Образование как соц институт

girl 1848472 1920 Советы на день
Содержание
  1. Образование как социальный институт
  2. Сущность и функции образования как социального института
  3. Готовые работы на аналогичную тему
  4. Компоненты системы образования
  5. Образование как социальный институт
  6. Что значит образование как социальный институт
  7. Функции образования, определенные признаки
  8. Основные виды образования
  9. Современный институт образования
  10. Особенности социальной селекции
  11. Образование как соц институт
  12. Образование как социальный институт
  13. Понятие, история развития, сущность, признаки и функции образования как социального института. Основные звенья системы образования: дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование.
  14. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  15. 4. Кризис института образования
  16. Подобные документы

Образование как социальный институт

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и функции образования как социального института

Социальный институт – это структурированная совокупность связей и социальных норм, объединяющая существенные общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основным общественным потребностям.

Любой социальный институт формируется и функционирует, удовлетворяя определенную общественную потребность. У каждого социального института есть как ряд специфических особенностей, так и черты общие с другими институтами.

Признаки института образования:

Образование – это социальная подсистема со своей структурой. Ее основными элементами являются учебно-воспитательные учреждения, выступающие в качестве социальных организаций и социальных общностей (ученики и педагоги), учебный процесс как разновидность социокультурной деятельности.

Образование – это социальный институт, который занимается обучением индивида и включением его в разнообразные отрасли общественной жизнедеятельности, приобщает его к культуре общества.

Значимый компонент социализации людей – образование, то есть обучение индивида с целью передать ему накопленные знания и культурные ценности. Институтом образования обеспечивается социальная стабильность и интеграция общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух основных общественных потребностей – социализация членов общества и их подготовка к разным социальным ролям.

Более конкретно образование может быть рассмотрено в качестве относительно самостоятельной системы, основная функция которой – систематически обучать и воспитывать членов общества, ориентируясь на овладение определенным набором знаний, идейно-нравственных ценностей, умениями, навыками и поведенческими нормами, содержание которых зависит от социально-экономического и политического устройства общества, уровня его материально-технического развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее важной задачей, стоящей перед современным институтом образования является задача подготовки индивидов к размещению их на определенные социальные позиции в социальной структуре рассматриваемого общества, что представляет одно из наиболее значимых функциональных требований для любой социальной системы. Данную задачу решает не общеобразовательная школа, а специальное учебное заведение – училище, техникум, институт, университет и пр.

Компоненты системы образования

Система образования как институт состоит из следующих компонентов:

Совокупность норм, которыми регламентируется и организуется взаимодействие людей по вопросу обучения, говорит о том, что образование – это социальный институт. Наука вместе с образованием может рассматриваться в качестве общественного микроинститута.

Функциями образования являются:

В социологии есть понятие формального и неформального образования. Само понятие формального образования подразумевает существование в обществе специализированных учреждений и организаций, в которых протекает процесс обучения. Также в современном обществе господствует система образования, подчиняющаяся определенному официально предписанному образцу, который определяет объем получаемых знаний. Обучение определенному набору навыков и действий должно соблюдать:

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что функционирование системы формального образования определяют культурные стандарты, идеалы, политические установки, которые воплощаются в политике, проводимой государством в сфере образования.

Объект изучения социологии – это система формального образования, которая отождествляется с целостным процессом образования, так как образовательные учреждения имеют решающее значение.

Неформальное образование – это несистематизированный процесс обучения индивида знаниям и навыкам, стихийно осваиваемыми в процессе общения с окружающими сверстниками и друзьями, или через индивидуальное приобщение к культурным ценностям, усвоение информации из журналов, газет, радио и телевидения.

Неформальное образование тоже часть социализации личности, оно помогает в освоении новых социальных ролей, способствует духовному развитию, но относительно системы формального образования в современном мире ему отведена второстепенная, вспомогательная роль.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 10 02 2021

Источник

Образование как социальный институт

Что значит образование как социальный институт

Развитие современного общества немыслимо без развития образования. На данном понятии строится экономика страны, ее цивилизация и культурный уровень общества.

Образование как социальный институт — получение образования с целью формирования социума. Это целая система, которой характерна совокупность структур и форм взаимодействия.

Ярким тому примером является система дошкольного, школьного и послешкольного образования в России. Несмотря на то, что каждая упомянутая структура имеет свои черты, в комплексе их задача — подготовить личность к жизни в обществе.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Функции образования, определенные признаки

Помимо частных функций, на образование как социальный институт возлагаются и функции государственного характера. Функции с точки зрения социологии:

Основные виды образования

Очевидно, что начальным этапом образования считается получение знаний малышом в семье. Но этого для гармоничного развития, как личности, так и социума недостаточно. Каждая семья, являясь самостоятельной ячейкой общества, придерживается своих принципов воспитания и образования. Если их не редактировать в соответствии с общепринятыми нормами, то исключается формирование единого социума.

Таким образом, начальным видом образования как социального института принято считать дошкольные учреждения. Здесь дети приобретают не только необходимые навыки самообслуживания и взаимодействия, но и получают определенные знания.

Следующим этапом является школа, где особый акцент делается на профориентацию и подготовку личности к занимаемой общественной роли. Необходимо отметить, что получение знаний в обществе не ограничивается школой. Исходя из выбранного образовательного маршрута, необходимый багаж знаний закладывается в средне специальных и высших учебных заведениях.

Современный институт образования

Современное общество нуждается в высококвалифицированных кадрах. По этой причине для более качественного получения знаний разрабатываются единые цели и задачи. Их реализация осуществляется за счет налаживания работы по преемственности между различными социальными институтами. Школа среднего звена, например, дает необходимый ориентир требуемой базы знаний для младшей школы. Старшая школа ориентируется на результат обучения среднего звена при подготовке школьника к дальнейшему образовательному маршруту.

В современном мире происходит много открытий, что является причиной стремительного развития. По этой причине на получении диплома обучение специалиста не заканчивается. Чтобы его знания соответствовали времени, через определенный промежуток времени в любой отрасли необходимо проходить переподготовку или повышать квалификацию.

Особенности социальной селекции

Государственные запросы общества не направлены на удовлетворение только общественных потребностей. Особое место здесь отводится возможностям и потребностям самой личности. В подобных случаях речь идет о социальной селекции, то есть о подготовке специалистов.

Уже на начальной стадии получения образования в дошкольном учреждении используется подход дифференцированного обучения. Ребенку для усвоения предлагается множество дисциплин:

Личность здесь, как и в школе, не принуждают к углубленному усвоению определенного госзаказа, например, в воспитании первоклассных мастеров физподготовки. Ребенок вправе среди множества, предлагаемого к усвоению, сконцентрировать внимание на собственных интересах. В дальнейшем на любом этапе получения знаний у человека есть возможность развиваться в той отрасли, которая будет для него наиболее интересной.

При необходимости у человека всегда есть возможность сменить маршрут своей деятельности.

Источник

Образование как соц институт

В философской и социологической науках понятие «социальный институт» относится к числу центральных их категориально-понятийного аппарата. Под социальными институтами ими обычно понимаются высокоорганизованные объединения людей как системные образования, для которых характерны устойчивость структуры, глубина интегрированности элементов этой системы, многообразие, гибкость и динамичность их функций и др., и главной целью которой является удовлетворение основных потребностей общества в тех или иных сферах его жизнедеятельности(Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б.Костина).

Все социальные институты могут быть классифицированы по самым разным основаниям, характеризующим те или иные их структурно-динамические свойства. Наиболее распространенным является выделение так называемых организационных и регулятивных социальных институтов. Такое классификация носит, однако, относительный характер, поскольку все социальные институты выполняют и организационную и регулятивную функции, органически присущие в той или иной степени каждому из них, т.е. степень выраженности каждой из этих функций для разных институтов не одинакова.

Для организационных институтов свойственно установление, поддержание и развитие определенного типа (рода, вида) общественных связей, содержание, характер и динамика которых обусловливают организационное единство и целостность социума того или иного размера, масштаба– от семьи, школы, общественного объединения до государства и общества в целом. В зависимости от сфер жизнедеятельности, в которых складываются и развиваются те или иные общественные отношения, выделяют экономические, политические, культурные, религиозные, социальные (в узком смысле) и иные институты, объединяющие и организующие людей для решения соответствующих общественных задач.

Невозможно, и даже бессмысленно, стремиться в тех или иных практических целях провести четкое разграничение между различными социальными институтами, поскольку все они, как и сферы человеческой жизнедеятельности, естественным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. В этом смысле классификация социальных институтов по данному критерию носит относительный характер и отражает лишь ведущий вектор их социального предназначения. Тем не менее, в теоретическом отношении такое разграничение не только возможно, но и необходимо, так как это позволяет более глубоко проникнуть в природу, сущность и содержание конкретного института, понять его структурные и динамические характеристики, его связи с другими институтами. Исходя из этого, смыслообразующим признаком организационных социальных институтов, несмотря на все их частные особенности является власть(и, соответственно, властеноситель) – фундаментальная составляющая всякого управления и организации.

Предназначение регулятивных социальных институтов (социальных регуляторов) –установление, поддержание, сохранение и защита такого порядка общественных отношений в той или иной области жизнедеятельности, который в максимальной степени отвечал бы общественным потребностям и интересам в конкретной социально-исторической ситуации. Основой всякого регулятивного института всегда выступает социальная норма– выработанное в обществе в целях обеспечения объективно обусловленного упорядочения общественных отношений в различных сферах материальной и нематериальной жизнедеятельности людей общее правило поведения, закрепляемое и выражаемое определенными способами, выполнение (соблюдение) которого гарантируется обществом различными средствами, в том числе возможностями принудительного характера. К таким социальным нормам относятся обычные нормы, традиции, религиозные нормы, юридические (правовые) нормы, политические нормы, корпоративные и нормы и другие подобные правила. Однородные по своей природе нормы-правила образуют социальные регуляторы(регулятивные институты) – обычаи, мораль, религия, политика, право и др.

Особенностью социальных регуляторов является то, что установление (поддержание и т.д.) нормативного порядка общественных отношений происходит как в рамках конкретных организационных институтов, так и отношений, складывающихся между этими институтами. Однако, такая роль регулятивных институтов ни в коем случае не означает их некую вторичность по отношению к организационным институтам. Дело в том, что всякое социальное управление предполагает органичное единство власти и регуляции (нормы): социальная власть не может (не способна) достичь своих целей без опоры на социальные регуляторы, а социальные нормы (регуляторы), в свою очередь, будут бессильны без гарантии их исполнения и соблюдения со стороны механизмов социальной власти.

Для всякого социального института характерен ряд сущностных черт, выражающих его именно институциональную природу. К таким чертам следует отнести наличие:

а) особой формы организации и жизнедеятельности людей;

б) специальных учреждений и, тем самым, соответствующей группы официальных (должностных) лиц, уполномоченных выполнять необходимые социальные функции и роли по управлению и контролю за различными формами и видами деятельностью;

в) норм и принципов, регулирующих отношения между этими официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института;

г) необходимых материальных средств (общественные здания, оборудование, финансовые средства, транспорт, оргтехническое обеспечение и др.);

д) особые функции и направления деятельности.

Применительно к конкретным социальным институтам эти черты приобретают свой индивидуализированный характер, отражающим, прежде всего, сферу человеческой жизнедеятельности, для которой он создан, и его место и роль в системе всех социальных институтов.

Таким своеобразием обладает и образование, рассматриваемое как социальный институт, единство организационных и регулятивных начал которого позволяют выделить следующие его характерные черты.

Второе.Сфера образования (образовательное пространство) объективно относится к числу ведущих организационных социальных институтов уже только по той причине, что общественные отношения в сфере образования, как и во всякой другой, не могут не быть институциализированными. В литературе по проблемам образования представлены различные точки зрения на характеристику образования как социального института (Г.Е. Зборовский, Е.А. Недзвецкая, В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев и др.). Обобщение этих мнений дает основания представить образование как социальный институт каксистему определенного рода и специфическим образом организованных, управляемых и взаимосвязанных социальных структур (учреждений, организаций, объединений) и индивидов, обеспечивающих удовлетворение людьми и общественными институтами их образовательных потребностей и интересов.

Третье.Для всякого социального института одной из наиболее важных его особенностей выступают егофункции, т.е. основные направления осуществления его целей и задачи, в которых наиболее отчетливо выражается сущность той сферы жизнедеятельности, которую этот институт представляет. В этом отношении всякий социальный институт имеет управленческую природу, выражающуюся в осуществляемых этим институтом различных функциях.

Для образования как социального института также свойственны такого рода функции. В самом общем плане эти функции могут быть подразделены на две основные группы: общие (институциональные) функции, и функции специальные.

Кинституциональнымфункциям образования относятся:

обеспечение в целом в обществе и в отдельных его социальных сегментах устойчивости развития общественных отношений, социального порядка, как в сфере образования, так и за ее пределами (семья, народное хозяйство, культура и т.д.);

содействие усилению и укреплению социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди участников образовательного процесса (прежде всего, среди учащихся и педагогических работников);

стимулирование (поощрение) желательных с точки зрения общества поведения социальных групп и индивидов в сфере образования, их позитивного взаимодействия между собой в рамках современных демократических образовательных новаций, развивающейся педагогики сотрудничества, гуманизации образовательного процесса и др.;

осуществление адекватными для образования средствами и способами контроля за отклоняющимся от установленных норм и принципов поведения участников образовательных отношений;

упорядочение и сведение деятельности социальных общностей в рамках образования к общепризнанным и предсказуемым образцам социальных ролей, содействие;

формирование и развитие в сознании обучаемых (воспитанников) социально позитивных ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих наименее безболезненное «вхождение» их в социальную среду (воспитательная функция);

поддержание в обществе в целом и его институтах благоприятного морального, в целом культурного климата в обществе.

Кспециальнымфункциям образования как социального института относятся функции, отражающие своеобразие роли образования в различных сферах жизни общества. К ним, в частности, относятся экономическая, социальная, культурная, правовая функции.

Так, кэкономическимфункциям относятся формирование институтом образования социально-профессиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечение социальной и профессиональной подготовки участников производственного процесса на базе изучения востребованности народным хозяйством кадров с различным уровнем квалификации и др. Средисоциальныхфункций образования следует назвать, прежде всего, воспроизводство и изменение социальной структуры общества в целом и ее конкретных элементов; содействие социальным перемещениям, переходам социальных групп, слоев и индивидов из одних в другие (т.е. тому, что называется социальной мобильностью); способствование активному осуществлению процесса социализации личности и, тем самым, облегчению и успешности освоения ею социальных ролей.

В числекультурныхфункций образования как социального института особое место принадлежит обеспечение достигнутыми самим образованием средствами и методами использования личностью или социальной общностью национального и мирового культурного наследия, формирования и развития творческой, т.е. в собственном культурном смысле, личности, общества в целом. В несколько более узком смысле культурная функция образования реализуется через воспроизводство и развитие материальной и духовной культуры различным слоев и групп населения, но, прежде всего и главным образом, молодого поколения.

Особое место среди функций образования как социального института занимаетправоваяфункция, отражающая собой, несколько важных аспектов институциональной природы образования.

Во-первых, в сфере образования происходит приобщение людей к накопленному в данном обществе и мировым сообществом в целом правовым ценностям и знаниям, их познание и осмысление и, что самое главное, происходит формирование умений и навыков положительного правового поведения. Другими словами, в образовательном процессе на разных уровнях образования происходит формирование и развитие правосознания и правовой культуры. Тем самым, образование как социальный институт занимает свое специфическое место в правовом пространстве общества посредством реализации важнейшей функции формирования правовой личности и, в конечном счете, правового общества.

Во-вторых, для образования как социального института присущи, как дальше будет показано более подробно, особые управленческие функции, реализуемые в различных правовых формах. В соответствии с этим выделяются такие разновидности управленческих функций в сфере образования, как: а) правотворческая (нормотворческая) функция; б) правоприменительная функция; в) правоохранительная функция; г) правозащитная функция; д) контрольная функция; е) надзорная функция. В пособии эти функции в последующем рассматриваются достаточно подробно.

Таковы наиболее характерные черты образования как социального института.

Источник

Образование как социальный институт

Понятие, история развития, сущность, признаки и функции образования как социального института. Основные звенья системы образования: дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.02.2010
Размер файла 28,7 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в жизни всего общества.

1. Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции

Признаками института образования являются:

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Более конкретно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

* органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

* сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

* творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

* учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

* образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

* учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

* периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.).

К функциям образования относят:

* передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

* генерирование и хранение культуры общества;

* социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

* определение статуса личности;

* социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

* обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

* создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)

* социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

В социологии существует понятие формального и неформального образования. Сам термин «Формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций

(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, определяющему объем получаемых знаний. Обучение определенным навыкам и действиям должно соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что функционирование системы формального образования определяется в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль.

Под «Неформальным образованием» понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную и второстепенную роль. Поэтому, затрагивая социологические проблемы образования, чаще всего имеется ввиду формальное образование.

2. История развития института образования

Вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования.

Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной революции по той причине, что система образования становится ключевым фактором общественного прогресса. Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования оказывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования.

Система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу.

Выделяют три стадии в школьном образовании:

* среднее образование (10-й- 11-й классы), позволяющее расширить и углубить знания.

Роль средней школы как института социализации очень важна. Сегодня (впрочем, и раньше) мы обвиняли школу в том, что она не способна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально сориентировать его. Подразумевалось овладение одной-двумя конкретными специальностями, скажем, водителя или повара.

Школа не выполняет функцию социализатора потому, что уровень подготовки в ней постоянно снижается, а уровень требований в нынешнем вузе постоянно растет. Сократить этот разрыв призваны многочисленные посредники: репетиторы, подготовительные отделения и курсы. За 3000-5000 долларов они подготовят ваше чадо к поступлению в университет, восполнят пробел в знаниях, сократят разрыв в требованиях.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, так как выбор выпускников ориентирован на высшее образование. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реальности сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.

Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить пять основных характеристик, определяющих уровень и критерии развития высшей школы любой страны:

o доступность системы высшего образования и степень удовлетворения потребностей населения и экономики по объему и качеству предоставляемых услуг;

o степень разнообразия (диверсификации) уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур;

o качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг;

o объем, структура и источники получаемых и используемых; высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности;

o состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальной и производственной инфраструктур, систем организации и управления, т.е. основных факторов, определяющих потенциал высшей школы.

Цивилизованный мир стремится к тому, чтобы получить в свое распоряжение мощный потенциал специалистов с высшим образованием, эффективно использовать большой потенциал науки. В российском государстве этот процесс тормозится.

Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в социуме для востребованности образованных, талантливых людей. В России же востребованность в услугах высшей школы в настоящее время минимальна.

Сегодня в сфере высшего образования наблюдается ряд новых тенденций:

o происходит переструктурирование высшего образования;

o меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы;

o резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других;

o намечается рост зависимости карьеры от образования; образование на сегодняшний день является необходимым, но не единственным условием успешной карьеры;

o возникла и утверждается система платного образования.

Сравнение отечественной практики преподавания с зарубежной не в пользу последней: за рубежом преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. Поэтому студенты российских вузов отмечают, что преподаватели, приезжающие из-за рубежа, часто пытаются учить их тому, о чем они знают из школьного курса. Выпускники сегодняшней российской высшей школы успешно выдерживают конкурсный отбор и занимают высокие ответственные посты во многих крупных западных фирмах. Только в США в самых престижных и секретных областях работает более тысячи российских специалистов.

Важными факторами, влияющими на учебу студентов, являются организация общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей жизнедеятельности. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также не может не сказываться на качестве учебы.

4. Кризис института образования

Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института. Если, скажем, средняя школа не способна дать такие знания подросткам, которые будут достаточными для успешного поступления в вуз, то, стало быть, она не выполняет одну из своих важнейших функций. Длительное невыполнение или длительная дисфункция называется институциональным кризисом.

В конце 80-х началась перестройка, переход к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы:

В середине 90-х годов в вузовской науке наблюдались следующие негативные тенденции: физическая и моральная деградация научной инфраструктуры; отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже «безысходные». Престиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20% ученых посоветовали бы своим детям заниматься наукой.

Не получая от государства своевременных дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограничивать не только свои первичные потребности (в питании, одежде), но и потребности духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные потребности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4-5 раз, что нереально при современном состоянии государственного бюджета.

Изучив предложенную мне тему, можно сделать выводы о том, что от уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему, индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. В развивающихся странах расходы на образование ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил;

Подобные документы

Основные понятия статистики образования. Дошкольное, школьное и внешкольное образование. Среднее профессиональное, высшее образование. Исследование развития рынка услуг образования в Приморском крае и его анализ. Перспективы развития образования в России.

курсовая работа [90,9 K], добавлен 14.08.2010

Социальный институт образования, его функции, теоретические концепции и современные тенденции и проблемы. Основные компоненты образования как социального института. Особенности образования в современном мире. Теоретические концепции о роли образования.

презентация [681,4 K], добавлен 18.03.2014

Образование как социальная ценность. Образовательные парадигмы в традиционных обществах. Принципы и функции образования как социального института общества. Элементы системы образования России, ее модернизация на основе принципов Болонского процесса.

реферат [24,2 K], добавлен 18.05.2010

Сущность, общее понятие и структура социального института, его основополагающие признаки на примере среднего профессионального образования. Перечень важнейших социальных институтов, характеристика общих и отдельных функций, которые они выполняют.

презентация [96,8 K], добавлен 21.10.2014

Понятие образования как социального института, выполняющего функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре, его аспекты и уровни. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.

презентация [708,1 K], добавлен 12.11.2014

Система образования как фактор развития общества. Нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с ее функционированием. Цели и задачи школы как социального института в современных условиях. Основные элементы российской образовательной системы.

реферат [21,3 K], добавлен 04.03.2014

Понятие социального образования. Основные направления современного социального образования за рубежом. Современное российское социальное образование, перспективы его развития. Социальная политика и социальная структура общества, социальные отношения.

реферат [21,2 K], добавлен 15.04.2012

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector