Образование как фактор социализации личности

woman 2564660 1920 Советы на день

Социализация личности в образовании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социализация и образование

Происходящие в обществе изменения сказываются на всех сферах жизнедеятельности людей, включая систему образования, воспитания и социализации. Если социализация позволяет человеку накопить социальный опыт, то система воспитания придает процессу социализации целеустремленность и упорядочивает его.

В сегодняшней социализации особую роль играет социальный институт – образование и приобретение профессии.

Под образованием понимается система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, которая ориентирована на социальный заказ и социальные потребности общества.

Современное гражданское общество, его становление и развитие без социализации образования невозможно. Благодаря социализации образования, становится возможным преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры. Основная характеристика социализации образования – это оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей и собственных творческих сил.

Основой социализации образования сегодня должен стать антропоцентризм, что означает оказание помощи человеку в поисках адекватного приложения душевных сил, его личностного, эмоционального потенциала и творческого начала – это есть фундаментальный методологический принцип социализации образования.

Чтобы реализовать данный принцип социализация образования предполагает:

Готовые работы на аналогичную тему

Данные действия направлены на социализацию образования, а это значит, могут изменить состояние общества и социально и качественно. В конечном итоге социализация образования есть переход от понимания образования как института подготовки профессиональных кадров к пониманию его как института организации и социализации самой жизни.

Таким образом, социализация образования есть не что иное, как способность и возможность производить самого себя, свою сущность и быть субъектом собственного развития.

Роль образования в социализации личности

В наше время все специалисты разных направлений говорят о том, что образование, как социальный институт, выполняет функцию социализации личности. Но, вот механизмы и способы реализации этой функции видят и трактуют по-разному. Э. Дюркгейм, например, в образовании видел средство сохранения общественного порядка, а К. Манхейм видел в образовании способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем, образование может изменить характер взрослого общества, считал Д. Дьюи.

Если исходить из этого, то образование, по мнению Т. Парсонса, должно выполнять следующие функции:

Исследования, проведенные в 50 – 60-е годы по вопросу адаптивных возможностей образования, подтвердили его большую роль в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей. Помимо этого, было продемонстрировано его влияние на социальные перемены.

В 70-е годы на основе проведенных исследований, появилась теория «человеческого капитала», суть которой заключалась в том, что деньги, вложенные в образование, являются вложением в будущее, а дивиденды будут тем выше, чем качественнее оно будет. Но, статистика середины 70-х годов, стала показывать, что адаптивные возможности образования имеют предел. Всё чаще стали появляться такие мысли, что вовсе не образование продвигает человека по социальной лестнице, а его хватка и предприимчивость.

Анализ жизненных достижений показал, что они, скорее всего, зависят от семейной среды и классовой принадлежности родителей, нежели от качества полученного образования. Но, тем не менее, нельзя отрицать, что образование не обладает в адаптивном контексте социализирующими возможностями.

Исследования и полученные результаты заставили не только педагогов искать компенсирующие недостатки «культурной среды», но и повысить внимание к образованию государственных и общественных структур, а также расширить рамки изучения роли образования в жизни человека.

Образование обладает социализирующими возможностями, которые не обедняются даже в кризисном обществе. Здесь имеется в виду тот факт, что учащиеся 9-х классов стабильно ориентируются на получение полного среднего образования, а выпускники школ – на высшее образование.

Это говорит о том, что качественное образование в сознании молодежи выступает определенным гарантом дальнейшего жизненного пути. И сегодня, наверное, нельзя говорить о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», а образование не является опорой социальной жизни.

Воспитание и формирование личности

Противоречивый характер имеют процессы и результаты социализации, потому что в идеале социализированный человек обязан соответствовать социальным требованиям.

В это же время ему необходимо противостоять негативным общественным тенденциям, жизненным обстоятельствам. Но, довольно часто люди бывают настолько социализированы, что просто растворены в социуме, а с другой стороны они оказываются, не готовы, и не способны принимать личное участие в утверждении жизненных принципов.

Подобное положение связано с типом воспитания. Воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации, причем сознательно контролируемой. Воспитание имеет две основные функции:

Исходя из этих функций, воспитание может ослабить или преодолеть отрицательные последствия социализации.

Педагог является активным началом воспитательного процесса наряду с активным ребенком, поэтому появляются задачи, которые целенаправленная социализация обязана решать.

А.В. Мудрик выделяет следующие задачи, которые необходимо решать на каждом этапе социализации – естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Решение этих задач вызвано необходимостью развития личности. Развитие личности будет задерживаться, если наиболее значимые задачи остаются нерешенными на каком-либо этапе социализации.

Источник

Образование и социализация

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агетами социализации. В этом каспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи.Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников. Исследуя поведение студентов Троу выделил четыре типа студенческой культуры: коллегиалов, профессионалов, академиков и нонконформистов (богему).

Сущность и этапы социализации личности.

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

7. Отдельная выдающаяся личность.

Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

Мотивация поведения личности.

Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Физиологические Безопасность Социальные потребности Эгоистические Самореализация

Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).

Сущность и этапы социализации

640 1

Таким образом, предметом социализации является весь со­циальный опыт человечества. Остается определить содержа­ние социального опыта человечества, т.е. содержание того, что не передается генетически. Состав социального опыта слага­ется из трех подсистем:

— совокупность знаний, информационная подсистема;

— совокупность умений, операциональная подсистема;

— совокупность социальных установок, мотивационная подсистема.

Эти три подсистемы и должны быть репродуцированы че­рез каналы социализации, что и определяет трехаспектное со­держание этапа первичной социализации, который получил название идентификации:

Но выше уже было сказано, что каждый человек в ходе жизни должен обрести индивидуальную неповторимость, стать индивидуальностью. Это осуществляется на этапе вто­ричной социализации, который получил название индивидуа­лизации. Здесь уже активная роль принадлежит самому ин­дивиду, состоявшемуся человеку, поэтому индивидуализация осуществляется тоже трехаспектно:

Человеку предстоит самому выработать отношение к раз­личным социальным механизмам уподобления другим. Среди них выделим хотя бы два: конформизм и моду.

Конформизм (от греч. кон

жизни, облику других людей. Можно выделить четыре при­чины конформизма:

Источник

Факторы социализации: роль образования

b014ca0150a19541985261a541463a7e

Дата публикации: 14.09.2015 2015-09-14

Статья просмотрена: 1005 раз

Библиографическое описание:

Рожкова, Л. К. Факторы социализации: роль образования / Л. К. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21986/ (дата обращения: 28.12.2021).

Будущее наступает стремительно, человечество переходит в постиндустриальную эпоху, в которой ключевая роль принадлежит образованию. Вектор развития общества в настоящее время определяется информацией и знаниями, поэтому его называют «информационным» или «обществом знаний». Теперь все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества является сам человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразность, культура, образованность, профессиональная компетентность. Ситуация информационного общества меняет содержание и смысл фундаментальных категорий, отражающих положение человека в мире, таких как самоопределение, самореализация, самоактуализация и социализация.

Важнейшим показателем социализации является отношение человека к труду. Современная молодежь, в большинстве своем, относится к работе как к источнику доходов, т. е. работа является лишь средством для удовлетворения не столько вторичных, сколько первичных потребностей. Молодые люди забывают, что все, что создано умом и руками человека,- продукт труда, усилий и творческой деятельности. Человек трудится для того, чтобы создать что-то новое, уникальное, полезное для общества. Поэтому работа должна приносить- удовольствие, а уже потом — доход. В эпоху потребления подрастающее поколение привыкает поглощать все готовое: покупать готовую еду, добывать знания, не перечитывая множество книг, а кликнув на мышку, «сидя в интернете», не развиваясь всесторонне, а получив «корочку» в ВУЗе.

По данным социальных опросов, в последние годы самые рейтинговые направления для абитуриентов такие, как: «экономика и управление» и «гуманитарные науки». Это говорит о том, что выпускники школ думают, что эти профессии самые выигрышные в жизни, самые популярные среди других. Они не ориентируются на свои индивидуальные возможности, способности, собственные интересы, а — на общественное мнение, которое им навязано. Труд воспринимается не как средство для реализации своих собственных способностей, задатков, а как способ достижения благосостояния. И только, проработав некоторое время, человек понимает, что цель любой деятельности — это не успех любой ценой, а труд ради удовлетворения от реализации себя как личности. Ходить каждое утро на «любимую» работу и получать удовольствие от того, что ты делаешь, в благоприятной для тебя обстановке и с максимальной пользой для общества — это и есть смысл самоактуализации.

Но для того, чтобы иметь такую работу, должен быть определенный багаж знаний и навыков, который можно получить с помощью образования и самостоятельного изучения необходимого материала, а так же умение применить на практике эти знания.

Образование — это необходимое условие для самореализации личности. Сложная, изменчивая и порой непредсказуемая реальность предъявляет новые требования к человеческой личности. Расширение границ свободы и надежности, неустойчивость и уязвимость личностного бытия требуют перестройки традиционно сложившегося (в условиях стабильности общества) образования. Усвоение накопленных обществом знаний, образов и ценностей национальной культуры, норм и традиций уже не удовлетворяют требованиям современности, возникает проблема формирования новых компетенций как способностей применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.

Безусловно, образование является одним из ведущих инструментом самореализации. Оно влияет на выбор жизненно важных ценностей, установок., помогает выбрать, какая сфера деятельности наиболее благоприятна для реализации индивидуальных возможностей, потребностей, интересов и т. д.

Нормальное функционирование общества невозможно без полноценного образования. Оно стало одним из первостепенным факторов экономического развития, национальной безопасности, важным инструментов политики государства. Улучшение образования для любой страны — это, по сути, проектирование собственного индивидуального будущего. Качественное образование помогает одаренной молодежи из не очень богатых семей сделать достойную карьеру, служит своеобразным социальным лифтом, увеличивая их жизненные шансы.

Образование относится к социальной сфере деятельности государства, совершается в интересах личности, общества, государства и основывается на естественном праве человека осуществлять все виды своей жизнедеятельности в обществе. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед образованием, заключается в определении приоритетов дальнейших преобразований данного социального института для создания условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека. Это требует актуализации тенденций гуманизации образования и переход к новому пониманию социальной направленности обучения. Образование всегда призвано удовлетворять запросы общества на определённую личность, поэтому всегда особое внимание уделялось социализации индивида. Социализация направлена на постепенное включение молодёжи в социальную жизнь общества посредством воспитания и образования. Она обеспечивает формирование опыта общественной жизни и общественных отношений, учит взаимодействию с другими людьми, позволяет освоить навыки практической индивидуальной и групповой работы. В качестве приоритетной цели образования сегодня выделяется не просто подготовка необходимых различным отраслям и секторам экономики специалистов, а социализация личности, воспитание гражданина.

Необходимо сформировать у подрастающего поколения новое по содержанию, но с опорой на отечественные традиции, гуманистическое мышление и мировоззрение. Наиболее важными качествами, которые должны сформироваться у молодых людей в процессе профессиональной подготовки — это обретение компетентности и уверенности. Эти качества подразумевают помимо узконаправленной технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный характер, но необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это также гибкость мышления, наличие мышления абстрактного, системного и экспериментального. Это — умение вести диалог, коммуникабельность, ориентация на сотрудничество. Над собственно профессиональной — технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту. Это возможно только при обновлённом содержании общего и профессионального образования, которое передаёт как основные, базовые понятия и положения науки, культуры, экономики и технологии, но, одновременно, обеспечивает усвоение молодёжью и нового знания, позволяющего действовать и развиваться в новых, динамичных условиях современного общества. Переориентация образования на гуманистические ценности возможно, в том числе, при условии наличия соответствующих профессиональных, компетентных кадров образовательного процесса, открытых всему новому и способных к преодолению противоречий, которые возникают между человеком и технократическим обществом.

Таким образом, связь между современным образование и перспективой построения гражданского общества очевидна. Образование полученное в вузе не является самым главным, оно не дает стабильное положение в обществе, уверенность в завтрашнем дне. Оно лишь является одним из механизмов самораскрытия, толчком для дальнейшего развития. Дальнейший рост личности зависит только от самого индивида: насколько он будет знать свои возможности, разбираться в своих потребностях, интересах — а это все приходит только через постоянное самосовершенствование.

Мы, сегодняшние студенты, которые завтра станут учеными, инженерами и т. д. должны будем уступить свое место более конкурентоспособному специалисту. Поэтому так важно не останавливаться и развиваться.

1. Бухарцева Н. Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации. [Текст]/ Н. Г. Бухарцев — журнал » Педагогическое образование в России». 2011.№ 4

2. Войно Л. И., Войно И. А. Гуманистическая составляющая образования и ее роль в социализации современной молодежи [Текст]/ Л. И. Войно, И. А. Войно — журнал «Высшее образование в России» 2008. № 12.

3. Шафранов –Куцев Г. Ф. Социология: курс лекций: учебное пособие [Текст]/Г. Ф. Шафранов-Куцев.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Логос, 2012, с.220–237. (цитаты 220–237с.)

Источник

Общие основы педагогики: конспект лекций.

2. Роль образования в процессе социализации человека.

Социализацию личности в современной педагогике можно рассматривать на всех возрастных уровнях с двух позиций. Во-первых, изучая процесс воспитания (принципы, содержание, формы и методы), во-вторых, исследуя общество и определяя его воспитательные возможности в качестве положительных влияний на человека.

При изучении роли образования в процессе социализации представляется возможным выделить два подхода: социологический подход – со стороны общества, и психологический – со стороны личности. В первом случае средствами социализации являются системы общества, воздействующие на своих членов. Отсюда социологический подход к социализации в качестве средств влияния использует воздействие общества на личность. Психологический подход социализации указывает на то, каким образом происходит переход общественного во внутренние структуры индивида.

Изучая проблему социализации, формирование личности предлагается рассматривать в связи с влиянием индивидуальных особенностей человека и среды обитания.

Различные изменения в обществе могут повлиять на человека как положительно, так и отрицательно, способность достичь успеха зависит от возможности человека приспособиться к новым условиям. Так как человек не может быть заранее подготовлен к разнообразным изменениям, с которыми ему предстоит столкнуться, он должен уметь находиться и ориентироваться в системе усвоения суммы различных ожиданий.

Чем прочнее впитались социальные ценности, опыт, связи, тем насыщеннее индивидуальная жизнь человека. Чтобы представить особенности социализации на каждом возрастном этапе, необходимо определить влияние личности на общество и влияние на личность со стороны общества.

В практике работы образовательных учреждений социализация всегда относительна. Выделяются причины этой относительности.

1. Учет индивидуальных особенностей не только каждого слушателя, но и группы учащихся, имеющих одинаковые особенности.

2. Учет тех особенностей личности, которые важны с точки зрения учения.

3. Учет свойств личности, которые важны именно для данного учащегося.

Необходимо обратить внимание на то, что возникают определенные трудности, с которыми сталкивается личность при разрешении различных жизненных проблем. Иногда появляется желание отказаться от использования известных путей решения задачи и обратиться непосредственно к своему опыту.

Следует отметить, что особенности развития зрелой личности представляют интерес в связи с учетом влияния социализации и индивидуализации личности. Важной отличительной чертой этого процесса становится обращенность его в глубинные процессы, происходящие с человеком, т. е. зрелость представляется в качестве эпизода наполнения жизни смыслом, что означает единение, слияние процессов социализации и индивидуализации в единый процесс развития личности.

Значительную роль в этом процессе взаимодействия социализации и индивидуализации имеет образование. Его роль отличительна, значительна и заметна. Восприятие личностью окружающего мира, в котором она развивается, формируется под влиянием следующих потоков информации.

1. Окружающие социальные условия.

2. Знания, нормы, требования, усвоенные в процессе обучения и воспитания.

Та информация, которую общество осознанно и планомерно направляет человеку, не может сформировать убеждения, систему мировоззрения личности. Только в результате сочетания усвоенных знаний с наблюдениями и практикой межличностных отношений формируется сознание человека. Этот процесс является важным и необходимым условием превращения знаний в убеждения и привычки поведения. Важно отметить, что процесс формирования убеждений тесно связан со всей практической деятельностью человека. Данный факт, что процесс не является чисто интеллектуальным, совершенно не уменьшает значение и роль образования.

Таким образом, можно отметить, что существуют различные многогранные трактовки и исследования вопросов соотношения и взаимовлияния социализации общества и индивидуализации личности в таких науках, как педагогика, психология и социология. Но наиболее перспективной и эффективной представляется направление изучения развития индивида в сочетании и при взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социальной среды. В итоге определяется максимальная индивидуализация знания.

Таким образом, роль образования в процессе социализации человека:

1) определяется осознанием индивидом окружающего мира, природного и социального;

2) создается под влиянием окружающих социальных условий;

3) определяется результатом усвоенных знаний, норм.

Источник

Роль образования в процессе социализации человека

Образование как общественное явление. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.

Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике.

Структура образования, как и обучения, в данном случае представляет собой триединый процесс, состоящий из:

2) воспитания качеств поведения;

3) физического и умственного развития.

В педагогической практике распространены три различных подхода к трактовке содержания образования в связи с соответствием их основной цели создания творческой и самостоятельно мыслящей личности.

Одна трактовка содержания образования представляет образование в качестве адаптированных основ различных наук, которые изучаются в школе.

Эта концепция упускает из вида становление человека как личности и стремление его к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе.

В данном случае человек представлен в качестве фактора производства.

Другой подход представляет содержание образования как сочетание знаний, умений и навыков, обязательно усвоенное школьниками.

Это определение не дает анализа содержания человеческой культуры и не раскрывает содержания знаний и умений. Имеется в виду, что приобретение знаний и умений даст возможность человеку сообразно действовать в обществе.

Третья концепция представляет собой педагогически-адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте. В этом подходе заключено наличие творческого и эмоционального начала в опыте деятельности и отношений, кроме уже имеющихся знаний, что также предполагает наличие опыта выполнения различных видов деятельности.

Итак, содержание общего образования представляет собой,

с одной стороны, важное условие учебно-познавательной деятельности школьников (поскольку выражает настоящие и будущие потребности общества),

с другой стороны, это инструментарий осуществления человеком данной деятельности, а значит, он предполагает содержание личностных потребностей учащихся в обучении.

Основными источниками изучения содержания образования являются культура или социальный опыт, которые, однако, не определяют содержание образования. В данном случае необходимо найти наиболее конкретные источники, определяющие это содержание. Источники, которыми являются наука, производство, общественные отношения, и формируют принципы выбора информации, т. е. принципы построения содержания в определенную структуру, и виды деятельности человека (познавательная, практическая, коммуникативная, художественная). При комплектовании содержания обучающего методического материала из вышеперечисленных источников учитываются требования: исторические, духовные, культурные, нравственные, психологические и др. В зависимости от этих требований изменяется содержание социального опыта.

Наконец, при определении содержания образования необходимо учитывать особенности индивидуального развитияличности и ее интересов. В этой связи в содержание образования включаются кроме обязательных дисциплин и учебные предметы для свободного выбора. Такой подход позволяет углубленно познавать и развивать профессиональные интересы учащихся.

Требования к содержанию образования выдвигает не только общество, имеющее способность изменяться под влиянием развития производства, науки и техники, потребностей, но и граждане.

В связи с этим в педагогике сформированы такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение.

Обязательная задача государства состоит в том, чтобы определить соответствующий государственный стандарт в образовании, соответствующий обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе, и обеспечить необходимый уровень его усвоения. Критерием определения содержания школьного образования служат общие принципы, выступающие в качестве инструментария учебного материала в учебных дисциплинах. Конечно, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, которые формируют современную естественнонаучную и социальную окружающую среду.

Основы наук в данном случае представляют собой сочетание основных базовых понятий, законов, теорий, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы. Все, что имеет общеобразовательное значение, включается в содержание образования. Это те явления, которые имеют значение для многих сфер деятельности, также логика развития основных знаний, логика при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, логика принципов действий. В содержании образования должна быть раскрыта область практического применения теоретических знаний, должны быть включены методологические знания для сознательного усвоения и развития научного мышления. Кроме того, в содержание образования включаются основные и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для индивидуального развития.

Важно заметить, что все вышеизложенные принципы можно разделить на три вида.

1. Соответствие содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества.

2. Анализ содержания обучения при определении содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает наличие всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.

3. Сохранение единства содержания образования на разных этапах его развития, исходя из личностного становления школьника.

Данные принципы являются определяющими ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования.

Роль образования в процессе социализации человека

Социализацию личности в современной педагогике можно рассматривать на всех возрастных уровнях с двух позиций. Во-первых, изучая процесс воспитания (принципы, содержание, формы и методы), во-вторых, исследуя общество и определяя его воспитательные возможности в качестве положительных влияний на человека.

При изучении роли образования в процессе социализации представляется возможным выделить два подхода: социологический подход – со стороны общества, и психологический – со стороны личности. В первом случае средствами социализации являются системы общества, воздействующие на своих членов. Отсюда социологический подход к социализации в качестве средств влияния использует воздействие общества на личность. Психологический подход социализации указывает на то, каким образом происходит переход общественного во внутренние структуры индивида.

Изучая проблему социализации, формирование личности предлагается рассматривать в связи с влиянием индивидуальных особенностей человека и среды обитания.

Различные изменения в обществе могут повлиять на человека как положительно, так и отрицательно, способность достичь успеха зависит от возможности человека приспособиться к новым условиям. Так как человек не может быть заранее подготовлен к разнообразным изменениям, с которыми ему предстоит столкнуться, он должен уметь находиться и ориентироваться в системе усвоения суммы различных ожиданий.

Чем прочнее впитались социальные ценности, опыт, связи, тем насыщеннее индивидуальная жизнь человека. Чтобы представить особенности социализации на каждом возрастном этапе, необходимо определить влияние личности на общество и влияние на личность со стороны общества.

В практике работы образовательных учреждений социализация всегда относительна. Выделяются причины этой относительности.

1. Учет индивидуальных особенностей не только каждого слушателя, но и группы учащихся, имеющих одинаковые особенности.

2. Учет тех особенностей личности, которые важны с точки зрения учения.

3. Учет свойств личности, которые важны именно для данного учащегося.

Необходимо обратить внимание на то, что возникают определенные трудности, с которыми сталкивается личность при разрешении различных жизненных проблем. Иногда появляется желание отказаться от использования известных путей решения задачи и обратиться непосредственно к своему опыту.

Следует отметить, что особенности развития зрелой личности представляют интерес в связи с учетом влияния социализации и индивидуализации личности. Важной отличительной чертой этого процесса становится обращенность его в глубинные процессы, происходящие с человеком, т. е. зрелость представляется в качестве эпизода наполнения жизни смыслом, что означает единение, слияние процессов социализации и индивидуализации в единый процесс развития личности.

Значительную роль в этом процессе взаимодействия социализации и индивидуализации имеет образование. Его роль отличительна, значительна и заметна. Восприятие личностью окружающего мира, в котором она развивается, формируется под влиянием следующих потоков информации.

1. Окружающие социальные условия.

2. Знания, нормы, требования, усвоенные в процессе обучения и воспитания.

Та информация, которую общество осознанно и планомерно направляет человеку, не может сформировать убеждения, систему мировоззрения личности. Только в результате сочетания усвоенных знаний с наблюдениями и практикой межличностных отношений формируется сознание человека. Этот процесс является важным и необходимым условием превращения знаний в убеждения и привычки поведения. Важно отметить, что процесс формирования убеждений тесно связан со всей практической деятельностью человека. Данный факт, что процесс не является чисто интеллектуальным, совершенно не уменьшает значение и роль образования.

Таким образом, можно отметить, что существуют различные многогранные трактовки и исследования вопросов соотношения и взаимовлияния социализации общества и индивидуализации личности в таких науках, как педагогика, психология и социология. Но наиболее перспективной и эффективной представляется направление изучения развития индивида в сочетании и при взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социальной среды. В итоге определяется максимальная индивидуализация знания.

Таким образом, роль образования в процессе социализации человека:

1) определяется осознанием индивидом окружающего мира, природного и социального;

2) создается под влиянием окружающих социальных условий;

3) определяется результатом усвоенных знаний, норм.

3. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития

Содержание образования носит исторический характер, так как обусловливается целями образования на определенном этапе становления общества. Такой исторический характер определяет изменение содержания образования под влиянием изменений условий жизни, производства и уровня развития научного знания. Также могут оказывать определенное влияние социальные факторы. Например, привилегированная часть общества всегда стремится присвоить себе господство над знаниями. Остальная часть общества получает только необходимые для повседневной жизни и практической деятельности знания.

Содержание образования является одним из основополагающих условий формирования и развития личности.

В педагогической науке существуют различные подходы к пониманию содержания образования. Для традиционной педагогики определяющим являются знания, поэтому под содержанием образования понимается сочетание знаний, умений и навыков и определенная степень развития познания. При таком подходе за основу принимаются знания, отражающие духовное богатство общества, поэтому данный подход имеет безусловное значение. Однако он заслоняет собой самого человека.

Поэтому в последнее время все более становится значимым личностно-ориентированный подход к определению сути содержания образования. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности. Итак, в данном случае ценностью являются не оторванные от человека знания, а сам человек.

Что же необходимо молодому человеку для того, чтобы комфортно чувствовать себя в новых условиях жизни? Какая роль может быть отведена школе, какой должна быть школа в XXI в.?

В любом обществе система образования обязана обеспечить решение основных задач социально-экономического и культурного развития страны, так как именно система образования (школа, вуз) готовят личность к практической и эффективной деятельности. Поэтому значение школы как начального базового этапа образования очень важно. Особенно важна способность школы быстро и мобильно откликаться на предложения общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт.

В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Разумеется, этого достаточно трудно достигнуть, гораздо проще научить человека чтению, письму, счету. Учитывая, что человек по своей природе любознателен, настоящий педагог старается выявить это стремление к знаниям и показать, как можно получать удовольствие от самого процесса обучения.

Образование является «лицом» общества. Известные педагоги указывают на значение образования как эффективной реорганизующей силы общества. Указывается также, что, чтобы избежать кризиса, необходимы основательные изменения в сознании и поведении людей.

Функция современного образования состоит в том, чтобы изменить внутренний мир личности, постоянно формировать морально-нравственные качества, повысить культурный и профессиональный уровень человека. Общественная роль образования состоит в том, чтобы влиять на постепенное развитие различного рода течений в социуме, чтобы подготовить молодых людей к решению возможных задач современности.

В России в XVIII в. высшее образование зарождалось в условиях централизованной государственной власти. Все виды высших учебных заведений содержались на государственные средства, и их имущество принадлежало государству, поэтому они являлись государственными учреждениями.

Отвечая основным целям государства в то время, эти учебные заведения имели цель – усиление военной и экономической мощи России. При Петре I обучение в вузах определялось как государева служба: студент получал определенные денежные средства, а за невыполнение своих учебных обязанностей подвергался взысканиям. Значение образования в это время состояло в том, чтобы научить обучающихся только профессиональным навыкам; науки изучались тогда, когда усвоение профессиональных навыков требовало конкретных знаний.

Поэтому российская государственная власть очень сдержанно относилась к развитию высшего образования, считающегося источником западноевропейского свободомыслия и демократии. А в демократии авторитарное российское государство не нуждалось.

Именно по этой причине в первом российском университете, созданном при Петербургской академии наук в 1724 г. указом Петра I, до 1753 г. состоялся лишь один выпуск. А в 1766 г. университет был закрыт.

Московский университет, открытый на основании указа Елизаветы в 1755 г., явился положительным примером и удачной попыткой организации культурного и научного центра. Основой программы университета, которую составил М. В. Ломоносов, являлся трехлетний общеобразовательный курс для студентов всех факультетов, который состоял из таких наук, как математика, физика, философия, экономические, исторические, словесные науки. По окончании такого подготовительного курса существовало еще четырехлетнее обучение по профилирующим дисциплинам на каждом факультете. В российских университетах не только не было богословских факультетов, но и даже не преподавалось богословие, что существенно отличало российское высшее образование от западноевропейских университетов, основателем которых являлась церковь.

Но непопулярность в российском обществе высшего образования предопределяла университету достаточно непростое положение. Екатерина II, которая пыталась разобраться в этой проблеме, направила запрос в профессуру университета в 1765 г. В своем ответе профессора университета определили причины трудной ситуации и назвали следующие: дефицит денежных средств и зависимость от государства. Профессора, в свою очередь, предлагали меры, которые должны были помочь устранить причины упадка, а именно: ввести выборы деканов, ректора, предоставить власть в университете выборному совету, а также улучшить материальное положение профессоров. В отношении студентов было внесено условие не отрывать до окончания обучения студентов и не призывать на военную службу.

В XIX в. университетское образование приобретает социальный статус как важнейший этап подготовки чиновничества. Тогда был введен государственный экзамен на чин.

Независимо от государственного устройства любое общество вместе с задачами производства и воспроизводства решает и задачу образования своих членов. Именно с этой целью государство формирует систему образования, представляющую собой систему образовательных учреждений различного уровня: системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Иначе говоря, под образовательной системой понимается комплекс институтов образования. Одним из основных таких институтов образования считаются образовательные учреждения, которые обеспечивают функции и решают задачи воспитания и обучения. По принадлежности к организационно-правовым формам собственности все образовательные учреждения делятся на государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные и религиозные). В России считаются образовательными учреждениями следующие типы учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Одним из главных элементов формирования и развития личности является содержание образования. Содержанием образования считают сочетание знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определенный уровень развития познавательных навыков и практической деятельности, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Цель современного содержания образования – это формирование и развитие тех качеств человеческой личности, которые необходимы для присоединения к социальнозначимой деятельности. Данная цель содержания образования определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как к способам достижения развития разносторонней личности.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что «государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений», (Закон РФ «Об образовании», ст. 1, п. 5). Поэтому можно выделить три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный в государственном стандарте общего среднего образования. Федеральный компонент – это нормативы, необходимые для обеспечения единства педагогического пространства России.

Национально-региональный компонент – это нормативы, определенные конкретными регионами и учреждениями образования в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и т. д.

Школьный компонент содержания образования – это нормативы отдельного образовательного учреждения.

Рассмотрев вопросы сущности образования, проблему исторического характера образования и важнейшие этапы его развития, можно приступить к изучению основного элемента образования – педагогического процесса.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector