Образование как рыночная услуга

fashion 2309519 1920 Советы на день

Рынок образовательных услуг

Рынок образовательных услуг – это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги. Формирование современного рынка образовательных услуг началось в 90-х годах прошлого века. С переходом страны на рыночную экономику определились основные его сегменты: государственный и негосударственный. Но сейчас это деление не отражает в полной мере многообразия образовательного рынка. Поэтому специалисты выделяют три основных современных сегмента:

– «Белый» сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т.п.);

– «Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольных пожертвований»), без должного оформления.

– «Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий, или распространяющими свою деятельность далеко за рамками, обусловленными лицензией, а также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования (по материалам сайта marketologi.ru).

Сложность современного рынка образовательных услуг – профориентация абитуриентов. Профессиональная ориентация — это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. Большинство выпускников выбирают специальность и учебное заведение, опираясь на мнение родителей или знакомых, а также на престиж будущей профессии. Ситуацию усугубляет большой разрыв между школьной программой и требованиями при поступлении. В последние годы было предпринято много попыток сократить этот разрыв с помощью создания подготовительных курсов при высших и средних профессиональных учреждениях, а также при помощи внедрения системы Единого Государственного экзамена.

Источник

Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования

Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования

Т.А. Половова, О.С. Баталова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНКА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются общие характеристики, специфические черты и особенности образовательных услуг, которые кардинально отличают их от других товаров и услуг. Рассматриваются основные подходы к определению «образовательная услуга».

Ключевые слова: образовательная услуга, образовательный продукт, образовательная программа

Многие исследователи сходятся на том, что основным направлением деятельности вуза является предоставление образовательных услуг, но не дают однозначного определения в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром или продуктом вуза. Так, А.О. Ченцов предлагает следующее определение: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт – это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [12, с.120-123]. Из определения видно, что образовательная услуга является результатом научно-педагогического труда, которая создается с целью удовлетворения потребностей потребителя. М.А. Лукашенко выделяет конечный образовательный продукт – образованность индивида, и промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах [6, с. 11].

Существуют и другие точки зрения о том, что такое образовательная услуга. Так, например, А.М. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности» [10, с. 48]. Р. Джапарова под образовательной услугой понимает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» [2, с. 55]. Следовательно, образовательная услуга представляет собой взаимодействие между производителем и потребителем, в процессе оказания и приобретения этого специфического блага.

В ряде работ образовательную услугу рассматривают как процесс передачи определенной информации для усвоения, с целью получения определенного результата. С этой точки зрения образовательную услугу рассматривают многие авторы. Е.Д. Липкина под образовательной услугой понимает «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [5, с. 10]. С.А. Зайчикова придерживается этой же точки зрения и под образовательной услугой понимает «систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала» [3, с. 12].

Н.Н. Терещенко, определяя содержание образовательной услуги, отмечает, что это целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков [11, с. 21]. Автор рассматривает образовательную услугу, как комплекс знаний, направленный на развитие индивида (гражданина). Данной точки зрения придерживается и В.Н. Зотов, который дает следующее определение: «образовательная услуга – это объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе» [4, с. 13].

Некоторые авторы рассматривают образовательную услугу как деятельность образовательного учреждения направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т.А. Сон утверждает, что «… образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации …» [9].

И.Б. Романова под образовательной услугой понимает «трудовую деятельность экономической единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т.е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта» [7, с. 28]. Следует отметить что, в процессе потребления образовательная услуга включается в рабочую силу, качество которой зависит от затраченного труда преподавателей и обучающихся в процессе потребления образовательной услуги.

Более широко потребителей образовательных услуг определяет В.П. Щетинин. Под образовательной услугой он понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства [13, с. 12-13]. На наш взгляд, в определении упущен важный момент, что образовательная услуга – это взаимодействие сторон производителя и потребителя.

А.А. Браверманн рассматривает вузы как производителей товара «молодые специалисты». Высшие учебные заведения должны «обеспечить оптимальное насыщение рынка труда работниками нужной квалификации …». В конечном итоге должен быть выпущен специалист, соответствующий запросам потребителей и требованиям научно-технического прогресса» [1, с. 539].

Но о бразовательные услуги специфичны. Их специфика проявляется в сочетании традиционных характеристик услуг (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и присущим только им чертам.

Для образовательных услуг характерна низкая степень осязаемости. Потребитель образовательной услуги, обратившись в вуз, не может заранее знать результат своего обучения. Он имеет возможность лишь косвенно судить о качестве услуги на основе собственного прошлого опыта, руководствуясь мнением других потребителей, с помощью рекламного обращения.

Вторая традиционная характеристика услуг проявляется через неразрывную связь образовательных услуг от источника: образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава.

Качество образовательной услуги изменяется в связи с изменением квалификации персонала, материально-технической базы и других неотъемлемых от учебного процесса элементов. Кроме того, любая замена преподавателя может изменить результат оказания образовательной услуги, а также спрос. Один и тот же преподаватель может провести занятия по-разному, в зависимости от своего душевного и физического состояния.

Несохраняемость образовательных услуг обусловлена тем, что человеку свойственно забывать полученную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать.

Характерной чертой образовательных услуг является то, что они невещественны, то есть они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, учения, навыки, но это результат работы мозга и интеллекта человека, а не сами эти действия. Например, потребляя услуги в сфере профессионального образования, человек может накопить определенные знания, умения, навыки, развить свои интеллектуальные возможности. Но здесь есть тонкость: в этом случае накапливаются не сами услуги, не действия по формированию профессионального образования, а результаты этих действий.

Специфической чертой образовательных услуг является их оценка на протяжении всего периода обучения (сессии, аттестация).

Принятие решения о покупке (приобретении) образовательной услуги может осуществляться не столько потенциальным потребителем, сколько его родителями или лицами старшего возраста. Как правило, в приобретении среднего (полного) общего, начального профессионального, средне профессионального, высшего образования решение принимают родители. А на уровне дополнительного и послевузовского образования такое решение принимает сам потребитель, и то не всегда.

Яркой специфической чертой образовательной услуги является активное участие потребителя в процессе предоставления образовательной услуги. Без его активного интеллектуального участия процесс теряет смысл.

Еще одной специфической чертой образовательных услуг является то, что потребитель, оплачивая (не оплачивая) получаемую образовательную услугу, ожидает в дальнейшем от этой услуги возможности получения дохода (в форме заработной платы).

Образовательные услуги дополняются сопутствующими услугами (общежитие, медицинские услуги, спортивные центры, комбинат питания и др.), которые сопровождают и облагораживают процесс обучения, решают бытовые и культурные запросы потребителей, придавая этим дополнительную ценность вузу.

Особенностью образовательных услуг является удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т.е. социальная потребность в образовании.

Чрезвычайно важной особенностью образовательных услуг в сфере профессионального образования выступает обязательный государственный контроль качества их производства (потребления). Контроль обусловлен тем, что выпускнику, прошедшему государственную аттестацию выдается диплом установленного образца по определенной специальности с присвоением квалификации.

К особенностям образовательных услуг можно также отнести и то, что вузы действуют одновременно на двух взаимосвязанных рынках – рынке образовательных услуг и рынке труда.

Таким образом, учитывая специфические черты и особенности образовательных услуг, можно дать следующее определение: образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.

1. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. – М.: Экономика, ТОО «КоМаркт Лтд.», 1997. – 571 с.

2. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования. // Маркетинг. – 2005. – № 4. – С. 55-65.

3. Зайчикова С.А., Маяцкая И.Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – 115 с.

4. Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. – 21 с.

5. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 136 с.

6. Лукашенко М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. – М.: Маркет ДС, 2003. – 356 с. – (Академическая серия).

7. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. – Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. – 140 с.

8. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – № 5. – С. 48-59.

11. Терещенко Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография. – Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 2005. – 267 с.

13. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. – М.: Изд-во РЦЭО МПУ, 1995.

Источник

Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Вопросы экономики образования впервые были отражены представителем классической экономической теории Адамом Смитом в 1776 г. в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он, в частности, отметил, что «человека, изучившего с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезмерной ловкости и искусства, можно сравнить с очень дорогой машиной. Следует ожидать, что работа, которой он обучается, возместит ему, помимо и сверх обыкновенной заработной платы, все расходы на обучение, по меньшей мере, с обычной прибылью на капитал равной суммы»*. А. Смит признавал необходимость и высокую эффективность капитальных вложений в обучение квалифицированного работника. Расходы на обучение он сравнивает с расходами на капитал, которые будут возвращены данному работнику с «обычной прибылью».

Сторонники теории человеческого капитала (американские экономисты Г. Беккер, Т. Шульц и др.) ввели в экономический анализ производительной деятельности дополнительный фактор – человеческий капитал, который формируется за счет инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы.

На современной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. Важнейшим активом человеческого капитала является образование – запас знаний. Сегодня данный актив становится решающим фактором рыночного успеха, экономического роста и достойного уровня жизни. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются размерами страны, богатыми природными ресурсами и мощью финансового капитала.

Современные реформы, осуществляемые в России, затрагивают интересы большинства людей, что отражается на их материальном благосостоянии, уровне потребления, продолжительности, качестве и уровне жизни, степени трудовой и социальной активности. Поэтому повышение эффективности использования производительных сил людей, реализующих в современных условиях в форме человеческого капитала, является актуальным.

Образование относят к важной сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей экономический и социальный прогресс в данном обществе. На протяжении многих столетий образование было косвенно связанно с производством, не оказывало на него существенного влияния и не выделялось в самостоятельную отрасль. По оценке ЮНЕСКО, на рубеже XIX и XX вв. во всем мире работники просвещения решали в основном педагогические и культурологические задачи. Экономическая функция образования еще не проявилась, так как в развитых странах совершенствовался простой физический труд. Например, в Великобритании он обеспечивал в середине XIX в. существование около двух третей всего населения, и предприниматели могли нанимать рабочую силу в готовом виде. Затраты на ее подготовку были настолько несущественны, что не учитывались ни в бухгалтерских книгах предприятий, ни в трудах экономистов данного периода.

В конце XX в. в условиях научно-технической и информационной революции большинство населения экономически развитых стран мира было занято преимущественно умственным трудом. Так, например, в США к 1992 г. из 116,8 млн всех занятых в различных отраслях труда более двух третей населения приходилось на лиц преимущественно умственного труда. Аналогичную картину наблюдалась и в СССР, где свыше 80 % занятых в народном хозяйстве в 1990 г. имели высшее и специальное среднее образование. Процесс повышения образовательного уровня и усложнение функциональной грамотности во всех сферах общественной жизни характерны для всех развитых и развивающихся стран мира.

Созданная система образования все больше поглощала национальный внутренний капитал. И чем сложнее становилось производство образования для всех отраслей производства, чем быстрее развивалась социальная сфера общества, тем больше вложений из государственного бюджета делалось в сферу образования. Эти расходы стали настолько обременительными, что государствам пришлось часть их перекладывать на личные доходы и сбережения населения.

640 1

Отрасль образования стала расчетной, что повлекло за собой, с одной стороны, потребность в подготовке специалистов, способных оценивать экономическое состояние образовательной системы, а с другой – необходимость развития экономической грамотности населения страны.

Впервые в истории отечественного законодательства понятие «экономика» было применено к системе образования в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), согласно которому экономика как система образования включает в себя следующие подсистемы: экономику дошкольного образования; экономику среднего специального образования; экономику высшей школы; экономику послевузовского образования. Первым структурным звеном отрасли образования являются образовательные учреждения, имеющие статус юридического лица: детский сад, школа, училище, техникум, вуз и т.д. При этом экономика образования как система сама является подсистемой, частью народного хозяйства, социально-экономической организации общества, активно взаимодействующей с остальными его звеньями.

Результатом экономической деятельности в образовании как одной из отраслей деятельности народного хозяйства являются производство и предложение образовательных услуг. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.

В настоящее время удельный вес производства услуг возрос до 55 – 70 % общего объема производства. Это позволяет сделать вывод о том, что приоритетное производство услуг является объективной экономической закономерностью развития общества.

Образовательная услуга как экономическая категория выражает отношения между ее производителями и потребителями, отношения между людьми в процессе производства этого общественного блага. Данная услуга материальна: она выражается в способностях человека, т.е. имеет своего материального носителя, а ее результат, т.е. результат образовательного производства, – это функциональная грамотность.

Сам индивид потребляет свою функциональную грамотность (обучение) через возможность получения образования, а общество потребляет функциональную грамотность (обучение, воспитание) индивида через включение его в социальную жизнь. Производство потребляет функциональную грамотность (профессиональная подготовка) через подготовку рабочей силы индивида. Среда обитания потребляет функциональную грамотность (образование) через возможность человека уберечь природу от самого себя, т. е. не производить действия, которые могут привести к изменению хода исторических событий.

Изучение образования как особой системы и отрасли народного хозяйства невозможно без выявления особенностей ее производительных сил и экономических отношений. Экономика образования является составной частью системы отраслевых наук, которые занимаются исследованием совокупности производственных отношений во взаимодействии с производительными силами.

Предметом экономики образования является исследование и выявление экономических законов, закономерностей, категорий, которые возникают в процессе производства, реализации, обмена и потребления образовательных услуг в отрасли при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели для максимального удовлетворения потребностей подрастающего поколения, рабочей силы, всего населения данного общества в этих общеобразовательных услугах. Результат удовлетворения названных потребностей – социально-экономическая эффективность развития общества.

Объектом исследования экономики образования является социальное хозяйство, в границах которого исследуется общественное производство, а характеристика названного хозяйства в процессе этого производства претерпевает не только количественное, но и качественное изменение.

Субъектами исследования и изучения в экономике образования является та часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную деятельность: дети, учащиеся, студенты, родители (т.е. все те, кто потребляет образовательные услуги), а также воспитатели, учителя, преподаватели и работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг.

В современных условиях эффективное функционирование рынка труда невозможно без эффективно действующего рынка образования. Рынок труда должен всегда получать пополнение в виде квалифицированных кадров. Роль рынка образовательных услуг в условиях рыночной экономики существенно возрастает, так как он оказывает непосредственное воздействие на темпы экономического роста, конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках, на преодоление макроэкономической нестабильности (в частности, на объем и структуру безработицы), которое благоприятствует устойчивости функционирования рыночной системы в целом.

Другими словами, рынок образования выполняет макро- и микроэкономическую регулятивные функции, способствуя обеспечению общего равновесия экономической системы.

Функционирование рынка образования в условиях рыночной экономики имеет свою специфику, порождаемую особенностями не только образования как важнейшей отрасли народного хозяйства, но и интеллектуального продукта, производимого в ней, например образование по своей социально-экономической природе не может развиваться только на коммерческих началах. В современных условиях лишь узкий круг образовательных учреждений способен функционировать на основе самофинансирования. Образовательные услуги относятся к той группе экономических благ, которые называются общественными. Общественные блага – это такие товары и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности или являются необходимыми для удовлетворения общественных интересов. Они, как правило, финансируются государством и предоставляются не отдельным индивидуумам, а обществу в целом или отдельным социальным группам.

Рыночные отношения вносят в систему образования элементы саморегулирования. Это способствует развитию конкуренции, соперничества в привлечении потребителей образовательных услуг, что приводит к повышению качества и увеличению ассортимента этих услуг. Но даже самое рациональное экономическое поведение потребителей образовательных услуг не в состоянии обеспечить обоснованный прогноз необходимого их количества и качества на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Кроме того, государство должно обеспечивать доступность образования для граждан вне зависимости от того, к какой социальной группе они относятся, создавая предпосылки равных возможностей в учебе, распределяя услуги образования между людьми более равномерно, чем это может сделать свободный рынок.

Поэтому в настоящее время проблема заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание рыночных механизмов саморегулирования и государственного регулирования в российской системе образования.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector