Образование армении как государства

woman 600225 1920 Советы на день

Образование армянского государства

Спустя 60 – 70 лет после падения Урарту в знаменитой Бехистунской трёхъязычной надписи персидского царя Дария I, относящейся к 520 г. до н. э., в двух её — персидском и эламском — вариантах упоминается страна Армина, название которой в третьем — вавилонском — варианте надписи передано как Урарту (точнее Урашту, согласно фонетическим правилам вавилонского диалекта аккадского языка). Итак, Урарту превратилось в Армину. Если ранее Урме (в действительности произносилось как «Орме» или «Арме») обозначало лишь один из уголков Армянского нагорья, то теперь происходящее от него название Армина применяется для обозначения территории Урарту, т. е. большей части Армянского нагорья.

Таким образом, в 520 г. до н. э. мы встречаем упоминание армянского государства Армины, или, как именовали ее древние греки, — Армении. Однако, судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI в. до н. э., заменив собой государство Урарту, поскольку территория последнего уже была вовлечена в процесс образования армянского народа.

Это армянское царство вышло на историческую арену в качестве союзника могущественной тогда Мидии. Но такой союз просуществовал недолго: Мидия стремилась овладеть наследием Урарту. Борьба завершилась в пользу Мидии, и Армения попала под её верховное владычество с условием выплаты дани, предоставления военной помощи и отказа от сооружения укреплений. Территория Армении в этот период на юго‐востоке была сопредельна с Мидией, а на северо‐востоке достигала земель причерноморских халдейских племён.

Подробные сведения об армянском государстве дошли до нас в предании, сохранившемся в историко‐нравоучительном произведении греческого историка V – IV вв. Ксенофонта «Киропедия». Из него явствует, что это армянское царство оказалось столь сильным, что вскоре прекратило выплату дани и отказалось от прочих обязательств. В распоряжении армянского царя были огромные богатства, 40 тысяч пехоты и 8 тысяч конницы. Имени царя Ксенофонт не упоминает, но называет его сыновей — Тиграна и Сабариса, одного из военачальников — Эмбаса; при этом Тигран представлен однокашником и товарищем по охоте Кира, будущего основателя персидской Ахеменидской державы.

То обстоятельство, что эти сведения Ксенофонта имеют подлинную историческую основу, подтверждается параллельным преданием, сохранившимся в труде «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци, героем которого выступает Тигран, опять‐таки друг и союзник Кира. Это предание донесло до нас и имя отца Тиграна армянского царя Ерванда Кратковечного.

В 522 – 520 гг. Дарий был занят подавлением этого мощного движения. Именно прославлению этих его деяний и посвящена упомянутая выше Бехистунская надпись. Против восставшей Армины, т. е. Армении, Дарий направил два удара с обоих флангов. Одну из армий вёл полководец Дадаршиш, родом армянин («арминиец»), другую — перс Вахумиса. Лишь после нескольких сражений с армянскими войсками удалось подавить восстание, и Армения вошла в состав персидской Ахеменидской державы.

Это продолжалось около двух столетий. Согласно древнегреческим источникам, территория Армении была распределена между двумя административными единицами — сатрапиями. Однако в надписях самих ахеменидских царей она постоянно выступает как отдельная единица. Армения выплачивала весьма большую дань золотом и конями, её войска принимали участие в.походах персидских царей. Так, например, в составе войск царя Ксеркса, направлявшихся в Грецию, был и армянский отряд.

Правившие Арменией сатрапы, за отдельными исключениями, принадлежали к одному и тому же роду, в котором распространено было имя Ерванд (в греческих источниках— Оронт). Вероятно, по своему происхождению они были связаны с династией, правившей в армянском государстве VI в., один из представителей которой, как отмечалось, именовался Ервандом.

В 401 г. до н. э. Армению, по пути из Месопотамии к Чёрному морю, пересёк десятитысячный отряд греческих наёмников. Отряд отступал после поражения и смерти своего вождя, брата персидского царя, пытавшегося завладеть короной. Через Армению отряд вёл вышеупомянутый выдающийся греческий писатель и историк Ксенофонт, автор «Киропедии». Свои впечатления о походе Ксенофонт изложил в книге «Анабасис», которая является ценнейшим первоисточником по истории ряда стран Востока и, особенно, Армении. Правителем Армении в эту пору был Ерванд (Оронт), сын Артасуры. Женатый на царской дочери, он занимал важное положение при персидском дворе. Часть Армении, именовавшаяся «Западной Арменией», управлялась Тирибазом, также значительной фигурой при дворе. Границы Армении в это время примерно совпадали с границами бывшего урартского государства: на юге они проходили по реке Тигр, на севере включали Высокую Армению и тянулись по предгорным районам Гугарка; на западе шли по излучине Евфрата, на востоке — от озера Урмия к среднему течению Аракса и Куры.

Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений и прокладывая свой путь через беззащитные деревни, которые и удостоились особого внимания Ксенофонта.

Он описывает деревенские дома и жизненный уклад древних армян. В описанной Ксенофонтом деревне можно узнать черты сельской общины.

В дальнейшем наследственное право власти над Арменией было временно изъято у рода Ервандаканов (Оронтидов). До 336 г. здесь правил Кодоманн из рода Ахеменидов, который затем занял персидский престол под тронным именем Дария III. После этого власть Ервандаканов в Армении восстановилась, и правителем стал новый Ерванд, сын или внук предшествующего, описанного Ксенофонтом Ерванда.

Итак, хотя армянское государство, сложившееся на развалинах Урарту, далее попало под верховное владычество Мидии, а затем — под власть Ахеменидского Ирана, тем не менее, оно, имея устойчивую основу — консолидирующийся армянский народ, даже пребывая в составе упомянутых держав, сумело сохранить своё единство и территорию, вероятно, и правящую династию. Когда же при Дарии III Ахеменидская держава, уже с начала IV в. до н. э. вставшая на путь деградации и распада, пала под ударами Александра Македонского, то Армения восстановила свою независимую государственность.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Источник

История Армении (с фильмом)

А рмения, являясь одной из колыбелей цивилизации, с древних времен находилась в центре контактов и взаимодействия между европейскими и восточными цивилизациями. Армянский народ, контактируя с соседними цивилизациями, сохранил и развил свою уникальную культуру, национальную самобытность и сущность. Благодаря этому армяне сквозь тысячелетия достигли нынешнего этапа истории человечества.

bD83Jiu3XGLVghXCq8UXiR8aTBИстория армянского народа охватывает пять тысяч лет. Содержательным стержнем армянской истории являлась история армянской государственности, которая тесно связана с теми же цивилизационными проблемами.

В хронологическом аспекте история Армении делится на несколько эпох:

Древнейший период — с древних времен до падения Ванского царства (до VI века до нашей эры)

Древний период — от создания царства Ервандидов до провозглашения христианства государственной религией (VI до н.э. — IV вв. н.э.)

Средневековье – от провозглашения христианства государственной религии до подъема армянского национально-освободительного движения (с IV века до XVII века). Согласно армянской историографии, средневековье делится на три этапа: раннее средневековье (IV — IX вв.), развитое средневековье (с середины IX в. до конца XIV в.). позднее средневековье (XVв. — середина XVII веков).

Новый период начинается с армянского освободительного движения и длится до провозглашения Республики Армении (с XVII века до 1918 года)

Новейший период включает историю республики в Армении, а также историю НКР (с 1918 года до наших дней).

Дальнейшее развитие земледельческой культуры, падение родоплеменного строя, укрепление власти военных старейшин, формирование городской жизни в III тысячелетии до н.э. приводят к образованию первых государственных образований на Армянском нагорье. На основе единого индоевропейского пранарода возникают новые этнические группы, говорящие на армянском языке и ставшие базой для формирования государственных образований, которые, объединившись под внешними угрозами, привели к формированию первого общеармянского государства на Армянском нагорье — Ванского или Араратского царства (Урарту). Весь этот процесс подтверждается археологическими, лингвистическими, этнографическими, фольклорными, клинописными, антропологическими и другими источниками. За время существования Урартского царства (IX-VII вв. до н.э.) в Армении формируется одна из важнейших цивилизаций Древнего мира государственного уровня, ставшая впоследствии основой последующих древних армянских царств Айказун-Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов.

download2Мужественно защищая родину в древние времена и средневековые, сохраняя национальные ценности и создавая новые, армянский народ продолжил цивилизационный путь становления под руководством и покровительством царских и княжеских домов, а также Армянской апостольской церкви.

На протяжении веков армянский народ противостоял внешним угрозам не только военной силой, но также духовными и культурными ценностям, первым приняв христианство государственной религией (301г.) и созданием Маштоцкого алфавита (405г.). После падения династии Аршакуни в Великой Армении (428г.) носителем государственности стала система нахарарств (княжеские дома).

В течение нескольких столетий армянский народ вел неравную борьбу против иностранных захватчиков. Эта борьба увенчалась восстановлением государственности в 885 году под властью династии Багратидов. Однако целостность армянского государства длилось недолго, и оно, распавшись на несколько крупных феодальных владений, постепенно было завоёвано Византией. После 20-летней борьбы династия Багратуни в 1045 году пала.

Grigor lusavorichАрмянскому народу удалось восстановить свою государственность за пределами Армянского нагорья, в Киликии (1080-1375). Коронацией великого князя из рода Рубенянов Левона II в 1198 году Киликийская Армения стала царством. Между Киликийской Арменией и странами Западной Европы установились военно-экономические связи, благодаря которым Киликия приняла институт рыцарства, познакомился с новыми стилями одежды, французскими словами и титулами. В то же время в общественной системе укоренились феодальные отношения. В свою очередь крестоносцы также переняли многое от армян, в частности — строительство башен и некоторые элементы церковного зодчества. У Киликийской Армении была сильная экономика, о чем свидетельствует один из величайших портов того времени — Аяс, через который совершал свое путешествие Марко Поло.

Начиная с XI века, Армения подвергается продолжительным нашествиям и разрушениям различных кочевых племен (сельджуков, монголов, туркмен). Для страны стало судьбоносной борьба между Османской и Сефевидской империями в XVI-XVII веках.

Yeghishe Vasn Vardanay ew Hayoc paterazmin 1569 Matenadaran Ms. 1920 no. 250v.Новая эра истории привела армянский народ с середины XVII века к усилению освободительной борьбы против иностранного ига, во главе которого встала Армянская Апостольская Церковь. Новый этап освободительного движения начинается в начале XVIII века, когда национальный деятель Исраэль Ори связал идею восстановления армянской государственности с Россией.

Центрами борьбы против иностранного господства являются меликства и сгнахи Сюника и Арцаха, несущие в себе многие черты армянской государственности. Их последующее укрепление в 1720-1740-х гг. приводит к восстановлению армянской государственности и международному признанию на определенный период в этой части Армении.

В конце XVIII века армянские общественные деятели продолжили развивать идею по восстановлению армянской государственности с помощью России. Программа представителя армянского просвещения и освободительной. идеологии Шаамира Шаамиряна, проживающего в Индии, предлагала прогрессивное для своего времени устройство Армении после восстановления государственности – республику с конституцией.

В начале XIX века Россия начала осуществлять свою экспансионистскую политику в Закавказье. Армянский народ связывает освобождение от турецко-персидского ига с Россией, оказывая всестороннюю поддержку российским войскам в войне в Османской империей и Ираном. Однако после присоединения Восточной Армении к России, царский двор отказывается от программ по освобождению Армении.

В отличие от восточных армян, которые получают определенные гарантии для жизни в условиях российского господства, западные армяне продолжают подвергаться в Османской империи национальному, религиозному и социальному преследованию. В последней четверти XIX века центральной осью армянской общественно-политической жизни становится поднятый в 1878 году на дипломатических площадках Сан-Стефано и Берлина и подписанных договорах вопрос проведения реформ в областях Османской империи с преимущественно армянским населением, который в международной дипломатии получает название «Армянский вопрос».

42392 bАрмянская общественность, воспринимая «Армянский вопрос» как основу для освобождения Западной Армении из-под османского ига, постепенно направляет весь свой потенциал на его реализацию. Формируются освободительные объединения и национальные партии, расцветает армянское освободительное движение. Интернационализация «Армянского вопроса» оказывает свое благотворное влияние на разносторонний и беспрецедентный подъем армянской культуры в конце XIX века.

Однако власти Османской империи предпочитают собственное и уникальное решение «Армянского вопроса» — геноцид армянского населения. Программу по уничтожению всех армян империи, начатую султаном Абдулом Гамидом II, в 1908 году продолжает пришедшая к власти партия «Единение и прогресс» младотурков. Во годы Первой мировой войны, установив в стране националистический экстремистский режим, они проводят чудовищную политику уничтожения и депортации армян. Только в течение нескольких месяцев 1915 года было уничтожено основное коренное население Западной Армении – порядка 1,5 млн. человек, уничтожено все культурно-историческое наследие армянского народа.

Во время ужасных годов Геноцида армянский народ продолжает свою упорную борьбу против турецкого ига. Армянские мужчины героически сражаются против османских армий в добровольческих отрядах, спасая женщин и детей от произвола турецких властей и натравливаемых ими курдских банд, освобождая группы депортируемых. Благодаря самообороне, организованной в ряде районов Западной Армении (Ван, Сасан-Муш, Шапин, Карахисар, Урфа) и Киликии (Сутия, Хаген и в других местах), многие армяне были спасены от резни.

%D0%91%D0%B5%D0%B7 %D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F 1В возникших после революции в России сложных геополитических условиях в 1918 году перед лицом уничтожения оказалось также население Восточной Армении. Воспользовавшись исходом русских войск с Кавказского фронта, турецкая армия начинает широкомасштабное вторжение в Закавказье, которое сопровождается массовым уничтожением армянского населения. Благодаря нечеловеческим усилиям и общенационального единения армянскому народу удалось избежать последних аккордов продолжающегося геноцида и, организовав серьезное сопротивление движению превосходящих многократно турецких войск, остановить их в мае и разбить.

Сражения у селений Сардарапат и Баш-Апаран стали не только эпизодами героической обороны и пресечения геноцида, но и восстановления армянская государственности формированием Республики Армения.

В новейшую эпоху армянский народ вступает с восстановленной государственностью. Первая страница новейшего периода истории Армении была открыта в мае 1918 года славными победами армянского народа против турецких войск в Восточной Армении. На базе провозглашенной в 1918 году республики, в 1920-1921 годах сформировалась Советская Социалистическая Республика Армения.

14156590 559835010885276 797177361 nВ первые годы его существования, особенно до вступления в 1922 года в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР), а затем — Союз Советских Социалистических Республик, Армения сохраняет свой суверенитет и некоторые функции суверенного государства. Независимо от того, насколько политическая система Советской Армении отличалась от республики 1918-1920-го года, (отсутствие возможности осуществлять независимую политику, реализации демократических ценностей), она являлась проявлением государственности и обеспечивала гарантии национальной идентичности армянского народа, его безопасности, экономического и культурного развития.

В 1920-х и 30-х годах как во всем Советском Союзе, в Армении также создалась однопартийный, диктаторский режим. Многочисленные невинные армяне становятся жертвами репрессий сталинского периода. Они особенно усилились в 1930-х годах, когда руководство СССР отказалось от новой экономической политики, в значительной степени способствовавшей оживлению экономики, и перешла к индустриализации и насильственной коллективизации сельского хозяйства.

Тем не менее, в составе Советском Союзе Армения добилась серьезных достижений: создаются десятки крупных промышленных предприятий, сделав страну из аграрной в промышленную, определенный прорыв переживает культурная жизнь, в 1920-х годах репатриировали тысячи армян из диаспоры. В 1936 после роспуска ЗСФСР, Армянская ССР непосредственно вступает в состав СССР.

8794 originalАрмянский народ принимает активное участие во Второй мировой войне. Более полумиллиона армян борются с фашизмом на разных фронтах, и более ста армян были удостоены звания Героя Советского Союза. Из шести армянских национальных войск, проходя славный путь, столицы Германии Берлина достигает 89-я Таманская дивизия.

В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.

После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.

В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.

После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.

32078997 139202390269964 713766179537158144 nВ условиях открытости и гласности объявленной в 1985 году политики «Перестройки», в Советском Союзе поднимают голову десятилетиями скрытие национальные вопросы, которые становятся одним из ключевых причин распада СССР.

Начавшееся в 1988 году мощное движение в Нагорном Карабахе (Арцах) за выход из состава Азербайджанской ССР и вхождения в состав Армянской ССР проводит к погромам армянского населения в Сумгаите, что дает толчок для начала межэтнического противостояния, нерешенного по сей день. На почве борьбы за право обеспечения безопасности армянского населения в Армении новые обороты обретает движение за независимость. 23 августа парламент Армянской ССР декларирует о независимости, а референдум 21 сентября 1991 года официально закрепляет статус независимого государства.

2 сентября 1991 года формируется Нагорно-Карабахская Республика, независимость которой закрепляется референдумом 10 декабря 1991 года, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана. Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над самим Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами. С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Источник

Древняя Армения

История армян начинается с древних времён. Первые письменные упоминания об этом народе были записаны греческими историками Геродотом и Ксенофонтом в V веке до нашей эры. В этих записях написано, как и где живут армяне.

За многие тысячи лет Армения пережила взлеты и падения. История горного народа знает, что такое междоусобная бойня и защита своего права на жизнь на своей земле в суверенном государстве.

Армянский народ, как и другие граждане, канувшего в лето, Советского Союза, отдал лучших своих сыновей и дочерей в борьбе с фашизмом.

maxresdefault 1 1 e1634215776590Яндекс картинки

Много пережил этот мудрый и древней народ, но не очерствело сердце горца и любой, кто придёт к нему в дом с миром будет принят, как самый долгожданный гость. Всё о древней истории не рассказать в рамках этой статьи. Кратко расскажем об истории армянского народа с давно прошедших дней до дней сегодняшних.

История Армении с древних времен

Корни этого народа находятся глубоко в древности. В 1032 году до Р. Х армянский народ образовал первое своё государство: Араратское Царство. Долгие и непрерывные войны с ассирийцами отбирают силы у страны, и Царство теряет свою государственность. Немногим позже на месте Араратского царства армяне создают другое новое государство – Ванское, оно известно как Урарту (Арарат).


Ванскому царству повезёт больше, оно сможет развиться в экономическом, политическом и военном направлениях. Во времена правления царей этого царства произойдут основные преобразования в экономике, культуре, образовании, политическом и военном управлении.

Бесконечные военные походы, огромные затраты на содержание армии и потери в людских ресурсах в кровопролитиях приведут когда-то цветущее армянское царство под власть Ахеменидской империи. Освободит армян от парфийцев Александр Македонский. В 331 году до Р. Х. случилась Гавгамелская битва, где полностью были разбиты войска империи, что и привело к возращению суверенитета.

Спустя два с половиной века на армянский трон сел царь Арташес. Его правление было ославлено миром и процветанием Армении. На территории страны стали появляется новые города, развиваться ремесла, наука, искусство. Найдя политическое убежище у гостеприимного народа, великий полководец Ганнибал проявил себя талантливым архитектором. Для Царя Арташа и всех армян он проектирует и строит столицу армянского царства, которая получила имя правителя Армении Арташат. Ныне этот город областной центр Араратской области, находится он в 30 км от Еревана. Столица Арташат получилась настолько красивой и удобной, что город прозвали «вторым Карфагеном».

Процветание армянского царства продолжалось до прихода на трон внука Арташат Тиграна Второго (Великого).

i 22 e1635065623543Яндекс картинки

В 95 году до нашей эры на армянский царский престол садится Тигран Второй Великий. Первое, что занимало мысли Тиграна это как обезопасить свою страну от воинственного и опасного соседа — Парфии.

1457380bef4acf649214271cf9fc6246 scaled e1635065722617Яндекс картинки

Тигран не остановился на завоевании Парфирии и пошёл дальше. Под напором конницы, пехоты и орудий падало царство за царством. Все земли от Кавказских гор до Красного моря и до вод Средиземноморья стали подвластны Тиграну Великому. Армяне заселили все захваченные земли.

В Римской империи оценили действия армянской армии и посчитали, что не благоразумно держать у своих границ сильное и хорошо обученное войско. На встречу с Тиграном сенат отправил лучшего своего полководца Луккулла. Тот сначала неплохо продвигался, но пока не встретился с основными силами Великой Армении. Армянская армия оказалось на голову выше хвалённых римских легионеров. При решающем сражении Лукулла бросает вверенное ему войско и бежит в Рим.


Следующий, кто встал против Тиграна Великого это Гней Помпей. Он не стал сразу кидаться в бой и гробить людей. И первое, что он сделал, возглавив войска, заручился политической и военной поддержкой Парфии. Римско-парфийский союз заставил Тиграна отступить и отказаться от многих своих завоеваний, но сохранить добрые отношения Великой Армении с Римской империей.

Создание армянской письменности

Так исторически сложилось, что письменность в России и Армении началась со Святого Писания. Русские равноапостольные святые Кирилл и Мефодий подарили русским азбуку, которая поделила историю России на «до» и после.

Древним армянам подарили алфавит Месроп Маштоца и Саак Партев. Эти замечательные люди, переведя Евангелие на родные языки не только дали возможность землякам узнать слово божье, но двинули просвещение, а вместе с ним и науку на тысячелетия вперёд.

vfmogzhqcsm e1635065827277Яндекс картинки

История появления письменности на Руси многим схожа с появлением армянской письменности. В 301 году большая часть Армении приняла христианство, В стране началось строительство православных храмов. Служба в них велась только на греческом и латинском языках, для большинства прихожан слово пастыря было недоступно. История для решения этой проблемы выбрала Месропа Маштоца.

Месроп получили блестящее образование. Школу он окончили в городе Тароне, что находился в центре Великой Армении, там он прекрасно освоил греческий, персидский и сирийский языки. Это помогло ему найти место при дворе армянского царя Хосрова IV.

Будучи писцом царской канцелярии уже состоявшийся чиновник стал изучать Священное писание, а в 393 году д. н. э принял христианство. В 396 Месроп, приняв монашеский постриг, стал проповедником среди язычников.

Месроп Маштоца, был не только достойным сыном армянского народа, но и праведником и знатоком писания и на себе испытал сложности передачи информации. Необходимо не только перевести и донести текст писания для большего количества народа, но и сохранит его для потомков. Молодого монаха всё чаще стали посещать мысли о создании своего национального алфавита. В этом алфавите должны быть учтены фонетические и грамматические конструкции свойственные устному языку армян.

Месроп принадлежал сердцем богу и церкви, но мыслил он как государственный муж. Православный монах и верный сын своей родины Месроп Маштоца понимал сложность политической обстановке в стране. После поражения в войне с Римом Великой Армении грозил распад. Языческие племена подняли головы и пытались расшатать и так слабые устои государственности. Письменное слово было необходимо, что бы объединить народ вокруг Святого Писания и тем самым сохранить политическую, религиозную и культурную самобытность армян.

Самостоятельно выполнить столь не простое и кропотливое дело монах не мог ни с материальной точки зрения, ни с физической точки зрения. Месроп обратился за помощью к Католиксу Сааку Партеву к будущему соавтору армянского алфавита.

Предложение нашло отклик, как среди представителей светской власти, так и среди высшего духовенства Великой Армении так и среди армянского народа. На церковном соборе было принято решение о всяческой помощи этим двум гениям.

Сыскав поддержку у светской и церковных властей, Месроп отправляется в центр научной мысли в Эдессу. Там он изучал алфавиту других народ, ему необходимо было получить принцип строения алфавита, выбрать из этого подходящие и применить на полученные знания на армянской почве.

В 405 году появился армянский алфавит, состоящий из 36 букв и 39 звуков. Создана армянская письменность. В этом же году была написана первый текст на армянском языке из Книги Притчей: «Познать мудрость и наставление, понять изречение разума; Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; Простым дать смышлёность, юноше – знание и рассудительность».

Царь Врамшапух приказывает повсюду ввести для обучения грамоте новый алфавит. Древние армяне стали познавать грамоту через свой алфавит.

Армяне в Византийской империи

В 387 году, после первого своего раздела, Армения вошла в состав Византии. Византийская империя вместе с армянским царством приобрела огромные территории и огромное количество разночинного народа.

Византийские императоры не стали уничтожать армянский народ, а стали ассимилировать новых граждан. В первую очередь через религиозные постулаты.

justinian e1635065925532Яндекс картинки

Греческая православная церковь активно и основательно стала насаждать христианское верование, а государственный аппарат империи систему управления. К 420 году, когда армянский алфавит принял свои формы и вышел в народ, Византийское влияние окончательно закрепилось в Армении.

С первого своего разделения и до 1065 года Армения в составе Византии. Отношение центральной власти с армянами в разные времена складывалась по-разному, но тот факт, что византийская культура повлияли на культурный и образовательный облик Армении историки не отрицают.


Со времён римского господства и до сегодняшнего дня сохранились сведения об армянском философе-софисте Проэресии. В Византии постигал тонкости географии географ Анания Ширакаци – отец точных наук Армении. Армянином был один из Констинопольских патриархов: Иоанн Грамматик – армянин по происхождению.

В вооружённых силах Византийской империи служило немало выходцев из Армении. Один из самых известных военачальников Византии – Нарес.

С древних лет и до сегодняшних дней на вопрос: где живут армяне, вам ответят: везде.

В дальнейшем уже ближе к годам средневековья влияние византийской культуры на армян стало более очевидным. Литература стала самым ярким примером влияния. Именно с греческого языка черпались знания в области религии и науки

С основания письменности в Армении работа многих поколений переводчиков с греческого языка на армянский язык помогла просвещённым армянам погрузиться в философию.

Золотой век в армянской истории

Золотым веком или моменты спокойного и равномерного развития армянского государства по праву принадлежит IV-VI века нашей эры. Так исторически сложилось, что в эти столетие в Армении начался настоящий расцвет культуры, науки, ремесленничества.

В период с конца IV до начала VI веков началось активное строительство церквей, а вместе с тем их проектирование, что лишний раз доказывает научное и культурное развитие нации в этом столетии.

В промежутке этих веков было построено одно из величественных сооружений того времени церковь Св. Рипсимэ в Вагаршапате. Это здание с центральным куполом стало образцом христианского зодчества на Востоке. Храм повещён великомученицы святой Рипсимэ, которая пострадала за веру и не отступилась от Христа.

tamara4 e1635066001282Яндекс картинки

V Век стал началом духовных и нравственных ориентиров великого и древнего народа. В 405 году мыслитель, учёный, христианин и просто достойный сын своего народа Месроп Маштоц создаёт алфавит и письменность. Письменность дала просвещение, а просвещение нравственность и человеколюбие. В монастырях стали открываться школы, приюты, больницы и даже лепрозории. На книжных полках древних армян стали появляется книги на родном языке. Создана первая библиотека.

Армянский католикосат

Католикос это патриарх церкви. История титула уходит в глубину веков и берёт своё начало ещё в древнем Риме. Католикосом в Риме называли чиновника, заведующего финансами и казной, как если сейчас министром финансов.

В церкви это титул появился в V веке, он связан с греческим раннехристианским понятием «общий епископ» – общий для всего региона, всей области или всей страны.

Титул патриарх в пятом веке был закреплён за пятью церковными престолами Византийской империи, а в шестом веке то титул католикос закрепился на христианском Востоке у армян, грузин и сирийцев. Причем этот титул был противовесом титулу патриарх.

764677 e1635066214451Яндекс картинки

Гипотезу возникновения Католикосата у армян предложил М. ван Эсбрук. Он указал, что термином «Кафолике» именовалась базилика Воскресения Христова в Иерусалиме, построенная при императоре Константине I

В прошлом собор и епископ, который там служил, были избраны народом, они имели особый статус: всенародной избранности, а термин католикос означал соборный епископ. Но апостольская церковь становится обособленной и это связано с арабским завоеванием Востока. Смысл «Пятого Патриархата» стал забываться и титул «Католикос» становится формальным обозначением Предстоятеля Церкви.

Давно существует теория «Четырех Патриархатов», которая имела символику универсальности: четырёхликое существо из видения пророка Иезекиля, четырёх Евангелий, четырёх рек омывающие берега Эдема.

В пятом веке, когда после признания Патриархата за Константинополем христианская церковь расширила свою структуру с 4 Патриарших престолов до пяти. Статус пятого Патриархата получила Армения, потому как там проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, а ещё потому, что армяне были в числе 4 народов (наряду с греками, латинянами и сирийцами), которые организовали первые три Вселенских Собора.

Откуда появились: кто предки

Геродот писал, что предки армян фригийцы, которые переселились в прошлом на Малую Азию из Европы с территорий недалеко от Македонии. Древнегреческого историка поддержал византийский писатель Стефан. Он сослался на греческого коллегу Книдли Эвдокса. Книдли утверждал, что Армяне родом и Фригии и по языку очень похожи на фригийцев. Есть версия, что прародители армян были семитами.

Споры о возникновения той или иной нации не утихают по сегодняшний день. Это касается и происхождения армян. Технические возможности современных учёных дают шанс армянам и всему человечеству узнать о своём происхождении и историю Армении. Получить более точные и развёрнутые ответы: кто и когда родился, кем являлись прародители армян и как формировался этнос. Для этого необходимо тщательнее изучить предания, пришедшие из древних веков, сопоставить историографические теории с современными исследованиями.

1 20 e1635066301367Яндекс картинки

У армян есть самоназвание: «гай». Связано это с древним преданием о праправнуке Ноя Гайке. От его отца Форгома ему досталось в правление территория будущей Армении. Первый армянский царь и родоначальник нации был не только их отцом, но и дал начало многим вавилонянам.


О происхождении одних из наследников Ноя задумывались и соседи. Греки считали, что родоначальникам армян был аргонавт Арменсон Тесальский. Ему понравились земли у подножья Арарата, и он решил обосноваться именно здесь. Но так как аргонавт был родом из греческого города Арменион, то земли стали носить название созвучное с именем родины Арменсона.

У грузин есть своя версия, откуда взялись армяне. В родословной армян поучаствовал один из восьми сыновей Торогмы Айос.

Существует старая арабская версия. Она частично совпадает с версией самих армян. От прямого потомка Ноя, сына Торгома Армин произошли не только армяне, но и грузины, греки, славяне, иранцы, франки, семиты

С пятого по девятнадцатый века армянская версия: кто был родоначальником армян, была неоспорима. Пока в конце девятнадцатого столетия не были обнаружены новые памятники происхождения армян. Языковой анализ найденных документов сообщил, что армяне были частью большой группы людей говорящие на одном языке, которую сейчас принято называть индоевропейской. По разным причинам народы индоевропейцы распались, и многие разошлись по планете, в том числе и предки армян.

Славяне или нет

Армянский этногенез сформировался во втором тысячелетии до нашей эры на территории Армянского нагорья. Армяне это представители переднеазиатской ветви европейской расы

Приняв во внимание работы ученых из Оксфорда университета, в нынешнее время ДНК может дать куда больше информации о человеческом происхождении, чем исторические и археологические находки. На базе университета был запущен проект Атлас. Проект призван изучить ДНК коренных народов всех кантонов. В процессе изучения этого вопросы выяснилось, что армянский ген проник в корни представителей многих национальностей. Этот факт был отмечен в антропологическом блоге Dienekes.

Научные изыскания показали, что армяне исторически имеют значительное генетическое сходство с более чем 32 национальностями, в том числе у тюрков. Особенность этого заключается в генофонде армян, которому более 4000 лет.

3cb81b3f372ef0a5352f0709e10e41feЯндекс картинки

Изучив вопрос, удалось узнать о популяции армян с другими нациями. Армянский ген больше всех наблюдается:

Как показали исследования европейских учёных этногенез армян очень древний, и повлиял на многие нации планеты Земля, но со славянами армян роднит, только лишь географическое происхождение и совместное продолжительное проживание на одном континенте и еще то, что славян и армян считают индоевропейцами.

На самом деле славянского генома в геноме армян нет, но как показывают история и генетика смешанные браки между представителями тех или иных национальностей только лишь улучшают генотип людей, укрепляя иммунную систему организма. Говорить о «чистоте наций» в век, когда купить билет на самолёт легче, чем бутылку с чистой водой не приходится

Исторический древний центр Армении

Древней столицей армянского государства был город Ани, его останки находятся на территории современной Турции.

dsc08797 e1635066400489Яндекс картинки

Город взял своё начало в далёком прошлом, с крепости, возведённой на холме семьёй Камсаракан, об этом было упомянуто в V веке историками Егише и Лазарем. Позже семья Баградитов выкупила замок и окрестности, а во второй половине десятого века Ашот III делает Ани столицей Великой Армении.

Город расположился на перекрестке дорог Шёлкового пути, и это поспособствовало экономическому, политическому и культурному процветанию города.

Удачное расположение города и столичный статус привлекло в Ани торговцев и ремесленников из других городов Армении, что повлекло за собой увеличение населения. К одиннадцатому веку в городе проживало больше 100 тысяч человек.

В десятом веке, сразу как Ани Ашот провозгласил столицей, туда был переведён Армянский Католикосат. С этого момента город стал не только эконмическим и политическим центром страны, но и духовным центром. В XI веке город неоднократно страдал, то византийцев, то от турок. После того как Город захватили турки он был передан курдам и находился под их управлением до 1200 года.


В начале 13 века грузинские войска Тамары отбили город у курдов и восстановили древнюю столицу Армении. Город снова стал процветать.

Потом город захватили представители тюрков — монголы, и начался упадок. Окончательное уничтожение когда-то величественной столицы большого государства произошло в период кризиса Шёлкового пути. С 1441 года и по сегодняшний день Ереван столица Армении.

Когда образовалась современная Армения

Минуло много лет, и Армения установилась в привычных для нас границах, но и это далось с большим трудом и не малой кровью. Кратко расскажем о становлении современной Армении.

Россия повернула свои взоры в сторону кавказских соседей Армении и Грузии еще при правлении Петра I, но только в 19 веке восточная часть Армении была присоединена к Российской Империи. После русско-персидской войны к России в составе Армении был присоединён Карабах. После победы России над Турцией еще одна часть Армении, Карс, перешла под юрисдикцию Российской императорской короны.

20 октября 1914 года Россия объявила войну Турции и к лету 16-го года западная часть Армении перешла в состав России. В сентябре 1917, впервые за 700 лет истории Армении появилось своё национальное руководство: «Закавказский комиссариат».

С 1918 года по 1920 год Армению буквально лихорадило от кровопролитий, которые устраивали то одни, то другие политические силы, как в самой Армении, так и за её пределами.

2 14 e1634656343193Яндекс картинки

В 1922 году Армения вошла в состав СССР В этом году была основана Армянская ССР. С 1922 года по 1991 года Армения как суверенное армянское государство прекратило своё существование.

После распада Союза 17 октября 1991 года за долгие годы своей истории Армения провозгласила независимость, и был выбран первый президент республики: Левон Тер-Петросян.

С 1991 года и вот уже до 2021 года Армения опять борется за право жить. Очень много армян покинули свои дома и заселили другие регионы планеты.

Менталитет армян

Менталитет армян – это характер, который сформировался не вчера и даже не сто лет назад. Он выковывался тысячелетиями и прошёл через горнило войн, переселений, величия и падения. Армянин по своему характеру наивный и добрый и даже застенчивый человек, но он же суровый войн и неутомимый труженик. Можно возразить и сказать, что это особенность свойственна всем нациям, наверно да, особенно тем, кто пережил столько, сколько пережили армяне.

При всей видимой суровости своего нрава армяне очень гостеприимны. Если вдруг совершенно случайно вы «на минуточку» забежите к армянскому другу в гости, то эта минуточка может, как минимум затянутся до вечера. Никогда из дома армянина ещё никто не уходил голодным. А если гость, запланированный и долгожданный, то эту встречу трудно будет забыть.


Армяне по своей натуре люди простые как свои итальянские братья не стесняются вывешивать свою одежду на балконах. Очень любят хлеб, вино и кофе. Да он падок на некоторую роскошь. Можно ли это считать преступлением, если красивая одежда или дорогой автомобиль куплены на честно заработанные деньги.

Сколько лет Армении

Если подойти к армянину, какой возраст у его страны, он вам ответит: Дорогой, а ты знаешь, сколько лет планете Земля, не знаешь. Вот и я не знаю. Ну а если серьёзно, то история армян начинается до истории многих народов.

История армянского народа начинается задолго до появления Византии и Рима. Потомки Ноя запечатлели своими рисунками стены пещер в горах Арарата.

Основанием считать армян нацией, которая сохранилась с глубокой древности, могут быть записки персов. Первое упоминание о древних армянах и Армении оставили персидские правители, на табличках написано «Арминия». Геродот в своих записках неоднократно упоминал об «армен». По одной версии армяне это индоевропейский народ, который переселился из Европы в XII в. до н. э. По другой версии армянская нация образовалась к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно об армянах, по утверждению авторов второй версии, Сказано в «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Самое древнее название Армении это Хай. Названия происходит от названия народа хайасы. Таблички с таким название археологи нашли при раскопках Хаттушаши — древней столицы хеттов. Ассирийцы называли эту страну страна рек. В нее входили 60 различных народов.

armenia4 e1634653938146Яндекс картинки

Ещё в XIV веке до нашей эры на землях современной Армении существовало первое государство Наири. В IX веке д. н. э. основана Урарту (или Арарат), первое государство старинного народа.

После на его месте образуется Ванское царство, которое просуществует до 331 года. Спустя два века после гибели Ванского царства появится Велика Армения. Великие государственные потрясения, христианизация, появление собственной письменности, зодчества и науки появилось задолго до появления многих европейских стран.

Если брать во внимание только историю Армении с дату образования Араратское Царства, возраст Армении составит около 3 тысяч лет.

Переселение на Кавказ

Армяне давно просились под крыло двуглавого орла. После русской победы над Швецией под Полтавой Петр Алексеевич начинает обращать внимание на южные рубежи России. Зная воинственность и вероломство турок и крымских татар, император принял решение помочь братьям по вере армянам и грузина противостоять туркам.

В 1724 году по распоряжению Петра Румянцев начал переговоры с армянами о переселении части народа на прикаспийские земли. К тому же армяне Ирана, воевавшие против турок на стороне России, сами просили эти земли. С этого времени армяне засели большую часть прикаспийской территории

После смерти Великого Петра Кампания переселения армян на Кавказ приостановилась и возобновилась только при правлении Екатерины II. В 1780 году было принято решение Ибрагим – хана с Карабахского трона, но война с османами ввела свои коррективы. При Александре 1 началась новая русско-персидская война. От победы русских зависело, вернётся ли Карабах в состав Армении или нет.

Согласно Туркменчайскому договору 1828 году началось очередное переселение армян на Кавказ. В 1829 году после подписания Россией и Турцией договора по Адрианопольскому миру демографические возможности для армян и русских. Переселения армян на Кавказ происходило вплоть до 20 века.

Сегодня это как ни когда видно Турция, ЕС и в первую очередь США делают всё, что бы ослабить Россию на юге. Закрыть дорогу в кавказский регион для русского мира, и перессорив этнические народы, населяющие это благодатный край спокойно его разворовать и разорить. Извините, демократизировать. Недавняя война между Арменией и Азербайджаном это только подтвердила.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector