Образование как фактор экономического роста

woman 3083402 1920 Советы на день
Содержание
  1. Лекция 9. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  2. Наука и образование как фактор экономического роста
  3. Сущность и основные показатели уровня экономического развития. Реформа системы образования в России. Развитие системы высшего образования. Итоги социально-экономического развития России. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций.
  4. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  5. Что же качается Стратегии развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 10 года, то, на первый взгляд, наличие у правительства подобных документов с наполнением в виде количественных индикаторов, которые должны характеризовать результаты ее реализации, можно в целом воспринимать позитивно, особенно, учитывая намерения правительства по выделению рекордных сумм на науку в рамках бюджета-2006.
  6. Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов. В то же время, всегда остается вопрос о том, насколько эффективно будут использоваться бюджетные средства. Кроме того:
  7. · в Стратегии нет никаких ссылок и обоснований приведенных прогнозных показателей. Остается неясным, какой методологией пользовались авторы Стратегии, поэтому создается ощущение, что некоторые целевые значения взяты «с потолка»;
  8. · не хватает ясности в том, насколько эффективен будет механизм реализации Стратегии. Многие аспекты Стратегии предполагается реализовывать на основе ФЦП и ФЦНТП, некоторые из которых еще даже не разработаны;
  9. · вне зависимости от эффективности механизма реализации, осуществление данной Стратегии ввиду ее сложности также потребует увеличение издержек со стороны государства.
  10. Таким образом, сложно однозначно оценить Стратегию развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. С учетом всех плюсов и минусов можно говорить о том, что такой документ в целом необходим, но требует существенной доработки.
  11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  12. 2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 2003г.
  13. 30. Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. 1997
  14. 37. http://mon.gov.ru/ Министерство образования и науки Российской Федерации
  15. Размещено на Allbest.ru
  16. Подобные документы
  17. Образование как фактор экономического роста
  18. Образование и экономический рост
  19. Понятие экономического роста, его типы
  20. Роль и функции образования в современном мире
  21. Готовые работы на аналогичную тему
  22. Взаимосвязь образования и экономического роста
  23. Статья «Повышение уровня образования как фактор экономического роста»
  24. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»

Лекция 9. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Параметры экономического роста, их динами­ка широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государст­венном регулировании экономики.

Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парла­мента, Президента, Правительства Российской Федерации) преж­де всего на основе рассмотрения показателей динамики эконо­мического роста, динамики уровня жизни.

Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степе­ни от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Экономический ростявляется одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально – культурного, политического и т.д.

Экономический рост имеет смысл только тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных социальных задач: увеличения продолжительности жизни, повышения уровня образования и культуры, рационализации потребления и др.

Перед Россией в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны.

Цель лекции– проанализировать науку и образование как фактор экономического роста в России

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

— рассмотреть сущность и основные показатели уровня экономического развития;

-дать понятие экономическому развитию и экономическому росту;

— изучить реформу системы образования в России;

— проанализировать развитие системы образования на данном этапе;

— изучить итоги социально-экономического развития России;

— рассмотреть стратегию Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010- 2015 г. г.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Наука и образование как фактор экономического роста

Сущность и основные показатели уровня экономического развития. Реформа системы образования в России. Развитие системы высшего образования. Итоги социально-экономического развития России. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 02.04.2013
Размер файла 126,2 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Что же качается Стратегии развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 10 года, то, на первый взгляд, наличие у правительства подобных документов с наполнением в виде количественных индикаторов, которые должны характеризовать результаты ее реализации, можно в целом воспринимать позитивно, особенно, учитывая намерения правительства по выделению рекордных сумм на науку в рамках бюджета-2006.


Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов. В то же время, всегда остается вопрос о том, насколько эффективно будут использоваться бюджетные средства. Кроме того:


· в Стратегии нет никаких ссылок и обоснований приведенных прогнозных показателей. Остается неясным, какой методологией пользовались авторы Стратегии, поэтому создается ощущение, что некоторые целевые значения взяты «с потолка»;


· не хватает ясности в том, насколько эффективен будет механизм реализации Стратегии. Многие аспекты Стратегии предполагается реализовывать на основе ФЦП и ФЦНТП, некоторые из которых еще даже не разработаны;


· вне зависимости от эффективности механизма реализации, осуществление данной Стратегии ввиду ее сложности также потребует увеличение издержек со стороны государства.


Таким образом, сложно однозначно оценить Стратегию развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. С учетом всех плюсов и минусов можно говорить о том, что такой документ в целом необходим, но требует существенной доработки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 2003г.


30. Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. 1997


37. http://mon.gov.ru/ Министерство образования и науки Российской Федерации


Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение природы понятия «стратегия». Сущность и этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования в РФ. Разработка проекта стратегического плана социально-экономического развития города Нижнекамска.

дипломная работа [592,3 K], добавлен 05.12.2010

Виды и факторы экономического роста, показатели его расчета. Модели экономического роста и их характеристика. Особенности моделей Солоу, Харрода-Домара. Тенденции экономического роста в России. Прогноз роста развития российской экономики на 2012-2014 гг.

реферат [1,2 M], добавлен 10.12.2014

Когнитивные и нематериальные факторы производства. Эволюция парадигмы образовательного процесса. Показатели инновационного и экономического развития стран в 2010—2012 годах. Уровень занятости населения по уровню образования в Российской Федерации.

статья [215,0 K], добавлен 07.08.2017

Понятие, сущность и основные факторы экономического роста и развития. Типы и показатели динамики экономического роста и развития. Модели экономического роста. Структурные изменения в экономике страны. Особенности экономического роста и развития в России.

курсовая работа [376,3 K], добавлен 08.02.2016

Анализ тенденций социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе. Макроэкономические предпосылки, стратегия и приоритеты экономического роста в XXI веке. Глобализация и влияние мирового финансового кризиса на экономику России.

курсовая работа [42,3 K], добавлен 24.07.2016

Анализ статистических данных о внутриэкономической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, тенденции развития и экономического роста. Сущность основных федеральных программ. Цели, задачи и результаты инновационной политики государства.

курсовая работа [33,7 K], добавлен 14.05.2009

Сущность экономического роста, его разновидности, особенности государственного регулирования в Российской Федерации, макроэкономические показатели. Проблема границ. Параметры экономического роста как характеристика развития национальных хозяйств.

курсовая работа [83,8 K], добавлен 14.03.2014

Источник

Образование как фактор экономического роста

Выявим характер взаимосвязи экономического роста и образования.

В период структурной перестройки экономики, которая происходит в нашей стране, содержание и условия труда постоянно меняются. Перед каждым работающим человеком встает проблема постоянной адаптации к этому явлению. Необходимым условием решения этой проблемы становится рост образовательного и культурного уровня работника.

Образование – сложный социальный организм, в свою очередь, стало одной из самых крупных сфер трудовой жизнедеятельности, важнейшей составной частью национального капитала.

Приоритетное развитие образования может рассматриваться в качестве движущей силы экономического роста. Именно образование создает «человеческий капитал» и в соединении с «физическим капиталом», дает увеличение производительности и качества.

В то же самое время период обновления технологий сократился в среднем до 4-5 лет, а период подготовки специалистов увеличился. Поэтому специалисту категорически не хватает знаний, полученных за период обучения, на всю трудовую жизнь. И это в то время, когда эффективность современного производства зависит от инициативы и творческого отношения работников.

Таким образом, подготовка квалифицированной рабочей силы становится одной из форм формирования человеческого капитала.

Образование представляет собой источник будущих удовлетворений и заработков человека, с одной стороны, а с другой, – рост производства и экономический рост напрямую зависят от имеющихся у работников, занятых в этом производстве, запасов знаний и способностей.

Массовое мышление акцентирует внимание на проблеме дефицита средств и критериев реализации современного образования и развивающих педагогических технологий, как главной доминанты сдерживания развития российского образования. Такой господствующий взгляд, бесспорно, отражает повседневную педагогическую жизнь. Но и он односторонен. Количественная сторона как бы закрывает дорогу качественной, а она связана с механизмами организации образовательной деятельности педагогов.

При внимательном изучении деятельности педагогов нетрудно увидеть, что одна из существенных причин затруднений в научно-методическом, информационном и организационном обеспечении своей профессиональной деятельности состоит в низкой эффективности привлечения и использования, ограниченности набора применяемых технологий, механизмов, инструментов.

Взаимосвязь экономического роста и образования имеет двусторонний характер. С одной стороны, качественное образование повышает конкурентоспособность национальной экономики, что способствует ускорению экономического роста. С другой стороны, экономический рост сопровождается увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу, что стимулирует повышение качества образования.

Источник

Образование и экономический рост

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие экономического роста, его типы

Экономический рост представляет собой увеличение национального производства и повышение уровня жизни населения в долговременной перспективе в условиях ограниченных ресурсов и постоянно растущих потребностей общества. Экономический рост является составляющей экономического развития, но не тождествен ей. Рост благосостояния населения – важнейшая цель экономической политики государства.

В зависимости от движущих сил экономический рост бывает экстенсивным и интенсивным.

В зависимости от темпов роста: положительный, нулевой и отрицательный.

Экономический рост измеряется с помощью двух групп показателей: количественных (общих и частных) и качественных. К общим количественным показателям традиционно относят валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт на душу населения и национальный доход. Частными количественными показателями выступают: производительность труда, трудоемкость продукции, фондоемкость и фондоотдача. Качественными показателями экономического роста являются: социальная защита и стабильность, развитая социальная инфраструктура, повышение квалификации человеческого капитала, увеличение свободного времени населения и др.

Принципами экономического роста выступают: устойчивость, стабильность, системный характер, использование множества факторов (многофакторность), регулируемость, качественность, экологическая безопасность.

Роль и функции образования в современном мире

Образование – это процесс, направленный на изучение и усвоение человеком знаний, культурных ценностей и опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Готовые работы на аналогичную тему

Образование связано со всеми сферами жизни человека. На образование большую роль оказывают культура, религия, политика, экономика и социальная жизнь общества. Это объясняет различие в формах образования и разнообразие его моделей (американской, русской, французской и др.) С другой стороны образование способно само оказывать влияние на все сферы жизни. Например, повышение уровня и модернизация образовательного процесса приводит к росту квалификации сотрудников, и, следовательно, к экономическому развитию страны. Юридическое образование влияет на правовую грамотность населения, гражданское – на политическую. В современном обществе образование имеет важную роль для индивида, поскольку служит «социальным лифтом», человек с достойным образованием может получить наиболее высокооплачиваемую и престижную работу.

К функциям образования относятся: социализация, воспитание, приобщение к культуре и современным технологиям, а также подготовка специалистов с приемлемым уровнем квалификации.

Взаимосвязь образования и экономического роста

Образование является, с одной стороны, необходимым условием получения достойного уровня дохода, с другой стороны является движущей силой экономического роста страны в целом.

В современных условиях, когда период разработки и внедрения новых технологий сократился до пяти лет, специалистам на практике оказывается недостаточно полученных в процессе обучения знаний, и они вынуждены проходить различные курсы и получать дополнительную квалификацию.

Образование и экономический рост связаны друг с другом. Экономический рост в стране повышает спрос на высококвалифицированную рабочую силу, что, в свою очередь, стимулирует населению к получению образования. С другой стороны, рост уровня образования и квалификации трудовых ресурсов повышает качество человеческого капитала, что неизбежно сопряжено с экономическим ростом. Однако, экономический рост зависит не только от степени образованности населения, это объясняется рядом причин:

Источник

Статья «Повышение уровня образования как фактор экономического роста»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Скучилова Татьяна Витальевна,

преподаватель экономических дисциплин

ГАПОУ «Кумертауский горный колледж»

Республика Башкортостан г.Кумертау

Повышение уровня образования как фактор экономического роста

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Одним из основных факторов экономического роста является повышение уровня образования. Состояние системы образования в государстве объективно отражает его общее социально-экономическое положение. Разразившийся в стране в последнее время социально-экономический кризис поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.

Рассмотрим основные проблемы развития системы образования в России и пути их решения:

1) Несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики.

Российский и мировой рынок труда предъявляет требования и к уровню теоретических знаний, и к профессиональной компетентности, и к коммуникабельности, и к степени обязательности, надежности и ответственности потенциального работника. Получив фундаментальное образование, человек должен самостоятельно работать и продолжать в течение всей трудовой жизни учиться и при необходимости переучиваться. Способность к самообучению будет способствовать успешному профессиональному и карьерному росту человека, в какой бы он сфере, на какой бы территории он ни работал.

Наметившееся у нас определенное отставание системы образования от требований российского и мирового рынка труда является одной из существенных причин того, что выпускники образовательных учреждений фактически нередко не трудоустраиваются по специальности, полученной в учебном заведении.

В этих условиях необходимо широко использовать новые образовательные технологии, интерактивные формы обучения, проектные и другие методы, стимулирующие активность познавательного процесса, формирующие навыки анализа информации и самообучения. Необходимо также внимательно следить за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения.

2) Недостаточная компьютеризация и информатизация образования.

Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:

— формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;

— системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;

— построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

— постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;

— создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.

3) Дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

У этой проблемы две важные составляющие.

Во-первых, не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

Во-вторых, необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городах и сельской местности) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений учителей и преподавателей.

4) Недостаточное государственное финансирование.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства.

Необходимо детально разработать и использовать различные инструменты финансово-экономического механизма в области образования. Они должны являться обязательными составными частями единой системы и применяться в оптимальном сочетании в каждом конкретном случае и с учетом специфики территорий и целевой постановки задачи на определенный период.

Система образования как структурообразующий элемент процессов подготовки кадров и воспроизводства человеческого капитала является одним из факторов, определяющих перспективы и возможности дальнейшего развития экономики России. Современное, качественное, инновационное профессиональное образование – залог и необходимое условие дальнейшего роста благосостояния и социального прогресса нашей страны.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector