Образование как фактор социальной мобильности

baby 1399332 1920 Советы на день
Содержание
  1. Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности
  2. Образование как фактор социальной мобильности
  3. Главная > Контрольная работа >Социология
  4. Введение
  5. Социальная мобильность: понятие и сущность
  6. Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности
  7. Образование как фактор социальной дифференциации
  8. Образование и социальная дифференциация
  9. Готовые работы на аналогичную тему
  10. Социальная мобильность и социальные «лифты»
  11. Выводы
  12. Образование как фактор обеспечения социальной мобильности человека в современном обществе: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Нурмухаметова, Виктория Васильевна
  13. Оглавление диссертации кандидат философских наук Нурмухаметова, Виктория Васильевна
  14. Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
  15. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона 2001 год, доктор педагогических наук Калиновский, Юрий Исаакович
  16. Формы человеческой деятельности: Теоретико-методологический анализ 2001 год, доктор философских наук Кильберг-Шахзадова, Надежда Васильевна
  17. Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества 2011 год, кандидат философских наук Мержоева, Айшет Хусеновна
  18. Социальное воспроизводство региональной общности: содержание, процессы, механизмы 2006 год, доктор географических наук Богданова, Лидия Петровна
  19. Конфликтогенность образования как социокультурный фактор трансформации современного российского общества 2006 год, кандидат социологических наук Гржебина, Людмила Михайловна
  20. Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование как фактор обеспечения социальной мобильности человека в современном обществе: социально-философский аспект»
  21. Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
  22. Институт образования как фактор модернизации российского общества: социально-философский анализ 2011 год, кандидат философских наук Агеева, Елена Сергеевна
  23. Социальная мобильность выпускников вузов в условиях модернизации российского общества 2005 год, кандидат социологических наук Новиков, Сергей Николаевич
  24. Непрерывное образование: социальная практика дополнительного профессионального образования 2005 год, доктор философских наук Ермакова, Лариса Ивановна
  25. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования 2009 год, доктор педагогических наук Осипова, Людмила Яковлевна
  26. Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Нурмухаметова, Виктория Васильевна
  27. Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Нурмухаметова, Виктория Васильевна, 2010 год

Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции образования

640 1

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующихмест в системах разделения труда.

Источник

Образование как фактор социальной мобильности

Главная > Контрольная работа >Социология

МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

по дисциплине: «Социология»

на тему: «Образование как фактор социальной мобильности»

Студент Орешников Д.В.

Группа Г 1/1-26, курс 1

Социальная мобильность: понятие и сущность

Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности

Роль и место образования в преобразовании общества. Маргинальность как состояние образованных слоев общества

Женское образование и мобильность

Образование в системе ценностей россиян

Список использованной литературы

Введение

В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого общества.

Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. П. Сорокин под социальной мобильностью понимал любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой.

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.

Целью исследования является изучение образования как фактора социальной мобильности, неотъемлемого и необходимого критерия развития общества. В соответствии с целью работы необходимо обозначить круг задач, которые будут рассматриваться на протяжении всей работы:

дать определение понятию социальная мобильность

рассмотреть виды социальной мобильности

раскрыть значение образования в процессе социального дифференцирования

указать основные социальные функции образования, а так же выявить основные проблемы образовательного процесса

Объектом исследования темы является социальная структура общества. Предметом исследования является всеобщее в системе перемещений: каналы социальной циркуляции, институты наследования социального статуса, способы его получения.

Социальная мобильность: понятие и сущность

Талантливые личности, несомненно рождаются во всех социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.

Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем (актером, художником), как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях».

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой» 1

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность: каналы социальной регуляции. Горизонтальная мобильность

Вертикальная мобильность является наиболее важным процессом, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем или социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.

Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Поэтому для преодоления культурного барьера и барьера общения индивиды в процессе социальной мобильности прибегают к каналам социальной циркуляции.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходит без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным.

Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности

В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности  профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции образования

Источник

Образование как фактор социальной дифференциации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Образование как фактор социальной дифференциации – это процесс воспитания и обучения, являющийся причиной разделения общества на группы.

В современном обществе наблюдается увеличение разрыва между необразованными и образованными.

Образование и социальная дифференциация

К образованию как фактору социальной дифференциации уже длительное время существует два разных исторических подхода.

В настоящее время со сложностями в сфере образования в основном сталкиваются жители небольших поселков и отдаленных деревень, хорошее и доступное образование все больше приобретает зависимость от материального достатка и социального статуса семьи, в свою очередь это очень серьезное препятствие для талантливых молодых людей.

В результате набор в учебные заведения уже давно приобрел дискриминационный характер, постепенно происходит оттеснение не защищенных слоев населения от получения качественного высшего образования. Соответственно в сознании людей плотно засело мнение, что попасть в институт сегодня можно либо заплатив большие деньги, либо имея связи, во всех других случаях попасть в вуз крайне сложно, даже если есть знания и желание учиться. Во всей этой несправедливости удивляет то, что многие считают такой расклад вполне нормальным и не вызывает никаких протестов и осуждений ни среди абитуриентов, ни среди их родителей.

Согласно исследованию Я. М. Рощиной лишь 30% родителей и 25% детей, считают так называемый «блат» неприемлемым и недопустимым. Почти 60% родителей и вовсе готовы в случае необходимости дать взятку, не считая это чем-то аморальным.

Готовые работы на аналогичную тему

Рыночная экономика в нашей стране сопровождается активным внедрением платного образования, в результате сложилась иерархия из более престижных и дорогих и более доступных учебных заведений, помимо это престиж квалифицированного труда с каждым годом все падает.

Социальная мобильность и социальные «лифты»

Важный критерий для сферы образования – плотность населения, так малонаселенность является серьезным фактором для развития социальной инфраструктуры. Большие города предоставляют большой выбор разных учебных заведений на любой вкус и кошелёк, здесь же созданы все условия для социальной мобильности в сфере образования.

Социальная мобильность – это смена социальной позиции индивидом или группой.

Особо стоит отметить крупные города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург, именно здесь больше всего находится негосударственных вузов.

Образование всегда являлось средством вертикальной социальной циркуляции. В обществе, где образование доступно всем его членам, всё движется вверх. В свою очередь в обществе, где образование доступно не всем. образование является лифтом, который перемещается только между верхними этажами.

Известный социолог П. Сорокин примером общества, где социальная система является лифтом, который движется с низу вверх приводит китайское общество, он тесно связывает образование и политику. Студенты, которые были избраны из простых людей и в итоге достигали высоких должностей, способствовали тому, что разные институты стали теми местами, где избирались представители из народа.

Согласно концепции П. Сорокина, образование в современном обществе один из самых важных каналов вертикальной циркуляции, нельзя достичь успеха в карьере если нет хорошего образования, также выпускник с дипломом вуза ценится гораздо выше и легко продвигается по карьерной лестнице вне зависимости от своего происхождения. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома.

Образование это сито, просеивающее и распределяющее людей по разным стратам и позициям, по сути образование это канал для уменьшения или усиления социального неравенства. Разделение труда есть единственный объективный источник роста производительных сил общества. Вне разделения труда нет и не может быть человека социального.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что в сфере образования в последнее время наблюдается разрыв между реформаторством и социологическим обоснованием каких-либо перемен, что привело к следующему.

Учебные заведения разделились на «для простого народа» и для элиты и связано это с социальным неравенством студентов, особенно сильно от этого могут пострадать сироты и дети из малообеспеченных семей, так как если не будет мест (квот) для поступления, то доступ к высшему образованию им будет закрыт.

Отодвигается перспектива использования образования как стартовой площадки для развития производства, в настоящее время сильно ощущается на многих предприятиях дефицит квалифицированных кадров.

Главной угрозой для общества может стать «феодализация» образования превращающая местные вузы в некое подобие вузовской демократии, сохраняющейся сегодня в высшей школе, исчезнет под напором вынужденного усиления бюрократического контроля и снижения и без того ограниченных материальных возможностей региональных вузов.

Ощутимый разрыв в доходах населения обострил проблему доступного и качественного образования для молодёжи из разных социальных групп, также важно учитывать факт неравномерных расходов на образование из бюджетов разных регионов. Большая часть населения страны убеждена, что их детям придется учиться в учебном заведении своего города, а в лучшем случае в соседней области, как правило это связано с недостатком средств на обучение.

Источник

Образование как фактор обеспечения социальной мобильности человека в современном обществе: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Нурмухаметова, Виктория Васильевна

Оглавление диссертации кандидат философских наук Нурмухаметова, Виктория Васильевна

ГЛАВА 1. Роль образования в обеспечении социальной мобильности человека как философская проблема.

1.1. Проблема образования как фактора обеспечения социальной мобильности в социальной философии.

1.2. Место образования в системе факторов обеспечения социальной мобильности человека.

ГЛАВА 2. Образование в обеспечении социальной мобильности человека в современном обществе.

2.1. Сущность образования и его влияние на осуществление вертикальной и горизонтальной мобильности человека в современном обществе.

2.2. Объективные и субъективные условия реализации мобильностных возможностей образования.

2.3. Условия повышения роли образования в обеспечении социальной мобильности человека в современном обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона 2001 год, доктор педагогических наук Калиновский, Юрий Исаакович

Формы человеческой деятельности: Теоретико-методологический анализ 2001 год, доктор философских наук Кильберг-Шахзадова, Надежда Васильевна

Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества 2011 год, кандидат философских наук Мержоева, Айшет Хусеновна

Социальное воспроизводство региональной общности: содержание, процессы, механизмы 2006 год, доктор географических наук Богданова, Лидия Петровна

Конфликтогенность образования как социокультурный фактор трансформации современного российского общества 2006 год, кандидат социологических наук Гржебина, Людмила Михайловна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование как фактор обеспечения социальной мобильности человека в современном обществе: социально-философский аспект»

Актуальность исследования. Образование представляет собой важнейшую область общества, определяющую его функционирование и развитие, а также сферу необходимой социально-исторической практики человечества. Выступая в качестве социального института, образование обеспечивает выполнение своей главной задачи — воспроизводства социальности. Наряду с передачей социально значимого опыта новому поколению образование обуславливает сохранение социальной структуры общества, ее специфики и своеобразия в каждом конкретном обществе, а также воспроизводит систему каналов перемещений индивидов и социальных групп. К тому же образование является одним из факторов обеспечения социальной мобильности человека.

Современное общество отличается сложностью своего устройства и разнообразием общественных отношений, поэтому на образование возлагается роль обеспечения воспроизводства всего многообразия социальных явлений и процессов. Оно пронизывает и концентрирует вокруг себя все сферы общественной жизни, а также определяет перспективы и основные направления развития общества. Не случайно проблема образования выведена на уровень сферы государственных интересов и от ее решения зависит не только сохранение нации, но и ее национальная безопасность.

Идущие в обществе и образовании модернизационные процессы проявляются достаточно противоречиво. С одной стороны, декларируется первостепенная значимость образования для дальнейшего социально-экономического развития общества. С другой стороны, оторванность института образования от реального процесса социализации, его недостаточное финансирование, снижение ценности образования в общественном сознании значительно усложняют его функционирование.

Таким образом, исследование современного состояния института образования и его социальных функций является достаточно сложным и многоаспектным. Рассмотрение образования как социальной проблемы осуществляется, как правило, силами социологической и педагогической наук. Так, социологический аспект образования состоит в изучении его социальных функций. Образование понимается как один из множества факторов социальной мобильности. В педагогике акцентируется внимание на образовании как процессе и результате передачи знаний, умений, навыков. Конкретные науки определяют сущность образования и его социальную роль, исходя из специфики своих предметов. Его исследование ограничено использованием частнонаучной методологии, что не обеспечивает понимание фундаментальных оснований проблемы образования и не выводит на необходимый уровень обобщения и глубины ее исследования. Поэтому проблема образования как инструмента изменения социального положения человека в условиях современного общества требует социальнофилософского осмысления, так как связана с включенностью образования во все сферы общества и его влиянием на поддержание и изменение социальной структуры. Социально-философский подход к проблеме образования имеет стратегическое значение для настоящего и будущего развития общества, в особенности, российского, ведь от ее решения зависит выбор направлений дальнейшего развития современного общества.

Выяснение значения образования в обеспечении социальной мобильности дает возможность оценить потенциал образования с точки зрения оптимизации его влияния на человеческую активность в настоящем и будущем, а также определить характер и степень его влияния на тенденции развития общества. Таким образом, социально-философский анализ сущности и возможностей образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека в настоящее время приобретает особую актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. Научно-исследовательская литература содержит достаточно объемный пласт трудов, посвященных анализу образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека. Этот факт демонстрирует наличие интереса к данной проблематике со стороны социальной философии, философии образования, социологии образования, культурологии, психологии и ряда других социально-гуманитарных наук.

У истоков философского анализа образования как социокультурного феномена стояли представители античной философии, которые впервые проанализировали социальные функции образования (Платон, Аристотель, Сенека, Цицерон). В дальнейшем, по мере развития философии, в трудах Т. Мора, Т. Кампанеллы, М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гегеля, С. И. Гессена, К. Маркса, В. И. Ленина и др. происходит углубление и развитие представлений о социальной и индивидуально-личностной сущности образования. Начиная с начала XX века количество исследований, посвященных анализу образования, начинает стремительно возрастать.

Теоретико-методологические аспекты рассмотрения образования как фактора социальной мобильности человека в исторической перспективе и в условиях современного общества содержатся в трудах Е. Р. Борисовой, Б. С. Гершунского, Э. Н. Гусинского, А. Ж. Кусжановой, Н. С. Розова и др. Важное значение для концептуализации проблемы имеют идеи представителей новосибирского центра философии образования (Б. О. Май ер, Н. В. Наливайко, Е. А. Пушкарева). Ими отмечается, что формирование целостного представления об образовании как своеобразном социокультурном феномене повлечет за собой уточнение социальных функций образования, в том числе и определение влияния образования на социальные перемещения человека в современном обществе, а также выработку адекватных образовательных практик. Философия образования становится методологической основой анализа образования.

Различные аспекты проблемы образования как фактора социальной мобильности рассматриваются в социально-философских концепциях социальной динамики, предложенных Р. Ф. Абдеевым, У. Беком, Д. Беллом, Т. Стюартом, Э. Тоффлером, Г. А. Угольницким, Ю. В. Яковцом. Авторы анализируют специфику современного общества, перспективы и направления его развития. В их исследованиях современное состояние общества определяется как переходный этап к информационному обществу или обществу знания, в котором образованию отводится одно из важнейших мест. Отдельный методологический блок составляют работы, содержащие концепции социальной стратификации (М. Вебер, Э. Дюркгейм). Группа данных работ определяет дифференциацию индивидов и социальных групп необходимым моментом социального бытия и рассматривает образование в числе важнейших факторов стратификации современного общества. Особо следует выделить концепцию социальной и культурной мобильности П. А. Сорокина, который ввел в методологию исследования социальных процессов и явлений концепты «социальная мобильность» и «канал социальной мобильности», а также определил основные направления социальных перемещений индивидов.

Проявления индивидуально-личностных и психологических особенностей человека и их влияние на осуществление его социальной мобильности, детерминированной образованием, анализировались К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьевым, А. Б. Лебедевым, А. Маслоу, Г. П. Меньчиковым, А. Г. Сабировым, С. В. Соколовым, К. X. Момджаном,

A. К. Уледовым, Э. 3. Феизовым, Э. Фроммом, М. Шелером, М. Д. Щелкуновым, К. Ясперсом. Ими отмечается необходимость учета субъективного момента при рассмотрении фактов социальных перемещений человека.

Различные аспекты взаимодействия образования с политикой, экономикой, наукой и другими элементами общества изучались Ж. Аллаком,

B. Н. Комаровым, В. П. Кохановским, Л. П. Кураковым, А. Ж. Кусжановой, М. П. Медянцевой, Ф. Т. Михайловым, Е. Ф. Сабуровым, В. П. Ширшовым. Авторы исходят из понимания образования как сферы, интегрирующей вокруг себя остальные структуры общества и определяющей стратегии их дальнейшего развития.

Негативные стороны и проявления образования как фактора социальной мобильности проанализированы в трудах К. С. Ерохиной, А. Н. Поддъякова, П. А. Сорокина. Исследователи отмечают разрушительное воздействие социальной мобильности на нравственность и психику человека, а также существование в образовании механизмов противодействия развитию человека.

Место и роль университетского образования в процессах социальной мобильности исследуется в работах Г. Н. Константинова, Н. С. Ладыжец,

Большой вклад в разработку проблемы образования как социального института внесли такие отечественные исследователи, как С. А. Кугель, А. М. Осипов, И. П. Попова, Я. М. Рощина, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов О. И. Шкаратан, В. Н. Шубкин и др. На широком эмпирическом материале авторы проследили конкретные проявления образования как фактора социальной мобильности человека в современном обществе.

Анализ диссертационных исследований последних лет, посвященных проблемам современного образования, позволил выделить три существенные тенденции. Первая тенденция состоит в обобщенном анализе роли и потенциала образования в обществе, вторая — в исследовании образования как самопроявления человека. Третья тенденция выражается в наличии достаточно узких исследований проблем образования как фактора социальной мобильности человека, рассматривающих, например, профессиональную мобильность выпускников технических вузов или социальную мобильность научно-педагогических кадров высшей школы [27, 74, 83,91].

Проведенный в диссертации анализ литературы, посвященной проблеме образования как фактора социальной мобильности, позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями в области разработки концепции влияния образования на социальные перемещения человека, сохраняется и ряд вопросов, требующих своего решения, либо уточнения. Так, недостаточно полно разработаны сущностные аспекты образования как социокультурного явления в целом и как фактора социальной мобильности, в частности. Не в полной мере выявлены возможности образования в обеспечении мобильности, в особенности, ее горизонтальной разновидности в модернизирующемся обществе с учетом изменяющихся ценностно-мировоззренческих установок современного человека. Недостаточно четко охарактеризованы объективные и субъективные условия реализации потенциала образования в качестве фактора социальной мобильности. Все эти обстоятельства обуславливают целесообразность данного диссертационного исследования.

По причине незавершенности и недостаточной степени разработанности проблем, связанных с выяснением сущности образования как фактора социальной мобильности и его возможностей в современном обществе, их актуальности на фоне общего роста интереса к образовательной проблематике определяется цель, задачи объект и предмет данного исследования.

Объектом исследования выступает образование как социокультурный феномен.

Предметом исследования являются возможности образования в обеспечении социальной мобильности человека в современном обществе.

Цель диссертационного исследования состоит в социально-философском осмыслении образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека в современном обществе.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

— установление места образования в системе факторов социальной мобильности;

— анализ сущности образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека;

— описание объективных и субъективных факторов, обеспечивающих социальную мобильность человека, обусловленную образованием;

— выявление комплекса теоретических и практических условий повышения мобильностных возможностей образования в современном обществе. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

1. Определено место образования в системе факторов социальной мобильности, специфика которого состоит в том, что оно выступает условием для вхождения человека в каждую из сфер социального бытия, а также является фундаментом функционирования системы факторов мобильности. Благодаря своей включенности в процесс социального воспроизводства и развития, а также наличию многоуровневых образовательных порогов и цензов, образование дополняет и оптимизирует функционирование других каналов социальной мобильности.

2. На основе анализа социально-философских концепций и осмысления места образования в системе факторов социальной мобильности выявлена и раскрыта сущность образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека. Сущность образования как фактора социальной мобильности проявляется на социальном (образование как социальный институт) и индивидуально-личностном уровнях (формирование социально-духовной сущности человека), составляя их единство и взаимодействие.

3. Определены объективные и субъективные факторы, обеспечивающие перемещения человека в социальном пространстве, детерминированные образованием. Учет существования и взаимодействия данных факторов является важнейшим принципом рассмотрения закономерностей социальной мобильности в конкретном обществе, с одной стороны, и объяснения специфики траектории социальных перемещений отдельного человека, с другой.

4. Охарактеризован комплекс теоретических и практических условий повышения мобильностных возможностей образования ‘ в современном обществе. Показана необходимость первоначального концептуально-методологического осмысления образования, функционирующего в условиях динамично развивающегося общества, для последующего осуществления конкретных преобразований в области образования, адекватных уровню развития общества.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В каждом конкретном обществе функционирует целостная система взаимосвязанных факторов обеспечения социальной мобильности. При этом один или несколько факторов в определенные этапы развития общества выступают доминантой изменения социального положения человека в социальном пространстве. Образование пронизывает систему факторов обеспечения социальной мобильности, а также детерминирует ее функционирование посредством существования образовательных порогов и цензов.

2. Сущность образования, выступающего в качестве фактора социальной мобильности, характеризуется как совокупность социальных функций образования и индивидуально-личностных качеств человека, обеспечивающих его перемещения в социальном пространстве, и в своих разнообразных проявлениях наиболее полно раскрывается в понятии «мобильностные возможности образования». Образование как социальный институт, осуществляющий социально-воспроизводящую и развивающую функции, конкретизирующиеся в ряде частных функций, с одной стороны, и как процесс формирования образа человека, развития и совершенствования его образованности, профессиональной компетентности и сопутствующих социально и духовно значимых качеств, с другой, выступает важным фактором социальной мобильности человека.

4. Проблема усиления мобильностных возможностей образования первоначально обозначается на теоретическом уровне. Комплекс теоретических условий усиления мобильностных возможностей образования строится на выделении концептуально-методологических оснований проблемы. Комплекс практических условий нацелен на реализацию действий, направленных на оптимизацию мобильностного потенциала образования в современном обществе. Знание сущностных основ образования позволяет выстраивать адекватные образовательные практики.

Методологические основания исследования. Диссертационное исследование носит сложный междисциплинарный характер и поэтому требует привлечения методологического аппарата социальной философии, философии образования, социологии образования, педагогики и других близких к нему областей социально-гуманитарного знания. В работе использовались системный подход, сравнительный анализ, структурно-функциональный метод, принципы историзма, сочетания детерминизма и индетерминизма, принцип о взаимосвязи внешних и внутренних факторов. Системный подход основан на признании единства компонентов «Общество — Образование как социальный институт — Человек», сочетание которых определяет специфику реализации возможностей образования в изменении социального положения человека. Сравнительные анализ позволяет выявить место образования в системе факторов социальной мобильности. Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение образования как целостной структуры элементов, связанных друг с другом функционально. Принцип историзма предполагает рассмотрение потенциала образования в обеспечении социальной мобильности человека в динамике и позволяет проследить проявление функций образования в исторической перспективе и в современном обществе. Принцип сочетания детерминизма и индетерминизма опирается на признание сосуществования порядка объективных закономерностей) и хаоса (субъективного фактора) в социальной системе, а также учет фактора случайности (стохатичности) в протекании социальных процессов. Принцип о взаимосвязи внешних и внутренних факторов позволяет оценить социальную мобильность, обусловленную образованием, как явление, детерминированное сосуществованием и взаимодействием объективных и субъективных факторов.

Научно-практическая значимость. Научно-практическое значение имеет концептуальная детализация сущностных функций образования как фактора социальной мобильности, а также построение прогнозов изменения образования в целях его превращения в эффективное средство воспроизводства и изменения социальности. Методологические и теоретические выводы диссертационного исследования позволяют оценить образование как действенный инструмент изменения социального положения человека в условиях современного общества. Большое значение полученные результаты могут иметь для дальнейшего совершенствования законодательства в области образования, разработки концепций федеральных образовательных программ и национальных проектов.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении различных философских дисциплин, в частности, социальной философии, философии образования, философской антропологии, социально-философской антропологии.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы излагались на заседаниях кафедры философии и социологии Елабужского государственного педагогического университета, а также при чтении курсов лекций по философии. Выводы и результаты диссертации обсуждались на II всероссийской научно-практической конференции «Власть, общество, личность» (Пенза, 2007), международной научно-практической конференции «Социально-философские и экономические аспекты развития современного общества» (Саратов, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Человек в современных социально-философских концепциях» (Елабуга, 2008), III всероссийской научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2008), республиканской научно-практической конференции «Наука, технологии и коммуникации в современном обществе» (Набережные Челны, 2009), V всероссийской научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2009), всероссийской научно-практической конференции «Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология» (Казань, 2009).

Структура диссертации определяется логикой изложения и целью исследования, отражает последовательность решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Институт образования как фактор модернизации российского общества: социально-философский анализ 2011 год, кандидат философских наук Агеева, Елена Сергеевна

Социальная мобильность выпускников вузов в условиях модернизации российского общества 2005 год, кандидат социологических наук Новиков, Сергей Николаевич

Непрерывное образование: социальная практика дополнительного профессионального образования 2005 год, доктор философских наук Ермакова, Лариса Ивановна

Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования 2009 год, доктор педагогических наук Осипова, Людмила Яковлевна

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Нурмухаметова, Виктория Васильевна

Итогом социально-философского осмысления образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека в современном обществе являются следующие основные выводы и результаты.

Образование как фактор обеспечения социальной мобильности человека является одним из важных объектов социально-философского анализа. В социальной философии происходит закрепление за образованием статуса социального и индивидуального блага и привилегии, доступность к которому зависит от положения человека в обществе, утверждается необходимость учета образования при осуществлении перехода человека из одного социального слоя в другой, а также выстраиваются концептуальные основания образования, исследуется его сущность и фундаментальные социальные функции.

Образование занимает особое место в системе факторов социальной мобильности человека. Оно не существует само по себе, а совпадает с социальным и индивидуальным бытием, пронизывая все сферы общественной жизни. Будучи независимой территорией, образование создает предпосылки для вхождения в каждую из сфер общества. Органическая вписанность образования в процесс воспроизводства социальной действительности обуславливает его значение в качестве условия функционирования всей системы факторов социальной мобильности, в особенности, в современном обществе. Находясь в основе таких социальных явлений, как политика, бизнес, наука и т.п., образование задает комплекс знаний, умений, индивидуально-личностных характеристик, мировоззрения человека, т.е. такой тип социального характера, который необходим для обеспечения воспроизводства соответствующих видов общественных отношений. В рамках каждого социального института или социального явления, выступающего в обществе каналом социальной мобильности человека, существует система образовательных порогов и цензов, преодоление и использование которых предоставляет возможность подняться на ступень выше. Для создания образовательного сита у каждого такого института имеется сеть образовательных учреждений, сертифицирующих результаты готовности человека к той или иной деятельности. Чем сложнее общество, тем большее количество образовательных порогов ожидает человека на пути к более высокому социальному положению. Особое значение имеет один из важнейших результатов образования — знание, посредством которого происходит, формирование целостного представления человека о существующем. Знание обладает специфическими качествами, усиливающими потенциал образования в обеспечении мобильности и, следовательно, создающими условия для повышения эффективности других факторов социальной мобильности. К числу таких качеств относятся его идеальность, неисчерпаемость, неотчуждаемость, демократичность, гибкость. Образование в современном обществе является влиятельным социальным ресурсом, даже по отношению к таким традиционно общепризнанным ресурсам как власть и богатство. Знания сами по себе оказываются не только источником власти, но также важнейшим компонентом силы и богатства. Образование в отличие от других каналов социальной мобильности в меньшей степени подвержено колебаниям в социально-экономической и политической сферах общества. Консервативность образования в этом отношении рассматривается как его положительное качество. Особая роль образования в системе факторов социальной мобильности обусловлена модернизацией общества в направлении построения общества знания. Современные западные и российские исследователи указывают на смещение детерминанты социального положения человека с его экономического статуса на его образовательно-профессиональный уровень. В таком обществе образование приобретает качество ведущего фактора социальной мобильности человека.

Таким образом, благодаря своей включенности в процесс социального воспроизводства и наличию многоуровневых образовательных порогов и цензов, образование дополняет и оптимизирует функционирование других каналов социальной мобильности. Образование обладает наибольшим эффектом фактора мобильности в том случае, если оно соответствует тому социальному институту, который на данном этапе существования общества имеет наибольшее влияние на его развитие, то есть фактически становится подчиненным другому фактору мобильности.

Для наиболее полного и достоверного анализа проблемы влияния образования на осуществление социальных перемещений человека представляется необходимым найти такое понятие, которое бы наиболее точно отражало сущность образования как фактора обеспечения социальной мобильности. Таким понятием может служить конструкт «мобильностные возможности образования». Под мобильностными возможностями образования понимается совокупность социальных функций образования и индивидуально-личностных качеств человека, обеспечивающих его перемещения в социальном пространстве. Совокупность мобильностных возможностей образования составляет его мобильностный потенциал. Мобильностные возможности образования представляют собой концепт, сконструированный на основе осмысления социальной реальности с учетом закономерностей ее развития. Мобильностные возможности образования, отвечая признакам понятия «возможность» в качестве философской категории, являются потенциально действительными, и их проявление и реализация зависит от определенных условий, связанных со спецификой социальной реальности и социальных субъектов. Мобильностные возможности образования и их реализация в действительности детерминированы уровнем развития общества, ведь совокупность знаний, умений и разнообразных социально и духовно значимых качеств человека, его образованности и профессиональной компетентности носит общественно-исторический характер, а социальные функции образования осуществляются в соответствии с особенностями каждого конкретного общества.

Будучи включенным в различные сферы общественной жизни, а также определяя функционирование системы факторов социальной мобильности, образование обладает значительными мобильностными возможностями в обеспечении перемещений человека в вертикальном и горизонтальном срезах социального пространства. Влияя на формирование механизмов социального самоопределения и социальной самоидентификации, образование становится своего рода инициатором социальной мобильности человека. Мобильностные возможности образования выражаются в том, что оно влияет на формирование образовательных потребностей и образовательного знания, навыков самообразовательной деятельности и непрерывности образовательной практики. Последствия влияния образования на социальную мобильность человека могут иметь как позитивный, так и негативный характер.

Социальная мобильность, детерминированная образованием, осуществляется в определенных условиях объективного и субъективного характера. Объективные условия выступают основой осуществления социальной мобильности человека. Реализация мобильностных возможностей образования детерминирована спецификой социальной структуры, характером взаимоотношений государства и образования, особенностями общественного сознания, типа воспроизводимого социального характера в каждом конкретном обществе.

Человек как сознательное существо познает законы существования объективной социальной реальности, с одной стороны, и активно воздействует на ее развитие благодаря своей свободной воле и творческой сущности, выступая фактором случайности в развитии социального. Субъективная индивидуальность вносит хаос в социальный порядок и в то же время выступает творческой силой, новой энергией, питающей общественное развитие. Субъективная составляющая реализации мобильностных возможностей образования определяется способностями, интересами человека, наличием сформированных образовательных потребностей и рефлексии, потребностями в самоактуализации и признании, свободой выбора личности, способностью к творческой деятельности, готовностью к духовному постижению, его индивидуально-психологическими особенностями и т.д.

Если объективные условия имеют необходимый характер, то субъективная индивидуальность каждого человека определяет уникальность и непредсказуемость траектории его социальных перемещений.

Оптимизация возможностей образования в обеспечении социальной мобильности человека происходит в рамках ситуации перехода к обществу знания, создания инфосферы, изменений в социальной структуре. Наряду с этим в современном обществе имеет место рассогласованность сущностных функций образования. Главная проблема современного образования заключается в том, что оно, с одной стороны, не соответствует изменившемуся характеру общественных запросов, а с другой стороны, не «понимает», какую социальную действительность необходимо воспроизводить. Иными словами, образование в настоящее время дезориентировано.

Комплекс теоретических условий усиления мобильностных возможностей образования строится на выделении концептуально-методологических оснований проблемы. Социальная практика необходимым образом должна быть согласована с теоретическими аспектами образования, поскольку знание сущностных основ образования позволяет выстраивать адекватные образовательные практики. Так, необходим окончательный перенос фундаментальных проблем образования из предметной области частных наук в исследовательское поле социальной философии, уяснение сущности образования и его ведущих функций, взаимосвязи теоретических аспектов и социальных практик образования в конкретных обществах, формирование концептуальных основ государственной образовательной политики.

Комплекс практических условий нацелен на реализацию действий, направленных на повышение роли образования в качестве фактора социальной мобильности, и сводится к следующим главным практическим рекомендациям: переход на личностно-ориентированную парадигму образования, сочетающую в себе принципы антропологизации, гуманитаризации, фундаментализации; гармонизация сущностных функций образования — воспроизводства и развития социальности, проявляющаяся в согласованности категорий прошлого, настоящего и будущего; влияние на формирование образовательных потребностей; создание условий для непрерывного образования; сочетание возможностей формального и неформального образования; усиление ценности образования, как терминальной, так и инструментальной; закрепление образования в качестве важнейшего условия, влияющего на осуществление и изменение тех социальных функций, которые соответствуют положению человека в обществе; использование потенциала образования в целях создания новой элиты общества, а также оптимизации ее социальных функций.

В итоге анализ усиления мобильностных возможностей образования строится на концептуально-методологическом уровне и предполагает первоначальное осмысление сущности образования и его социальных функций, а затем формулирование ряда практических рекомендаций, нацеленных на оптимизацию мобильностного потенциала образования в современном обществе.

В результате исследования образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека в современном обществе можно сформулировать ряд проблем, выявленных в ходе работы над диссертацией и требующих дальнейшей разработки, но выходящих за рамки выбранной темы исследования. Так, требует дополнительного исследования проблема образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека в современном российском обществе, актуальность которой обусловлена спецификой происходящих в нем социокультурных трансформаций. Кроме того имеет смысл дальнейшее целенаправленное изучение мобильностных возможностей образования в обществе, построенном на знании, в котором, как уже указывалось, образование наряду с наукой приобретает черты важнейшей социальной структуры. Проблемное поле в рамках предмета и объекта исследования включает более детальное изучение субъективного компонента мобильностного потенциала образования в современном обществе, образовательных потребностей человека. Предполагается, что решение данных проблем будет осуществляться на последующих этапах разработки темы диссертации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Нурмухаметова, Виктория Васильевна, 2010 год

1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев.- М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

2. Абульханова, К. А. Личность как субъект жизненного пути / К. А. Абульханова / в сб. Время как фактор изменений личности: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова. Мн.: ЕГУ, 2003.-С. 24-65.

3. Алексеев, П. В. Социальная философия / П. В. Алексеев. М.: ООО «ТК Велби», 2003.-256 с.

7. Антология мировой философии: в 4-х т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. — М.: Мысль, 1970. — 776 с.

9. Аристотель. Политика / Аристотель / предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1997.-458 с.

10. Барулин, В. С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир / В. С. Барулин. М.: Академический Проект, 2007.- 600 с.

14. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. М.: Прогресс, 2000.-384 с.

17. Бергман, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергман, Т. Лукман. М.: Academia-Центр, МЕДИУМ, 1995.-323 с.

18. Борисова, Е. Р. Положения Болонской декларации в системе высшего образования / Е. Р. Борисова, Ю. П. Леванов. Чебоксары: Новое время, 2006.-311 с.

19. Бхагавад-гита // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Философия древности и средневековья. — М.: Мысль, 1969. С. 94-107.

33. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000.-384 с.

34. Дыои, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. — М.: Работник просвещения, 1925.- 126 с.

35. Дюркгейм, Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. М.: ИНТОР, 1996.-80 с.

36. Ерасов, Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1997.-591 с.

41. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. Спб.: Наука, 1999.-471 с.

44. Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. М.: Аспект Пресс, 1996.-215 с.

45. Комаров, В. Н. Школа и общество (на примере современной рыночной России) / В. Н. Комаров / Образование в системе институтов рыночного общества: сб. ст. Казань: Казан, ун-т, 2004. — С. 12-15.

48. Конфуций. Луньюй / Конфуций // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Философия древности и средневековья. М.: Мысль, 1969. — С. 190-196.

49. Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Электронный ресурс.: код доступа http://www.iis.ru/library/isp2010/isp2010.ru.html.

51. Кугель, С. А. Профессиональная мобильность в науке / С. А. Кугель. — М: Мысль, 1983.-256 с.

56. Кусжанова, А. Ж. Проблема выявления социальной сущности образования и ее практическое значение / Электронный ресурс. / А. Ж. Кусжанова: режим доступа http://credonew.ru/content/view/34/22/.

57. Ладыжец, Н. С. Философия и практика университетского образования / Н. С. Ладыжец. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. — 256 с.

60. Ленин, В. И. О воспитании и образовании / В. И. Ленин. — Просвещение, 1970.-680 с.

61. Локк, Дж. Сочинения. В 3-х т. / Дж. Локк. М.: Мысль, 1988.

64. Малькова, 3. А. Школа и педагогика за рубежом / 3. А. Малькова. М.: Просвещение, 1983. — 172 с.

65. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999.-425 с.

66. Марков, Б. В. Философская антропология. Очерки истории и теории Электронный ресурс. / Б. В. Марков: режим доступа http://ihtik.lib.ru/philosbook.

67. Маркс, К. Сочинения Т. 2: В 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1955.-652с.

68. Маркс, К. Сочинения Т. 4: В 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1955. — 616 с.

79. Ницше, Ф. О будущности образовательных учреждений Электронный ресурс. / Ф. Ницше: режим доступа http://lib.rus.ec/b/l 13485/read.

82. Новиков, В. В. Профессиональная мобильность выпускников технических вузов в России на рубеже XX-XXI веков: дисс.канд. филос. наук / В. В. Новиков. — М., 2001. — 183 с.

101. Сабиров, А. Г. Антропологизация как приоритетное направление развития современного образования / А. Г. Сабиров / Образование в зеркале философии: материалы межвуз. науч. конф. — Казань: Казан, унт, 1998.-С. 75-78.

108. Соколов, С. В. Социальная философия / С. В. Соколов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-440 с.

110. Сорокин, П. А. Социальная мобильность / П.А.Сорокин. — М.: Academia; LVS, 2005. 588 с.

114. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2001.-560 с.

116. Уледов, А. К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1990.-333 с.

117. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Электронный ресурс.: код доступа www.fcpro.ru.

124. Хайдеггер, М. Самоутверждение немецкого университета / М. Хайдеггер / в кн. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. — М.: Гнозис, 1993.-С. 222-231.

127. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шел ер. М.: Гнозис, 1994.-490 с.

129. Ширшов, В. П. Наука и образование / В. П. Ширшов / Образование в зеркале философии: материалы межвуз. науч. конф. Казань: Казан, унт, 1998.-С. 66-68.

130. Шкаратан, О. И. Новый средний класс и информационные работники на российском рынке труда / О. И. Шкаратан, С. А. Инясевский,

131. Т. С. Любимова // Общественные науки и современность. — 2008. — № 1. С. 5-27.

132. Шубкин, В. Н. Социологические опыты / В. Н. Шубкин. М.: Мысль, 1970.-217 с.

141. Bracher, Sauer, Schulz. Die nazionalsozialistische Machtergreifung. Köln; Opladen: Wesdteutscher Verlag, 1962. S. 318.

143. Weber, M. Politik als Beruf. München; Leipzig: Verlag von Duncker & Humblot, 1919.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector