Образование как объект правового регулирования

woman 3116587 1920 Советы на день

Образование как объект правового регулирования

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус» может устанавливаться специальное регулирование осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности, в федеральной территории «Сириус». Требования нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус» по вопросам осуществления образовательной деятельности не могут быть ниже соответствующих требований, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы публичной власти федеральной территории «Сириус» вправе вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории «Сириус», направленный на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

Источник

Образование как объект правового регулирования

В комментируемой статье определены предмет регулирования законодательства об образовании, а также структура Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Одним из проявлений того, как осуществляется государственное управление в сфере образования, является правовое регулирование отношений, возникающих в этой сфере. Предмет правового регулирования позволяет установить круг общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе осуществления государственного управления.

Определение предмета правового регулирования позволяет не только более точно идентифицировать нормативно-правовой массив в сфере образования, но и установить границы между смежными отраслями российского законодательства.

Предмет правового регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого на его основе законодательства об образовании очерчивает спектр регулируемых общественных отношений. В конечном счете, предмет регулирования Федерального закона об образовании позволяет установить применимость правовых норм, содержащихся в комментируемом Федеральном законе, для регулирования конкретных видов общественных отношений.

При определении предмета законодательства об образовании в целом и комментируемого Закона в частности законодателем используется понятие «отношения в сфере образования».

Важной особенностью подхода законодателя к регулированию отношений в сфере образования является то, что предмет Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого в соответствии с ним законодательства об образовании составляют не только собственно сами образовательные отношения (то есть общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ), но и общественные отношения, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Такой подход к определению предмета законодательства об образовании позволяет, наряду с определением правовых границ конституционного права каждого на образование, регламентировать весь комплекс отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование, а также закрепить государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования и создания необходимых условий для реализации права на образование.

В этой связи следует отметить, что к определению понятия «отношения в сфере образования» законодатель в комментируемом Законе обращается фактически дважды — в ст. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в ст. 2 этого же Закона, в которой дает определение основных понятий, используемых в законодательстве об образовании, в том числе «образование» (п. 1) и «отношения в сфере образования» (п. 30).

Расширительный подход к определению объекта правового регулирования, не ограничивающий предмет законодательства об образовании собственно образовательными отношениями, но включающий в него разнообразные отношения, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование (экономические, трудовые, организационные и т.д.), повлиял на структуру Федерального закона об образовании и содержание всего законодательства об образовании.

Как это предусмотрено в части 2 комментируемой статьи, Федеральным законом об образовании установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации.

В Законе определены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (с. 3), а также зафиксированы (ст. 4) цели такого правового регулирования:

— установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

— создание условий развития системы образования;

— защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Там же (ст. 4 Закона) закреплены и основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования:

— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

— создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

— создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

— определение правового положения участников отношений в сфере образования;

— создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

— разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Наконец, установление экономических основ образования в Федеральном законе об образовании осуществляется через предписания, содержащиеся в главе 13 «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования». Законодательство об образовании определяет особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования (ст. 99), использование в этих целях контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (ст. 100), устанавливает порядок осуществления образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц (ст. 101), образовательного кредитования ст. 104), создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103) и т. д.

Осуществляя регулятивную функцию, образовательное право определяет правовое положение участников отношений в сфере образования через закрепление их прав, обязанностей и ответственности: правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 3 Закона об образовании; обучающихся, их родителей и законных представителей — в главе 4; педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 5; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования — в главе 1 и т. д.

Источник

Образование как объект правового регулирования

Об образовании в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности сферы образования;

2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

7) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;

11) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Статья 4. Цели и задачи законодательства Российской Федерации об образовании

1. Целями законодательства Российской Федерации об образовании являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в образовании, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

2. Основными задачами законодательства Российской Федерации об образовании являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) правовое регулирование отношений в сфере образования, определение правового положения их участников;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации об образовании

1. Законодательство Российской Федерации об образовании основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты в сфере образования.

2. Законодательство Российской Федерации об образовании регулирует отношения в сфере образования, включающие:

1) общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения);

2) общественные отношения, связанные с образовательными отношениями, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

3. По вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

4. Органы местного самоуправления могут принимать правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования, содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий гражданам по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Источник

Право. 11 класс

Конспект урока

Урок №17. Правовое регулирование отношений в области образования

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какова государственная политика в области образования?

2. Как можно реализовать свое право на образование?

Образовательные правоотношения — урегулированные нормами законодательства в области образования общественные отношения, складывающиеся, как правило, между образовательными организациями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательный требований к образованию определенного уровня и профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательное право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере образования.

Ключевые слова: Образовательное право; образовательное правоотношение; устав образовательной организации; единый государственный экзамен.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.120-132.

На уроке мы узнаем, какова государственная политика в области образования.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов образовательного права

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Принципы государственной политики в области образования

– гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;

– единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;

– общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

– светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода и плюрализм;

– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

– толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:

— учредители образовательных учреждений;

— органы управления образованием;

— органы управления образовательным учреждением;

— работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

— трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;

— общественные организации, действующие в образовательной сфере;

— государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

Основными объектами образовательного правоотношения выступают:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Виды общеобразовательных организаций:

2. общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

3. профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения

4. образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Применительно к сфере образования целями правового регулирования отношений в сфере образования законодатель определил:

— установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

— создание условий развития системы образования;

— защиту прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Целями правового регулирования становятся, как правило, упорядочение общественных отношений и их охрана. Правовое регулирование нацелено на формирование вариантов правомерного поведения и защиту от возможных правонарушений.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования названы следующие:

— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

— создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

— создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

— определение правового положения участников отношений в сфере образования;

— создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы

3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме

4. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

5. Право на уважение человеческого достоинства.

6. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

1. Добросовестно учиться.

2. Выполнять требования устава школы.

3. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

4. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

5. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

Методы регулирования в образовательном праве.

1. Императивный метод регулирования образовательных отношений на уровне усвоения обучающимися образовательных программ начального общего и среднего общего образования присущ не только образовательному праву. Это основной метод и административного права. И все же метод образовательного права отличается от метода административного права тем, что для образовательного права он не является всеобщим. Образовательные отношения на уровне освоения образовательных программ среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования регулируются при помощи диспозитивно-императивного метода.

Императивный метод образовательного права сохранятся в отношениях обучающихся и образовательными учреждениями, обучающимися и педагогами. От обучающихся, как известно, требуется своевременное выполнение учебного плана, посещение занятий, выполнение устава образовательного учреждения и правил внутреннего распорядка. Ненадлежащее исполнение этих правил образует состав дисциплинарного проступка, влекущего за собой применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из образовательного учреждения.

2. Диспозитивность метода образовательного права выражается в праве граждан Российской Федерации по своему желанию решать вопрос о продолжении образования после освоения программы основного общего образования, об уровне и форме образования. Свободный выбор уровня и формы обучения сохраняется и для обучающихся, успешно освоивших программу среднего (полного) общего образования, чему во многом способствует общедоступность среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

2. обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

1. деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

ea4737b3 65d4 400f 8429 982f2b2053fa

Разбор типового контрольного задания

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector