Образование как общественный феномен

clothing store 984396 1920 Советы на день

Образование как социальный феномен

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Оно становится важным фактором развития не только отдельных сфер, но и всего общества. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства. Данная категория педагогики представляет собой социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Именно образование является активным ускорителем культурных перемен и преобразований, как в общественной жизни, так и в отдельном человеке.

640 1

Итак, образование как социальное явление – этопрежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Источник

Образование как общественный феномен

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Образование –овладение личностью определенной системой научных знаний, практических У и Н, и связанный с ними тот или иной уровень развития умственно-познавательной и творческой деятельности, а так же нравственно-эстетической культуры – всё это определяет её совокупный облик и индивидуальное своеобразие.

Образование включает обучение и воспитание как присвоение, интериоризацию социально-культурных ценностей общества.

Образование как социальный институт включает уровни:

1. дошкольные учреждения;

Образование как система рассматривается в 3х измерениях:

1) в социальном масштабе – образование в мире, стране, обществе, регионе;

2) как ступень образования – дошкольное, школьное, высшее;

3) профиль образования – общее, специальное

Стороны образования как системы:

1 – м.б. светским или клирикальным, государственным, частным, муниципальным, федеральным;

2 – уровни (дошкольное, среднее, высшее);

3 – преемственность уровней, управляемость, эффективность, направление; реализуется в образовательном процессе.

Образование как результат:

образ результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и фиксирован в форме стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершенный курс обучения, т.е. содержание стандарта – представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.

Источник

Сущность образования как общественного явления

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

ЛЕКЦИЯ № 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.

Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике.

Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности общественного производства.

Таким образом, под сущностью образования человека понимается следующее: специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта. Процесс в данном случае является становлением личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совершенствованием.

Структура образования, как и обучения, в данном случае представляет собой триединый процесс, состоящий из:

2) воспитания качеств поведения;

3) физического и умственного развития.

Поскольку образование вообще тесно связано с человеком, с его местом и функцией в окружающем мире и обществе, то соответственно и содержание образования уходит своими корнями в далекое прошлое.

В педагогической практике распространены три различных подхода к трактовке содержания образования в связи с соответствием их основной цели создания творческой и самостоятельно мыслящей личности.

Одна трактовка содержания образования представляет образование в качестве адаптированных основ различных наук, которые изучаются в школе. При этом в стороне остаются другие качества личности, например, способность к самостоятельному анализу, творчеству, возможность принять самостоятельное решение и свобода выбора и т. п. Эта концепция направлена в основном на то, чтобы приобщить ребенка к науке и производству, но упускается из вида становление человека как личности и стремление его к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе.

В данном случае человек представлен в качестве фактора производства.

Другой подход представляет содержание образования как сочетание знаний, умений и навыков, обязательно усвоенное школьниками. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. С. 128). Это определение не дает анализа содержания человеческой культуры и не раскрывает содержания знаний и умений. Имеется в виду, что приобретение знаний и умений даст возможность человеку сообразно действовать в обществе. Оказывается, необходимо и достаточно предложить школьнику, чтобы он что-то знал и умел, но не более. Тогда в данном случае соответственно представляются и требования к образованию: необходимо и достаточно выдать ребенку знания и навыки по определенным наукам, например, по языку, математике, физике и другим предметам, но не берется во внимание то, как подрастающий человек будет использовать полученные знания.

Данный подход не эффективен в современных условиях развития общеобразовательной школы в России, поскольку решение сложных задач, связанных с отдельными сферами жизни общества, требует не только наличия определенной информации у учащихся, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, моральная устойчивость и др. В данном случае факторами и условиями функционирования общественной жизни являются выработка и постановка учащимися ценностно-ориентированных целей, желаний и намерений, что приводит их в конечном итоге к самообразованию.

640 1

Третья концепция представляет собой педагогически-адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте. В этом подходе заключено наличие творческого и эмоционального начала в опыте деятельности и отношений, кроме уже имеющихся знаний, что также предполагает наличие опыта выполнения различных видов деятельности.

Все представленные виды социального опыта являются отдельными особыми видами содержания образования, которые дают знания о природе, обществе, производстве, технике и видах деятельности. Овладение этими знаниями формирует в сознании ребенка истинное представление об окружающем мире, предлагает верный подход к познавательному и практическому видам деятельности. Это есть опыт формирования навыков известных видов деятельности, которые воплощаются вместе со знанием ребенком, усвоившим этот опыт. Основой различных видов деятельности является система общих практических навыков и умений, которая представляет содержание данного опыта и обеспечивает возможность человека сохранять и в дальнейшем развивать культуру народа. От подрастающего поколения требуется самостоятельно применить усвоенные знания и умения на практике в новых ситуациях, а также сформировать новые виды деятельности на основе уже известных.

Правила поведения и отношения к окружающей действительности, к самому себе и подобным определяют не только знания морально-этических норм, но и уверенность в их правильности и личное положительное отношение к ним. Такое сочетание знаний и практических действий может проявляться в отношении поведения, в деятельности человека и т. д. Умение владеть таким опытом дает возможность школьникам переносить общие знания в свой личный опыт, переносить социальное начало в индивидуальное русло, руководствуясь определенным образом организованной деятельностью учащихся.

Таким образом, все вышеуказанные компоненты содержания образования достаточно связаны между собой и взаимоопределены. Умения без знаний невозможны.

Например, творческая деятельность ребенка должна определяться на основе определенного содержательного материала знаний и умений. Воспитанность означает наличие знаний о том виде деятельности, к которому определяется отношение, предполагает усвоение поведенческих навыков и умений. Знакомство с новыми видами опыта позволяет человеку не только эффективно работать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и дает возможность действовать самостоятельно.

Итак, содержание общего образования представляет собой, с одной стороны, важное условие учебно-познавательной деятельности школьников (поскольку выражает настоящие и будущие потребности общества), с другой стороны, это инструментарий осуществления человеком данной деятельности, а значит, он предполагает содержание личностных потребностей учащихся в обучении.

Основными источниками изучения содержания образования являются культура или социальный опыт, которые, однако, не определяют содержание образования. В данном случае необходимо найти наиболее конкретные источники, определяющие это содержание. Источники, которыми являются наука, производство, общественные отношения, и формируют принципы выбора информации, т. е. принципы построения содержания в определенную структуру, и виды деятельности человека (познавательная, практическая, коммуникативная, художественная). При комплектовании содержания обучающего методического материала из вышеперечисленных источников учитываются требования: исторические, духовные, культурные, нравственные, психологические и др. В зависимости от этих требований изменяется содержание социального опыта.

Наконец, при определении содержания образования необходимо учитывать особенности индивидуального развития личности и ее интересов. В этой связи в содержание образования включаются кроме обязательных дисциплин и учебные предметы для свободного выбора. Такой подход позволяет углубленно познавать и развивать профессиональные интересы учащихся.

Требования к содержанию образования выдвигает не только общество, имеющее способность изменяться под влиянием развития производства, науки и техники, потребностей, но и граждане. В связи с этим в педагогике сформированы такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение.

Обязательная задача государства состоит в том, чтобы определить соответствующий государственный стандарт в образовании, соответствующий обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе, и обеспечить необходимый уровень его усвоения. Критерием определения содержания школьного образования служат общие принципы, выступающие в качестве инструментария учебного материала в учебных дисциплинах. Конечно, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, которые формируют современную естественнонаучную и социальную окружающую среду.

Основы наук в данном случае представляют собой сочетание основных базовых понятий, законов, теорий, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы. Все, что имеет общеобразовательное значение, включается в содержание образования. Это те явления, которые имеют значение для многих сфер деятельности, также логика развития основных знаний, логика при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, логика принципов действий. В содержании образования должна быть раскрыта область практического применения теоретических знаний, должны быть включены методологические знания для сознательного усвоения и развития научного мышления. Кроме того, в содержание образования включаются основные и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для индивидуального развития.

Важно заметить, что все вышеизложенные принципы можно разделить на три вида.

1. Соответствие содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества.

2. Анализ содержания обучения при определении содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает наличие всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.

3. Сохранение единства содержания образования на разных этапах его развития, исходя из личностного становления школьника.

Данные принципы являются определяющими ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования.

Такова сущность образования, его факторы и общедидактические критерии.

Таким образом, социальное явление образования можно определить как общественную ценность. При этом от степени и уровня развития образования в обществе зависит нравственный, интеллектуальный, научно-технический потенциал общества. Образование носит исторический характер, отражает задачи общества, уровень развития экономики и культуры, потому как учитель и ученик являются элементами общественных отношений. Важно сказать, что степень образования определяется не только производственными требованиями, но и интересами господствующих социально-общественных кругов.

Итак, образование как социальное явление – это достаточно обособленная и самостоятельная система, задачей которой считается обучение и воспитание человека в обществе. Образование направлено на усвоение знаний, умений, навыков, норм поведения.

Как система, образование является непревзойденной социальной структурой, которая должна развивать и приумножать человеческий капитал, формируя идеи, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Таким образом, образование – это система построения будущего.

Возможны две точки зрения на роль образования в будущем. Первая – будущее общество четко ограничивается составленным списком норм, правил, которым должны подчиняться все люди данного общества. В данном случае система образования носит характер инструмента по созданию людей этого будущего общества.

Вторая – будущее общество определяется деятельностью свободного народа. В этом случае система образования становится системой свободного обучения общества, в котором необходимо нести ответственность за себя и за свою страну. Под образованием в таком обществе понимается процесс уменьшения неэффективных решений. А основная задача общества определяется постоянным повышением образованности последующих поколений. Для открытого общества естественна установка на развивающуюся, свободную и вариативную школу. Для другого общества такое стремление к свободе требует определенной строгой программы действий. Основой такой программы выступает совершенствование системы образования, главным условием которого является присутствие модели реформ для необходимого понимания логики, целей и средств реформ. Долгие годы реформ системы образования в России говорят о том, что не совсем ясно представлялись цели и прослеживалась логика всех задуманных изменений.

Источник

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения инвалидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

Образование как социальное явление – это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества через овладение определенными знаниями, умениями, навыками, идейно-нравственными ценностями и нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Как и всяки социальный институт, институт образования складывается на протяжении длительного периода исторического развития и принимал различные исторические формы.

На начальных этапах человеческой истории образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всем взрослым населением непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Расширение границ общения, развития языка и общей культуры привело к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче подрастающему поколению. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания социальных структур, специализирующихся на накоплении и распространении знаний – института образования. Историки свидетельствуют, что уже в условия первобытно-общинного строя в каждом племени создавались специальные школы, в которых наиболее знающие люди передавались молодым знания и опыт племени, знакомили их с обрядами и преданиями, посвящали в искусство магии и колдовства.

Возникновение частной собственной, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающихся и воспитательных функций и переход от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.

Однако уже мыслители древности осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семьи зависит от могущества государства. Последнее может быть достигнуто не семейными, а общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях.

Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существования наряду с семейным государственных, храмовых и других форм образования было характерным для многих рабовладельческих обществ.

Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждения. Это означало и переход от неинституциональной социализации к институциональной.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В ХП-ХШ вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

640 1

Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу у классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машина индустрии потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение этого противоречия связано с возникновением реальных училищ им технических школ, высших технических учебных заведений.

Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования ужу в Х1Х в. Привели к том, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков образовательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.

Вторая половина ХХ в. Характеризуется небывалом охватом детей, молодежи и взрослых различными формами обучения. Это период так называемого образовательного взрыва такое стало возможным потому, что автоматы, придя на смену механическим машинам, измени положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительного труда постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.

Таким образом, выделение образования в специфическую отрасль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение.

В современном мире институт образования имеет огромную социальную ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества в решающей мере зависит от уровня развития этого социального института. Те страны, руководство которых своевременно осознало важность развития института образования, достигли высокого уровня развития и занимают господствующие позиции в современном мире. Руководство же тех стран, которые не уделяют должного внимания сфере образования, обрекает свои страны на роль аутсайдеров, сырьевых придатков мировых держав.

7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран.

Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

5) создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание, задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Гуманистическая цель образования требует пересмотреть его содержание. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Образование как социальное явления – это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector