Образование как сектор экономики

woman 97088 1920 Советы на день

Образование как приоритетная отрасль современной экономики часть 2

ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАНІЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

Экономическая функция образования.
Образование можно считать одним из главных факторов экономического развития общества. Оно даёт возможность возобновления, омоложения и поддержки кадрового потенциала социума. Процесс профессионального обучения должен обеспечивать получение учащимися и студентами должного уровня теоретических и практических знаний для полного освоения основ получаемой профессии.

Сущность экономического образования.
Действенное влияние на развитие производительных сил государства, наращивание результативности общественного труда, подготовка людей к профессиональной деятельности в строгом соответствии с потребностью социума. Воспроизводство представляет собой постоянное повторение и непрерывающееся возобновление производства товаров и услуг, количество которых покрывает потребности общества. Всякая форма воспроизводства является единством следующих взаимосвязанных элементов: воспроизводство национального продукта как в материальной, так и в нематериальной форме; вызванных этим соответствующих экономических отношений; общей рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду – это сумма его физических и духовных навыков, использование которых способно обеспечить социуму появление требуемых для выживания товаров и услуг. Образование также можно отнести к этой стороне человеческой деятельности, где воспроизводятся навыки индивида к труду, приобретаются общие и специализированные знания, формируются должное и ответственное отношение к труду. Образование можно назвать “подготовительным цехом” экономики государства. Главная цель образования – удовлетворение потребности общества в образовательных услугах. Образование представляет собой довольно специфическую отрасль экономики, которая удовлетворяет нужду социума в образовательных услугах, занята подготовкой теоретических и практических кадров, насыщением их нужной информацией, формированием необходимых для них знаний, умений и навыков.

Стоит отметить, что вместе с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Среди структуры духовного производства можно отметить такие важные составляющие как:

наука, которая представляет собой процесс накопления знаний о природе, социуме, самом человеке и создании им ненатурального мира, нахождение общий тенденций строения и движения окружающего нас мира, способов использования этих закономерностей в интересах общества;

образование как система, которая обеспечивает передачу научных знаний, социального опыта и навыков будущим поколениям и всему населению. Система, удовлетворяющая их нужды в образовательных услугах, а также создающая соответствующие эстетические вкусы и нравственные правила поведения в социуме;

книги и СМИ, которые способствуют расширению охвата духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), которые обеспечивают распространение информации и знаний о духовных и материальных ценностях;

идеология как основа для мировоззрения людей, их религиозных взглядов, отражающая мотивы деятельности человека

Отраслевой аспект образования.

В отношении к образованию термин отрасль неразлучно связан с научной областью. Под отраслью экономики подразумевается качественно однородный ряд предприятий, учреждений и прочих хозяйственных единиц, которые характеризуются общностью условий производства, состава кадров в разрезе профессиональной подготовки, взятых на себя функции в системе обеспечения общества, производимых товаров или услуг. Образование как отрасль является совокупностью учреждений образования, организаций и предприятий, которые осуществляют в первую очередь образовательную функцию, направленную на удовлетворение разнородных потребностей людей в такого рода услугах и подготовку квалифицированных кадров.

К подсистемам отрасли образования стоит отнести экономику дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехучилищ, высших школ и системы послевузовского образования.

Важнейшая роль образовательной отрасли народного хозяйства состоит в следующем:

Особое место образования в системе разделения труда. Это исключительная отрасль, удовлетворяющая запросы людей в услугах образования, которая специализируется на возобновлении основной производительной силы социума – квалифицированных работников всех сфер производства, а также для всех видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования жителей страны выступает как главнейший индикатор благосостояния социума. Уровень образования выражается с помощью индекса развития человека, который можно охарактеризовать по следующим пунктам: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

Каждый год обучения человека продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, разбирающиеся люди более здоровы, чем их неграмотные сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессивным состояниям, у них в большей степени наблюдаются следующие болезни: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешёвых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжёлыми физическими нагрузками.

Образование как отрасль экономики является замкнутой. В этом её отличительная особенность. Она сама для себя учит работников – преподавательский состав.

Работа в сфере образования стала одним из самых массовых сфер деятельности человека. По количеству занятых в ней отрасль образования опережает многие сферы экономики. В учреждениях образования нашей страны трудится порядка 6 млн. человек.

Особенности образовательных услуг.

Работники учреждений образования удовлетворяют нужды представителей социума в особых экономических услугах, получивших название образовательных. Они являются системой знаний и навыков, которые направлены на использование в целях удовлетворения различных потребностей личности в частности, так и общества в целом, Образовательные услуги обеспечивают удовлетворение познавательных интересов учащихся, удовлетворяют нужды индивида в духовном, умственном развитии, обеспечивают условия для самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении будущих и нынешних сотрудников, формировании и развитии их предрасположенностей к определённым сферам труда, специализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, услуги образования являются продукцией учреждений образования.

Образовательные услуги воплощаются в материальном виде: выпускаемые методические пособия, программы, учебники, учебные пособия и т.д. Правда тут они стали лишь материальным носителем этих услуг как духовных ценностей.

В условиях научно-технического прогресса и перехода общества в постиндустриальную эру на первое место выдвигаются не столько навыки и сноровка, сколько солидный багаж знаний, предрасположенность творчески мыслить. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих способностей человека.

Образовательные услуги несомненно отличаются от товаров материальной формы следующим: образовательные услуги – это не материальная, а скорее социальная (или даже духовная) ценность. От прочих нематериальных видов услуг они отличаются особым свойством – возможностью удовлетворять потребности человека в его духовном, умственном развитии и в освоении навыков и знаний выбранной специальности.

В сфере экономики образовательные услуги имеют ряд отличительных свойств:

1. создание образовательных услуг представляет собой продукт, не оставляющий вещественного осязаемого результата;

2. образовательные услуги неотделимы от преподавателя. Если продукт, имеющий вещественную форму, существует в независимости от его создателя, то образовательная услуга сопутствует человеку, её создающему;

3. с неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и отсутствие возможности их хранения и транспортировки, и как следствие, рассредоточенность и локальность учреждений образования.

4. учитывая первые два пункта можно с уверенностью утверждать, что объективная оценка качества образовательных услуг крайне затруднена.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя – преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создаётся конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда.

Под образованием понимают передачу посредством осуществляемого педагогического процесса части накопленных человечеством знаний и социального опыта, необходимых для того, чтобы обучаемый смог в полной мере освоить выбранную им профессию. Образование функционирует в рамках системы образования, под которой понимают комплекс учреждений, занимающихся непосредственно процессом обучения. Эти учреждения призваны реализовывать образовательные услуги. Образовательная услуга, как и прочие услуги, не имеет ярко выраженной материальной формы, и ознакомится с ней потребитель может лишь после её приобретения, что в свою очередь создаёт для него некоторые риски при выборе исполнителя. Таким образом, потребитель услуги в первую очередь ориентируется на имидж производителя и отзывы о его деятельности.

Также определённую сложность вызывает критерий оценки количественной стоимости образовательной услуги. Ввиду того, что процесс усвоения информации и передаваемых навыков зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от желания и возможности услышать, воспринять и запомнить учащегося и студента, относительно справедливым будет оценка потраченного усилия преподавателя во временном эквиваленте его педагогической деятельности.

Последние десятилетия ХХ века и начало века ХХI – время перехода общества от индустриальной эпохи в постиндустриальную. Растёт потребность экономики в информации. В постиндустриальной эре спросом будут пользоваться специалисты, постоянно повышающие свой уровень знаний. Некогда окончивший высшее учебное заведение специалист, не пополняющий свой багаж знаний в эпоху удваивания объёмов информации каждые несколько лет, рискует потерять рабочее место. Именно поэтому в моду входит так называемый процесс непрерывного обучения, когда человек постоянно пополняет свой багаж знаний. В связи с нарастающей важность информации как таковой, учреждения, предоставляющие образовательные услуги как классического, так и последипломного образования в экономике будут отыгрывать всё более значимую роль.

Источник

Тема 11. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки

Образование–это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как:

· производительные силы и производственные отношения сферы образования;

· следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшая школа и послевузовское образование.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых, образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно более 1 млрд. учащихся и 50 млн. педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

К особенностям образовательных услуг относятся:

— неотделимость от их непосредственного производителя;

— невозможность их хранения и транспортировки;

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса. В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.

Основной субъект образования как отрасли – образовательная организация.Она самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. ХХ века все учебные заведения были государственными. В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть:

· негосударственными в следующих организационно-правовых формах:

— частными – например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы;

— учреждениями общественных и религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;

· смешанная форма, например, государственно-коллективная.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) – экономика образования.

Экономика образования, раздел экономической теории, изучающий специфику различных форм образовательной деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного производства и нематериального накопления; научная дисциплина, разрабатывающая конкретные экономические проблемы развития образовательной сферы, рационализации педагогической и хозяйственной деятельности учреждений и органов управления образованием.

Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Первоначально вся огромная статистическая величина разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с различным уровнем образования была отнесена на долю «вклада образования» в уровень и темпы экономического роста. Результаты оказались сенсационными, поскольку на порядок превышали все затраты на обучение. Образовательный фактор был объявлен источником большей части прироста экономики, не связанного с расширением числа занятых. Эти расчёты подверглись критике. Вклад образования был уменьшен за счёт учёта влияния на заработки способностей, социального статуса работников, их семейной среды и других факторов.

В России первые расчеты экономического эффекта образования были проведены в 20-е гг. академиком С.Г.Струмилиным. Сопоставляя производительность труда рабочих с уровнем их образования, он пришел к выводу, что простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность труда рабочего на 30 %. Установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.

За последние два века экономический прогресс наиболее успешно развивающихся стран мира идет параллельно с повышением уровня образования. Среднее число лет обучения за 1800-1913 гг. увеличилось: в США – с 2,1 до 8,3; в Великобритании – с 2 до 8,1; в Германии – с 2,4 до 8,4; во Франции – с 1,6 до 7; в Италии с 1,1 до 4,8; в Японии – с 1,2 до 5,4.

В 1990-е среднее число лет обучения взрослого населения, редуцированное по качеству (год высшей школы приравнивается к двум годам средней), составило: в США – 17,6; в Германии – 15,5; во Франции – 15,3; в Японии – 14,6; в Великобритании – 13,9; в Италии – 11. Продолжительность обучения американского рабочего в 1995 г. составила 14,2 года. В десятку стран, лидирующих по уровню высшего образования, входят: США (35% трудоспособного населения имеет высшее образование), Канада (30%), Швейцария (24%), Швеция (21%), Япония (21%), Финляндия (18%), Германия (17%), Англия (15%), Франция (14%), Италия (6%).

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 13095 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

^ 13.1. Образование и наука как отрасли экономики общественного сектора.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающий-ся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается дости-жение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом.

Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения, навыки. В последнее время роль и значение образования стали рассматриваться не только с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемствен-ности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров, но и с позиций влияния на экономику страны.

Особенность отрасли образования проявляется в сочетании двух аспектов экономической эффективности образования: внутреннего и внешнего.

«Внутренний» непосредственный экономический эффект достигается рациональным использованием ресурсов в отрасли образования в целом и в каждом образовательном учреждении в частности; а также максимальном вкладом работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг, в создание национального дохода страны.

«Внешний» эффект следует рассматривать с точки зрения прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства; с позиций абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов отраслях материального производства за счет внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в сфере образования.

^ 13.2. Состояние и предпосылки преобразований в сфере образования в России.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ограниченность государственных средств, выделяемых на соответствующие цели, в России сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения.

Поданным переписи населения 2002 года образовательный уровень населения в России вырос по сравнению с 1989 годом. Из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основное общее и выше (в 1989 году- 806). Их численность составила 109,4 млн.чел. и увеличилась за межпереписной период на 20%. В полтора раза возросла численность лиц с высшим и средним специальным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имели 369 чел. Впервые удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у мужчин.

Таким образом, к началу 3 тысячелетия Россия подошла в числе наиболее образованных стран.

В то же время произошли глубокие принципиальные перемены. Эти перемены коснулись всех сторон – от форм собственности, механизмов и уровня финансирования до содержания и образовательных технологий. К концу 1980-годов система образования находилась в глубоком кризисе. Причина заключалась не только в остаточном принципе финансирования и разрушающейся материальной базе, но и главное в том, что сама система перестала соответствовать запросам общества. Деформированная отраслевая структура учебных заведений с резким превалированием тех, где готовились специалисты для промышленности и просвещения, еще более усугублялась структурой набора и, соответственно, выпуска специалистов. Возникла сложная задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с новыми требованиями современного рынка труда. В начале 90-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг.

Рынок образовательных услуг – социально-ориентированный механизм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере образования.

Становление рыночных отношений в образовании ознаменовалось:

640 1

изменением структуры и содержания подготовки специалистов, переходу к хозяйственной автономии государственных образовательных учреждений

становлении негосударственного сектора.

^ 13.3. Доля образования в экономике общественного сектора и ВВП России и в других странах.

Сфера образования наряду со сферой здравоохранения и социального обеспечения формирует уровень развития человеческого капитала нации. Поэтому при всех национальных различиях государство в странах Запада тратит на нужды образования более 4% ВВП. Медианная доля государственных ассигнований на образование в структуре ВВП у стран с высоким уровнем человеческого потенциала составляет 4,8%, стран со средним уровнем этого показателя – 4,2%, стран с низким уровнем человеческого потенциала – 2,8%. (в России – 3,1%).

Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения.

^ 14.1. Здравоохранение как элемент социальной инфраструктуры, его место и роль в общественном производстве

Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых – сохранить и повысить уровень здоровья каж-дого отдельного человека и населения в целом и внести положительный вклад в развитие общественного производства и создание национального дохода страны.

В общественной системе (государстве) здравоохранение выполняет следующие функции: 1) осуществление социальной профилактики, то есть мероприятий по охране здоровья населения; 2) оказание населению квалифицированной медицинской помощи; 3) оказание населению медико-социальной помощи (оказание наряду с медицинскими юридических, социально-бытовых, психологических, воспитательно-педагогических услуг)

Во второй половине ХХ столетия экономика здравоохранения привлекла к себе пристальное внимание как ученых так и практиков. Это связано с осознанием того факта, что здоровье населения представляет собой основной ресурс и непреходящую экономическую ценность для общества и государства. Общественное здоровье (здоровье населения) является одним из главных критериев эффективности государственного управления.

В годы после второй мировой войны ХХ века во многих странах мира имел место значительный рост расходов финансовых ресурсов на здравоохранение. ВОЗ рекомендует на охрану здоровья населения расходовать не менее 6-6,5% от ВВП.

Табл.14.1. Суммарные расходы на здравоохранение и их доля в ВВП развитых стран в России, 2000 г.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector