Образование как отрасль экономики

fashion 2309519 1920 Советы на день

Образование как приоритетная отрасль современной экономики часть 2

ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАНІЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

Экономическая функция образования.
Образование можно считать одним из главных факторов экономического развития общества. Оно даёт возможность возобновления, омоложения и поддержки кадрового потенциала социума. Процесс профессионального обучения должен обеспечивать получение учащимися и студентами должного уровня теоретических и практических знаний для полного освоения основ получаемой профессии.

Сущность экономического образования.
Действенное влияние на развитие производительных сил государства, наращивание результативности общественного труда, подготовка людей к профессиональной деятельности в строгом соответствии с потребностью социума. Воспроизводство представляет собой постоянное повторение и непрерывающееся возобновление производства товаров и услуг, количество которых покрывает потребности общества. Всякая форма воспроизводства является единством следующих взаимосвязанных элементов: воспроизводство национального продукта как в материальной, так и в нематериальной форме; вызванных этим соответствующих экономических отношений; общей рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду – это сумма его физических и духовных навыков, использование которых способно обеспечить социуму появление требуемых для выживания товаров и услуг. Образование также можно отнести к этой стороне человеческой деятельности, где воспроизводятся навыки индивида к труду, приобретаются общие и специализированные знания, формируются должное и ответственное отношение к труду. Образование можно назвать “подготовительным цехом” экономики государства. Главная цель образования – удовлетворение потребности общества в образовательных услугах. Образование представляет собой довольно специфическую отрасль экономики, которая удовлетворяет нужду социума в образовательных услугах, занята подготовкой теоретических и практических кадров, насыщением их нужной информацией, формированием необходимых для них знаний, умений и навыков.

Стоит отметить, что вместе с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Среди структуры духовного производства можно отметить такие важные составляющие как:

наука, которая представляет собой процесс накопления знаний о природе, социуме, самом человеке и создании им ненатурального мира, нахождение общий тенденций строения и движения окружающего нас мира, способов использования этих закономерностей в интересах общества;

образование как система, которая обеспечивает передачу научных знаний, социального опыта и навыков будущим поколениям и всему населению. Система, удовлетворяющая их нужды в образовательных услугах, а также создающая соответствующие эстетические вкусы и нравственные правила поведения в социуме;

книги и СМИ, которые способствуют расширению охвата духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), которые обеспечивают распространение информации и знаний о духовных и материальных ценностях;

идеология как основа для мировоззрения людей, их религиозных взглядов, отражающая мотивы деятельности человека

Отраслевой аспект образования.

В отношении к образованию термин отрасль неразлучно связан с научной областью. Под отраслью экономики подразумевается качественно однородный ряд предприятий, учреждений и прочих хозяйственных единиц, которые характеризуются общностью условий производства, состава кадров в разрезе профессиональной подготовки, взятых на себя функции в системе обеспечения общества, производимых товаров или услуг. Образование как отрасль является совокупностью учреждений образования, организаций и предприятий, которые осуществляют в первую очередь образовательную функцию, направленную на удовлетворение разнородных потребностей людей в такого рода услугах и подготовку квалифицированных кадров.

К подсистемам отрасли образования стоит отнести экономику дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехучилищ, высших школ и системы послевузовского образования.

Важнейшая роль образовательной отрасли народного хозяйства состоит в следующем:

Особое место образования в системе разделения труда. Это исключительная отрасль, удовлетворяющая запросы людей в услугах образования, которая специализируется на возобновлении основной производительной силы социума – квалифицированных работников всех сфер производства, а также для всех видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования жителей страны выступает как главнейший индикатор благосостояния социума. Уровень образования выражается с помощью индекса развития человека, который можно охарактеризовать по следующим пунктам: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

Каждый год обучения человека продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, разбирающиеся люди более здоровы, чем их неграмотные сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессивным состояниям, у них в большей степени наблюдаются следующие болезни: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешёвых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжёлыми физическими нагрузками.

Образование как отрасль экономики является замкнутой. В этом её отличительная особенность. Она сама для себя учит работников – преподавательский состав.

Работа в сфере образования стала одним из самых массовых сфер деятельности человека. По количеству занятых в ней отрасль образования опережает многие сферы экономики. В учреждениях образования нашей страны трудится порядка 6 млн. человек.

Особенности образовательных услуг.

Работники учреждений образования удовлетворяют нужды представителей социума в особых экономических услугах, получивших название образовательных. Они являются системой знаний и навыков, которые направлены на использование в целях удовлетворения различных потребностей личности в частности, так и общества в целом, Образовательные услуги обеспечивают удовлетворение познавательных интересов учащихся, удовлетворяют нужды индивида в духовном, умственном развитии, обеспечивают условия для самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении будущих и нынешних сотрудников, формировании и развитии их предрасположенностей к определённым сферам труда, специализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, услуги образования являются продукцией учреждений образования.

Образовательные услуги воплощаются в материальном виде: выпускаемые методические пособия, программы, учебники, учебные пособия и т.д. Правда тут они стали лишь материальным носителем этих услуг как духовных ценностей.

В условиях научно-технического прогресса и перехода общества в постиндустриальную эру на первое место выдвигаются не столько навыки и сноровка, сколько солидный багаж знаний, предрасположенность творчески мыслить. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих способностей человека.

Образовательные услуги несомненно отличаются от товаров материальной формы следующим: образовательные услуги – это не материальная, а скорее социальная (или даже духовная) ценность. От прочих нематериальных видов услуг они отличаются особым свойством – возможностью удовлетворять потребности человека в его духовном, умственном развитии и в освоении навыков и знаний выбранной специальности.

В сфере экономики образовательные услуги имеют ряд отличительных свойств:

1. создание образовательных услуг представляет собой продукт, не оставляющий вещественного осязаемого результата;

2. образовательные услуги неотделимы от преподавателя. Если продукт, имеющий вещественную форму, существует в независимости от его создателя, то образовательная услуга сопутствует человеку, её создающему;

3. с неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и отсутствие возможности их хранения и транспортировки, и как следствие, рассредоточенность и локальность учреждений образования.

4. учитывая первые два пункта можно с уверенностью утверждать, что объективная оценка качества образовательных услуг крайне затруднена.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя – преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создаётся конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда.

Под образованием понимают передачу посредством осуществляемого педагогического процесса части накопленных человечеством знаний и социального опыта, необходимых для того, чтобы обучаемый смог в полной мере освоить выбранную им профессию. Образование функционирует в рамках системы образования, под которой понимают комплекс учреждений, занимающихся непосредственно процессом обучения. Эти учреждения призваны реализовывать образовательные услуги. Образовательная услуга, как и прочие услуги, не имеет ярко выраженной материальной формы, и ознакомится с ней потребитель может лишь после её приобретения, что в свою очередь создаёт для него некоторые риски при выборе исполнителя. Таким образом, потребитель услуги в первую очередь ориентируется на имидж производителя и отзывы о его деятельности.

Также определённую сложность вызывает критерий оценки количественной стоимости образовательной услуги. Ввиду того, что процесс усвоения информации и передаваемых навыков зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от желания и возможности услышать, воспринять и запомнить учащегося и студента, относительно справедливым будет оценка потраченного усилия преподавателя во временном эквиваленте его педагогической деятельности.

Последние десятилетия ХХ века и начало века ХХI – время перехода общества от индустриальной эпохи в постиндустриальную. Растёт потребность экономики в информации. В постиндустриальной эре спросом будут пользоваться специалисты, постоянно повышающие свой уровень знаний. Некогда окончивший высшее учебное заведение специалист, не пополняющий свой багаж знаний в эпоху удваивания объёмов информации каждые несколько лет, рискует потерять рабочее место. Именно поэтому в моду входит так называемый процесс непрерывного обучения, когда человек постоянно пополняет свой багаж знаний. В связи с нарастающей важность информации как таковой, учреждения, предоставляющие образовательные услуги как классического, так и последипломного образования в экономике будут отыгрывать всё более значимую роль.

Источник

Тема 11. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки

Образование–это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как:

· производительные силы и производственные отношения сферы образования;

· следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшая школа и послевузовское образование.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых, образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно более 1 млрд. учащихся и 50 млн. педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

К особенностям образовательных услуг относятся:

— неотделимость от их непосредственного производителя;

— невозможность их хранения и транспортировки;

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса. В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.

Основной субъект образования как отрасли – образовательная организация.Она самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. ХХ века все учебные заведения были государственными. В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть:

· негосударственными в следующих организационно-правовых формах:

— частными – например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы;

— учреждениями общественных и религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;

· смешанная форма, например, государственно-коллективная.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) – экономика образования.

Экономика образования, раздел экономической теории, изучающий специфику различных форм образовательной деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного производства и нематериального накопления; научная дисциплина, разрабатывающая конкретные экономические проблемы развития образовательной сферы, рационализации педагогической и хозяйственной деятельности учреждений и органов управления образованием.

Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Первоначально вся огромная статистическая величина разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с различным уровнем образования была отнесена на долю «вклада образования» в уровень и темпы экономического роста. Результаты оказались сенсационными, поскольку на порядок превышали все затраты на обучение. Образовательный фактор был объявлен источником большей части прироста экономики, не связанного с расширением числа занятых. Эти расчёты подверглись критике. Вклад образования был уменьшен за счёт учёта влияния на заработки способностей, социального статуса работников, их семейной среды и других факторов.

В России первые расчеты экономического эффекта образования были проведены в 20-е гг. академиком С.Г.Струмилиным. Сопоставляя производительность труда рабочих с уровнем их образования, он пришел к выводу, что простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность труда рабочего на 30 %. Установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.

За последние два века экономический прогресс наиболее успешно развивающихся стран мира идет параллельно с повышением уровня образования. Среднее число лет обучения за 1800-1913 гг. увеличилось: в США – с 2,1 до 8,3; в Великобритании – с 2 до 8,1; в Германии – с 2,4 до 8,4; во Франции – с 1,6 до 7; в Италии с 1,1 до 4,8; в Японии – с 1,2 до 5,4.

В 1990-е среднее число лет обучения взрослого населения, редуцированное по качеству (год высшей школы приравнивается к двум годам средней), составило: в США – 17,6; в Германии – 15,5; во Франции – 15,3; в Японии – 14,6; в Великобритании – 13,9; в Италии – 11. Продолжительность обучения американского рабочего в 1995 г. составила 14,2 года. В десятку стран, лидирующих по уровню высшего образования, входят: США (35% трудоспособного населения имеет высшее образование), Канада (30%), Швейцария (24%), Швеция (21%), Япония (21%), Финляндия (18%), Германия (17%), Англия (15%), Франция (14%), Италия (6%).

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 13093 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Экономика образования

Образование — отрасль экономики в социальной и культурных сферах, обеспечивающая передачу от наставника к ученику знаний, навыков и формирующая определенные умения.

Тенденции развития образования

Состояние образования зависит от социально-политических и экономических процессов в жизни мирового сообщества.

Развитие технологий постоянно обесценивают знания вчерашнего дня. Появляется новая информация и формируются новые процессы, которые было невозможно представить еще несколько лет назад. Устаревают и подходы к получению актуальных знаний.

Широкое распространение получает неформальное образование. Оно отчасти компенсирует недостатки и противоречия в традиционных образовательных учреждениях. Растет спрос на индивидуальное образование. Разработка индивидуальных программ преподавателями дает возможность учащимся достигать самореализации исходя из своих потребностей.

Таким образом, формируется новое направление в образовании: умение учиться. Сформировать навыки обработки значительного объема информации в открытом доступе в эпоху интернета основная задача образовательной сферы в целом. Не менее важной тенденцией является формирование концепции непрерывного образования. Специалисты склонны считать ее основополагающей.

Экономика образования как наука

В целях преодоления неблагоприятных тенденций в развитии образования в ученой среде было принято решение о формировании нового направления исследований. В итоге появилась наука «Экономика образования».

Экономика образования молодое и быстро развивающееся научное направление. Она изучает:

Предметом изучения являются отношения, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления услуг и благ, создающихся в образовательной сфере.

Отношения в системе образования имеют отличительную особенность. Они ограничены в возможностях коммерциализации.

Ситуация осложняется на стадии перехода знаний в интеллектуальную собственность. Следует отметить, что в сфере образования, как нигде, очень высокий уровень присвоения интеллектуальной собственности.

Задачи экономики образования и методы их решения

Задачи, которые ставятся перед наукой экономика образования:

Как любая другая наука, экономика образования базируется на общенаучных методах познания:

Основа методологии экономики образования заложена экономической теорией. Итак, экономика образования — отрасль экономической теории, которая изучает функционирование и развитие образовательной системы, а также материальные предпосылки этих процессов и подготовку кадров.

Источник

Образование, как отрасль национальной экономики РФ

2.2 Образование, как отрасль национальной экономики РФ

Необходимым условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.

Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

— обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

— обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

— увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

— развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

— обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

— обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

— создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

— создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

— создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

— развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

— создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

— создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

— создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

— формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

— прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

— условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

— прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

— механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования:

— формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

— развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

— введение новой системы оплаты труда на всех уровнях образования как основы для заключения эффективных контрактов;

— повышение доли (не менее чем на 25 процентов) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;

— повышение доли (не менее чем на 70 процентов) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса;

— ужесточение лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам высшего профессионального образования;

— создание программ прикладного бакалавриата (не менее чем по 15 процентам направлений подготовки), обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных в сфере инновационной экономики;

— обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования социокультурных образовательных комплексов, центров квалификаций, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, ресурсных центров);

— развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования, перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 процентов учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);

— становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

— формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;

— переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;

— переход учреждений профессионального образования на систему адресных стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность нуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения;

— создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);

— введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;

— разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных учреждений и проведение сертификации всех руководителей образовательных учреждений;

— создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

— создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального образования;

— формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

— формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

— увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);

— создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;

— введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

— внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;

— внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

— наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов мигрантов трудоспособного возраста;

— обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

— институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях;

— обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;

— увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;

— обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития;

— предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;

— создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

— создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций;

— аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;

— получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;

— использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами студентов;

— обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях;

Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector