Образование как педагогический феномен

three 3075752 1920 Советы на день

Образование как педагогический феномен

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Понятие «образование» (аналогично немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Источник

Образование как процесс и результат педагогической деятельности

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Лекция 2

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают (Макаренко ( не ребенок)педагогический факт или пед явление) явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.Таким явлением действительности является образование целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

В данной лекции мы будем рассматривать основное понятие педагогики «образование» с различных точек зрения

ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОИСХОДИТ ОТ СЛОВА ОБРАЗ

Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), а в русскую литературу — известный просветитель Н. И. Новиков (1744—1818).

т.е. в самом начале должна быть цель, образ картина человека и потом начинается выстраиваться педагогическая среда приводящая к этому результату

Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность).

В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества.

Образование в общекультурном контексте емко и метафорично определил автор одной из концепций современного образования В. Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием»по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие.

«Для себя образование — это образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование — это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность»

Образование понимается и описывается как уровень(цель, результат процесса), процесс, деятельность, система.

Образование как процесс и результат педагогической деятельности

Образование как процесс это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

Образование как результат характеристика достигнутого уровня образованности.

Образование как процесс реализуется в образовательной системе, совокупности преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности — педагогической деятельности. Напомним, что образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае — это деятельность профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

640 1

Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Как для профессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь знания основ профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельностьособый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Структурными компонентами педагогической деятельности являются:

• субъект деятельности (педагог);

* субъект-объект деятельности (воспитанник);

• объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредованно влияющая на воспитанника);

Стратегическая цель педагогической деятельностисостоит в создании эффективных условий для достижения воспитанником определенного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач различного уровня сложности.

Как результат процесса образование выражается в различных уровнях образованности личности.

Образованность личности это характеристика, показатель определенного усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно м.б. представлено как часть общечеловеческой культуры. А культурным человек становится в процессе образования только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования

Главный путь получения образования – обучение. Обучение, являясь частью воспитания, направлено прежде всего на развитие интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического (образовательного) процесса.

Т.о. образование как социальное явление это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно – нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А.)

Источник

Образование как педагогический процесс и социокультурный феномен

Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализация предполагает развитие, самоопределение, самореализацию личности. Эти задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. Понятие «образование» происходит от слова «образ». Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно-ориентированной на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (Сластенин). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Сластенин отмечает, что образовательный и педагогический процесс тождественны. Педагогический процесс – это специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей обществом и самой личности, ее развитие и саморазвитие.

В образовательном процессе, несущий личностный характер взаимоотношений, появляется возможность воздействовать друг на друга и производить реальное преобразование не только в познавательной эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Воздействие на учеников может быть прямое или косвенное. В психологии выделяют 2 вида взаимодействия: конкуренция и кооперация. В педагогике выделяют 2 вида педагогических взаимоотношений: личностно-развивающее и личностно-тормозящее. Совместная деятельность педагога и ученика возникает только при реализации личностно-развивающих отношений при условиях: 1)если задачи деятельности образовательного процесса воспринимаются как групповые 2)существует взаимная зависимость при выполнении работы. Для того, чтобы совместная деятельность развивалась дальше необходимо чтобы социальные роли ребенка в процессе этой деятельности менялись. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося), общения обучающихся и обучаемых.

Направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обуславливает существование 3-х функций. Образовательная – вооружение системой ЗУН и их применение на практике. Воспитательная – вытекает из содержания форм и методов обучения, специально осуществляется посредством специального организованного общения учителя и учащегося. Развивающая – вытекает из самой природы процесса обучения, т.к. правильное обучение – всегда развивающее.

36.Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.

К серединеXX в. социализация превратилась в самостоятель­ную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, эт­нографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Почти до 60-х гг. XX в., говоря о социа­лизации, почти все ученые имели в виду развитие человека в дет­стве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Сторонники 2 подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить каксубъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Агенты социализации.Важнейшую роль в том, каким вырастает че­ловек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специ­фичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социа­лизации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Соц-ция человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграциив процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.Психологич и соц-психологич механизмы социализации: 1)Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. 2)Экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем возрасте) и неродными языками на других возрастных этапах, а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. 3)Подражание– следование кому-либо примеру, образцу поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми, а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации. 4)Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом. Также это эмоц-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами. 5)Рефлексия –внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.

1. дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

3. послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М.Андреева).

56.Человек в процессе социализации.

Как субъектЧеловек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но субъектом социализации, усваи­вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче­ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич­ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что соц явления и процессы необходимо рассматри­вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Субъектом социализации человек становится объективно, т.к. на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Результатом позитивной социализации является социализированность и воспитанность.

Объективные факторы,предопределяющие то или способст­вующие тому, что те или иные группы или конкретные люди ста­новятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий со­циализации, многочисленны и многоуровневы.

1 природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, посе­ления. Климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

3 общество и госу­дарство, в которых человек живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количе­ственные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как виктимогенные. Так, в любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зави­симости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, про­фессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отно­шению к ним общественных и государственных институтов (орга­нов управления, общественных фондов, производственных и ком­мерческих предприятий и т.д.). Соответственно и статус, и субъ­ективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных об­стоятельств.

7. группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском воз­растах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциаль­ный характер.

субъективные факторы. Это индивидуаль­ные особенности человека как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого зависит и субъ­ективное восприятие человеком себя жертвой. На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых дру­гих характерологических свойств, от генетической предрасположен­ности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социали­зации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д.

40.Социально-педагогическая виктимология.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию мож­но определить как отрасль знания, в которой:

а) на междисципли­нарном уровне изучается развитие людей с физическими, психиче­скими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества пре­допределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмо­ционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;

б) разрабатываются общие и специальные прин­ципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, мини­мизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Отклонения от нормы можно разделить на 4 группы: физич, психи­ч, пед и соц.

4. Социальные отклонения,связанные с понятием «соц норма»: детский алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество. Следует отметить, что в действительности чистых отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одно накладывается на другое.

Виды: Исаев: 1 растройство поведения 2дилинквентное поведение 3аддиктивное поведение 4девиация сексуального характера 5аутоагрессивное поведение Клейберг: 1бродяжничество 2навязчивое состояние 3наркотическое поведение 4разрушительное поведение 5отклонения в сексуальной сфере 6суицидальное поведение 7дилинквентное 8 детский подростковый «черный» юмор

Причины: 1общ-во и соц окружение 2медико-биологический фактор (особенности психического развития) 3психологические (возраст, стремление к взрослости, реакция эмансипации, жажда самоутверждения, стремление к риску), фактор личности (гипертимные подростки-правонарушители, неустойчивый тип 70%, истреойд 50%, шизойд 40%-кража, алкоголизм, эпилептойдный) 4педагогические-неправильные тактики семейного воспитания, ошибки семейного воспитания

Источник

Образование как социальный феномен.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образование как социальный феномен.

Существуют несколько подходов к анализу развития образования:

В основе третьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы образования. В качестве доминанта выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Манкгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.

Функции и содержание образования

2. функция социального контроля. Школа воспитывает законопослушных граждан. Уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в быту, пользовании транспортом. При этом школа осуществляет и прямой социальный контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;

3. функция культурной трансляции, когда образование выступает в роли генератора и хранителя культурного достояния общества.

Содержание образования определяется образовательной потребностью общества, а также, личностной потребностью в образовании.

Можно выделить следующие механизмы и рычаги реализации государственной образовательной политики.

Личностная образовательная потребность связана с созданием образа окружающего мира. Это та система ценностей, моделей поведения, которая позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире. Общество является той образовательной средой, из которой индивид получает информацию, необходимую для ориентации в окружающем мире. В этом смысле, личность имеет потребности, выходящие за рамки государственной системы образования. В структуру личностной потребности включается такая интеллектуальная социализация, как формирование «Я-концепции», ее формирование не может осуществляться вне образовательной среды. Капиталом, который человек может выгодно реализовать, в обмен на некие социальные и материальные блага. Факторами, определяющими личностную потребность в образовании являются: место жительства (географический фактор); семейные традиции (социальный фактор); материальное положение (экономический фактор). Масштаб образовательной потребности определяется количеством учащихся, желающих попасть или остаться в системе образования. В социологии он измеряется размерами контингента учащихся. На масштаб образовательной потребности влияют: демографический фактор; географический фактор; интернационализация образования.

Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, то есть, чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector