- Образование как социокультурный феномен
- Образование как социокультурный феномен
- Понятие и функции образования как социокультурного феномена
- Готовые работы на аналогичную тему
- Проблемы взаимосвязи культуры и образования
- Сущность образования как социокультурного феномена
- Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство
- 2. Образование как социокультурный феномен
- Читайте еще:
- Образование как социокультурный феномен
- Рассмотрение процессов модернизации образования в Российской Федерации. Исследование социальных проблем образовательного процесса в государстве. Формирование разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества страны.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Образование как социокультурный феномен
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию.
Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр.
Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:
— вхождение человека в мир науки и культуры;
— обеспечение преемственности поколений;
— обеспечение трансляции культурных ценностей;
— обеспечение сохранения и развития национальных традиций;
— способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.
Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Образование имеет в своей основе русское слово «образ», что говорит о том, что изначальная сущность образования заключалась в создании, окультуривании человека по образу, мысленно воссоздаваемом в определенной эпохе (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный и инициативный предприниматель, гармонично развитая личность).
В общекультурном контексте образование метафорично описывается автором одной из современных концепций образования (В.Ф. Сидоренко). Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование – это образ культуры, а для культуры оно – образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование – это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».
Образование как социальное явление определяется как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А.).
Таким образом взаимосвязаны образование и общество.
Образование как социальный институт решает ряд важных общественных задач:
— передача знаний от старшего поколения младшим;
— распространение культуры и культурных ценностей;
— социализация личности, интеграция молодежи в общество;
— социальный отбор и дифференциация членов общества, связанная с разделением общественного труда и воспроизводством специалистов (кадров);
— создание условий для профессионального и личностного самоопределения;
— социокультурные инновации, генерирование новых идей, создание открытий и изобретений;
Само понятие «образование» в современной трактовке является многозначным и многогранным понятием, которое может рассматриваться и процесс получения образования, и как результат этого процесса, и как система образования, и как отрасль общественного производства. В Законе об образовании понятие «образование» определяется как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
— сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образование как отрасль (сфера) представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников для общества (страны).
Свойства (принципы) образования:
Образование как социокультурный феномен
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и функции образования как социокультурного феномена
Образование – это специально организованный и целенаправленный процесс, предусматривающий усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, получение необходимого практического опыта деятельности.
Понятие «образования» разными науками понимается по-своему, так философия под «образованием» понимает процесс духовного формирования и развития человека, его личностного роста. Современные науки рассматривают образование как культурно-историческое явление, направленное на сохранение, накопление и последующую передачу жизненного опыта, духовной культуры народа и этноса.
Довольно часто образование рассматривается как уникальный способ посвящения человека в мир культуры и науки.
Культура (в переводе с латинского языка, по отношению к человеку) – это процессе по совершенствованию, взращиванию и формированию личности человека.
Данная трактовка указывает на то, что именно культура является предпосылкой для образования человека и в тоже время его конечным результатом. Так как именно в процессе образования, человеком усваиваются культурные ценности (художественные, архитектурные, исторические и т.д.). Кроме того, содержание образования пополняется за счет научных открытий, культурного наследия, практики и жизни человечества. Все это и определяет образование как своеобразный социокультурный феномен.
На образование, как на социокультурный феномен, возложены следующие функции:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, образование выступает в качестве своеобразного транслятора культуры, овладевая которым каждый имеет возможность успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного общества, стать его полноправным и полноценным членом, а также поспособствовать приумножению потенциала мировой культуры.
Основными культурными функциями образования выступают:
На социокультурный феномен образования указывает и один из его ведущих принципов, а именно принцип культуросообразности. Данный принцип разрабатывался такими педагогами как К. Д. Ушинский, А. Дистерверг, В. А. Сухомлинский.
Проблемы взаимосвязи культуры и образования
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема взаимосвязи образования и культуры. Данная проблема является предметов многих специально организованных исследований, проводимых в рамках культурологической образовательной парадигмы.
Рядом ученых-педагогов, была разработана уникальная диалоговая концепция образования и культуры, которая предусматривает организацию диалога людей разных культур. Именно данный диалог выступает как основа культуры и дидактической единицы образования.
Основными ценностями современного культурно-ориентированного образования выступают:
Основой современной системы образования является культурологическая концепция, разработанная Е. В. Бондаревской, направленная на личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся (воспитанников, студентов и т.д.).
Ведущими положениями данной концепции являются:
Компоненты культурологического подхода:
Таким образом, образование выступает в качестве одной из частей общечеловеческой культуры. При этом оно, с одной стороны, оказывает влияние на ее сохранение и развитие через человека, а с другой стороны, наполняет её собственное содержание.
Сущность образования как социокультурного феномена
Сущность образования как социокультурного феномена заключается в следующем:
Образование и культура взаимообусловлены. На основании культуры определяются цели, задачи и содержание современного образования. В свою очередь образование направлено на сохранение и развитие культуры. Связующим звеном между образованием и культурой в данном случае выступает человек.
Образование и культуры связаны между собой следующим:
Успешность образования во многом зависит от его реализации в контексте конкретной культурологической парадигмы, которая в большей степени ориентирована, не на получение конкретных знаний и умения, а на усвоение учащимися элементов культуры и личностное развитие.
Педагог должен быть носителем общечеловеческой культуры, проявление которой, учащиеся могут видеть в его речи, поведении, внешнем виде, взаимодействии с другими людьми и т.д. То есть, производя культурные ценности для своих учеников, педагог идентифицирует себя с культурой. Реализуемая им педагогическая деятельность является не просто передачей знаний, умения и навыков, а выступает в качестве диалога между разными культурами и обмен культурными ценностями.
Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство
2. Образование как социокультурный феномен
Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:
• вхождение человека в мир науки и культуры;
• обеспечение преемственности поколений;
• обеспечение трансляции культурных ценностей;
• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;
• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.
Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Читайте еще:
После того как у него родился ребенок, мы действительно снова гуляли вместе. Я хотела поцеловать его, чтобы почувствовать, на что это похоже. Я уже знала, на что это похоже, когда я его не поцеловала, и я хотела почувствовать, будет ли так же хорошо, когда я его целую. Да, это было так, и я.
Крупнейшую роль в этом смягчении влияния бедной обстановки играет личность самого педагога, его эмоционально-заражающее воздействие, его энтузиазм, личный пример, все это — факторы, имеющие решающее значение для здоровой романтики подростка. Подросток, кроме того, как мы говорили уже выше, любит.
Наша среда обитания, по меткому выражению английского писателя Томаса Гарди, — “хитроумный механизм, который создан богами для сведения к минимуму человеческих возможностей улучшения жизни”. Поэтому жизненные блага нужно отвоевывать в упорной борьбе. Прошедшие два столетия окончательно.
Согласно данному подходу социальная психология понимается как ветвь психологии, которая изучает процесс взаимодействия людей. Главная цель социальной психологии состоит в установлении общих законов для описания и объяснения социального взаимодействия.
Ключ к построению логического дерева состоит в том, чтобы сначала разбить проблему по выбранным нами категориямветвям, ничего не упуская, а потом сгруппировать схожие пункты под одной и той же ветвью.
Каждое живое существо, каждая вещь во Вселенной имеет свое внутреннее звучание. Свое звучание имеют наши мысли, чувства и желания. В мире потоков «звучат» энергетические вибрации, в мире состояний – сами состояния: любовь, печаль, безмятежность…
Нельзя сказать, что способы выражения гнева у детей и взрослых целиком и полностью различны. Да, у взрослых они более разнообразны – это и физическая сила, и более широкий словарный запас. Но если вы, “прищурившись”, посмотрите на разгневанного взрослого, то легко представите себе восьмилетнего.
Айседора Дункан тоже любила очаровывать людей. Создание образов, соответствующих ожиданиям публики, которые со временем стали отвечать и ее собственным представлениям о себе, должны были обеспечить карьерный рост, продвижение к некой избранной цели. Айседора Дункан в течение всей жизни.
Для оценки социальной важности какой-нибудь идеи нет более верного мерила, чем та власть, какой она пользуется над умами. Заключающаяся в ней доля истины или лжи может представлять интерес только с точки зрения философской. Когда истинная или ложная идея перешла у масс в чувство, то должны.
В жизни тренируйтесь при общении мысленно подключаться к партнеру на выбранном вами уровне и держать этот уровень. Отслеживайте изменения в поведении партнера. Испытывает ли он беспокойство (уровни не совпадают) или ему комфортно (на одном уровне)? Пытается ли он неосознанно сохранять свой.
* Прямые или косвенные знакомства с известными среди целевой аудитории магазина людьми, их наличие в составе покупателей.
Образование как социокультурный феномен
Рассмотрение процессов модернизации образования в Российской Федерации. Исследование социальных проблем образовательного процесса в государстве. Формирование разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества страны.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.10.2015 |
Размер файла | 24,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Образование как социокультурный феномен
2. Процессы модернизации образования в РФ
3. Образование как открытая общественно государственная система
Под образованием понимают совокупность процессов и результатов, полученных при усвоении систематизированного знания, умения и навыка. Образование представляется необходимым условием, обеспечивающим подготовку людей к жизни и трудовой деятельности.
Различные науки занимаются изучением образования под собственным углом зрения.
Психология интересуется проблемами, затрагивающими влияние образовательного процесса на личностное становление, психическое развитие человека.
Социальной же психологией рассматривается человек кА субъект обучения в рамке образовательного процесса как социально организованного явления.
Социология интересуется социальными проблемами образовательного процесса, такими как: как за счет образования люди включаются в ту либо иную социальную группу, занимают определенную позицию в социальных общественных структурах, осваивают и выполняют различные общественные функции.
Под образованием понимается историко-культурный феномен общественного менталитета и сознания.
Образование создает предпосылку по выявлению и развитию творческой способности людей, последовательной передачи накопленного человечеством знания, умения, культурного наследия всех поколений.
В последнее время все чаще говорят о кризисе образования. Кризис образования стал рассматриваться в контексте общемировой тенденции становления постиндустриальной культуры.
Образование, являясь «производным» культуры, представляет собой ее определенную «проекцию».
Поэтому перед обществом в целом и перед педагогами в частности возникла актуальная проблема приведения всех структурных звеньев образования в соответствие с признаками постиндустриальной культуры. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Цель работы: определить особенности образования как социокультурного феномена.
1. Изучить и анализировать литературу по данной теме.
2. Анализировать образование как социокультурный феномен.
3. Рассмотреть процесс модернизации образования в нашей стране..
4. Рассмотреть образование как открытую общественно-государственную систему.
Демократизация и гуманизация общественной жизни ставит перед государством задачу максимального использования возможностей общеобразовательной школы, а через нее и всей системы образования для формирования разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества.
1. Образование как социокультурный феномен
образование социальный личность общество
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями.
Это открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы. Эта система включает:
* ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
* ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
* ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
* ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
* ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).
2. Процессы модернизации образования в РФ
Либерализация общественной жизни вызвала значительный интерес широких слоев населения к образованию как ценности.
Обновлению средней и высшей школы может способствовать введение единого государственного экзамена, который невозможен без комплексных мер по регионализации образования.
Единый экзамен должен выступать в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения. При реальном отличии качества образования в городе и сельской местности, порожденном разным уровнем жизни, существуют и различия, вызванные ментальностью социальных групп и этносов. Вместе с тем, прогнозировать социальные последствия единого экзамена очень сложно: трудно представить себе, каким будет усиление активности общества, что станет новым качественным состоянием всей системы образования, как по отношению друг к другу будут развиваться регионы, имеющие различные уровни жизни. Вот почему, несомненно, важное решение о проведении единого государственного экзамена должно быть подкреплено серией активизирующих региональные сообщества решений.
3. Образование как открытая общественно-государственная система
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов.
С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.
Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
В России к образовательным относятся учреждения следующих типов:
— общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;
— учреждения дополнительного образования;
— учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;
— профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).
Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.
Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.
Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования.
Располагая квалифицированными кадрами, школа координирует, педагогически направляет систематическую работу с семьей и общественностью по воспитанию детей.
Образование представляется единым процессом, включающим в себя физическое и духовное становление человека, социализацию, которая сознательным образом ориентирована на некоторый идеальный образ, на исторический зафиксированный общественным сознанием социальный эталон (к примеру, спартанские воины, добродетельные христиане, энергичные предприниматели, гармонично развитые личности).
Нравственные, интеллектуальные, научно-технические, духовно-культурные и экономические потенциалы каждого общества непосредственным образом зависят от уровней развития образования.
Но для процесса образования, характерна общественная природа и наличие исторического характера, обусловленного историческими общественными типами, которые реализуют эти социальные функции.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Современное образование, его роль и значение в мире и обществе. Исследование взаимосвязи различных уровней образования, выявление его социальных проблем. Роль образования в социальной мобильности современного российского общества и пути его развития.
курсовая работа [46,8 K], добавлен 03.02.2011
Становление социологии образования как самостоятельной дисциплины. Основное содержание образования. Роль образования в жизни общества. Социальные функции и цели образования. Формирование социальных институтов общества. Перспективы развития общества.
контрольная работа [28,2 K], добавлен 02.02.2013
Образование как социокультурный феномен, его роль в современном обществе. История становления социологии образования, предмет и объект данной науки. Методы изучения сферы образования: опрос, интервью, контент-анализ, наблюдение, социальный эксперимент.
реферат [27,7 K], добавлен 24.12.2012
Синергетическая парадигма исследования социальных и природных процессов. Феномен самоорганизации общества. Генезис понятия «открытого общества» Поппера. Препятствия перехода России на путь модернизации и устойчивого развития. Понятие статической морали.
реферат [39,3 K], добавлен 05.03.2011
контрольная работа [109,9 K], добавлен 26.08.2011