Образование как институт культуры

woman 600225 1920 Советы на день

Образование как социальный институт культуры.

Функции образования как социального института культуры:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным
профессиям).

2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

4. Социальные и культурные изменения. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности.

5. Образование как средство социального контроля.

В большинстве стран мира среднее образование считается обязательным. По закону дети обязаны проводить в школе несколько часов в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году. Они получают знания на основе стандартизированных учебников. Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами – на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий. Почти весь день их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей. Большинство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества.

6. Образование – фильтрующее устройство. Образование оказывает сегодня важное влияние на все виды деятельности человека. Для большинства людей образовательные учреждения становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Образование – разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности.

7. образование оказывает влияние на статус. Процесс образования состоит не только в подготовке учащегося к определенному виду деятельности, он оказывает влияние на статус человека в обществе. Образование одновременно имеет практическое и символическое значение. Диплом становится символом социального статуса, и в этом находит отражение косвенный, символический аспект образования.

8. Образование способствует восходящей социальной мобильности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Образование как социальный институт культуры.

Образование как социальный институт культуры.

Образование как социальный институт культуры.

Источник

Образование как институт культуры

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Образование – это сложный и длительный процесс овладения людьми теоретическими знаниями и практическим опытом, накопленными в обществе. Знания и опыт передается через социальный институт образования, который включает в себя совокупность учреждений, соответствующих специалистов, норм и правил, методов обучения и многого другого, без чего не может функционировать система образования в современном обществе.

Главным образом через систему образования происходит проникновение научных теорий и художественных ценностей в сознание масс. С другой стороны, воздействие массового сознания на высокую культуру тем эффективнее, чем просвещеннее массы. Школа представляет собой основное связующее звено между различными уровнями духовной жизни общества.

Культура и образование связаны между собой:

ü общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;

ü творческим характером культурно-образовательной деятельности;

Образование должно осуществляться в контексте определœенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.

ОБРАЗОВАНИЕ — как функция социума обеспечивает воспроизводство и развитие самого социума, его систем деятельности и распределœено по всœей системе человеческих отношений; как процесс трансляции культуры и реализации культурных норм осуществляется специальными социальными институтами в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей.

Религия как институт культуры.

Развитие культуры неразрывно связано с религией, которая понимается в социологии как институционализированная система верований, символов, ценностей и практик. Социологическое изучение религии предполагает рассмотрение её в качестве социального феномена. О.Конт, разработавший атеистическое учение, впоследствии развитое К.Марксом, определял религию как «любую систему взглядов и действий, которая регулирует поведение и служит предметом поклонения». Он считал религию исторически закономерным, фантастическим отражением действительности, природных и социальных сил, господствующих над человеком.

Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Источник

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии “образованность”:

а) сертифицированный результат деятельности,

б) определенный уровень освоения социального опыта.

Социокультурный тип образования— это общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст.

1. образовательных целей и ценностей данного общества;

2. это социально значимые представления о результатах образовательной деятельности, выраженные в идеале образованности;

3. содержание образования и способы его отбора;

4. тип коммуникации в образовательном процессе (непосредственное, опосредованное);

5. характер институциализации образования.

Э. Дюркгейм: “Не существует воспитания, пригодного для всего человеческого рода, так и не существует общества, в котором бы различные педагогические системы не существовали и не функционировали параллельно” (Социология образования, с.50)

Социальный характер целейобразования определяет и социальный характер средств образования. Э. Дюркгейм: “В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе”. Таким образом, школа- это “своеобразный зародыш социальной жизни”

Каждое общество имеет свой идеал образованности, сформировать который и есть плавная цель образования. Этот идеал определяется социальными потребностями.

Идеал образованности— социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования, т.е. такой системе достижений учащихся, которая соответствует состоянию общества и способствует его динамике.

В разные эпохи этот идеал разный.

Античный идеал образованности выражался в понятии “гражданин”, и он включал в себя гражданские добродетели свободного человека (чувство долга, ответственность, защита родины), знание философии, музыки, ораторского искусства, физическое совершенствование. Гуманистический идеал эпохи Возрождения понимается как широкая всесторонняя образованность и может быть выражен в определении “Нomo universale”.

Идеал образованности Нового времени, эпохи развития естественных наук и капиталистических отношений, выдвигает на первый план профессиональное знание. Этот идеал может быть выражен в определении “Нomo faber”.

В наше время этот идеал меняется, он включает в себя не только профессионализм, но и общую культуру, планетарное мышление, культурный плюрализм.

1) формирование проектно-ориентированного мышления, владение интеллектуальными стратегиями, которые позволяют эффективно использовать знания для решения проблем.

Существуют 2 стратегии (способа) решения проблем, характерные для нашего времени:

а) конвергентная стратегия решения проблем предполагает:уверенность в наличии только одного верного решения;

б) дивергентная стратегия:стремится рассмотреть как можно больше вариантов возможных решений;осуществляет поиск по всем возможным направлениям;допускает существование нескольких “правильных решений”, так как “правильность” понимает как многомерность представлений о целях, путях, результатах решения проблем;

формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межгосударственном, межкультурном, межличностном уровнях; формирование социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1455 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Образование как социальный институт и феномен культуры

Поскольку в настоящей работе образование рассматривается не только как социальный институт, но и как феномен культуры общества, то есть – в социокультурном срезе, обращение только к одному из указанных концептуальных подходов было бы ошибочным: изучение образования во всей полноте его и институциональных, и социокультурных характеристик подразумевает необходимость комплексного подхода. Тем более, если учитывать, что стремительные изменения в социальной жизни общества, сопровождающиеся преобразованиями его экономической, культурной сфер, требуют и соответствующего внимания к перспективам развития системы образования в общем контексте социальных и социокультурных трансформаций.

Ю.А. Тюрина подчеркивает, что совершенствование научного социологического знания о феномене образования требует не только применения ключевых социологических подходов – системного и институционального, но и обращения к историческому подходу, что представляется особенно важным, учитывая зависимость образования и как института, и как культурного феномена, от историко-политической конкретики [8].

В процессе развития социологической мысли выработано достаточное количество определений понятия «образование», в конечном итоге сводящихся к пониманию его как духовного и интеллектуального совершенствования человека. Социология трактует образование более предметно, рассматривая его и как процесс, и как социальный институт. Так, Нил Смелзер утверждает, что образование суть процесса трансляции ценностно-поведенческих установок и специфических навыков, для которого характерна институционализация. То есть, социология переходит к рассмотрению образования в его институциональном аспекте, что требует обращения собственно к определению и характеристикам социального института [9].

Социальный институт представляет собой «организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» [10].

Формирование социального института связано с процессом упорядочения, регламентации и формализации социальных отношений. Пока социальные отношения действуют вне формальных норм, нельзя говорить о существовании социального института. Его появление происходит вследствие выработки определенных правил, устанавливающих алгоритмы социальной жизни, задающих некие нормы, в соответствии с которыми люди организуют свое взаимодействие для достижения определенных целей и удовлетворения конкретных потребностей.

Социальный институт может существовать только в единой системе связей и взаимоотношений с другими социальными институтами, будучи полностью интегрированным в социальную систему. Только эта интегрированность превращает упорядочение отдельных сфер общественной деятельности в социальный институт, функционирующий в интересах реализации общественных потребностей в целом. Соответственно, между социальными институтами наблюдаются определенные сходства, что позволяет говорить о наличии некоторых общих характеристик социальных институтов.

Во-первых, существование социального института предполагает наличие в обществе потребности, реализация которой и будет осуществляться с его помощью. Во-вторых, социальный институт, вне зависимости от его конкретного предназначения, включает в себя такие общие характеристики как: наличие ролей и статусов; легитимацию ролей и статусов посредством идеологической или религиозной составляющей социального института; систему социальных связей, интегрирующих социальный институт в общую структуру общества; механизмы трансляции социального опыта, накапливаемого по мере существования и функционирования социального института.

Таким образом, если следовать институциональной парадигме, то образование можно рассматривать как «устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления определенных норм и принципов, социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляется обучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией» [11].

Это определение предполагает понимание образования исключительно как социального института, однако такой узкий подход упускает из внимания другие трактовки образования, без которых не представляется возможным анализ его действительной роли в социальном процессе. Прежде всего, речь идет о том, что узость институционального подхода к образованию препятствует всестороннему освещению последнего, а между тем образование – не только социальный институт, но и социокультурный феномен, характеризующийся наличием определенных характеристик, позволяющих определять его как устоявшуюся систему, развитие которой происходит в соответствии с историко-культурными изменениями в обществе.

В социокультурном срезе образование, в первую очередь, может рассматриваться как процесс трансляции социокультурного опыта, накопленного в течение всей продолжительности исторического развития человечества.

Если обращаться к основным функциям образования в социокультурном смысле, то мы можем отметить, во-первых, направленность образования на освоение человеком материальной и духовной культуры окружающего его общества, что подразумевает трансляцию социокультурных кодов, позволяющих человеку воспринять выработанные предшествующими поколениями культурные навыки и впоследствии совершенствовать их, опираясь на уже накопленный опыт.

Во-вторых, посредством образования осуществляется социализация личности, человек включается в систему социальных отношений и связей, совершенствуя свои коммуникативные навыки.

В-третьих, образование представляет собой инструмент распространения и усвоения определенных духовно-нравственных ориентиров, ценностно-поведенческих установок.

Таким образом, образование выполняет важнейшую функцию воспроизводства социокультурного опыта, способствуя межгенерационной трансляции знаний и обеспечивая социокультурную преемственность.

Выделяется две плоскости образования – формальная и неформальная.

Говоря о неформальном образовании, мы имеем в виду все те виды образовательной деятельности, которые не институционализируются, не регулируются какими-либо формальными нормами – к примеру, самообразование индивидов. В социальный институт образование превращает как раз его институционализация, то есть организационное оформление, предполагающее создание относительно централизованной системы трансляции знаний, социокультурного опыта, в соответствии с определенными формальными нормами и исходя из идеологических установок, господствующих в конкретном обществе в конкретный исторический период. Институционализация образования, в первую очередь, выгодна обществу, поскольку позволяет централизовать процесс трансляции социокультурного опыта и управлять им, исходя из общественных нужд.

В современном мире значимость социального института образования, как было отмечено выше, повышается, но, в то же время, он претерпевает существенные изменения, что связано с трансформационными переменами в самой сущности образования как социокультурного феномена.

Рассматривая стадии развития и трансформации образования как социального института и феномена культуры, нельзя обойти вниманием социокоммуникативную концепцию [12], в соответствии с которой образование возможно полноценно исследовать только при условии выявления социокодов, исторические, культурные и региональные специфики которых и обусловливают существенные отличия образовательного процесса, его сущностных и функциональных характеристик в различные исторические периоды и в различных культурных традициях.

Можно говорить о нескольких стадиях развития образования.

Первая, присущая традиционному обществу, подразумевает простую трансляцию накопленного социокультурного опыта от предыдущих генераций последующим, прежде всего заключающуюся в передаче определенных социальных навыков, позволяющих индивиду воспроизвести накопленный старшими поколениями опыт. В архаичных обществах образовательный процесс был органично вплетен в повседневную жизнедеятельность общества, в процессе которой подрастающие поколения, воспринимая опыт старших, приобретали определенные навыки и усваивали транслируемые предыдущими поколениями духовные знания. Формальные нормы и правила организации образовательного процесса, институт работников образования, специализированные образовательные структуры в архаичных обществах отсутствовали, функции передачи социокультурного опыта осуществляли старшие члены общества.

На второй стадии образование превращается, в первую очередь, в трансляцию знаний, постигаемых с помощью институционализированной системы профессионального обучения, которая ставит своей целью подготовку специалистов по востребованным в обществе профессиям.

Однако, вплоть до XIX века, образование носило преимущественно элитарный характер, поскольку в низших социальных слоях передача опыта и навыков осуществлялась также в процессе участия, обучаемых в производственной деятельности [13].

Лишь формирование системы всеобщего школьного образования населения повлекло за собой появление образования как социального института в его современном понимании. Именно в этот исторический период происходит оформление основной статусно-ролевой, организационной, коммуникативной структуры образования как социального института. Одновременно развивается взаимодействие системы образования с другими сферами жизнедеятельности общества, повышается их взаимозависимость. Экономическое развитие общества ставится в непосредственную зависимость от института образования, поскольку последнему отдается ключевая роль в подготовке трудовых ресурсов, развитию их интеллектуального, профессионального и креативного потенциала.

Наконец, третья, постмодерная, стадия развития образования подразумевает полную переоценку сложившихся в модерную эпоху векторов развития системы образования. Образование в обществе постмодерна превращается в процесс обретения и постоянного совершенствования знаний и навыков посредством их творческого развития в определенных видах деятельности.

Роли учителя и ученика, характерные для образовательного процесса как в традиционном, так и в модерном обществе, в условиях общества информационного характеризуются постепенным размыванием основополагающих характеристик. Изменяется сама суть взаимоотношений обучающего и обучаемого, что также связано с глубокими социальными и социокультурными трансформациями в современном обществе.

Одновременно повышается значение самообразования, возможности которого существенно возрастают в контексте информатизации социума, распространения информационно-коммуникационных технологий.

Соответственно, институциональная специфика системы образования также претерпевает изменения. Можно говорить, что существует тенденция к постепенной либерализации жестких формальных требований, предъявлявших к образовательному процессу в модерную эпоху.

Несоответствие институциональных характеристик системы образования вызовам и требованиям современной действительности детерминирует и усугубляет кризисные явления в образовательном процессе, способствующие увеличению его дисфункциональной составляющей.

Консерватизм системы образования, отсутствие гибкости в функционировании образовательных структур, нежелание руководителей системы образования и государства в целом оптимизировать образовательный процесс, приводя его в соответствие с современными реалиями, в конечном итоге оборачиваются серьезным препятствием для инноватизации различных сфер общественной деятельности, прежде всего – экономики, науки и культуры [15].

Догматизм, присущий образовательному процессу, губит креативные инициативы обучающихся, что влечет за собой социокультурную и социально-экономическую стагнацию общества. Специалисты, чья профессиональная подготовка проходит в закостенелой системе образования, функционирующей в соответствии с устаревшими принципами и чурающейся любых инновационных изменений, оказываются неспособными к инновационной деятельности, наиболее востребованной современной экономикой. Важно отметить, что складывающаяся в настоящее время в республике образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям[10].

Соответственно, конкуренцию на мировом рынке труда, технологий, научных и культурных инноваций выигрывают те страны, которые модернизируют свои институты образования в соответствии с потребностями современного общества. При этом важную роль играет гибкость национальных систем образования, их восприимчивость к передовому опыту других стран, в том числе и имеющих достаточно отличающиеся образовательные традиции.

Так, и исследование, и совершенствование системы образования в современном обществе не представляется возможным без обращения к анализу роли информационно-коммуникационных технологий в трансформации образования. Виртуализация интеллектуальной деятельности влечет за собой не только информатизацию образовательного процесса вследствие растущего использования компьютерной техники, возможностей сети Интернет, но и готовит почву для серьезных институциональных преобразований в системе образования. Именно информатизация образования является сферой использования информации для производства и применения знаний, что делает саму информатизацию образования полем нововведений и новаторства [11].

Вслед за компьютеризацией и интернетизацией образования неизбежно возникает вопрос о смысле существования образовательных институтов в том виде, в каком они сформировались еще в доиндустриальном обществе и существуют практически без серьезных изменений до настоящего времени.

В частности, становится вполне достижимой перспектива интернетизации университетского образования, технические возможности для которой существуют и сегодня. Соответственно, перед обществом и государством, перед учеными, занятыми в исследовании процесса образования, стоит задача по выработке и реализации оптимальных форм сочетания инноватизации образования как социального института с одной стороны, и сохранения культурной традиции, способной обеспечить социокультурную преемственность и выполнить важнейшую роль – трансляцию не только профессиональных навыков, но и духовно- нравственных ценностей на межгенерационном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть важность образования в современном обществе, и вместе с тем важность социологии образования как науки.

Социология образования изучает образование как социокультурный институт, его развитие, функционирование, структуру, способы организации, динамику, взаимодействие с другими социальными и общественными институтами и влияние на жизнь человека и общества в целом.

В сфере образования социологи определяют предмет своих исследований по-разному. Одни главное внимание уделяют изучению сути и основных функций системы образования в разных странах, взаимосвязи системы образования с различными элементами общества. Другие обращают внимание на практические проблемы учебных заведений, применяя социологические подходы и методы исследования сначала для выявления проблем, а затем и для содействия их решению. Если на предыдущих этапах развития социологии образования преобладал абстрактный подход к изучению сферы образования, то в последнее десятилетие преобладает прагматический.

Образование выступает как социальная ценность и мотиватор достижения поставленной цели.

Итак, суммируя можно сказать, что спецификой социологического подхода к изучению образований является социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Формирование социального института связано с процессом упорядочения, регламентации и формализации социальных отношений. Пока социальные отношения действуют вне формальных норм, нельзя говорить о существовании социального института. Его появление происходит вследствие выработки определенных правил, устанавливающих алгоритмы социальной жизни, задающих некие нормы, в соответствии с которыми люди организуют свое взаимодействие для достижения определенных целей и удовлетворения конкретных потребностей.

Социальный институт может существовать только в единой системе связей и взаимоотношений с другими социальными институтами, будучи полностью интегрированным в социальную систему. Только эта интегрированность превращает упорядочение отдельных сфер общественной деятельности в социальный институт, функционирующий в интересах реализации общественных потребностей в целом. Соответственно, между социальными институтами наблюдаются определенные сходства, что позволяет говорить о наличии некоторых общих характеристик социальных институтов.

Развитие образования как социального института, повышение его эффективности в современном обществе подразумевают необходимость формулирования таких стратегий, которые бы позволяли привести институциональные характеристики образования в соответствие с социокультурными особенностями развития мира в эпоху постмодерна.

Именно преодоление разрыва между институциональной составляющей образования и социокультурным развитием современного мира позволяет преодолеть дисфункциональные явления в практике системы образования и повысить ее эффективность, способность адекватно отвечать на вызовы современности.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector