Образование как критерий социальной стратификации

woman 97088 1920 Советы на день
Содержание
  1. Образование в социальной стратификации
  2. Образование как фактор стратификации
  3. Готовые работы на аналогичную тему
  4. Институт образования в системе стратификации
  5. Взгляд на роль образования в социальной стратификации П. Бурдье
  6. Роль образования в социальной стратификации современных государств
  7. Критерии социальной стратификации
  8. Подходы в определении критериев социальной стратификации
  9. Основные критерии социальной стратификации
  10. Готовые работы на аналогичную тему
  11. Дополнительные критерии социальной стратификации
  12. Социальное пространство
  13. Социальная стратификация: понятие, примеры, классификация
  14. Что такое социальная стратификация?
  15. Формы социальной стратификации
  16. Критерии социальной стратификации
  17. Причины стратификации
  18. Теории социальной стратификации
  19. Классовая теория Карла Маркса
  20. Трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера
  21. Теория стратификации Питирима Сорокина
  22. Социальная мобильность
  23. Заключение
  24. Образование как фактор стратификации и соц мобильности.

Образование в социальной стратификации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Образование как фактор стратификации

Каждому обществу присуще многообразие отношений, позиций, ролей его членов. В процессе описания системы неравенства между различными группами индивидов в социологии применяют термин «стратификация».

Стратификация подразумевает, что некоторые конкретные социальные различия промеж людьми способствуют возникновению иерархического распределения.

Социальное дифференцирование постоянно растет и усложняется за счет таких факторов, как:

Новоявленные профессии значительно поднимают качественный уровень квалификации. Образование играет все более важную роль в определении положения человека в обществе.

В нынешней социологии первенствуют сторонники страт и классов, базирующихся на разнообразии критериев.

Немецкий социолог М. Вебер брал в расчет престиж и власть, а также экономический аспект.

Работы П. Сорокина стимулировали широкое распространение стратификации, на которую влияет большое количество критериев. Он разработал свою уникальную концепцию и описал её в книге “Social Mobility” (1927 год). В социальной стратификации он выделял политическую, экономическую и профессиональную составляющие.

Профессиональная стратификация – классифицирование населения по видам деятельности, профессиям и занятиям. На профессиональную стратификацию большое влияние оказывает уровень образования.

Исходя из того, что в социуме в той или иной мере присутствует вертикальная мобильность, то между различными социальными слоями имеются «лифты», на которых индивиды имеют возможность перемещаться из одного слоя в другой, вверх или вниз.

Динамичность эпохи, в которую мы существуем, принуждает думать о том, что развитие истории направленно на увеличение вертикальной мобильности. По мнению П. Сорокина функции социального передвижения выполняют разнообразные институты, такие как: семья, институты образования, церковь, армия. Основная роль отводится институту образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Институт образования в системе стратификации

Институты воспитания и образования, какой бы конкретной формы они не были, всегда являлись средством для социальной циркуляции по вертикали. К какой бы социально-экономической формации общество не относилось, образование всегда являлось его необходимым социальным институтом.

На отбор содержания образования всегда оказывали всегда оказывают влияние факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Классы, находящиеся у власти, присваивают монополию на общекультурные и развивающие знания.

Основные слои населения получают только знания, необходимые дл практической деятельности в повседневной жизни.

В таких обществах, где школы доступны каждому из его членов, образование играет роль некого «лифта», который двигается с самых низов и достигает верхушки. В тех же обществах, где привилегированное образование доступно лишь некоторым слоям населения, систему образования можно сравнить с лифтом, который ходит исключительно по верхним этажам.

Исходя из концепции Сорокина, есть возможность предположить, что в нынешнем обществе образование играет роль одного из наиболее весомых путей вертикального передвижения.

Невозможно достичь какого-либо значительного статуса, не имея никакого высшего образования, и, наоборот, человек, закончивший институт или университет с отличным дипломом, будет с относительной легкостью продвигаться по карьерной лестнице и занимать важные политические должности. Все это не зависит от происхождения человека. Большинство социальных сфер и ряд профессий фактически недоступны человеку без диплома в определенной сфере.

В последнее время значительно увеличивается число дипломированных специалистов, однако в прямой пропорциональности растет и конкуренция между ними.

Правительство уделяет очень большое внимание университетскому образованию, чего нельзя сказать про воспитание в нравственном ключе. Государство не способно обеспечить всех выпускников соответствующими рабочими местами, что приводит к тому, что выпускающиеся из университетов лица начинают негативно относиться к существующему режиму, готовы косвенно или прямо способствовать его смене и вполне охотно становятся лидерами всяческих революционных или радикальных движений.

Взгляд на роль образования в социальной стратификации П. Бурдье

Французский социолог Пьер Бурдье считал, что не существует в полной мере, так называемого, равенства возможностей, ибо элиты изобрели новые методы для передачи власти от поколения к поколению.

Образование играет ключевую роль в данных стратегиях элит. Благодаря педагогическим методам, отношениям между учеником и учителями, отбору методов и курсов обучения хорошо образованные и экономически привилегированные дети имеют преимущество по сравнению с детьми, обладающими более низкими показателями образованности и экономической привилегированности.

Образовательный капитал – личное состояние обладающих дипломами и учеными степенями, полученное благодаря тесной связи с классовой позицией родителей. Обладатели значительных капиталов сумели приспособить новую стратегию, переводя образовательный капитал из экономического.

П. Бурдье указывал, что образование помогает протеканию процесса вертикальной социальной мобильности, зачастую, исключительно в случае обладания индивидом (или родителями индивида) значительным количеством денежных средств. В качестве исключения можно рассматривать лиц, добившихся успехов благодаря своему исключительному таланту и напористости.

Роль образования в социальной стратификации современных государств

В современном государстве образование играет значительную роль в создании новой социальной структуры общества. Для определения того, принадлежит ли индивидуум к среднему классу или нет, критерий образования играет очень важную роль.

Влияние образования на общество стало более многогранным и сложным.

В современном обществе образование достигло уровня многофакторного явления, активно влияющего на все грани общества. Оно частично приняло на себя функции, которые раньше выполняли церковь, семья и ряд других социальных институтов.

В наше время образование представляет собой неотъемлемую часть стратификационных характеристик социума, оно опосредствованно и прямо влияет на:

Источник

Критерии социальной стратификации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Подходы в определении критериев социальной стратификации

В разное время существовали различные подходы в определении причин социального неравенства и социальной стратификации.

Марксистская школа социологии указывает, что в основе социального неравенства лежат отношения собственности, степень, форма, характер владения средствами производства.

Функционалисты (У. Мур, К. Дэвис) считают, что распределение людей по стратам зависит от вклада, привнесенного их трудом в достижение целей общества и значимости их профессиональной деятельности.

Представители теории обмена (Дж. Хоманс) показывали, что на возникновение социального неравенства в обществе оказывает влияние неэквивалентный обмен результатами человеческой деятельности.

М. Вебер предлагал выделить следующие критерии социальной стратификации: экономический (уровень доходов, отношение к собственности), социальный престиж (приобретенный или унаследованный статус), принадлежность к тем или иным политическим кругам.

П. Сорокин выделял политическую (по критериям власти и влияния), экономическую (по критериям дохода и богатства) и профессиональную (по критериям профессиональных навыков, мастерства, успешного исполнения социальных ролей) стратификационные структуры.

Т. Парсонс, основоположник структурного функционализма предложил группы дифференцирующих признаков: качественные характеристики, приписываемые людям с рождения (половозрастные особенности, родственные связи, этническая принадлежность, личные способности); ролевые характеристики (образование, профессионально-трудовая деятельность, должность); характеристики, показывающие владение материальными и духовными ценностями (собственность, богатство, привилегии и т.д.)

Основные критерии социальной стратификации

В современной социологии выделяют следующие критерии социальной стратификации, относительно которых происходит деление на страты населения:

Готовые работы на аналогичную тему

Вышеперечисленные критерии социальной стратификации являют собой наиболее универсальные для всех нынешних обществ.

Дополнительные критерии социальной стратификации

Существуют определенные, специфические критерии, которые оказывают влияние на позицию индивида в обществе, определяют, прежде всего, его «стартовые возможности». К дополнительным критериям социальной стратификации относятся:

Социальное пространство

Весомый вклад в изучение статусного неравенства привнес П. Сорокин. Для определения суммы всех общественных статусов он ввел такое понятие, как социальное пространство.

В своем труде «Социальная мобильность» (1927 г.) П. Сорокин указывал на невозможность смешивания или сравнения таких тезисов, как «социальное пространство» и «геометрическое пространство». Человек низшего сословия может соприкоснуться с состоятельным человеком на физическом уровне, но данное обстоятельство ничуть не понизит престижные, экономические или властные различия, существующие между ними, то есть никак не сократит имеющуюся социальную дистанцию. Следовательно, два человека, между которыми имеются ощутимые должностные, родственные, имущественные или другие социальные различия, не имеют возможности пребывать в одном социальном пространстве.

Социальное пространство Сорокина имеет трехмерную модель. Оно характеризуется тремя осями координат – политическим статусом, профессиональным статусом, экономическим статусом. Социальная позиция (общий или интегральный статус) всякого индивида, который является составной частью этого социального пространства, представляется при помощи трех координат (x, y, z).

Статусная несовместимость – такая ситуация, при которой индивид, имея высокий статус по одной из осей координат, в тот же момент обладает невысоким статусным уровнем по другой оси.

Индивиды, имеющие высокий уровень полученного образования, обеспечивающий высокий социальный статус относительно профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность, и, вследствие этого, будут иметь более низкий экономический статус.

Существование статусной несовместимости благоприятствует росту недовольства среди людей, вследствие чего они будут содействовать радикальным социальным изменениям, направленным на изменение стратификации.

Источник

Социальная стратификация: понятие, примеры, классификация

lazy placeholder

Приветствую Вас, друзья!

Важнейшая особенность человеческого общества заключается в том, что оно очень неоднородно. Оно разделено на социальные группы и социальные страты. И если разделение на социальные группы не подразумевает явного неравенства, то понятие «социальная страта» основывается на расслоении людей по их материальной обеспеченности, влиятельности, возможностям самореализации, уровню образования и прочим признакам. Сегодня мы подробно рассмотрим такое явление как социальная стратификация и выясним, что она собой представляет, какой бывает, почему возникает и к каким последствиям может приводить.

Что такое социальная стратификация?

Термин «стратификация» имеет латинское происхождение. Он образован от слов stratum (слой, пласт, прослойка) и facio (создавать). Соответственно, социальная стратификация – это расслоение общества как явление или как процесс. При этом разделение происходит по самым разным признакам: по материальному достатку и доходам, объему прав и обязанностей, наличию привилегий и престижного положения в обществе, уровню образования и количеству возможностей для самореализации.

Социальная стратификация подразумевает деление общества на так называемые страты – эмпирически определяемые общности людей, объединенных определенным признаком.

У социальной стратификации присутствуют две важных особенности:

Согласно теории социальной стратификации, деление человеческого общества на слои можно сравнить с делением горных пород и минералов на пласты в геологии. Данный процесс происходит под влиянием большого количества факторов, при этом никто не прикладывает целенаправленных усилий для его осуществления.

Формы социальной стратификации

В истории человеческой цивилизации наибольшую роль сыграли такие виды социальной стратификации как:

Критерии социальной стратификации

В современном обществе социальная стратификация происходит по таким критериям как:

Причины стратификации

Существует несколько основных причин, приводящих к расслоению человеческого общества:

Теории социальной стратификации

К числу наиболее значимых теорий социальной стратификации относятся: Классовая теория Карла Маркса, трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера, теория стратификации Питирима Сорокина. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Классовая теория Карла Маркса

lazy placeholder

Немецкий философ Карл Маркс считал, что в любом обществе существует всего два класса: эксплуататоры и эксплуатируемые. Он по-своему понимал, что такое социальная стратификация и как она проявляется. Согласно его классовой теории, тот, кто владеет средствами производства и использует наёмный труд, является эксплуататором. Соответственно, тот, кто не владеет средствами производства и работает за зарплату, является эксплуатируемым.

По мнению Маркса, классы находятся в непрерывном противостоянии, и борьба между ними является основной движущей силой истории (а итогом этой борьбы в любом обществе должна стать революция).

Маркс считал, что развитие любого общества состоит из 5 этапов:

Маркс и его сторонники считали коммунизм вершиной развития любого общества. Однако история показала, что подобный порядок невозможно воплотить в реальность по целому ряду причин.

Трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера

lazy placeholder

Немецкий философ и социолог Макс Вебер предложил своё объяснение того, что такое социальная стратификация и чем она вызвана. Согласно его точке зрения, положение человека в обществе определяется тремя факторами: классовой принадлежностью, социальным статусом и отношением к партии.

Все три составляющие являются взаимно независимыми, и каждая из них может дать человеку определенные возможности для улучшения качества его жизни и жизни его семьи.

Теория стратификации Питирима Сорокина

lazy placeholder

Русско-американский социолог Питирим Сорокин, являющийся одним из основоположников теории социальной стратификации, считал, что все факторы, приводящие к расслоению общества, можно разделить на три группы:

Именно этим три категории он считал определяющими. Помимо этого на расслоение могли влиять такие факторы как возраст, воспитание, культура и многое другое. Согласно определению Сорокина, социальная стратификация – это неравномерное распределение прав и привилегий, власти, материальных и иных возможностей среди членов общества.

Сорокин считал, что жизнь в обществе обычно устроена так, чтобы сохранять существующую социальную пирамиду. Но если социальное расслоение значительно усиливается, это может приводит к революциям и разрушению существующего строя. Однако в дальнейшем неизбежно появляется новый привилегированный слой, и довольно часто это происходит сразу же после революции.

Социальная мобильность

Данным термином обозначается возможность перемещения отдельного человека между социальными слоями или группами. Раньше возможности подобного перемещения были сильно ограничены. Однако в современном мире таких ограничений нет, и мобильность достигается за счёт образования, активной политической и общественной деятельности, карьерных и иных успехов.

В социологии рассматривается два типа социальной мобильности:

Сегодня процессы горизонтальной и вертикальной мобильности стали гораздо более интенсивными чем раньше. Это объясняется высокой динамикой современной жизни, наличием больших возможностей и высокими рисками во всех сферах деятельности.

Заключение

Социальная стратификация – это расслоение, возникающее в любом обществе. Никто не прикладывает усилий для того, чтобы организовать такое расслоение. Однако оно неизбежно возникает, поскольку каждый человек стремится получить определенные блага, занять более высокое положение и стать более влиятельным, в результате чего формируется определенная иерархия и возникает социальное неравенство. Современные государства стремятся к тому, чтобы минимизировать влияние социальной стратификации на качество жизни людей и предоставить каждому равный доступ к социальным лифтам.

Источник

Образование как фактор стратификации и соц мобильности.

Образование как фактор стратификации и социальной мобильности.

Социальная мобильность

Стратификация

Образование как фактор стратификации и соц мобильности.

1. Социальная мобильность

Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров.

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность является наиболее важным процессом, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходит без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным.

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

3. Образование как фактор стратификации и соц мобильности

Для каждого общества характерно разнообразие отношений, ролей, позиций его членов. При описании системы неравенства между группами людей в социологии применяется понятие “стратификация”. Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Многие исследования показали, что под влиянием таких факторов как урбанизация, индустриализация, информатизация растет и качественно усложняется социальная дифференциация. Новые профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки. Образование становится все более важным фактором, определяющим положение человека в обществе.

В современной социологии преобладают сторонники теорий классов и страт, основывающиеся на множественности критериев. М.Вебер учитывал экономический аспект стратификации, а также власть и престиж3. Стимулом для широкого распространения многокритериальной стратификации послужили труды П.Сорокина. Он создал свою оригинальную концепцию и опубликовал ее в книге “ Social Mobility” (1927 г.).

Следует отметить, что П.Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. Профессиональная дифференциация – разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в обществе, то между слоями существуют “лифты”, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз от одного слоя к другому. Динамизм нашей эпохи заставляет нас верить в то, что история развивается в направлении увеличения вертикальной мобильности. Функции социальной циркуляции в концепции П.Сорокина выполняют различные институты: это армия, церковь, семья и институты образования. Остановимся на институте образования.

Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, всегда были средством вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, система образования представляет собой “лифт”, движущийся с самого низа до самых верхов. В обществах, где привилегированное образование доступно не всем, система образования представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам. В качестве примера обществ, в которых социальная система представляла собой лифт, движущийся вверх и вниз с самых низов социального корпуса до его верха, Сорокин приводит китайское общество.

Интересна мысль Сорокина о тесной связи образования и политики. “По Конфуцию, школа – это не только система образования, но и система выборов, то есть она сочетает политику с образованием. Его политическая доктрина демократична и не предполагает наследственной аристократии. Так как студенты, избираемые из простолюдинов, становились высокими должностными лицами, то и различные институты являлись местами, где избирались представители народа. Образовательный тест исполнял роль всеобщего избирательного права.

Опираясь на концепцию Сорокина, можно предположить, что в современном обществе образование представляет собой один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции. Нельзя достичь какого-нибудь заметного статуса, не окончив, какого нибудь университета, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом относительно легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома.

Образование является ситом, которое тестирует и просеивает, отбирает и распределяет индивидов по различным стратам и позициям, то есть фактически оно может быть каналом для усиления или уменьшения социального неравенства. Одной из фундаментальных социальных функций школы является выяснение талантливости того или иного ученика, какие у него способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимы.

П.Сорокин отмечает факт увеличения числа дипломированных специалистов США, однако при этом отмечает, что это приводит к конкуренции среди них. Правительство придает большое значение университетскому образованию, но мало внимания обращает на нравственное воспитание. Оно не способно обеспечить выпускников подходящими местами, поэтому университеты готовят из своих выпускников людей, проклинающих существующий режим, прямо или косвенно способствующих его свержению, готовых в критических условиях стать лидерами любого радикального или революционного движения. Таким способом готовится псевдоэлита, которая вносит деструктивные элементы в социальную систему.

Современные исследователи внесли свой вклад в разработку данной проблемы. Пьер Бурдье попытался по-новому рассмотреть роль системы образования в обществе. Он доказал, что, несмотря на широко рекламируемое равенство возможностей, элиты выработали новые стратегии, чтобы обеспечить свою преемственность от поколения к поколению. Образование стало ключевым моментом в этих стратегиях. С помощью педагогических методов, отношений между учителями и учениками, отбора учебных курсов и методов селекции экономически привилегированные и хорошо образованные дети получили преимущество по сравнению с менее привилегированными и менее обученными. Он утверждает: “Родители не только вручают детям образовательные “верительные грамоты”, но также создают культурную среду, что содействует развитию разнообразных способностей, которые вознаграждаются в образовательной системе”.

Образовательный капитал – личная собственность обладателей дипломов и ученых степеней, которые получены в тесной связи с классовой позицией родителей. Собственники крупных состояний приспособили новую стратегию, конвертируя экономический капитал в образовательный.

К выводу П.Бурдье можно добавить, что в данном контексте образование служит каналом вертикальной мобильности для групп населения с высоким доходом. Все это, естественно, не отрицает возможности для индивидуумов, обладающих талантом, достичь экономических успехов, вне зависимости от происхождения. Но такие случаи не носят массового характера.

В современной постсоветской России образование также играет достаточно важную роль в процессе формирования новой социальной структуры общества. Среди критериев отнесения к среднему классу уровень образования есть, бесспорно, один из ведущих. В.Дубинин считает, что “Лучше всего чувствуют себя сегодня молодые люди, особенно мужчины с высоким уровнем образования. Их стартовый капитал – образование, потребительская среда во многом обеспечена родителями. В своих потребительских идеалах они ориентируются на Запад”. Таким образом, можно сделать вывод, что концепция П.Сорокина, согласно которой образование является важнейшим каналом социальной мобильности, вполне продуктивна, однако необходимо учитывать и ее критику со стороны современных авторов. Воздействие образования на общество стало сложнее и многообразнее, чем в концепции П.Сорокина.

Механизм формализации образования, при которых школа выступает как некая машина для сортировки людей по их будущим социальным ролям, заложена в самой парадигме социального заказа.

Роль образования в современном обществе становится все более значимой, оно стало многофакторным явлением, активно влияющим на все стороны общества. Ведь, по сути, оно частично взяло на себя функции, ранее выполняемые церковью, семьей и некоторыми другими социальными институтами.

Образование стало неотъемлемой частью стратификацонных характеристик общества, прямо и опосредованно оно влияет на экономическое положение индивида, его профессиональный рост, продвижение по социальной лестнице. Все возрастающая социальная значимость образования открывает для него возможность либо приносить большую общественную пользу – в случае хорошей организации, либо, в противном случае, огромный вред, поэтому следует правильно организовывать качественную и количественную сторону этого социального фильтра.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector