Образование как духовная сфера

woman 1274056 1920 Советы на день
Содержание
  1. Образование – одна из форм духовной сферы общественного сознания
  2. История появления
  3. Понятие образования
  4. Цели образования
  5. Функции образования
  6. Принципы образовательной политики в России
  7. Тенденции в развитии образования
  8. Уровни образования в России
  9. Система образования в России
  10. Образование сейчас
  11. Образование как форма духовной культуры
  12. Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции
  13. Что такое духовная сфера общества?
  14. Примеры функционирования духовной сферы
  15. Структура духовной сферы
  16. Значение и функции духовной сферы
  17. Отличие духовных ценностей от материальных
  18. Заключение
  19. ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.3 Образование.
  20. Сфера духовной культуры
  21. 2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества.
  22. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
  23. План.
  24. Цели образования:
  25. Функции образования:
  26. Основные принципы образования
  27. Тенденции в развитии образования:
  28. Элементы системы образования в РФ.
  29. В систему образования входят:
  30. Пути получения образования в РФ:
  31. Типы образовательных программ:
  32. Документы:

Образование – одна из форм духовной сферы общественного сознания

Образованием называется процесс воспитания и обучения, направленный на формирование знаний, развитие способностей и навыков. Результатом является опыт, который сохраняется из поколения в поколение. Получается, что образование — это «передатчик» культурных знаний новому поколению. Состояние образования и отношение к нему является одним из показателей интеллектуального развития общества.

lazy placeholder

История появления

Уровень просвещенности человека тесно связан с уровнем его культуры. Уже на заре цивилизации, с появлением письменности в Шумере, были организованы первые школы.

В XVII веке возникло течение по распространению научных знаний, которое получило название Просвещение. Суть его состояла в том, чтобы отойти от религиозных взглядов на мир и выработать научный способ познания. «Энциклопедия» Д. Дидро и ряда ученых явилась самым значительным трудом эпохи.

Именно во времена Просвещения зародились современная философия и политика, демократические основы государства. Можно сказать, что плоды Просвещения мировая культура пожинает до сих пор.

Понятие образования

Образование – это процесс обучения и воспитания, результатом которого является приобретение знаний, умений и навыков. Это целенаправленная деятельность по усвоению систематизированных знаний, которые впоследствии будут применены на практике.

Образование в широком смысле – один из путей становления личности. В процессе образования развиваются мыслительные и творческие способности, компетенции (лат. «competere» – «соответствовать»), качества, позволяющие действовать продуктивно.

Образованием также называется общественный институт, включающий в себя учебные заведения, действующие на разных ступенях обучения.

Цели образования

lazy placeholder

Н.Г. Чернышевский полагал, что образованный человек – это тот, «кто приобрел много знаний, привык мыслить, и у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление».

Функции образования

К важнейшим функциям образования относятся следующие:

Обучением занимаются образовательные учреждения, воспитанием – семья и школа. Выделяют три типа воспитания, применяемых родителями и учителями:

Принципы образовательной политики в России

lazy placeholder

Тенденции в развитии образования

Уровни образования в России

Профессиональное:

Система образования в России

lazy placeholder

Система образования в России представляет собой иерархическую структуру, в которой обучение происходит от простого к сложному, от низшей ступени к высшей. В нее входят:

Исходя из устройства системы образования, типы образовательных программ делятся на два вида:

Образование сейчас

Еще сто лет назад образование в России, даже начальное, было доступно далеко не каждому. Простые люди могли рассчитывать на обучение в церковно-приходской школе, затем в ремесленном училище. Учеба в гимназии и университетах оставалась прерогативой правящего дворянского класса.

После смены власти все изменилось, и образование стало доступно каждому. К тому же оно стало бесплатным. Образованный человек всегда вызывал у окружающих уважение, знания ценились с древних времен.

Сейчас получить общее среднее образование очень просто. Оно по-прежнему бесплатно, за исключением частных учебных заведений. Доступность образования девальвировала его ценность.

Однако важность хорошего образования и крепких знаний сохраняется. Чтобы стать отличным специалистом, незаменимым мастером своего дела, нужно учиться. Иногда это занимает всю жизнь. Но результатом является успех, самоуважение, чувство реализованности, благодарность людей.

Источник

Образование как форма духовной культуры

Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Основными институтами современного образования являются школа, средние и высшие учебные заведения.

Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования.

Направления реформ образования:

демократизация – изменения в области управления и реализации учебного процесса, приближение его к общечеловеческим ценностям;

гуманитаризация – усиление его роли в формировании личности, воспитание гражданственности и патриотизма (больше гуманитарных наук);

гуманизация – больше внимание к личности, ее психологии, интересам и запросам;

интернационализация – стремление к созданию единой системы образования в мире (совместимость различных форм обучения);

компьютеризация – использование компьютерных технологий;

фундаментализация – развитие системы фундаментального знания.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Религия

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Основой религии является Вера в существование Бога как творца всего существующего, управляющего судьбами и делами, поступками и помыслами людей. Именно в Вере обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, то есть убеждения в истинности основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога – христианство, ислам, иудаизм, буддизм) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, его посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.

Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

компенсаторская – религиозное утешение (от подавленности и беспокойства к успокоению, гармонии, радости, приливу сил);

интегративно-дезинтегративная функция – объединение и разъединение людей, групп, организаций;

регулятивная – регулятор поведения людей;

коммуникативная – средство общения с богом и друг другом;

культурнотранслирующая – развитие определенных элементов культуры: письменность, книгопечатание, искусство, передача наследия;

протестующая – как элемент протеста.

Противоположные религии взгляды получили название атеизма – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существование религии вообще (возник в рабовладельческом обществе).

Искусство

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным, во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы. В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

Форма существования искусства – художественное произведение, основывающееся на эмоционально-чувственном и образном отражении действительности.

1. Изобразительное – воздействует на человека визуально, то есть через зрительное восприятие: живопись, скульптура, монументальное творчество, графика и др.

2. Музыка – слуховое воздействие на чувства людей. Его средства: звук, мелодия, ритм, полифония и т.д.

3. Синтетическое – композиция различных видов искусств, образующих целое: театр, балет, эстрада, цирк.

4. Техническое – симбиоз искусства с техникой: фотоискусство, кино, мультипликация, телевидение.

5. Декоративно-прикладное – обслуживающее практические нужды от оформления предметов до садово-паркового искусства.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой – в процессе создания нового духовного богатства.

Мораль

Мораль – регулятор поведения людей во всех сферах общественной жизни. В основе поведения людей лежат определённые ценности, которые разделяются ими. Выделяют общечеловеческие ценности, к ним относятся требования:

На основе морали и системы ценностей формируются черты, которыми должен обладать человек и которые определяются как достоинства человека:

Исторически были определены и недостатки человека, которые не позволяют назвать его моральным:

Нравственность – практическое воплощение моральных требований (ценностей).

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Политика – деятельность, цель которой обеспечить властной силой внутреннее согласие и внешнюю безопасность общества.

— внешняя, направлена на регулирование внешних связей государства с другими странами;

— внутренняя, направлена на обеспечение экономической, социальной, духовной деятельности внутри государства.

1. Обеспечение целостности, стабильности общества, достижение гражданского мира и согласия между социальными, этническими, конфессиональными и другими группами.

2. Профилактика и регулирование социальных конфликтов.

3. Поддержание общественного порядка.

4. Формирование политического сознания и менталитета.

5. Гарантирование прав и свобод.

6. Мобилизация и обеспечение эффективности общественной деятельности.

7. Политическая социализация.

Объекты политики: проблемы возникающие в обществе в связи с нарушением баланса интересов социальных общностей и политических сил.

— организация (партии), институт (государство) или общественная группа (группы по интересам).

Цели политики – достижение желаемого результата реализации политических функций.

Политическая партия – это специализированная, организационно-упорядоченная группа, объединяющая актив­ных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

— наличие руководящих органов и партийных функционеров;

— наличие организационной структуры;

— участие в борьбе за политическую власть;

Функции политических партий:

— формирование общественного мнения;

— отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов;

— определение целей развития общества;

— обобщение и выражение различных социальных интересов;

Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. Партийные системы бывают: однопартийные (когда на власть может претендовать одна партия), двухпартийные (за власть борются две партии) и многопартийные.

В Конституции Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) признаются политическое многообразие и много­партийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий. В парламенте РФ представлены: Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия РФ, Либерально-демократическая партия.

Государство

Государство – важнейший институт политической системы общества. Наиболее распространенным является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Итак, государство – это суверенный институт власти на определенной территории со специальным аппаратом управления и принуждения.

1. Наличие территории.

2. Наличие населения.

3. Наличие особой, отделенной от общества публичной власти – государственной власти.

Основные функции государства:

— организация и укрепление единства общества и государства;

— закрепление и охрана господствующих форм собственности;

— охрана и поддержание общественного порядка и законности.

— экономическая (формирование бюджета, программы экономического развития, выделение приоритетных отраслей экономики, поддержка предпринимательства);

— социальная (организация здравоохранения, просвещения и т.д.);

— экологическая (сохранение и восстановление природы).

— интеграция в мировую экономику;

— поддержание мирового порядка;

— сотрудничество с другими государствами.

Кроме этого функции государства могут быть выделены с учетом принципа разделения властей:

Каждой из них соответствует своя система органов власти.

Источник

Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции

lazy placeholder

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.3 Образование.

%D0%9E%D0%93%D0%AD. %D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F. %D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Сфера духовной культуры

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

План.

Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.

Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Цели образования:

Функции образования:

Обязательным является полное среднее образование.

Основные принципы образования

(то есть что лежит в основе образования в нашей стране):

Тенденции в развитии образования:

Элементы системы образования в РФ.

-начальное (1-4 классы)

-основное (неполное среднее) – 5- 9 классы;

-среднее (полное) – 10-11 классы.

-среднее (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы)

-высшее (вузы : институты, университеты, академии)

Одна из важнейших задач образования – обеспечение условий для непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Это необходимо для достижения гармоничного развития личности в современную эпоху.

В России имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (строителей, врачей, учителей, работников телевидения и др.).

В нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.

В систему образования входят:

Пути получения образования в РФ:

Типы образовательных программ:

Документы:

С 2006 – комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector