Образование как многоаспектный феномен

woman 1784755 1920 Советы на день

Образование как многоаспектный феномен: система, процесс и результат.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). Соответственно образование, являясь построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду «современное образование молодежи» или образование конкретного человека, его образованность.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают: 1) социальный масштаб рассмотрения, то есть образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования; 2) ступень образования (дошкольное, школьное, высшее); 3) профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

С этих позиций образование как систему в целом можно характеризовать: а) образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным; б) образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий; в) образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью; г) образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем; д) образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности.

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе.Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.

640 1

Рассмотрение образования как процесса предполагает: 1) разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения), где сами термины трактуются неоднозначно; 2) со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания; 3) сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательских, преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Образование как результат может рассматриваться в двух планах:

1) образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.

Источник

Образование как многоаспектный феномен

1.1 Образование как многоаспектный феномен

Образование — это способ вхождения человека в мир науки и культуры. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития, как экономики, политики, культуры, так и всего общества. В свою очередь образование развивается под влиянием потребностей общества, т.к. оно всегда выполняет важнейшие общественные функции. От образования зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.[16]

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций. Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:

v один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования и т.д.;[4,56]

v способ социализации личности и преемственности поколений. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта, одновременно закрепляя в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям;

v механизм формирования общественной и духовной жизни человека, а также массового духовного сознания. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны;[4,56]

v процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение для развития цивилизации. Осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов.[4,57]

v способ развития региональных систем и национальных традиций. Специфика населения отдельных районов обуславливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или учитываются запросы разных социокультурных групп населения;[4,57]

v социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Социальные институты осуществляют целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе;

v активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и отдельном человеке.[4,58]

Таким образом, образование выполняет ряд функций, важнейшая из которых социокультурная.

1.2 Образование как система и как педагогический процесс

Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в 1него внесены в 1996году). [18]

Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

v гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, сбодного развития личности, воспитания гражданственственности и любви к Родине;

v единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

v общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

v светский характер образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях;

v свобода и плюрализм в образовании;

v демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.[4,60]

К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:

v разработка образовательных программ и стандартов; стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;[16]

v аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей;

v формирование образовательной инфраструктуры;

v формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;

v контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сфере в системе образования.

Для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые и материальные проблемы.[18]

Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования, состоящие из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.

Образование — это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).[4,63]

По своей сущности педагогический процесс — это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса — обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач. В педагогическом процессе происходит передача и активное усвоение социального опыта, осуществляется это посредством целенаправленно организуемой деятельности (учебно-познавательной, игровой, производственной, художественно-творческой и др.), общения воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних. Определяющими компонентами педагогического провеса являются обучение и воспитание, которые ведут к утренним процессам изменения образованности, воспитанности и развития личности. В свою очередь процессы обучения и воспитания состоят из определенных, взаимосвязанных процессов: обучение — из преподавания и учения, воспитание — из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.[16] Основными функциями педагогического процесса являются:

v информационная (просвещение воспитанников), воспитательная (личностное изменение воспитания);

v развивающая (всестороннее развитие воспитанников);

v аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);

v социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).[16]

Структуру педагогического процесса рассматривают с позиций: субъектного состава (состава участников педагогического процесса) и процессуального состава. Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых отличается большим разнообразием: воспитанники (от дошкольников до пожилых и старых людей); воспитатели (от родителей, педагогов-профессионалов до средств массовой информации, обычаев, религии, языка, природы и т.д.). Взаимодействие субъектов педагогического процесса имеет своей конечной целью освоение воспитанниками многообразного опыта, накопленного человечеством.[18]

В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты:

v целевой (определение целей обучения и воспитания; цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса);

v содержательный (разработка содержания образования, отражающего смысл, который вкладывается как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу);

v операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, деятельность педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм, методов работы для достижения цели);[4,67]

v эмоционально-мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);

v контрольно-оценочный (контроль за ходом) и результатам педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);[4,67]

v результативный (эффективность протекания педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью).

Педагогическому процессу свойственно движение, преодоление противоречий, образование нового качества.[16]

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития.

Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

v подготовка (подготовительный);

v осуществление (основной);

v анализ результатов (заключительный).

Таким образом, педагогический процесс — не просто совокупность субъектного и процессуального состава, это сложная, динамично развивающаяся, целостная система, обладающая новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих ее компонентах. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Источник

Тема 4. ОБРАЗОВАНИЕ КАК МНОГОАСПЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН

Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен

При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование» смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование»: образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат

В аспекте категории ценности образование понимается как общечеловеческая ценность. Различают предметные и субъективные ценности. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качествепредметных ценностей. Субъективными ценностями являются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок.

Особую группу составляют педагогические ценности. Их суть определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и созидательными возможностями. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Общечеловеческой педагогической ценностью является образование.

Образование имеет государственную, общественную, личностную ценность. Государственная ценность образования состоит в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Личностная ценность образования для каждого индивида своя. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню и качеству.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций. Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:

это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

это способ социализации личности и преемственности поколений;

это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;

это процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни;

это функция развития региональных систем и национальных традиций;

это социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;

Образование как система

Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Современная система образования в Российской Федерации строится на основании Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

внесены в 1996 г.). Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Закон определил структуру образовательных учреждений, отличающихся по самым различным характеристикам, прежде всего по уровню и профессиональному направлению.

В сложившейся системе образования выделяют следующие типы образовательных учреждений:

дошкольные: ясли, детские сады;

общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;

учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования;

специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, школы для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и пр.;

учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения по организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

С учетом потребностей и возможностей личности используются раг-тые формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в систему образования наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации»;

Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ «Об образовании» Организационной основой государственной по-

литики в области образования является федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Ее содержание»определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы образования с учетом тенденций и перспектив ее развития.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные, республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные. Общее руководство осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования

К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:

разработка образовательных программ и стандартов. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;

аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей;

формирование образовательной инфраструктуры;

формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;

контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сферах в системе образования.

Для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации, в рамках которого федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.

. Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования, состоящие из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.

4.3. Образование как педагогический процесс

Образование — это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).

Педагогический процесс— это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания (в его узком специальном смысле).

По своей сути педагогический процесс — это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса — обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач, В педагогическом процессе происходят передача и активное усвоение социального опыта, осуществляемые посредством целенаправленно организуемой деятельности (учебно-познавательной, игровой, производственной, художественно-творческой и др.), путем общения воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и моции последних.

Определяющими мпонентами педагогичеглого процесса являются процессы обучения и воспитания, обусловливающие внутренние процессы изменения образованности воспитанности и развития личности. В свою очередь, ‘Одессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов: процесс обучения — из преподавания и учения, процесс воспитания — из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Основными функциями педагогического процесса являются:

информационная (просвещение воспитанников);

воспитательная (личностное изменение воспитанников);

развивающая (всестороннее развитие воспитанников);

аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);

социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

Структуру педагогического процесса рассматривают с двух позиций: субъектного состава (участники педагогического процесса) и процессуального состава

Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых отличается большим разнообразием: воспитанники — от дошкольников до пожилых и старых людей; воспитатели — от родителей, педагогов-профессионалов до средств массовой информации, обычаев, религии, языка, природы и т.д. Взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками накопленного человечеством многообразного опыта.

В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют компоненты:

• целевой (определение целей обучения и воспитания).
Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает
системообразующим фактором педагогического процесса;

содержательный (разработка содержания образования). Содержание отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;

операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм, методов работы для достижения цели);

эмоционально-мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);

контрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);

результативный (эффективность протекания педагогического процесса, прогресс в достижении поставленной цельи).

Педагогический процесс — это не просто совокупность субъектного и процессуального состава, а сложная динамично развивающаяся система, целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах. Целостному педагогическому процессу присущи как внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие, так и движение, преодоление противоречий, образование нового качества. Поступательное движение педагогического процесса осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных (являющихся следствием ошибочных педагогических решений) педагогических противоречий, которые являются движущей силой, источником функционирования и развития педагогического процесса.

Педагогический процесс имеет свои особые закономерности. Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностей педагогического процесса И.П. Подласый выделяет следующие:

динамики педагогического процесса. В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Чем выше предыдущие достижения, тем весомее конечный результат. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуе-мыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер. Эта закономерность есть проявление следствия закона: тот ученик имеет более высокие общие достижения, у которого более высокие промежуточные результаты;

развития личности в педагогическом процессе. Педагогический процесс способствует развитию личности. Темпы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;

управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и пе-

дагогами, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;

стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от дейс \ вия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов;

единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит как от качества педагогической деятельности, так и от качества собственной учебно-познавательной деятельности воспитуемых;

обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей (материально-технических, экономических и др.) личности и общества, условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса — исходные, ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. (Принципы обучения и воспитания будут рассмотрены в соответствующих разделах).

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития. Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

подготовка педагогического процесса (подготовительный);

осуществление педагогического процесса (основной);

анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector