Образование как институт социализации

girl 2189247 1920 Советы на день

Социализация личности в образовании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социализация и образование

Происходящие в обществе изменения сказываются на всех сферах жизнедеятельности людей, включая систему образования, воспитания и социализации. Если социализация позволяет человеку накопить социальный опыт, то система воспитания придает процессу социализации целеустремленность и упорядочивает его.

В сегодняшней социализации особую роль играет социальный институт – образование и приобретение профессии.

Под образованием понимается система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, которая ориентирована на социальный заказ и социальные потребности общества.

Современное гражданское общество, его становление и развитие без социализации образования невозможно. Благодаря социализации образования, становится возможным преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры. Основная характеристика социализации образования – это оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей и собственных творческих сил.

Основой социализации образования сегодня должен стать антропоцентризм, что означает оказание помощи человеку в поисках адекватного приложения душевных сил, его личностного, эмоционального потенциала и творческого начала – это есть фундаментальный методологический принцип социализации образования.

Чтобы реализовать данный принцип социализация образования предполагает:

Готовые работы на аналогичную тему

Данные действия направлены на социализацию образования, а это значит, могут изменить состояние общества и социально и качественно. В конечном итоге социализация образования есть переход от понимания образования как института подготовки профессиональных кадров к пониманию его как института организации и социализации самой жизни.

Таким образом, социализация образования есть не что иное, как способность и возможность производить самого себя, свою сущность и быть субъектом собственного развития.

Роль образования в социализации личности

В наше время все специалисты разных направлений говорят о том, что образование, как социальный институт, выполняет функцию социализации личности. Но, вот механизмы и способы реализации этой функции видят и трактуют по-разному. Э. Дюркгейм, например, в образовании видел средство сохранения общественного порядка, а К. Манхейм видел в образовании способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем, образование может изменить характер взрослого общества, считал Д. Дьюи.

Если исходить из этого, то образование, по мнению Т. Парсонса, должно выполнять следующие функции:

Исследования, проведенные в 50 – 60-е годы по вопросу адаптивных возможностей образования, подтвердили его большую роль в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей. Помимо этого, было продемонстрировано его влияние на социальные перемены.

В 70-е годы на основе проведенных исследований, появилась теория «человеческого капитала», суть которой заключалась в том, что деньги, вложенные в образование, являются вложением в будущее, а дивиденды будут тем выше, чем качественнее оно будет. Но, статистика середины 70-х годов, стала показывать, что адаптивные возможности образования имеют предел. Всё чаще стали появляться такие мысли, что вовсе не образование продвигает человека по социальной лестнице, а его хватка и предприимчивость.

Анализ жизненных достижений показал, что они, скорее всего, зависят от семейной среды и классовой принадлежности родителей, нежели от качества полученного образования. Но, тем не менее, нельзя отрицать, что образование не обладает в адаптивном контексте социализирующими возможностями.

Исследования и полученные результаты заставили не только педагогов искать компенсирующие недостатки «культурной среды», но и повысить внимание к образованию государственных и общественных структур, а также расширить рамки изучения роли образования в жизни человека.

Образование обладает социализирующими возможностями, которые не обедняются даже в кризисном обществе. Здесь имеется в виду тот факт, что учащиеся 9-х классов стабильно ориентируются на получение полного среднего образования, а выпускники школ – на высшее образование.

Это говорит о том, что качественное образование в сознании молодежи выступает определенным гарантом дальнейшего жизненного пути. И сегодня, наверное, нельзя говорить о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», а образование не является опорой социальной жизни.

Воспитание и формирование личности

Противоречивый характер имеют процессы и результаты социализации, потому что в идеале социализированный человек обязан соответствовать социальным требованиям.

В это же время ему необходимо противостоять негативным общественным тенденциям, жизненным обстоятельствам. Но, довольно часто люди бывают настолько социализированы, что просто растворены в социуме, а с другой стороны они оказываются, не готовы, и не способны принимать личное участие в утверждении жизненных принципов.

Подобное положение связано с типом воспитания. Воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации, причем сознательно контролируемой. Воспитание имеет две основные функции:

Исходя из этих функций, воспитание может ослабить или преодолеть отрицательные последствия социализации.

Педагог является активным началом воспитательного процесса наряду с активным ребенком, поэтому появляются задачи, которые целенаправленная социализация обязана решать.

А.В. Мудрик выделяет следующие задачи, которые необходимо решать на каждом этапе социализации – естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Решение этих задач вызвано необходимостью развития личности. Развитие личности будет задерживаться, если наиболее значимые задачи остаются нерешенными на каком-либо этапе социализации.

Источник

Лекция 6. Образование как институт социализации

Образование как институт социализации

Существенный вклад в исследование феномена образования был сделан Т. Парсонсом, который обращал внимание на селективную роль школы. Специфическую роль в системе образования, по Парсонсу, играют университеты. Они способствуют освоению профессиональных ролей, воспроизводству профессиональных школ и соответствующих им субкультур, развитию теоретического и прикладного знания. Наиболее общими функциями образования американский социолог считал академическую, дистрибутивную, экономическую и политической социализации. Академическая функция сводится к формированию универсальных познавательных навыков освоения нового знания. Дистрибутивная функция заключается в подготовке индивидов к выполнению ролей в системе общественного разделения труда и конкурсном отборе наиболее способных и талантливых к выполнению наиболее сложных и престижных ролей. Экономическая функция заключается в подготовке через систему образования квалифицированной рабочей силы. Функция политической социализации сводится к усвоению норм и ценностей, способствующих поддержанию существующей социальной системы и ее интеграции.

Образование открывает значительные возможности для самореализации личности. Футурологи утверждают, что главной целью системы образования XXI века станет развитие личности. Интересны принципы глобального образования, сформулированные Р. Хэнви.

Структуру образования составляют учебные заведения, социальные роли учителя и ученика, администратора и организатора в области образования, учебный процесс как вид социокультурной деятельности и социализации. В качестве специфических норм выступают стандарты необходимого объема знаний для каждого уровня и каждой формы образования. Механизмами социального контроля в сфере образования служат экзамены, собеседования, письменные и практические работы, тестирование учащихся, по результатам которых оценивается результативность интериоризации образовательного знания.

Специфика системы образования, его нормы и формы зависят от национальных культурных форм, определяются национальными и историческими традициями каждого сообщества.

Контрольные вопросы

А) Человек как единичный представитель той или иной социальной общности;

Б) Человек как представитель рода Homo sapiens;

В) Конкретное выражение сущности человека;

Г) Совокупность унаследованных и выработанных в процессе жизни физических и психических черт, отличающих данного индивида от других.

А) Процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни;

Б) Освоение специфических ролей, связанных с разделением труда;

В) Отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей;

Г) Социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

3. Главным агентом первичной социализации является:

4. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным?

5. Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку:

А) Культурный конфликт;

Б) Ролевой конфликт;

В) Конфликт поколений;

Г) Статусный конфликт.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Образование и социализация

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агетами социализации. В этом каспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи.Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников. Исследуя поведение студентов Троу выделил четыре типа студенческой культуры: коллегиалов, профессионалов, академиков и нонконформистов (богему).

Сущность и этапы социализации личности.

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

7. Отдельная выдающаяся личность.

Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

Мотивация поведения личности.

Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Физиологические Безопасность Социальные потребности Эгоистические Самореализация

Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).

Сущность и этапы социализации

640 1

Таким образом, предметом социализации является весь со­циальный опыт человечества. Остается определить содержа­ние социального опыта человечества, т.е. содержание того, что не передается генетически. Состав социального опыта слага­ется из трех подсистем:

— совокупность знаний, информационная подсистема;

— совокупность умений, операциональная подсистема;

— совокупность социальных установок, мотивационная подсистема.

Эти три подсистемы и должны быть репродуцированы че­рез каналы социализации, что и определяет трехаспектное со­держание этапа первичной социализации, который получил название идентификации:

Но выше уже было сказано, что каждый человек в ходе жизни должен обрести индивидуальную неповторимость, стать индивидуальностью. Это осуществляется на этапе вто­ричной социализации, который получил название индивидуа­лизации. Здесь уже активная роль принадлежит самому ин­дивиду, состоявшемуся человеку, поэтому индивидуализация осуществляется тоже трехаспектно:

Человеку предстоит самому выработать отношение к раз­личным социальным механизмам уподобления другим. Среди них выделим хотя бы два: конформизм и моду.

Конформизм (от греч. кон

жизни, облику других людей. Можно выделить четыре при­чины конформизма:

Источник

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

С этих позиций в системе социальной регуляции и саморегуляции поведения личности «освобождающую роль» играет высшее образование, поскольку, только образованный человек приобщается к современным общественным процессам: производству, культуре, политике. Кроме того, образование представляет собой необходимое условие народовластия, поскольку источником высшей власти над обществом выступает само общество. Томас Джеферсон утверждает, что если мы думаем, что общество недостаточно просвещено, чтобы осуществлять свою власть с полной ответственностью и компетентностью, то выход из положения заключается не в лишении общества власти, а в облечении его этой властью посредством образования» [2].

Анализ теории и практики становления социальных систем показывает, что уровень развития страны во многом зависит от роста интеллектуального, культурного и нравственного потенциала. С этих позиций достаточно резкие оценки политическими институтами состояния образования и отношения к нему государственных органов отражают действительно кризисное состояние образования.

Это касается и Российской Федерации, поскольку по данным ЮНЕСКО по индексу образованности, которая равна 9,8 и является показателем среднего уровня образования, полученного работающим населением выраженной в количестве лет обучения она занимает 49-е место среди стран мира. Для сравнения индекс образованности США составляет 14,5. следует отметить, что для повышения индекса образованности среднестатистического жителя на одну единицу государству по общепринятым нормам требуется 10 лет. [3].

Следовательно, актуальное значение приобретают вопросы смены стратегии развития системы образования, равно как и изменение самойобразовательной политики, отказа от привычного постоянного подтягивания педагогического процесса к требованиям жизни, необходимость ее опережающего развития. Кроме того, установка на опережающее развитие должно стать исходной при разработке принципов новой образовательной политики и реализации концептуальных основ реформы образования.

При этом определяющим условием реализации триады конечных целей выступает пробуждение субъектности в каждом участнике образовательного процесса в ученике, учителе, родителях и в обществе в целом.

Следовательно, в основу реформы образования должна быть положены в качестве базовых принципы, одобренные на Всесоюзном съезде работников народного образования декабрь 1988г, впоследствии развитые применительно к современным реалиям российской действительности.

Ведущим принципом социализации личности выступает принцип демократизации образования рассматриваемая в качестве цели, средства и гарантии необратимости реформы образовательной системы, которая не сводится только к изменению системы управления образованием, а пронизывает все стороны образования ее дух, и внутренний строй. Демократизация – обеспечивает поворот образования к интересам и потребностям личности и общества, изменение самой сути педагогических отношений, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. При этом демократизация образования предполагает:

разгосударствление образовательных учреждений, переход к общественно-государственной системе образования;

децентрализацию образования через четкое разграничение полномочии между центральными, региональными и местными органами управления образованием;

муниципализацию образования через пробуждение интереса к проблемам образования в местном сообществе и выращивание на этой основе образовательной общественности;

самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, цели, содержания, организации и методов работы через их юридическую; финансовую и экономическую самостоятельность;

право педагогов на свободу выбора педагогических технологий, учебников, методов оценки деятельности учащихся и т.д., на творчество и участие в управлении образовательным учреждением.

Не менее значимыми принципами выступает плюрализм, многоукладность, вариативность и альтернативность образования, реализация которых кардинально меняет качество образовательной системы, превращая его из унитарной и унифицированной в многообразную и многоликую, как по целям и содержанию образования, так и по организации образовательного процесса. Кроме того, многообразие и многоликость образовательной системе обеспечивает реализация инновыационных педагогических подходов и технологий, изменение форм собственности образовательных учреждений и т.д.

Многоукладность образования обеспечивает отражение многоукладности самой жизни общества, которую долгие годы пытались не замечать, тщетно стремясь стереть органические различия между социальным, национальным, региональным, конфессиональным, сельским, городским и т.д. укладами.

Вариативность и альтернативность образования позволяют уйти от традиционной единообразной образовательной системы к разнообразию и множественности типов и форм, а также каналов получения образования. Но в отличие от вариативности, которая обеспечивает образовательное многообразие внутри государственной системы образования, альтернативность делает, то же, но вне этой системы, конкурируя с ней и восполняя, отсутствующие в ней образовательные компоненты.

Образование неотрывна от национальной почвы, не замкнута в ней, поскольку формирует и хранит национальную культуру, все, более раскрывая свое национальное своеобразие, развиваясь в трехмерном пространстве, представляющей собой национальную, общероссийскую и мировую культуры. Кроме того, национальная школа как самостоятельная, органическая, и неотрывная часть общероссийской системы образования выступает залогом органического единства национального и общероссийского в других сферах общественной жизни.

Не менее важным принципом социализации выступает регионализация образования, предполагающая наделение регионов правом и обязанностью выбора образовательной стратегии, создания региональной программы развития образования в соответствии с социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими, национально-этническими и другими условиями.

Для социализации личности в системе образования ключевое место занимает принцип гуманизации образования обеспечивающий преодоление основного порока старой системы ее обезличенность, поворот образования к личности ребенка, уважение его достоинств, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов.

Реализация принципа гуманизации образования обеспечить кардинальный пересмотр обществом и педагогикой своего отношения к детям с отклонениями в развитии, отказ от самой установки на «дефективность» этих детей и замена «дефектологии» коррекционной и реабилитационной педагогикой; всестороннюю помощь и активное включение их в общий мир детства.

Образование в том случае способна обеспечить гуманизацию общества, если будет, служит человеку, вызывать у него позитивные чувства, формировать личность в условиях психологического комфорта, помогая найти свою нишу и поле деятельности, принося ему радость.

Важной составляющей социализации выступает гуманитаризация образования, которая находит свое отражение в увеличении удельного веса предметов гуманитарного цикла в структуре учебного плана, направленной на оказание, помощи в осознании своих отношений с обществом, культурой, с человечеством в целом.

Следует отметить, что предметы гуманитарного цикла особенно активно участвуют в формировании целостной личности, что позволяет гуманитаризацию образования связать:

во-первых, с отказом от технократических и сциентистских традиций;

во-вторых, со стремлением преодолеть явно обозначившийся раскол культуры, образования на гуманитарную и техническую составляющие.

На наш взгляд, гуманитаризация образования направлена на его поворот целостной картины мира, и, прежде всего к миру культуры, человека, на очеловечивание знаний формирование гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом и природой.

Дифференциация образования как составляющая социализации реализует две фундаментальные задачи, направленные на обеспечение полифоничности образования и права обучаемого на выбор образования. Следовательно, дифференциация образования направлена на индивидуализацию, воссоздание природосообразного и личностно-ориентированного характера, обеспечивая создание рынка образовательных товаров и услуг, который позволяет не только динамично реагировать на образовательные запросы общества, но и стимулировать эти запросы и потребности личности и т.д.

Принцип развивающего деятельностного характера образования, как фактор социализации нацелен, прежде всего, на пробуждение способности личности к самостоятельной деятельности во всех его формах и сферах, которую можно в полной мере раскрыть и обогатить только при уходе от «знаниевой», «развивающей» парадигме образования. При этом, отказ от «знаниевой» парадигмы образования означает, прежде всего, принципиальное изменение педагогических подходов, поскольку, знание может быть полноценным только при включении механизмов развития личности. Следовательно, традиционное преобладание информационно-объяснительного педагогического процесса, ориентированного на передачу готовых знаний, представляет собой экстенсивный путь построения содержания и способов образования.

По нашему убеждению перевод образования на интенсивный путь может быть осуществлен при использовании деятельностного подхода, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, образцы и способы мышления и деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала личности.

Принцип непрерывности образования продиктован необходимостью познания неизвестного предшествующим поколениям обусловила, в конечном счете, идею непрерывного образования. Понятие «непрерывное образование» вошло в нашу лексику в начале 70-х годов, благодаря деятельности ЮНЕСКО. Однако до сих пор его отличает неопределенность. В разных странах, в зависимости от социально-философских и педагогических воззрений, используются такие термины как образование «перманентное», «продолжающееся», «возобновляющееся», «пожизненное» и др.

Единую систему непрерывного образования можно представить как действующий на основе взаимной субординации дошкольного, школьного и после школьного звеньев учебный комплекс, внутри которого координируются по назначению формальные и неформальные учреждения, способные по мере необходимости перестраиваться, изменять свою структуру.

Литература:

Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. [Текст]- М: Знание, 1983.-86с.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector