Образование греции как государства

girl 1848947 1920 Советы на день

История Греции

istoriya gretsii

Начиная с 3200 года до н.э. на островах развивается кикладская цивилизация, представленная мраморными статуями, найденными в некрополях. Помимо скотоводства, жители Киклад занимались выращиванием пшеницы, винограда и сбором оливок. Расцвет этой цивилизации приходится на III тысячелетие до н.э., бронзовый век, когда укрепляются города и налаживаются торговые связи с египетскими и финикийскими портами.

О минойской цивилизации

В последней трети III тысячелетия до н.э. Минойская цивилизация на Крите переживает небывалый расцвет. Плодородные земли острова и его обособленность способствуют становлению иерархического общества, сосредоточенного в больших городах, знаменитых своим «богемным» образом жизни. Ведется торговля с Египтом, Кипром, Грецией, Ближним Востоком и Малой Азией. Сведения об этих сделках дошли до нас благодаря глиняным табличкам, испещренным иероглифами (линейное письмо А), до сих пор еще полностью не расшифрованными.

Со временем возникали новые колонии на юге Греции и островах Эгейского моря. Так зародилась новая культура, сочетающая в себе достижения Киклад и Крита. Около 1700 года до н.э. дворцы были разрушены сильнейшим землетрясением; их восстановление отметило начало недолгого золотого века Минойской культуры. Позже, к 1450 году до н.э., она утрачивает свое значение. Долгое время среди ученых бытовало мнение, что виной тому было извержение вулкана, уничтожившее все живое на Санторине.

Пусть даже сейчас нельзя с точностью утверждать, действительно ли цунами, вызванное извержением вулкана, разрушило критские города, но, вполне вероятно, что оно нанесло непоправимый урон морской торговле и повлекло за собой необратимые климатические изменения, способствовавшие закату минойской цивилизации. Возможно также, что она стала жертвой иноземного вторжения: остров, оставшийся без укреплений, не мог обороняться от врагов.

Микенская цивилизация

Греческое средневековье

Этот малоизвестный период, часто называемый темными веками, продлился до конца IX века до н.э. Среди немногочисленных предметов этой эпохи, найденных при раскопках, часто фигурируют вазы, расписанные концентрическими линиями. По этой причине то время иногда называют геометрическим.

Позже происходят гигантские миграции населения с одного берега Эгейского моря на другой. Захватчики оттесняют ионийцев к границам Малой Азии, где под эгидой тиранов возникают первые города-государства: Милет, Эфес и Финикия. Иония, родина первых греческих ученых, поэтов и философов, вскоре подарит миру Гомера и его знаменитые эпические поэмы (создание Илиады и Одиссеи относят к VIII веку до н.э.), большие мраморные статуи куросов (юношей) и кор (девушек).

Правление городов-государств

Становление греческой цивилизации начинается после первых Олимпийских игр (776 г. до н.э.), одновременно с укреплением морской торговли и колониальной экспансией. Первые поселенцы, предположительно, были ионийцами из Милета, которые в 756 году до н.э. основывают Кизик в Мраморном море, чуть позже эвбейцы селятся на юге Италии. Очень скоро греки устанавливают контроль над всеми окрестными территориями. С VII века до н.э. Милет владеет четырьмя портами, 200 кораблями и 24 колониями, протянувшимися от побережья Черного моря до Египта. Финикийцы основывают Марсель, завоевывают Этрурию, Сардинию, Корсику и иберийское побережье. Коринфяне и афиняне не отстают, как, впрочем, и другие народы начавшей стремительно меняться архаической Греции. Доходы настолько высоки, что область Карии становится родиной двух баснословных состояний: Мидаса, короля Фригии, и Креза, короля Лидии. В течение VII века до н.э. ведется строительство святилищ в Дельфах и на острове Делос.

Золотой век Афин

Постепенно центр Греции переносится на материк, где развиваются совершенно непохожие друг на друга крупные города: воинственная Спарта, торговый Коринф, интеллектуальные Афины. Используя политические термины, царства здесь сменяются режимом военной олигархии, затем тирании, и, наконец, демократическим строем, установленным в Афинах местным законодателем Солоном в VI веке до н.э.

В самом начале V века до н.э. греческие города, находящиеся в Малой Азии, становятся частью Мидийского государства. Афины отправляют флот в поддержку милетского восстания, развязывая первую мидийскую войну. В 490 году завоеватели высаживаются в Марафоне, но местным войскам удается отбить атаку. Спустя десять лет начинается вторая мидийская война. В Грецию вторгается персидская армия, которая, по оценке Геродота, насчитывает до двух миллионов солдат и 1200 кораблей. Афины разграблены, но благодаря альянсу с другими городами им снова удается одержать победу над врагом. С тех пор Афины продолжают играть господствующую роль в жизни страны.

Александр Великий

Римская империя

Византийская империя

Турецкое владычество

Путь к независимости

Современная эпоха

Мечта о восстановлении Великий Греции (Энозис) была реализована уже в XX веке. В 1923 году страна, разрушенная турецким лидером Мустафой Кемалем Ататюрком, вынуждена согласиться на обмен населением: полтора миллиона православных греков эмигрируют из Малой Азии в Грецию, тогда как 400 000 мусульман-турок проделывают путь в обратном направлении. Население Афин многократно увеличивается. Тем не менее этот обмен способствует образованию новой нации, редкой по своей гомогенности как в культурном, так и в географическом плане. В 1924 году провозглашена Греческая республика. Страна переживает период дестабилизации, характеризующийся многочисленными государственными переворотами до тех пор, пока не оказывается под оккупацией итальянских войск в 1940 году и затем, через год, армии вермахта. Ведутся кровопролитные бои. По завершении войны образуется королевство. Но вскоре вспыхивает гражданская война (1947-1949), заканчивающаяся поражением повстанцев-коммунистов. В 1967 году военный переворот отправляет короля Константина в изгнание, хунта устанавливает «режим полковников». Демократия восстановлена в 1974 году, и в 1981-м Греция вступает в ЕЭС. В январе 2002-го она войдет в число стран, которые первыми приняли евро.

Источник

История Греции

История Великой Эллады берёт начало в глубине далеких веков: ей около четырех тысяч лет. Бесспорно, греческая цивилизация имеет огромное значение для всего современного мира. Мировое искусство, наука, политика, философия и языки тесно связаны с культурой и историей Греции.

Условно историю Греции можно разделить на несколько этапов, начиная с минойской эры, когда, согласно древним свидетельствам, и зародилась греческая цивилизация на острове Крит.

Минойская эра

История Греции и греческой цивилизации начинается на острове Крит приблизительно в VI тыс. до н.э., в эпоху неолита.
Выгодное географическое положение Греции (на пересечении торговых и морских путей), несомненно, послужило одним из определяющих факторов ее культурного и исторического развития, а так же создания цивилизации, и по сей день поражающей своим величием и изяществом.

Примечательно, что именно женское начало обеспечило столь стремительный рост и процветание критской культуры в минойскую эпоху. В те времена, более 4 тысяч лет назад, на Крите женщина занимала особенно высокое положение, что в последующие патриархальные века было утрачено.
Крит неустанно развивал торговые и культурные связи со своими соседями: Кикладскими островами, материковой Грецией, Египтом, Месопотамией и Сирией. В этот период уровень развития жизни на материке значительно отставал от критского. Культурными центрами тогда стали города Микены и Тиринф, расположенные на южном полуострове Пелопоннес, во многом подражавшие и дублирующие достижения минойского Крита.
С первого этапа своего существования греческая цивилизация испытывала на себе влияние стихий, а история Греции навсегда переплелась с морской силой, с морем.
Примерно в 1500 г. до н.э., недалеко от острова Крит (в непосредственной близости от острова Санторини) произошло сильнейшее землетрясение, вызвавшее необратимый процесс распада критской цивилизации.

Ахейский период (1400-1100 года до н.э.)

Кульминационным моментом в истории ахейского периода, несомненно, была Троянская война, послужившая первым шагом к ее забвению.
История Елены, подробно описанная Гомером, привела к распаду всего греческого мира и к началу многолетней войны.
Силы могущественной микенской цивилизации были настолько истощены, что она не смогла противостоять даже нападениям полудиких северных племен дорийцев или, как их тогда называли «круглоголовых». Эпоха пришла в упадок приблизительно в 1100 году.

Гомеровский период

Происхождение дорийцев до сих пор остается загадкой истории. Но по легенде они были потомками Геракла.
Этот смутный период был одним из самых тяжелых в истории Греции. В первое время после вторжения дорийских племен страна встала на путь деградации, но вскоре постепенно начала «набирать обороты», синтезируя из остатков микенской, критской, ахейской, азиатской и дорийских культур совершенно новую цивилизацию.
В этот период формируется греческий язык. Именно в это время создает свои бессмертные поэмы великий Гомер, наполняя их всеми красками своей эпохи.

Архаический период

Классическая эпоха

Классический период в истории Греции начинается войной с персами в 500 году до н.э., которая продлилась более 20-ти лет. Лишь благодаря Афинам, создавшим морской союз и взявшим на себя командование в борьбе с персами, Греции удалось одержать окончательную победу в этой жестокой войне.

Постепенно Афины укрепляют свою мощь, что позволило жителям города использовать существенные ресурсы для создания своих великих шедевров. Лучшие мастера-художники, архитекторы и скульпторы приглашаются в Афины для осуществления плана Перикла по превращению города в «произведение искусства». Кроме того, быстрыми темпами развивается наука, искусство и философия. Это время по праву можно считать «золотым веком» в истории Афин.
Естественно, такое положение не устраивало Спарту, что и послужило поводом к началу в 431 году до н.э. Пелопонесской войны, которая закончилась спустя 27 лет полным разгромом Афин.
По итогам войны Спарта стала самым могущественным полисом Греции, принуждая другие города к соблюдению своих военных порядков. И лишь с объединением Греции под гегемонией Македонии стали утихать междоусобные войны. Так в 337 году до н.э. Греция была объединена в Македонскую Империю.

Эллинистический период

Римский период

Примечательно, что за несколько десятилетий до прихода римских завоевателей греческие правители сами приглашали римских освободителей.
Аналогично русским князьям, которые «использовали» Золотую Орду в междоусобных войнах как военную силу, греки обращались к римским легионерам. За что, собственно, и поплатились, когда римские войска заняли Грецию и Македонию, объявив о создании на их территории провинции, которая должна подчиняться римскому наместнику.
Именно римляне стали приемниками греческой культуры, донеся ее до наших дней. Элементы римской архитектуры, бесспорно, носят характер мастеров Древней Греции. Как и большинство великих цивилизаций, римская цивилизация подверглась саморазрушению из-за праздного образа жизни, коррупции и корысти.

Византийский период можно охарактеризовать как период формирования традиций Христианства, со строительством многочисленных церквей и монастырей по всей стране. Усиливается влияние церкви на общественную жизнь и политическую систему.
При Юстиниане I Византийская Империя достигает апогея своего развития, становясь самой могущественной державой Средиземноморья. Просуществовав до 1453 года, великая цивилизация пала под натиском турецких захватчиков, перейдя во власть Османской Империи.

Османский период Греции считается одним из самых тяжелых в ее истории. Несмотря на то, что турки оставили грекам свободу вероисповедания, греческий народ никогда не переставал бороться за свою независимость.

Революция

Новое время

Период с 1830 по 1922 год в Греции считается временем волнений и политических беспорядков.
Под влиянием ведущих мировых держав, способствовавших обретению долгожданной свободы, Греция была обязана прислушиваться к их мнению. Так, в 1862 году президентом Греции становится Георг I, принц Датский, благодаря чему стране были возвращены Ионические о-ва, Фессалия, часть Эпира.
В начале XX века, в ходе Балканской войны 1912-13 гг., Грецию вновь ожидало расширение исторической территории, когда к ней были присоединены острова Эгейского моря, Крит, Эпир и Македония, а по окончанию Первой Мировой Войны Греция получила Измир и Фракию.
1922 год ознаменовался так называемой «Малоазийской катастрофой», когда Греции пришлось забыть о своих имперских планах об освобождении части Малой Азии (вдоль побережья) от турецкого владычества и о возвращении себе былой славы.

Современность

С 1952 года в Греции начинается новый этап развития. Вступление в НАТО.
В 1967 году происходит военный переворот, приведший к правлению хунты (военной диктатуры). Спустя 7 лет время «черных полковников» закончилось: к власти вновь пришло гражданское правительство.
1922-1974 гг. характеризуются обострением противоречий в обществе. В этот период произошло 14 путчей и государственных переворотов. В итоге Греция разделилась на несколько политических лагерей: коммунистов, военных, монархистов и сторонников американской политики.
И лишь к 1974 году страна осознала: только объединившись, Греция сможет развиваться дальше как полноценное европейское государство.

8 декабря состоялся первый поистине демократический референдум, в ходе которого граждане проголосовали против монархии. В Греции произошла консолидация демократических сил под чутким руководством Костаса Караманлиса, пробывшего на посту Президента Греческой Республики с 1980 по 1995 гг.
В 1981 г. Греция вступает в Европейский Экономический Союз, а на местных выборах победу одерживает социалистическая партия. Ее известный лидер, Андреас Папандреу, становится премьер-министром страны, оставаясь у власти в течение следующих 7 лет.

Источник

Древняя Греция

Образованию небольших полисов способствовала и сама природа Греции. Весь Балканский полуостров был разрезан труднопроходимыми горными хребтами. Узкий Коринфский перешеек отделял одну часть полуострова от другой.

Греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены по берегам Италии, островах Сицилия и Корсика, южных берегах Франции и Испании. На востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Понта Эвксин- ского). Здесь выросли греческие полисы: Ольвия, Танаис, Херсонес, Горгиппия и др. Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониях был различен.

В процессе разложения родового строя власть оказывалась в руках зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Здесь создавалась демократическая форма правления с ее народными собраниями, выборными органами власти. А в ряде городов- государств власть попадала в руки единоличных правителей. Там же, где власть удерживалась родовой знатью, складывались аристократические республики. От аристократии отличали олигархию, где власть закреплялась за представителями богатых граждан.

На страницах данного учебника будет рассмотрен древнейший период в истории Греции (гомеровской Греции) и два государства: Афины и Спарта, как наиболее могущественные из греческих городов-государств, оказавших большое влияние на судьбы других греческих полисов. Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии, а Спарта- образец рабовладельческой аристократии.

Гомеровская Греция

Ничто так ярко и образно не раскрывает нам о жизни, борьбе, культуре народа, разложении его родоплеменных отношений как знаменитые поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». По преданию они принадлежат древнегреческому слепому поэту-сказителю. Поэмы состоят из песен, каждую из которых можно воспринимать как самостоятельный рассказ о том или ином событии. «Иллиада» повествует о войне ахейцев (так называли себя греки) с троянцами. Поэма «Одиссея» представляет нам картины мирной жизни греческих племен, еще не знавших государства.

Гомеровская Греция представляла собой общество на стадии разложения первобытнообщинного строя. Все население делилось на роды (генос), союзы родов (фратрии) и племена (филы). Каждый человек принадлежал к какому-либо роду. Изгнанный из рода человек не мог рассчитывать на защиту со стороны общества.

Фактическое руководство обществом находилось в руках родовой аристократии, которая имеет в своей собственности и большие земельные наделы, отрезанные от общинного земельного фонда. Старейшины родов, фратрий и фил получают наилучшую и наибольшую часть военной добычи. На них работают десятки рабов. Скот был мерилом ценности: быками рассчитывались за товар, платили выкуп за невесту и др.

Здесь на Балканском полуострове плодородной земли мало, нужда в орошении отсутствовала. Начинало развиваться ремесло. Природа наградила греков прекрасной глиной, медью, оливковыми рощами. В гомеровских поэмах упоминаются кузнецы, гончары, кожевники, добытчики оливкового масла. Появились рабы. У царей-базилевсов и знатных людей в домах были десятки рабов. Богатство скапливается у родоплеменной знати, промышленников и торговцев. Кто богат, тот «лучший», «благородный», «доблестный». Бедняки же у Гомера именуются людьми «худыми», «дурными», «жалкими». Все больше появляется людей, лишенных своего земельного надела (клера).

В гомеровской Греции, идет процесс разложения первобытнообщинного строя. Однако продолжает существовать большая патриархальная семья. Но все чаще можно было встретить семью моногамную, состоящую из мужа, жены, их детей.

Понятие «права» греки еще не знают. Греки руководствуются обычаями, справедливостью в их понимании. В полной мере сохраняется обычай кровной мести. Споры разбираются вождем племени- базилевсом.

Совет старейшин (булэ) являлся постоянным органом власти в данном племени или союзе племен, и состоял он из старейшин родов. Совет вступал в переговоры с другими племенами, участвовал в суде. Совет старейшин у Гомера уже не совет стариков, каким он был раньше в условиях первобытного общества, а совет наиболее видных и богатых представителей родовой знати.

Народное собрание (агора) собиралось для решения важнейших вопросов. Его участниками были вооруженные лица мужского пола, достигшие совершеннолетия. Основную роль в собрании играли знатные мужи, хотя каждый мог высказаться. Голосования в собрании не проводилось, все решения принимались криком. При таких условиях старейшины и базилевсы могли принять любое нужное для них решение.

Базилевс, как родоплеменной вождь, не имел неограниченной власти. Он был военноначальником племени, верховным судьей и верховным жрецом. Он был первым среди равных, т.к. власть его носила отеческий характер. Должность базилевса была выборной. Однако при ее замещении предпочтение стали отдавать сыну умершего базилевса, что привело к наследственному ее замещению. На войне власть царя-базилевса была шире. Ему принадлежало право жизни или смерти над каждым воином. На войне он получал значительную часть добычи.

Говоря словами Ф. Энгельса, «мы видим, таким образом, в греческом строе героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем, уже и начало подрыва ее». Развивается рабство, войны превращаются в постоянное средство грабежа. Греческое общество представляет собой в описываемое время военную демократию. Она подготовила образование государства как учреждения, призванного закрепить имущественное неравенство и право одних эксплуатировать других.

Образование Афинского государства

Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешалась, родоплеменные структуры им стали тесны.

Ареопаг состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно он вытеснил совет старейшин. Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг, который в свою очередь избирал архонтов. Реальная власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов.

Для защиты побережья и морской торговли страна разбита на несколько территориальных округов (наукрарии), и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота. И с этого времени население стало делиться не столько по племенам, сколько по территориям.

В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Драконта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность.

Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VIII—VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании.

В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян. «Демос», что значит «народ», состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.

В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Солона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника от эвпатридов.

Свою реформу Солон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство.

Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатридами, Солон не увеличил их наделы за счет земель крупных землевладельцев. И в этом проявилась его политика компромисса. Положение крестьян улучшилось, но они не были избавлены от дальнейшей нищеты. Он лишь на время притупил социальную напряженность в обществе. Солон не думал об отмене рабства. Он и сам был крупным рабовладельцем.

Люди, получавшие доход, превышающий 500 медимнов, зачислялись в первый разряд и назывались пятисотмерникамщ получавшие 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками те, чей доход был до 200 медимнов назывались зевгитами, и, наконец, к четвертому разряду относились все остальные граждане, которые назывались фетами.

Замещение всех руководящих должностей должно было производиться из представителей первых двух разрядов, а должности архонтов и казначея Афин могли занимать только те, кто принадлежал к первому разряду. Следует отметить, что все должности в Афинах в тот период были безвозмездными и, следовательно, они занимались людьми богатыми. Так в Афинах стало править не родство, а богатство. Если зевгиты могли еще надеяться на получение какой-либо незначительной должности, то фетам это было прямо запрещено. Исключенные из сферы управления феты не были лишены возможности участвовать наряду со всеми другими разрядами в народном собрании и суде присяжных.

Совет 400 избирался филами, т.е. старыми ионическими племенами. Этих племен было четыре и каждое из них посылало в Совет по 100 человек.

Солон не удовлетворил ни аристократию, ни демос. Крестьяне выступали за передел земли и расширения своих наделов (клеров) за счет земель эвпатридов. Солон ограничился лишь ликвидацией долгов и долговой кабалы. В перспективе малоземельного крестьянина ждала такая же участь. Салон укрепил республиканский образ правления, но оставил нетронутым ареопаг и старые четыре филы, где родовая знать еще сохраняла свой вес и могла влиять на выбор своих представителей в Совет 400.

Правление Писистрата и его сыновей продолжалось с 560 по 527 гг. до н.э. Все ранее существующие учреждения были сохранены: выбирались архонты, собирался ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на всех должностях в государстве были их люди. Они смягчили налоги крестьян, ввели разъездные суды. При содействии спартанского царя афинянам удалось изгнать последнего писистратида Гиппия и положить конец тирании. Власть была передана Клисфену.

Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные. С 20 лет афинянин получал гражданские права. По реформе Клисфена права гражданские определялись принадлежностью не к роду, а к дему.

Совет 400 был заменен Советом 500, состоявший из представителей i0 территориальных фил, избранных по 50 от каждой филы, т.е. по 5 представителей от каждого дема. Совершенно ликвидировав значение родоплеменного деления, реформа Клисфена (многие ее называют революцией) завершила процесс образования Афинского государства.

Клисфен знаменит еще и тем, что он ввел остракизм (суд черепков). После изгнания тирана Гиппия Клисфен прежде всего хотел обезопасить государство от новых попыток захватить власть. На одном народном собрании ставился вопрос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихся к тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердительный ответ и собрание распускалось и собиралось вновь через две недели. Каждый получал глиняный черепок и писал на нем имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написали более половины присутствовавших (число участников собрания должно было быть не менее 6 ООО), то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет. Бывало и такое, что изгнанию подвергался человек по ложному обвинению или недомыслию.

В первой половине V в. до н.э. всей Элладе пришлось выдержать несколько вторжений могущественной Персии. Кровопролитные войны на суше и на море закончились поражением Персии. Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, сыгравших самую решающую роль в победе над персами. Афины стали во главе образовавшегося во время войны морского союза греческих государств. Защита всех членов союза была поручена Афинам, а другие государства Балканского полуострова стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Афинский морской союз был не чем иным как господством Афин над всеми союзными греческими городами-полисами.

Как результатом победы над Персией стала демократизация государственного строя в Афинах в V в. до н.э. Демос, спасший отечество, претендовал на большее участие в политических делах. Архонты стали избираться посредством жребия, а право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса получили также и всадники.

Общественный и государственный строй

Свободное население состояло из: 1) полноправных граждан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенников. Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граждан их положение в обществе определяло имущественное состояние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позором, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архитектора и т.д.

Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпущенников и рабов.

По своему правовому положению к метэкам приравнивались вольноотпущенники.

Рабы составляли собственность господ, они были вещами, а не лицами. В Афинах число рабов доходило до 400000 при 21 000 граждан и 10 000 метэков. Были рабы частных лиц и государственные. Из рабов составлялась полицейская стража, они охраняли порядок в народном собрании, в судах и общественных местах. Однако основным местом работы для них были каменоломни, рудники, земледелие, ремесленные мастерские. Источнйками рабства были: плен, покупка рабов на невольничьих рынках, рождение от.рабов. Господин мог наказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог определить только суд.

На Совет возлагалось приведение в исполнение решений народных собраний. Он определял источники доходов в казну и контролировал расходы, производил взыскание государственных долгов и т.д. Под надзором Совета была конница и флот.

Совет занимался международными делами. На нем лежала забота о святилищах, об устройстве празднеств, о государственных постройках. Совет имел право требовать отчеты от должностных лиц.

Естественно, вести оперативные дела в таком многолюдном собрании было невозможно. Поэтому Совет 500 делился на 10 комиссий (пританий), в каждую из которых входило по 50 представителей одной из десяти фил. Каждая притания находилась у власти одну десятую часть года. Очередность правления пританий определялась жребием.

Народное собрание созывалось четыре раза в месяц и проходило на главной площади. Посещать его имели право только полноправные граждане Афин. Метэкам, рабам, женщинам вход в собрание был закрыт. Реальную возможность посещать собрание имели жители самого города и ближайших селений. Крестьяне, занятые сельхозработами, посещали собрание крайне редко. Поэтому для принятия исключительно важных решений был установлен кворум в 6 000 человек. Повестка дня объявлялась заранее. Одно собрание было посвящено проверке деятельности должностных лиц, на других обсуждались вопросы состояния урожая, обороны, продовольственного снабжения, заслушивания заявлений граждан и т.д. В главном собрании шестой притании ставился вопрос о необходимости подвергнуть кого-либо остракизму. По необходимости созывали чрезвычайные собрания.

Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующему общественному и государственному строю. Возбудить обвинение против автора мог любой гражданин. И если судьи признавали обвинение

правильным, то внесший предложение подвергался денежному штрафу, а иногда и смертной казни. Такая процедура по прохождению закона называлась «графэ параномом». Тот, кто был трижды осужден по графэ параномом, впредь лишался права вносить какие-либо предложения в народные собрания.

Тон в собрании задавали богатые, экономически независимые люди. Не имея утвержденного регламента, тем не менее существовали следующие требования к ораторам: а) не касаться вопросов к делу не относящихся; б) не повторяться; в) не позволять оскорбительных выпадов. Искусство оратора высоко ценилось, поэтому оно было предметом специального изучения.

Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по делам о государственных и должностных преступлениях. Она осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц и утверждала их отчеты. И, наконец, ей принадлежало право окончательного утверждения решений народного собрания.

Должностные лица. Высшими должностными лицами до реформы Клисфена были девять архонтов. Однако их роль была сведена к рассмотрению судебных дел и отправлению религиозных обрядов.

Как единая коллегия архонты выступали в качестве коллективного председателя в народном собрании, когда решался вопрос об остракизме. Обычно каждый архонт действовал самостоятельно.

Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судьи по различным делам. Коллегия десяти стратегов выбиралась народным собранием. Они считались равными между собой, но во время войны главное командование поручалось одному из них, опять же по выбору народного собрания. Должность стратега не оплачивалась и поэтому ее замещали знатные и богатые люди.

В основу деятельности должностных лиц были положены принципы выборности, подотчетности и коллегиальности.

Судебные органы. Древнейшим судебным органом был ареопаг. Позднее образовался суд эфетов. При Солоне была создана гелиэя. Были и специальные суды, предназначенные для отдельных категорий дел.

О гелиэе было сказано выше. Суд эфетов рассматривал дела о неумышленных убийствах, об увечьях и дела об убийстве метэков, убийствах при самообороне, убийстве вора на месте преступления, убийство любовника жены и др.

Коллегии одиннадцати были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров, похитителей граждан. Имущественные споры слушались в суде «сорока мужей».

Пелопонесская война привела в конечном счете к поражению Афин, чему способствовала военная помощь Спарте со стороны Персии. В 404 г. до н.э. Афины вынуждены были заключить мир на кабальных для себя условиях. Все демократические институты были уничтожены, а власть оказалась у «коллегии тридцати». Ее правление ознаменовалось неслыханным террором. Казнены тысячи людей. По

литическими правами была наделена всего одна тысяча человек, наиболее богатых. Из их числа формировался совет из 500 членов и ему принадлежала вся власть. Фактически же управляла небольшая группа членов «тридцати» во главе с реакционером Критием.

Крушение демократии было не только результатом военного поражения. Само это поражение было результатом тех методов, с помощью которых Афины управляли своими союзниками. Здесь сказалось и недовольство простого народа, который беднел на фоне огромных богатств верхушки общества. Чтобы добыть себе пропитание многие афиняне нанимаются в чужеземные войска, особенно в странах Востока, где их охотно приглашали на службу.

В Афинах резко сократилась возможность денежных раздач, что не могло не усилить недовольство широких масс народа, лишенного средств существования, но по-прежнему презиравшего какой-либо труд.

Во второй половине IV в. до н.э. на Балканах приобретает большую силу наиболее отсталая из всех государств Македония. В 338 г. до н.э. в битве при Херронее македонская армия одержала победу над греческими войсками, и было положено начало господству македонской монархии над всей Элладой. Во II в. н.э. территория Афин становится частью римской провинции.

Всякое покоящееся на рабстве производство и всякое основывающееся на нем общество гибнут от этого противоречия. Разрешение его дается насильственным покорением гибнущего общества другим, более сильным (Греция покорена-Македонией, а позже Римом). Происходит лишь перемещение центра, и весь процесс повторяется на более высокой стадии, пока, наконец, не происходит завоевание таким народом, который вместо рабства вводит новый способ производства.

Основные черты афинского права

Как и у других народов древнейшим источником права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался древними обычаями, идущими еще от первобытного общества.

Первая кодификация законов относится к 621 г. до н.э. Она принадлежит архонту Драконту. Это были первые писанные нормы права.

Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Драконта отличались своей жестокостью, что почти за все преступления предусматривалась смертная казнь. Известны нам и законы Солона, которые не ограничивались нормами государственного устройства (см. выше), но и содержали в себе нормы и гражданского, и уголовного права.

С V-IV вв. до н.э. законы в Афинах становятся основным, а точнее, единственным источником права.

Право собственности. В Афинах не сложилось четкого определения собственности подобно римскому dominium. Там еще не сложилось представление о правах частного собственника. Но право собственности ревностно защищалось несколькими исками. Институт частной собственности получил в Афинах полное развитие. Собственник имел право пользоваться и распоряжаться вещью во всех дозволенных законом формах. Право частной собственности позволило накопить огромные богатства в руках немногих граждан. Государство контролировало совокупное имущество каждого гражданина, что и позволяло распределить афинян по имущественным разрядам. В зависимости от имущественного положения определялась и сумма налога гражданина. Богатые граждане обязаны были устраивать на свои средства шествия, празднества, жертвоприношения и пр. Эти обязательства богатых назывались литургией. Обязанное лицо могло переложить литургию на другого, которое по его мнению было богаче его, а если тот отказывался, то предлагал ему обменяться имуществом.

Частная собственность защищалась суровыми мерами. Добросовестное владение также строго охранялось.

В Афинах существовала и государственная собственность, включающая в себя рудники, шахты, военный флот и т.д.

Обязательственное право. Всякое соглашение могло быть основанием договорного обязательства. Неисполнение договорных обязательств до реформы Солона влекло личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала.

После отмены долговой кабалы в качестве средств обеспечения договорных обязательств становятся задаток, залог и поручительство. За неисполнение обязательства иногда предусматривались штрафы.

Залоговое право вместе с питавшим его ростовщичеством получило весьма широкое хождение. Заложенные вещи передавались кредитору и в случае неуплаты долга они становились собственностью займодателя.

В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (hipotheka), т.е. залог земли с оставлением ее в собственности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, оказал заметное влияние в дальнейшем на римское право.

Распространенными договорами были договор купли-продажи, договоры найма, ссуды, подряда, займа, товарищества.

Всякий вред, причиненный личности или имуществу, давал основание для предъявления иска. В этих случаях возникали обязательства из деликтов, т.е. правонарушений.

Семейное право. В Афинах вступление в брак было обязательным. Безбрачие рассматривалось как несчастье и как нечестие, т.к. такое состояние приводило к утрате культа предков. Раньше, в гомеровский период, брак заключался в форме купли-продажи невесты. Женщина в брачном договоре не играла существенной роли. Она- объект договора, а не сторона. Жених заключал договор с ее отцом или иным родственником, под опекой которого она состоит.

Муж лишь управлял имуществом, полученным в приданое. Жена в семье занимала подчиненное положение. Муж пользовался услугами рабынь. Широкое распространение получала проституция, как первая профессия, находившаяся под покровительством государства. Связи мужчины с другими женщинами не порождали никаких юридических последствий. На жену смотрели как на вещь, необходимую для работы по хозяйству, и для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой.

Развод для мужчины был свободен. Он был обязан лишь вернуть ей приданое, если развод не был вызван изменой жены.

Разводу по инициативе жены предшествовало ее письменное обращение к архонту, в котором она излагала мотивы развода.

Сначала отец имел право жизни и смерти в отношении своих детей. Он мог продавать их в рабство.

Со временем отцовская власть уменьшилась. Отец мог отречься от ребенка, если считал его не своим. Он мог выдать свою дочь замуж за любого мужчину и даже мог свою волю выразить в завещании. Сын обязан был содержать родителей впавших в бедность.

Наследственное право. Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. Порядок первого был следующим. В первую очередь наследуют сыновья умершего. Дочери получали приданое. Сыновья наследство делили поровну. Внебрачные дети не наследовали. Если не было прямых наследников, их место занимали боковые родственники умершего (братья, сестры, дяди, тетки, племянники, двоюродные братья и их дети и т.д.).

Наследование по завещанию появилось после реформы Солона. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать женщины и несовершеннолетние. Если у завещателя была одна дочь, то он мог завещать постороннему все свое состояние при условии, если последний женится на ней. Если по завещанию к единственной дочери не был назначен жених, то мужа ей подыскивал архонт.

Уголовное право сохраняло немало пережитков первобытного строя. Так, убийство рассматривалось как дело самих родственников убитого, а не государства. По договоренности родственники убитого от убийца могли получить вознаграждение. Такая же сделка была возможна между мужем и соблазнителем его жены. К делам частного обвинения афинское право относило почти все преступления, причинившие вред личности или его имуществу.

Ложный донос и лжесвидетельство в суде наказывались смертной казнью. Наиболее распространенными наказаниями были: смертная казнь, конфискация имущества, изгнание из страны, лишение гражданских прав.

Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности).

Судопроизводство. Рассмотрению дела в суде предшествовало предварительное расследование. По государственным преступлениям создавались специальные комиссии, в остальных случаях следствие вели архонты и другие должностные лица. Обвинитель и обвиняемый использовали все возможные доказательства, в том числе и свидетельские.

По окончании предварительного следствия все добытые по делу доказательства (документы, протоколы допросов и т.д.) запечатывались в глиняные сосуды и направлялись в суд, где они и зачитывались.

Суд допрашивал свидетелей. Обвинитель и обвиняемый произносили свои речи, обращая внимание судей на имеющиеся в сосуде доказательства. Стороны в своих выступлениях старались эмоционально воздействовать на судей. Этому искусству в Афинах основательно учились. Адвокатуры в Афинах не было. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц и вынуждены были заучивать написанные речи наизусть. Стороны в суде для произнесения речей получали одинаковое время и считалось особым достоинством и даже признаком правоты, если сторона досрочно заканчивала речь, а оставшееся время представляла своему противнику.

Судебное расследование заканчивалось голосованием. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказания. На судебное решение допускалась аппеляция к гелиэе.

Государство Спарта

Спарта представляла собой также как и Афины государство- город (полис). Впоследствии Спарта, благодаря своему военному могуществу, объединила ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовала Пелопоннесский союз, в состав которого вошли и также богатые города как Коринф, Мегара и др.

С первых же шагов своего становления спартанское государство приобретает все черты военного лагеря. Это объясняется необходимостью удерживать в повиновении огромную массу порабощенных людей. Спартиаты (полноправные граждане Спарты) заботились о недопущении раскола по имущественному принципу среди «равных», как называли себя спартиаты.

Были приняты суровые законы против роскоши, согласно которым крыши всех домов должны делаться одним топором, а двери только одной пилой, без помощи какого-либо другого инструмента. Ликург запретил спартиатам заниматься торговлей, введена тяжелая железная монета, которую перевозили на волах.

Только спартиаты пользовались политическими правами. Каждый из них был наделен земельным участком вместе с илотами, обрабатывающими эту землю.

Все спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах (сисситиях). Каждый вносил для этих целей свой взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые по своей бедности не могли участвовать в этих совместных трапезах, исключались из числа «равных» и переводились в разряд «опустившихся» (гипомейенов).

Периэки политическими правами не пользовались, но были людьми свободными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов.

Повиновение илотов спартиаты добивались методами жесткого террора. Самых смелых и сильных илотов убивали во время так называемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийства правовую основу. Весьма часто илоты поднимали восстания. Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.

Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей. Позднее царям оставлены были дела семейные и наследственные.

Неугодные цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду. Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.

Члены герусии (геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 летнего возраста, уже свободных от обязанности нести военную службу. Геронтов избирало народное собрание посредством крика пожизненно. Герусия предварительно рассматривала все вопросы, выносимые в народное собрание. Она разбирала угольные дела и в том числе государственные. Дела гражданские были подсудны эфорам.

Народное собрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли. В народном собрании участвовали граждане с 30-летнего возраста. Выступали, как правило, должностные лица и послы других государств. Голосование производилось криком. Если трудно было определить решение таким образом, то участники собрания расходились в разные стороны.

К ведению народного собрания относилось прежде всего избрание геронтов, эфоров, начальников армии и флота. Собрание решало кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства.

Эфоры занимали особое положение в спартанском обществе. Фактическое руководство делами государства принадлежало эфорам. Их было пять, их ежегодно избирали в народном собрании. Передача реальной власти эфорам объясняется тем, что знать Спарты не полагалась на царей, наследственно занимавших трон, предпочла передать власть своим прямым ставленникам!

Эфоры выносили решение по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, его именем и назывался год.

Управление страной было в руках коллегии эфоров, они контролировали деятельность всех должностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. В своей деятельности эфоры отчитывались только перед преемниками.

В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю. Продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликурга число земельных участков оставалось в Спарте неизменным и потому число граждан не должно превышать 10 тысяч человек. Надел переходил старшему брату, другие братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца.

Женщина в Спарте занимала сравнительно высокое положение. Она обладала имущественными правами. Почетное положение женщины можно объяснить остатками матриархата.

Несколько столетий Спарта сохраняла черты военно-земледельческого государства, и перемены здесь наметились лишь в IV—III вв. до н.э. В 196 году до н.э. Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector