмерности, искали способов, как добиться того, чтобы колонны и для несения тяжести были приспособлены и на вид сохраняли безупречную изящность, они вымерили след мужской ноги и стали откладывать эту меру в высоту человека. Найдя, что размер ноги составляет шестую часть высоты человека, они перенесли эту пропорцию на колонну и размер толщины стержня у его основания шесть раз отложили в высоту, включив сюда и капитель. Так дорическая колонна стала представлять в зданиях пропорцию, крепость и красоту мужского тела…» [3, с. 100–101] (рис. 20).
Рис. 20. Уподобление дорической колонны мужскому телу: а – Критиев эфеб (Музей Акрополя, Афины); б – дорическая колонна Пропилей (Афинский акрополь)
Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее – высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера – зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали – каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Подробнее о них прочитайте в «Словаре».
В таблицах 3 и 4 приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз – от карниза антаблемента до базы пьедестала.
Архитектурные обломы
Элементы, из которых складывались профили (очертания поперечного сечения) главных частей архитектурного ордера, называются обломами или мулюрами.
В древнегреческом зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводились к небольшому числу основных обломов простейшего очертания:
Малейшие изменения в кривизне облома и степени его выноса зрительно подчеркивали усилие или крепость несущей части, грузность или легкость несомой.
Классификация архитектурных обломов.
Элементы профилей бывают прямолинейными и криволинейными.
К прямолинейным относятся: полка, полочка, плинт. Криволинейные делятся на простые и сложные. К простым относятся: вал, валик, четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная). Сложные профили имеют две кривизны, которые чаще всего направлены в разные стороны. К сложным профилям относятся: прямой и обратный гусек, прямой и обратный каблучок.
В базах колонн встречается элемент, представляющий собой вогнутость различной кривизны. Эта форма называется скоцией.
Существует сочетание из двух параллельно соединенных элементов, состоящее из валика и полочки. Оно получило название астрагала.
Способы построения архитектурных обломов.
Архитектурные обломы имеют установленные формы. Некоторые из них связаны определенными соотношениями, которые выражаются через величину радиуса или через модуль — условную величину, принимаемую за единицу масштаба.
Источник:
книга: Архитектурные ордера.
Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2006.
Учебное пособие по курсу «Архитектурное и архитектурно-дизайнерское проектирование».
Автор: Заковоротная Т.А., Мартынова В.И., Фурман Н.В.
Аннотация: Пособие содержит сведения о происхождении античных ордеров, основных частях и элементах профилей, правилах построения ордерной композиции. Полно представлены канонические ордера Виньолы и Палладио. В сравнительных таблицах приведены их модульные размеры. Заключительный раздел посвящен правилам построения элементов классических архитектурных форм, в том числе: обломам, энтазису, базам, капителям, карнизам.
Пособие предназначено для студентов специальностей 290100 и 290200.
Вычерчивание контуров деталей
Последовательность вычерчивания контуров деталей в основном зависит от их формы. Поэтому можно указать только на некоторые общие положения, справедливые для всех случаев.
Перед вычерчиванием любого контура необходимо установить, из каких линий и их сочетаний он состоит, а также решить, какие геометрические построения следует выполнить при вычерчивании контура. Только после подобного анализа можно приступать к построению контура.
Последовательность вычерчивания контура проследим на примере контура скобы (рисунок 54, а). Вычерчивание начинают с проведения осей симметрии (вертикальная ось на рисунке 54, б), осевой (горизонтальная ось на рисунке 54, б) и центровых линий контура. Затем проводят линии, связанные с горизонтальной осью (рисунок 54, в), и строят остальные основные линии контура (рисунок 54, г). Далее выполняют скругления углов (рисунок 54, д) и вычерчивают внутренние очертания, не связанные с другими линиями (прорезь, рисунок 54, е). Последними вычерчивают контуры, не содержащие элементов сопряжения. Заканчивают построение проведением выносных и размерных линий с простановкой размеров (рисунок 54, а).
Архитектурные обломы
Многие здания снаружи и внутри имеют различные архитектурные украшения. Профиль архитектурных украшений складывается из элементов, называемых архитектурными обломами. Архитектурные обломы украшают не только здания. Их можно увидеть в контуре постаментов, декоративных ваз, мебели и т. п.
По форме архитектурные обломы могут быть прямолинейные (рису-нок 55) и криволинейные (рисунки 56, 57). Криволинейные обломы, такие как полувал, шейка, прямой и обратный четвертной вал, прямая и обратная выкружка (рисунок 56), очерчены при помощи одной дуги, и способ их построения понятен из чертежа. Более сложные криволинейные обломы состоят из двух дуг. К ним относятся: гусёк прямой и обратный, каблучок прямой и обратный, скоция, сложный торус (рисунок 57).
Рисунок 55 Рисунок 56
Для построения скоции также задают радиус R (рисунок 57, е) и строят шесть квадратов со сторонами, равными заданному радиусу. Наметив точки O1 и O2, описывают две дуги радиусами R и 2R.
ПЛОСКИЕ КРИВЫЕ
Кривые, у которых все точки расположены в одной плоскости, называют плоскими. Часть плоских кривых, состоящих из дуг окружностей, образует группу циркульных кривых. Дуги циркульных кривых касаются друг друга, поэтому построение их основано на правилах сопряжения и выполняется при помощи циркуля.
Другая часть плоских кривых, которые нельзя построить с помощью циркуля, относится к группе лекальных кривых. Лекальные кривые строят по точкам, зная закон их образования, а обводят по лекалу.
ЦИРКУЛЬНЫЕ КРИВЫЕ
Завитки
Построение трехцентрового завитка по заданным центрам O1, O2 и O3, расположенных в вершинах равностороннего треугольника, приведено на рисунке 58, б. Через каждую пару центров проводят прямую линию. Из центра O1 описывают дугу радиусом R = O1O3 в пределах между точками O3 и 1. Следующую дугу радиусом 2R проводят из центра O2 до точки 2. Затем описывают дугу радиусом 3R из центра O3. Дуга, проведенная снова из центра O1, имеет радиус 4R и т. д.
Завитки четырехцентровые, пятицентровые и т. д. строят таким же образом.
Коробовые кривые
Коробовой кривой называется односторонне выпуклая циркульная кривая (замкнутая или незамкнутая), образуемая сопряжением дуг: окружностей. Существует несколько разновидностей коробовых кривых.
Овал – замкнутая коробовая кривая, имеющая две оси симметрии. Элементами, определяющими размер овала, являются его длина и ширина, измеряемые по осям симметрии.
Построение овала по его длине AB и ширине CD показано на рисун-ке 59. Вначале проводят две взаимно перпендикулярные прямые, пересекающиеся в точке О (рисунок 59, а). На горизонтальной прямой в обе стороны от точки О откладывают отрезок , а на вертикальной –
. Точки A и С соединяют прямой линией, и из точки О описывают дугу радиусом OA до пересечения ее с прямой CD в точке E. На прямой AC откладывают отрезок CF=CE и получают точку F. Через середину отрезка AF проводят перпендикуляр и на пересечении его с прямыми AB и CD получают точки O1 и O2. На прямых AB и CD строят точки O3 и O4, симметричные точкам O1 и O2 относительно центра О (рисунок 59 б). Точки O1, O2,O3, O4 являются центрами сопрягаемых дуг, определяющих контур овала, а точки касания дуг располагаются на прямых O1O2, O3O2, O1O4 и O3O4. Из центров O1 и O3 описывают дуги радиусом R1 = O1A, а из центров O2 и O4 – дуги радиусом R2 = O2C и получают контур овала.
Овоид – замкнутая коробовая кривая, имеющая одну ось симметрии. Построение овоида по его ширине – отрезку AB приведено на рисунке 60, а. Через середину отрезка AB – точку O1 проводят прямую, перпендикулярную к нему. Из точки O1 описывают окружность радиусом и на пересечении ее с перпендикуляром получают точку O2. Далее проводят прямые AO2 и BO2 и продолжают их за точку O2. Из точек A и В радиусом R2 = AB описывают две дуги до пересечения их в точках C и D с проведенными прямыми. Последнюю дугу радиусом R3 = O2C описывают из точки O2.
Если точку O2 расположить ближе к точке O1 или дальше от нее, то овоид получится соответственно более тупым или более острым. Для построения тупого овоида задают его ширину AB и расстояние между центрами O1O2 (рисунок 60 б). Порядок построения остается прежним.
Коробовые кривые сводов относятся к незамкнутым коробовым кривым. Они находят применение при строительстве сводов и арок мостов, входов в здания, различных перекрытий, например метро и т. п. Ниже разобрано построение коробовых кривых пологого, крутого и ползучего сводов.
Построение коробовой кривой пологого свода по его ширинеАВи высотеОС (рисунок 61). На горизонтальной прямой откладывают ширину свода – отрезок AB и через его середину точку О проводят прямую, перпендикулярную к нему. На этой прямой от точки О откладывают высоту свода – отрезок OC. Из точки О радиусом OA описывают дугу AE и на ней отмечают точку D с помощью того же радиуса OA, но с центром в точке А. Точку D соединяют прямыми с точками А, Е и О. Затем через точку С проводят прямую CF || DE до пересечения ее с прямой AD в точке F. Через точку F проводят прямую FO2 || DO до пересечения ее с отрезком AB в точке O1, а с прямой OC в точке O2. Точку O3 получают при помощи дуги радиусом OO1. Полученные точки O1, O2 и O3 являются центрами дуг, из которых состоит данная кривая. Радиусом R1 = O3B описывают дуги из центров O1 и O3, а радиусом R2 = O2C – дугу из центра O2.
Построение коробовой кривой крутого свода по ширине AB и высоте ОС (рисунок 62). Отрезок AB делят пополам, строят прямоугольник АЕСО и проводят в нем диагональ AC. Углы EAC и ECA делят пополам. На пересечении биссектрис этих углов получают точку D и из нее опускают перпендикуляр на диагональ AC. Перпендикуляр продолжают до пересечения с отрезками: OC в точке O1 и AB в точке O2. Точку O3 получают при помощи дуги радиусом OO2. Точки O1, O2 и O3 являются центрами дуг радиусами R1 и R2, с помощью которых строят контур кривой.
Построение коробовой кривой ползучего свода по его ширине АВ и прямой CD, касательной к вершине свода (рисунок 63). Строят отрезок AB, представляющий ширину свода, и прямую CD (ее называют замковой прямой). Из точек A и В восставляют к отрезку AB перпендикуляры и продолжают их до пересечения с прямой CD в точках М и N. На прямой CD откладывают отрезок EM = AM. Из полученной точки Е – вершины свода восставляют перпендикуляр к прямой CD и на пересечении его с отрезком AB отмечают точку O1. На прямой BN откладывают от точки N отрезок FN=EN. Из точки F проводят прямую, параллельную отрезку AB, до пересечения с прямой EO1 в точке O2. В точках O1 и O2 находятся центры дуг R1 = O1A и R2 = O2F, определяющих контур ползучего свода.
ЛЕКАЛЬНЫЕ КРИВЫЕ
Лекальные кривые – это такие кривые, которые могут быть вычерчены только с помощью лекала по предварительно построенным точкам. Лекальные кривые широко применяются в очертаниях различных деталей и предметов. Это могут быть профили зубчатых колес и кулачков, очертания кронштейнов, подвесок, посуды и мебели. Лекальные кривые могут быть также получены в результате сечения цилиндра, конуса и других тел вращения плоскостью.